Библиографический список
1. Абдуразаков М.М., Ниматулаев М.М., Сурхаев М.А. Развитие методической системы подготовки учителя информатики к использованию средств информационных и коммуникационных технологий. Информатика и образование. 2008; 12: 101 - 106.
2. Бессолицина РВ. Инновационные подходы к организации научно-методической работы. Методист. 2006; 1: 25 - 27.
3. Гаджиева З.К., Курбанова А.М. Роль и место традиционных и инновационных технологий в системе образования. Профессиональное образование: исторические традиции и современность: Сборник научных трудов. Махачкала, 2016: 32 - 38.
4. Гончарова С.Ж. Методическая деятельность: сущность, проблемы, организация. Новокузнец. ин-т повышения квалификации. Новокузнецк: Изд-во ИПК, 1999.
5. Горохова Ю.В. Изменение роли учителя в современной школе. Молодой учёный. 2016; 14: 528 - 530. Available at: https://moluch.ru/archive/118/32759/
6. Дударева Л.П., Панов А.И. Методическая работа в системе общего образования субъекта РФ (структурно-функциональный аспект). Методист. 2005; 2: 21 - 25.
7. Информационные и коммуникационные технологии в образовании. Т.Г. Везиров, З.К. Гаджиева, Ю.С. Князева и др. Махачкала, 2015.
8. Коростелева Н.В. Методическая работа в инновационных образовательных учреждениях. Методист. 2005; 4: 17 - 21.
9. Курбанова А.М. Современное развитие информатизации образования. Профессиональное образование: исторические традиции и современность: сб. науч. тр. II Международной научно-практической конференции. Махачкала, 2017: 35 - 39.
10. Магомедов РМ., Ниматулаев М.М., Сурхаев М.А. Введение проектных задач как прообраза проектной деятельности в образовательной школе. Известия Чеченского государственного педагогического института. 2010; 4: 185 - 189.
11. Макарова Т.Н., Макаров В.А. Организация деятельности методического объединения в школе. Москва, 2010.
12. Перспективы развития научных исследований в 21 веке. Под редакцией М.А. Сурхаева. Махачкала, 2016.
13. Сурхаев М.А., Ниматулаев М.М., Магомедов РМ. Инновационная деятельность учителя в условиях внедрения информационных технологий в образование. Дагестан - IT - 2015: Сб. науч. тр. Махачкала, 2015: 153 - 156.
14. Федорова Т.Т. Приоритетные направления деятельности методической службы. Методист. 2005; 5: 24 - 26.
15. Черноусова Ф.П. Организация методической работы в школе (рекомендации). Завуч. 2004; 7: 103 - 128.
References
1. Abdurazakov M.M., Nimatulaev M.M., Surhaev M.A. Razvitie metodicheskoj sistemy podgotovki uchitelya informatiki k ispol'zovaniyu sredstv informacionnyh i kommunikacionnyh tehnologij. Informatika i obrazovanie. 2008; 12: 101 - 106.
2. Bessolicina R.V. Innovacionnye podhody k organizacii nauchno-metodicheskoj raboty. Metodist. 2006; 1: 25 - 27.
3. Gadzhieva Z.K., Kurbanova A.M. Rol' i mesto tradicionnyh i innovacionnyh tehnologij v sisteme obrazovaniya. Professional'noe obrazovanie: istoricheskie tradiciiisovremennost': Sbornik nauchnyh trudov. Mahachkala, 2016: 32 - 38.
4. Goncharova S.Zh. Metodicheskaya deyatel'nost': suschnost', problemy, organizaciya. Novokuznec. in-t povysheniya kvalifikacii. Novokuzneck: Izd-vo IPK, 1999.
5. Gorohova Yu.V. Izmenenie roli uchitelya v sovremennoj shkole. Molodoj uchenyj. 2016; 14: 528 - 530. Available at: https://moluch.ru/archive/118/32759/
6. Dudareva L.P., Panov A.I. Metodicheskaya rabota v sisteme obschego obrazovaniya sub'ekta RF (strukturno-funkcional'nyj aspekt). Metodist. 2005; 2: 21 - 25.
7. Informacionnye ikommunikacionnye tehnologii v obrazovanii. T.G. Vezirov, Z.K. Gadzhieva, Yu.S. Knyazeva i dr. Mahachkala, 2015.
8. Korosteleva N.V. Metodicheskaya rabota v innovacionnyh obrazovatel'nyh uchrezhdeniyah. Metodist. 2005; 4: 17 - 21.
9. Kurbanova A.M. Sovremennoe razvitie informatizacii obrazovaniya. Professional'noe obrazovanie: istoricheskie tradicii i sovremennost': sb. nauch. tr. II Mezhdunarodnoj nauchno-prakticheskoj konferencii. Mahachkala, 2017: 35 - 39.
10. Magomedov R.M., Nimatulaev M.M., Surhaev M.A. Vvedenie proektnyh zadach kak proobraza proektnoj deyatel'nosti v obrazovatel'noj shkole. Izvestiya Chechenskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo instituta. 2010; 4: 185 - 189.
11. Makarova T.N., Makarov V.A. Organizaciya deyatel'nosti metodicheskogo ob'edineniya v shkole. Moskva, 2010.
12. Perspektivy razvitiya nauchnyh issledovanij v 21 veke. Pod redakciej M.A. Surhaeva. Mahachkala, 2016.
13. Surhaev M.A., Nimatulaev M.M., Magomedov R.M. Innovacionnaya deyatel'nost' uchitelya v usloviyah vnedreniya informacionnyh tehnologij v obrazovanie. Dagestan - IT - 2015: Sb. nauch. tr. Mahachkala, 2015: 153 - 156.
14. Fedorova T.T. Prioritetnye napravleniya deyatel'nosti metodicheskoj sluzhby. Metodist. 2005; 5: 24 - 26.
15. Chernousova F.P. Organizaciya metodicheskoj raboty v shkole (rekomendacii). Zavuch. 2004; 7: 103 - 128.
Статья поступила в редакцию 10.07.19
УДК 374.1
Gurov V.N., Doctor of Sciences (Pedagogy), Professor, Laureate of the Russian Federation Government Prize in Education, Head of Department, Institute for Educational Development of the Republic of Bashkortostan, Department of Educational Management Theory and Practice (Ufa, Russia), E-mail: [email protected]
Khamzina E.V., senior researcher, Laboratory of"Pedagogical management in the development of educational complexes of municipalities and individual educational organizations", Institute of Educational Development of the Republic of Bashkortostan, Department of Theory and Practice of Educational Management (Ufa, Russia), E-mail: [email protected]
SOURCES OF FINANCING EDUCATIONAL ORGANIZATIONS: SEARCH ALGORITHM. Fundraising is a way to find resources that one needs to carry out educational activities and to supply an educational organization. The authors of the article propose their own algorithm for finding alternative sources of financing educational institutions in modern conditions. The basic idea lies in the synthesis of entrepreneurial approaches of the commercial and educational environment in terms of resource management. The article describes experience of a three-day workshop "Crisis management school", which is attended by directors and deputy directors of educational institutions of Ufa and the Republic of Bashkortostan. The article describes a fragment of a task for the workshop World Cafe - the case study of Lean Economy.
Key words: fundraising, entrepreneurship, strategic planning, goal setting, financial management of an educational organization.
В.Н. Гуров, проф., д-р пед. наук, лауреат премии правительства РФ в области образования, зав. каф. теории и практики управления образованием, Институт развития образования Республики Башкортостан, г. Уфа, E-mail: [email protected] Е.В. Хамзина, ст. научный сотрудник лаборатории «Педагогический менеджмент в развитии образовательных комплексов муниципалитетов и отдельных образовательных организаций», Институт развития образования Республики Башкортостан, каф. теории и практики управления образованием, г. Уфа, E-mail: [email protected]
ИСТОЧНИКИ ФИНАНСИРОВАНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ: АЛГОРИТМ ПОИСКА
Фандрайзинг - способ поиска ресурсов, необходимых для осуществления общеобразовательной деятельности и поддержания существования образовательной организации. Авторы статьи предлагают собственный алгоритм поиска альтернативных источников финансирования образовательных организаций в современных условиях. Основная идея заключена в синтезе предпринимательских подходов коммерческой и образовательной среды в части управления ресурсами. В статье описан опыт проведения трехдневного практического семинара «Антикризисное управление школой», участниками которого были директора и заместители директоров общеобразовательных организаций г Уфы и районов Республики Башкортостан. В статье рассмотрен фрагмент задания к практикуму «Мировое кафе» - кейс «Бережливая экономика».
Ключевые слова: фандрайзинг, предпринимательство, стратегическое планирование, целеполагание, управление финансами образовательной организации.
Введение
Финансы - огромный экономический пласт, включающий в себя такие сферы, как кредитование, инвестирование, страхование, сбережение и накопление, каждая из которых содержит в себе множество финансовых услуг на рынке потребностей, финансовых инструментов в сфере управления и финансовых технологий, и методик, для учета и распределения. Финансовая деятельность - это использование технологий и методов, которые способствуют управлению финансами. При этом очень важен результат финансовой деятельности - разница между доходами и расходами. Если превышают доходы, то разницу можно инвестировать в доходные инструменты. А если превышают расходы, то приходится искать недостающий ресурс. Весь спектр источников финансирования для государственных и негосударственных образовательных организаций разбивается на две группы. Первая - бюджетные: федеральный, региональные, местные бюджеты и различные фонды. Вторая группа источников финансирования - внебюджетные источники: спонсорство и самофинансирование, которое во многом зависит от предпринимательства образовательных организаций. Это доходы от платных образовательных услуг от управления имуществом собственника, от результатов интеллектуальной деятельности образовательных организаций. Законодатель идёт по пути унификации терминологии в образовательном законодательстве и вводит понятие «экономическая деятельность», исключая ранее использовавшиеся в статье 47 Закона «Об образовании в Российской Федерации» «приносящая доход деятельность» и «предпринимательская деятельность». Таким образом в документе 273-Ф3 появляется глава 13 с заголовком: «Экономическая деятельность и финансовое обеспечение в сфере образования». Сегодня возможности осуществления образовательными организациями деятельности, связанной с получением дохода, становятся шире [1 - 9].
Основное содержание статьи
Законодательные изменения в части финансирования образовательных организаций тесно связанны с изменениями функций руководителей образовательных организаций. Благодаря подушевому финансированию школа получает финансирование без разбивки по статьям расходов, и вольна самостоятельно распоряжаться имеющимися средствами. Из выделяемых бюджетом средств школа самостоятельно оплачивает коммунальные расходы, расходы на приобретение оборудования, текущий ремонт, повышение квалификации учителей, мебель и прочие многочисленные расходы. Подразумевается, что школа несёт определенные затраты, которые должны быть учтены при расчете норматива финансирования. Нормативные затраты определяются в расчёте на одного школьника по каждому уровню образования в соответствии с ФГОС с учётом форм обучения, типа образовательной организации, формы реализации образовательных программ, образовательных технологий и прочих особенностей. Новая модель финансового обеспечения требует нового планирования. Акцент в управлении финансами делается на умении правильно распределять и экономно расходовать средства. Вводимый профессиональный стандарт руководителя образовательной организации, утвержденный приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации, 2015 года нацелен на повышение качества управления образовательными организациями за счёт повышения уровня квалификации их руководителей. Трудовая функция «Управления ресурсами общеобразовательной организации» ставит перед директором задачи правильно определять потребности и приоритетные направления использования финансовых средств образовательной организации.
Наибольшую сложность сферы управления ресурсов, по мнению самих директоров, представляет поиск дополнительных источников финансирования. Учитывая актуальность проблемы финансирования, современные образовательные организации вынуждены осваивать и осуществлять технологию фандрайзин-га - деятельности, направленной на поиск финансов для реализации собственных проектов, в том числе и для ремонта учреждений образования. Для школы поиск ресурсов остаётся одной из важнейших задач, которую необходимо решать ежедневно. В рамках сложившихся рыночных отношений управленцы готовы использовать различные способы привлечения внебюджетных средств.
Каждая школа пытается найти свои решения этой проблемы. Создаются органы самоуправления в школе - управленческий совет. Управленческий совет школы - это коллегиальный орган государственно-общественного управления школой, призванный решать в первую очередь задачи стратегического управления школой: в каких направлениях развивать школу, чтобы ее сделать успешной, как привлекать и расходовать школьные средства и др. [5, с. 70]. Но для эффективности реализации стратегий нужна системность. Образовательным организациям нужен чёткий пошаговый механизм поиска альтернативных источников финансирования, нужен алгоритм.
Исследовательская база и сущность работы
Исследовательской базой послужил трехдневный практический семинар «Антикризисное управление школой», участниками которого были директора и заместители директоров общеобразовательных организаций г. Уфы и районов Республики Башкортостан. Организаторы и ведущие образовательного семинара - преподаватели и руководитель кафедры теории и практики управления образованием Института развития образования РБ. Открытием семинара послужило вводное онлайн тестирование слушателей на предмет владения терминологией и финансовыми инструментами. Результаты показали, что лишь 14,8% лидеров образовательных школ обладают базовыми знаниями из сферы финан-
сов и способны давать грамотные ответы на вопросы из этой области, а остальные 85,2% затруднятся с ответами.
Из предложенных 10 вопросов тесно связанных с непосредственной управленческой деятельностью руководителя школы ни один из опрашиваемых не смог дать правильные ответы на все вопросы.
14,8% ответили на 6 или 7 вопросов из 10;
18,5 % ответили на 5 вопросов;
59,7% дали ответы на 3 или 4 вопроса;
7% ответили только на 2 вопроса из 10.
Практическая основа обучения была представлена интерактивной лекцией-практикумом по освоению алгоритма поиска дополнительных источников финансирования для образовательных структур и проектной работой участников заключающейся в решении финансово-экономических кейсов в формате «Мирового кафе». В представленном слушателям семинара алгоритме поиска новых ресурсов был синтезирован практический опыт управления ресурсами лидеров коммерческих организаций и специфика финансирования образовательных организаций. Посредством дао(-анапиза участники фиксировали существующее финансово-экономическое положение своих образовательных структур, формулировали цели и определяли болевые точки системы, особо остро нуждающиеся в ресурсной поддержке. Компетенции руководителей образовательных организаций пополнялись формирующимся в процессе практикума навыком бизнес-управления, состоящим из: стратегического планирования и целепола-гания. Чёткость поставленных целей, увязывание личных, командных и стратегических векторов развития образовательной организации продемонстрировали слушателям семинара на практике свои преимущества и эффективность, а также простоту распределения ресурсов и конкретику в их потребности. Участники самостоятельно и (или) в группах фиксировали слабые и сильные стороны представляемых ими образовательных организаций, перечисляли возможные угрозы внешней среды и открывающиеся возможности и перспективы. Таким образом, поиск дополнительных источников финансирования начался с определения собственных ресурсов.
Следующим этапом в алгоритме поиска ресурсов - стало использование внутренних ресурсов компаний и организаций. В рамках теоретической базы нами был представлен материал о набирающей оборот новой для Российского предпринимательства системе управления ресурсами, которая помогает избавиться от внутренних потерь и повысить эффективность бизнеса - бережливом производстве или бережливой экономике. Суть этой системы, если быть краткими, заключена во внедрении двух процессов: это устранение потерь и внедрение системы 5С на рабочем месте. Затраты для внедрения бережливой экономики не требуются, либо они очень малы, зато само внедрение помогает высвободить замороженные ресурсы. В результате внедрения бережливой экономики меняется мышление участников бизнес-процесса: образ мысли и поведение на более продуктивное, бережливое и эффективное. Другими внутренним источниками мы назвали нематериальную мотивацию педагогов и корпоративную культуру образовательной школы. Последними пунктами алгоритма стали внешние источники ресурсов - партнерские договоры, заключенные на основе взаимовыручки и взаимного интереса; разработанные проекты для получения грантов, субсидий от государства или республики на реализацию конкретных задач, под конкретный бизнес-план и поддержка фондов.
Выводы
Таким образом в ходе работы выстроена пошаговая цепочка действий, способствующая выходу из кризиса, в котором временно оказалась общеобразовательная организация. Безусловно для заметных результатов потребуется ещё и временной ресурс. Представим фрагмент задания к практикуму «Мировое кафе» - кейс «Бережливая экономика»:
КЕЙС 1
«Бережливая экономика»
Каждый год завхоз школы тратит время на сбор заявок на покупку моющих средств для технического персонала, на туалетную бумагу, бумагу для печати, мел, канцелярию, лопаты, метла и прочее. Кроме того, уже несколько лет на складе стоят неиспользуемые папки корона в количестве 38 штук и резиновые перчатки, 3 коробки. Ежедневно ему приходится пересчитывать и проверять наличие материалов, ключ от кабинета только у него, в единственном экземпляре, при этом даже при передаче ключей добраться до нужного материала в помещении, где хранятся расходные материалы сложно, неизвестно, что и где лежит, и есть ли вообще в наличии - об этом знает только сам завхоз. В общей сложности на вышеописанные действия у завхоза уходит до 3-х часов в день, но известны факты, когда для срочного мелкого ремонта была необходима деталь, шуруп, молоток, которых не оказывалось в наличии. Задание
Вопросы для работы с кейсом:
1. Как вы относитесь к такому подходу выполнения должностных обязанностей?
2. Что можно изменить в работе? Как упростить привычный подход и уменьшить временные затраты?
3. Предложите новый порядок работы завхоза с расходными материалами.
4. Какие действия завхоза следует исключить?
5. Используя алгоритм поиска ресурсов, составьте план действий по изменению ситуации.
Достижимые результаты
Результатом реализации технологии «Мировое кафе» стала защита проектов с решениями экономических кейсов командами участников семинара. Получены не только формальные ответы к задачам, но и реальные решения практических вопросов встречающихся в управленческой практике директора школы, которые были положены в основу заготовленных организаторами кейсов, так называемые часто встречающиеся сложные и нестандартные ситуации.
Общие выводы
Несмотря на то, что предлагаемые источники дополнительного финансирования образовательных структур столь очевидны и кажутся доступными и весьма удобными, есть определённые трудности в их получении. Трудности преимущественно связаны с навыком деловых коммуникаций или общения в деловой сре-
Библиографический список
де. Успешную хозяйственную деятельность любая организация или предприятие может осуществлять только при постоянных связях с другими предприятиями. У общения должна быть понятная цель, в достижении которой заинтересованы все вовлеченные в процесс лица. Бизнес - это игра в команде, и именно руководитель общеобразовательной организации должен позаботиться о том, чтобы деловая коммуникация была управляемой. Необходимо мотивировать участников образовательного процесса на поиск решения. Представленный алгоритм поиска источников финансирования - это готовый рабочий инструмент, следуя которому, совершаются вполне конкретные действия: постановка целей, определение болевых точек, обучение персонала, налаживание внешних связей, знакомство с трендами или развитие навыков, а также открываются возможности получать финансирование.
1. Об утверждении Стратегии повышения финансовой грамотности в Российской Федерации на 2017 - 2023 гг. Распоряжение Правительства РФ от 25.09.17 № 2039-р.
2. Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года. Распоряжение Правительства РФ от 17.11.2008 № 1662-р (ред. от 10.02.2017).
3. Об образовании в Российской Федерации. Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-Ф3 (ред. от 13.07.2015) (с изм. и доп., вступ. в силу с 24.07.2015).
4. Об утверждении проекта профессионального стандарта «Руководитель образовательной организации». Проект Приказа Министерства труда и социальной защиты РФ (подготовлен Минтрудом России 23.06.2016 г
5. Гуров В.Н., Иванцова Н.А., Мазитов РГ. Характеристика основных компонентов инновационной школы: учебное пособие: Современная инновационная школа в мегагороде: проектирование и реализация модели. Москва, 2016: 66 - 108.
6. Гуров В.Н., Мазитов РГ., Гуров Д.В., Исламов РР, Гурова Е.В., Хамзина Е.В. и др. Теория и практика повышения качества деятельности образовательных комплексов муниципалитетов и отдельных образовательных организаций: учебное пособие. Уфа: 2019.
7. Гуров В.Н., Хамзина Е.В. Формирование финансовой грамотности руководителя образовательной организации. Мир науки, культуры, образования. 2019; 2 (75): 172 - 174.
8. Гуров В.Н., Хамзина Е.В. Финансовая грамотность как инструмент эффективного управления школой, функционирующей в неблагоприятных социальных условиях. Мир науки, культуры, образования. 2019; 3 (76): 148 - 150.
9. Гуров В.Н., Хамзина Е.В. Формирование финансово-хозяйственной компетенции руководителей образовательных организаций общей школы (на примере фрагмента тренингового занятия). Педагогическая наука и педагогическое образование в классическом вузе: материалы международной научно-практической конференции. 2018: 61 - 70.
References
1. Ob utverzhdenii Strategiipovysheniya finansovoj gramotnosti v Rossijskoj Federacii na 2017 - 2023 gg. Rasporyazhenie Pravitel'stva RF ot 25.09.17 № 2039-r.
2. Koncepciya dolgosrochnogo social'no-'ekonomicheskogo razvitiya Rossijskoj Federacii na period do 2020 goda. Rasporyazhenie Pravitel'stva RF ot 17.11.2008 N 1662-r (red. ot 10.02.2017).
3. Ob obrazovanii v Rossijskoj Federacii. Federal'nyj zakon ot 29.12.2012 N 273-FZ (red. ot 13.07.2015) (s izm. i dop., vstup. v silu s 24.07.2015).
4. Ob utverzhdeniiproektaprofessional'nogo standarta «Rukovoditel'obrazovatel'nojorganizacii». Proekt Prikaza Ministerstvatruda i social'noj zaschity RF (podgotovlen Mintrudom Rossii 23.06.2016 g.
5. Gurov V.N., Ivancova N.A., Mazitov R.G. Harakteristika osnovnyh komponentov innovacionnoj shkoly: uchebnoe posobie: Sovremennaya innovacionnaya shkola v megagorode: proektirovanie i realizaciya modeli. Moskva, 2016: 66 - 108.
6. Gurov V.N., Mazitov R.G., Gurov D.V., Islamov R.R., Gurova E.V., Hamzina E.V. i dr. Teoriya i prakíika povysheniya kachestva deyatel'nosti obrazovatel'nyh kompleksov municipalitetov i otdel'nyh obrazovatel'nyh organizacij: uchebnoe posobie. Ufa: 2019.
7. Gurov V.N., Hamzina E.V. Formirovanie finansovoj gramotnosti rukovoditelya obrazovatel'noj organizacii. Mirnauki, kul'tury, obrazovaniya. 2019; 2 (75): 172 - 174.
8. Gurov V.N., Hamzina E.V. Finansovaya gramotnost' kak instrument 'effektivnogo upravleniya shkoloj, funkcioniruyuschej v neblagopriyatnyh social'nyh usloviyah. Mir nauki, kul'tury, obrazovaniya. 2019; 3 (76): 148 - 150.
9. Gurov V.N., Hamzina E.V. Formirovanie finansovo-hozyajstvennoj kompetencii rukovoditelej obrazovatel'nyh organizacij obschej shkoly (na primere fragmenta treningovogo zanyatiya). Pedagogicheskaya nauka i pedagogicheskoe obrazovanie v klassicheskom vuze: materialy mezhdunarodnoj nauchno-prakticheskoj konferencii. 2018: 61 - 70.
Статья поступила в редакцию 12.07.19
УДК 51(07)
Magomedgadjieva A.M., Cand. of Sciences (Pedagogy), senior lecturer, Department of Methods of Teaching Mathematics and Informatics, Dagestan State Pedagogical University (Makhachkala, Russia), E-mail: [email protected]
Lahikova Z.G., senior teacher, Department of Methods of Teaching Mathematics and Informatics, Dagestan State Pedagogical University (Makhachkala, Russia), E-mail: [email protected]
Vakilov Sh.M., Cand. of Sciences (Pedagogy), senior lecturer, Department of Methods of Teaching Mathematics and Informatics, Dagestan State Pedagogical University (Makhachkala, Russia), E-mail: [email protected]
Paizulaeva R.K., Cand. of Sciences (Pedagogy), senior teacher, Department of Methods of Teaching Mathematics and Informatics, Dagestan State Pedagogical University (Makhachkala, Russia), E-mail: [email protected]
METHODOLOGICAL ASPECTS OF SOLVING PROBLEMS WITH A METHOD OF SQUARES WHEN PREPARING STUDENTS TO TAKE A MATH EXAM.
Geometry course is one of problematic courses for students throughout their schooling. Not all children can easily make correct constructions of the desired section, finding the angle with additional constructions, etc. The purpose of teaching mathematics according to the requirements of the GEF is the formation of systematic knowledge about flat shapes and their properties, ideas about the simplest spatial bodies. Teaching students to solve geometric problems with a method of square significantly expands possibilities of children in passing an exam in mathematics, allows in many cases to ensure the development of students of the basic general education program in geometry. The article explains how to use the method of areas in training students for the exam in mathematics. Key words: methodical aspect, geometrical problem, method of squares, unified state examination.
А.М. Магомедгаджиева, канд. пед. наук, доц., доц. каф. методики преподавания математики и информатики, Дагестанский государственный педагогический университет, г. Махачкала, E-mail: [email protected]
З.Г. Лахикова, ст. преп. каф. методики преподавания математики и информатики, Дагестанский государственный педагогический университет, г. Махачкала, E-mail: [email protected]
Ш.М. Вакилов, канд. пед. наук, доц., зав. каф. методики преподавания математики и информатики, Дагестанский государственный педагогический университет, г. Махачкала, E-mail: waksham @mail.ru
Р.К. Пайзулаева, канд. пед. наук, ст. преп. каф. методики преподавания математики и информатики, Дагестанский государственный педагогический университет, г. Махачкала, E-mail: [email protected]