Научная статья на тему 'Подготовка профессионального вожатого в парадигме современного стандарта специалиста'

Подготовка профессионального вожатого в парадигме современного стандарта специалиста Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
935
188
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
современный стандарт специалиста / онлайн-школа подготовки вожатых / основные направления деятельности современного вожатого. / modern standard of a specialist / online counselor training school / the main activities of modern counselor

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Ю. В. Алеева

В статье раскрываются сущность и проблемы подготовки профессиональных вожатых согласно требованиям принятого «Стандарта специалиста, участвующего в организации деятельности детского коллектива (вожатого)». Подчеркивается актуальность новых требований и формируемых знаний и умений вожатого в рамках стандарта. В статье представлен опыт работы по организации проекта краевой онлайн-школы подготовки вожатых «Вести за собой!», а также реализация ее программы. Раскрываются цели и задачи проекта, анализируются этапы эффективной реализации проекта: аналитический, проектировочный, нормативно-методический, деятельностный и рефлексивный, определяется их содержательное наполнение. Характеризуются основные направления деятельности современного вожатого: психолого-педагогическое сопровождение временного детского коллектива; нормативно-правовое регулирование жизнедеятельности детей и вожатской деятельности в лагере; обеспечение основ безопасности жизнедеятельности в детском лагере; информационно-медийное сопровождение в детском лагере; организация массовых мероприятий; соблюдение и защита профессиональной этики и культуры вожатого в лагере.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Ю. В. Алеева

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

TRAINING OF A PROFESSIONAL ADVISOR IN THE PARADIGM OF THE MODERN STANDARD OF A SPECIALIST

The article reveals the basics and problems of training professional counselors in accordance with the requirements of the adopted standard “Standard of a specialist involved in organizing the activities of the children’s team (counselor)”. The relevance of new requirements and formed knowledge and skills of counselor in the framework of the standard is emphasized. The article presents the experience of organizing the project of the regional online counselor training school “Let people follow you!” and the implementation of its program. The objectives of the project are disclosed, the stages of the effective implementation of the project are analyzed: analytical, design, normative-methodological, activity-oriented and reflective, their meaningful content is determined. The main activities of the modern counselor are characterized: psychological and pedagogical support of a temporary children’s team; legal regulation of children’s livelihoods and camp counseling activities; ensuring the basics of life safety in a children’s camp; information and media support in the children’s camp; organization of mass events; observance and protection of professional ethics and culture of the counselor in the camp.

Текст научной работы на тему «Подготовка профессионального вожатого в парадигме современного стандарта специалиста»

References

1. Nazarov M.M. Cifrovoe pokolenie dvuhtysyachnyh: osobennosti mediapotrebleniya. Informacionnoe obschestvo. 2016; Vypusk 3: 27 - 36.

2. Dendev B. Informacionnye i kommunikacionnye tehnologii v obrazovanii: monografiya. Moskva: IITO YuNESKO, 2013. Available at: https://docviewer.yandex.ru/view/0

3. Prenski M. Aborigeny i immigranty cifrovogo mira. On The Horizon. MCB University Press. 2001; Vol. 9, № 5. Available at: https://gimc.ru/content/statya-marka-prenski-aborigeny-i-immigranty-cifrovogo-mira

4. Pavlockij G. Innovacii i skorost' izmeneniya tehnologij. Deloitte. Available at: https://www2.deloitte.com/ru/ru/pages/tax/articles/2017/grigorypavlotsky-about-innovations-and-tax-updates.html

5. Shapinskaya E.N. Modeli vlastnyh otnoshenij v obrazovatel'nom prostranstve sovremennoj Rossii. Intelros. 2012; № 4: 24 - 38. Available at: http://vkist.ru/mishele-fuko-volya-k-istine-po-tu-storonu-znaniya-vlasti-isek/index22.html

6. Pochepcov G.G. Mediatizaciya i ee posledstviya dlya social'nogo upravleniya. Psyfactor. Available at: http://psyfactor.org/lib/media25.htm

7. Fortova L.K., Madzhuga A.G., Yudina A.M. Konceptual'no-metodologicheskie osnovaniya pedagogicheskojsinergetiki. Sterlitamak: Izdatel'stvo «Poligrafiya», 2019.

8. Fortova L.K., Yudina A.M., Gudkova A.V. and oth. Formation of Information and Communicative Culture of Students of a Humanitarian Profile. Topical Problems of Philology and Didactics: Interdisciplinary Approach in Humanities and Social Sciences: Proceedings of the International Conference. 2018; Vol. 312: 531 - 534.

9. Yudina A.M. Informacionno-kommunikativnaya kul'tura kak instrument formirovaniya obrazovatel'noj sredy vuza. Perspektivy nauki. 2019; № 5, (116): 250 - 252.

Статья поступила в редакцию 20.02.20

УДК 378

Aleyeva Yu.V, Cand. of Sciences (Pedagogy), senior lecturer, Altai State Pedagogical University (Barnaul, Russia), E-mail: yaleeva73@mail.ru

TRAINING OF A PROFESSIONAL ADVISOR IN THE PARADIGM OF THE MODERN STANDARD OF A SPECIALIST. The article reveals the basics and problems of training professional counselors in accordance with the requirements of the adopted standard "Standard of a specialist involved in organizing the activities of the children's team (counselor)". The relevance of new requirements and formed knowledge and skills of counselor in the framework of the standard is emphasized. The article presents the experience of organizing the project of the regional online counselor training school "Let people follow you!" and the implementation of its program. The objectives of the project are disclosed, the stages of the effective implementation of the project are analyzed: analytical, design, normative-methodological, activity-oriented and reflective, their meaningful content is determined. The main activities of the modern counselor are characterized: psychological and pedagogical support of a temporary children's team; legal regulation of children's livelihoods and camp counseling activities; ensuring the basics of life safety in a children's camp; information and media support in the children's camp; organization of mass events; observance and protection of professional ethics and culture of the counselor in the camp.

Key words: modern standard of a specialist, online counselor training school, the main activities of modern counselor.

Ю.В. Алеееа, канд. пед. наук, доц., Алтайский государственный педагогический университет, г. Барнаул, Е-mail: yaleeva73@mail.ru

ПОДГОТОВКА ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ВОЖАТОГО В ПАРАДИГМЕ СОВРЕМЕННОГО СТАНДАРТА СПЕЦИАЛИСТА

В статье раскрываются сущность и проблемы подготовки профессиональных вожатых согласно требованиям принятого «Стандарта специалиста, участвующего в организации деятельности детского коллектива (вожатого)». Подчеркивается актуальность новых требований и формируемых знаний и умений вожатого в рамках стандарта. В статье представлен опыт работы по организации проекта краевой онлайн-школы подготовки вожатых «Вести за собой!», а также реализация ее программы. Раскрываются цели и задачи проекта, анализируются этапы эффективной реализации проекта: аналитический, проектировочный, нормативно-методический, деятельностный и рефлексивный, определяется их содержательное наполнение. Характеризуются основные направления деятельности современного вожатого: психолого-педагогическое сопровождение временного детского коллектива; нормативно-правовое регулирование жизнедеятельности детей и вожатской деятельности в лагере; обеспечение основ безопасности жизнедеятельности в детском лагере; информационно-медийное сопровождение в детском лагере; организация массовых мероприятий; соблюдение и защита профессиональной этики и культуры вожатого в лагере.

Ключевые слова: современный стандарт специалиста, онлайн-школа подготовки вожатых, основные направления деятельности современного вожатого.

В современной системе образования повышаются требования к уровню профессиональной подготовки и компетентности специалистов. В сфере организации летнего отдыха детей разработан и принят «Стандарт специалиста, участвующего в организации деятельности детского коллектива (вожатого)» (приказ Министерства труда и социальной защиты РФ № 840н от 25.12.2018) [1]. Согласно требованиям стандарта вожатый должен иметь определенный уровень знания законодательных и нормативно-правовых актов в сфере организации летнего отдыха детей, деятельности детских и молодежных организаций и защите прав ребенка; умения выбирать и применять современные технологии работы с временным детским коллективом с учетом возрастных особенностей группы детей; планировать и анализировать процесс и результат своей педагогической деятельности.

Учредители, собственники и директора организаций, осуществляющие детский отдых, заинтересованы в комплектовании педагогического персонала имеющего специальную подготовку, нужный опыт и искреннее желание работать с детьми. В частности, по данным за 2019 год на территории Алтайского края находится порядка 168 турбаз и организаций отдыха, 72 стационарных детских оздоровительных лагерей и большое количество оздоровительных лагерей дневного пребывания на базе общеобразовательных школ города и края. Все работодатели заинтересованы в компетентных вожатых, потребность в которых постоянно растет не только в Алтайском крае, но и в целом по России.

Возможным решением проблемы подготовки профессионального вожатого может стать применение онлайн-технологий. Молодежь с большим интересом и мотивацией включается в обучение посредством информационно-коммуникационных технологий, современного программного обеспечения, Интернет-ресурсов и удаленного доступа. Применение онлайн-образовательных технологий позволит существенно увеличить количество обучающихся в школе подготовки вожатых «Вести за собой!» Алтайского государственного педагогического уни-

верситета и обеспечит обучающимся индивидуальный темп и график освоения образовательной программы.

Создание краевой онлайн-школы подготовки вожатых «Вести за собой!» и реализация ее программы требуют постановки и решения следующих задач:

- определение методологических подходов для создания онлайн-школы подготовки вожатых;

- создание программного обеспечения онлайн-обучения в школе вожатых;

- подготовка профессионального вожатого в парадигме современного стандарта специалиста, участвующего в организации деятельности детского коллектива;

- формирование позитивной мотивации обучающихся к деятельности вожатого;

- расширение представления обучающихся о диапазоне образовательных услуг в массовых оздоровительных лагерях и других видах детских каникулярных смен.

Решение задач обусловливает определение этапов эффективной реализации проекта. Нами были определены следующие этапы: аналитический, проектировочный, нормативно-методический, деятельностный и рефлексивный.

Рассмотрим краткое содержание этапов. Аналитический этап предполагает изучение потребностей города Барнаула, Алтайского края и других регионов Сибирского федерального округа в подготовке вожатых, теоретических основ построения системы подготовки профессионального вожатого и особенностей организации дистанционных технологий онлайн-обучения. Его результатом станет концепция содержания образовательной программы школы подготовки вожатых «Вести за собой!». Проектировочный этап направлен на создание рабочей группы по реализации проекта; распределение обязанностей между организаторами проекта; уточнение и конкретизацию цели и задач проекта, определение этапов,

выбор методов и средств для реализации проекта «Школа подготовки вожатых «Вести за собой!»; формирование запроса на материально-техническое оснащение заявленной образовательной программы; разработку образовательной программы и создание соответствующего учебно-методического обеспечения онлайн-подготовки вожатых; определение контингента обучающихся, участвующих в эксперименте по онлайн-обучению в школе вожатых. Его результатом является описание проекта «Краевая онлайн-школа подготовки вожатых «Вести за собой!». Нормативно-методический этап предполагает разработку и утверждение положения о дистанционном обучении в онлайн-школе подготовки вожатых; подготовку методических рекомендаций для обучающихся; разработку методических рекомендаций для преподавателей по созданию онлайн-курсов и процедурам оценивания процесса и результатов обучения; юридическое оформление права выдачи документа установленного образца о подготовке специалиста, участвующего в организации деятельности детского коллектива (вожатого). Результатом этапа станет положение о дистанционном онлайн-обучении в школе подготовки вожатых, методические рекомендации для педагогов и обучающихся. Деятель-ностный этап предполагает апробацию дистанционных технологий онлайн-обу-чения в школе подготовки вожатых; организацию учебного процесса: регистрация обучающихся, знакомство обучающихся с инструкцией по онлайн-обучению, предоставление удаленного доступа к учебным материалам; проведение преподавателями промежуточной и итоговой аттестации освоения образовательной программы; организацию вебинаров, взаимодействие в чатах, организацию работы службы технической поддержки и администраторов программы; проведение онлайн-анкетирования обучающихся и собеседования с преподавателями о качестве онлайн-обучения и улучшению организации учебного процесса; оформление и выдача документа установленного образца об окончании школы подготовки вожатых. Результатом реализации этапа является обучение около 800 человек в школе подготовки вожатых «Вести за собой!». Рефлексивный этап ориентирован на анализ материалов онлайн-анкетирования обучающихся, внесение изменений и корректировку организации процесса обучения по запросам и предложениям обучающихся и преподавателей; изучение и анализ отзывов-характеристик работодателей о работе выпускников школы подготовки вожатых «Вести за собой!»; определение и реализацию корректирующих мероприятий на основе проведенного анализа; публикацию научных и научно-методических материалов по результатам работы проекта. Результатом этапа является аналитический отчет о работе проекта, научные публикации.

Для реализации содержания вышеуказанного проекта необходимо рассмотреть современные требования, предъявляемые к вожатым и их деятельности согласно современному стандарту специалиста, участвующего в организации жизни детского коллектива. Деятельность вожатого предусматривает несколько направлений: психолого-педагогическое сопровождение временного детского коллектива; нормативно-правовое регулирование жизнедеятельности детей и вожатской деятельности в лагере; применение знаний об истории вожатства и детского движения; обеспечение основ безопасности жизнедеятельности в детском лагере; информационно-медийное сопровождение в детском лагере; организация массовых мероприятий; соблюдение и защита профессиональной этики и культуры вожатого в лагере. Кратко раскроем суть каждого направления.

Психолого-педагогическое сопровождение временного детского коллектива предусматривает организацию совместной деятельности вожатых и детей в лагере, ориентированной на достижение результатов гражданского, нравственного, трудового, экологического, физического воспитания, формирование здорового образа жизни; организацию участия вожатых и детей в проектировании содержания совместной деятельности в лагере; педагогическое стимулирование детских социальных инициатив; определение педагогических средств развития самоуправления во временном детском коллективе; создание комфортных условий для отдыха и оздоровления детей. В рамках данного направления вожатый должен уметь осуществлять психолого-педагогическое сопровождение временного детского коллектива в лагере; применять игровые педагогические технологии; выявлять социальные, творческие способности и лидерский потенциал детей, создавать условия для их развития и реализации.

Нормативно-правовое регулирование жизнедеятельности детей и вожат-ской деятельности в лагере направлено на соблюдение законодательства Российской Федерации; на соблюдение прав и законных интересов детей в процессе их жизнедеятельности в лагере, во взаимодействии с другими детьми и родителями; на соблюдение трудового законодательства при трудоустройстве в лагерь вожатым; на создание условий для безопасного времяпрепровождения детей в лагере. Для реализации указанного направления вожатый должен знать следующее: конвенцию о правах ребенка; квалификационные требования к вожатому в лагере; должностные инструкции вожатого в лагере; нормативно-правовые документы, регламентирующие меры ответственности за жизнь и здоровье детей в лагере.

Анализ и обобщение передового психолого-педагогического и социально-педагогического опыта вожатской работы с временным детским коллективом в лагере предусматривает поиск и обобщение информации об истории и современном состоянии вожатской деятельности в лагере; анализ и обобщение информации, предоставляемой профессиональным сообществом вожатых и для

вожатых размещенную в сети Интернет; участие в деятельности профессиональных сообществ в области вожатской деятельности, организации лагерей, в деятельности детских и молодежных общественных объединений. Для работы в данном направлении вожатый должен знать следующее: историю коммунарского движения и понятие о коммунарской методике; идеи И.П. Иванова об отношениях «доверия, уважения, творческого сотрудничества и товарищества между воспитателем и воспитанниками» [2, с. 82]; коллективное творческое дело как инструмент коммунарской методики; передовой опыт работы всероссийских детских центров «Орленок», «Океан», международного детского центра «Артек»; передовой опыт деятельности общероссийской молодежной организации «Российские студенческие отряды» и педагогических отрядов России; опыт и стратегии деятельности «Российского движения школьников».

Обеспечение основ безопасности жизнедеятельности в детском лагере предполагает соблюдение законодательства Российской Федерации; соблюдение и защиту прав детей; обеспечение безопасности детей и вожатых в лагере; оказание первой медицинской помощи. В контексте данного направления вожатый должен уметь: организовывать безопасную жизнедеятельность временного детского коллектива в лагере в рамках действующего российского законодательства; создавать условия для безопасного времяпрепровождения детей в лагере; соблюдать меры безопасности при организации мероприятий в лагере, проводимых в лесу, за пределами территории лагеря, в том числе при проведении походов; проводить инструктаж по технике безопасности; обеспечивать безопасность в реальных климатических условиях, на водоемах, в лесу, в горах, при транспортировке, использовании электроприборов. Вожатый должен знать: требования к сопровождению и трансферу детей; требования к организации выхода за территорию лагеря; требования к поведению детей и вожатого в прибрежной зоне и на воде; алгоритм поведения вожатого в опасных и чрезвычайных ситуациях природного, техногенного и социального характера; ответственность вожатого за соблюдение правил пожарной безопасности, обеспечение безопасности при проведении спортивных мероприятий; основы первой медицинской помощи; алгоритмы поведения вожатого в ситуациях криминального характера, действия при угрозе взрыва и захвате заложников; правовое регулирование социальных конфликтов при организации детского отдыха [3].

Информационно-медийное сопровождение в детском лагере предусматривает следующие умения: освещать жизнь временного детского коллектива в социальных сетях, печатных изданиях, на радио и телевидении; организацию работы пресс-центра и мультимедиацентра детского коллектива; знание основ информационной безопасности; методику подготовки новостей, заметок, репортажа, проведения интервью; основы работы в социальных сетях.

Организация массовых мероприятий предполагает: планирование массовых мероприятий, подготовку и проведение массовых мероприятий, анализ и оформление результатов проведения мероприятий. В рамках данного направления вожатый должен уметь: планировать деятельность временного детского коллектива исходя из программы смены; планировать коллективные творческие дела, массовые мероприятия в лагере; готовить, проводить и анализировать коллективные творческие дела и массовые мероприятия в лагере; организовывать творческие занятия и мероприятия по развитию лидерского потенциала, организаторских и творческих способностей детей в лагере; организовывать рефлексии детей по итогам коллективного творческого дела, массового или отрядного мероприятия в лагере; оценивать эффективность результатов коллективного творческого дела, массового мероприятия в лагере; оформлять документацию и отчетность по итогам проведения воспитательного мероприятия. Вожатый должен знать: структуру смены и содержание деятельности вожатого в каждый из периодов смены; возрастные особенности детей, учет возрастного подхода при организации и проведении массовых мероприятий в лагере; методы выявления лидерского потенциала детей, их социокультурного опыта, интересов и потребностей; методы, приемы, способы обеспечения общения и сотрудничества вожатых и детей; формы и методы контроля результатов коллективной творческой деятельности вожатых и детей; формы и методы организации оценочной деятельности с целью анализа результатов коллективной творческой деятельности детей и вожатых; основы организации массовых мероприятий для детей разного возраста и способы оценки их эффективности; педагогические технологии мотивации родителей к участию в совместной творческой деятельности в лагере; критерии оценки эффективности программы смены; критерии оценки эффективности результатов воспитательных мероприятий в лагере; требования к документации и отчетности по итогам проведения культурно-массовых мероприятий в лагере [4].

Соблюдение и защита профессиональной этики и культуры вожатого в лагере ориентированы на организацию взаимодействия с руководством лагеря, с вожатыми, напарниками, с детьми и их родителями; на поддержку корпоративной культуры в лагере. От вожатого требуется наличие следующих профессиональных умений и навыков: организация взаимодействия с руководством лагеря, с вожатыми с напарниками; организация взаимодействия с детьми и их родителями; навыки публичного выступления [5]. Вожатый должен знать: основы вожатской этики; мировоззрение и ценности вожатого; этику взаимоотношений с детьми и их родителями, права ребенка; стиль общения вожатого с детьми; коммуникативные технологии; этику взаимоотношений со старшими по должности, этику взаимо-

отношений с коллегами; корпоративный стиль в лагере, параметры и характеристики определения корпоративной культуры временного детского коллектива.

Таким образом, создание краевой онлайн-школы подготовки вожатых «Вести за собой!» и реализация содержания проекта повысят качества орга-

Библиографический список

низации летнего отдыха детей и уровня подготовки профессионального вожатого участвующего в организации деятельности детского коллектива к решению практических задач по воспитанию и развитию личности в детском оздоровительном лагере.

1. Стандарт специалиста, участвующего в организации деятельности детского коллектива (вожатого). Приказ Министерства труда и социальной защиты РФ, утвержден № 840н от 25.12.2018. Available at. http://www.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc&base=PNPA&n=38797#05453594100866606

2. Иванов И.П. Энциклопедия коллективных творческих дел. Москва: Просвещение, 1989.

3. Алеева Ю.В. Опыт работы Алтайского государственного педагогического университета по организации Школы подготовки вожатых «Вести за собой!». Мир науки, культуры, образования. 2018; № 6 (73): 306 - 308.

4. Алеева Ю.В. Образовательное пространство как условие совершенствования образовательной среды в процессе социализации подростков. Модели инкультурациив образовании: материалы Международной научно-практической конференции, Барнаул: АлтГПУ, 2018: 154 - 156.

5. Алеева Ю.В. Практический опыт использования средств дистационного обучения в процессе формирования учебной деятельности студентов. Ценностные ориентации молодежи в условиях модернизации современного общества, Барнаул: АлтГПУ 2017: 10 - 14.

References

1. Standart specialista, uchastvuyuschego v organizacii deyatel'nosti detskogo kollektiva (vozhatogo). Prikaz Ministerstva truda i social'noj zaschity RF, utverzhden № 840n ot 25.12.2018. Available at. http://www.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc&base=PNPA&n=38797#05453594100866606

2. Ivanov I.P. 'Enciklopediya kollektivnyh tvorcheskih del. Moskva: Prosveschenie, 1989.

3. Aleeva Yu.V. Opyt raboty Altajskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo universiteta po organizacii Shkoly podgotovki vozhatyh «Vesti za soboj!». Mir nauki, kultury, obrazovaniya. 2018; № 6 (73): 306 - 308.

4. Aleeva Yu.V. Obrazovatel'noe prostranstvo kak uslovie sovershenstvovaniya obrazovatel'noj sredy v processe socializacii podrostkov. Modeli inkulturacii v obrazovanii: materialy Mezhdunarodnoj nauchno-prakticheskoj konferencii, Barnaul: AltGPU, 2018: 154 - 156.

5. Aleeva Yu.V. Prakticheskij opyt ispol'zovaniya sredstv distacionnogo obucheniya v processe formirovaniya uchebnoj deyatel'nosti studentov. Cennostnye orientacii molodezhi v usloviyah modernizaciisovremennogo obschestva, Barnaul: AltGPU, 2017: 10 - 14.

Статья поступила в редакцию 25.03.20

УДК 378.147

Belyaeva S.V., Cand. of Sciences (Pedagogy), senior lecturer, Altai State Pedagogical University (Barnaul, Russia), E-mail: svb-svetlana@mail.ru

PROFFECIONAL COMMPETENCE DEVELOPMENT IN STUDENTS OF PEDAGOGICAL INSTITUTE OF HIGHER EDUCATION IN THE PROCESS OF ORGANIZATION AND REALIZATION OF MENTORING PROJECT. One of the current tendencies of higher pedagogical education is early professionalization of students' academic activity, orientation of educational process organization to involvement of students with teaching professions into professional activity and in the process of school practice and through the project activity realization. All this helps reveal creative potential of future teachers; teach them to employ acquired knowledge, abilities and skills at the earliest stages of education. Mentoring programs implemented within the frameworks of interdepartmental cooperation is one of the promising outlooks of project activity. Analysis and summarizing of such mentoring project realization experience that the author views as a means of future teacher's education individualization, their self-realization, motivation to their future professional activity are the objective of the article. The article studies the author's model of mentoring the core of which is represented by analysis and synthesis methods of accumulated knowledge in the sphere of linguistics, psychology and linguodidactics, experiment and observation methods, communicative method of foreign languages teaching.

Key words: higher pedagogical education, professionalization, mentoring, tutorship.

С.В. Беляева, канд. пед. наук, доц., Алтайский государственный педагогический университет, E-mail: svb-svetlana@mail.ru

РАЗВИТИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ СТУДЕНТОВ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ВУЗА В ПРОЦЕССЕ ОРГАНИЗАЦИИ И РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА НАСТАВНИЧЕСТВА

Одной из актуальных тенденций высшего педагогического образования является ранняя профессионализация учебной деятельности студентов, направленность организации учебного процесса на вовлечение студентов педагогических специальностей в профессиональную деятельность и в ходе практики в школе, и через реализацию проектной деятельности, что позволяет раскрыть творческий потенциал будущих педагогов, научить их применять полученные знания, умения и навыки на самых ранних этапах обучения. Программы наставничества, которые реализуются в рамках межведомственного взаимодействия и сотрудничества, являются перспективным направлением проектной деятельности. Анализ и обобщение опыта реализации такого проекта наставничества, который рассматривается нами как средство индивидуализации обучения будущих педагогов, их самореализации, мотивации к будущей профессиональной деятельности, и является целью данной статьи. В статье представлена авторская модель наставничества, в основе которой - методы анализа и синтеза накопленных знаний в области лингвистики, психологии, лингводидактики, методы эксперимента и наблюдения, коммуникативный метод обучения иностранным языкам.

Ключевые слова: высшее педагогическое образование, профессионализация, наставничество, тьюторство.

На современном этапе развития общества требования, предъявляемые учителю, очень высоки. К основным сферам деятельности современного учителя можно отнести не только реализацию учебного процесса, но и воспитательную, организаторскую, научно-методическую и научно-исследовательскую деятельность. Поэтому и диапазон качеств, подлежащих формированию и развитию у студента педагогического вуза, тоже весьма широк. Ученые, занимающиеся исследованиями в области развития личности студента и педагога, выделяют профессиональные компетенции, нравственные качества, организаторские способности, деловые качества, умение управлять собой, подчеркивают важность способности самовыражения: социального, профессионального, интеллектуального и эмоционального. Именно поэтому вопросы качества подготовки будущих специалистов, их ранняя профессионализация, поиск и апробация новых подходов и методик являются актуальными для современного высшего педагогического образования. В этой связи сопровождение профессионального развития будущего педагога, наставничество приобретают все большее значение, поскольку

создают предпосылки объединения различных субъектов образовательного процесса.

В настоящее время вопросы педагогического сопровождения при передаче профессиональных знаний и опыта становятся все более актуальными. Примером этому является тот факт, что в научно-методической литературе с 80-х годов 20-го века наставничество является предметом многих научных исследований. В этой связи назовем такие имена, как А.С. Батышев, О.С. Бутенко, С.П Вер-шловский, Ю.Н. Кулюткин и др. [1 - 4]. Ученые рассматривают наставничество преимущественно по отношению к одаренным детям и потенциалу их развития, успешности, взаимоотношениям, возникающим между одаренными детьми и их наставниками, анализируют успешную практику наставничества в зарубежных вузах и возможность её применения в российских учебных заведениях различных уровней, возможность применения форм работы с наставником-ровесником для обучения говорению на иностранном языке, изучают наставничество и тью-торство как одну из форм студенческого самоуправления либо как особую форму

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.