Библиографический список
1. Борытко Н.М. Антропологическое понимание педагогической ситуации в структуре образовательного процесса. Известия Волгоградского государственного педагогического университета. 2015; 2 (97): 11 - 15.
2. Вестник ПСТГУ. IV: Педагогика. Психология. 2006; Вып. 3: 107 - 122.
3. Слободчиков В.И. Образовательная среда: реализация целей образования в пространстве культуры. Новые ценности образования: культурные модели школ. Вып. 7. Инноватор-Bennet college. Москва, 1997: 177 - 184.
4. Новикова Л.И. Школа и среда. Москва: Изд-во «Знание», 1985.
5. Поливанова Н.И., Ермакова И.В. Образовательная среда в школах разных типов. Психологическая наука и образование. 2000; 3: 72 - 80.
6. Козырев В.А. Построение Модели гуманитарной образовательной среды. Available at: //http://www.uni-altai.ru/Journal/pedagog/pedagog_7/a06.htm
References
1. Borytko N.M. Antropologicheskoe ponimanie pedagogicheskoj situacii v strukture obrazovatel'nogo processa. Izvestiya Volgogradskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo universiteta. 2015; 2 (97): 11 - 15.
2. Vestnik PSTGU. IV: Pedagogika. Psihologiya. 2006; Vyp. 3: 107 - 122.
3. Slobodchikov V.I. Obrazovatel'naya sreda: realizaciya celej obrazovaniya v prostranstve kul'tury. Novye cennostiobrazovaniya: kul'turnye modelishkol. Vyp. 7. Innovator-Bennet college. Moskva, 1997: 177 - 184.
4. Novikova L.I. Shkola isreda. Moskva: Izd-vo «Znanie», 1985.
5. Polivanova N.I., Ermakova I.V. Obrazovatel'naya sreda v shkolah raznyh tipov. Psihologicheskaya nauka iobrazovanie. 2000; 3: 72 - 80.
6. Kozyrev V.A. Postroenie Modeli gumanitarnoj obrazovatel'noj sredy. Available at: //http://www.uni-altai.ru/Journal/pedagog/pedagog_7/a06.htm
Статья поступила в редакцию 11.03.19
УДК 374.1
Khamzina E.V., senior teacher, Institute for Educational Development of the Republic of Bashkortostan, Department of Theory and Practice of Education
Management (Ufa, Russia), E-mail: [email protected]
Gurov V.N., Professor, Doctor of Sciences (Pedagogy), Head of Department, Institute of Educational Development of the Republic of Bashkortostan,
Department of Theory and Practice of Education Management (Ufa, Russia), E-mail: [email protected]
FORMATION OF FINANCIAL LITERACY OF THE LEADER OF THE EDUCATIONAL ORGANIZATION. The article speaks of the urgent need for the development of financial and economic competence among the leaders of educational organizations. The analysis of scientific and pedagogical experience and experimental research allow formulating a concept of financial literacy and define the criteria for its formation. The research is based on the materials of the study; the module was developed for the formation of financial literacy of heads of educational organizations. The development of financial and economic competence among managers will allow them to competently manage resources, make strategically correct decisions and independently look for new sources of funding. The author concludes that the formation of the head of the educational organization financial and economic competence will allow him to manage resources wisely, make strategic decisions and to look for sources additional funding.
Key words: financial literacy, resource management, financial and economic competence, entrepreneurship.
Е.В. Хамзина, ст. преп. каф. теории и практики управления образованием, Институт развития образования Республики Башкортостан, г. Уфа,
Е-mail: [email protected]
В.Н. Гуров, проф., д-р пед. наук, зав. каф. теории и практики управления образованием, Институт развития образования
Республики Башкортостан, г. Уфа, Е-mail: [email protected]
ФОРМИРОВАНИЕ ФИНАНСОВОЙ ГРАМОТНОСТИ РУКОВОДИТЕЛЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОГАНИЗАЦИИ
В статье говорится о назревшей необходимости развития у руководителей образовательных организаций финансово-хозяйственной компетенции. Проведенный анализ научно-педагогического опыта и экспериментальные исследования позволили сформулировать понятие финансовая грамотность и определить критерии её сформированности. На материалах исследования был разработан модуль формирования финансовой грамотности руководителей образовательных организаций. Развитие финансово-хозяйственной компетенции у руководителей позволит им грамотно управлять ресурсами, принимать стратегически верные решения и самостоятельно искать новые источники финансирования. Автор делает вывод о том, что формирование у руководителя образовательной организации финансово-хозяйственной компетенции позволит ему грамотно управлять ресурсами, принимать стратегически важные решения и самостоятельно искать источники дополнительного финансирования.
Ключевые слова: финансовая грамотность, управление ресурсами, финансово-хозяйственная компетенция, предпринимательство.
В последние годы Правительство Российской Федерации все большее внимание уделяет повышению финансовой грамотности населения как одному из факторов экономического развития страны и повышения качества жизни каждого её гражданина. Так, распоряжением Правительства РФ № 2039-р от 25 сентября 2017 утверждена Стратегия повышения финансовой грамотности в Российской Федерации на 2017 - 2023 годы (далее Стратегия) [1]. Решение задачи по повышению охвата и качества финансового образования и информирования населения в области финансового образования, согласно Стратегии, планируется вести по нескольким направлениям деятельности. Среди них выделены такие, как:
• актуализация и внедрение элементов финансовой грамотности в образовательные программы образовательных организаций на базе федеральных государственных образовательных стандартов и (или) примерных основных образовательных программ различных уровней образования;
• овладение универсальной компетенцией в области экономической культуры, в том числе финансовой грамотности, выпускниками по программам бакалавриата (специалитета) по всем направлениям подготовки и специальностям;
• содействие внедрению элементов финансовой грамотности в основные и дополнительные образовательные программы;
• подготовка и апробацию современных учебно-методических материалов по актуальным и приоритетным темам финансовой грамотности для различных возрастных групп, а также их актуализацию;
• обеспечение постоянно действующей подготовки, профессиональной переподготовки и повышения квалификации методистов, тьюторов, учителей и преподавателей по основам финансовой грамотности на базе федеральных и региональных методических центров, формируемых в рамках проекта, а также федерального государственного автономного образовательного учреждения дополнительного профессионального образования «Академия повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования».
Внесенные изменения в Законе «Об образовании в Российской Федерации» N 273-Ф3 (ред. от 13.07.2015 года) демонстрируют расширение полномочий образовательных организаций в экономической сфере, в частности ст. 47 Предпринимательская деятельность образовательного учреждения заменена Главой 13 Экономическая деятельность и финансовое обеспечение в сфере образования, где идёт речь о видах экономической деятельности, затрагивающей разные направления хозяйствования: по управлению имуществом собственника, по распоряжению результатами интеллектуальной деятельности образовательных организаций, по осуществлению образовательной деятельности на основе договоров [2]. Главным действующим лицом, осуществляющим поиск и управле-
ние ресурсами в образовательной организации, является её непосредственный руководитель.
Проект профессионального стандарта «Руководитель образовательной организации» выделяет 5 обобщенных функций: общее руководство организацией; развитие организации; управление ресурсами, имеющимися в распоряжении организации; представление интересов организации в контактах с органами власти, местного самоуправления и другими организациями (в том числе и зарубежными, если речь идет о высшем образовании); управление исследовательской, аналитической, конструкторской и учебно-производственной деятельностью [3].
Реализация функции «Управление ресурсами» опирается на умение руководителя образовательной организации анализировать и определять потребности образовательной организации в ресурсах с учётом стратегических и тактических задач; на умение планировать и контролировать эффективное распределение ресурсов образовательной организации, их рациональное использование; а также на умение оценивать финансовую эффективность проведённого комплекса работ и отдельных бизнес-процессов образовательной организации, оценивать риски в ведении финансовой деятельности организации. В условиях неустойчивой экономической среды руководителю образовательной организации приходится думать и действовать как предпринимателю, а предприимчивый менеджер активно ищет возможности. Чтобы образовательная организация развивалась необходимо периодически оценивать и менять её цели в соответствии с изменениями внешней среды и самой организации, и должны меняться люди, работающие над реализацией этой цели, меняться в первую очередь должен сам руководитель. Требуется мыслить бизнес-процессами и менять старый подход к управлению на новый.
К вышесказанному присоединяется ограниченность целевой аудитории в направлении действий и усилий государства при реализации стратегии повышения финансовой грамотности населения.
Обозначенная проблема нашла отражение в работах Е.А. Суховиенко, С.А. Севостьяновой («Формирование финансовой грамотности в основной общеобразовательной школе» 2017); Е.Б. Лавренова, М.М. Шалашова, Н.В. Новожилова, А.К. Самохина под редакцией Н.И. Берзон и П.К. Бондарчук («Системно-де-ятельностный подход к организации процесса обучения основам финансовой грамотности»); С.П Вагина, Е.Н. Суровушкина, («Содержательное наполнение и методические подходы к организации процесса обучения основам финансовой грамотности»); И.Д. Чечель («Директор школы и его команда: стратегия и тактика коллективного профессионального развития»); Н.А. Шкляева («Проблемы определения компетентности руководителя муниципального образовательного учреждения») и других.
Проведённый нами анализ научной литературы по проблеме позволяет сформулировать следующие позиции:
- формирование финансовой грамотности лидеров образовательных учреждений становится неотъемлемой составляющей в достижении целей реализации Стратегии Российской Федерации до 2023 года.
- сложность и многообразие финансовых услуг и инструментов побуждает расширять компетенции управленцев образовательных организаций.
- недостаточное количество образовательных программ и разработок для повышения финансовой грамотности руководителей образовательных организаций, требует активизации работы образовательных структур и ученых, занимающихся этой проблемой.
Базой исследования явилась кафедра теории и практики управления образованием Института развития образования Республики Башкортостан, осуществляющая реализацию программ повышения квалификации и дополнительного профессионального обучения.
Исследование проводилось в 2017 - 2018 учебном году. Количество исследованных по источникам слушателей составило 427 человек.
В качестве инструментария использовали анкету. Анкета представила собой скомплектованный по различным финансово-хозяйственным направлениям пакет вопросов и включила несколько разделов. В частности, отдельный раздел состоял из вопросов связанных с законодательной базой, куда входило несколько вопросов на определение знаний руководителями образовательных организаций законов и законопроектов, а также разработанных и внедряемых, концепций и стратегий правительственного и федерального уровней, и изменений к ним, содержание и требования которых, непосредственно влияют на управление образовательными процессами. Раздел финансово-кредитная деятельность образовательной организации включил в себя такие понятия как виды кредитования, участники процесса кредитования, роль кредитования в образовательном процессе и непосредственно образовательный кредит. Отдельный блок был посвящен общим знаниям в сфере финансов и финансовых инструментов, таким как инвестирование, брокерское обслуживание, страхование и размещение депозитов. Также в анкету были включены вопросы, связанные с ведением бухгалтерского учета в образовательных организациях, планированием, бюджетированием и целеполаганием.
Предметом анализа при входном тестировании стал финансовый словарный запас директоров средних школ. Мы предположили, что первоначальным
фактором, свидетельствующим о финансовой грамотности руководителя, будет его словарный запас. В основе ставится вопрос: насколько язык финансов понятен директору? Группа руководителей, состоящая из произвольно взятых директоров, заместителей директоров образовательных организаций, проходивших на тот момент обучение по программе профессиональной переподготовки, показала следующие результаты:
- Дали определения всем предложенным терминам 22,2% участников;
- Дали определения неполному списку терминов 77,8% участников;
- Не смогли дать определения ни одному термину - 0.
Из полученных определений:
- правильными оказались 29,5% слов;
- близко к правильным, но не точными 18% слов;
- совсем не верными 35% слов;
- остались без определений 17, 5% слов.
Таким образом, более 52% слов из финансового словаря оказались непонятными для руководителей образовательных организаций, 18% имели расплывчатое представление об их значении. Стало очевидным, что развитие финансовой грамотности необходимо начинать с расширения словарного запаса, а затем раскрытия сути финансовых инструментов и использования в повседневной управленческой деятельности.
На материалах исследования был разработан модуль по формированию финансовой грамотности руководителя образовательной организации, включающий [1]:
I Законы
1. Законодательная база.
II Финансово-хозяйственная деятельность. Предпринимательство.
1) ОО как финансово-хозяйственный объект. Денежные отношения.
2) Бухгалтерский учёт. Актив и пассив.
3) Кредиты
4) Предпринимательство
• Цель
• Мотивирующий подъем
• Финансовый план
III Финансовая грамотность. Лидерство.
1) Финансовая грамотность, понятие, терминология, мотивация развития.
2) Технология «финансовый словарь».
3) Лидеры и управленцы.
4) Компетенции руководителя.
5) Технология «Колесо лидера»
6) Источники энергии.
IV Технологии-инструменты управления финансами.
1) Мотивация персонала. Инвестирование в команду.
2) Технология «Нематериальная мотивация».
3) Партнерские договора.
4) Пранты.
5) Технология «Заявка на грант».
Мы определяем понятие финансовая грамотность как совокупность знаний, навыков и установок в сфере финансового поведения человека, ведущих к улучшению благосостояния и повышению качества жизни, а финансовую грамотность руководителя образовательной организации как профессиональную компетенцию, ведущую к улучшению благосостояния самой образовательной организации и повышению качества предоставляемых ею услуг.
Проведя вторичный замер по описанной ранее методике, мы наблюдали качественные изменения и увеличение показателей финансовой грамотности на 3-5%. Коме того, результаты вторичной диагностики сформированности финансово-хозяйственной компетенции позволили сделать следующие выводы:
Руководители общеобразовательных учреждений нуждаются в формировании и развитии финансовой компетенции, которые должны происходить в процессе непрерывного образования.
Положительным моментом исследования стал факт осознания руководителями собственной некомпетентности в ряде финансовых вопросов, что повлияло на их мотивацию к дальнейшему обучению в рамках профессиональной переподготовки и повышения квалификации.
Апгрейд на перспективу. Проведённые исследования и внедрение модуля «Организация финансово-хозяйственной деятельности образовательной организации» способствовали повышению качества понимания руководителями образовательных организаций сущности и ясности этой деятельности в общем процессе управлении организации.
Формирование у руководителя образовательной организации финансово-хозяйственной компетенции позволит ему грамотно управлять ресурсами, принимать стратегически важные решения и самостоятельно искать источники дополнительного финансирования [2]. Умелое использование ресурсов влияет на показатели финансовой устойчивости организации и даже, косвенно, на качество предоставляемых ею образовательных услуг за счёт повышения комфорта образовательного процесса и оснащённости его сопутствующим оборудованием и рабочими материалами.
Библиографический список
1. Об утверждении Стратегии повышения финансовой грамотности в Российской Федерации на 2017 - 2023 гг. Распоряжение Правительства РФ от 25 сентября 2017 г № 2039-р.
2. Об образовании в Российской Федерации. Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-Ф3. Ред. от 13.07.2015. Изм. и доп., вступ. в силу с 24.07.2015.
3. Гуров В.Н., Хамзина Е.В. Формирование финансово-хозяйственной компетенции руководителей образовательных организаций общей школы (на примере фрагмента тренингового занятия). Педагогическая наука и педагогическое образование в классическом вузе: материалы Международной научно-практической конференции. 2018: 61 - 70.
4. Гуров В.Н., Каримов Ф.Ф. Исследование эффективности формирования компетенции толерантность у руководителей образовательных организаций на основе модуля «Формирование ключевой компетенции толерантность у руководителей образовательных организаций». Педагогическая наука и педагогическое образование в классическом вузе: материалы Международной научно-практической конференции. 2018: 137 - 141.
5. Об утверждении проекта профессионального стандарта «Руководитель образовательной организации. Проект Приказа Министерства труда и социальной защиты РФ. Подготовлен Минтрудом России 23.06.2016.
References
1. Ob utverzhdenii Strategiipovysheniya finansovoj gramotnosti v Rossijskoj Federacii na 2017 - 2023 gg. Rasporyazhenie Pravitel'stva RF ot 25 sentyabrya 2017 g. № 2039-r.
2. Ob obrazovanii v Rossijskoj Federacii. Federal'nyj zakon ot 29.12.2012 № 273-FZ. Red. ot 13.07.2015. Izm. i dop., vstup. v silu s 24.07.2015.
3. Gurov V.N., Hamzina E.V. Formirovanie finansovo-hozyajstvennoj kompetencii rukovoditelej obrazovatel'nyh organizacij obschej shkoly (na primere fragmenta treningovogo zanyatiya). Pedagogicheskaya nauka i pedagogicheskoe obrazovanie v klassicheskom vuze: materialy Mezhdunarodnoj nauchno-prakticheskoj konferencii. 2018: 61 - 70.
4. Gurov V.N., Karimov F.F. Issledovanie 'effektivnosti formirovaniya kompetencii tolerantnost' u rukovoditelej obrazovatel'nyh organizacij na osnove modulya «Formirovanie klyuchevoj kompetencii tolerantnost' u rukovoditelej obrazovatel'nyh organizacij». Pedagogicheskaya nauka i pedagogicheskoe obrazovanie v klassicheskom vuze: materialy Mezhdunarodnoj nauchno-prakticheskoj konferencii. 2018: 137 - 141.
5. Ob utverzhdenii proekía professional'nogo standarta "Rukovoditel' obrazovatel'noj organizacii. Proekt Prikaza Ministerstva truda i social'nojzaschity RF. Podgotovlen Mintrudom Rossii 23.06.2016.
Статья поступила в редакцию 18.02.19
УДК 37.02
Khompodoeva M.V., Cand. of Sciences (Pedagogy), senior lecturer, North-Eastern Federal University (Yakutsk, Russia), E-mail: [email protected]
Antipina M.D., MA student, North-Eastern Federal University (Yakutsk, Russia), E-mail: [email protected]
AUTHENTIC VIDEOTAPES AS MEANS OF INSTRUCTION MONOLOGIC SPEECH AT ENGLISH LESSONS. The article discusses the use of authentic video materials, as well as the diagnosis of the formation of oral speech skills of students in grade 7. The pedagogical interest in the use of video materials is increasing, since the materials are based on realities, as well as on current trends in the language and country of the language being studied. A diagnosis of students of 7 classes is conducted in order to identify speaking skills and monologue speech. A series of exercises is worked out and tested using authentic video materials to increase the level of monologue speech of students. The exercises correspond to the contents and requirements of the modules for the training material. Secondary school students are gradually preparing to take the basic English language exam. Thus, on the basis of a systematic diagnosis of the condition of students and the continuous adjustment of methodological trajectories from an intermediate state, students approach the planned results of education. The use of video materials creates motivation for speaking skills. Electronic educational resources for English teachers with authentic materials are presented.
Key words: English, speech, monologue speech, authentic materials, speaking skills.
М.В. Хомподоева, канд. пед. наук, доц., Северо-Восточный федеральный университет им. М.К. Аммосова, г. Якутск,
E-mail: [email protected]
М.Д. Антипина, магистрант, Северо-Восточный федеральный университет им. М.К. Аммосова, г. Якутск, E-mail: [email protected]
АУТЕНТИЧНЫЕ ВИДЕОМАТЕРИАЛЫ КАК СРЕДСТВО ОБУЧЕНИЯ МОНОЛОГИЧЕСКОМ РЕЧИ НА УРОКАХ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА
В статье рассматривается применение аутентичных видеоматериалов, а также диагностика сформированности навыков устной речи учащихся 7 класса. Педагогический интерес к использованию видеоматериалов возрастает, поскольку материалы основаны на реалиях, а также на современных тенденциях в языке и стране изучаемого языка. Проведено диагностирование учащихся 7 классов с целью выявления умений и навыков говорения, монологической речи. Разработаны и апробированы упражнения с использованием аутентичных видеоматериалов на повышение уровня монологической речи учащихся. Упражнения соответствуют содержанию и требованиям модулей к учебному материалу. Учащиеся среднего школьного звена постепенно готовятся к сдаче основного государственного экзамена по английскому языку. Таким образом, на основе систематической диагностики состояния учащихся и непрерывной корректировки методических траекторий из промежуточного состояния учащиеся приближаются к планируемым результатам образования. Применение видеоматериалов формирует мотивацию к навыкам устной речи. Представлены электронные образовательные ресурсы для учителей английского языка с аутентичными материалами.
Ключевые слова: английский язык, устная речь, монологическая речь, аутентичные видеоматериалы, навыки говорения.
В устную часть экзамена по английскому языку в блок «Говорение» вводятся новые требования и задания, возникает необходимость в дополнительной методической базе, которая бы обеспечила качественную подготовку учащихся. На экзамене учащиеся должны продемонстрировать сформированность и высокий уровень владения речевыми умениями и навыками английского языка. В общеобразовательных школах, по дисциплине «Английский язык» в основном, уроки посвящены отработке грамматических и лексических навыков, говорению не уделяется достаточного внимания. Статья направлена на изучение одного из видов речевой деятельности, а именно монологического высказывания и поиск наиболее подходящих средств его развития.
По определению известного методиста-психолога И.А. Зимней, монолог -это «большая или меньшая часть диалога, всегда предполагающего наличие собеседника» [1].
В ходе анализа теоретических исследований по проблеме формирования коммуникативных умений и навыков у учащихся 7 класса мы, прежде всего, определили важность коммуникативного общения в повседневной жизни. От умения человека общаться зависят успешность профессиональной деятельности, ак-
тивность в общественной жизни, единство деятельности, обучение, познание и многое другое [2].
Роль и место монологической речи в обучении иностранному языку рассматривали такие известные методисты, как Е.И. Пассов, А.А. Леонтьев и другие. Они определили важность устной речи тем, что выработка умений и навыков устной речи позволяет учащимся использовать свои знания на иностранном языке, в понимании иноязычной речи, гибко варьировать, переносить усвоенные единицы в другие ситуации и использовать их для выражения собственных мыслей для всего этого необходимо создание на уроке коммуникативной атмосферы [3].
Целью проведённой нами диагностики является выявление уровня сфор-мированности навыков монологической речи у учащихся средней ступени обучения.
Диагностика сформированности навыков устной речи проводилась с помощью диагностических методов: анкетирования, наблюдения. Мы провели анкетирование среди учащихся 7 «г» и 7 «е» МОБУ СОШ №31 г Якутска, цель которой была - определение психолого-педагогической особенности обучения монологической речи и выявления уровня сформированности навыков устной речи. Для