Образовательные технологии наука и практика
Сведения для цитирования: Дворникова, Е. Ю. Маршрутная карта «Путь героя» как инструмент психолого-педагогического сопровождения развития компетентности будущего учителя инновационного типа / Е. Ю. Дворникова // Инновационное развитие профессионального образования. — 2020. — № 3 (27). — С. 31-35.
УДК 377 ББК 74.57
МАРШРУТНАЯ КАРТА «ПУТЬ ГЕРОЯ» КАК ИНСТРУМЕНТ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ РАЗВИТИЯ КОМПЕТЕНТНОСТИ БУДУЩЕГО УЧИТЕЛЯ ИННОВАЦИОННОГО ТИПА
Е. Ю. Дворникова
В статье представлена модель маршрутной карты профессионально-личностного развития будущего учителя, разработанная и внедряемая в ГБПОУ «Златоустовский педагогический колледж» в рамках инновационной деятельности по теме «Интенсификация процесса подготовки будущего учителя в профессиональной образовательной организации». Маршрутная карта ориентирована на модель выпускника педагогического колледжа и обозначенные в ней ключевые компетенции и их составляющие. В основу карты легла актуальная в современной культуре концепция «Путь героя». Модель маршрутной карты универсальна, построена с учетом мотивационной направленности и индивидуально-психологических качеств личности студентов, включает в себя как диагностический, так и развивающий блоки. Данный материал будет полезен как практический инструментарий, в первую очередь педагогам-психологам, осуществляющим сопровождение студентов профессиональных учебных заведений.
Ключевые слова: индивидуальный образовательный маршрут, маршрутная карта, компетентности будущего педагога.
Современная педагогическая практика ставит новые ориентиры подготовки будущего учителя: это учитель инновационного типа, способный в постоянно меняющихся условиях развития общества эффективно выстраивать свою индивидуальную жизненную и профессиональную траекторию, готовый к самообразованию и самосовершенствованию с учетом индивидуально-психологических особенностей личности. Такие требования отражены в ключевых идеях федеральных проектов «Современная школа», «Учитель будущего», «Цифровая образовательная сре-
да», «Молодые профессионалы», входящих в национальный проект «Образование».
Одной из задач инновационного проекта «Интенсификация процесса подготовки будущего учителя в профессиональной образовательной организации», реализуемого в ГБПОУ «Златоустовский педагогический колледж», является «организация самообразования студента на основе индивидуального образовательного маршрута с учетом мотивационной направленности и индивидуально-психологических и личностных особенностей будущего учителя» [1].
Традиционно понятие «индивидуальный образовательный маршрут» трактуется как «целенаправленно проектируемая дифференцированная образовательная программа, которая определяется образовательными потребностями, индивидуальными способностями и возможностями учащегося, а также стандартами образования» [2, с. 5]. Поэтапное прохождение учащимся пути развития отражается в документе, получившем название «маршрутная карта».
В настоящее время индивидуальные образовательные маршруты уже широко распространены в образовании. Чаще всего они создаются в целях обучения либо коррекционной работы, реже — как индивидуально-личностные маршруты, инструмент осознавания обучающимися своих особенностей и возможностей, позволяющий построить индивидуальную траекторию развития личности и востребованных профессиональных компетенций.
Также в системе образования сегодня активно используется индивидуальный маршрут профессионального саморазвития педагога, который «представляет собой целенаправленную проектированную дифференцированную программу, обеспечивающую разработку и реализацию личностной программы развития профессиональной компетентности при осуществлении научно-методического сопровождения его профессионального развития» [3, с. 23]. Однако навыки подобной деятельности педагогам следует прививать еще на этапе их профессионального обучения.
В Златоустовском педагогическом колледже практика применения маршрутной карты для развития личностных качеств и профессиональных компетенций студентов — будущих педагогов не нова: в 2013-2016 годах эта технология была успешно апробирована в рамках деятельности региональной инновационной площадки по теме «Психолого-педагогические условия формирования субъектности будущих учителей».
В рамках новой тематики инновационной деятельности колледжа «Интенсификация процесса подготовки будущего учителя в профессиональной образовательной организации» форма маршрутной карты была модифицирована: в ее основу легла набирающая популярность в современной культуре (книгах, играх, фильмах) концепция «Путь героя». Автор этой теории — Джозеф Кэмпбелл, американский исследователь мифологии, который 70 лет назад в своей книге «Тысячеликий герой» выделил универсальные для мифов и сказок этапы странствий героя и обозначил смысл каждого из них [4].
Мы обратили внимание именно на эту концепцию по нескольким причинам.
Универсальность — теория включает в себя категории, которые едины для каждого человека, проходящего путь развития личности и/или профессионального роста.
Индивидуальность — каждый способен создать собственный «сценарий жизни» и отвечать за свою жизнь.
Метафоричность — связанная с механизмами идентификации и ассоциации возможность через иносказательный вариант осознавать психологические затруднения и способы их разрешения.
Актуальность — современные студенты представляют собой поколение, выросшее на фэн-тезийной литературе и фильмах, на играх, имеющих форму квеста, где необходимо «прокачивать персонаж». Потому именно такой подход для них увлекателен и понятен. При этом студенты, апробируя данную технологию на личном опыте, постигают новые формы работы с детьми.
Работа с маршрутной картой «Путь героя» в Златоустовском педагогическом колледже проводится со студентами экспериментальных групп второго курса под руководством педагога-психолога. Также доступ к персональным данным имеют директор колледжа, заместитель по воспитательной работе, классные руководители (с обязательным условием соблюдения принципа конфиденциальности). Маршрутные карты персональны, представлены в виде рабочих тетрадей, которые планируется заполнять в течение двух лет. Структуру карты составляют четыре блока: вступительный, диагностический, развивающий и заключительный. Работа с диагностическим и развивающим блоками проводится параллельно.
Содержание вступительного блока.
1. Введение «Добро пожаловать в кинозал!» (работу с этим текстом эффективнее проводить, используя технику визуализации).
2. «Персональные данные режиссера» (на этом этапе со студентами заключается соглашение о работе с маршрутной картой).
3. «Рождение легенды» (здесь предлагается по ключевым фразам самим составить начало легенды о собственном герое).
4. «Портрет героя в начале пути» (студенты рисуют портрет своего персонажа, которого они собираются «прокачивать», дают ему имя. Этот рисунок затем анализируется по методике проективной диагностики «Рисунок человека»).
Диагностический блок представлен как детальная проработка образа героя, разработка стратегии развития, включает следующие диагностики.
1. Индивидуально-психологические особенности (по Р. Б. Кеттеллу). Используется 16-фак-торный опросник, на основе которого выстраивается профиль личности, проводится рефлексия и определение точек потенциала и точек возможного развития личности.
2. Тип интеллекта (по Г. Гарднеру). Студенты определяют ведущий тип интеллекта, анализируют, какие возможности дает интеллект в педагогической сфере деятельности, какой дальнейший путь профессионального развития им выбирать.
3. Социотип (по В. Гуленко). После определения социотипа студенты изучают рекомендации по самосовершенствованию личности в соответствии с типом, рекомендуемый род деятельности и условия для работы, выстраивают стратегию профессионального роста.
4. Ведущие архетипы (К. Пирсон, М. Марр) [5]. Эта диагностика созвучна с концепцией «Путь героя», на ее основе выстраивается стратегия построения личного профессионального бренда.
5. Творческий потенциал (по Э. П. Торренсу). Методика позволяет оценить развитие основных параметров творческого мышления: беглость, оригинальность, гибкость, разработанность.
6. Тест ценностных ориентаций (по М. Ро-кичу, модифицированный). В ходе работы с данной методикой студенты определяют наиболее значимые для них ценности, а также «точки роста» (ценности, наиболее значимые, но менее доступные).
7. Методика «Колесо счастья» (по В. Козлову). Данная графическая техника заимствована из интегративной психологии, она позволяет осознать наиболее значимые жизненные цели и пути их достижения.
Развивающий блок маршрутной карты называется «Путь героя». Он представлен в виде нескольких таблиц для самостоятельного заполнения.
1. «Вызовы судьбы». Студенты в этой части описывают, в какие сложные жизненные ситуации им приходится попадать, какие важные вопросы при этом решать, а также фиксируют свою реакцию на вызов: принятие либо отвержение.
2. «Подарки судьбы». Что хорошего в нашу жизнь приходит как бы случайно, неожиданным подарком? Это может быть новое знакомство, гаджет, полезный развивающий курс. Какую силу, возможности дает нам этот подарок?
3. «Наставники». Какие люди помогают на пути личностного и профессионального развития? Чему они научили?
4. «Союзники». С кем вместе приходится решать вопросы? В чем помогает этот человек?
5. «Преграды на пути». Что препятствует достижению конкретной цели? Какие предпринимаются способы преодоления преграды?
Далее представлена таблица «Подвиги героя», где обучающиеся фиксируют свои личностные, учебные, профессиональные достижения (например, участие и победы в конкурсах, олимпиадах, прохождение дополнительных курсов) и уровень достижений (внутриколледж-ный, городской, региональный, всероссийский, международный).
Все зафиксированные «подвиги» оцениваются в таблице «Оценка развития силы», где представлены в соответствии с моделью выпускника педагогического колледжа ключевые компетенции и их составляющие.
1. Когнитивная компетентность (критическое мышление, системное мышление, стратегическое мышление, креативное мышление).
2. Аутопсихологическая (регулятивная компетентность (управление психофизиологическими ресурсами, эмоциональная и мотивационно-воле-вая саморегуляция, навыки тайм-менеджмента и стресс-менеджмента, психогигиена информационного труда).
3. Информационно-коммуникативная компетентность (работа с образовательными порталами онлайн-курсов, проектная коммуникация в онлайн-сообществах, использование цифровых технологий для саморазвития, программирование обучающих игр и учебных пособий).
В таблице под названием «Контрольные точки развития силы» обучающиеся проводят самооценку развития компетенций на трех этапах экспериментальной деятельности колледжа: начальном, промежуточном и заключительном. Предлагается оценить себя по четырехбалльной шкале: 0 — не знаю; 1 — знаю; 2 — знаю, умею; 3 — знаю, умею, практикую.
На заключительном этапе работы с маршрутной картой вновь прибегаем к технике создания текста легенды по заданным параметрам (и это уже — завершение легенды) и рисуем портрет героя в конце пути.
Таким образом, работа с маршрутной картой «Путь героя» в рамках инновационной деятельности Златоустовского педагогического колледжа поможет студентам осознать сущность востребованных профессиональных компетенций учителя нового типа, построить индивидуальный путь личностного и профессионального развития, а также научиться новым технологиям работы с детьми.
Библиографический список
1. Буров, Ю. Б. Интенсификация процесса подготовки будущего учителя в профессиональной образовательной организации / Ю. Б. Буров, Г. У. Карпыкова // Инновационное развитие профессионального образования. — 2019. — № 4 (24). — С. 53-59.
2. Построение модели индивидуального развития личности студента в условиях реализации ФГОС СПО. — Петрозаводск, 2017. — URL: https://www. https://fond21veka.ru/ publication/20/48/1328/ (дата обращения: 23.12.2019).
3. Трунцева, Т. Н. Аттестация педагогов: проектирование программы саморазвития. 1-11 классы / Т. Н. Трунцева. — Москва : ВАКО, 2013. — 160 с. — ISBN 978-5-408-01276-3.
4. Кэмпбелл, Дж. Тысячеликий герой / Дж. Кэмпбелл ; пер. с англ. О. Ю. Чекчуриной. — Санкт-Петербург : Питер, 2016. — 347 с. — ISBN 978-5-496-01865-4.
5. Марк, М. Герой и бунтарь. Создание бренда с помощью архетипов / М. Марк, К. Пирсон ; пер. с англ. под ред. В. Домнина, А. Сухенко. — Санкт-Петербург : Питер, 2005. — 336 с. — ISBN 5-94723-616-8.
For citation: Dvomikova, E. Y. Route map "The way of the hero" as a tool for psychological and pedagogical support of the competence development of a future teacher of an innovative type / E. Y. Dvornikova // Innovative development of vocational education. — 2020. — № 3 (27). — P. 31-35.
ROUTE MAP "THE WAY OF THE HERO" AS A TOOL FOR PSYCHOLOGICAL AND PEDAGOGICAL SUPPORT OF THE COMPETENCE DEVELOPMENT OF A FUTURE TEACHER OF AN INNOVATIVE TYPE
Dvornikova E. Y.
The article presents a model of a route map for the professional and personal development of a future teacher, developed and implemented at the Zlatoust Pedagogical College within the framework of innovative activities on the topic "Intensification of the process of training a future teacher in a professional educational organization". The route map is focused on the model of a graduate of a teacher training college. The key competencies and their components indicated in this map. It is based on the concept "The Way of the Hero", which is actual in modern culture. The model of the route map is universal, built taking into account the motivational orientation and individual psychological qualities of the personality of students, includes both diagnostic and developmental blocks. This material will be useful as a practical toolkit, first of all, for educational psychologists accompanying students of professional educational institutions.
Key words: individual educational route, route map, competence of the future teacher.
References
1. Burov Ju. B., Karpykova G. U. Intensifikacija processa podgotovki budushhego uchitelja v professional'noj obrazovatel'noj organizacii [Intensification of the process of preparing a future teacher in a professional educational organization], Innovacionnoe razvitie professional'nogo obrazovanija [Innovative development of vocational education],2019, no. 4 (24), pp. 53-59. (In Russian)
2. Postroenie modeli individual'nogo razvitija lichnosti studenta v uslovija realizacii FGOS SPO. Petrozavodsk, 2017, available at: https://www.fond21veka.ru>publication (accessed: 23.12.2019). (In Russian)
3. Trunceva T. N. Attestacija pedagogov: proektirovanie programmy samorazvitija. 1-11 klassy [Certification of teachers: designing a self-development program. 1-11 grades]. Moscow, VAKO, 2013, 160 p. ISBN 978-5-408-01276-3. (In Russian)
4. Kjempbell Dzh. Tysjachelikij geroj [Thousand-Faced Hero]. St. Petersburg, Piter, 2016, 347 p. ISBN 978-5-496-01865-4. (In Russian)
5. Mark M., Pirson K. Geroj i buntar'. Sozdanie brenda s pomoshhju arhetipov [Hero and rebel. Creating a brand using archetypes]. St. Petersburg, Piter, 2005, 336 p. ISBN 5-94723-616-8. (In Russian)
Дворникова Елена Юрьевна, педагог-психолог ГБПОУ «Златоустовский педагогический колледж», Челябинская область, г. Златоуст, e-mail: [email protected]
Dvornikova Elena Yurievna, educational psychologist, Zlatoust Pedagogical College, Chelyabinsk Region, Zlatoust, e-mail: [email protected]
Сведения для цитирования: Истомина, В. В. Факторы, влияющие на формирование общих компетенций у обучающихся профессиональных образовательных организаций / В. В. Истомина // Инновационное развитие профессионального образования. — 2020. — № 3 (27). — С. 35-39.
ФАКТОРЫ, ВЛИЯЮЩИЕ НА ФОРМИРОВАНИЕ ОБЩИХ КОМПЕТЕНЦИЙ У ОБУЧАЮЩИХСЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ
В. В. Истомина
В статье обсуждается тема отношения педагогов к процессу формирования общих компетенций у студентов профессиональных образовательных организаций как недостаточно важному для будущих специалистов. Новые ФГОС вносят в образовательный процесс новые формулировки общих компетенций, не всегда понятные педагогам. Анализ методических разработок занятий педагогов позволяет заключить, что они зачастую ограничиваются шаблонными фразами при включении общих компетенций в формулировки целей занятия. Следовательно, в процессе проведения занятия педагогом не уделяется внимание формированию общих компетенций у студентов ПОО. Автором выделены три фактора, обеспечивающие положительную динамику в работе педагогов по рассматриваемой проблеме.
Ключевые слова: общие компетенции, формирование общих компетенций, сущность общих компетенций, методы и средства обучения.
Проблема формирования общих компетенций (ОК) у обучающихся ПОО возникла с момента выхода нового Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» и новых федеральных государственных образовательных стандартов (ФГОС) СПО [1]. В настоящее время недостаточно сформировать знания, умения у обучающихся. Современный ФГОС СПО требует формирования общих и профессиональных компетенций.
Формирование профессиональных компетенций (ПК) — процесс, знакомый педагогам. Знания, умения, опыт, входящие в структуру профессиональных компетенций, им понятны и близки. Вместе с тем понятия, входящие в формулировку общих компетенций, у многих педагогов вызывают трудности в понимании. Наш педагогический опыт в организации дополнительного профессионального образования (ГБУ ДПО «Челябинский институт развития профессионального образования») позволяет утверждать, что согласно анализу методических
разработок занятий педагогов до начала обучения по программам дополнительной профессиональной подготовки более 70 % слушателей затрудняются в формулировке целей занятия, отражающих сущность ОК, формулируют их по шаблону, без связи с темой занятия, по ходу занятия не уделяют должного внимания формированию ОК у обучающихся.
Процесс формирования ОК затрагивает всех непосредственных участников образовательного процесса ПОО: и преподавателей, и мастеров производственного обучения, и воспитателей, и руководителей. Данный процесс связан и с аудиторной работой, и с внеаудиторной.
Рассматривая вопрос о формировании общих компетенций у обучающихся ПОО, следует обратить внимание на то, от чего зависит конечный результат, — уровень сформированности ОК.
Мы выделяем здесь три важных компонента:
- нормативная база, которая определяет набор ОК;