и редактированию изображений в среде растровой и векторной графики. Отдельные практические задания в рамках дисциплины помогают изучить принципы работы с инструментами как основу для понимания основных функций и настроек инструментария программ, приобретения навыка работы с компьютерной мышью.
Компьютерные пакеты растровой и векторной графики служат для создания и редактирования изображений и содержат обширный инструментарий. Так, графический редактор Adobe Photoshop, изучаемый в рамках учебного курса дисциплины «Компьютерная графика», содержит панель инструментов, в которой инструменты распределены по группам:
- группа инструментов выделения;
- группа инструментов рисования и редактирования;
- группа инструментов текста и готовых фигур;
- группа инструментов навигации;
- группа инструментов для работы с цветом.
В качестве инструментов, наиболее соответствующих принадлежностям художника при создании картины, можно рассмотреть инструменты группы рисования и редактирования изображений: это кисть, карандаш и ластик.
При изучении указанной группы инструментов после теоретического блока студенты художественно-графического отделения полу-
чают практическое задание создать копии натюрморта с применением инструментов группы рисования и редактирования без слоев. Одним из требований к работе является использование в качестве оригинала натюрморта, выполненного студентом на учебных занятиях МДК «Основы выполнения живописных работ». В ходе выполнения задания студенты изучают такие опции инструмента «кисть», как нажим, прозрачность, замена цвета, текучесть. Инструмент «карандаш» посредством создания линии различной ширины, черноты, фактуры позволяет акцентировать внимание на композиционном центре натюрморта. Инструмент «ластик» удаляет информацию о цвете, части изображения либо заменяет ее другой. Кончено, создание натюрморта средствами компьютерной графики ведется в соответствии с общеизвестными законами композиции.
Примечательно, что в процессе создания учебных и творческих работ в реальных условиях художник использует эти же функции инструментов.
Применение одних тех же инструментов в различных условиях позволяет студентам лучше понимать принципы создания изображений средствами графического редактора растровой графики Adobe Photoshop и является первым шагом в приобщении к компьютерной графике как способу построения изображения.
Библиографический список
1. Информатика и ИКТ [Текст] : учебник для 8 кл. / И. Г. Семакин, Л. А. Залогова, С. В. Русаков, Л. В. Шестакова. — М. : Изд-во «БИНОМ. Лаборатория знаний», 2008. — 175 с.
2. Информатика и ИКТ [Текст] : учебник для 9 кл. / Н. Д. Угринович. — 4-е изд. — М. : Изд-во «БИНОМ. Лаборатория знаний», 2011. — 295 с.
УДК 377 А. Я. Алексеев, зам. директора по науч.-метод.
работе Златоустовского педагогического колледжа, Челябинская обл., г. Златоуст, e-mail: [email protected] Т. А. Саламатова, преп. Златоустовского педагогического колледжа
ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ СТУДЕНТА НА ЗАНЯТИЯХ ПО ДИСЦИПЛИНАМ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ЦИКЛА КАК УСЛОВИЕ СТАНОВЛЕНИЯ СУБЪЕКТНОСТИ БУДУЩЕГО УЧИТЕЛЯ
Областная инновационная площадка является одним из инициирующих условий для активного внедрения современных образовательных технологий. Проектная деятельность студентов, базируясь на ключевых компонентах стратегической карты компетенций Златоустовского педагогического колледжа, позволяет эффективно формировать субъектность будущих учителей.
Образовательные технологии: наука и практика
Ключевые слова: учитель, областная инновационная площадка, субъектность, стратегическая карта компетенций Златоустовского педагогического колледжа, профили компетенций, проект, этапы проекта, защита проекта.
В новых социально-экономических условиях современный человек должен быть яркой индивидуальностью, наделенной способностью видеть и проектировать стратегию своего личностного и профессионального развития, отвечать изменяющимся реалиям, внешним факторам социокультурного пространства.
Роль учителя при формировании такого представителя российского общества не может оставаться на втором плане — учитель должен сам стать идейным вдохновителем. «Система образования должна строиться вокруг сильного, одаренного учителя», — подчеркнул в своем Послании Федеральному собранию Президент России В. В. Путин.
Коллектив Златоустовского педагогического колледжа, являясь центром педагогического образования Златоустовского городского округа, осознавая изменившуюся образовательную ситуацию в России и регионе, отвечая на запросы времени, предъявляемые к выпускнику педагогического колледжа, стал инициатором открытия областной инновационной площадки «Психолого-педагогические условия формирования субъектности будущего учителя» [1].
Данное обстоятельство диктует иные подходы к организации учебно-воспитательного процесса. Для нового учителя — новые условия! Одним из направлений создания благоприятных условий для развития личности выпускника колледжа, ее положительных проявлений нами определена разработка модели выпускника колледжа на основе стратегической карты компетенций образовательной организации. Общие компетенции в ней рассматриваются как базис для формирования субъектности, но подробные характеристики компетенций актуализированы через профили компетенций. Детализированная структура каждого профиля дает возможность разработать проверяемые показатели оценки результата. Так, например, общая компетенция ОК 7 «Ставить цели, мотивировать деятельность учащихся, организовывать и контролировать их работу с принятием на себя ответственности за качество образовательного процесса» в стратегической карте компетенций реализуется через следующие профили:
- способность обеспечивать ресурсы для поставленной задачи;
- способность брать на себя ответственность за выполнение поставленной задачи;
- умение эффективно организовывать дискуссию, вовлекать учащихся, обучающихся в тренинговую, проектную, научно-исследовательскую работу;
- способность эффективно сочетать в работе с учащимися, обучающимися разнообразные формы индивидуальной и групповой коммуникаций;
- умение выстраивать индивидуальную траекторию личностного и профессионального развития учащихся, обучающихся средствами преподаваемой дисциплины, образовательной среды;
- способность выстраивать субъект-субъектные отношения в образовательном процессе;
- умение применять в учебной и внеучеб-ной деятельности разнообразные способы мотивации;
- способность обеспечивать целостность самостоятельной работы посредством поэтапного решения взаимосвязанных задач.
Проиллюстрировать формирование представленных выше профилей компетенций можно на примере учебной дисциплины общеобразовательного цикла «География» в рамках изучения темы «География мировых природных ресурсов» (6 ч.).
В качестве отработки элементов учебно-исследовательской деятельности студентам предлагается выполнить проект, целью которого является определение обеспеченности природными ресурсами и который включает три этапа.
Первый этап заключается в определении обеспеченности мирового сообщества природными ресурсами (углем, нефтью, газом). В рамках выполнения задания студенты разбиваются на группы и коллективно работают над проектом. На этом этапе от студентов требуется заполнить таблицу и по указанной формуле выполнить расчет ресурсообеспеченности мирового сообщества, на основании расчетов сделать обоснованный вывод и предложить варианты решения проблемы.
Поскольку студентам предлагается лишь ограниченный перечень литературы без указания конкретных источников информации, то они вынуждены вести поиск статистических данных с помощью мобильных устройств в сети Интернет, таким образом формируя профиль «способность обеспечивать ресурсы для поставленной задачи». Коллективная работа предполагает распределение
ролей, согласованность и скоординированность действий ее участников; для эффективного выполнения задания и достижения цели члены команды должны адекватно воспринимать условия работы, индивидуальные особенности коллег и вести общение как единомышленники. На этом основании можно утверждать, что данный вид деятельности формирует такие профили, как «способность выстраивать субъект-субъектные отношения в образовательном процессе», «умение эффективно сочетать в работе с учащимися, обучающимися разнообразные формы индивидуальной и групповой коммуникации».
На втором этапе в рамках внеаудиторной работы предлагается, используя дополнительные источники информации, подготовить доклад по теме «Нетрадиционные источники энергии» по предложенному плану:
«1. Преимущества использования ресурса.
2. Существующие проблемы использования.
3. Примеры, доказывающие использование ресурса мировым сообществом».
Наличие плана создает сложную ситуацию для студентов: план является, с одной стороны, опорной конструкцией для подбора информации, с другой — сдерживающим фактором, поскольку четкая организация материала диктует ограниченность и структурированность потока информации.
Защита проектных работ на итоговой конференции является третьим, заключительным, этапом проекта. На защите представитель группы берет на себя «ответственность за выполнение поставленной задачи» и представляет работу всей команды перед студенческой аудиторией.
Поэтапный способ организации деятельности, дифференциация выполняемых студентами задач формируют «способность обеспечивать целостность самостоятельной работы посредством поэтапного решения взаимосвязанных задач» [2].
Анализ проблемы применения проектной деятельности в образовательном процессе с точки зрения компетентностного подхода позволяет формировать у обучающихся общие и профессиональные компетенции, значимые для будущей профессиональной социализации.
Включение обучающихся в проектную деятельность дает возможность преобразовывать теоретические знания в профессиональный опыт, создает условия для саморазвития личности, позволяет реализовывать творческий потенциал, помогает обучающимся самоопределиться и самореализоваться, что в конечном счете способствует формированию субъектнос-ти выпускника Златоустовского педагогического колледжа — будущего учителя.
Библиографический список
1. Об открытии областных экспериментальных площадок [Электронный ресурс] : [приказ МОиН Челябинской обл. № 01/2155 от 26.12.2011 г.]. — Режим доступа: http://www.minobr74.ru/ ru/zakonodatelstvo/prikazy.
2. Дубровина, О. С. Использование проектных технологий в формировании общих и профессиональных компетенций обучающихся [Текст] / О. С. Дубровина // Проблемы и перспективы развития образования (II) : материалы междунар. заоч. науч. конф. (г. Пермь, май 2012 г.). — Пермь : Меркурий, 2012. — С. 124-126.
УДК 378 И. А. Беленько, доц. Южно-Уральского
государственного университета (ЮУрГУ) (НИУ), канд. пед. наук, г. Челябинск, e-mail: [email protected]
ФОРМИРОВАНИЕ КОММУНИКАТИВНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ БУДУЩИХ ЮРИСТОВ ПРИ ИЗУЧЕНИИ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА
В статье раскрываются особенности иностранного языка как учебного предмета и его функции, способствующие формированию коммуникативной компетенции у будущих юристов. Коммуникативная компетенция рассматривается как составляющая профессиональной компетентности будущего юриста.
Ключевые слова: иностранный язык, коммуникативная компетенция, функции иностранного языка.