общественности, прямо или косвенно связанной с образовательной организацией.
В ходе исследования мы выделили два уровня новизны:
1) Конкретизация. Существующее понятие финансовой грамотности истолковано как совокупность знаний, навыков и установок в сфере финансового поведения человека, ведущих к улучшению его собственного благосостояния и повышению качества его жизни. С точки зрения управления предприятием под финансовой грамотностью руководителя понимается совокупность тех же факторов в сфере его финансового поведения, но в масштабе организации и ведущих к улучшению благосостояния организации в целом и повышению качества предоставляемых ею услуг Между тем современное государственное бюджетно-финансовое регулирование требует уточнения понятия финансовой грамотности в отношении руководителей муниципально-образовательных учреждений, её критериев оценки и степени влияния на управление качеством образования для отдельно взятого образовательного субъекта.
2) Дополнение. В рамках государственной стратегии повышения финансовой грамотности населения, рассматриваемый нами объект для проведения исследования не выделяется в отдельный сегмент, нуждающийся в финансовом развитии. Работа над проектом позволила расширить реализацию государственной программы дополнив целевую аудиторию муниципальными образовательными организациями, в лице их руководителей и сотрудников [4].
Библиографический список
Достижимые результаты. Замеры уровня финансовой грамотности руководителей, обученных по программе модуля «Организация финансово-хозяйственной деятельности образовательной организации», показали качественные и количественные изменения: повышение мотивации, желание участвовать в дальнейшей реализации проекта и увеличение показателей финансовой грамотности на 3-5%.
Апгрейд на перспективу. Неотъемлемым условием эффективности реализации программы повышения финансовой грамотности является использование обратной связи. Выстроенная индикаторная система регулярной оценки и своевременная корректировка программы позволяет повысить ее эффективность. Особое внимание при внедрении уделяется лучшим практикам в этой области. Корректировка процесса обучения направлена на реализацию авторских подходов; увеличение часов самостоятельной работы обучаемых; предоставления руководителям образовательных организаций права и возможности на изучение части учебного материала самостоятельно с последующим осуществлением контроля их работы в форме зачета, написания сообщения, реферата, подготовки презентации и индивидуальных проектов.
Блочно-модульная подача учебного материала, а также чередования лек-ционно-семинарских занятий и самостоятельной работы позволили входить в тему управления финансами поэтапно и достигать максимальных результатов на практике.
1. Распоряжение Правительства РФ от 25 сентября 2017 г. № 2039-р «Об утверждении Стратегии повышения финансовой грамотности в Российской Федерации на 2017- 2023 гг.». Available at: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_278903
2. Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-Ф3 (ред. от 13.07.2015) «Об образовании в Российской Федерации» (с изм. и доп., вступ. в силу с 24.07.2015). Available at: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_140174/
3. Проект Приказа Министерства труда и социальной защиты РФ «Об утверждении проекта профессионального стандарта «Руководитель образовательной организации». Подготовлен Минтрудом России 23.06.2016 г Available at: http://www.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc;base=PNPA;n=16035#022771108322834
4. Теория и практика повышения качества деятельности образовательных комплексов муниципалитетов и отдельных образовательных организаций: учебное пособие. В.Н. Гуров, РГ. Мазитов, Д.В. Гуров, РР Исламов, Е.В. Гурова, П.В. Чурсина, Н.Р Лютова, Д.М. Калугин, Ф.Ф. Каримов, Н.А. Иванцова, Е.В. Хамзина, Г.З. Дайнова, С.В. Малышко. НИЦ «АЭТЕРНА». Уфа, 2019.
5. Ефремова Е.А., Прикот О.Г, Виноградов В.Н., Гуров В.Н. На пути к успеху: феномен резильентной школы. Учитель Башкортостана. 2019; 2: 87 - 90.
6. Гуров В.Н., Хамзина Е.В. Формирование финансово-хозяйственной компетенции руководителей образовательных организаций общей школы (на примере фрагмента тренингового занятия). Педагогическая наука и педагогическое образование в классическом вузе: материалы Международной научно-практической конференции. 2018: 61 - 70.
7. Гуров В.Н., Мазитов РГ. Качество подготовки руководителей общеобразовательных организаций. Учитель Башкортостана. 2018; 8: 3 - 8.
8. Гуров В.Н. Руководитель образовательной организации: модернизация профессиональной переподготовки и повышение квалификации на основе инновационной составляющей в контексте требований фгосов и профстандарта. Austrian Journal of Humanities and Social Sciences. 2016; 9-10: 15 - 23.
9. Гуров В.Н., Мазитов РГ, Рудаков А.М. Инновационная кластерная лаборатория как эффективная форма повышения качества образовательных комплексов на региональном и муниципальном уровнях. Инновации в образовании. 2016; 1: 23 - 34.
10. О школах в неблагоприятных социальных условиях... Учительская газета. Сетевое издание. Зарегистрировано Роскомнадзором 6 июля 2012 года. Эл No. ФС77-50440. Available at: http://www.ug.ru/article/997
11. Внутренняя сила лидера. Коучинг как метод управления персоналом. Джон Уитмор. ООО «Альпина Паблишер», Москва, 2012.
12. Школы в сложных социальных контекстах: «тонущие» и «борющиеся». ИРО ГУ-ВШЭ И. Фрумин, М. Пинская, С. Косарецкий, Т. Плахотнюк, Москва, 2011.
References
1. Rasporyazhenie Pravitel'stva RF ot 25 sentyabrya 2017 g. № 2039-r «Ob utverzhdenii Strategiipovysheniya finansovoj gramotnosti v Rossijskoj Federacii na 2017 - 2023 gg.». Available at: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_278903
2. Federal'nyj zakon ot 29.12.2012 № 273-FZ (red. ot 13.07.2015) 'Ob obrazovanii v Rossijskoj Federacii» (s izm. i dop., vstup. v silu s 24.07.2015). Available at: http://www. consultant.ru/document/cons_doc_LAW_140174/
3. Proekt Prikaza Ministerstva truda i social'nojzaschity RF "Ob utverzhdeniiproekia professional'nogo standarta "Rukovoditel' obrazovatel'noj organizacii". Podgotovlen Mintrudom Rossii 23.06.2016 g. Available at: http://www.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc;base=PNPA;n=16035#022771108322834
4. Teoriya i praktika povysheniya kachestva deyatel'nosti obrazovatel'nyh kompleksov municipalitetov i otdel'nyh obrazovatel'nyh organizacij: uchebnoe posobie. V.N. Gurov, R.G. Mazitov, D.V. Gurov, R.R. Islamov, E.V. Gurova, P.V. Chursina, N.R. Lyutova, D.M. Kalugin, F.F. Karimov, N.A. Ivancova, E.V. Hamzina, G.Z. Dajnova, S.V. Malyshko. NIC «A'ETERNA». Ufa, 2019.
5. Efremova E.A., Prikot O.G., Vinogradov V.N., Gurov V.N. Na puti k uspehu: fenomen rezil'entnoj shkoly. Uchitel'Bashkortostana. 2019; 2: 87 - 90.
6. Gurov V.N., Hamzina E.V. Formirovanie finansovo-hozyajstvennoj kompetencii rukovoditelej obrazovatel'nyh organizacij obschej shkoly (na primere fragmenta treningovogo zanyatiya). Pedagogicheskaya nauka i pedagogicheskoe obrazovanie v klassicheskom vuze: materialy Mezhdunarodnoj nauchno-prakticheskoj konferencii. 2018: 61 - 70.
7. Gurov V.N., Mazitov R.G. Kachestvo podgotovki rukovoditelej obscheobrazovatel'nyh organizacij. Uchitel'Bashkortostana. 2018; 8: 3 - 8.
8. Gurov V.N. Rukovoditel' obrazovatel'noj organizacii: modernizaciya professional'noj perepodgotovki i povyshenie kvalifikacii na osnove innovacionnoj sostavlyayuschej v kontekste trebovanij fgosov i profstandarta. Austrian Journal of Humanities and Social Sciences. 2016; 9-10: 15 - 23.
9. Gurov V.N., Mazitov R.G., Rudakov A.M. Innovacionnaya klasternaya laboratoriya kak 'effektivnaya forma povysheniya kachestva obrazovatel'nyh kompleksov na regional'nom i municipal'nom urovnyah. Innovacii v obrazovanii. 2016; 1: 23 - 34.
10. O shkolah v neblagopriyatnyh social'nyh usloviyah... Uchitel'skaya gazeta. Setevoe izdanie. Zaregistrirovano Roskomnadzorom 6 iyulya 2012 goda. 'El No. FS77-50440. Available at: http://www.ug.ru/article/997
11. Vnutrennyaya sila lidera. Kouching kak metod upravleniya personalom. Dzhon Uitmor. OOO «Al'pina Pablisher», Moskva, 2012.
12. Shkoly v slozhnyh social'nyh kontekstah: «tonuschie» i «boryuschiesya». IRO GU-VSh'E I. Frumin, M. Pinskaya, S. Kosareckij, T. Plahotnyuk, Moskva, 2011.
Статья поступила в редакцию 29.04.19
УДК 371
Yudina A.M., Cand. of Sciences (Pedagogy), senior teacher, Department of General and Pedagogical Psychology, Vladimir State University n.a. Stoletovs
(Vladimir, Russia), E-mail: [email protected]
SOCIO-CULTURAL TOLERANCE AS A FACTOR OF FORMATION OF INFORMATION AND COMMUNICATIVE CULTURE IN STUDENTS AT HIGHER EDUCATIONAL SCHOOLS. The article presents an analysis of factors influencing how information and communication culture of higher education school students form in conditions of informatization of education on the one hand, and the virtualization of stratification systems, on the other. The author gives a detailed description of so-ciocultural tolerance as an important factor influencing the formation of information and communication culture in conditions of uncertainty and reveals the possibilities of effectively identifying a group of factors associated with it. It justifies the idea that in order to prevent informational deformation and distortion of communications, it
is necessary to use sociocultural tolerance, since it is most adequate to correct the perception of oneself and others in the context of sociocultural and informational uncertainty. The article reveals that sociocultural tolerance has a great influence on students' informational and communicative culture, and also that insufficient empathy, self-regulation, self-organization, reflection, sociocultural tolerance, cooperation, the prevalence of pragmatic values negatively affect the ability to master informational-communicative culture.
Key words: information and communication culture, information and communication environment, students, socio-cultural tolerance, higher education.
А.М. Юдина, канд. пед. наук, ст. преп. каф. общей и педагогической психологии, Владимирский государственный университет
имени Александра Григорьевича и Николая Григорьевича Столетовых, г. Владимир, Е-mail: [email protected]
СОЦИОКУЛЬТУРНАЯ ТОЛЕРАНТНОСТЬ КАК ФАКТОР ФОРМИРОВАНИЯ ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАТИВНОЙ КУЛЬТУРЫ У СТУДЕНТОВ ВЫСШЕЙ ШКОЛЫ
В статье представлен анализ факторов, влияющих на формирование информационно-коммуникативной культуры студентов высшей школы в условиях информатизации образования с одной стороны, и виртуализации стратификационных систем, с другой стороны. Автором даётся развернутая характеристика социокультурной толерантности как важного фактора, влияющего на формирование информационно-коммуникативной культуры в условиях неопределённости, и раскрываются возможности эффективного выявления группы факторов, сопряженных с ней. Обосновывается мысль о том, что для превенции информационной деформации и искажения коммуникаций необходимо применение социокультурной толерантности, поскольку она наиболее адекватна к коррекции восприятия себя и другого в условиях социокультурной и информационной неопределенности. В статье выявлено, что социокультурная толерантность оказывает большое влияние на информационно-коммуникативную культуру студентов, а также, что недостаточный уровень эмпатии, саморегуляции, самоорганизации, рефлексии, социокультурной толерантности, сотрудничества, преобладание прагматических ценностей отрицательно влияют на возможность овладения информационно-коммуникативной культурой.
Ключевые слова: информационно-коммуникативная культура, информационно-коммуникативная среда, студенты, социокультурная толерантность, высшая школа.
Информатизация образования затрагивает различные витальные аспекты саморазвития и самореализации молодёжи. Мы разделяем мнение эстонского социолога М.Х. Титма, определяющего, студенческую молодёжь как социальную группу, обладающую самоопределением, свободно выбираемого жизненного пути, траектория которого заложена обществом и ограничивается достигнутым уровнем социального развития [1]. Таким образом, формирование информационно-коммуникативной культуры, определяемой нами как осознанная форма коммуникации, способность к онтологическому анализу семиозисов, симулякров, действительных явлений социокультурной среды в условиях неопределенности через преодоление гипостазирования в понимании фактов и формирования потребности к поиску истины, затрагивает вопросы раскрытия индивидуальных возможностей, способностей, талантов молодых людей. Проблема определения ведущего фактора в формировании информационно-коммуникативной культуры связана с её многоаспектностью и высокой степенью интеграции с другими науками.
В современной педагогике нет единого мнения о том, что должна включать в себя единая концепция информационно-коммуникативной культуры и её роль в современном цифровом обществе, учитывая специфику политического, исторического, экономического, духовного и социального устройства мира. Но необходимо учитывать, что глобализация информационного и виртуального пространства, с одной стороны, повышающая открытость и доступность социокультурной среды, с другой стороны, повышает атомизации социальных организаций посредством создания виртуальной стратификации, и, как следствие, приводит к изменению традиционных форм общения и расширением роста ситуаций, связанных с неопределённостью. Способность к осознанному и обдуманному принятию решений не является самоочевидным качеством у студента даже при высокой экстернальности локус контроля и понимании необходимости социальной ответственности. Не менее хаотично, самобытно и бесконтрольно может происходить отрицание творческого, эвристического, креативного подходов к доступной информации. Неопределённость обуславливает потребность и присутствие особых навыков в работе с информационными потоками: онтологичность, систе-матизированность знаний, критичность в выявлении следственно-причинных связей, неординарность мышления, креативность, коммуникативную грамотность, эмпатичность. При таком подходе для принятия суждения молодому человеку требуется ряд специальных знаний, умений и навыков, поскольку в неопределенных ситуациях происходит увеличение негативного влияния социально-перцептивных стереотипов, сужение приемов самореализации и саморегуляции, нивелирование грамотной поисковой активности. Но, как отмечает исследователь М.В. Климова, сегодня происходит рост агрессивности в молодёжной среде, что требует развития навыка аргументации собственной точки зрения в дискуссии, умения вести конструктивный диалог, целью которого является признание двусторонней перспективы и совместного поиска истины. М.В. Климова констатирует, что появившееся противостояние между индивидами, группами, нациями обусловлено существующей агрессией в массовом сознании к иной точке зрения [2]. Таким образом, происходит преобладание стереотипизации, «модной информации» над потребностью в истине, виртуализация коммуникаций над традиционным общением изменяет форму получаемой информации, а, следовательно, и культуру ее распространения [3].
Невозможно научить студента информационно-коммуникативной культуре только отталкиваясь от её формального определения, она должна соотноситься
с личным выбором человека. Таким образом, для формирования информационно-коммуникативной культуры необходимо использовать социокультурную толерантность, определяемую «как комплексное свойство личности, активную форму коммуникации и взаимодействия, при которых формируется признание двусторонней перспективы в общении между старшеклассником и «Другим» для совместного поиска истины и устанавливаются толерантные отношения, подразумевающие диалог» [3].
Б.П Ананьев характеризует студенческий возраст, как возраст, обладающий высокой степенью чувствительности, тревожности, проявляющейся при взаимодействии с социокультурной средой. Именно студенческий возраст подходит для развития социогенных потенций человека, например, социально обусловленное происхождение дифференцированных моделей поведения [4, с. 3 - 15]. В таких условиях получение высшего образования, гуманитарного, в частности, качественно меняет мировоззренческую картину мира, информацию об окружающей социокультурной среде, изменяет личностные качества молодого человека, проявляющиеся в новой деятельности.
Б.П Ананьев, И.С. Кон отмечают, что обучение в вузе имеет следующие границы - это, с одной стороны, второй период юности, а, с другой стороны, первый период зрелости, для которых характерна информационная насыщенность в её витальном максимуме [4; 5]. Никогда уровень знаний человека не достигает такого пика как после окончания школы, поскольку знания о многих предметах, направлениях коррелируют между собой и позволяют сделать самый оптимальный профессиональный и личностный выбор. Поэтому студенческий возраст выступает оптимальным периодом, в силу количества и сложности, происходящих в его время, процессов для формирования личностных черт, усиления мотиваций, векторизации мышления в поисках смолообразований (нравственного выбора [6], смысла жизни, экзистенциальных границ и т. д.).
Исследователь Е.В. Картавщикова отмечает, что ведущей жизненной интенцией на данном возрастном этапе выступает экзистенциальное стремление к самоопределению [7]. Мы разделяем мнение Э. Эриксона, в части, где он определяет кризис идентичности как возрастной кризис... атрибут жизненного пути человека, в процессе которого происходит замена детских желаний и юношеских фантазий реальными целями [8].
Следовательно, студенческий возраст является оптимальным для формирования информационно-коммуникативной культуры в русле векторизации самоопределения и социокультурной идентификации [9].
Во Владимирском государственном университете имени Александра Григорьевича и Николая Григорьевича Столетовых с 2016 по 2019 гг было проведено исследование, в котором приняли участие 622 студента с целью выявления факторов, влияющих на формирование информационно-коммуникативной культуры.
По результатам исследования общей коммуникативной толерантности по методике В.В. Бойко [10] 21,2% респондентов обладают ею на высоком уровне; по результатам экспресс-опросника «Индекс толерантности» ПУ. Солдатовой, О.А. Кравцовой, О.Е. Хухлаева, Л.А. Шайгеровой [11] было выявлено, что 80% опрошенных студентов обладают низким уровнем социокультурной толерантности; по вопроснику измерения толерантности В.С. Магун, М.С. Жамкочьян, М.М. Магура [11] было выявлено, что 78,9% опрошенных студентов обладают низким уровнем социокультурной толерантности; по методике для характеристики уровней толерантности / интолерантности П.В. Степанова [11] - высокий уровень социокультурной толерантности демонстрируют 9% респондентов; количество