ского искусства [Электронный ресурс] : [приказ Министерства образования и науки России от 09.12.2016 № 1558]. — Режим доступа: КонсультантПлюс.
2. ЭБС Znanium.com [Электронный ресурс] — Режим доступа: http://znanium.com.
3. Юрайт : электронная библиотека [Электронный ресурс] — Режим доступа: http://www. biblio-online.ru.
4. IPRbooks : электронно-библиотечная система [Электронный ресурс] — Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru.
5. Лань : электронно-библиотечная система [ Электронный ресурс] — Режим доступа: http:// lanbook.com.
УДК 377 С. В. Савельева, доцент филиала Военного
учебно-научного центра Военно-воздушных сил «Военно-воздушная академия им. профессора Н. Е. Жуковского и Ю. А. Гагарина» (ВУНЦ ВВС «ВВА»), канд. пед. наук, г. Челябинск, e-mail: [email protected] Е. М. Тютина, лаборант Симского механического техникума (СМТ), Челябинская обл., г. Сим, e-mail: [email protected]
РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ СТУДЕНТОВ КОЛЛЕДЖА СРЕДСТВАМИ ПРОГРАММЫ MICROSOFT PUBLISHER
В данной статье рассматриваются понятия «творчество», «творческие способности», «развитие творческих способностей» относительно среднего профессионального образования. Приводится комплекс практических занятий, направленный на развитие творческих способностей студентов колледжа.
Ключевые слова: творчество, способности, творческие способности, развитие, развитие творческих способностей.
В настоящее время, с одной стороны, актуальность проблемы развития творческих способностей обучающихся прописана в Национальной доктрине образования в Российской Федерации на период до 2025 г как «задача создания максимально благоприятных условий для выявления и развития творческих способностей каждого учащегося». С другой стороны, основной проблемой среднего профессионального образования является повышение качества подготовки выпускников, направленное на обеспечение их конкурентоспособности на рынке труда. Следовательно, на первый план выдвигается проблема поиска новых подходов к организации учебного процесса, способствующих творческому применению приобретаемых знаний и нахождению творческих путей решения вопросов и задач, касающихся будущей профессиональной деятельности, а перед педагогом среднего профессионального учреждения стоит задача не только давать необходимые знания
и умения студентам, но и развивать в процессе обучения их творческие способности.
Рассматривая традиционную систему обучения, можно сказать, что она построена на реализации репродуктивной учебно-познавательной деятельности. На объединении репродуктивной и творческой учебно-познавательной деятельности строятся такие современные концепции, как теория проблемного обучения и широко используемый в настоящее время в образовании компе-тентностный подход. Как считает Ф. В. Шарипов, «необходимо преодолеть противоречие между репродуктивным характером учебно-познавательной деятельности с опорой на память (восприятие готовой информации, ее запоминание и воспроизведение) и творческим характером профессиональной деятельности современного специалиста с опорой на мышление» [1, с. 58].
Определимся с понятиями «творчество» и «творческие способности», «развитие творческих способностей». На рисунке 1 приведены
определения понятий «творчество», «способности» и «творческие способности» разных ученых. На рисунке 2 представлены определения понятий «развитие», «развитие творческих способностей», являющиеся по своей сущности и содержанию наиболее близкими нашему иссле-
дованию. Если обратить внимание на дефиниции понятий, приведенных на рисунках, можно заметить, что все ученые — и педагоги, и психологи — связывают способности к творческой деятельности (творческие способности) с особенностями мышления.
Творчество — это деятельность человека Способности — это качества личности, по созданию качественно нового, определяющие успешность овладения сознательно воспринимаемая им как определенной деятельность [3, с. 211] порождаемая внутренним стремлением к самореализации или объективной потребности человека [2, с. 52]
Творческие способности — это индивидуальные особенности качеств человека, которые определяют успешность выполнения им творческой деятельности различного рода [4]
Рис. 1. Определение понятия «творческие способности»
Творческие способности —
это индивидуальные
особенности качеств человека, которые определяют
успешность выполнения им творческой деятельности различного рода [4]
Развитие — становление и развитие психических процессов — специфически человеческих высших психических функций: внимания, воли, чувств, мышления и т. д [3, с. 183]
Развитие творческих способностей — развитие качеств личности обучающихся, определяющих успешность выполнения ими творческой деятельности разного рода, позволяющих создавать качественно новое, никогда раньше не существовавшее
Рис. 2. Определение понятия «развитие творческих способностей»
Изучению развития творческих способностей известный английский ученый Г Уоллес выделил уделяли внимание многие ученые. Так, например, четыре стадии творческого мышления [5]:
1) подготовка (формулирование задачи, попытки ее решения);
2) инкубация (временное отвлечение от задачи);
3) озарение (интуитивное решение);
4) проверка (реализация идеи, получение результата).
Стадия «подготовка» — это этап полной осознанности, планирования, вхождения в нужное настроение и предельной концентрации внимания. Сам Г. Уоллес охарактеризовал ее как стадию, на которой «человек узнает новое, чтобы переработать впоследствии это, планирует для себя порядок работы и определяет последовательность элементов, на которые он будет обращать внимание».
Стадия «инкубация» позволяет постоянно отвлекаться, менять деятельность и не терзать себя бесплодными попытками «вымучить решение». С первого взгляда может показаться, что тему бросили и перестали работать над проблемой. Но не все важное происходит на виду, каждая скрытая инкубация рано или поздно вырывается наружу, и тогда любой человек переходит в стадию озарения.
Стадию «озарение» Г. Уоллес описал на основе концепции «внезапного озарения» французского математика, механика, физика, астронома и философа А. Пуанкаре. Идея Пуанкаре заключалась в том, что в творческом процессе рано или поздно возникает момент, когда в совершенно случайной ситуации, не имеющей отношения к решаемой задаче, все идеи и мысли, проработанные на стадиях подготовки и инкубации, вдруг преображаются в сознании, порождая нечто новое и предлагая человеку ключ к решению проблемы. Но на этом этапе все не заканчивается. Мы можем решить проблему мысленно, а можем облачить ее в доступную всему человечеству форму. Поэтому необходима еще одна стадия.
Стадия «проверка» — это последний этап, в отличие от второго и третьего он не ограничивается областью сознания, так как задачи, решаемые на этом этапе, вполне конкретные: направить усилия на проверку правильности своих идей и приступить к оформлению.
Обратимся еще раз к определению понятия «развитие творческих способностей» и выделим в нем ключевые слова: «развитие качеств личности, определяющих успешность выполнения творческой деятельности разного рода». Следовательно, организуя творческую деятельность и управляя ею, мы имеем возможность развивать творческие способности студентов
колледжа. Для этого при организации учебно-познавательной деятельности необходимо придерживаться следующих условий:
1) определить цели учебно-познавательной деятельности обучающихся (цели обучения) и мотивировать их на творческую активность;
2) разработать содержательный и деятель-ностный компоненты процесса обучения;
3) организовать творческую деятельность путем постановки учебной проблемы, актуализации базовых знаний и вовлечения обучающихся в активную поисковую деятельность;
4) оценить результат творческой деятельности.
Исходя из стадий процессов творчества (Г. Уоллес) и условий организации учебно-познавательной деятельности, разработан комплекс практических занятий по развитию творческих способностей студентов средствами программы MS Publisher 2007, состоящий из пяти занятий.
Занятие 1 — знакомство с интерфейсом программы MS Publisher 2007.
Знакомство с новой программой всегда вызывает интерес у студентов. Преподавателю необходимо заинтересовать студентов для дальнейшей работы в программе, для этого разработано занятие по вводной теме. Цель вводного занятия — изучить возможности макетов Microsoft Publisher 2007.
В процессе работы с Microsoft Publisher 2007 студенты проводят исследование и отвечают на вопросы:
1) как осуществить запуск программы;
2) из каких элементов состоит титульное окно изучаемой программы;
3) какая дополнительная информация появляется в правой части окна после выбора типа публикации;
4) для чего предназначены панели «Стандартная» и «Форматирование»;
5) из каких этапов состоит процесс подготовки макета публикации, перечислить их;
6) для чего в Microsoft Publisher существует мастер создания публикаций;
7) что необходимо знать разработчику публикации при работе с изображениями; какие налагаются ограничения по размеру и разрешению;
8) какие способы создания публикаций в Microsoft Publisher существуют; перечислить и реализовать.
Занятие 2 — создание визитной карточки в программе Microsoft Publisher 2007. Цель занятия — научиться разрабатывать и редактиро-
вать визитную карточку. Это первая творческая работа, направленная на самостоятельную работу в программе и творческий подход к ней. Для создания визитной карточки студентам нужно придумать тему, ее содержание и интересное оформление. По Г. Уоллес, это стадии подготовки и инкубации. Непосредственная реализация визитной карточки в программе Microsoft Publisher — это стадии озарения и проверки. Дополнительным творческим заданием может быть разработка визитных карточек сотрудников разных сфер профессиональной деятельности (строгие, яркие) и т. д.
Занятие 3 — создание календаря в программе MS Publisher 2007. Цель творческой работы заключается в том, что студенты создают календарь с отслеживанием дат на период с сентября по декабрь. Здесь также продумывается тема, содержание календаря (события) и оригинальное оформление (стадии подготовки и инкубации). Изучение возможностей программы для создания календарей и образцов их оформления можно отнести к стадии озарения, а непосредственную их реализацию в программе — к стадии проверки.
Занятие 4 — создание открыток в программе Microsoft Publisher 2007. Цель занятия заключается в приобретении новых знаний, умений и навыков, благодаря которым создаются сложные и интересные работы, требующие творческих способностей. Развиваются качества личности, с помощью которых студенты проявляют творчество, воплощают в жизнь свои идеи, участвуют в творческих конкурсах. Предварительное продумывание темы открытки, содержания (элементов, размещаемых на ней) и оригиналь-
Библиографический список
ное оформление — это стадии подготовки и инкубации. Изучение возможностей программы и образцов оформления открыток — стадия озарения, а непосредственная их реализация в программе Microsoft Publisher — это стадия проверки.
Занятие 5 — создание буклета в программе Microsoft Publisher 2007. Цель занятия — разработка рекламного буклета на тему «Студенческая жизнь в техникуме». Помощь студентов в профориентационной работе техникума заключается в создании буклета образовательной организации. Стадии подготовки и инкубации включают подбор необходимого материала вместе с преподавателем. Стадии озарения и проверки заключаются в выполнении работы по оформлению буклетов фотографиями из студенческой жизни группы. Лучший буклет распечатывается и разносится студентами по ближайшим школам в рамках профориентационной работы.
Итак, мы привели комплекс занятий, реализуемых в программе Microsoft Publisher 2007, позволяющих развивать творческие способности студентов колледжа. Цели учебно-познавательной деятельности учащихся и мотивирование их на творческую активность отражены в описании к занятиям. Разработка содержательного и деятельно стного компонентов процесса обучения каждым педагогом может быть выполнена самостоятельно. Оценивание результатов творческой деятельности включает оформление отчета о работе в тетради, содержащего: название работы, задание, цель работы, выводы по работе и ответы на контрольные вопросы.
1. Шарипов, Ф. В. Развитие творческих способностей студентов [Текст] / Ф. В. Шарипов // Высшее образование сегодня. — 2013. — № 8. — С. 58-63.
2. Креативная педагогика : Методология, теория, практика [Текст] / под ред. В. В. Попова, Ю. Г. Круглова. — М. : БИНОМ, 2011. — 319 с.
3. Новиков, А. М. Педагогика : словарь системы основных понятий [Текст] / А. М. Новиков. — М. : Издательский центр ИЭТ, 2013. — 268 с.
4. Юрчук, В. В. Современный словарь по психологии [Текст] / В. В. Юрчук. — М. : Современное слово, 2001. —768 с.
5. Wallas, G. The art of thought [Text] / G. Wallas. — N. Y. : Harcourt, Brace and World, 1926. — 196 p.