Научная статья на тему 'Информационная поддержка инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья в системе среднего профессионального образования Челябинской области: состояние и перспективы'

Информационная поддержка инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья в системе среднего профессионального образования Челябинской области: состояние и перспективы Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
182
22
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНВАЛИД / DISABLED / ИНФОРМАЦИОННАЯ ПОДДЕРЖКА / INFORMATION SUPPORT / ЛИЦО С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ / PERSON WITH DISABILITIES / РАЗДЕЛ ИНТЕРНЕТ-САЙТА ДЛЯ ИНВАЛИДОВ / THE WEBSITE SECTION FOR THE DISABLED / АДАПТИРОВАННАЯ ВЕРСИЯ САЙТА ДЛЯ СЛАБОВИДЯЩИХ ИНТЕРНЕТ-ПОЛЬЗОВАТЕЛЕЙ / AN ADAPTED VERSION OF THE SITE FOR THE VISUALLY IMPAIRED INTERNET USERS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Сидоров В. В., Шадчин И. В.

В статье рассмотрен широкий круг вопросов, связанных с наиболее актуальными проблемами и перспективами развития системы информационной поддержки инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья в получении профессионального образования и профессиональной подготовки. Анализируются результаты исследования официальным сайтов профессиональных образовательных организаций Челябинской области с целью выявления наличия специального раздела для инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Сидоров В. В., Шадчин И. В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

AN INFORMATION SUPPORT OF DISABLED AND PERSONS WITH DISABILITIES IN THE SECONDARY EDUCATION OF CHELYABINSK REGION: SITUATION AND PROSPECTS

The article deals with a wide range of issues, which are related to the most urgent problems and prospects of development of information system of support of persons with disabilities and persons with disabilities to receive professional education and training. The results of the study the official websites of professional educational institutions of Chelyabinsk region are analyzed in order to detect the presence of a special section for the disabled and persons with disabilities.

Текст научной работы на тему «Информационная поддержка инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья в системе среднего профессионального образования Челябинской области: состояние и перспективы»

- совершенствуется контроль усвоения учебного материала;

- формируются умения исследовательской деятельности;

- обеспечивается доступ к различным справочным системам, электронным библиотекам, другим информационным ресурсам.

Библиографический список

В заключение отметим, что при любых инновациях главным является человеческий фактор. Только при существенных изменениях содержания и методов работы преподавателя с обучающимися можно ожидать эффекта от внедрения образовательных ресурсов нового поколения.

1. Электронные образовательные ресурсы в вопросах и ответах [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://www.slideshare.net/ssuser0958b9/ss-16209968.

2. Федеральные образовательные ресурсы для общего образования [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://www.edu.ru/db/portal/sites/res_page.htm.

3. Осин, А. Электронные образовательные ресурсы нового поколения [Электронный ресурс] / А. Осин. — Режим доступа: http://iite.unesco.org/files/policy_briefs/pdf/ru/eer.pdf.

4. Актуальные вопросы образования : Информационно-образовательная среда как фактор устойчивого развития современного инновационного общества [Текст] : сб. материалов Международной научно-методической конференции (27 февраля — 1 марта 2013 г., Новосибирск). В 4 ч. Ч. 4. — Новосибирск : СГГА, 2013. — 248 с.

5. ГОСТ Р 53620-2009. Информационно-коммуникационные технологии в образовании. Электронные образовательные ресурсы. Общие положения [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://docs.cntd.ru/document/gost-r-53620-2009.

УДК 377/376.2 В. В. Сидоров, директор Златоустовского

индустриального колледжа (ЗлатИК) им. П. П. Аносова, канд. пед. наук, Челябинская обл., г. Златоуст, e-mail: [email protected] И. В. Шадчин, зав. лабораторией инклюзивного образования Челябинского института развития профессионального образования (ЧИРПО), г. Челябинск, e-mail: [email protected]

ИНФОРМАЦИОННАЯ ПОДДЕРЖКА ИНВАЛИДОВ И ЛИЦ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ В СИСТЕМЕ СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ЧЕЛЯБИНСКОЙ ОБЛАСТИ:

СОСТОЯНИЕ И ПЕРСПЕКТИВЫ

В статье рассмотрен широкий круг вопросов, связанных с наиболее актуальными проблемами и перспективами развития системы информационной поддержки инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья в получении профессионального образования и профессиональной подготовки. Анализируются результаты исследования официальным сайтов профессиональных образовательных организаций Челябинской области с целью выявления наличия специального раздела для инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья.

Ключевые слова: инвалид, информационная поддержка, лицо с ограниченными возможностями здоровья, раздел интернет-сайта для инвалидов, адаптированная версия сайта для слабовидящих интернет-пользователей.

Интеграция обучающихся с особыми обра- циум — это глобальный общественный процесс, зовательными потребностями в современный со- затрагивающий все высокоразвитые страны.

Как отметил в своем выступлении на первом заседании Совета при Президенте РФ по делам инвалидов 7 апреля 2009 г. Д. А. Медведев, «... государство обязано компенсировать те возможности, которые ограничены — во всяком случае, часть возможностей — у инвалидов, повышенным вниманием к нуждам этих людей, созданием необходимой инфраструктуры и эффективной нормативно-правовой базы».

Одним из самых значимым международных документов в области защиты прав людей с различными видами нарушений здоровья является Конвенция о правах инвалидов (принята резолюцией 61/106 Генеральной Ассамблеи ООН от 13 декабря 2006 г.). Конвенция трансформирует само понимание инвалидности, признавая, что инвалидность — эволюционирующее понятие. Она является результатом взаимодействия, которое происходит между имеющими нарушения здоровья людьми и отношенческими и средо-выми барьерами и которое мешает их полному и эффективному участию в жизни общества наравне с другими [1]. Таким образом, в Конвенции признается, что человек является инвалидом не только в силу имеющихся у него ограничений, но и по причине тех барьеров, которые существуют в обществе.

В Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 г., утвержденной распоряжением Правительства РФ от 17 ноября 2008 г.

№ 1662-р, отмечено, что российская экономика оказалась перед долговременными системными вызовами, отражающими как мировые тенденции, так и внутренние барьеры развития. Один из таких вызовов — возрастание роли человеческого капитала как основного фактора экономического развития [2].

Третьего мая 2012 г. Президентом Российской Федерации был подписан закон № 46-ФЗ «О ратификации Конвенции о правах инвалидов» [3]. Ратификация Конвенции знаменует намерение государства создавать необходимые условия для полноценной жизни каждого инвалида, развивать систему информационной поддержки граждан с различными видами нарушений здоровья, в том числе с использованием уникальных коммуникационных возможностей современного виртуального пространства.

При этом стратегической целью государственной политики в области образования выступает повышение доступности качественного образования, соответствующего требованиям инновационного развития экономики, современным потребностям общества и каждого гражданина.

Увеличение числа обучающихся с особыми потребностями является общей тенденцией во всем мире. В 2014/15 уч. г. в 47 профессиональных образовательных организациях Челябинской области обучалось 258 инвалидов и 788 лиц с ограниченными возможностями здоровья (рис. 1).

800 700 600 500 400 300 200 100 0

720

2012

682

2013

652

363

ш

ШР

2014

788

258

>11111

2015

кЛ Инвалиды (чел.) %Лица с ограниченными возможностями здоровья (чел.)

Рис. 1. Численность инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья, обучающихся в ПОО Челябинской области в 2012-2015 гг.

Анализ представленных на рисунке 1 данных позволяет сделать вывод о том, что число инвалидов, обучающихся в ПОО, достаточно велико. Также наблюдается рост числа обучающихся с ограниченными возможностями здоровья.

Министерством образования и науки Челябинской области в целях выполнения Указа Президента РФ от 7 мая 2012 г. N° 597 «О мероприятиях по реализации государственной социальной политики» [4] и распоряжения Правительства Российской Федерации от 15 октября 2012 г № 1921-р «О комплексе мер, направленных на повышение эффективности реализации мероприятий по содействию трудоустройству инвалидов и на обеспечение доступности профессионального образования на 2012-2015 гг.» [5] разработан План мероприятий по формированию условий доступности обучения в организациях профессионального образования для инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья на 2013-2015 гг.

ГБУ ДПО «Челябинский институт развития профессионального образования» активно участвует в реализации основных направлений плана.

Институтом сформирован интернет-ресурс «Атлас профессий и специальностей, по которым ведется подготовка инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья в профессиональных образовательных организациях Челябинской области».

Доступ к ресурсу «Атлас профессий и специальностей» осуществляется с сайта института, сайта Министерства образования и науки Челябинской области и сайтов образовательных организаций региона через баннер, использующий gif-анимацию с иллюстрациями фрагментов профессиональной деятельности. В связи с расширением круга задач, стоящих перед профессиональным образованием, интернет-ресурс постоянно обновляется и модернизируется. В частности, в него добавлена информация о доступности среды в профессиональных образовательных организациях Челябинской области, в которых обучаются студенты-инвалиды и лица с ограниченными возможностями здоровья.

Атлас профессий и специальностей, по которым ведется подготовка инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья в профессиональных образовательных организациях Челябинской области, включает в себя два раздела:

- обучение лиц с ограниченными возможностями здоровья в профессиональных образовательных организациях Челябинской области;

- обучение инвалидов с различными видами нарушений здоровья в профессиональных образовательных организациях Челябинской области.

Данные разделы стали востребованными. На рисунке 2 приведена динамика посещаемости этого раздела с января по сентябрь 2015.

100 90 80 70 60 50 40 30 20 10 0

19

15

15

13

11

£ ^ ^ ^

^ ^ X

78

34

■ просмотры

=посетители

Рис. 2. Динамика посещаемости разделов ресурса «Атлас профессий и специальностей для лиц с особыми образовательными потребностями» с января по сентябрь 2015 г.

Анализ данных позволяет констатировать, что раздел посещается в основном такими категориями пользователей, как люди старше 18 лет и женщины. Вероятнее всего, это большей частью мамы или другие старшие родственники потенциальных абитуриентов.

На интернет-странице лаборатории инклюзивного образования ГБУ ДПО «Челябинский институт развития профессионального образования» размещены методические материалы по вариативным аспектам проблемы формирования доступности среды в профессиональных образовательных организациях. На интернет-странице можно также ознакомиться с презентационными материалами научно-практических семинаров и вебинаров для педагогических работников, посвященных вопросам внедрения инклюзивного подхода в педагогическую практику образовательных организаций (режим доступа: http://www.chirpo.ru/p234aa1.html).

В 2013 г. на базе ГБПОУ «Златоустовский индустриальный колледж им. П. П. Аносова» создано областное методическое объединение педагогических работников, осуществляющих профессиональное обучение инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья в системе среднего профессионального образования Челябинской области.

На заседаниях областного методического объединения ежегодно рассматривается широкий круг вопросов, связанных с проблемами создания условий для получения образования обучающимися с различными видами нарушений здоровья.

ГБПОУ «Златоустовский индустриальный колледж им. П. П. Аносова» с 1949 г. реализует идею инклюзивного образования. С 2008 г. ведется работа по созданию и наполнению сайта «Преодоление». Создано информационное пространство, являющееся дополнением к официальному сайту колледжа «Anosov.ru», которое позволяет студентам-инвалидам и лицам с ограниченными возможностями здоровья не только включиться в образовательный процесс, но и общаться, находить друзей, делиться своими достижениями и проблемами. Сайт предназначен для организации свободного доступа к упорядоченным и систематизированным информационным ресурсам и реализован на платформе системы управления контентом 1оот1а. Колледж ведет профессиональную подготовку студентов-инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья по двум специальностям: «технология машиностроения» и «программирование в компьютерных системах». С главной

страницы сайта «Преодоление» можно перейти на сайт «Перспектива», посвященный специальности «технология машиностроения» (www. perspective.anosov.ru), и на профориентацион-ный курс по специальности «программирование в компьютерных системах» (www.asu.anosov.ru). Популярностью у студентов с особыми образовательными потребностями пользуется раздел «Полезная информация», в котором представлены справочный материал, методические и мультимедийные пособия.

Сайт «Преодоление» имеет практическую направленность; будучи расположенным в локальной сети, он знакомит с историей колледжа и выбранной специальностью, является одним из инструментов дистанционного обучения, используется в профориентационной работе со студентами, имеющими особые образовательные потребности. Постоянное обновление сайта дает возможность следить за новинками, появляющимися в машиностроительной области и в области IT-технологий.

В целях выполнения решений протокола заседания областного методического объединения педагогических работников, осуществляющих профессиональное обучение инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья в системе среднего профессионального образования Челябинской области, от 4 июня 2015 г. лабораторией инклюзивного образования ГБУ ДПО «Челябинский институт развития профессионального образования» проведен анализ официальных сайтов профессиональных образовательных организаций Челябинской области с целью выявления наличия специального раздела для инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья.

Анализ официальных сайтов позволяет сделать вывод о том, что специальный раздел для инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья сформирован двенадцатью ПОО:

- ГБПОУ «Златоустовский индустриальный колледж им. П. П. Аносова»;

- ГБПОУ «Челябинский государственный промышленно-гуманитарный техникум им. А. В. Яковлева»;

- ГБПОУ «Чебаркульский профессиональный техникум»;

- ГБПОУ «Южноуральский энергетический техникум»;

- ГБПОУ «Челябинский техникум текстильной и легкой промышленности»;

- ГБПОУ «Челябинский государственный колледж индустрии питания и торговли»;

- ГБПОУ «Коркинский горно-строительный техникум;

- ГБПОУ «Катав-Ивановский индустриальный техникум»;

- ГБПОУ «Южно-Уральский многопрофильный колледж»;

- ГБПОУ «Саткинский политехнический техникум им. А. К. Савина»;

- ГБПОУ «Юрюзанский технологический техникум»;

- ГБПОУ «Кыштымский радиомеханический техникум».

Справочная информация (нормативный срок обучения, требования к абитуриенту и др.) о профессиях и специальностях, по которым могут обучаться инвалиды и лица с ограниченными возможностями здоровья, размещена на официальных сайтах шестнадцати ПОО, в том числе:

- ГБПОУ «Златоустовский индустриальный колледж им. П. П. Аносова»;

- ГБПОУ «Челябинский государственный промышленно-гуманитарный техникум им. А. В. Яковлева»;

- ГБПОУ «Чебаркульский профессиональный техникум»;

- ГБПОУ «Челябинский автотранспортный техникум»;

- ГБПОУ «Южноуральский энергетический техникум»;

- ГБПОУ «Челябинский техникум текстильной и легкой промышленности»;

- ГБПОУ «Челябинский государственный колледж индустрии питания и торговли»;

- ГБПОУ «Коркинский горно-строительный техникум»;

- ГБПОУ «Южно-Уральский многопрофильный колледж»;

- ГБПОУ «Кыштымский радиомеханический техникум»;

- ГБПОУ «Аргаяшский аграрный техникум»;

- ГБПОУ «Магнитогорский строительно-монтажный техникум»;

- ГБПОУ «Первомайский техникум промышленности строительных материалов»;

- ГБПОУ «Троицкий технологический техникум»;

- ГБПОУ «Бакальский техникум профессиональных технологий и сервиса им. М. Г. Гани-ева»;

34%

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

35% 30% 25%

20%

с 15%

Л

Д 10%

5% 0%

26%

Создан специальный раздел сайта

Размещена справочная информация о профессиях

4%

£

Создана адаптированная

версия для слабовидящих

4%

ШШ

ТР

Специальный раздел сайта находится в разработке

Рис. 3. Результаты анализа официальных сайтов ПОО с целью выявления наличия специального раздела для инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья

- ГБПОУ «Миасский геологоразведочный колледж».

Специальный раздел для инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья находится на стадии разработки на официальных сайтах двух профессиональных образовательных организаций:

- ГБПОУ «Бакальский техникум профессиональных технологий и сервиса им. М. Г. Гани-ева»;

- ГБПОУ «Копейский политехнический кол -ледж им. С. В. Хохрякова».

Специальная версия сайта, адаптированная для слабовидящих интернет-пользователей, разработана только двумя ПОО:

- ГБПОУ «Челябинский государственный промышленно-гуманитарный техникум им. А. В. Яковлева»;

- ГБПОУ «Карталинский многоотраслевой техникум».

Анализ данных позволяет констатировать, что специальный раздел сайта для инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья создан двенадцатью ПОО (26 % от общего числа), на стадии разработки раздел находится на сайтах двух ПОО (4 % от общего числа), справочная информация о профессиях и специальностях, по которым могут обучаться инвалиды и лица с ограниченными возможностями здоровья, размещена на сайтах шестнадцати ПОО (34 % от общего числа), специальная версия сайта, адаптированная для слабовидящих интернет-пользователей, разработана двумя ПОО (4 % от общего числа), наглядно эта информация представлена на рисунке 3.

Библиографический список

Двадцатого октября 2015 г. в ГБПОУ «Челябинский автотранспортный техникум» состоялось очередное заседание областного методического объединения педагогических работников, осуществляющих профессиональное обучение инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья в системе среднего профессионального образования Челябинской области, по проблеме «Информационная и консультативная поддержка инвалидов в получении профессионального образования». Членами методического объединения представлен перечень рекомендаций для руководителей профессиональных образовательных организаций по формированию инклюзивного виртуального пространства, в том числе:

- сформировать на официальном сайте специальный раздел для инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья;

- разместить на официальном сайте ПОО справочную информацию о профессиях и специальностях, по которым могут обучаться инвалиды и лица с ограниченными возможностями здоровья;

- создать специальную версию официального сайта ПОО, адаптированную для слабовидящих интернет-пользователей.

В настоящее время создание безбарьерного информационного пространства для инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья выступает одним из ключевых направлений работы по формированию условий для успешной социализации и эффективной самореализации данной категории граждан в современном высокотехнологичном обществе.

1. Конвенция о правах инвалидов [Электронный ресурс] : [принята резолюцией 61/106 Генеральной Ассамблеи ООН от 13 дек. 2О0б г.]. — Режим доступа: http://www.un.org/ru/ Ьоситеп18/Ьес1_сото/сотоепйоп8М8аЬИйу.

2. О Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 г. [Электронный ресурс] : [распоряжение Правительства РФ от 17 нояб. 2008 г. № 1662-р]. — Режим доступа: КонсультантПлюс.

3. Российская Федерация. Законы. О ратификации Конвенции о правах инвалидов [Электронный ресурс] : федер. закон № 46-ФЗ : [принят Гос. Думой 25 апр. 2012 г]. — Режим доступа: http://www.rg.ru/2012/05/05/invalidi-dok.html.

4. О мероприятиях по реализации государственной социальной политики [Электронный ресурс] : [указ Президента РФ от 7 мая 2012 г. № 597]. — Режим доступа: КонсультантПлюс.

5 О комплексе мер, направленных на повышение эффективности реализации мероприятий по содействию трудоустройству инвалидов и на обеспечение доступности профессионального образования на 2012-2015 гг. [Электронный ресурс] : [распоряжение Правительства РФ от 15 окт. 2012 г. № 1921-р]. — Режим доступа: КонсультантПлюс.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.