Научная статья на тему 'Роль самооценки в развитии творческих способностей младших школьников'

Роль самооценки в развитии творческих способностей младших школьников Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
2326
221
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
САМООЦЕНКА / ТВОРЧЕСКИЕ СПОСОБНОСТИ / СТРУКТУРНЫЕ КОМПОНЕНТЫ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ / МЛАДШИЕ ШКОЛЬНИКИ / SELF-ESTIMATION / CREATIVE ABILITIES / STRUCTURAL COMPONENTS OF CREATIVE ABILITIES / YOUNGER SCHOOLBOYS

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Антилогова Лариса Николаевна, Карпова Людмила Григорьевна

В данной статье раскрываются психологическая сущность самооценки и творческих способностей, их структура, основные показатели развития творческих способностей детей младшего школьного возраста, на основе корреляционного анализа прослеживается взаимосвязь между самооценкой и показателями развития творческих способностей детей.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE ROLE OF SELF-ASSESSMENT IN THE DEVELOPMENT OF CREATIVE ABILITIES OF YOUNGER SCHOOLCHILDREN

In given article the psychological essence of a self-estimation and creative abilities, their structure, the basic indicators of development of creative abilities of children of younger school age reveals, on the basis of the correlation analysis the interrelation between a self-estimation and indicators of development of creative abilities of children is traced.

Текст научной работы на тему «Роль самооценки в развитии творческих способностей младших школьников»

УДК 159.99 DOI 10.17238^П1998-5320.2016.24.129

Л. Н. Антилогова,

Омский государственный педагогический университет

Л. Г. Карпова, Е. П. Щербаков, Омская гуманитарная академия

РОЛЬ САМООЦЕНКИ В РАЗВИТИИ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ

МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

В данной статье раскрываются психологическая сущность самооценки и творческих способностей, их структура, основные показатели развития творческих способностей детей младшего школьного возраста, на основе корреляционного анализа прослеживается взаимосвязь между самооценкой и показателями развития творческих способностей детей.

Ключевые слова: самооценка, творческие способности, структурные компоненты творческих способностей, младшие школьники.

В становлении и развитии личности велика роль самооценки как осознание себя, своей деятельности, как важное звено внутренней регуляции своего поведения. «Умение оценить свои возможности наряду с умением "примеривать" свои силы к задачам и требованиям окружающей среды делает самооценку важным фактором в формировании личности», - отмечает Е. И. Савонько [6, с. 107].

Роль самооценки в развитии личности подчёркивается в многочисленных зарубежных исследованиях. Так, А. Адлер рассматривает самооценку как стремление человека к совершенству, К. Роджерс - как стремление к росту, А. Маслоу - как стремление к самоактуализации.

Отечественные учёные (Б. Г. Ананьев, И. С. Кон, С. Л. Рубинштейн, А. Г. Столин, И. И. Чеснокова и др.), рассматривая самооценку как компонент самосознания личности, трактуют её как стержень процесса самосознания личности, его интегрирующее начало, показатель индивидуального уровня его развития. Так, по мнению И. С. Кона, самооценка - это «компонент самосознания, включающий наряду со знанием о себе оценку себя, своих способностей, нравственных качеств и поступков» [4, с. 71].

Под самооценкой в психологии понимается ценность, значимость, которой индивид наделяет себя в целом и отдельные стороны своей личности, деятельности, поведения [5, с. 343].

Самооценка, являясь ядром самосознания личности, позволяет человеку оценивать самого себя, свои физически силы, умственные способности, своё отношения к окружающему, к другим людям и к самому себе, а также свои поступки, мотивы и цели своего поведения. Можно согласиться с Е. И. Савонько, который считает, что количество детей, ориентированных на самооценку, увеличивается с возрастом, а количество детей, ориентированных на оценку, уменьшается [6].

Самооценка как психологический феномен имеет определённые особенности, структуру и функции.

Что можно отнести к отличительным чертам самооценки?

Во-первых, самооценка, являясь структурным компонентом самосознания личности, выступает побудителем деятельности человека.

Во-вторых, самооценка может быть общей и частной (парциальной). Общая самооценка, являясь показателем меры уверенности личности в себе или силы «Я», связана с развитием у индивида волевых качеств и эмоциональной стабильности. Она отражает степень развития у индивида самоуважения, принятия себя, то есть позитивного отношения ко всему тому, что входит в сферу «Я». Частная самооценка отражает оценку субъектом своих конкретных проявлений и качеств: поступков, действий, отношений, способностей, физических данных и личностных особенностей [1].

В-третьих, отличительными чертами самооценки являются эмоциональность, адекватность, устойчивость.

Эмоциональный компонент самооценки интерпретируется психологами чаще всего в терминах «принятие-непринятие себя», «удовлетворённость-неудовлетворённость собой» [7]. Эти оппозиции связываются с переживаниями успеха или неуспеха при реализации целей и задач, которые человек ставит перед собой. Успех, как правило, вызывает у человека чувство гордости, удовлетворённости собой. Неуспех порождает чувство недовольства собой, раздражение.

Адекватность самооценки рассматривается как её соответствие реальным проявлениям качеств субъекта или экспертным оценкам. При адекватной самооценке субъект правильно соотносит

свои возможности и способности, достаточно критически относится к себе, стремится реально смотреть на свои неудачи и успехи, старается ставить перед собой достижимые цели.

Неадекватно завышенная самооценка приводит, как правило, к тому, что человек склонен переоценивать себя в ситуациях, которые не дают для этого повода. У него возникает идеализированный образ своей личности и возможностей, своей ценности. В результате он нередко сталкивается с противодействиями окружающих, отвергающих его претензии, озлобляется, проявляет подозрительность, мнительность или нарочитое высокомерие, агрессию и, в конце концов, может утратить необходимые межличностные контакты, замкнуться.

Чрезмерно низкая самооценка может привести к неуверенности в себе, робости, невозможности реализовать свои способности, к развитию у человека комплекса неполноценности, устойчивой неуверенности в себе, отказу от инициативы, безразличию, самообвинению и тревожности. Такие люди часто слишком критичны к себе.

Чрезмерно высокая или чрезмерно низкая самооценка нарушают процесс управления человеком своим поведением, что особенно заметно в общении, где лица с завышенной или заниженной самооценкой выступают причиной конфликтов, возникающих в первом случае из-за пренебрежительного отношения к другим людям, во втором - из-за чрезмерной критичности этих людей, постоянно указывающих на недостатки и промахи как свои, так и других.

Можно предположить, что при адекватной самооценке в большей степени происходит более продуктивное развитие личности.

Ещё одной отличительной чертой самооценки является её устойчивость, когда оценка поддерживается внутренними детерминантами: позицией личности в отношении к себе, самоконцепцией, сложившимися принципами самоактуализации и эмансипирована от случайных успехов-неуспехов.

Особенностью самооценки является также её полифункциональность. Так, исследователь А. В. Захарова выделяет следующие функции самооценки: актуальную (оценка и коррекция исполнительных действий по ходу развертывания деятельности, поступка), ретроспективную (оценка субъектом достигнутого уровня развития, итогов деятельности, последствий поступков), прогностическую (оценка субъектом своих возможностей) и регулятивную (регуляция поведения человека) [2].

Данные функции самооценки позволяют человеку всесторонне проанализировать свою деятельность и поступки, соотнести их с требованиями морали, принятыми в обществе, и в случае несоответствия скорректировать их.

Следует заметить, что самооценка в младшем школьном возрасте находится в стадии формирования, но её отличительные особенности в большинстве своём присущи и детям этой возрастной группы.

Следует согласиться с А. В. Захаровой, которая считает, что недостаточные знания ребёнка о себе ведут к уязвимости младшего школьника перед внешними отрицательными оценками, что может блокировать активность ребёнка в различных видах деятельности и негативно влиять на его отношение к себе. При работе со школьниками А. В. Захарова считает необходимым обучение детей самостоятельной и аргументированной оценке своих возможностей, умений и личных качеств, как с собственной точки зрения, так и с точки зрения других людей [2, 3].

Таким образом, оценка себя помогает младшему школьнику мобилизовать собственные силы и реализовать скрытые возможности, свой творческий потенциал, что способствует развитию творческих способностей.

Под творческими способностями обычно понимают индивидуально-психологические особенности человека, отличающие его от других людей, возникающие на основе творческих задатков и определяющие успешность овладения человеком различными видами деятельности, носящими творческий характер.

Как и многие психологические феномены, творческие способности имеют свою структуру. Исходя из анализа психолого-педагогической литературы, где рассматриваются различные структуры творческих способностей, а также из нашего понимания данного феномена, можно выделить следующие компоненты творческих способностей: когнитивный, эмоциональный и мотивационный.

Когнитивный компонент включает в себя знания, умения и навыки, помогающие младшему школьнику реализовываться в различных видах деятельности и решать нестандартные задачи.

Эмоциональный компонент творческих способностей отражает отношение младших школьников к выполняемой им деятельности, склонность ребёнка эмоционально проявлять себя в процессе выполнения нестандартных заданий, выражать те или иные эмоции.

Мотивационный компонент творческих способностей представляет собой систему побудителей, включающую мотивы, интересы, потребности. В качестве основной составляющей данного компонента выступают мотивы - внутренние побудители младшего школьника к творческой деятельности, связанные с удовлетворением потребности в творчестве.

Изменение этих компонентов при целенаправленной работе с младшими школьниками влечёт за собой изменение и творческих способностей в целом.

Акцентируя внимание на структуре творческих способностей, можно определить последние как интегративное, динамическое образование, включающее когнитивный, эмоциональный и моти-вационный компоненты, формирующееся на основе творческих задатков и определяющее успешность выполнения любой деятельности, носящей творческий характер.

Развитие творческих способностей младших школьников - это динамический процесс, при котором происходит закономерное и качественное изменение структурных компонентов изучаемого феномена в процессе специально организованной деятельности творческой направленности.

Исходя из определения творческих способностей, их структуры, возрастных особенностей младших школьников, мы выделили следующие показатели развития творческих способностей младших школьников: оригинальность (способность младшего школьника давать нестандартные ответы), абстрактность названия (способность трансформации образной информации в словесную), беглость (способность выражать большое количество идей) творческого мышления; невербальное воображение (создание новых образов), наглядно-образное мышление (оперирование различными образами и представлениями при решении задач), эмоциональное отношение к творческому учителю (положительные или отрицательные эмоции в процессе взаимодействия школьника с учителем), проявление эмоциональных переживаний в творческой деятельности (эмоциональное состояние ребёнка, связанное с различными формами его включения в творческую деятельность) и творческую мотивацию (внутренние побудители к творческой деятельности, связанные с удовлетворением потребности в творчестве).

На основе данных показателей были определены уровни развития творческих способностей младших школьников: средний, который был присущ 41 ребёнку (54 %), низкий, присущий 23 детям (30 %) и высокий, отмеченный у 12 детей (16 %).

Дети с высоким уровнем развития творческих способностей демонстрировали положительное отношение к различным видам деятельности, проявляли творческую активность, стремились думать и рассуждать. Они легко усваивали новые знания, проявляли интерес к творческому учителю, стремились к преобразованию и созданию нового на основе полученных знаний, имеющегося опыта как самостоятельно, так и совместно с одноклассниками.

Школьники со средним уровнем развития творческих способностей также демонстрировали положительное отношение к различным видам деятельности. Они самостоятельно решали типовые задачи, проявляли интерес к новому материалу и творческим заданиям, творческому учителю, но при этом интерес был ситуативный, они испытывали потребность в одобрении со стороны учителя. У этих детей преобладали социальные мотивы: общение, стремление соответствовать новой социальной роли, мотив долга и ответственности.

Младшие школьники с низким уровнем развития творческих способностей характеризовались отрицательным или безразличным отношением к творческой деятельности, новый материал они усваивали фрагментарно, к творческим заданиям и творческому учителю не проявляли интереса, нуждались в постоянном одобрении, демонстрировали стремление соответствовать новой социальной роли и стремление избежать неприятности.

Далее мы определили уровни самооценки младших школьников. Из 76 детей, участвовавших в эксперименте, большая часть школьников имеет завышенную самооценку - 58 %, что согласуется с возрастными особенностями детей, у 25 % детей была выявлена адекватная самооценка, что свидетельствует о тенденции выравнивания самооценки у младших школьников по сравнению с дошкольниками, и у 17 % школьников отмечена заниженная самооценка, что может быть связано с индивидуальными особенностями этих детей: застенчивостью, тревожностью, неуверенностью в себе.

Нас интересовал вопрос: влияет ли самооценка на развитие творческих способностей младших школьников?

С этой целью был проведён корреляционный анализ. С помощью линейной корреляции Пирсона были выявлены корреляционные связи между показателями самооценки и показателями творческих способностей младших школьников. Обратимся к анализу полученных результатов (см. таблицу).

Матрица корреляции показателей самооценки и показателей компонентов творческих способностей младших школьников экспериментальной и контрольной групп

Самооценка Показатели компонентов творческих способностей

То Тб Тн НВ НОМ М ЭП Э

Завышенная 0,234** 0,430** 0,562** 0,537** 0,477** 0,659** 0,573** 0,489**

Адекватная 0,427** 0,456** 0,454** 0,364* 0,278 0,461** 0 ,481** 0,378*

Заниженная 0,044 0,142 0,178 0,155 0,102 0,321* 0,474** 0,331*

Условные обозначения: показатели когнитивного компонента: То - оригинальность, Тб - беглость, Тн - абстрактность названия, НВ - невербальное воображение, НОМ - наглядно-образное мышление, М - творческая мотивация, ЭП - эмоциональные переживания в творческой деятельности, Э - эмоциональное отношение к творческому учителю.

Примечание: * - корреляция значима при р< 0,05; ** - корреляция значима при р< 0,01.

Как видно из таблицы, значимые корреляционные связи выявлены по всем показателям компонентов творческих способностей и завышенной самооценкой школьников, что может свидетельствовать о том, что это вселяет уверенность ребёнка в собственных силах и возможность справиться с любой деятельностью, носящей творческий характер. Эти дети демонстрировали творческие способности в изобразительном искусстве, представляя оригинальные рисунки, оригинальное решение различного рода задач. Практически такой же уровень творческих способностей демонстрировали дети с адекватной самооценкой. Что касается детей с заниженной самооценкой, то, как видно из таблицы, значимых корреляционных связей между заниженной самооценкой и показателями компонентов творческих способностей выявлено всего три. Это говорит о том, что заниженная самооценка оказывает влияние на развитие только отдельных компонентов творческих способностей, в частности творческой мотивации, являющейся побудителем к творческой деятельности, а также эмоционального компонента творческих способностей, показателями которого выступают эмоциональные переживания ребёнка в ходе творческой деятельности и эмоциональное отношение к творческому учителю. Дети с заниженной самооценкой раскрывали свой творческий потенциал только при создании эмоционально положительной атмосферы, при доброжелательном отношении к ним учителя. В этом случае они создавали достаточно интересные, нестандартно выполненные продукты своей творческой деятельности. В случае же напряжённой атмосферы занятий эти дети либо не справлялись с заданиями, либо выполняли их стандартным способом, не привнося творческое начало.

Библиографический список

1. Захарова, А. В. Генезис самооценки : дис. ... д-ра психол. наук / А. В. Захарова. - М., 1989. - 346 с.

2. Захарова, А. В. Как формировать самооценку школьника / А. В. Захарова, М. Э. Боцманова // Начальная школа. - 1992. - № 3. - С 58-65.

3. Захарова, А. В. Структурно-динамическая модель самооценки / А. В. Захарова // Вопросы психологии. - 1989. - № 1. - С. 6-14.

4. Кон, И. С. Открытие «Я» / И. С. Кон. - М. : Политиздат, 1978. - 367 с.

5. Психологический словарь / под ред. В. П. Зинченко, Б. Г. Мещерякова. - 2-е изд., перераб. и доп. -М. : Педагогика-Пресс, 1996. - 440 с.

6. Савонько, Е. И. Оценка и самооценка как мотивы поведения школьников разного возраста / Е. И. Савонько // Вопросы психологии. - 1969. - № 4. - С. 107-116.

7. Соколова, Е. Т. Зависимость самооценки подростка от отношения к нему родителей / Е. Т. Соколова, И. И. Чеснокова // Вопросы психологии. - 1986. - № 2. - С. 100-117.

L. N. Antilogova, Omsk state pedagogical University L. G. Karpova, E. P. Shcherbakov, Omsk humanitarian Academy

THE ROLE OF SELF-ASSESSMENT IN THE DEVELOPMENT OF CREATIVE ABILITIES

OF YOUNGER SCHOOLCHILDREN

In given article the psychological essence of a self-estimation and creative abilities, their structure, the basic indicators of development of creative abilities of children of younger school age reveals, on the basis of the correlation analysis the interrelation between a self-estimation and indicators of development of creative abilities of children is traced.

Keywords: a self-estimation, creative abilities, structural components of creative abilities, younger schoolboys.

References

1. Zaharova A. V. Genezis samoocenki. PhD dissertation [The Genesis of the self-assessment]. Moscow, 1989,

346 p.

2. Zaharova A. V., Botcmanova M. E\ How to build self-esteem of the student. NachaVnaia shkola. 1992, no. 3, pp. 58-65.

3. Zaharova A. V. Structural-dynamic model of self-esteem. Voprosy"psihologii, 1989, no. 1, pp. 6-14.

4. Kon I. S. Otkrytie «Ia» [Discovery of the self]. Politizdat, 1978, 367 p.

5. PsihologicheskiV slovars [Dictionary of psychology] Ed. by V.P. Zinchenko, B.G. Meshcheriakova. Moscow. Pedagogika-Press, 1996, 440 p.

6. Savonko E. I. Evaluation and self-assessment as the motives of students of different age. Voprosy' psihologii, 1969, no. 4, pp. 107-116.

7. Sokolova E.T., Chesnokova I.I. The dependence of the self-esteem of the adolescent from the attitude of the parents. Voprosys psihologii. 1986, no. 2, pp. 100-117.

© Л. Н. Антилогова, Л. Г. Карпова, Е. П. Щербаков, 2016

Авторы статьи:

Лариса Николаевна Антилогова, доктор психологических наук, профессор, Омский государственный педагогический университет.

Людмила Григорьевна Карпова, кандидат психологических наук, доцент, Омская гуманитарная академия. Евгений Павлович Щербаков, доктор психологических наук, профессор, Омская гуманитарная академия.

Рецензенты:

С. Н. Рягин, доктор педагогических наук, профессор, Омская гуманитарная академия.

В. А. Шамис, кандидат психологических наук, доцент, Сибирская государственная автомобильно-дорожная академия, г. Омск.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.