Научная статья на тему 'Развитие творческих способностей детей младшего школьного возраста'

Развитие творческих способностей детей младшего школьного возраста Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
5902
288
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТВОРЧЕСКИЕ СПОСОБНОСТИ / CREATIVE ABILITIES / СПОСОБЫ РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ / ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ / PROBLEMS OF DEVELOPMENT / ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / INFORMATION TECHNOLOGIES / WAYS OF DEVELOPMENT OF CREATIVE ABILITIES

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Николенко Мария Александровна

Современное общество нуждается в активных личностях, способных быстро реагировать на изменения и находить качественные решения проблемных ситуаций. Также повышено внимание к внутреннему миру и уникальной возможности каждого отдельного человека. Исходя из этого работа посвящена актуальной проблеме: развитие творческих способностей и творческого мышления младших школьников. Цель данной статьи найти специфические особенности развития творческих способностей детей младшего школьного возраста, а также рассмотреть развитие творческих способностей посредством уроков информатики. Развитие творческих способностей младших школьников важный аспект педагогической деятельности и важная составляющая гармоничного развития детей этого возраста.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Развитие творческих способностей детей младшего школьного возраста»

РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА Николенко М.А. Email: [email protected]

Николенко Мария Александровна - магистрант, кафедра педагогики и психологии детства, Институт педагогики и психологии детства Уральский государственный педагогический университет, г. Екатеринбург

Аннотация: современное общество нуждается в активных личностях, способных быстро реагировать на изменения и находить качественные решения проблемных ситуаций. Также повышено внимание к внутреннему миру и уникальной возможности каждого отдельного человека. Исходя из этого работа посвящена актуальной проблеме: развитие творческих способностей и творческого мышления младших школьников. Цель данной статьи - найти специфические особенности развития творческих способностей детей младшего школьного возраста, а также рассмотреть развитие творческих способностей посредством уроков информатики. Развитие творческих способностей младших школьников - важный аспект педагогической деятельности и важная составляющая гармоничного развития детей этого возраста.

Ключевые слова: творческие способности, способы развития творческих способностей, проблемы развития, информационные технологии.

DEVELOPMENT OF CREATIVE ABILITIES OF CHILDREN OF YOUNG SCHOOL AGE Nikolenko M.A.

Nikolenko Maria Alexandrovna - Graduate Student, DEPARTMENT OF PEDAGOGY AND PSYCHOLOGY OF CHILDHOOD, INSTITUTE OF PEDAGOGY AND PSYCHOLOGY OF CHILDHOOD URAL STATE PEDAGOGICAL UNIVERSITY, EKATERINBURG

Abstract: modern society needs active individuals who are able to respond quickly to changes and find qualitative solutions to problem situations. Also increased attention to the inner world and the unique possibility of each individual. Proceeding from this, the work is devoted to the actual problem: the development of creative abilities and creative thinking of junior schoolchildren. The purpose of this article is to find specific features of the development of the creative abilities of children of primary school age, and to consider the development of creative abilities through computer science lessons. The development of the creative abilities of junior schoolchildren is an important aspect of pedagogical activity and an important component of the harmonious development of children of this age. Keywords: creative abilities, ways of development of creative abilities, problems of development, information technologies.

УДК 37.012.7

В связи с внедрением новой образовательной парадигмы в XXI веке возрастают требования к развитию творческой личности, которая для решения сложных жизненных задач должна обладать активным развитым воображением и продуктивным гибким мышлением. Современная школа ориентирована на разностороннее развитие личности и предполагает гармоничное сочетания учебной деятельности (формирование знаний, умений и навыков) и творческой деятельности, которая связана с развитием индивидуальных способностей учащихся.

В настоящее время в психолого-педагогической практике существует множество разноречивых суждений, мнений и теорий по поводу того, что считать творчеством. Например, Н. Роджерс описывает творчество, как «процесс, который может приводить к созданию некоторого продукта» [7]. В «Словаре» С.И. Ожегова творчество это «создание новых по замыслу культурных и материальных ценностей» [6; с. 643]. Аналогичная позиция известного психолога Л. Воготского, по вопросам творчества: «Творческой мы называем каждую деятельность, которая создает что-то новое... Утверждая, что творчество необходимое условие существования, и все вокруг обязано своим происхождением творческому процессу человека» [2; с. 21].

Таким образом, следует, что творчество - это деятельность человека, в процессе которой создается некоторый продукт, обладающий новизной и общественной значимостью, охватывающая изменение действительности и самореализации личности в процессе создания материальных и духовных ценностей.

Остановимся подробнее на детском творчестве, которое очень часто называют «натуральным», что в большей степени связано с предложенной Л.С. Выготским классификацией психических функций, согласно которой различают натуральные (данные от рождения) или природные и высшие психические функции. То есть тем самым указывается на то, что детское творчество заложено самой природой каждому человеку. Детское творчество отличается открытостью мира, который ребенком воспринимается с оптимизмом [4].

В качестве характерной особенности детского творчества выступает его всеобщий характер. Особенностью девства является то, что в этом возрастном периоде творят все, причем творчество не сводится к таким когнитивным предпосылкам, как мышление, интеллект, память и воображение. Это объясняется тем, что процессы, носящие познавательный характер, несмотря на неравномерность, развиваются на протяжении многих лет.

Если говорить о взаимосвязи знаний и творчества с познавательным интересом младших школьников, то стоит остановиться на исследованиях С.Л. Рубинштейна, в которых говорится, что знания являются основой познавательного интереса человека, без которых он не может возникнуть, но соответственно и удовлетворение интереса также неизбежно ведет к обогащению знаний [1].

В настоящее время управление современными технологиями производства требует воспитания высокоинтеллектуальной личности, стремящейся к самопознанию, самосовершенствованию, самореализации. Информатика в начальной школе - это особый предмет, в ходе изучения которого младшие школьники целенаправленно осваивают информационные знания и умения, приёмы и способы работы с различными источниками информаций, необходимых для освоения различных областей. Процесс интеллектуального развития должен строиться на основных понятиях пропедевтического курса информатики, таких как «информация» и «информационные процессы», «алгоритм» и «исполнитель», «модель» и «моделирование», «компьютер» и др. [5].

Такой подход в педагогике не случаен, т.к. понятийное мышление рассматривается в качестве высшей стадии интеллектуального развития, способствующего развитию творческих способностей. Интеллектуальная способность является основной в развитии творческих способностей.

На ряду с этим освоение информатики формирует основные приёмы умственной деятельности (анализ, синтез, сравнение, классификация обобщение, ограничение), которые являются необходимыми компонентами развития творческих способностей [1, с. 82]. Кроме того, обучение проводится быстрыми темпами на высоком уровне трудности, в том числе с применением ИКТ; производя переход от реальных объектов к их моделям; демонстрируя и моделируя реальные процессы. Это и развивает творческие способности, фантазию, воображение младшего школьника.

В работах К.В. Зобковой, В.А. Далингера, Т.Ф. Кириченко, Е.И. Лященко, З.И. Новосольцевой определена система упражнений, направленная на развитие основных показателей творческих способностей в процессе формирования понятий начального курса информатики [3, 268 с.]:

1. Формирование научных понятий у учащихся.

2. Развитие логического стиля мышления.

3. Развитие теоретического мышления.

4. Развитие творческого мышления.

Данная система упражнений позволит реализовать цели и задачи обучения информатики, будет способствовать активному развитию определённых видов мышления: системного, алгоритмического и формального.

Также, в процессе обучения информатике также происходит развитие потребности учащихся к познанию, самостоятельности, развиваются духовные способности и формируется общая информационная культура младшего школьника.

Отсюда следует, что развивая склонности ребёнка к информационным технологиям, мы развиваем его интерес к ним, умение анализировать, сравнивать, рассуждать, т.е. логически мыслить. Задатки являются той основой, без которой немыслимо развитие способностей [8]. Таким образом, уроки информатики способствуют формированию творческих способностей младших школьников, их интеллектуальному развитию.

Список литературы /References

1. Баттерворт Дж. Принципы психологии развития [Текст] / Дж. Баттерворт, М. Харрис. М.: Когито-Центр, 2000. 350 с. ISBN 5-89353-015-2.

2. Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте. СПб: Союз, 2015. 98 с.

3. Годфруа Ж. Психология / перевод Н. Алипов, А. Пегелау, Т. Эстрина / Под ред. Г. Аракелов. М.: «Мир», 2012. 772.

4. Дьяченко О.И. Развитие воображения в дошкольном возрасте. Автореферат диссертации доктора психологических наук. М., 2011.

5. Озёрова О.Е. Развитие творческого мышления и воображения у детей. [Текст]: Игры и упражнения / О.Е. Озёрова. Ростов н/Д.: Феникс, 2005. 192 с. ISBN 5-22207697-0.

6. Ожегов С.И., Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка: 80 000 слов и фразеологических выражений. 4-е изд. М.: Высшая школа, 1993.

7. Поддьяков Н.Н. Новый подход к развитию творчества у дошкольников. [Электронный ресурс] / Н.Н. Поддьяков // [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://voppsi.ru/ (дата обращения: 19.06.2018).

8. Фейгенберг И.М. Видеть - предвидеть - действовать. Психологические этюды [Текст] / И.М Фейгенберг. М.: Знание, 1986. 160 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.