5. Репина, А. В. Сетевое взаимодействие образовательных учреждений в ходе реализации инновационной деятельности [Текст] / Л. В. Байбородова, А. В. Репина // Ярославский педагогический вестник. Т. II «Психолого-педагогические науки». — 2013. — № 3. — С. 21-24.
УДК 377 Е. С. Худолей, директор
Челябинского техникума промышленности и городского хозяйства (ЧТПиГХ) им. Я. П. Осадчего, г. Челябинск, е-mail: [email protected]
РЕАЛИЗАЦИЯ ПРОФОРИЕНТАЦИОННОЙ РАБОТЫ ГБПОУ «ЧЕЛЯБИНСКИЙ ТЕХНИКУМ ПРОМЫШЛЕННОСТИ И ГОРОДСКОГО ХОЗЯЙСТВА ИМ. Я. П. ОСАДЧЕГО» МЕТОДАМИ ПРОЕКТНОГО УПРАВЛЕНИЯ
В статье через призму проектного управления рассмотрены этапы работы над инновационным проектом на тему «Профессиональная образовательная организация как центр системы профессиональной навигации».
Ключевые слова: проектное управление, профессиональная навигация, региональная инновационная площадка.
Проектное управление, как известно, — такой тип управления, который обеспечивает успешное решение сложной проблемы в условиях ограничений по ресурсам и времени за счет своих инструментальных средств. Одним из примеров проектного управления в профессиональном образовании является реализация инновационного образовательного проекта.
В соответствии с приказом Министерства образования и науки Челябинской области от 25.05.2017 № 01/1708 на базе ГБПОУ «ЧТПиГХ им. Я. П. Осадчего» открыта региональная инновационная площадка по теме «Профессиональная образовательная организация как центр системы профессиональной навигации», безусловно являющаяся проектом.
Реализация любого инновационного проекта (далее — ИП) предполагает прохождение следующих этапов:
1) инициация проекта (обсуждение целей ИП, обоснование актуальности, издание приказа по запуску);
2) планирование проекта (назначение руководителя проекта, создание временных творческих групп, определение круга заинтересованных лиц, разработка плана реализации ИП, определение критериев оценки результатов реализации ИП, рисков реализации проекта, выделение бюджета);
3) исполнение проекта (декомпозиция/детализация задач, координация работы персонала и ресурсов в рамках реализации ИП, анализ и контроль хода проекта, промежуточных результатов, управление результатами);
4) завершение проекта (приемка выполненных работ, их оценка, при необходимости доработка, документальное оформление результатов, формальное закрытие проекта).
Через призму проектного управления рассмотрим их реализацию в работе над проектом «ПОО как центр профессиональной навигации».
На этапе инициации нашего инновационного проекта (январь — февраль 2017 г.) коллектив техникума определил круг болевых/проблемных точек, которые необходимо решать. Среди них оказалась проблема повышения качества профориентационной работы среди потенциальных абитуриентов. Безусловно, профессиональная ориентация — одно из направлений деятельности любой ПОО СПО. От эффективности работы техникума в этом направлении зависит выполнение ГЗ, количественная и качественная составляющая контингента, объемы финансирования, процент трудоустройства и др.
Вопросы профориентация ежегодно решаем и мы. Традиционными стали уже такие меро-
приятия, как «Форум профессий», еженедельные мастер-классы для школьников, посещение родительских собраний в ООО, совместные мероприятия со школами (посещение музея, спортивные состязания, квесты и прочее), проведение мастер-классов для дошколят, приглашение работодателей на наши мероприятия, сотрудничество с ЦЗН... Однако эти разрозненные мероприятия не обеспечивают сотрудничества между всеми сторонами, заинтересованными в успешном профессиональном самоопределении молодежи, и системного взаимодействия ПОО, потребителей образовательных услуг и работодателей, являющихся неизменными звеньями процесса обеспечения рынка труда рабочими кадрами.
Актуальность проблемы «профессиональной навигации учащихся общеобразовательных организаций через современные инструменты профессиональной ориентации и выстраивание системы дополнительного образования детей» обозначена в Положении о региональном стандарте кадрового обеспечения промышленного роста Автономной некоммерческой организации «АСИ по продвижению новых проектов», подписанном в 2016 г губернатором Челябинской области Б. А. Дубровским [1]. В соответствии с Федеральным законом РФ от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» профориентационная работа возложена на школы. Однако, как показали результаты социологического исследования по подготовке школьников к профессиональному самоопределению в школах Ленинского района г. Челябинска, проведенного в 2016 г. отделом по Ленинскому району ОКУ ЦЗН г. Челябинска, в общеобразовательных организациях на сегодня отсутствует система профориентационной работы [2]. Так, например, в ходе анализа планов работы школ выявлено следующее:
1) 35,7 % школ не имеют в планах разделов по профориентации;
2) 53,5 % проводят разовые мероприятия по профпросвещению, но отсутствует преемственность этой работы по возрастным группам;
3) 21,4 % школ проводят целенаправленную работу по развитию профессиональных интересов школьников, но система работы не выстроена;
4) 17,8 % школ проводят работу с учителями и родителями.
Некоторые руководители школ не считают профориентационную работу своей обязанностью, полагая, что этим должны заниматься профессиональные образовательные
организации. Недостаточность проводимой про-фориентационной работы в школах подтвердило и анкетирование учащихся. Было опрошено 1108 школьников: 552 учащихся 9-х классов и 556 — 11-х классов. Исследование позволило выявить диапазон представлений подростков о профессиях в целом.
1. Более половины опрошенных (65,5 %) имеют сформированные профессиональные планы. Но широта профессиональных установок у школьников невелика. Так, выпускники 11-х классов назвали только 14 профессий (юрист, менеджер, психолог, экономист, косметолог-визажист, модельер-дизайнер и др.), в основном охватывающих сферу услуг.
2. Большинство массовых и рабочих профессий (строительные, слесарь, сварщик, крановщик и т. д.), по мнению подростков, не престижны, неинтересны и однообразны, непривлекательны, а труд тяжелый. О престижности профессии учащиеся 9-х классов судят по чисто внешним признакам, не учитывая особенности профессиональной деятельности и потребности рынка труда. Особенно остро обозначается проблема отсутствия системы знаний о современном рынке труда и технологии успешного действия на нем, что в дальнейшем сказывается на реализации профессиональных намерений молодых людей [2].
Данные результаты подтверждают актуальность на сегодняшний день проблемы профессиональной навигации для школьников. Однако готовность к правильному профессиональному самоопределению возможно и необходимо развивать не только у учащихся общеобразовательных организаций. Так, Президент России В. В. Путин в ходе «Прямой линии» в апреле 2015 г. обозначил необходимость развития системы ранней профориентации. Также о ранней профориентации заявлено и в образовательном проекте Челябинской области «ТЕМП». Формирование ценностных ориентиров, выстраивание отношений человека с внешним миром, интерес к миру взрослых людей, занимающихся той или иной профессиональной деятельностью, подражание им начинается с дошкольного возраста. Именно этот период в развитии ребенка является наиболее благоприятным для первоначального знакомства с разнообразием профессий и приобретения элементарного опыта профессиональной деятельности.
Однако необходимо помнить, что на протяжении всего длительного процесса профессионального самоопределения на человека воздействуют многочисленные игроки: семья,
образовательные организации, государство, сверстники, СМИ, работодатель, которые неосознанно или целенаправленно в большей или меньшей степени формируют систему ценностных ориентиров, в том числе и отношение к тому или иному виду профессиональной деятельности [3]. В связи с этим профессиональная навигация не может быть направлена исключительно на самого молодого человека, которому предстоит выбрать будущую профессию/специальность, она должна охватывать все заинтересованные стороны. Поэтому предложенная нами модель профессиональной навигации ориентирована на системное взаимодействие «детский сад — школа — центры профориентационной работы района и города — ПОО СПО — центр занятости населения — работодатель», центром которого будет являться техникум.
Обоснование актуальности на этапе инициации ИП позволило четко сформулировать цель: создание и апробация модели профессиональной навигации, позволяющей обеспечить формирование у потенциальных потребителей образовательных услуг техникума способности выбирать сферу профессиональной деятельности, оптимально соответствующую особенностям и запросам рынка труда Ленинского района г. Челябинска, с учетом индивидуальных психологических, физиологических особенностей личности.
Далее приказом директора была определена временная творческая группа по разработке пакета документов, необходимого для открытия на базе техникума региональной инновационной площадки.
Второй этап (март — август 2017 г.) заключался в назначении руководителя проекта, уточнении задач, разработке календарного плана реализации ИП, определении необходимых условий (кадры, МТБ, финансы), обосновании средств контроля и обеспечения достоверности результатов ИП и др.
Так, перед нашим ИП встали следующие задачи.
1. Изучить особенности и потребности рынка труда, запросы потенциальных потребителей образовательных услуг и предложение рынка образовательных услуг.
2. Создать и апробировать инновационную модель профессиональной навигации, включающую в себя взаимодействие таких составляющих, как детский сад, школа, центры профо-риентационной работы района и города, ПОО СПО, центр занятости населения, работодатель, в центре которой находится ПОО СПО.
3. Обеспечить реализацию комплекса организационно-педагогических и психологических условий для эффективного функционирования инновационной модели.
3.1. Разработать систему мероприятий по поднятию престижа рабочих профессий/специальностей, в том числе непопулярных сегодня среди молодежи.
3.2. Обеспечить условия для личностного роста обучающегося с ориентацией на кадровые потребности Ленинского района г. Челябинска.
3.3. С учетом психологических, физиологических особенностей личности выстроить индивидуальный профессионально-образовательный маршрут обучающегося с опорой на формирование положительного отношения к будущей профессиональной деятельности.
4. Разработать типовой пакет документов, включающий договор, соглашения, программу профессиональной навигации, положение о центре профессиональной навигации и др., позволяющий внедрить предложенную модель не только в ГБПОУ «ЧТПиГХ им. Я. П. Осадчего», но и в других ПОО СПО Челябинской области.
Кроме того, в рамках второго этапа осуществлена разработка трех программ профори-ентационной навигации, рассчитанных на разные возрастные группы: «Все работы хороши» (5-11 лет), «Кем быть?» (12-15 лет), «Твой карьерный трек» (16-20 лет).
На сегодняшний день в условиях проектного управления реализованы только два этапа: инициация и планирование. С сентября 2017 г. мы приступим к этапу исполнения ИП.
Внедрение представленного инновационного проекта позволит:
1) оказать влияние:
- на профессиональную ориентацию подрастающего поколения, начиная с дошкольников и заканчивая выпускниками ПОО СПО;
- на формирование ценностного отношения к профессиональной деятельности и готовности к ее реализации через согласование личностных и социально-профессиональных потребностей, а также через развитие умений ориентироваться в мире профессий, оценивать свои профессиональные интересы и склонности к изучаемым видам трудовой деятельности, составлять жизненные и профессиональные планы;
- на формирование культуры труда и ответственного отношения к профессиональному самоопределению;
2) усовершенствовать содержание программы профессиональной ориентации, реализуемой техникумом;
3) установить сотрудничество между всеми сторонами, заинтересованными в успешном профессиональном самоопределении молодежи;
4) повысить эффективность и систематизировать профессиональную навигацию подрастающего поколения, в центре которой находится ПОО СПО.
Разработка программ профориентации для разных возрастных групп, их реализация позволит повысить эффективность, качество профессионального образования, оптимизировать его и обеспечить уровень компетенций выпускников ПОО СПО, удовлетворяющий требованиям современного общества.
Срок реализации проекта — три года, с сентября 2017 г. по сентябрь 2020 г.
Разработанная нами модель профессиональной навигации ориентирована на выстраивание
Библиографический список
системного взаимодействия ПОО, потребителей образовательных услуг и работодателей, являющихся неизменными звеньями процесса обеспечения рынка труда рабочими кадрами, потому предполагает воспроизводимость результатов инновационного проекта по завершении его реализации.
Кроме того, реализация данного инновационного проекта обеспечит повышение профессиональной компетентности педагогических кадров по вопросам профессиональной навигации потенциальных абитуриентов и обучающихся техникума. Мы сможем осуществлять профессиональную навигацию, в том числе по востребованным на рынке труда, но непопулярным среди молодежи профессиям и специальностям, и повысить имидж техникума на рынке образовательных услуг.
1. Положение о региональном стандарте кадрового обеспечения промышленного роста автономной некоммерческой организации «Агентство стратегических инициатив по продвижению новых проектов» [Текст]. — Протокол № 99 : утв. решением дирекции АСИ 26.04.2016.
2. Ефимова, Т. Е. Проблемы профориентационной работы с учащейся молодежью : метод. рекомендации [Текст] / Т. Е. Ефимова. — Челябинск, 2016. — 31 с.
3. Сичинский, Е. П. Профессиональное самоопределение молодежи : ценностно-ориен-тационный контекст [Текст] / Е. П. Сичинский // Инновационное развитие профессионального образования. — 2016. — № 2 (10). — С. 9-12.
УДК 377+02 Д. И. Шагеева, библиотекарь
Магнитогорского педагогического колледжа (МПК), Челябинская обл., г. Магнитогорск, e-mail: [email protected]
ОПЫТ ВНЕДРЕНИЯ ЭЛЕКТРОННО-БИБЛИОТЕЧНОЙ СИСТЕМЫ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
В эпоху тотальной информатизации библиотеки ПОО вынуждены искать новые востребованные студентами и преподавателями библиотечные сервисы. Альтернативой для повышения информационной обеспеченности читателей служат электронно-библиотечные системы, опыт внедрения которых анализируется в статье.
Ключевые слова: электронно-библиотечная система, электронно-библиотечная система IPRbooks, библиотека ПОО, электронные ресурсы.
Чтобы осуществить поддержку образования, современная библиотека среднего профессионального образования обязана комплектовать свои фонды всеми видами информационных ресурсов. С развитием современных технологий доступа к электронным ресурсам через сеть Интернет все более
актуальной становится задача обеспечения легитимного доступа заинтересованных пользователей к объектам интеллектуальной собственности, выраженным в цифровой форме. Поэтому библиотека должна быть проводником новых технологий, предоставляя максимально полную информационную под-