Известия высших учебных заведений. Поволжский регион
УДК 37.01:39 Этнопедагогика 44.43.47
М. А. гызы Гадимбейли
ВОПРОСЫ ФИЗИЧЕСКОГО И НРАВСТВЕННОГО ВОСПИТАНИЯ В АЗЕРБАЙДЖАНСКОМ ФОЛЬКЛОРЕ (НА ОСНОВЕ НАХЧЫВАНСКОГО ФОЛЬКЛОРА)
Аннотация.
Актуальность и цели. Современный подход к образованию и улучшению его эффективности базируется на материальных ценностях каждого народа, прежде всего на разнообразных богатейших образцах фольклора. На современном этапе, когда идет процесс интеграции культурных ценностей одного народа в мировую культуру, переосмысление и переоценка культурно-нравственных ценностей собственного народа приобретают особую актуальность в обучении и воспитании подрастающего поколения в духе таких важных жанров устного народного творчества, как сказка, миф, легенда и предание. Цель работы - рассмотреть вопросы воспитания на основе жанров сказки и предания нахчыванского фольклора, интегрирующего в себе культурно-исторический опыт народа, закрепленный в произведениях народного искусства.
Материалы и методы. Реализация исследовательских задач осуществлялась на основе актуализации богатого педагогического потенциала художественных образцов разных жанров фольклора Нахчыванского края, отражающих нравы, обычаи и традиции, образ жизни азербайджанского народа. В ходе выполнения исследования проблемы физического и нравственного воспитания детей средствами этнической культуры привлекались разнообразные виды народно-прикладного творчества в процессе учебно-воспитательной работы и труды русских и азербайджанских педагогов в области этнопедагогики. Методологический инструментарий исследования позволяет прослеживать и анализировать поставленные вопросы в рамках и пределах «смыслового пространства» устного народного творчества, созданного на территории древнего Нахчывана.
Результаты. Исследование показало, что физическое воспитание личности, основывающееся на изучении фольклорных произведений как неотъемлемой части культурного наследия и живой культуры, является мощным средством духовного сближения различных народов, так как связь физического и нравственного воспитания с фольклором является своеобразной формой передачи информации о прошлом народа, содержащим важные сведения об образе его жизни. Непосредственное восприятие образов фольклорных жанров, как показывает педагогический опыт, стимулирует современных детей быть физически развитыми, морально и нравственно воспитанными.
Выводы. Исследование убедительно доказывает, что ознакомление детей с произведениями фольклора, осознание высоких позитивных качеств их героев пробуждают в представителях подрастающего поколения яркие представления о Родине, ее культуре, способствуют воспитанию здоровых и нравственно полезных чувств, приобщают к миру прекрасного, здоровому образу жизни. Испокон веков традиции народной педагогики воспитывали молодое поколение в духе уважения к труду народа, к национальной культуре.
Ключевые слова: нахчыванский фольклор, этнопедагогика, молодое поколение, физическое воспитание, нравственное воспитание, сказка, миф.
234
University proceedings. Volga region
№ 3 (31), 2014
Гуманитарные науки. Педагогика
M. A. kizi Gadimbayli
PHYSICAL AND SPIRITUAL TRAINING ISSUES AT AZERBAIJANI FOLKLORE (ON THE BASIS OF THE NAKHCHIVAN FOLKLORE)
Abstract.
Background. The modern approach to education and its quality improvement are based on material values of each nation, and, first of all, on various rich pieces of folklore. At the modern stage, during the process of integration of one nation’s cultural values into the world culture, reconsideration and reevaluation of moral and cultural values of a nation are of special topicality for education and fostering of the new generation in the spirit of such important genres of spoken folklore as fairy tales, myths and legends. The work is aimed at considering the problems of fostering on the basis of genres of fables and legends of Nakhchivan folklore, integrating the cultural-historical experience of the nation and fixed in the folklore pieces.
Materials and methods. Realization of the research tasks is carried out on the basis of actualization of the rich pedagogical potential of art pieces of various genres of folklore of Nakhchivan reflecting traits, traditions and the life style of Azerbaijani people. In the course of research of the problem of physical and moral fostering of children by the means of ethnic culture there have been used various types of folk applied art and works by Russian and Azerbaijani teachers in the field of ethnopeda-gogy. Methodological instruments of the research allow to monitor and analyze the set problems in the framework and limits “semantic space” of verbal folkart, originated in the area of the ancient Nakhchivan.
Results. The research showed that physical fostering of an individual based of studying of folklore pieces as an integral part of cultural heritage and live culture is a powerful means of spiritual convergence of different nations, as the bond of physical and moral fostering with folklore is a sort of a form of information transfer about the nation’s past, containing important data on its lifestyle. The direct perception of folklore genre images, as pedagogical experience has shown, stimulates modern children to be physically developed and morally educated.
Conclusions. The research convincingly proves that children’s familiarization with folklore pieces, understanding of elevated positive qualities qualities of its characters arise vivid images of the Motherland, its culture, promote education of healthy and morally useful feelings, introduce the world of the beautiful, to a healthy lifestyle. From time immemorial the traditions of folk pedagogy have fostered the young generation in the spirit of respect to people’s labor and to national culture.
Key words: Nakhchivan folklore, ethnopedagogics, new generation, physical training, spiritual training, tale, myth.
На современном этапе, когда суверенное и независимое государство Азербайджан успешно интегрируется в мировое сообщество, остро ощущается потребность в переоценке материальных и культурных ценностей и национальных обычаев и традиций этого древнего народа. С другой стороны, изменения в системе образования современного Азербайджана обусловливают необходимость целенаправленного воспитания физически и нравственно здоровых поколений - строителей будущей страны.
Отметим, что в этнопедагогике ряд важных проблем физического и нравственного воспитания изучен и исследован многими русскими и азербайджанскими педагогами (Г. Н. Волков [1], Г. Б. Нездемковская [2], Е. В. Коротае-
Humanities. Pedagogy
235
Известия высших учебных заведений. Поволжский регион
ва, Г. С. Коротаева, А. И. Фишелева [3], Н. И. Бабаева [4], А. Ш. Гашимов, Ф. Б. Садыгов [5-7], М. И. Асланлы [8], А. С. Бадалова [9], Дж. В. Дадашов [10], И. И. Алиев [11] и другие). Однако при этом вопросы воспитания в эт-нопедагогике Нахчыванского региона Азербайджана на сегодняшний день не стали объектом специального исследования. Это в первую очередь касается фольклора Нахчывана. В настоящей статье мы впервые рассматриваем вопросы воспитания на основе жанров сказки и предания нахчыванского фольклора, интегрирующего в себе культурно-исторический опыт народа, закрепленный в произведениях народного искусства.
И. С. Бочарникова [12] в своих исследованиях определяет народное искусство - фольклор - как художественную коллективную творческую деятельность народа, отражающую его основные ценности жизни, воззрения, идеалы. Понятно, что все функции, выполняемые народным искусством, по своему характеру являются социальными, так как вне социума не может быть творческой деятельности, с помощью которой решаются те или иные образовательные задачи.
Реализация исследовательских задач в работе осуществлялась на основе актуализации богатого педагогического потенциала художественных образцов разных жанров фольклора Нахчыванского края, отражающих нравы, обычаи и традиции, образ жизни азербайджанского народа. Методологический инструментарий исследования позволяет прослеживать и анализировать поставленные вопросы в рамках и пределах «смыслового пространства» устного народного творчества, созданного на территории древнего Нахчывана.
Одним из основных объектов исследования этнопедагогики, как известно, является физическое и нравственное воспитание у различных народов в разные исторические периоды. Так, азербайджанские мудрецы всегда с особой заботой и вниманием относились к вопросам воспитания, создавая в разных жанрах фольклора поучительные сюжеты и художественные произведения, отражающие связи различных видов воспитания. В частности, в маленьких сказках и дастанах (былинах), мифах, легендах и преданиях, баяты и других жанрах, входящих в нахчыванский фольклор, комплексные вопросы воспитания находят свое серьезное место. В этом смысле особо примечательны маленькие национальные сказки, обосновывающие полезность физического и нравственного воспитания в тесной связи с другими направлениями воспитания.
В частности, через физическое воспитание могут быть успешно решены другие его виды: эстетическое, нравственное, патриотическое, интернациональное, правовое и др. [13, с. 182]. При этом физическое воспитание личности, основывающееся на изучении фольклорных произведений как неотъемлемой части культурного наследия и живой культуры, является мощным средством духовного сближения разных народов.
Связь физического и нравственного воспитания с фольклором является своеобразной формой передачи информации о прошлом народа, содержащим важные сведения об образе его жизни. В мифах, легендах, преданиях, сказках раскрываются многие аспекты межчеловеческих отношений, проблемы социальной утопии. При этом произведениям устного творчества азербайджанского народа (как, собственно, и любого другого), несомненно, присущ свой национальный характер, что является важным фактором патриотического воспитания.
236
University proceedings. Volga region
№ 3 (31), 2014
Гуманитарные науки. Педагогика
В ходе выполнения исследования проблемы физического и нравственного воспитания детей средствами этнической культуры привлекались разнообразные виды народно-прикладного творчества в процессе учебно-воспитательной работы, предлагались различные сюжеты для всестороннего анализа, организовывались детские театрализованные представления. Потенциал для такой работы обнаруживает себя в необычайно богатом и разнообразном азербайджанском сказочном фольклоре, дошедшим до нас из Древнего Востока и хранящим на себе печать тех эпох и тех культур, в недрах которых создавался.
В азербайджанских сказках всегда заключена своя моральная смысловая подоплека. Она состоит в том, что жадность и злоба, коварство и вероломство, черствость и лень обязательно наказываются, а доброта и преданность, честность и физическая смекалка, упорство и трудолюбие вознаграждаются. При этом сказочный фольклор одновременно помогает детям усвоить житейскую мудрость, этические нормы общения, речевое поведение, этикетную атрибутику народа. Эти возможности сказок выделял еще Н. В. Гоголь, писавший, что «сказка может быть созданием высоким, когда служит аллегорическою одеждою, облекающею высокую духовную истину, когда обнаруживает ощутительно и видимо даже простолюдину дело, доступное только мудрецу» [14, с. 398].
Работа по воспитанию подрастающего поколения в Азербайджане издавна осуществлялась в мектебах, медресе, которые обязательно посещали мальчики с семи лет. Здесь детей обучали Корану, мусульманскому законодательству, шариату, изучались также арабский язык и родная литература. При этом с ранних лет детей приобщали к высокой поэзии - заставляли учить наизусть и декламировать «Бустан», «Гюлистан» Саади Ширази, «Лейли и Меджнун» Мухаммеда Физули, стихотворения Хафиза.
Наиболее одаренные юноши продолжали обучение в исламских университетах Дамаска, Багдада, Каира. И везде большую роль во все времена в воспитании молодого поколения играла народная педагогика. В песнях ашыгов, исполняемых на струнном инструменте сазе, в пословицах, поговорках народ воспевал физический труд как основной источник жизни, мужество, честность, героизм. С детства ребенка приучали к труду, прививали соответствующие знания, умения и навыки. В народе были популярны спортивные игры в зорхане (подобие спортивного зала - Г. М.), соревнования по национальной борьбе (гулеш), стрельбе из лука, состязания пехлеванов (силачей), конноспортивные игры, скачки на лошадях, конное поло (човган), внесенный во Всемирный список нематериального наследия ЮНЕСКО, в которых формировались внимание и память, сила, здоровый образ жизни, выносливость, ловкость, смелость. Таким образом, испокон веков традиции народной педагогики воспитывали молодое поколение в духе уважения к труду народа, к национальной культуре.
Обращаясь непосредственно к источникам, содержащим важные элементы физического воспитания и воспитания соответствующих моральнонравственных качеств, раскроем на примерах педагогический потенциал небольших сказок и мифов нахчыванского фольклора.
Так, в сказке «Гырхгонча ханум» («Ханум Сорок бутонов») [15, с. 122] повествуется о том, что в старые времена у одного падишаха не рождались
Humanities. Pedagogy
237
Известия высших учебных заведений. Поволжский регион
дети, и он по совету мунаджимов (звездочетов) женится на дочке пастуха. Старшина гарема недолюбливает дочь пастуха и при рождении двойняшек украдкой прячет их в короб и бросает в реку. Мельник вытаскивает короб из воды и спасает детей. Мальчик по имени Насир и девочка воспитываются в семье мельника как родные дети. После цепочки различных событий и приключений народная мудрость в лице простого человека одерживает победу над злом и коварством властелинов. Пафос сказки «Ханум Сорок Бутонов» состоит в прославлении героического подвига Насира, его физической силы, самопожертвования ради счастья и благополучия близких людей. В процессе коллективного обсуждения сказки дети осознают, что ее герой, противостоя враждебным силам, борясь со злом и побеждая врагов, заслуживает всеобщего внимания и любви и является образцом служения Отечеству.
Сюжет следующей сказки Нахчыванского региона «Сказка молодого дервиша» [16, с. 182] вполне доступен для театрализованного представления самими детьми под руководством педагога и посвящен двум сыновьям падишаха. В один прекрасный день наследники падишаха со свитой отправляются на охоту. По дороге им встречается лев. Увидев его, слабоумный и трусливый старший сын Арка убегает, а младший сын Джагангир остается и побеждает льва.
Изначальный смысл сказки состоит в прославлении подвига умного младшего сына падишаха Джагангира, которого народ желает видеть на троне. Эпизод со львом становится кульминацией всего повествования, и Джа-гангир избирается падишахом. Противопоставление трусливого, слабоумного старшего брата Арка умному, наделенному физической силой младшему брату Джагангиру олицетворяет два противоположных начала - зло и добро, которые ведут между собой непримиримую борьбу. В итоге обсуждения сказки дети должны осознать, что оба этих начала содержатся в каждом человеке, и от того, какое начало возьмет верх, зависит его «человеческая сущность».
В небольшой по объему сказке «Воскресение Искандера» [15, с. 231] описывается поединок обладающего огромной физической силой льва с черными дивами, сопряженный с огромными трудностями. Поединок является одной из древних и постоянных тем героических сказок тюркских народов. Победа добра над злыми силами, освобождение львом-отцом от чар колдовства сына, самопожертвование отца ради освобождения и благополучия сына, проявление единства физического и умственного воспитания - все это эталоны героизма у многих тюркских народов, служащие своеобразным ориентиром для нравственного воспитания детей.
Предание «Алтун и Зейнеб» [17, с. 72] повествует о нашествии полчищ Тимурленга (Тамерлана - Г. М.), воспевает блага родной земли. Герои предания Алтун и Зейнеб собирают вокруг себя войско численностью в двести человек и вступают в единоборство с полчищами Тамерлана, дислоцируясь в недоступной врагам крепости Алинджа. Алтун побеждает сильного врага своим умом и находчивостью. По его совету решили молоть имеющийся там известняк и сыпать на головы вражескому войску. Тамерлан принимает известняк за муку и осознает, что нет смысла дальнейшей блокады, снимает осаду и покидает Алинджу.
Легенда «Озеро Зейнеб» [17, с. 73] по фабуле является своеобразным продолжением предания «Алтун и Зейнеб». Попав в засаду, Зейнеб героиче-
238
University proceedings. Volga region
№ 3 (31), 2014
Гуманитарные науки. Педагогика
ски сражается с воинами Тамерлана, но в конце концов попадает в окружение. И чтобы не умереть в руках врага, она бросается в озеро, удивляя Тамерлана своим мужеством и смелостью. Чтобы увековечить своего героя, народ назвал озеро именем мужественной Зейнеб.
Последние тексты звучат как своеобразный гимн Нахчыванской земле, вызывающий патриотические чувства у молодых людей и призывающий их героически защищать и отстаивать свою Родину.
Таким образом, можно утверждать, что все проанализированные в ходе нашего исследования фольклорные тексты естественным образом способствуют раскрытию знаний о мире и отношении к нему, сложившихся в культурно-историческом процессе и представленных в образной, метафоричной форме, доступной для восприятия подрастающего поколения. Воспитательный потенциал фольклора Нахчыванского региона заключен в глубинных пластах позитивного отношения к миру, зафиксированного в лаконичной форме в разных жанрах устного народного творчества, содержанием которых являются устойчивые образы, имеющие определенные качественные характеристики, вызывающие симпатию или антипатию читателя.
Непосредственное восприятие этих образов, как показывает педагогический опыт, стимулирует современных детей быть физически развитыми, морально и нравственно воспитанными. Задача педагогов в этом жизненно важном вопросе заключается в том, чтобы, постоянно и целенаправленно актуализируя в воспитательном процессе образцы народной мудрости, направить усилия и природные стремления детей стать настоящими гражданами своего Отечества.
В целом проведенное исследование убедительно доказывает, что ознакомление детей с произведениями фольклора, осознание высоких позитивных качеств их героев пробуждают в представителях подрастающего поколения яркие представления о Родине, ее культуре, способствуют воспитанию здоровых и нравственно полезных чувств, приобщают к миру прекрасного, здоровому образу жизни. Фольклор каждого народа - это синтез ремесла и художественного творчества, поскольку вечные идеи, заложенные в отдельных его жанрах, оттачивались сотнями поколений мастеров-педагогов. В сказках и преданиях нахчыванского фольклора, как мы видели, прослеживаются такие важные в педагогическом отношении черты народного творчества, как его жизнеутверждающее начало, демократизм, гуманизм, преображающее, творческое отношение к действительности, гармоничное сочетание физического и морально-нравственного аспектов воспитания. Целесообразная актуализация этих начал в различных образовательных форматах, как нам представляется, является важнейшей задачей педагогической науки и практики.
Список литературы
1. Волков, Г. Н. Этнопедагогика / Г. Н. Волков. - Чебоксары : Чувашское книжное издательство, 1989.
2. Нездемковская, Г. Б. Этнопедагогика. Учебное пособие для вузов / Г. Б. Нездемковская. - М. : Академический проект, Альма Матер, 2011.
3. Коротаева, Е. В. Возможности внеклассных занятий в контексте формирования этнопедагогической культуры / Е. В. Коротаева, Г. С. Коротаева, А. И. Фише-
Humanities. Pedagogy
239
Известия высших учебных заведений. Поволжский регион
лева // Известия Академии педагогических и социальных наук. - М. ; Воронеж, 2003. - Вып. 7: Педагогика в этнокультурных традициях народа. - С. 161-164.
4. Бабаева, Н. И. Использование материалов народной педагогики в экономическом воспитании старшеклассников (на основе материалов азербайджанской народной педагогики и общеобразовательных школ) : автореф. дис. ... д-ра пед. наук / Бабаева Н. И. - Баку, 1992.
5. Гашимов, А. Ш. Азербайджанская народная педагогика : дис. ... д-ра пед. наук / Гашимов А. Ш. - Баку, 1970.
6. Гашимов, А. Ш. Народная педагогика Азербайджана / А. Ш. Гашимов. -Баку, 1993.
7. Гашимов, А. Ш. Азербайджанская народная педагогика / А. Ш. Гашимов, Ф. Б. Садыгов. - Баку, 1993.
8. Асланлы, М. И. Проблемы физического воспитания в азербайджанской литературе : дис. ... д-ра пед. наук / Асланлы М. И. - Баку : Наука и образование, 2013.
9. Бадалова, А. С. Азербайджанская народная педагогика / А. С. Бадалова. -Баку : Учитель, 2009.
10. Дадашов, Дж. В. Совместная работа школы и семьи в формировании у подростков физической культуры : автореф. дис. ... канд. пед. наук / Дадашов Дж. В. -Баку, 2012.
11. Алиев, И. И. Этнопедагогика Азербайджана / И. И. Алиев. - Баку : Наука и образование, 2009.
12. Бочарникова, И. С. Народное творчество как социальный феномен в современном российском обществе / И. С. Бочарникова. - Майкоп : Изд-во АГУ, 2010. - 243 с.
13. Ильина, Т. А. Педагогика : учеб. пособие для студентов педагогических институтов / Т. А. Ильина. - М. : Просвещение, 1969. - 576 с.
14. Гоголь, Н. В. Собрание сочинений : в 7 т. / Н. В. Гоголь. - М. : Художественная литература, 1978. - Т. 6.
15. Антология азербайджанского фольклора. Нахчыванский фольклор / Нахчыван-ское отделение НАНА. - Нахчыван : Аджеми, 2010. - Т. I. - 512 с.
16. Антология азербайджанского фольклора. Нахчыванский фольклор / Нахчыван-ское отделение НАНА. - Нахчыван : Аджеми, 2012. - Т. III. - 560 с.
17. Антология азербайджанского фольклора. Нахчыванский фольклор / Институт литературы им. Низами НАНА. - Баку : Сабах, 1994. - 375 с.
References
1. Volkov G. N. Etnopedagogika [Ethnopedagogy]. Cheboksary: Chuvashskoe knizhnoe izdatel'stvo, 1989.
2. Nezdemkovskaya G. B. Etnopedagogika. Uchebnoe posobie dlya vuzov [Ethnopedagogy. Tutorial for universities]. Moscow: Akademicheskiy proekt, Al'ma Mater, 2011.
3. Korotaeva E. V., Korotaeva G. S., Fisheleva A. I. Izvestiya Akademii pedagogicheskikh i sotsial’nykh nauk. [Proceedings of the Academy of Pedagogical and Social Sciences]. Moscow; Voronezh, 2003, iss. 7: Pedagogy in ethnocultural traditions of nations. Pp. 161-164.
4. Babaeva N. I. Ispol’zovanie materialov narodnoy pedagogiki v ekonomicheskom vospi-tanii starsheklassnikov (na osnove materialov azerbaydzhanskoy narodnoy pedagogiki i obshcheobrazovatel’nykh shkol): avtoref dis. d-raped. nauk [Application of materials of folk pedagogy in economic education of senior pupils (by the materials of Azerbaijan folk pedagogy and secondary schools): author’s abstract of dissertation to apply for the degree of the doctor of pedagogical sciences]. Baku, 1992.
5. Gashimov A. Sh. Azerbaydzhanskaya narodnaya pedagogika: dis. d-ra ped. nauk [Azerbaijani folk pedagogy: dissertation to apply for the degree of the doctor of pedagogical sciences]. Baku, 1970.
240
University proceedings. Volga region
№ 3 (31), 2014
Гуманитарные науки. Педагогика
6. Gashimov A. Sh. Narodnaya pedagogika Azerbaydzhana [Folk pedagogy of Azerbaijan]. Baku, 1993.
7. Gashimov A. Sh., Sadygov F. B. Azerbaydzhanskaya narodnaya pedagogika [Folk pedagogy of Azerbaijan]. Baku, 1993.
8. Aslanly M. I. Problemy fizicheskogo vospitaniya v azerbaydzhanskoy literature: dis. d-ra ped. nauk [Problem of physical education in Azerbaijani literature: dissertation to apply for the degree of the doctor of pedagogical sciences]. Baku: Nauka i obrazovanie, 2013.
9. Badalova A. S. Azerbaydzhanskaya narodnaya pedagogika [Azerbaijani folk pedagogy]. Baku: Uchitel', 2009.
10. Dadashov Dzh. V. Sovmestnaya rabota shkoly i sem'i v formirovanii u podrostkov fizi-cheskoy kul'tury: avtoref. dis. kand. ped. nauk [Collaboration of school and family in formation of physical culture in teenagers: author’s abstract of dissertation to apply for the degree of the doctor of pedagogical sciences]. Baku, 2012.
11. Aliev I. I. Etnopedagogika Azerbaydzhana [Ethnopedagogy of Azerbaijan]. Baku: Nauka i obrazovanie, 2009.
12. Bocharnikova I. S. Narodnoe tvorchestvo kak sotsial'nyy fenomen v sovremennom ros-siyskom obshchestve [Folkart as a social phenomenon in the modern Russian society]. Maykop: Izd-vo AGU, 2010, 243 p.
13. Il'ina T. A. Pedagogika: ucheb. posobie dlya studentov pedagogicheskikh institutov [Pedagogy: tutorial students of pedagogical universities]. Moscow: Prosveshchenie, 1969, 576 p.
14. Gogol' N. V. Sobranie sochineniy: v 7 t. [Collected works: in 7 volumes]. Moscow: Khudozhestvennaya literatura, 1978, vol. 6.
15. Antologiya azerbaydzhanskogo fol'klora. Nakhchyvanskiy fol'klor [Anthology of azerbaijani folklore. Nakhchivan folklore]. Nakhchivan branch of NANA. Nakhchyvan: Adzhemi, 2010, vol. I, 512 p.
16. Antologiya azerbaydzhanskogo fol'klora. Nakhchyvanskiy fol'klor [Anthology of azerbaijani folklore. Nakhchivan folklore]. Nakhchivan branch of NANA. Nakhchyvan: Adzhemi, 2012, vol. III, 560 p.
17. Antologiya azerbaydzhanskogo fol'klora. Nakhchyvanskiy fol'klor [Anthology of azerbaijani folklore. Nakhchivan folklore]. Nakhchivan branch of NANA. Baku: Sabakh, 1994, 375 p.
Гадимбейли Мехджебин Аскер гызы аспирант, Нахчыванский государственный университет (Азербайджан, г. Нахичевань, Университетский городок)
E-mail: [email protected]
Gadimbayli Mahjabin Asker kizi Postgraduate student, Nakhchivan State University
(University campus, Nakhchivan, Azerbaijan)
УДК 37.01:39 Этнопедагогика 44.43.47 Гадимбейли, М. А. гызы
Вопросы физического и нравственного воспитания в азербайджанском фольклоре (на основе нахчыванского фольклора) / М. А. гызы Гадимбейли // Известия высших учебных заведений. Поволжский регион. Гуманитарные науки. - 2014. - № 3 (31). - С. 234-241.
Humanities. Pedagogy
241