УДК 378 ББК 74.48
Н.Ю. Корнеева, Д.Н. Корнеев, Н.В. Уварина
модульное обучение как методическая основа конструирования образовательных программ
высшего образования1
В данной статье излагается теоретико-методологический анализ генезиса конструирования модульного обучения в современном образовательном пространстве и характеристика реализации методического подхода, в конструировании системы профессиональных модулей образовательной программы уровень высшего образования бакалавриат, направление подготовки 44.03.04 Профессиональное обучение (по отраслям). Цель данной работы — осуществить теоретическое обоснование актуальности реализации модульного обучения в современном образовательном пространстве. Результатом данного изыскания, на наш взгляд, является попытка осуществления разработки алгоритма конструирования образовательных программ на основе технологии модульного обучения.
Ключевые слова: модуль, модульное обучение, Федеральный образовательный стандарт высшего образования, компетенция, конструирование модульных компетентностно-ориентированных основных образовательных программ высшего образования.
N.Yu Korneeva, D.N. Korneev, N.V. Uvarina
MODULAR EDUCATION AS A METHODOLOGICAL BASIS FOR THE DESIGN OF EDUCATIONAL PROGRAMS OF HIGHER EDUCATION2
This article sets out theoretical and methodological analysis of the genesis of the design of modular training in modern educational space and the characteristics of implementation of methodological approach, the design of the vocational modules of the educational programme the level of higher education Bachelor programme 44.03.04 Vocational training (by industry). The purpose of this work to carry out theoretical substantiation of the relevance of the implementation of modular teaching in modern educational space. The result of this research in our opinion is an attempt to develop an algorithm of designing of educational programs based on the technology of modular training.
Key words: module, modular training, Federal educational standard of higher education, competence, designing of modular competence - oriented basic educational programs of higher education.
Современная теория профессиональ- и требований современного общества, ной педагогики постоянно находится в педагог должен предлагать всё новые и поиске достижения если не идеального, новые подходы и формы к усвоению ма-то оптимального и постоянного резуль- териала.
тата в работе со студентами. Реагируя Цель данного исследования - осуще-
на все изменения социальных условий ствить теоретическое обоснование ак-
1 Статья опубликована при поддержке гранта на выполнение научно-исследовательских работ по приоритетным направлениям вузов-партнеров по сетевому взаимодействию ФГБОУ ВО «ЧГПУ» и ФГБОУ ВО «ШГПУ» заявка № 2016-Ш1-08-09.
2 The article was published with the support of grants to perform scientific research on priority areas of partner universities through network interaction of the "Petrozavodsk state University" and of the "XGPU," application No. 2016-SH1-08-09.
I
го ca
о ^
s
H
о
* I
ГО ro
CO CO
0 о
1 to О ro О О.
ПГ Ю
ro °
^ о
о ii
ф Ф
I1
! 3
H I
Ф X
г 3
ф Ф ¡g
t-
го
X
го
ш
>
03
1
со ф
ф
X ^
о ъи
з:
С±
го"
ей ф
ф
X ^
0 ъи
2
1
туальности реализации модульного обучения в современном образовательном пространстве и осуществить разработку алгоритма конструирования основных образовательных программ на платформе применения технологии модульного обучения. В ходе работы над данным исследованием мы ставили перед собой ряд практико-ориентированных этапов достижения цели, которые можно сгруппировать в следующие траектории: осуществление теоретико-методологической диагностики заявленной проблемы, анализ существующего опыта конструирования рабочих программ в процессе реализации модульного обучения, апробация предложенного алгоритма конструирования рабочих программ на основе модулей основной образовательной программы ступени высшего образования бакалавриат, по направлению подготовки 44.03.04 Профессиональное обучение (по отраслям). Проблема нашего изыскания заключается в диверсификации предметного сегмента теории профессиональной педагогики и практики реализации модульного обучения и проектировании инновационного вектора в педагогических диагностиках разработки технологии модульного обучения на основе конструирования образовательных программ.
Понятие «модульное обучение» появилось в середине сороковых годов двадцатого века в ответ на возросшие социально-экономические потребности, когда были остро необходимы педагогические системы образования профессиональным владениям в относительно минимальный период времени. Были подробно диагностированы промышленные задачи и разработаны алгоритмы по их практико-ориентированному внедрению. Концепции технологии модульного обучения берут свое начало в работах Б.Ф. Скинера и трансформируют свое методологическое обоснование и пролификацию в трудах зарубежных теоретиков Б.М. Гольдшмид, К. Курха, Д.Г. Оуенса, Дж. Расселла [1]. Консигнатором к внедрению технологии модульного обучения явилась конференция специализированного учреждения Организации Объединённых Наций по во-
просам образования, науки и культуры (ЮНЕСКО), состоявшееся в Париже в 1974 году, в содержании резолюции содержалась следующая рекомендация: «создание открытых и гибких структур образования и профессионального обучения, позволяющих приспосабливаться к изменяющимся потребностям производства, науки, а также адаптироваться к местным условиям» [3]. Данному международному призыву соответствовало модульное обучение, позволяющее эластично конструировать содержание образования из блоков, соединять многообразные виды и формы профессионального обучения, баллотировать преимущественные из них с учетом индивидуальной специфики обучающихся, которые обретали ресурс автономно работать с рекомендованной им индивидуальной учебной программой в оптимальном для них режиме. Внимание разнообразных теоретиков к модульному обучению объясняется желанием трансферта многокомплектных целей. Ряд из них (Б. и М. Гольдшмид, Е.М. Дурко, Дж. Расселл) [5] пытались помочь обучающемуся трудиться в оптимальном режиме, подбирать соответствующий для конкретного индивидуума алгоритм обучения; другие (И. Прокопенко, П.А. Юцявичене) [7] -добиться высокого уровня готовности обучающихся к осуществлению необходимой профессиональной деятельности; М.А. Анденко, В.В. Карпов [4] - проектировать метапредметные синергети-ческие коммуникации и разрешить противоречие коммуникативных процессов между образовательными подразделениями образовательных организаций ступени высшего образования; М.Д. Миронова, М. Тересявичене [8] - обобщить образовательное поле по конкретной дисциплине. В российское образовательное пространство технология модульного обучения вошло в конце 80-х годов ХХ века в процессе распространения научных изысканий П.А. Юцявичене и его последователей [3].
Приоритетной дефиницией данной научной траектории интерпретируется термин «модуль». Данная дефиниция фигурирует в явной взаимозависимости
от таких трансфертов педагогической проблематики, как абразия проектирования содержания процесса профессионального образования, форм и методов обучения. Такие теоретики, как В. Голь-дшмидт и М. Гольдшмидт принимают за каркас данной дефиниции конструирование независимой стратегической единицы трансферта профессионального обучения выпускника, абстракционируе-мого на достижение реально спроецированных образовательных целей, Дж. Рассел видит диагностируемую дефиницию как автономный отрезок или долю учебной дисциплины [9]. В работах Ю.К. Башлова и В.А. Рыжова дефиниция «модуль» расценивается как измеримый сегмент образовательной информации, обязательный для реализации специфической, конкретной профессиональной деятельности выпускника [1].
«Модуль — это завершенная дидактическая единица основной образовательной программы, которая призвана формировать одну или несколько профессиональных компетенций, владеющая диагностикой знаний и умений, владений, обучаемых на выходе. Модульная основная образовательная программа — это совокупность и последовательность образовательных модулей, сосредоточенная на овладении определенными компетенциями, обязательными для присвоения определенной профессиональной квалификации» [4]. Настоящая российская педагогическая система многоуровневой профессиональной подготовки кадров базируется на интеграции компетентностного подхода и технологи кредитно-модульной конструкции учебного процесса. В Федеральном Законе № 273 «Об образовании в Российской Федерации» [6] отмечено, что при внедрении основных образовательных программ подразумевается применение структур конструирования образовательной деятельности, базирующейся на принципе модульного понимания содержания основной образовательной программы и конструирования учебных планов. Применение в конструировании основных образовательных программ, реализуемых в образовательных орга-
низациях высшего образования, технологии модульного обучения и их устремленность к овладению обязательными компетенциями, как и образовательные цели и результаты образовательного процесса, гарантирует постижение и ясность содержания профессиональной подготовки и переподготовки для всех субъектов и объектов процесса профессионального образования. При реализации данной задачи работодатели смогут деятельностно и энергично сотрудничать в конструировании, реализации и коррекции основных образовательных программ, а обучающиеся будут отчетливо понимать, чем они будут владеть, и что смогут представить своим работодателям [3]. Обращение к образовательным стандартам высшего образования ещё раз подтверждает, что суть дефиниции модуля очень обтекаема. Под профессиональным модулем в Федеральном государственном образовательном стандарте высшего образования, например, по направлению подготовки 44.03.04 Профессиональное обучение (по отраслям), понимается совокупность определенных образовательных дисциплин, объединенных логичными междисциплинарными связями: (общая и профессиональная педагогика, Методика профессионального обучения), а также отдельные дисциплины: «Педагогические технологии», «Методика воспитательной работы» и т.д.
Алгоритм конструирования модульных компетентностно- ориентированных основных образовательных программ высшего образования содержит в себе пять содержательных стадий, изображенных на рисунке 1. Для осуществления данного процесса рекомендуется учредить инициативную рабочую группу, включающую: профессорско-преподавательский состав образовательной организации, преподающий дисциплины профессионального цикла; специалиста отдела управления реализации образовательных программ, специалиста отдела практик, представителей и уполномоченных от работодателей и социальных партнеров, заинтересованных в реализации конкретной образовательной программы.
X
го ш
о ^
I-
о
* I
го го
ей Сй
о о х п о го О О.
ск ю го о ^ о
О ¡1 ф ф
I1
го
О
с
><
.0
ф ф §¡5
м
о
1. Разработка карты
профессиональной
деятельности
выпускника
и выявление
актуальных
компетенций
3. Разработка рабочих программ модулей образовательной программы
5. Проектирование и конструирование фонда оценочных средств
Рис. 1. Основные этапы разработки модульных компетентностно-ориентированных образовательных программ высшего образования
Первый этап конструирования модульных компетентностно-ориенти-рованных образовательных программ высшего образования.
На первом этапе конструирования модульной образовательной программы высшего образования реализуется проектирование карты профессиональной деятельности обучающегося. Под понятием «карта профессиональной деятельности обучающегося» нами подразумевается алгоритмизированное содержательно логическое описание прогнозируемой профессиональной деятельности выпускника, содержащее в себе перечисление основной цели, видов и задач профессиональной деятельности выпускника, а также необходимую систему профессиональных знаний, умений и владений деятельности в квазипрофессиональных условиях, необходимых специалисту для осуществления определенных трудовых функций в конкретной профессиональной сфере. Результатами первого этапа конструирования модульной образовательной программы являются: спроектированная и прошедшая экспертизу у социальных партнеров и работодателей карта профессиональной деятельности обучающегося; комплекс
приоритетных необходимых компетенций как результативно-целевой фундамент конструируемой образовательной программы по реализующему направлению профессиональной подготовки.
Второй этап конструирования модульных компетентностно-ориентиро-ванных основных образовательных программ высшего образования.
Впоследствии реализуется конструирование модулей основной образовательной программы. Согласно понятию модуля для его определения, приоритетно диагностировать компетенцию или страту близких компетенций, за литогенез которых модуль будет ответствовать. В соответствии с этим на второй стадии конструирования модульных образовательных программ проектируется матрица соответствия профессиональных компетенций образовательной программы и схожая матрица соответствия надпрофессиональных компетенций. Диагностика данных матриц допускает решить следующие актуальные для конструирования модульной образовательной программы миссии: вскрыть страты близких компетенций; определить метакомпетенции, это те компетенции, владение которыми необходима будуще-
му выпускнику для реализации комплекса профессиональных траекторий из разнородных видов профессиональной деятельности; уточнить когнитивный, конкретизировать деятельностный и определить мотивационно-ценностный компоненты необходимых компетенций на платформе спроектированной нами карты профессиональной деятельности выпускника. Для стратифицированных модулей нашей образовательной программы нами разрабатываются спецификации. Под спецификацией образовательного модуля мы подразумеваем локальный нормативный документ, который содержит следующие индификаци-онные компоненты: название образовательного модуля, цель образовательного модуля, задачи образовательного модуля, формируемые в рамках реализации образовательного модуля компетенции, требования к входным результатам студента, начинающего освоение определенного образовательного модуля, описание ожидаемых результатов обучения и инструменты оценки их достижения в ходе реализации образовательного модуля, требования к ресурсному обеспечению образовательного модуля. Таким образом, спецификация модулей образовательной программы является своеобразным техническим заданием на проектирование содержания модуля и позволяет логически верно построить учебный план.
Третий этап конструирования модульных компетентностно-ориентиро-ванных основных образовательных программ высшего образования.
Разнообразные образовательные модули могут содержать неодинаковое количество зачетных кредитов, которые суммируются и приобретаются обучающимся после освоения всего образовательного модуля. Когда образовательный модуль имеет длительную стадию освоения и его освоение экстраполируется несколько учебных семестров, то содержание «стержневой» дисциплины модуля стратифицируется на модульные единицы. Под модульной единицей подразумевается автономный учебный материал, проецируемый в рабочей программе об-
разовательного модуля продолжительностью не более одного учебного семестра, который применяется для самообразования или овладения под воздействием преподавателя и, как правило, завершается комплектованием раздела «портфолио».
Четвертый и пятый этапы конструирования модульных компетент-ностно-ориентированных основных образовательных программ высшего образования.
В ракурсе фонда оценочных средств могут применяться различные формы организации образовательного процесса: деловая и/или ролевая игра, кейс-задачи, коллоквиум, контрольная работа, круглый стол, дискуссия, полемика, диспут, дебаты, портфолио, проект, рабочая тетрадь, разноуровневые задачи и задания, расчетно-графическая работа, реферат, доклад, сообщение, творческое задание, программное средство (программная система) - тренажер, эссе и т.д. [2].
В итоге нашего исследования необходимо выделяются основные принципы алгоритма конструирования образовательных программ: ригоризм принципа вариативности гарантирует вариативность преобразования компонентов образовательной программы как в стратификационном, так и в содержательном компоненте; открытость допускает возможность дополнения образовательной программы новыми элементами, а также дополнения содержания имеющихся элементов; соблюдение принципа регионализации определяет ориентацию образовательной программы на специфику местных социально-экономических условий и культурных традиций; принцип преемственности определяет возможность учета ранее сформированных компетенций (знаний, умений, опыта деятельности) на следующем этапе или уровне образования; дискретность как принцип обеспечивает представление образовательной программы в виде интеграции относительно самостоятельных, логически завершенных частей (модулей). Практическая апробация данного алгоритма методики осуществляется на двух направлениях подготовки: по направле-
X
го ш
о ^
н
о
* I
го го
ей Сй
о о X т о го О О.
го ° ^ о
о И ф ф
I1
го
О
с
><
.а
ф ф X го
м
нию подготовки 44.03.04 Профессиональное обучение (по отраслям).
В результате нашего исследования можно сделать следующие выводы. Внедрение инновационной педагогической системы невольно аннулирует классические зачетные недели и межсеместровую итоговую аттестацию, так как обучающийся будет осуществлять свое образование по индивидуальной образовательной траектории и у индивидуума возникнет вероятность объединения информации по инновационной образовательной системе, в которой будут синергированы базовые, специальные, профессиональные знания, умения и владения. При апробации данного подхода пропадет перегрузка обучаемого дисциплинами. Модульной архитектурой конструирования образовательной программы взаимообусловлено повышение мотивации обучения студента, потому что он стимулирован на приобретение необхо-
димой информации, усвоение лекций и лабораторно-практических занятий. Студент автономно регулирует стадию поэтапного и промежуточного контроля, обучающийся замотивирован им как необходимой стадией образовательного процесса. Квалиметрия результатов овладения образовательным модулем при этом, как правило, рейтинговая по индивидуальному интегральному индексу. В итоге балльно-рейтинговой оценки знаний у обучающихся повышается мотивация в процессе обучения, представляется альтернатива ускоренного изучения дисциплины, что немедленно придаёт образовательному процессу индивидуальную образовательную траекторию. В соответствии с вышеизложенным материалом, модульная система высшего образования, на наш взгляд, может существенно повысить результативность и качество подготовки выпускников в образовательных организациях высшего образования.
Библиографический список
1. Голованова, Ю.В. Модульность в образовании: методики, сущность, технологии [Текст] / Ю.В. Голованова // Молодой ученый. - 2013. - №12. - С. 437-442.
2. Караваева, Е.В. Научно-методический подход модульного построения образовательных программ на основе ФГОС ВПО [Текст] / Е.В. Караваева, Т.П. Петухова // Материалы Всероссийской научно-методической конференции (с международным участием) «Университетский комплекс как региональный центр образования, науки и культуры». - Оренбург: Университет, 2013. - С. 22-31.
3. Корнеев, Д.Н. Формирование инженерной культуры молодежи в образовательных организациях высшего образования как фактор эффективной реализации промышленного кластера в условиях интенсификации современной техносферы [Текст] / Д.Н. Корнеева, А.А. Лоскутов // Вестник Челябинского государственного педагогического университета. - 2015. - № 7. - С. 76-84.
4. Корнеева, Н.Ю. Формирование готовности педагога профессионального обучения к созданию инклюзивной среды образования [Текст] / Н.Ю. Корнеева // Вестник Южно-Уральского государственного университета. Серия: Образование. Педагогические науки. - 2011. - № 38 (255). - С. 49-52.
5. Уварина, Н.В. Ядро педагогической концепции: закономерности, принципы актуализации творческого потенциала личности учащихся в образовательном процессе [Текст] / Н.В. Уварина // Вестник Южно-Уральского государственного университета. Серия: Образование. Педагогические науки. - 2012. - № 4 (263). - С. 34-37.
6. Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».
7. Циулина, М.В. Некоторые аспекты проблемы непрерывного педагогического образования [Электронный ресурс] / М.В. Циулина // Современные проблемы науки и образования. -2015. - № 1-1. - С. 974. - Режим доступа: http://www.science-education.ru/121-18251
8. Яковлев, Е.В. Организация педагогической практики при модульном построении основной профессиональной образовательной программы [Электронный ресурс] / Е.В. Яковлев, Н.О. Яковлева, М.В. Потапова. Современные проблемы науки и образования. - 2014. - № 6. - Режим доступа: http://www.science-education.ru/120-15896
9. Яковлева, Н.О. Профессиональная социализация выпускников педагогических вузов на основе использования современных технологий сетевого взаимодействия [Текст] / В.В. Садырин,
Н.О. Яковлева, Л.В. Трубайчук, З.И. Тюмасева, М.В. Потапова, Н.В. Уварина, Н.А. Соколова, Р.В. Кол-бин, Л.А.Глазырина. - Челябинск: Челяб. гос. пед. ун-т, 2013. - 280 с.
References
1. Golovanova Yu.V. Modularity in education: methods, nature, technologies. Molodoy uchenyi, 2013. №. 12. P. 437-442. [in Russian].
2. Karavaeva Yu.V., Petukhova, T.P. A scientific and methodical approach of modular construction of educational programs on the basis of the GEF VPO. Materials of all-Russian scientific-methodical conference (with international participation) "University complex as a regional center of education, science and culture". Orenburg: OOO IPK "Universitet", 2013. P. 22-31. [in Russian].
3. Korneev D.N., Loskutov A.A. Formation of the engineering culture ofyouth in educational institutions of higher education as a factor of effective implementation of industrial cluster in terms of intensification of modern technosphere. Herald of the Chelyabinsk State Pedagogical University, 2015. №. 7. P. 76-84. [in Russian].
4. Korneeva N.Yu. Formation of readiness of the teacher of vocational training to create an inclusive environment of education, the Formation of readiness of the teacher of vocational training to create an inclusive environment of education. Bulletin of the South Ural State University. Series: Education. Pedagogical science, 2011. № 38 (255). P. 49-52. [in Russian].
5. ^ari^ N.V. The core of the teaching concept: patterns, principles of actualization of creative potential of students in the educational process. Bulletin of the South Ural State University. Series: Education. Pedagogical science, 2012. № 4 (263). P. 34-37. [in Russian].
6. Federal law of29.12.2012 № 273-FZ "On education in Russian Federation'. [in Russian].
7. Tsiulina M.V. Some aspects of the problem of continuous pedagogical education Modern problems of science and education, 2015. №. 1-1. P. 974. Available at: http://www.science-education.ru/121-18251 [in Russian].
8. Yakovlev E.V., Yakovleva N.O. Potapova M.V., Organization of teaching practice for unit building the basic professional educational program. Sovremenyieproblemy nauki i obrazovania, 2014. №. 6. Available at: http://www.science-education.ru/120-15896 [in Russian].
9. V.V. Sadyrin, N.O. Yakovleva, L.V., Trubaychuk, Z.I. Tyumaseva, M.V. Potapova, N.V. Uvarina, N.A. Sokolova, R.V. Kolbin, L.A. Glazyrina. Professional socialization of graduates of pedagogical universities on the basis of use of modern, technologies of network interaction. Chelyabinsk: Chelyab. Gos. Ped. un-t, 2013. P. 280. [in Russian].
x
Сведения об авторах: Корнеева Наталья Юрьевна,
кандидат педагогических наук, доцент, заведующий, кафедра подготовки педагогов профессионального обучения и предметных методик,
Профессионально-педагогический институт, Челябинский государственный педагогический университет, г. Челябинск, Российская Федерация. E-mail: [email protected]
Корнеев Дмитрий Николаевич,
кандидат педагогических наук, доцент, доцент, кафедра экономики, управления и права,
Профессионально-педагогический институт, Челябинский государственный педагогический университет, г. Челябинск, Российская Федерация. E-mail: [email protected]
Information about authors: o.
s
Korneeva Natalya Yurievna, ^
Candidate of Sciences (Education), o
Academic Title of Associate Professor, S s
i
Head, Department of Training g g
Teachers of Vocational Training and Subject Methods, Vocational training Institute, Chelyabinsk State Pedagogical University, Chelyabinsk, Russia. E-mail: [email protected]
о о x to о го O О.
Ю
К ГО
^ о о t ф О)
I1
Korneev Dmitry Nikolaevich, jg
Candidate of Sciences (Education), * '
Academic Title of Associate Professor, Associate Professor, Department of Economics, Management and Law, Vocational training Institute, ° fe
Chelyabinsk State Pedagogical University, ¡5 m
Chelyabinsk, Russia. ij^
E-mail: [email protected] ^^g
x
Ф X
г з
<u Ф
Уварина Наталья Викторовна,
доктор педагогических наук, профессор, заместитель директора по научной работе,
Профессионально-педагогический институт, Челябинский государственный педагогический университет, г. Челябинск, Российская Федерация. Ктай: [email protected]
Uvarina Natalia Viktorovna,
Doctor of Sciences (Education), Academic Title of Professor, Deputy Director for science and research,
Vocational Training Institute Chelyabinsk State Pedagogical University, Chelyabinsk, Russia. E-mail: [email protected]
УДК 4и(07):378 ББК 74.268.1:74.480.267
С.В. Косарева
СИСТЕМА УПРАжНЕНИй ПО СОВЕРШЕНСТВОВАНИЮ
навыков самообразования студентов неязыковых специальностей в процессе
ОБУЧЕНИЯ ИНОСТРАННОМУ ЯЗБ1КУ
Рассматривается проблема создания средств обучения иностранному языку с целью обеспечения успешности процесса совершенствования навыков самообразования у студетов неязыковых специальностей. Сформулированы требования к системе упражнений с учетом реализации основных общедидактических принципов, значимых для процесса развития самообразовательных навыков. Приводятся определения понятий «система упражнений», «адекватность упражнения», «навык самообразования». Уделяется внимание характеристикам системы упражнений, структуре навыка самообразования, этапам развития этого навыка. Предлагается классификация упражнений, составляющих разрабатываемую систему. Соотнесены выделенные типы и виды упражнений с этапами развития навыка самообразования.
Ключевые слова: система упражнений при обучении иностранному языку, требования к упражнениям по иностранному языку, навык самообразования, структура навыка самообразования, этапы развития навыка самообразования.
S.V. Kosareva
THE SYSTEM OF TASKS AND ExERCISES AIMED AT IMPROVING SELF-EDUCATION SKILLS
OF NON-LINGUISTIC PROGRAMMES STUDENTS IN THE PROCESS OF FOREIGN LANGUAGE TEACHING
The problem of development of foreign language teaching means, which can provide a successful process of improving self-education skills of students of non-linguistic programmes, is discussed. m The requirements for the system of tasks and exercises are stated taking into account main common ^ didactic principles which are important in the process of the self-education skills formation. The defied nitions of such notions as "system of tasks and exercises", "adequacy of the exercise", "self-education QCj skills" are given. Special attention is paid to the characteristics of the system of tasks and exercises, О the structure of the self-education skills and the stages of these skills development. The classification