Воспитание и социализация личности
УДК 377 Ю. Б. Буров, директор Златоустовского
педагогического колледжа (ЗПК), Челябинская обл., г. Златоуст, e-mail: [email protected]
ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ФОРМИРОВАНИЯ СУБЪЕКТНОСТИ БУДУЩЕГО ПЕДАГОГА
Потребность государства в воспитании высоконравственного, деятельного, предприимчивого гражданина, способного к продуктивному сотрудничеству и самостоятельным действиям в условиях нарастающей неопределенности постиндустриального общества, по-новому ставит вопрос об инновациях в профессиональном педагогическом образовании, о необходимости формирования субъектности будущего педагога. В статье рассматривается вопрос о формировании субъектности будущего педагога в условиях деятельности областной инновационной площадки на базе Златоустовского педагогического колледжа.
Ключевые слова: субъектность будущего педагога, уровни субъектности, диагностика субъектности будущего педагога, модель формирования субъектности будущего педагога, стратегическая карта компетенций выпускника, маршрутная карта студента.
«Система образования должна строиться вокруг сильного, одаренного учителя», — подчеркнул в своем Послании Федеральному Собранию РФ Президент Российской Федерации В. В. Путин [1]. Чтобы воспитать личность школьника с активной жизненной позицией, ярко выраженным творческим потенциалом, современный учитель сам должен обладать соответствующими сущностными характеристиками человека как субъекта собственного развития.
В настоящее время проблема субъектности будущего педагога является предметом пристального и всестороннего исследования с точки зрения философии, педагогики, психологии и других гуманитарных наук.
Анализ нормативных документов, психолого-педагогической литературы и опыта практической подготовки специалистов среднего звена позволил выявить противоречия между:
- потребностью современного общества в профессионализме педагога и отсутствием научно обоснованной совокупности психолого-педагогических условий формирования субъектности будущего учителя;
- необходимостью выявления сущности, критериев и уровней сформированности субъектности будущего учителя и недостаточной разработанностью их в науке и практике;
- потребностями будущего учителя в формировании субъектности и недостаточно эффективным использованием педагогических средств по решению данной проблемы в образовательном процессе учебного заведения.
Цель работы в рамках областной инновационной площадки на базе ГБОУ СПО (ССУЗ) «Златоустовский педагогический колледж»: разработать и экспериментальным путем апробировать модель формирования субъектности будущего педагога.
Объект исследования: процесс формирования субъектности студентов педагогического колледжа.
Предмет исследования: психолого-педагогические условия формирования субъектности будущего педагога.
Гипотеза исследования: эффективное формирование субъектности будущего педагога возможно, если:
1) разработана модель формирования субъектности будущего педагога;
2) определены структура, уровни и критерии субъектности будущего учителя;
3) разработан комплекс психолого-педагогических условий, включающий:
• стратегическое моделирование общих компетенций выпускника педагогического колледжа с учетом ФГОС нового поколения;
• создание информационно-образовательной среды нового типа на основе новейших образовательных технологий;
• разработку гибких технологий сопровождения личностного и профессионального развития студентов;
• использование методически обусловленного комплекса психолого-педагогической диагностики субъектности будущего педагога.
Проведенный анализ определений субъект-ности человека и его характеристик, выделенных в философской и психолого-педагогической литературе, убедительно свидетельствует о многогранности и многоаспектности этой категории.
А. Б. Ваньков в своем исследовании понимает субъектность будущего педагога как сложную интегративную характеристику личности, отражающую его активность в постановке и достижении целей, осознанность мотивов и потенциалов, внутреннюю свободу и творческое начало [2]. Мы считаем данную интерпретацию категории «субъектность» наиболее приближенной к работе нашей инновационной площадки.
Принимая во внимание исследования характеристик субъектности будущего педагога Е. Н. Волковой, А. Б. Ваньков выделил:
- досубъектный уровень;
- субъектно-неустойчивый уровень;
- субъектно-ориентационный уровень;
- субъектно-профессиональный уровень [2].
Для изучения состояния субъектности будущего педагога на различных этапах был определен и использован следующий комплекс психодиагностических методик:
- анкетирование: анкета для изучения смы-слообразования у будущего педагога, анкета
для изучения целеобразования у будущего педагога, анкета для выявления уровня сформиро-ванности учебной деятельности (А. Б. Ваньков, Т. И. Лях), опросник самоорганизации самостоятельной работы, опросник рефлексивности (В. Н. Карандашева), опросник для диагностики субъектности (Е. Н. Волкова, И. А. Серегина);
- тестирование: личностный тест Р. Кетел-ла, аксиологический тест М. Рокича, тест К. То -маса для определения ведущего стиля поведения в конфликтных ситуациях, тест «Творческое мышление» Э. П. Торренса, соционический тест на определение ТИМа В. Мегедь — А. Овчаро-ва, проективный тест Вартегга и др.
Одним из условий работы по формированию инновационной площадки стала разработка модели формирования субъектности будущего педагога, отражающей взаимосвязь целевого, содержательно-деятельностного, организационно-методического и результативного компонентов (рис. 1).
В рамках эксперимента по формированию субъектности будущего педагога нами было разработано стратегическое моделирование общих компетенций выпускника педагогического колледжа с учетом ФГОС нового поколения.
Анализ управленческой и педагогической литературы показал, что в целом можно выделить два полярных направления в создании моделей компетенций: индивидуализированный подход, сфокусированный на поведении индивида, и коллективный (организационный) подход, направленный на разработку модели компетенций для конкретной организации, увязывающей цели, миссии, ценности, организационную культуру с программами подготовки и развития персонала. В свою очередь в коллективном подходе рассматриваются две аналитические модели — практико-ориентиро-ванная, построенная на исследовании поведенческих индикаторов достижения высокой или низкой эффективности, и стратегически-ориентированная, направленная на достижение перспективных целей организации. Одним из наиболее ярких примеров применения стратегически-ориентированной модели является стратегическая карта компетенций МГИМО [3]. Стратегическая карта компетенций студентов и преподавателей Златоустовского педагогического колледжа [4], разработанная инициативной группой, позволила выстроить стратегию развития образовательной организации на долгосрочную перспективу, максимально учитывая потенциал студентов, преподавателей и выпускников.
Воспитание и социализация личности
ЦЕЛЬ:
разработать и экспериментальным путем апробировать модель формирования субъектности будущего педагога
СОДЕРЖАТЕЛЬНО-ДЕЯТЕЛЬНОСТНЫЙ КОМПОНЕНТ
ОРГАНИЗАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПОНЕНТ
J
Ж
ВИДЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ:
1. УЧЕБНАЯ
2. ВОСПИТАТЕЛЬНАЯ
СОВРЕМЕННЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ:
- когнитивно-ориентированные
(дискуссионные технологии, проблемное обучение, исследовательская деятельность);
- деятельностно-ориентированные
(проектные технологии, контекстное обучение, дистанционные технологии, имитационно-игровое моделирование, КТД, артпроекты и др.);
- личностно-ориентированные
(интерактивные игры, тренинги развития, технологии сопровождения личностного и профессионального развития студентов, портфолио, развивающая психодиагностика, социоанализ и др.)
J
1-й ЭТАП: ОРГАНИЗАЦИОННО-
ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЙ
2-й ЭТАП: ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНО-
АНАЛИТИЧЕСКИЙ
3-й ЭТАП: КОНТРОЛЬНО-ОЦЕНОЧНЫЙ
ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ:
1) стратегическое моделирование общих и профессиональных компетенций выпускника педагогического колледжа
с учетом ФГОС нового поколения;
2) создание информационно-образовательной среды нового типа на основе новейших образовательных технологий;
3) разработка гибких технологий сопровождения личностного
и профессионального развития студентов;
4) активизация научно-исследовательской и творческой деятельности студентов
в воспитательной системе колледжа;
5) использование методически обусловленного комплекса психолого-педагогической диагностики субъектности будущего педагога
J
РЕЗУЛЬТАТ:
повышение уровня развития субъектности будущего педагога
Рис. 1. Модель формирования субъектности будущего педагога
Одним из важнейших условий эксперимента стало создание информационно-образовательной среды нового типа на основе новейших образовательных технологий. Работа по данному направлению в колледже проводилась в указанный период с внедрением АСУ ProCollege на основе платформы ЬМБ МооШе.
Наряду с созданием информационно-образовательной среды нового типа на основе новейших образовательных технологий, активизации научно-исследовательской и творческой деятельности студентов в воспитательной системе колледжа большое внимание уделялось и разработке гибких технологий сопровождения личностного и профессионального развития студента (в том числе разработке системы тренингов развития личности, созданию портфо-лио студента, использованию новейшей социо-и психодиагностики, проведению деловых игр, арт-проектов и т. д.).
Обобщающей формой и технологией работы по формированию субъектности студента-выпускника, по замыслу авторов эксперимента, стала маршрутная карта студента ЗПК «Ступени роста». Маршрутная карта студента структурно включила в себя: общие сведения студента, модули «Самопознание» и «Портфо-лио моих достижений», резюме выпускника, приложение. В процессе продвижения студента (совместно с педагогом-психологом) по программе-модулю «Самопознание» студент имел возможность уточнить свою систему ценностных ориентаций, свой тип информационного метаболизма (а заодно с ним — составляющие ТИМ темперамент, стили коммуникабельности, стимулы деятельности, уровни стрессоустойчивости, признаки Г. Рейнина и т. д.), уровни творческого мышления (по Э. П. Торренсу), выстроить свой индивидуальный профиль компетенций (работа над «Стратегической картой компетенций ЗПК»), выявить точки роста на весь период профессионального обучения. Модуль «Портфолио
моих достижений» включил в себя обобщение успехов в формировании общих и профессиональных компетенций в учебной и учебно-производственной деятельности, достижения в системе дополнительного образования, научно-исследовательской и творческой деятельности, а также активность в общественной работе. Систематизированным итогом маршрутной карты «Ступени роста» явилось резюме выпускника, составленное по типу стандартизированного резюме.
В целом нами была разработана и внедрена программа мероприятий, нацеленная на повышение уровня сформированности субъектности будущих педагогов в учебно-профессиональной деятельности. В плане сформированности основных характеристик субъекта учебно-профессиональной деятельности данные диагностики показали, что существенных различий между контрольной и экспериментальной группами на констатирующем этапе выявлено не было. Это значит, что исходные условия перед реализацией программы мероприятий по формированию субъектности будущего педагога могут считаться равными для обеих групп.
Проведенный в 2014 г. анализ промежуточного среза после первого этапа эксперимента позволил нам сделать вывод о позитивной динамике данных. Это дает нам основание утверждать, что программа мероприятий формирования субъектности будущего педагога приносит ожидаемые результаты. И хотя работа не претендует на исчерпывающее рассмотрение проблемы формирования субъект-ности будущего педагога, использование его результатов и выводов может не только повысить качество профессиональной подготовки студентов в педагогическом колледже, но и способствовать восхождению студента педагогического колледжа к вершинам субъектного развития в ходе его учебно-профессиональной деятельности.
Библиографический список
1. Послание Президента Владимира Путина Федеральному Собранию РФ [Текст] // Рос. газ. — 2012. — 13 дек. — № 287 (5960). — С. 4.
2. Ваньков, А. Б. Психолого-педагогические условия развития субъектности будущего педагога [Текст] : дис. ... канд. психол. наук / А. Б. Ваньков. — Тула, 2006. — С. 12.
3. Дульзон, А. А. Модель компетенций преподавателя вуза [Текст] / А. А. Дульзон, О. М. Васильева // Университетское управление : практика и анализ. — 2009. — № 2. — С. 34.
4. Стратегическая карта компетенций студентов и преподавателей ГБОУ СПО (ССУЗ) «Златоустовский педагогический колледж» [Текст]. — Златоуст, 2014.