6. Бондаревская, Е. В. Проблемное поле современных образовательных технологий [Текст] / Е. В. Бондаревская // Уровневое образование как пространство профессионально-личностного становления выпускника вуза. — Ростов н/Д : ИПО ПИ ЮФУ, 2010. — С. 5-18.
7. Давыдов, В. В. Проблемы развивающего обучения. Опыт теоретического и экспериментального психологического исследования [Текст] / В. В. Давыдов. — М. : Академия, 2004. — 288 с.
УДК 377 О. В. Ершова, методист Южно-Уральского
государственного технического колледжа (ЮУрГТК), г. Челябинск, e-mail: [email protected] О. И. Макаренко, преподаватель ЮУрГТК
ОРГАНИЗАЦИЯ ОЛИМПИАД ПО ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫМ УЧЕБНЫМ ДИСЦИПЛИНАМ В ЮУРГТК. ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ ОЛИМПИАДНЫХ ЗАДАНИЙ ПО ОУД «МАТЕМАТИКА»
В статье рассматривается механизм организации и проведения олимпиад по общеобразовательным учебным дисциплинам в колледже и особенности формирования банка олимпиадных заданий на примере оУд «Математика», разводятся понятия «сложность» и «трудность» математической задачи, приводится семибалльная шкала оценивания олимпиадных работ.
Ключевые слова: олимпиады по общеобразовательным учебным дисциплинам, ОУД, творческий потенциал, заочный (очный) этап олимпиады, комплект олимпиадных заданий, сложность задания, трудность задания, семибалльная шкала оценивания, правильность (ошибочность) решения.
Олимпиады по общеобразовательным учебным дисциплинам (ОУД) — это состязания обучающихся в демонстрации своих знаний и умений в той или иной предметной области. Целью их проведения является прежде всего выявление способных и талантливых обучающихся, которые представят профессиональную образовательную организацию на олимпиадах разного уровня.
С другой стороны, олимпиады являются средством личностного развития не только обучающихся, но и педагогов, участвующих в подготовке и проведении данных мероприятий. В процессе поиска оригинальных олимпиадных заданий преподаватель занимается самообразованием, раскрывает свой творческий потенциал и обеспечивает профессиональный рост.
В нашем колледже (ГБПОУ «Южно-Ураль -ский государственный технический колледж») олимпиады по общеобразовательным учебным дисциплинам проводятся на основании соответствующего приказа заместителя директора по научно-методической работе в соответствии с комплексным планом работы колледжа и планом работы предметных (цикловых) комиссий на учебный год, а также с учетом плана проведения областных олимпиад среди обучающих-
ся профессиональных образовательных организаций.
Рабочими органами олимпиад являются оргкомитет и жюри. Оргкомитет формируется из числа сотрудников научно-методического центра колледжа (НМЦ), председателей и преподавателей предметно-цикловых комиссий (ПЦК). Председателем жюри является председатель ПЦК, членами жюри — преподаватели ПЦК.
Олимпиады по ОУД проводятся в колледже ежегодно и включают два этапа: заочный и очный. Каждый из этапов может предусматривать выполнение теоретических и практических олимпиадных заданий. По результатам выполнения заданий первого (заочного) этапа олимпиад определяются участники, набравшие наибольшее количество баллов, которые допускаются к участию во втором (очном) этапе олимпиад. По результатам выполнения заданий очного тура олимпиад определяются победители и призеры, которые готовятся к участию в областных олимпиадах по ОУД [1].
Остановимся подробнее на особенностях формирования банка олимпиадных заданий, и в частности на формировании олимпиадных заданий по общеобразовательной учебной дисциплине «Математика».
Участие в математической олимпиаде стимулирует обучающихся к максимальной реализации возможностей их интеллекта, так как решение олимпиадных задач оказывает существенное воздействие на развитие умений применять свои знания. В процессе подготовки к математической олимпиаде обучающиеся получают возможность расширить собственный кругозор, углубить знания и умения, формируемые при освоении стандартного курса математики, развивать нестандартное мышление, самостоятельность и целеустремленность, знакомиться с возможностями современных информационных технологий.
Ежегодно в начале октября в колледже проводятся заседания ПЦК, на которых определяется тематика олимпиадных заданий, требования к их форме, количеству, разрабатываются критерии оценивания. Характер заданий по математике, которые предлагаются участникам олимпиады, как правило, отличается от обычных заданий, решаемых на аудиторных занятиях. Поэтому подготовка обучающихся к математической олимпиаде включает в себя не только аудиторную, но и внеаудиторную работу.
В заочном этапе математической олимпиады могут принять участие все обучающиеся первого курса. Комплект олимпиадных заданий состоит из пяти-семи задач разной сложности, охватывающих большинство разделов общеобразовательной учебной дисциплины «Математика», изученных к моменту проведения олимпиады. По результатам этого этапа обучающиеся допускаются к следующему — очному. Продолжительность очного этапа олимпиады составляет четыре часа. Комплект олимпиадных заданий второго этапа также состоит из пяти-семи задач разной сложности, охватывающих большинство разделов общеобразовательной учебной дисциплины, изученных к моменту проведения олимпиады (с учетом всех существующих утвержденных учебников).
Рассмотрим основные требования к содержанию олимпиадных заданий по общеобразовательной учебной дисциплине «Математика». Прежде всего отметим, что недопустимо составление заданий только на основе стандартного материала, изучаемого на занятиях. Обязательным требованием при составлении текста олим-пиадных заданий является то, что их следует брать из разных разделов учебной дисциплины, в том числе и нестандартных. Рекомендуемое число олимпиадных заданий — от четырех до семи, так как при меньшем количестве заданий могут возникнуть проблемы с определением по-
бедителей и призеров олимпиады, а настроиться на решение больше семи задач обучающимся сложно. Все задачи следует располагать в порядке возрастания трудности (сложности).
Различаются ли понятия «сложность» и «трудность»?
Сложность — это объективная характеристика задачи, определяемая ее структурой. Сложность задачи зависит от объема необходимой для ее решения информации, числа данных в задаче, числа связей между ними, количества возможных выводов из условия задачи, количества взаимопроникновений и длины рассуждений при решении задачи, общего числа шагов решения, привлеченных аргументов и т. д.
Что касается трудности, это субъективная характеристика задачи. Трудность задачи зависит от ее сложности (сложная задача, как правило, является более трудной для обучающихся); времени, прошедшего после изучения материала, который встречается в тексте задачи; наличия практики в решении подобного рода задач; уровня развития обучающихся. Трудность определяется процентом обучающихся, решивших задачу [2].
В комплекте олимпиадных заданий в числе первых должны следовать одна-две задачи, трудность которых составляет 10-30 %. Это могут быть обычные задачи продвинутого уровня, аналогичные задачам из контрольных работ, но они должны быть по силам большинству участников олимпиады. Это условие необходимо соблюдать, так как в первом этапе олимпиады участвуют все обучающиеся и никто из них не должен потерять интерес к математике и уверенность в своих силах, что может произойти с участником олимпиады, не решившим ни одной задачи. С другой стороны, задания могут содержать «изюминку», благодаря которой более подготовленный участник олимпиады решит их рациональнее и быстрее.
В середине олимпиадных заданий должно быть две-три задачи повышенной трудности, рассчитанные примерно на половину участников. Это могут быть задачи продвинутого уровня из контрольных работ, но с измененными условиями.
Завершать олимпиадные задания должны од-на-две наиболее трудные задачи (уровня областных олимпиад), которые могут решить единицы.
Приведем некоторые практические советы по подбору содержания олимпиадных заданий:
1) задания должны охватывать материал, изученный в данном учебном году и в 9-м классе общеобразовательной школы, из разных разде-
лов курса математики (тригонометрия, стереометрия, математический анализ, алгебра);
2) в числе заданий могут быть занимательные задачи, задачи-шутки, софизмы, задачи прикладного характера;
3) в качестве одного из заданий может быть задача, в условии которой фигурирует год проведения олимпиады;
4) в числе заданий не должно быть задач с длительными выкладками, задач на использование труднозапоминаемых формул, на использование справочных таблиц;
5) задания олимпиады не должны составляться на основе только одного источника, что-
бы избежать знакомства одного или нескольких ее участников со всеми задачами, включенными в комплект. Желательно использование малодоступных для участников олимпиады источников либо включение в варианты новых задач.
Важно стандартизировать подходы жюри к проверке работ участников олимпиады. Для этого необходимо включать в варианты заданий ответы и решения, а также критерии и принципы оценивания работ.
Наилучшим образом зарекомендовала себя семибалльная шкала, действующая на многих математических соревнованиях различного уровня (табл. 1).
Шкала оценивания олимпиадных работ по общеобразовательной учебной дисциплине «Математика»
Таблица 1
Баллы Правильность/ошибочность решения
7 Полностью верное решение
6-7 Верное решение. Имеются небольшие недочеты, в целом не влияющие на решение
5-6 Решение в целом верное, однако оно содержит ряд ошибок либо отдельных нерассмотренных моментов, но может стать правильным после небольших исправлений или дополнений
4 Верно рассмотрен один из двух (более сложный) существенных случаев, либо в задаче типа «оценка + пример» верно получена оценка
2-3 Доказаны вспомогательные утверждения, помогающие в решении задачи, или в задаче типа «оценка + пример» верно построен пример
1 Рассмотрены отдельные важные случаи при отсутствии решения (или при ошибочном решении)
0 Решение неверное, продвижения отсутствуют
При проверке олимпиадных работ по вышеизложенной семибалльной шкале жюри должно учитывать, что:
- любое правильное решение оценивается в семь баллов. Недопустимо снятие баллов за то, что решение оказалось слишком длинным, или за то, что решение обучающегося отличается от приведенного в комплекте заданий для жюри;
- любые исправления в работе, в том числе зачеркивание ранее написанного текста, не являются основанием для снятия баллов;
- баллы не выставляются «за старание участника», то есть за запись в работе большого по объему, но не содержащего продвижений в решении задачи текста [3; 4].
Библиографический список
Соблюдение принципов составления олимпиадных заданий — это залог того, что обучающийся справится с ними и будет готов принять участие в олимпиадах более высокого уровня (таких как областные или всероссийские). А стандартизированный подход к оцениванию олимпиадных работ поможет избежать субъективизма и каких бы то ни было спорных ситуаций при подведении итогов олимпиады.
В заключение подчеркнем, что обучающиеся, принимающие активное участие в олимпиадах, как правило, имеют блестящие результаты по окончании учебного заведения и в дальнейшем успешно продолжают обучение в вузе.
1. Положение о проведении внутриколледжной олимпиады в ГБПОУ «Южно-Уральский государственный технический колледж» [Текст].
2. Бабанский, Ю. К. Методы обучения в современной общеобразовательной школе [Текст] / Ю. К. Бабанский. — М. : Просвещение, 1985.
3. Агаханов, Н. Х. Математика [Текст] / Н. Х. Агаханов, О. К. Подлипский, И. С. Рубанов // Всероссийские олимпиады. — Вып. 4. — М. : Просвещение, 2013.
4. Агаханов, Н. Х. Рекомендации по проведению муниципального этапа Всероссийской олимпиады школьников по математике в 2013/2014 учебном году [Текст] / Н. Х. Агаханов, О. К. Подлипский. — М. : Просвещение, 2013.
УДК 02/377 Т. А. Имамова, руководитель библиотеки-
медиатеки Челябинского института развития профессионального образования (ЧИРПО), г. Челябинск, e-mail: [email protected]
ЭЛЕКТРОННО-БИБЛИОТЕЧНЫЕ СИСТЕМЫ: ПРОБЛЕМЫ ПОДКЛЮЧЕНИЯ БИБЛИОТЕК ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ
ЧЕЛЯБИНСКОЙ ОБЛАСТИ
В статье на основе проведенного мониторинга анализируются проблемы подключения и применения электронно-библиотечных систем в профессиональных образовательных организациях Челябинской области.
Ключевые слова: электронно-библиотечная система, ЭБС «Znanium.com», ЭБС «IPRbooks», ЭБС «Юрайт», ЭБ ИЦ «Академия», ЭБС издательства «Лань», проблемы подключения ЭБС.
Федеральный государственный образовательный стандарт ТОП-50 предполагает, что «в случае наличия электронной информационно-образовательной среды допускается замена печатного библиотечного фонда предоставлением права одновременного доступа не менее 25 % обучающихся к электронно-библиотечной системе» [1], что существенно снижает затраты
на приобретение литературы на бумажном носителе. В этой связи ГБУ ДПО «Челябинский институт развития профессионального образования» провел анализ состояния подключения библиотек профессиональных образовательных организаций Челябинской области к электронно-библиотечным системам (ЭБС). Опрос состоял из нескольких вопросов (табл. 1).
Таблица 1
Сведения о подключении к электронно-библиотечным системам
ЭБС, действующие в ПОО на 01.04.2017 г.
Название ЭБС Срок подключения Количество лицензий
ЭБС, планируемые к подключению в 2017 г.
Название ЭБС Срок подключения Количество лицензий
Информация была обобщена и представлена на заседании ОМО библиотечных специалистов в апреле 2017 г.
На первое апреля 2017 г. 15,6 % ПОО СПО Челябинской области подключены к электронно-библиотечным системам. Большая часть ПОО, что составляет 60 %, не планируют в этом году подключаться к ЭБС (рис. 1).
Процесс подключения к электронно-библиотечным системам постепенно набирает обороты. Свидетельством этому является тот факт, что четыре профессиональные образовательные организации заключили договоры с ЭБС в конце 2016 г В 2017 г. две ПОО подключились к ЭБС (табл. 2) и одиннадцать находятся на стадии заключения договоров (табл. 3).