Научная статья на тему 'Виртуализация информационнокоммуникативной образовательной среды'

Виртуализация информационнокоммуникативной образовательной среды Текст научной статьи по специальности «Прочие социальные науки»

CC BY
64
13
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАТИВНАЯ КУЛЬТУРА / ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАТИВНАЯ СРЕДА / СТУДЕНТЫ / ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДА / INFORMATION AND COMMUNICATION CULTURE / INFORMATION AND COMMUNICATION ENVIRONMENT / STUDENTS / EDUCATIONAL ENVIRONMENT

Аннотация научной статьи по прочим социальным наукам, автор научной работы — Юдина А.М.

В статье представлен материал, посвящённый анализу кризиса новых культурных форм, обусловленных повышением роли информационных и коммуникативных систем, связанных с наполнением социокультурной среды новыми смыслами, фактами и способами их интерпретации в условиях увеличения количества нигилистических субкультурных групп, когда происходит вытеснение истины на периферию сознания. Представлена авторская интерпретация категории информационно-коммуникативная культура, понимаемая как осознанная форма коммуникации, способность к онтологическому анализу семиозисов, симулякров, действительных явлений социокультурной среды в условиях неопределенности через преодоление гипостазирования в понимании фактов и формирования потребности к поиску истины. Выявлены проблемы в процессе виртуализации информационно-коммуникативной среды, заключающиеся в росте информационной безграмотности, нигилизма, понимаемому нами как пустота, категоричное нет всему догматическому, абсолютному, сверхчувственному, своеобразное обнуление всех ценностей.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

VIRTUALIZATION OF INFORMATION AND COMMUNICATIVE EDUCATIONAL ENVIRONMENT

The article presents material of an analysis of the crisis of new cultural forms caused by the increasing role of information and communication systems related to filling the sociocultural environment with new meanings, facts and ways of interpreting them in the context of increasing the number of nihilistic subcultural groups when the truth is crowded out to the periphery of consciousness. The author offers her interpretation of the category of information and communication culture, understood as a conscious form of communication, the ability to ontological analysis of semiosis, simulacra, real phenomena of the socio-cultural environment in conditions of uncertainty through overcoming hypostasis in understanding facts and forming the need to search for truth. The problems in the process of virtualization of the informational and communicative environment are revealed, which are found in the growth of information illiteracy, nihilism, understood by us as emptiness, there is no categorical dogmatic, absolute, supersensible, peculiar zeroing of all values.

Текст научной работы на тему «Виртуализация информационнокоммуникативной образовательной среды»

студентов с высоким уровнем развития рефлексивных процессов по опроснику А.К. Осницкого [12] - 19%; по опроснику В.И. Моросановой [13], способность к саморегуляции эмоциональных состояний проявляют 33,45%; по методике М. Ро-кича «Ценностные ориентации» [14] только на последних позициях преобладают ценности сотрудничества, компромисса в диалоге с «другим»; тест И.М. Юсупова позволил выявить, что только 17,48% студентов обладают высоким уровнем эмпатии. По ориентировочной анкете Б. Басс [15] выявлено, что 1/3 студентов способны к конструктивному взаимодействию друг с другом.

Экспериментальные данные позволяют судить как о серьезных сложностях в выстраивании процесса коммуникации, так и о трудностях в восприятии коммуникации, поскольку у большинства респондентов выявлен низкий уровень толерантности к коммуникации с «другим». Подобная ситуация заставляет задуматься о том, насколько важно для встраивания в социум владеть навыками конструктивной коммуникации и социокультурной толерантности, чтобы иметь возможность воспринимать информационно-коммуникативную культуру не только как письменный источник, но и как процесс вербально-невербального обмена информацией. Низкий уровень социокультурной толерантности взаимосвязан с отсутствием у молодого человека потребности использовать коммуникации для трансляции информации, для поиска истины. Проблемы возникают на этапе выстраивания двусторонней перспективы в общении с другими и на этапе формирования рефлексии для выстраивания обратной связи в ответ на полученную информацию. Следовательно, информационно-коммуникативная культура не может формироваться в социальном вакууме, поскольку это исключает адекватное, не искаженное восприятие, трансляцию информации и конструктивный обмен ею в процессе диалога, целью которого является поиск

Библиографический список

истины. Вне социокультурной толерантности, формируется индивидуалистическое, в некоторой степени, симулякративное восприятие процессов социокультурной среды, для которого характерна мозаичность, фрагментация, гипоста-зирование смыслов. Можно даже говорить о формировании личной авторской знаково-символьной системы понятной только её создателю и совершенно не воспринимаемой социокультурной средой для выстраивания коммуникации и неосознаваемой провокации агрессии, виктимного поведения, нравственной неопределенности, депрессивных настроений у молодёжи. Отсутствие собственного мнения, неумение объяснить свои переживания, отсутствие схем рефлексии при восприятии информационных схем приводит к линейной трактовке текста современной культуры, формированию единоличного опыта в индивидуальном сознании в такой форме, что она не может быть доступна для другого сознания и провоцирует интолерантные проявления, негативные поведенческие реакции в социокультурной среде, например, в рамках, дифференцированных субкультурных групп.

Таким образом, исследование показало, что недостаточный уровень эмпа-тии, саморегуляции, самоорганизации, рефлексии, социокультурной толерантности, сотрудничества, преобладание прагматических ценностей отрицательно влияют на возможность овладения информационно-коммуникативной культурой. Нам представляется, что повышение социокультурной толерантности в студенческой среде может значительно снизить влияние риска неопределённости и повысить уровень коммуникаций друг с другом, что, в свою очередь, будут способствовать восстановлению и обогащению традиционных и виртуальных коммуникаций, прогнозируемому обмену информационными потоками, как в социокультурной, так и в виртуальной студенческой среде.

1. Социология молодёжи: энциклопедический словарь. Отв. Ред. Ю.А. Зубок, В.И. Чупров. Москва: Academia, 2008.

2. Климова М.В. Формирование толерантности как интегрального качества личности подростков 13-15 лет. Автореферат диссертации... кандидата педагогических наук. Нижний Новгород, 2011.

3. Юдина А.М. Педагогические условия воспитания социокультурной толерантности у старшеклассников в учебной и внеучебной работе Автореферат диссертации... кандидата педагогических наук. Уфа, 2017.

4. Ананьев Б.Г К психофизиологии студенческого возраста. Современные психологические проблемы высшей школы. Ленинград, 1974; Выпуск 2.

5. Кон И.С. Открытие «Я». Москва: Политиздат, 1978.

6. Фортова Л.К. Нравственно-правовое воспитание учащейся молодёжи: избранные труды. Владимир: Шерлок-пресс, 2018.

7. Картавщикова Е.В. Особенности содержательно-смыслового аспекта мотивационной сферы студентов различной специализации. Взаимодействие науки и практики в гуманитарных и социальных науках: материалы Всерос. заоч. науч.-практ. конференции, 26 - 30 нояб. 2013 г Магадан. Под редакцией Ю.Е. Якуниной. Магадан: СВГУ 2014: 155 - 162.

8. Эриксон Э. Идентичность: юность и кризис. Москва: Знание, 1996.

9. Делез Ж. Логика смысла. Theatrum philosophicum. М. Фуко; пер. Я.И. Свирского. Москва: Раритет; Екатеринбург: Деловая кн., 1998.

10. Бойко В.В. Тесты Виктора Васильевича Бойко. Available at: http://psytests.org/boyko/index.html

11. Солдатова Г.У Психодиагностика толерантности личности. Москва: Смысл, 2008.

12. Осницкий А.К. Психология самостоятельности: Методы исследования и диагностики. Психол. ин-т РАО, Центр соц.-психол. помощи им. Ж. Казаноко. Москва; Нальчик : Изд. центр «Эль-Фа», 1996.

13. Моросанова В.И. Индивидуальный стиль саморегуляции: феномен, структура и функции в произвольной активности человека. Москва, 2001.

14. Рокич М. «Ценностные ориентации». Практическая психодиагностика. Методики и тесты: учебное пособие. Ред.-сост. Д.Я. Райгородский. Самара: Издательский Дом «БАХРАХ», 1999.

15. Басс Б. Определение направленности личности. Карелин А. Большая энциклопедия психологических тестов. Москва: Эксмо, 2007.

References

1. Sociologiya molodezhi: 'enciklopedicheskij slovar'. Otv. Red. Yu.A. Zubok, V.I. Chuprov. Moskva: Academia, 2008.

2. Klimova M.V. Formirovanie tolerantnosti kak integral'nogo kachestva lichnostipodrostkov 13-15 let. Avtoreferat dissertacii... kandidata pedagogicheskih nauk. Nizhnij Novgorod, 2011.

3. Yudina A.M. Pedagogicheskie usloviya vospitaniya sociokul'turnoj tolerantnosti u starsheklassnikov v uchebnoj i vneuchebnoj rabote Avtoreferat dissertacii... kandidata pedagogicheskih nauk. Ufa, 2017.

4. Anan'ev B.G. K psihofiziologii studencheskogo vozrasta. Sovremennye psihologicheskie problemy vysshej shkoly. Leningrad, 1974; Vypusk 2.

5. Kon I.S. Otkrytie «Ya». Moskva: Politizdat, 1978.

6. Fortova L.K. Nravstvenno-pravovoe vospitanie uchaschejsya molodezhi: izbrannye trudy. Vladimir: Sherlok-press, 2018.

7. Kartavschikova E.V. Osobennosti soderzhatel'no-smyslovogo aspekta motivacionnoj sfery studentov razlichnoj specializacii. Vzaimodejstvie nauki i praktiki v gumanitarnyh i social'nyh naukah: materialy Vseros. zaoch. nauch.-prakt. konferencii, 26 - 30 noyab. 2013 g. Magadan. Pod redakciej Yu.E. Yakuninoj. Magadan: SVGU, 2014: 155 - 162.

8. 'Erikson 'E. Identichnost': yunost'ikrizis. Moskva: Znanie, 1996.

9. Delez Zh. Logika smysla. Theatrum philosophicum. M. Fuko; per. Ya.I. Svirskogo. Moskva: Raritet; Ekaterinburg: Delovaya kn., 1998.

10. Bojko V.V. Testy Viktora Vasil'evicha Bojko. Available at: http://psytests.org/boyko/index.html

11. Soldatova G.U. Psihodiagnostika tolerantnosti lichnosti. Moskva: Smysl, 2008.

12. Osnickij A.K. Psihologiya samostoyatel'nosti: Metody issledovaniya i diagnostiki. Psihol. in-t RAO, Centr soc.-psihol. pomoschi im. Zh. Kazanoko. Moskva; Nal'chik : Izd. centr «'El'-Fa», 1996.

13. Morosanova V.I. Individual'nyjstil'samoregulyacii: fenomen, struktura i funkciiv proizvol'nojaktivnosti cheloveka. Moskva, 2001.

14. Rokich M. «Cennostnye orientacii». Prakticheskaya psihodiagnostika. Metodiki i testy: uchebnoe posobie. Red.-sost. D.Ya. Rajgorodskij. Samara: Izdatel'skij Dom «BAHRAH», 1999.

15. Bass B. Opredelenie napravlennosti lichnosti. Karelin A. Bol'shaya 'enciklopediya psihologicheskih testov. Moskva: 'Eksmo, 2007.

Статья поступила в редакцию 15.05.19

УДК 371

Yudina A.M., Cand. of Sciences (Pedagogy), senior teacher, Department of General and Pedagogical Psychology, Vladimir State University n.a. Stoletovs (Vladimir, Russia), E-mail: anna-yudina@mail.ru

VIRTUALIZATION OF INFORMATION AND COMMUNICATIVE EDUCATIONAL ENVIRONMENT. The article presents material of an analysis of the crisis of new cultural forms caused by the increasing role of information and communication systems related to filling the sociocultural environment with new meanings, facts and ways of interpreting them in the context of increasing the number of nihilistic subcultural groups when the truth is crowded out to the periphery of consciousness. The

author offers her interpretation of the category of information and communication culture, understood as a conscious form of communication, the ability to ontological analysis of semiosis, simulacra, real phenomena of the socio-cultural environment in conditions of uncertainty through overcoming hypostasis in understanding facts and forming the need to search for truth. The problems in the process of virtualization of the informational and communicative environment are revealed, which are found in the growth of information illiteracy, nihilism, understood by us as emptiness, there is no categorical dogmatic, absolute, supersensible, peculiar zeroing of all values.

Key words: information and communication culture, information and communication environment, students, educational environment.

А.М. Юдина, канд. пед. наук, ст. преп. каф. общей и педагогической психологи, Владимирский государственный университет

имени А.Г. и Н.Г. Столетовых, г. Владимир, Е-mail: anna-yudina@mail.ru

ВИРТУАЛИЗАЦИЯ ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАТИВНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ

В статье представлен материал, посвященный анализу кризиса новых культурных форм, обусловленных повышением роли информационных и коммуникативных систем, связанных с наполнением социокультурной среды новыми смыслами, фактами и способами их интерпретации в условиях увеличения количества нигилистических субкультурных групп, когда происходит вытеснение истины на периферию сознания. Представлена авторская интерпретация категории информационно-коммуникативная культура, понимаемая как осознанная форма коммуникации, способность к онтологическому анализу семиози-сов, симулякров, действительных явлений социокультурной среды в условиях неопределенности через преодоление гипостазирования в понимании фактов и формирования потребности к поиску истины. Выявлены проблемы в процессе виртуализации информационно-коммуникативной среды, заключающиеся в росте информационной безграмотности, нигилизма, понимаемому нами как пустота, категоричное нет всему догматическому, абсолютному, сверхчувственному, своеобразное обнуление всех ценностей.

Ключевые слова: информационно-коммуникативная культура, информационно-коммуникативная среда, студенты, образовательная среда.

Виртуализация витального пространства современного человека обуславливает необходимость осмысления тех изменений, которые привносит новая мировоззренческая парадигма. Опасения вызывает факт того, что молодой человек попадает в информационно-коммуникативную среду бесконтрольно, получая неограниченный доступ к дифференцированным данным, которые на своём уровне развития может неверно истолковать, что повлечёт за собой определённые изменения в мировоззрении. Например, формируя суждение о чем-нибудь или ком-нибудь в рамках образовательной системы, мы получаем систематизированную, понятную для всех в её знаково-символическом отображении информацию. Осуществляя самостоятельный информационный поиск, молодой человек, не опираясь на социально понятное семиотическое пространство, приходит к некоторому диссонансу, причиной которого является неспособность восприятия и трансляции информации на общепринятом в социуме уровне [1]. Результатом этого становится выработка индивидуальной знаково-символической системы, создание множества симулякров для коммуникации и восприятия информации на таком уровне, что это становится препятствием для восприятия общепринятого языка [2].

В такой ситуации возникает вопрос о необходимости целенаправленного психолого-педагогического осмысления и векторизации данного процесса. Таким образом, с одной стороны, виртуализация информационно-коммуникативного образовательного пространства апеллирует к дифференцированным энциклопедическим ресурсам всего глобального научного, культурного, религиозного, медийного пространства, но, с другой стороны, контент информационных ресурсов, например, наиболее рейтинговых социальных сетей, демонстрирует типизированность, однородность, клишированность интересов пользователей. «Модное» знание вытесняет актуальное знание, трендовость нивелирует субъектность понимания социокультурной среды, окружающей человека.

Образовательный процесс в таких условиях вызывает особые опасения в силу того, что более, чем все другие социокультурные процессы, сталкивается с искажением новых идеалов виртуальной среды [3]. Достаточно специфично выглядит новая социальная реальность, в которой модно быть асоциальным, грубым, неграмотным, безнравственным человеком. Субкультурные образования в виртуальной среде требуют от человека высокого индекса популярности, который свидетельствует о важной социальной псевдозначимости индивида, подталкивая, тем самым, человека в его стремлении вызывать интерес к необратимым последствиям (эксперименты со своей внешностью, ведение потенциально опасного образа жизни).

3D, 5D технологии предлагают человеку создать симулякративную среду, в которой будут возможны максимально достоверные переживания разных событий, как правовых, так и патологических, деформированных, находящихся за гранью морали и права. Происходящее нивелирование общепринятых ценностей формирует новые мотивационные личностные компоненты и влияет на убеждения человека, на создание личностных суждений. Так, например, участники социальных сетей FB Vkontaktе, ^адгат, проводящие в них большую часть своего свободного времени, отличаются меньшей гибкостью мышления, гипостазированностью ценностей, нравственной дезориентацией, неспособностью действовать, в условиях неопределенности, что в свою очередь, инициирует замкнутый образ жизни, виктимность, деформацию экзистенциальных ценностей, сознательное ограничение своей познавательной и коммуникативной деятельности [4].

Цивилизационное стремление к поиску новых информационных потоков привело к их обеднению, что выразилось во фрагментарности и поверхностном их восприятии человеком. Базовые ценности - любовь, радость, счастье стали

восприниматься через событийные, физиологические, случайные, низкодуховно-затратные процессы [5; 6].

Задача виртуальной социокультурной среды - преобладание количественных показателей над качественными в новостных лентах социальных сетей.

Отдельного внимания заслуживает анализ категории времени в виртуальной среде. Ритм жизни обычного молодого человека требует максимально конкретного и четкого восприятия времени. Даже несколько секунд могут стать для человека чрезвычайно важными, поскольку могут предоставить возможность рассчитывать на достижение лучшего результата и получение большего блага. Что же касается виртуального времени, то его нет как такового, все в виртуальной среде ориентировано на процесс, а не на результат. Таким образом, получается парадокс, заключающийся в том, что, несмотря на то, что постиндустриальность требует воспринимать время посредством секунд, виртуальность ориентирована на восприятие времени посредством дней, как принято было в традиционных культурах. Новостные медийные ресурсы виртуальной информационно-коммуникативной среды доступны 24 часа в сутки.

Дионисийская направленность культурных процессов виртуальной информационно-коммуникативной среды, имитация уникальных переживаний, гипоста-зирование нравственных понятий и категорий создают условия для возникновения экзистенциального кризиса у человека, который не может соответствовать тем идеалам и ориентирам, определяемым виртуальной средой, так как её пользователь вынужден всё свое время тратить на актуализацию «модной» и трендовой информации, в ущерб своим когнитивным, эвристическим, творческим способностям, постоянно отдаляя себя от социального идеала [6].

Коммуникативный процесс, достигший своего развития в обозначенной среде, посредством высокого уровня развития эпистолярного жанра, претерпевает сегодня действительный кризис. «В чем мы нуждаемся и что лишь при современном уровне отдельных наук может быть нам дано - есть химия моральных, религиозных, эстетических представлений и чувств, равно как всех душевных движений, которые мы испытываем в крупных и мелких отношениях культурной и общественной жизни и даже в одиночестве; а что, если эта химия закончилась бы выводом, что и в этой области самые роскошные краски добыты из низменного, презираемого материала?...Человечество любит заглушать в своем сознании вопросы о происхождении и началах; и не нужно ли почти лишиться человеческого облика, чтобы почувствовать в себе противоположное влечение?» [6]. Таким образом, самостоятельное усвоение информационно-коммуникативной культуры может стать фактором риска для молодого человека, не обладающего конструктивным опытом анализа информационных ресурсов и коммуникативной деятельности.

Мировоззрение современного молодого человека очень часто апеллирует не к фундаментальным нравственным ценностям, но к конкретным витальным ситуациям, низводящим аксиологическое начало до конвективного состояния. Это, в свою очередь, приводит к снижению когнитивного восприятия событий социокультурной среды, заменяя «убеждения» на «реакции» приземленности, дилетантизма и конформизма [7; 8].

Следовательно, для разрешения сложившихся противоречий в подростково-молодёжном сегменте необходимо повышать уровень социокультурной толерантности, информационно-коммуникативной культуры, нравственной защищенности, инициативности, конфликтологической грамотности, креативности, которые влияют на формирование личностных смыслов в условиях неопределенности социокультурной среды.

Под информационно-коммуникативной культурой мы понимаем осознанную форму коммуникации, способность к онтологическому анализу семиози-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.