2. Бабанский, Ю. К. Методы обучения в современной общеобразовательной школе [Текст] / Ю. К. Бабанский. — М. : Просвещение, 1985.
3. Агаханов, Н. Х. Математика [Текст] / Н. Х. Агаханов, О. К. Подлипский, И. С. Рубанов // Всероссийские олимпиады. — Вып. 4. — М. : Просвещение, 2013.
4. Агаханов, Н. Х. Рекомендации по проведению муниципального этапа Всероссийской олимпиады школьников по математике в 2013/2014 учебном году [Текст] / Н. Х. Агаханов, О. К. Подлипский. — М. : Просвещение, 2013.
УДК 02/377 Т. А. Имамова, руководитель библиотеки-
медиатеки Челябинского института развития профессионального образования (ЧИРПО), г. Челябинск, e-mail: bibliochirpo@mail.ru
ЭЛЕКТРОННО-БИБЛИОТЕЧНЫЕ СИСТЕМЫ: ПРОБЛЕМЫ ПОДКЛЮЧЕНИЯ БИБЛИОТЕК ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ
ЧЕЛЯБИНСКОЙ ОБЛАСТИ
В статье на основе проведенного мониторинга анализируются проблемы подключения и применения электронно-библиотечных систем в профессиональных образовательных организациях Челябинской области.
Ключевые слова: электронно-библиотечная система, ЭБС «Znanium.com», ЭБС «IPRbooks», ЭБС «Юрайт», ЭБ ИЦ «Академия», ЭБС издательства «Лань», проблемы подключения ЭБС.
Федеральный государственный образовательный стандарт ТОП-50 предполагает, что «в случае наличия электронной информационно-образовательной среды допускается замена печатного библиотечного фонда предоставлением права одновременного доступа не менее 25 % обучающихся к электронно-библиотечной системе» [1], что существенно снижает затраты
на приобретение литературы на бумажном носителе. В этой связи ГБУ ДПО «Челябинский институт развития профессионального образования» провел анализ состояния подключения библиотек профессиональных образовательных организаций Челябинской области к электронно-библиотечным системам (ЭБС). Опрос состоял из нескольких вопросов (табл. 1).
Таблица 1
Сведения о подключении к электронно-библиотечным системам
ЭБС, действующие в ПОО на 01.04.2017 г.
Название ЭБС Срок подключения Количество лицензий
ЭБС, планируемые к подключению в 2017 г.
Название ЭБС Срок подключения Количество лицензий
Информация была обобщена и представлена на заседании ОМО библиотечных специалистов в апреле 2017 г.
На первое апреля 2017 г. 15,6 % ПОО СПО Челябинской области подключены к электронно-библиотечным системам. Большая часть ПОО, что составляет 60 %, не планируют в этом году подключаться к ЭБС (рис. 1).
Процесс подключения к электронно-библиотечным системам постепенно набирает обороты. Свидетельством этому является тот факт, что четыре профессиональные образовательные организации заключили договоры с ЭБС в конце 2016 г В 2017 г. две ПОО подключились к ЭБС (табл. 2) и одиннадцать находятся на стадии заключения договоров (табл. 3).
□ подключены
□ планируют подключиться в 2017 г.
□ не подключены
Рис. 1. Стадии подключения профессиональных образовательных организаций среднего профессионального образования (ПОО СПО) Челябинской области к ЭБС на 1 апреля 2017 г.
Таблица 2
Профессиональные образовательные организации, подключенные к ЭБС
ПОО ЭБС Дата подключения
ГБОУ «Златоустовский техникум сварки и строительных технологий» ЭБС «Znanium.com» 01.02.2017
ГБПОУ «Магнитогорский педагогический колледж» ЭБС «IPRbooks» 01.12.2016
ГБПОУ «Миасский геологоразведочный колледж» ЭБС «Znanium.com» 01.12.2016
ГБПОУ «Миасский педагогический колледж» ЭБС «Юрайт» 01.10.2016
ГБПОУ «Чебаркульский профессиональный техникум» ЭБС «Znanium.com» 03.04.2017
ГБПОУ «Челябинский механико-технологический техникум» ЭБС «Znanium.com» 01.11.2016
ГБПОУ «Южно-Уральский государственный технический колледж» ЭБ ИЦ «Академия» 01.09.2016
Таблица 3
Профессиональные образовательные организации, планирующие подключение в 2017 г.
ПОО ЭБС
ГБПОУ «Златоустовский индустриальный колледж им. П. П. Аносова» ЭБС «IPRbooks»
ГБПОУ «Златоустовский педагогический колледж» ЭБ ИЦ «Академия»
ГБПОУ «Катав-Ивановский индустриальный техникум» ЭБ ИЦ «Академия», ЭБС «Юрайт»
ГБПОУ «Коркинский горно-строительный техникум» ЭБС «Znanium.com»
ГБПОУ «Магнитогорский строительно-монтажный техникум» ЭБ ИЦ «Академия»
ГАПОУ ЧО «Политехнический колледж» г. Магнитогорска ЭБС «Znanium.com»
ГБПОУ «Троицкий педагогический колледж» ЭБС «Юрайт»
ГБПОУ «Троицкий технологический техникум» не определились с ЭБС
ГБПОУ «Усть-Катавский индустриально-технологический техникум» ЭБ ИЦ «Академия»
ГБПОУ «Челябинский радиотехнический техникум» ЭБ ИЦ «Академия»
ГБПОУ «Южно-Уральский государственный технический колледж» ЭБС «Znanium.com», ЭБС изд-ва «Лань»
До конца 2017 г. планируют подключиться к ЭБС 24,4 % ПОО СПО Челябинской области (табл. 3).
На рисунке 2 видим, что пять ПОО планируют подключиться к ЭБ ИЦ «Академия», три —
к ЭБС Znanium.com, две — к ЭБС «Юрайт» и по одной — к ЭБС издательства «Лань», ЭБС «IPRbooks». Библиотека ГБПОУ «Троицкий технологический техникум» не решила, с какой ЭБС будет работать.
8 %
23 %
5 %.
8 %
□ ЭБС «Znanium.com»
□ ЭБ ИЦ «Академия»
□ ЭБС «IPRbooks» Ш ЭБС «Юрайт»
а не определена ЭБС = ЭБС ООО изд-ва «Лань»
Рис. 2. Виды ЭБС, планируемые к подключению
Пока на рынке не существует ЭБС, которая бы полностью соответствовала требованиям по обеспечению образовательного процесса учебными изданиями в профессиональных образовательных организациях СПО. Но имеются ЭБС, частично удовлетворяющие запросы библиотек ПОО СПО. Рассмотрим наиболее популярные ЭБС.
Электронная библиотека (ЭБ) издательского центра «Академия». На данное время в ЭБ размещено более 1000 наименований учебной литературы для высшего, профессионального и среднего общего образования. Преимущества ЭБ ИЦ «Академия» — это:
- возможность выбрать необходимые учебники, заказать нужное количество лицензий на одновременное использование издания сроком на три года или на пять лет;
- возможность работать с книгами в любое время и в любом месте, где есть подключение к сети Интернет;
- комплектование библиотеки образовательной организации необходимой учебной литературой в полном объеме, несмотря на удаленность отделений и филиалов;
- возможность выделять отдельные фрагменты, копировать и печатать страницы.
Электронно-библиотечная система
Znanium.com — это собрание электронных версий книг, журналов, статей, сгруппированных
по тематическим и целевым признакам. Фонд библиотеки включает учебники, учебные пособия, УМК, монографии, авторефераты, диссертации, энциклопедии, словари и справочники, законодательно-нормативные документы, специальные периодические издания. Пакет услуг Znanium.com предлагает:
- личный кабинет для каждого пользователя;
- формирование списка литературы;
- систему рекомендательных списков;
- установку закладки для быстрого возвращения к прерванной работе;
- виртуальную книжную полку;
- изменение масштаба для удобства чтения;
- тексты в формате PDF в полном соответствии с печатной версией;
- блок статистики [2].
Для ознакомления с ЭБС Znanium.com существует тестовый доступ.
Электронно-библиотечная система «Юрайт». В электронной библиотеке представлены все книги издательства «Юрайт». Фонд электронной библиотеки составляет более 4000 наименований и постоянно пополняется новинками, в основном это учебники и учебные пособия для всех уровней профессионального образования от ведущих научных школ с соблюдением требований новых ФГОСов [3]. У тех изданий, на которые подписана профессиональная
образовательная организация, доступен полный текст с возможностью цитирования и создания закладок. Все остальные учебники открыты в ознакомительном доступе (первые 10 % текста). В ЭБС не существует базовых коллекций наборов, имеется возможность выбирать только нужные учебники в необходимом количестве. Виртуальный читальный зал в электронной библиотеке может состоять даже из одного наименования.
Электронно-библиотечная система «1РЯ-Ьоокз». ЭБС обеспечивает возможность работы с постоянно пополняемой базой лицензионных изданий (более 40 000) по широкому спектру дисциплин (учебники и учебные пособия, монографии, производственно-практические, справочные издания, а также деловая литература, представленные более чем 600 федеральными, региональными и вузовскими издательствами, научно-исследовательскими институтами и ведущими авторскими коллективами) [4]. Каталог разбит более чем на 600 тематических коллекций, сформированных согласно перечню укрупненных групп специальностей. Подборки состоят из книг различных издательств и периодических изданий по теме. В ЭБС включены издания за последние десять лет (по гуманитарным, социальным и экономическим наукам — за последние пять лет), перечень их постоянно растет. Специально для обучающихся ссузов в ЭБС «1РЯЬоок8» сформирован блок литературы для СПО.
Электронно-библиотечная система издательства «Лань». Это ресурс, включающий в себя как электронные версии книг ведущих издательств учебной и научной литературы (в том числе университетских издательств), так и электронные версии периодических изданий по различным областям знаний [5]. В ЭБС пользователям доступны три больших раздела — книги, журналы и выпускные квалификационные работы. Бесплатно в течение месяца предоставляется тестовый доступ к полнотекстовым файлам любого издательства, представленного в ЭБС издательства «Лань». Технические возможности ресурса позволяют одновременно посещать электронную библиотеку неограниченному количеству пользователей. За одно посещение можно распечатать максимально возможное количество страниц нескольких книг. Базовый поиск позволяет найти книгу, журнал или статью
Библиографический список
по всем доступным полям данных (название, авторы, другие метаданные, содержимое). На любой странице сайта можно ввести поисковый запрос и нажать кнопку «Найти».
На заседании областного методического объединения (далее — ОМО) библиотекарей ПОО Челябинской области были выявлены проблемы подключения к ЭБС.
Прежде всего следует понимать, что различные аспекты информатизации образования ре-сурснозатратны. В данном случае средства нужны и для собственно подключения к ЭБС, и для оснащения рабочих мест современными компьютерами с высокоскоростным Интернетом.
Следующая проблема — отсутствие информации об ЭБС у педагогических и библиотечных работников. Частично нивелировать эту проблему позволяет выстроенная система методического сопровождения образовательного процесса. Так, на заседании ОМО библиотекарей на тему «Электронно-библиотечные системы: проблемы подключения библиотек ПОО Челябинской области» библиотечные специалисты и преподаватели презентовали ЭБС, с которыми работают в ПОО Челябинской области: ЭБС «Znanium.com», ЭБС «Юрайт», ЭБС ИЦ «Академия», ЭБС «1РЯЬоок8». Библиотечные специалисты, планирующие подключение ЭБС, познакомились с подробной информацией о каждой из ЭБС, услышали о достоинствах и недостатках представленных систем.
Приходится констатировать, что к числу наиболее серьезных проблем подключения к ЭБС принадлежит нежелание преподавателей работать с электронными изданиями. А ведь одно из существенных преимуществ ЭБС заключается в том, что работать с книгами возможно и в учебной аудитории, и домашних условиях, где есть подключение к сети Интернет. Но пока большая часть преподавателей такую возможность не использует.
Проблемой является также неготовность библиотечных специалистов осваивать современные технологии в профессиональной сфере, перестраивать свою работу в соответствии с реалиями сегодняшнего дня.
Таким образом, увеличению количества подключений ПОО СПО Челябинской области к ЭБС должно способствовать увеличение финансовых вложений, повышение мотивации педагогов и библиотечных специалистов.
1. Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования по специальности 43.02.13 Технология парикмахер-
ского искусства [Электронный ресурс] : [приказ Министерства образования и науки России от 09.12.2016 № 1558]. — Режим доступа: КонсультантПлюс.
2. ЭБС Znanium.com [Электронный ресурс] — Режим доступа: http://znanium.com.
3. Юрайт : электронная библиотека [Электронный ресурс] — Режим доступа: http://www. biblio-online.ru.
4. IPRbooks : электронно-библиотечная система [Электронный ресурс] — Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru.
5. Лань : электронно-библиотечная система [ Электронный ресурс] — Режим доступа: http:// lanbook.com.
УДК 377 С. В. Савельева, доцент филиала Военного
учебно-научного центра Военно-воздушных сил «Военно-воздушная академия им. профессора Н. Е. Жуковского и Ю. А. Гагарина» (ВУНЦ ВВС «ВВА»), канд. пед. наук, г. Челябинск, e-mail: ssv_08_62@mai.ru Е. М. Тютина, лаборант Симского механического техникума (СМТ), Челябинская обл., г. Сим, e-mail: hilena905@rambler.ru
РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ СТУДЕНТОВ КОЛЛЕДЖА СРЕДСТВАМИ ПРОГРАММЫ MICROSOFT PUBLISHER
В данной статье рассматриваются понятия «творчество», «творческие способности», «развитие творческих способностей» относительно среднего профессионального образования. Приводится комплекс практических занятий, направленный на развитие творческих способностей студентов колледжа.
Ключевые слова: творчество, способности, творческие способности, развитие, развитие творческих способностей.
В настоящее время, с одной стороны, актуальность проблемы развития творческих способностей обучающихся прописана в Национальной доктрине образования в Российской Федерации на период до 2025 г. как «задача создания максимально благоприятных условий для выявления и развития творческих способностей каждого учащегося». С другой стороны, основной проблемой среднего профессионального образования является повышение качества подготовки выпускников, направленное на обеспечение их конкурентоспособности на рынке труда. Следовательно, на первый план выдвигается проблема поиска новых подходов к организации учебного процесса, способствующих творческому применению приобретаемых знаний и нахождению творческих путей решения вопросов и задач, касающихся будущей профессиональной деятельности, а перед педагогом среднего профессионального учреждения стоит задача не только давать необходимые знания
и умения студентам, но и развивать в процессе обучения их творческие способности.
Рассматривая традиционную систему обучения, можно сказать, что она построена на реализации репродуктивной учебно-познавательной деятельности. На объединении репродуктивной и творческой учебно-познавательной деятельности строятся такие современные концепции, как теория проблемного обучения и широко используемый в настоящее время в образовании компе-тентностный подход. Как считает Ф. В. Шарипов, «необходимо преодолеть противоречие между репродуктивным характером учебно-познавательной деятельности с опорой на память (восприятие готовой информации, ее запоминание и воспроизведение) и творческим характером профессиональной деятельности современного специалиста с опорой на мышление» [1, с 58].
Определимся с понятиями «творчество» и «творческие способности», «развитие творческих способностей». На рисунке 1 приведены