Научная статья на тему 'Перспективы инновационной деятельности в сфере среднего профессионального образования Челябинской области (по материалам программ развития ПОО СПО на 2014-2018 гг. )'

Перспективы инновационной деятельности в сфере среднего профессионального образования Челябинской области (по материалам программ развития ПОО СПО на 2014-2018 гг. ) Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
220
31
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОГРАММА РАЗВИТИЯ / СТРАТЕГИЧЕСКАЯ ЦЕЛЬ / ИННОВАЦИИ / ПРОБЛЕМНООРИЕНТИРОВАННЫЙ АНАЛИЗ / ИНКЛЮЗИВНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / PROGRAM OF THE DEVELOPMENT / STRATEGIC AIM / INNOVATIONS / PROBLEM-ORIENTED ANALYSIS / INCLUSIVE EDUCATION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Серкова Г. Г., Алексеев О. А.

Проблемно-ориентированный анализ программ развития профессиональных образовательных организаций среднего профессионального образования Челябинской области позволил выявить основные перспективные направления инновационной деятельности организаций, сложившиеся в системе. Во-первых, это направления, связанные с решением задач, определяемых социальным заказом общества, в том числе и нормативно-правовыми документами; во-вторых, направления инновационной деятельности, определяемые конкретными областями структуры образовательной деятельности, реализуемой образовательной организацией с учетом ее особенностей (условий, реализуемого содержания образования, кадрового обеспечения, обучаемых и их деятельности, управления); в-третьих, направления инновационной деятельности, реализуемые образовательными организациями как областными инновационными площадками. Таким образом, данная статья носит аналитико-информационный характер.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Серкова Г. Г., Алексеев О. А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE PROSPECTS OF INNOVATIONAL ACTIVITY IN SECONDARY VOCATIONAL EDUCATION IN CHELYABINSK REGION (BASED ON MATERIALS OF THE PROGRAMS OF DEVELOPMENT EXEMPLARY EDUCATIONAL PROGRAM OF SECONDARY VOCATIONAL EDUCATION 2014-2018)

Problem-oriented analysis of professional development programs of educational institutions of secondary vocational education in Chelyabinsk region identified key promising directions of innovation organizations established in the system. First, there are the directions associated with the tasks defined by the social order of society, including the legal documents. Secondly, there are the directions of innovation, defined specific areas of the structure of educational activities implemented educational organization with regard to its features (conditions implemented educational content, staffing, students and their activities, management). Third, there are directions of innovation, implemented educational organizations as regional innovation platforms. Thus, this article is an analytical and informational character.

Текст научной работы на тему «Перспективы инновационной деятельности в сфере среднего профессионального образования Челябинской области (по материалам программ развития ПОО СПО на 2014-2018 гг. )»

6. Максимов, Г. К. Акмеологические условия и факторы, обеспечивающие продуктивное развитие конкурентоспособности специалиста [Текст] : дис. ... канд. психол. наук / Г. К. Максимов. — М., 2008. — 226 с.

УДК 377+001 Г. Г. Серкова, зав. лабораторией Челябинского

института развития профессионального образования (ЧИРПО), канд. пед. наук, доц, г. Челябинск, e-mail: [email protected] О. А. Алексеев, методист Челябинского института развития профессионального образования (ЧИРПО), канд. пед. наук, г. Челябинск, e-mail: [email protected]

ПЕРСПЕКТИВЫ ИННОВАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В СФЕРЕ СРЕДНЕГО

ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ЧЕЛЯБИНСКОЙ ОБЛАСТИ (ПО МАТЕРИАЛАМ ПРОГРАММ РАЗВИТИЯ ПОО СПО НА 2014-2018 ГГ.)

Проблемно-ориентированный анализ программ развития профессиональных образовательных организаций среднего профессионального образования Челябинской области позволил выявить основные перспективные направления инновационной деятельности организаций, сложившиеся в системе. Во-первых, это направления, связанные с решением задач, определяемых социальным заказом общества, в том числе и нормативно-правовыми документами; во-вторых, направления инновационной деятельности, определяемые конкретными областями структуры образовательной деятельности, реализуемой образовательной организацией с учетом ее особенностей (условий, реализуемого содержания образования, кадрового обеспечения, обучаемых и их деятельности, управления); в-третьих, направления инновационной деятельности, реализуемые образовательными организациями как областными инновационными площадками. Таким образом, данная статья носит аналитико-информационный характер.

Ключевые слова: программа развития, стратегическая цель, инновации, проблемно-ориентированный анализ, инклюзивное образование.

Стратегической целью государственной политики в сфере образования до 2020 г. определено, что необходимым условием формирования инновационной экономики является модернизация системы образования [1]. Направление модернизации определяется инновационными потребностями развития экономики региона, в результате чего возникает потребность в разработке программы развития областной системы профессионального образования. В то же время, принятие нового Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации», Го -сударственной программы «Развитие образования» на 2013-2020 гг. и становление современной непрерывной системы профессионального образования, подготовки и переподготовки профессиональных кадров привело к необходимости разработки программ развития профессиональных образовательных организаций [2].

Программа — это управленческий инструмент, определяющий стратегию совершенст-

вования профессиональной образовательной организации (далее — ПОО). Естественно, программы развития изначально приобретают качество инновационности.

Организация инновационной деятельности в учреждениях среднего профессионального образования, в соответствии с областной целевой Программой развития профессионального образования Челябинской области на 2011-2015 гг. [3], является одним из основных направлений модернизации системы профессионального образования в целях наиболее эффективной реализации инновационной направленности развития системы профессионального образования.

Сам термин «инновация» пришел в педагогику из экономики. Перебравшись в социальную сферу, он потерял свое первоначальное значение. Экономисты понимали под инновацией воплощение научного открытия в конкретной технологии или продукте. Основным измерите-

лем эффективности инновационных изменений была получаемая прибыль. В социальной сфере, а уж тем более в сфере образования, этот показатель не работает так, как в экономике и материальном производстве. Рассматривая инновации в социальной сфере, необходимо выяснить, насколько их результат может улучшить качество жизни, а в отношении образования — его качество. Но определить наличие положительного или отрицательного результата от педагогических инноваций бывает непросто — прежде всего потому, что эффект от их внедрения иногда выявляется через достаточно длительное время.

В настоящее время инновационные процессы испытывают ряд сложностей:

- во-первых, инновации в педагогике, с одной стороны, стали необходимостью, а с другой — чрезвычайно рискованной зоной из-за отсутствия простых и ясных критериев оценки. Они требуют, как правило, сложной экспертизы, которую сегодня приравнивают к виду исследовательской деятельности и которая крайне зависима от субъективного опыта эксперта;

- во-вторых, затруднения бывают связаны с технологией введения инноваций. Полноценный инновационный процесс заключается в формировании и развитии содержания и организации нового. Его можно рассматривать как процесс доведения идеи до стадии практического использования и реализации связанных с этим изменений в социально-педагогической среде. При таком рассмотрении результатом инновации является нововведение, а деятельность, обеспечивающая превращение идей в нововведение и формирующая систему управления этим процессом, может быть определена как инновационная;

- в-третьих, могут возникать трудности, имеющие отношение к технологии управления внедрением инноваций.

Исходя из этого, основными задачами современных ПОО СПО становятся:

а) создание новых механизмов управления, нацеленных на совершенствование условий, обеспечивающих функционирование и развитие образовательной организации;

б) обновление структуры и содержания образования, связанное, прежде всего, с выбором видов и целей инноваций, переходом от знаниевой парадигмы образования к компетентно стной, реализацией практической направленности образовательных программ, формированием системы непрерывного образования;

в) раскрытие потенциала всех участников педагогического процесса, предоставление им возможностей проявления творческих способностей.

Внедрение инноваций может способствовать решению проблем среднего профессионального образования, которые сегодня выдвигаются на передний план во всех регионах нашей страны, в том числе в Челябинской области, таких как:

- интеграция начального и среднего профессионального образования;

- соответствие материально-технической базы образовательных организаций уровню развития техники;

- интеграция существующих и возникновение качественно новых профессий широкого профиля и высокой квалификации;

- совмещение функций рабочих широкого профиля и высокой квалификации;

- подготовка рабочих и специалистов, умеющих самостоятельно приспосабливаться к быстро изменяющимся условиям производства, готовность к переучиванию, систематическому повышению квалификации, обеспечивающему рост профессионализма в последующие периоды трудовой деятельности.

В свете сказанного очевидно, что каждая ПОО СПО сегодня должна найти свое место в социально-экономической инфраструктуре области, определить перспективу своей образовательной и производственно-хозяйственной деятельности, выявить источники и скрытые резервы продуктивного функционирования. Реализовать эти задачи может только ПОО, имеющая полноценную, конкретную программу развития инновационной направленности.

Об этом свидетельствует проблемно-ориентированный анализ содержания программ развития (в данном случае исследовалась проблема инновационного развития организации), который показал, что инновационная деятельность образовательных организаций просматривается по всем основным направлениям, заявленным в паспорте программы. Рассмотрим эти направления более подробно.

1. Развитие условий, обеспечивающих качество образования (в том числе финансово-экономических и материальных; информационного обеспечения, создания современной инфраструктуры, социально-делового партнерства):

- система социально-делового партнерства в области проявляется не только в индивидуальном, но и в кластерном взаимодействии, т. е. в создании учебно-производственных

кластеров (Миасский машиностроительный колледж состоит в образовательно-производственном кластере с ОАО «АЗ Урал», Симский механический техникум — с ОАО «Агрегат», Челябинский дорожно-строительный техникум — с «ООО «Регинас», Магнитогорский технологический колледж может представить опыт по созданию электронных средств обучения в условиях учебно-производственных кластеров);

- разработкой и внедрением новых финансово-экономических механизмов в деятельность профессиональной образовательной организации планируют заниматься Аргаяшский аграрный техникум, Чебаркульский профессиональный техникум, Челябинский профессиональный колледж;

- разработкой и внедрением системы эффективных контрактов намерены заниматься Снежинский политехнический техникум, Первомайский техникум промышленности строительных материалов, Коркинский горностроительный техникум, Челябинский энергетический колледж им. С. М. Кирова, Южно-Уральский государственный технический колледж, Дворец учащейся молодежи «Смена»; разрабатывается инновационный проект образовательного комплекса «Технорама»;

- среди важнейших современных проблем оценки качества подготовки выпускников ПОО — сертификация, одна из форм подтверждения соответствия объектов требованиям технических регламентов (ТР), положениям стандартов, сводам правил или условиям договоров по профилю специальностей. Поэтому создание центра сертификации принадлежит к числу позитивных намерений руководителей ПОО. Так, Челябинский профессиональный колледж планирует создать центр сертификации по специальностям железнодорожного профиля, а Чебаркульский профессиональный техникум — центр сертификации по специальностям социальной сферы уровней СПО.

2. Реализация содержания образования, в том числе внедрение новых педагогических технологий:

- внедрением инновационных технологий развития профессиональных компетенций обучаемых занимаются Магнитогорский педагогический колледж и Миасский машиностроительный колледж; задачу овладения каждым педагогом методом проектов как инновационной педагогической технологией решает Каслинский промышленно-гуманитарный техникум; переход на кредитно-модульную

технологию обучения и кредитную систему зачетов по учебным дисциплинам по уровню СПО осуществляет Бакальский техникум профессиональных технологий и сервиса; над внедрением инновационной образовательной программы «Формирование инновационной системы подготовки кадров для промышленных и муниципальных предприятий Катав-Ивановского района в условиях оптимизации сети образовательных учреждений» работает Катав-Ивановский индустриальный техникум; задачу внедрения педагогических технологий на основе технологии развивающего обучения и организации образовательного процесса в условиях реализации инновационных образовательных программ решают Копейский политехнический колледж, Челябинский колледж информационно-промышленных технологий и художественных промыслов, Челябинский автотранспортный техникум, Южноуральский энергетический техникум, Челябинский радиотехнический техникум, Челябинский профессиональный колледж. Необходимо отметить, что практически все образовательные организации, работая в условиях реализации ФГОСов третьего поколения, освоили технологию развивающего обучения, т. к. она лежит в основе разработки контрольно-оценочных средств достижения определенного уровня сформиро-ванности общих и профессиональных компетенций;

- проблема инновационного подхода к воспитанию обучаемых на основе новых концепций в данной области решается в Саткинском политехническом техникуме (реализуется проектный метод воспитания — разработаны и реализуются шесть проектов: «Воспитай гражданина, патриота», «Ученье — свет», «Здоровье», «Я в мире... Мир во мне», «Творчество», «Лидер»), в Копейском политехническом колледже, Южно-Уральском многопрофильном колледже, Аргаяшском аграрном техникуме, Миасском строительном техникуме.

3. Развитие кадрового потенциала (кадровое обеспечение, его соответствие структуре подготовки):

- разработкой и внедрением системы эффективных контрактов намерены заниматься Снежинский политехнический техникум, Первомайский техникум промышленности строительных материалов, Коркинский горностроительный техникум, Челябинский энергетический колледж им. С. М. Кирова, Южно-Уральский государственный технический колледж; развитие научно-методического по-

тенциала педагогических кадров планируется осуществлять в Челябинском педагогическом колледже N° 2 путем создания объединений преподавателей, творческих групп по разработке и внедрению инновационных образовательных технологий, организации фестивалей учебных занятий с использованием инновационных образовательных технологий; задачу овладения каждым педагогом методом проектов как инновационной педагогической технологией определил для себя Чебаркульский профессиональный техникум.

4. Достижения обучающихся (образовательная деятельность).

Магнитогорский технологический колледж ставит своей задачей реализовать проект «Образование через всю жизнь», который состоит из четырех взаимосвязанных подпроектов:

1) «Обеспечение соответствия квалификации потребителей образовательных услуг требованиям экономики»;

2) «Обеспечение развития способностей одаренных обучающихся»;

3) «Обеспечение поддержки подростков в конструировании после школьного образовательно-профессионального маршрута»;

4) «Обеспечение ранней диагностики природных задатков, развития общих и специальных способностей, формирования опыта практических действий детей дошкольного возраста».

5. Система управления (инновационные технологии управления):

- над проблемой изменения структуры управления работает Магнитогорский технологический колледж (предполагает замену линейно-функциональной модели на смешанную, с элементами матричной организационной структуры управления); социально-педагогическую модель управления техникумом в условиях социального партнерства разрабатывает Чебаркульский профессиональный техникум; созданием открытой системы эффективных механизмов управления на основе систематизации и оптимизации управленческих действий с помощью циклограмм информационно-аналитической, мотивацион-но-целевой, организационно-исполнительской, контрольно-оценочной и регулятивно-коррек-ционной направленности занимается Озерский технический колледж; внедрением индикативного управления образовательной системой намерен заниматься Южноуральский энергетический техникум; проекты внедрения инновационного проектного подхода в управление

образовательным процессом разрабатывают Челябинский государственный промышленно-гуманитарный техникум, Челябинский автотранспортный техникум, Челябинский техникум промышленности и городского хозяйства им. Я. П. Осадчего; внедрение инновационных процессов управления на основе процессно-ориентированного подхода реализует Челябинский государственный колледж индустрии, питания и торговли; переход от стратегического управления к программно-целевому планируют осуществить Челябинский профессиональный колледж, Чебаркульский профессиональный техникум, Челябинский техникум текстильной и легкой промышленности; внедрение инновационных подходов в управление образовательным процессом (системное проектирование) планирует осуществить Южно-Уральский государственный технический колледж;

- многие образовательные организации внедряют в процесс управления техникумом систему менеджмента качества (СМК) образования в соответствии с требованиями МС ИСО 9001: 2008; это Магнитогорский технологический колледж, Политехнический колледж г. Магнитогорска (менеджмент качества воспитания), Ашинский индустриальный техникум, Магнитогорский педагогический колледж, Троицкий технологический техникум, Снежинский политехнический техникум, Кыш-тымский радиомеханический техникум, Каслинский промышленно-гуманитарный техникум, Бакальский техникум профессиональных технологий и сервиса (с выходом на получение международного сертификата менеджмента качества ИСО 9001: 2008), Первомайский техникум промышленности строительных материалов, Челябинский энергетический колледж им. С. М. Кирова, Челябинский государственный колледж индустрии питания и торговли, Челябинский радиотехнический техникум, Челябинский механико-технологический колледж; Челябинский педагогический колледж № 1, Чебаркульский профессиональный техникум; Южно-Уральский многопрофильный колледж планирует осуществлять сертификацию на соответствие требованиям международных стандартов действующей системе менеджмента качества (СМК) образования колледжа.

Реализации актуальных задач модернизации системы профессионального образования и преодолению негативных факторов в нем способствует инновационная деятельность образовательных организаций, ставших областными инновационными площадками. Темы инноваций

предполагают решение не одной, а сразу нескольких задач, определенных документами Министерства образования и науки РФ и Министерства образования и науки Челябинской области. Рассмотрим эти задачи более подробно.

1. Формирование эффективной территориально-отраслевой организации ресурсов системы профессионального образования, ориентированной на потребности перспективных региональных рынков труда.

Материально-техническое оснащение образовательных организаций характеризуется высокой степенью изношенности основных фондов (зданий, сооружений, оборудования и инженерных коммуникаций) и недостаточным финансированием мероприятий, направленных на повышение комплексной безопасности образовательных организаций. В этой связи обновление учебно-материальной базы профессионального образования требует системной деятельности. Приоритетными направлениями деятельности образовательного учреждения являются оснащение образовательных организаций современным учебно-лабораторным и учебно-производственным оборудованием (для повышения привлекательности программ профессионального образования), а также предоставление каждому обучающемуся возможности получать профессиональное образование в условиях, предъявляемых к современной организации образовательного процесса. Сегодня таким перспективным направлением инновационной деятельности, нуждающимся в научном осмыслении, являются внедрение кластеров и сетевое взаимодействие. На основе кластерного подхода работают инновационные площадки на базе Челябинского механико-технологического техникума (здесь проводится эксперимент «Обеспечение качества подготовки рабочих и специалистов для машиностроительного производства на основе механизма функционирования учреждения среднего профессионального образования в условиях автономии»); решает задачи организации сетевого взаимодействия Карталинский многоотраслевой техникум.

2. Внедрение новых технологических и финансово-экономических механизмов в региональную систему профессионального образования в условиях реализации ФГОС СПО третьего поколения.

В системе профобразования осуществлен переход на обучение по федеральным государственным образовательным стандартам. Актуальными направлениями исследований в этой связи являются изменения в процессе обуче-

ния и воспитания, связанные, прежде всего, с переходом на новую образовательную парадигму — компетентностный подход, который призван обеспечить необходимый уровень качества профессионального образования, максимально приблизив квалификацию выпускников системы профессионального образования к требованиям современного рынка труда. Данное направление реализуется Троицким педагогическим колледжем («Формирование профессиональных компетенций студентов, обучающихся по специальности 050710 "Специальное дошкольное образование"»), отделением с. Уй-ское Верхнеуральского агротехнологического техникума («Формирование проектировочных умений обучающихся в процессе учебной деятельности»), Миасским педагогическим колледжем («Организация учебно-исследовательской деятельности студентов в условиях педагогического колледжа как фактор формирования их профессионально-педагогической компетентности»), Златоустовским педагогическим колледжем («Психолого-педагогические условия формирования субъектности будущего учителя»), Южно-Уральским многопрофильным колледжем («Формирование компетенций предпринимательской деятельности у студентов учреждения среднего профессионального образования, обучающихся по специальностям технического профиля»), Златоустовским металлургическим колледжем («Формирование психологической компетентности студентов СПО как фактора повышения их профессиональной подготовки»), Златоустовским индустриальным колледжем им. П. П. Аносова («Управление развитием профессиональной компетентности студентов с нарушением слуха в учреждении среднего профессионального образования»), Усть-Катав-ским профессиональным техникумом («Комплекс психолого-педагогических мероприятий как средство формирования профессиональных компетенций у обучающихся с девиант-ным поведением в условиях учреждения профессионального образования»), Брединским отделением Карталинского многоотраслевого техникума («Формирование профессиональных компетенций будущих специалистов сельскохозяйственного профиля в условиях функционирования комплекса стажировочных площадок на производственных базах сельскохозяйственных предприятий»), Карталинским многоотраслевам техникумом («Сетевое взаимодействие образовательных учреждений сельскохозяйственного профиля и предприятий агропромышленного комплекса как условие формирования общих

и профессиональных компетенций будущих специалистов сельского хозяйства»).

3. Профессиональное становление личности обучаемого в условиях инклюзивного образования.

Инклюзивное образование — это обеспечение равного доступа к образованию для всех обучающихся с учетом разнообразия особых образовательных потребностей и индивидуальных возможностей. Дети с особыми образовательными потребностями нуждаются не только в особом отношении и поддержке, но также в развитии своих способностей и достижении успехов в образовательной организации. По большому счету инклюзивное образование является результатом развития идей гуманизма, основывающихся на исключительной ценности человеческой личности, ее уникальности, праве на достойную жизнь, каким бы ни было ее физическое состояние, праве на обладание всеми ценностями современной цивилизации. У детей с ограниченными возможностями здоровья совместное обучение с детьми с нормальным развитием формирует положительное отношение к своим сверстникам, способствует приобретению навыков адекватного социального поведения, позволяет полнее реализовать потенциальные возможности развития и обучения. В совместной учебной и внеклассной деятельности дети сплачиваются, учатся понимать проблемы другого человека и стараются по возможности их разрешить.

Данное направление реализуется Зла-тоустовским индустриальным колледжем им. П. П. Аносова, где осуществляется профессиональное обучение лиц с ограниченными возможностями здоровья — слабослышащих подростков. Результаты работы инновационной площадки по теме «Развитие профессиональной компетентности студентов с нарушением слуха в техническом колледже» активно внедряются в образовательный процесс.

4. Формирование мобильного в современных условиях человека, воспитание духовно-нравственных и гражданских качеств личности. Культурологическое направление.

Эта проблема постоянно исследуется как учеными, так и педагогами-практиками. Темы инноваций, внедряемых образовательными организациями, нацелены на профессиональное становление личности обучаемого, формирование мобильного в современных условиях человека — «Человека Дела», воспитание духовно-нравственных и гражданских качеств личности.

Проблемы воспитания и социализации личности изучаются на таких инновационных площадках, как отделение НПО Карталинского многоотраслевого техникума («Формирование духовно-нравственных и гражданских качеств личности обучающихся НПО на основе традиций казачьего самоуправления»), Златоустовский индустриальный колледж им. П. П. Аносова («Военно-патриотическое воспитание учащихся на традициях культуры казачества Южного Урала»), Челябинский государственный педагогический колледж № 1 («Формирование готовности будущего педагога к реализации проектной технологии»), Аргаяшский аграрный техникум («Организация сельскохозяйственного производства как условие воспитания "Человека Дела"»). Проблемы организации детско-взро-слого производства решаются Миасским строительным техникумом.

5. Развитие кадровых ресурсов региональной системы профессионального образования.

В число задач научно-методического сопровождения входят не только помощь образовательным организациям и поддержка осуществляемых в них изменений, но, прежде всего, профессиональное развитие руководителей и педагогов. Это направление реализуется Златоустовским педагогическим колледжем («Психолого-педагогические условия формирования субъектности будущего учителя»), ГБОУ ДОД ДУМ «Магнит» («Организационно-педагогические условия профессионально-личностного самоопределения обучающейся молодежи на основе сетевого взаимодействия организаций дополнительного и профессионального образования»).

6. Модернизация региональной государственно-общественной системы оценки качества профессионального образования.

Реализация мероприятий программы по модернизации региональной государственно-общественной системы оценки качества профессионального образования позволит сформировать региональный сегмент независимой оценки качества профессионального образования со стороны объединений работодателей, создать систему сертификации квалификации выпускников учреждений профессионального образования всех уровней, тем более выпускников экспериментальных площадок.

Пошаговый мониторинг обеспечит своевременную корректировку и управление изменениями в системе профессионального образования, позволит соотносить реализующиеся мероприятия с меняющимися социально-экономическими

условиями. В этом направлении перспективно работают Челябинский механико-технологический техникум («Обеспечение качества подготовки рабочих и специалистов для машиностроительного производства на основе механизма функционирования учреждения среднего профессионального образования в условиях автономии»), Озерский строительно-коммунальный техникум («Управление учреждением профессионального образования средствами автоматизированной системы мониторинга (ASM)»).

Представленное в программах развития на 2014—2018 гг. перспективное планирование по

Библиографический список

разработке и внедрению инноваций, осуществляемое руководителями и педагогическими кадрами образовательных организаций, а также активное открытие инновационных площадок свидетельствуют о развитии потребности в инновациях как в управлении, так и в дидактике и в воспитании, но этого, естественно, недостаточно для развития образовательной системы в целом и оптимального развития образовательной организации в частности. Необходима система мер по эффективному использованию продуктивных результатов инновационной деятельности профессиональных образовательных организаций.

1. О принятии Стратегии социально-экономического развития Челябинской области до 2020 года : постановление Законодательного собрания Челябинской области от 25 окт. 2007 г. № 890 [Электронный ресурс]. — Режим доступа: №р://шшш.дки74.ги/ир1оаЬЯИе8/стратегия.рЬТ.

2. Об утверждении Государственной программы РФ «Развитие образования» на 2013— 2020 гг. : распоряжение Правительства РФ от 15 мая 2013 г. № 792-р [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://base.garant.ru/70379634/.

3. Об областной целевой Программе развития профессионального образования в Челябинской области на 2011-2015 гг. : постановление Правительства Челябинской области от 12 июля 2011 г. № 228-П [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://szn74.ru/LegalActs/ 81ю\м/172.

УДК 316.31.4 Г. Л. Тульчинский, проф. Национального иссле-

довательского университета «Высшая школа экономики», проф., д-р филос. наук, г. Санкт-Петербург, e-mail: [email protected]

ОТ ОБЩЕСТВА НЕДОВЕРИЯ — К СОЦИАЛЬНОМУ ПАРТНЕРСТВУ (ШКОЛА В СИСТЕМЕ СОЦИАЛЬНОГО ПАРТНЕРСТВА)

В статье представлен авторский взгляд на наиболее актуальные проблемы современного социокультурного развития России. Автор размышляет о системном духовном кризисе общества, о причинах тотального недоверия внутри социума, о перспективах формирования новой национальной идеи. В статье доказывается тезис о приоритете социального партнерства как фактора становления полноценного гражданского общества.

Ключевые слова: социальное партнерство, свобода, ответственность, собственность.

Главная проблема современной России — не экономика, а возможность и способность выстроить Россию как «дом свободы и справедливости». Эксперты авторитетнейшей международной консалтинговой компании МеК1тву во главе с лауреатом Нобелевской премии по экономике Р. Солоу в результате глубокого анализа состояния и перспектив российской экономики еще в 1999 г. пришли к неожиданному для них самих выводу: российская экономика имеет все

возможности стабильного роста не менее 8 % в год. Более того, она готова к еще более бурному росту. Сдерживающие факторы лежат не в экономической, а в политической и социально-культурной сферах.

Проблема консолидации российского общества

Подавляющее большинство отечественных и зарубежных специалистов — социологов и экономистов, политологов и социальных

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.