Научная статья на тему 'Особенности этнопедагогических идей в воспитании молодого поколения'

Особенности этнопедагогических идей в воспитании молодого поколения Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
2227
153
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Синергия
Область наук
Ключевые слова
НАРОДНАЯ ПЕДАГОГИКА / ТРАДИЦИИ / ОБЫЧАИ / НАСЛЕДИЕ / СОКРОВИЩНИЦА МУДРОСТИ / НАРОДНАЯ МУДРОСТЬ / НРАВСТВЕННОСТЬ / ГУМАНИЗМ / ЧЕЛОВЕЧНОСТЬ / ЧЕСТЬ / СОВЕСТЬ / ЭСТЕТИЧЕСКОЕ И ЭМОЦИОНАЛЬНОЕ ВЛИЯНИЕ / FOLK PEDAGOGY / TRADITIONS / CUSTOMS / HERITAGE / ABBR-VISCHNITSA WISDOM / FOLK WISDOM / MORALITY / HUMANISM / BROW-ETERNITY / HONOR / CONSCIENCE / AESTHETIC AND EMOTIONAL IMPACT

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Толубаев Ж. О., Мадмуратова З. Г.

В этой статье анализируются, исчерпывающие материалы по воспитанию подрастающего поколения по принципам народной педагогики. Ярко представлены хронологические факты с комментариями, периоды становления этнопедагогики кыргызского народа. Особенную роль в народной педагогике кыргызского народа играют народные предания, устное народное творчество, национальные обычаи и традиции.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FEATURES ETHNOPEDAGOGICAL IDEAS THE EDUCATION OF YOUNG GENERATION

This article analyzes, comprehensive materials to educate the younger generation on the principles of folk pedagogy. Bright presents a chronological facts with comments ethnopedagogics periods of formation of the Kyrgyz people. A special role is played folk traditions, folklore, national customs and traditions in the at-home pedagogy of the Kyrgyz people.

Текст научной работы на тему «Особенности этнопедагогических идей в воспитании молодого поколения»

УДК 37.017.92

Ж.О. Толубаев, З.Г. Мадмуратова

ОСОБЕННОСТИ ЭТНОПЕДАГОГИЧЕСКИХ ИДЕИ В ВОСПИТАНИИ МОЛОДОГО ПОКОЛЕНИЯ

Баткенский государственный университет

Аннотация: в этой статье анализируются, исчерпывающие материалы по воспитанию подрастающего поколения по принципам народной педагогики. Ярко представлены хронологические факты с комментариями, периоды становления этнопедагогики кыргызского народа. Особенную роль в народной педагогике кыргызского народа играют народные предания, устное народное творчество, национальные обычаи и традиции.

Ключевые слова: народная педагогика, традиции, обычаи, наследие, сокровищница мудрости, народная мудрость, нравственность, гуманизм, человечность, честь, совесть, эстетическое и эмоциональное влияние.

UDC 37.017.92

J.O. Tolubaev, Z.G. Madmuratova

FEATURES ETHNOPEDAGOGICAL IDEAS THE EDUCATION OF

YOUNG GENERATION

Batken State University

Abstract: This article analyzes, comprehensive materials to educate the younger generation on the principles of folk pedagogy. Bright presents a chronological facts with comments ethnopedagogics periods of formation of the Kyrgyz people. A special role is played folk traditions, folklore, national customs and traditions in the at-home pedagogy of the Kyrgyz people.

Keywords: folk pedagogy, traditions, customs, heritage, abbr-vischnitsa wisdom, folk wisdom, morality, humanism, brow-eternity, honor, conscience, aesthetic and emotional impact.

Народная педагогика влияет не только на глубинное развитие духовного мира человека, но и имеет большое значение в создании объема всё новых требований правды жизни [1-3]. Народная педагогика - неисчерпаемое богатство нашего народа. При условии

конкретного представления, глубокого рассуждения над воспитанием молодого поколения, народными педагогическими сокровищницами, источниками и факторами воспитания, личностными идеалами народной педагогики, народными воспитателями, это поможет шире и глубже

понять национальную педагогическую культуру [4-5].

Воспитание - будь то в древние времена или на современном этапе должно непрестанно обогащаться дополнениями, инновациями. Вместе с ствованием жизни в теорию воспитания следует включать всё более современные нововведения. Современная молодежь должна научиться ценить и уважать педагогическую сокровищницу мудрости, которая в течение многих веков от отца к сыну, от поколения к поколению передавалась и дошла до нас. Так, веками уточнявшиеся, проверявшиеся временем и опытом народа, источники образования и воспитания национальной ориентированности способствуют формированию у молодежи внутреннего духовного взгляда на мир. Потому что в воспитании, как мы упомянули выше, самыми эффективными материалами являются национальные традиции и обычаи, пословицы и поговорки, скороговорки, загадки, песни и другие [6-8]. Особо следует отметить очень сильное национальное влияние на воспитание молодого поколения народов Центральной Азии, недаром русский педагог Н.К.Крупская говорила: «Любить ребёнка, оказывать милосердие к нему россияне должны учиться у народов востока».

Веление времени - формировать подрастающее поколение не эгоистичной личностью, а личностью, заботящейся о судьбе народа, его достоинстве, процветании и благоденствии. А ведь именно эти человеческие качества составляют основное ядро общества, являются его рычагами движения. Так как ребенок, получивший воспитание в стенах школы, завтра должен строить будущее, то главной задачей каждого гражданина Кыргызстана является развитие экономики страны наряду с развитыми республиками, воспитание молодежи в русле оптимистических взглядов, культурно богатыми ради будущего кыргызского народа. В настоящее время, если понаблюдать за обще-

ством, не оставит равнодушным человека тот факт, что растет число тех эгоистичных, алчных и самонадеянных чиновников, которые не думают о судьбе народа, а только о своей жизни, о своем благополучии и обогащении. К примеру, всем известно, что во время, когда развитие экономики Японии пошло на спад, руководители государства, чиновники всю свою силу направили на образование и воспитание. Поэтому всестороннее и правильное воспитание молодежи является требованием времени и одной из самых злободневных задач.

В народе существует пословица «Если надеешься на пятничный намаз, начинай совершать омовение с четверга», в значении которого отражено требование того, что о завтрашнем дне следует думать уже сегодня. Значит, для того, чтобы завтрашний день был благодатным, следует подумать об этом сегодня. Понятия, связанные с воспитанием - первые зародыши педагогического знания, появились уже тогда, когда не было в помине и слуха о том, что будет существовать такая наука.

В какой бы то ни было эпохе зародились чистые наследия народной мудрости, известно, что они все равно сохраняют приоритеты мудрости и нравственности в народных массах [9-10].

Например, если остановиться на истории образовательно-воспитательного процесса кыргызского народа, то его можно условно разделить на три этапа:

1. Период до Октябрьской революции (до 1917-го года).

2. Советский период (1917-1991-е г.г.).

3. Период независимости (с 1991 года).

Первый период. С широким распространением исламской религии в Центральной Азии, как нам известно, арабская культура, религиозное воспитание в медресе, мечетях стало преобладать. В «Хадисах» Курани Карим Мухаммед Алейхис-Салама и источниках, изучающих их, очень много информации о воспитании, другими словами, в мусульман-

ских школах придается особое ние интернациональному воспитанию. Например, в содержании религиозных книг даются обширные мысли об жительном отношении к достоинству каждой нации, вместе с этим ся внимание на изучение языков. Поэтому такие великие мыслители древности как Аль-Хорезми, Аз-Заморшорий, Аль-Беруни, Абу Али Ибн Сина, Улугбек, А. Навои, изучив арабский, фарси и другие языки, старались довести до последующих поколений свои чистые и славные идеи в качестве наследия.

Второй период. В советское время под сильным влиянием советской идеологии оказалось сознание молодого поколения, религия, Хадисы отвергались. Молодое поколение было отрезано от национального образования и воспитания. Здесь мы не хотим очернять педагогику советского времени, но не может не огорчить то, что народная педагогика осталась в ее тени, и не вышла в свет. Это нанесло вред развитию национальной культуры, народной педагогики.

Третий период. Начиная с 1991 года после приобретения суверенитета роль народной педагогики возросла и стала выше национального культурного воспитания, широко открылась дорога для национального воспитания, переходившего из века в век и ставшее делом воспитания молодого поколения. К примеру, кыргызская народная педагогика охватывает в себя период от возникновения человечества до сегодняшнего дня.

Ребенок от рождения до взросления, до создания семьи воспитывается, истинно эстетическое, нравственное, трудовое, экологическое воспитание, физическая культура и занятие ею рассматриваются как традиционные методы народной педагогики, занимая важное место в воспитании современного поколения. Например, нравственность и гуманизм раскрывает человечность, честь, совесть, цели человека. Воспита-

ние молодежи нравственности, сознательности является одним из самых важных условий их всестороннего и гармонического развития. Говоря другими словами, этичность - качество истинной личности. А труд является самым древним и сильным средством воспитания человека, но только при условии, когда то, что он делает, оздоравливает его тело, дает основу для формирования его нравственности, и когда оказание эстетического и эмоционального влияния

интелектуального и идеального содержания будут отвечать духовным требованиям человека.

Методы народного воспитания передавались из уст в уста, от учителя к ученику из поколения в поколение. Человек не рождается хорошим или плохим, быть хорошим или плохим зависит от воспитания, родителей и среды. Самой ближайшей средой являются родители, семья и родственники, друзья. Значит, семейное воспитание является основанием воспитания в развитии и формировании каждой личности. Поэтому в великих словах наших предков содержится большое важное значение: «Саженец с корня (с начала), ребенок с детства».

Пережившие длинные исторические эпохи наследие предков - произведения устного народного творчества воспитывают у молодого поколения сознательность, любовь к труду и Родине, защищать свое отечество, человечности, дружбе, терпимости, гостеприимности, а также доброте и порядочности [11-13].

Требования и рекомендации о воспитании, опыт появились уже до возникновения методов. К примеру, истоки ставшего правилом для современного человека уважения к старшим, лежат в первобытно-общинном строе.

Кандидат педагогических наук, профессор А.Алимбеков дает народной педагогике следующее определение: «Народная педагогика - это особая система эмпирических знаний и

практических действий, направленных на воспитание в духе развитых, унаследовавшихся из поколения в поколение идей, верований,

нравственных ценностей на основе определенных географических и исторических условий, существовавшая еще до формирования наций" [14].

Работа по исследованию опыта народного образования и воспитания началась гораздо раньше появления понятий «народная педагогика» и «этнопедагогика», нам известно, что народный образовательно-

воспитательный опыт и взгляды служили источником для развития научной педагогики.

Если возьмем значение слова «Насыят» (Назидание) в кыргызском фольклоре или лексиконе, то обнаружим, что издревле в кыргызском народе честные, мудрые мыслители говорили молодежи назидания, наставления, добрые советы, в которых призывали молодежь к нравственности, честности, храбрости, быть богатырем как Манас, который думал о судьбе и будущем своего народа. Как говорит народная мудрость, "Слова старца как лекарство", "Старый человек богат умом", аксакалы вместе с научением молодежи своего жизненного опыта и множества мудрых поучений, на основе пережитого учили молодых и наставляли их на путь истинный.

Народ наш уделял большое внимание педагогической идее - прислушиваться к назидательным словам аксакалов, старших людей, идти тем же путем что и они. Неоспорим тот факт, что мудрость многочисленных мыслителей прошлых эпох, их взгляды на жизнь, чувства по отношению к народу, назидания, являясь образцами для подражания, до сих пор не потеряли своего влияния для народа. Если современная молодежь будет уважать, чтить и иделизировать ценности и наследие, оставленные нам великими мудрецами, мыслителями, великодушными предками и великими мыслите-

лями мирового масштаба, то очевидно, что это будет способствовать всестороннему, сознательному и нравственному развитию будущего поколения. Так как духовные взгляды, ценностные назидания народа, оставленные в качестве наследия, передаваясь из поколения в поколение, являются историческими наследиями предков, живущих вместе с народом.

В связи с тяжелой жизнью появляются различные проблемы. Самая главная из них - человеческие ценности. Так мы не ошибемся, если скажем, что человечность, доброта, нравственность начинают входить в число исчезающих ценностей.

Перед педагогами стоит святая задача - полноценное воспитание молодого поколения согласно требованиям завтрашнего дня, формирование воспитанной и образованной личности. На таком сложном пути будет целесообразно, если каждый воспитатель будет применять научные достижения в сочетании с народной педагогикой.

При обращении к теме современности, самой основной проблемой можно считать поиск нравственного идеала. В науке этнопедагогики в настоящее время созданы огромные предпосылки для углубления и повышения качественного уровня этнопедагогических исследований и увеличению тематической разновидности. На сегодняшний день самая магистральная тенденция - отражение актуальной темы, наблюдение за нашей современной жизнью, ее внутренним миром, деятельностью в обществе. Необходимо оценивать человека, современника на данном этапе в контексте происходящих общественно-политических, экономических и научно-технических процессов и делать из всего этого выводы.

Поэтому необходимы произведения, восхваляющие человеческий труд, усиливающие истинные гражданские чувства, влияющие на нравственный рост, завтрашнее глубокомыслие, а также нравственные ценности. А вообще, существуют такие произведения или нравственные

ценности у кыргызского народа? нечно, существуют.

В первую очередь в памяти всплыли нравственные ценности предков, их влиятельный опыт, ценные обычаи и традиции. Их жизненный опыт, ния, национальные обычаи и традиции, история, культура, подвиги и героизм, совершенные ради родины и свободы народа, а также наследия, пережившие множество испытаний, идеалы, воспитывающие молодежь, и на сегодняшний день для нашей молодежи являются вечными и достойными педагогическими источниками.

К примеру, общеизвестно, что в произведениях устного народного творчества кыргызов широко отражены такие бесценные чувства как дружба, человечность, любовь, которые определены в качестве истинных признаков человеческой добродетели. Опыт такого рода появился неслучайно. Он появился в условиях повседневной жизни трудового народа, всё обновляясь и дополняясь. Другими словами, посредством своих устных произведений народ воспитывал у молодого поколения лучшие человеческие качества, а также они служили сильным средством формирования личности [15-17].

Общеизвестно, что героические сыны и дочери нашего народа, опираясь на идеалы своих предков, совершали немеркнущие и вечные подвиги за защиту своего отечества и народа. Их подвиги в течение сотен лет передавались из поколения в поколения, от отца к сыну, и являются великим свойством, передающимся через молоко матери. Как говорят в народе: «Богатство ищи в труде, равенство - в борьбе», «Дождем зеленеет земля, трудом - народ», «Труд создал человека», «Двойня умножает поголовье, труд воспитывает джигита», «Труд народа не стареет».

Эти пословицы и поговорки кыргызского народа отражают многовековой труд народа, жизненный опыт и призывают молодежь быть трудолюбивыми, правдивыми, вежливыми, содержание

которых связано с бытом народа, веками связанного с животноводством. Посредством труда наш народ создал хорошие способы, которые широко применяли среди народа, с малых лет молодежь учили разным ремеслам и мастерству. Жизненный опыт, воспитание, оставленные им прошлым поколением, они сохраняли в своем сознании и поведении, потом передали следующему поколению. Несмотря на то, что не было специально образованных мудрецов и назидателей и воспитателей, в нравственном воспитании детей, обучении их всяким ремеслам и мастерству народ давал уроки на основе своего жизненного опыта.

В свое время вышедшие из народа мудрецы и мыслители в вопитании молодежи применяли созданные народом педагогические дастаны, легенды, сказки, пословицы и поговорки, загадки, песни-назидания, посредством которых они вели воспитательную работу. Например, загадки развивают у детей сообразительность, наблюдательность, логическое мышление. А в народных сказках всегда восхваляется честный труд, который делает человека и самым сильным, и самым умелым, и самым умным, и самым воспитанным. Значит, созданные на основе жизненного опыта наших предков назидания, обычаи и традиции, являясь народными

средствами воспитания, переживая испытания веками, личностные идеалы народной педагогики и основные педагогические понятия, всё время развиваясь, согласно новым жизненным условиям, превратились в закон и правила образцовой жизни.

На основе вышеизложенного следует отметить, что кыргызкая народная педагогика охватывает в себя различные педагогические отрасли [18-20]:

1. Педагогические идеи древних мыслителей.

2. Источники произведений устного народного творчества (легенды, дастаны, сказки, народные песни, творчество

акынов, пословицы и поговорки, загадки).

3. Народные обычаи и традиции.

4. Представление педагогических мыслей в религиозных источниках.

5. Политика руководителей народа, которая может служить образцом для воспитания и образования.

Значит, мы не ошибемся, если скажем, что доказательством того, что и создателем и наследником народной педагогики является сам народ.

Целью современной научной педагогики является изучение целей и содержания вышеуказанных

педагогических источников, а также умелое использование их в обучении и воспитании школьников. Другими

словами, изучение культурного наследия, имеющего сильное влияние, широко применяется в научных исследованиях, самое основное - обучение подрастающего поколения, школьников и студентов - наша сегодняшняя неотложная задача. Точнее говоря, решение данного вопроса зависит от способности и мастерства каждого учителя.

Подводя итоги, можно отметить, что велико значение народной педагогики в деле воспитания молодого поколения и в целом, учебно-воспитательной работе -развитие богатства ума молодежи и ее всестороннее развитие и воспитание.

Список литературы

1. Годжиева Р.Б. Воспитание культуры толерантности в народной педагогике осетин // Вестник Костромского государственного университета им. Н.А. Некрасова. 2009. Т. 15. № 4. С. 335-338.

2. Кизин М.М. Идеи славянофильства в литературно-поэтических и музыкальных произведениях // Гуманитарные, социально-экономические и общественные науки. 2013. № 5. С. 243-250.

3. Семухина Е.А. О некоторых видах тональности французского религиозного дискурса // В сборнике: Язык. Социум. Культура сборник научных статей. 2016. С. 5054.

4. Абдуллаев Р.М Народная педагогика - основа воспитания // Материалы международной научной конференции «Актуальные проблемы подготовки кадров XXI века». - Бишкек, 1999. - С. 168-169.

5. Абдуллаев Р.М., Мадмуратова З.Г. Народная педагогика - источник воспитания // Материалы региональной научно-практической конференции. - Кызыл-Кыя, 2006. С. 43-44.

6. Бутко С.С. Фасилитативное обучение слабослышащих младших школьников средствами иностранного языка // Научное обозрение. Серия 2: Гуманитарные науки. 2013. № 6 (122). С. 60-63.

7. Годжиева Р.Б. Роль ценностей этнокультуры в формировании мировоззренчески-нравственной культуры современного студента // Молодой ученый. 2015. № 3 (83). С. 750-752.

8. Кизин М.М. Ключевые особенности идей в истории развития славянофильства // Система ценностей современного общества. 2013. № 30. С. 47-49.

9. Кизин М.М. Русские поэты и вокальная лирика: исторический экскурс // Мир науки, культуры, образования. 2012. № 6 (37). С. 376-378.

10. Семухина Е.А. Общедискурсивные и специфические виды тональности французского религиозного дискурса // Наука и общество. 2015. № 4 (23). С. 52-56.

11. Изотова Н.Н. Влияние норм традиционной японской морали на формирование концепта «счастье» // Вестник МГИМО Университета. 2011. № 3. С. 253-258.

12. Кизин М.М. Особенность драматургии в содержании русской песни // Ученые записки. Электронный научный журнал Курского государственного университета. 2013. № 3-1 (27). С. 255-261.

13. Семухина Е.А. Концептуальная метафора в текстах французской женской прессы // Новая наука: Теоретический и практический взгляд. 2016. № 4-3 (75). С. 135-137.

14. Алимбеков А. Кыргызская этнопедагогика. - Бишкек, 1996.

15. Бутко С.С. Реализация фасилитативной функции учителя в иноязычном общении с младшими школьниками (на примере слабослышащих детей) // Молодой ученый. 2011. № 6-2. С. 138-144.

16. Годжиева Р.Б. Толерантность - компонент духовно-нравственной культуры личности // Знание. Понимание. Умение. 2010. № 2. С. 186-190.

17. Кизин М.М. Древнерусские вокальные традиции // Вестник Челябинского государственного университета. 2009. № 43. С. 163-166.

18. Калдыбаева А.Т. Народные акыны и воспитание. - Бишкек, 1994.

19. Кыдыралиев К. Народная педагогика - гуманная школа воспитания // Материалы 1-ой научно-практической конференции профессорско-преподавательского коллектива Талаского педагогического института «Актуальные проблемы подготовки кадров XXI века». - Талас, 1999 -С. 3-5.

20. Рахимова М., Панкова Т.В. Кыргызская народная педагогика.- Бишкек, 1994.

Информация об авторах:

Толубаев Жоро Осмонович,

Кандидат физико-математических наук, доцент, Баткенский государственный университет, г. Баткен, Кыргызстан

Мадмуратова Замира Гулбаевна,

Старший преподаватель, Баткенский государственный университет, г. Баткен, Кыргызстан

Information about the authors:

Tolubaev Joro Osmonovich,

Candidate of Physical and Mathematical Sciences, Associate Professor, Batken State University, Batken, Kyrgyzstan

Madmuratova Zamira Gulbaevna,

Senior Lecturer, Batken State University, Batken, Kyrgyzstan

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.