Научная статья на тему 'Исследование качества теоретико-методических заданий олимпиа ды школьников по предмету «Физическая культура»'

Исследование качества теоретико-методических заданий олимпиа ды школьников по предмету «Физическая культура» Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
472
58
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОЛИМПИАДА ПО ПРЕДМЕТУ "ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА" / АНКЕТА / КАЧЕСТВО ОЛИМПИАДНЫХ ЗАДАНИЙ / КАЧЕСТВО ОРГАНИЗАЦИИ / АПЕЛЛЯЦИЯ / РАЗБОР ОЛИМПИАДНЫХ ЗАДАНИЙ / OLYMPIAD ON THE SUBJECT "PHYSICAL CULTURE" / QUESTIONNAIRE / QUALITY OF OLYMPIAD TASKS / QUALITY OF ORGANIZATION / APPEAL / ANALYSIS OF OLYMPIAD ASSIGNMENTS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Чесноков Николай Николаевич, Замогильнов Алексей Иванович, Володькин Дмитрий Александрович

Рассмотрено качество составленных олимпиадных теоретико-методических заданий и предложения по улучшению качества организации и условий для максимальной реализации участниками олимпиады своих возможностей.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Чесноков Николай Николаевич, Замогильнов Алексей Иванович, Володькин Дмитрий Александрович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

STUDY OF THE QUALITY OF THEORETICAL AND METHODICAL TASKS OF SCHOOLBOY OLYMPIADS ON THE SUBJECT «PHYSICAL CULTURE»

The quality of the compiled theoretical and methodical tasks and proposals for improving the quality of the organization and the conditions for maximum implementation of the opportunities by the participants in the Olympiad are considered.

Текст научной работы на тему «Исследование качества теоретико-методических заданий олимпиа ды школьников по предмету «Физическая культура»»

THE IMPORTANCE OF FITNESS IN THE RECREATIONAL TRAINING OF FUTURE

BACHELOR OF PHYSICAL CULTURE

E.O. Rybakova, T.N. Shutova

The research is devoted to the development of ways to improve the recreational preparation of future bachelors in physical education, a mechanism has been created for teaching health aerobics, athletic gymnastics, children's fitness, and "fitness class," in a short-term training course. The content of the classes is developed, taking into account the training profile (sports training, physical education, etc.), models of fitness programs for future use in preschool, school, secondary and higher educational institutions, sports sections. The effectiveness of fitness in increasing physical fitness, the ability to compose an individual program of classes and nutrition, to solve situational problems, to conduct fitness classes, to know the types of recreational activities in the future professional activity of bachelors of physical culture are shown.

Key words: fitness, recreational preparation, professional competence, fitness programs, bachelors of physical culture.

Rybakova Elena Olegovna, candidate of pedagogical Sciences, associate professor, elenakova@inbox.ru, Russia, Tchaikovsky, Tchaikovsky State Institute of Physical Culture,

Shutova Tatiana Nikolaevna, candidate of pedagogical Sciences, associate professor, tany-156@rambler.ru, Russia, Moscow, Russian Economic University G. V. Plekhanov

УДК 796.011

ИССЛЕДОВАНИЕ КАЧЕСТВА ТЕОРЕТИКО-МЕТОДИЧЕСКИХ

ЗАДАНИЙ ОЛИМПИАДЫ ШКОЛЬНИКОВ ПО ПРЕДМЕТУ «ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА»

Н.Н. Чесноков, А.И. Замогильнов, Д.А. Володькин

Рассмотрено качество составленных олимпиадных теоретико-методических заданий и предложения по улучшению качества организации и условий для максимальной реализации участниками олимпиады своих возможностей.

Ключевые слова: олимпиада по предмету «Физическая культура», анкета, качество олимпиадных заданий, качество организации, апелляция, разбор олимпиадных заданий.

Олимпиадное движение по предмету «Физическая культура» набирает новые обороты. Так в 2016 году в г. Ульяновске в заключительном этапе XVII Всероссийской олимпиады школьников по предмету «Физическая культура» приняло участие представители 65 регионов России. За этот период олимпиадным движением по предмету были охвачены практически все регионы России, которые ежегодно организуют и проводят региональные этапы олимпиады. К сожалению, не все регионы по разным причинам имеют возможности послать своих лучших представителей

(победителей регионального этапа) на заключительный этап Всероссийской олимпиады.

Организация и проведение Олимпиады постоянно совершенствуются: обновляются составы членов организаторов и жюри олимпиады, изменяется состав и содержание олимпиадных заданий, совершенствуются формы и содержание олимпиадных заданий, система оценивания результатов олимпиады, система организации апелляций, порядок разбора результатов выполнения олимпиадных заданий и др. Анализ опыта организации и проведения регионального и заключительного этапов Олимпиады показывает, что для повышения их качества имеются неиспользованные резервы.

Целью исследования было выявление «сильных» и «слабых» сторон в содержании теоретико-методических заданий заключительного этапа Всероссийской олимпиады школьников по предмету «Физическая культура» и определении путей его совершенствования.

Методика исследования. Ведущим методом исследования явился метод опроса в форме анкетирования. В анкетировании приняло участие 20 учителей физической культуры, являющиеся представителями региональных команд финального этапа XVII Олимпиады школьников по предмету «Физическая культура». Это представители республик Башкортостан, Бурятия, Саха Якутия; краев - Забайкальский, Хабаровский; областей - Архангельская, Белгородская, Воронежская, Курская, Мурманская, Самарская, Томская, Тульская, а также из Ханты-Мансийского автономного округа - Югра, Ямало-Ненецкий автономный округ и городов Москва и Санкт-Петербург. Из них: 12 «молодых» учителей физической культуры (стаж участия в заключительном этапе от 1 до 5 лет) и 8 «опытных» учителей (стаж участия в заключительном этапе от 6 до 15 лет). Каждому респонденту вместе с анкетой был выдан образец теоретико-методического задания заключительного этапа олимпиады.

Анкета представляла собой перечень вопросов по выявлению мнения респондентов о качестве и сложности предложенных центральной предметной комиссией теоретико-методических заданий Олимпиады, а также об общей оценке заданий.

В первом блоке вопросов анкеты респондентам предлагалось оценить сложность заданий, качество их формулировок, возможности их творческого проявления, достаточность времени для решения представленных заданий теоретико-методического тура в закрытой и открытой формах, заданий на установления соответствия, заданий в форме перечислений, а также выразить свое отношение к возможностям олимпиадных заданий в их дальнейшем самосовершенствовании в области теории и методики физической культуры.

Во втором блоке анкеты респондентам предлагалось выразить свое мнение о наиболее (наименее) интересных, на их взгляд, заданиях

теоретического тура Олимпиады, а также высказать свои предложения по совершенствованию теоретико-методических заданий.

Результаты исследования и их обсуждение. Одним из первых вопросов анкеты был вопрос об оценке сложности олимпиадных заданий, представленных на заключительном этапе Всероссийской олимпиады школьников по предмету «Физическая культура». Результаты мнений респондентов о сложности заданий представлены в табл. 1.

Таблица 1

Результаты оценки сложности теоретических заданий учителями

физической культуры (в %)

Типы заданий Степень сложности «Молодые» учителя «Опытные» учителя Все учителя

Задание в закрытой форме Очень сложная 0 12,5 5

Средней сложности 91,7 62,5 80

Легкая 8,3 25 15

Задание в открытой форме Очень сложная 8,3 12,5 10

Средней сложности 66,7 75 70

Легкая 25 12,5 20

Задание на установление соответствия Очень сложная 16,7 25 20

Средней сложности 66,7 75 70

Легкая 16,7 0 10

Задание в форме, предполагающей перечисления Очень сложная 0 12,5 5

Средней сложности 58,3 75 65

Легкая 41,7 12,5 30

Как видно из табл. 1, наиболее сложными заданиями респонденты отмечают задания на соответствия: 20,0 % всех респондентов отметило это задание как «очень сложное». Второе по сложности респонденты отмечают задания в открытой форме: 10,0 % всех респондентов отметило это задание как «очень сложное»; далее по сложности оказались задания в закрытой форме и форме, предполагающей перечисления (по 5,0 %).

Однако мнения различных категорий респондентов о сложности заданий олимпиады несколько отличаются друг от друга.

Так все «молодые» учителя на первое место по степени сложности поставили задания на установление соответствия, на второе место - задания в открытой форме, третье и четвертое - задания на перечисления и в закрытой форме. Все «опытные» учителя, как и «молодые», на первое место по степени сложности ставят задания на установление соответствия, а остальные задания, в отличие от «молодых», считают одинаково сложными (по 12,5 % всех респондентов отметило эти задания как «очень сложные»).

Другим показателем качества олимпиадных заданий является четкость, ясность и лаконичность их формулировок.

Самую высокую степень понимания сформулированных заданий респонденты отмечают в заданиях в закрытой форме (95 % всех участников указали на то, что формулировка задания ясна и понятна); несколько меньше респондентов (85,0 %) отмечают высокий уровень понимания сформулированных заданий в открытой форме; 70 % респондентов отметили такую степень понимания сформулированных заданий на установление соответствия. Только 55 % респондентов считают формулировку заданий теста в форме, предполагающей перечисления ясной и понятной, а 30 % респондентов считают, что данные задания для выполнения требуют много времени для понимания, а также дополнительного разъяснения для точного понимания смысла задания (15 % респондентов).

Это свидетельствует о том, что представленные формулировки конкурсных заданий в целом действительно доступны для понимания всеми участниками заключительного этапа Всероссийской олимпиады школьников по предмету «Физическая культура». Дополнением к подтверждению этому может служить оценки формулировок теоретических заданий, как: «формулировка слишком длинная» (от 5 % в заданиях закрытой формы до 25 % всех респондентов в заданиях на установление соответствия), которая свидетельствует о том, что для понимания вопроса не требуется дополнительных разъяснений.

Мнения «молодых» и «опытных» учителей физической культуры о степени понимания сформулированных заданий олимпиады в большинстве своем не отличаются друг от друга. Единственное значительное отличие заключается в оценке формулировок заданий в форме, предполагающей перечисления (37,5 % «опытных» учителей считают, что формулировки заданий слишком короткие и требуют дополнительного разъяснения для точного понимания смысла; ни один «молодой» учитель так не считает).

Третьим показателем качества олимпиадных заданий является степень их воздействия на творческие проявления участниками олимпиады при их решении.

К сожалению, абсолютное большинство респондентов (от 70 до 90 %) считают, что представленные типы олимпиадных заданий не способствуют проявлению творчества при их решении. Особенно низок потенциал проявления творчества заложен в заданиях закрытой формы и в форме, предполагающей перечисления (91,7 % «молодых» учителей и 87,5% - «опытных» соответственно).

Наиболее высокой степенью возможностей проявления своих творческих потенциалов, по мнению «опытных» учителей (50,0 %) отвечает задание в открытой форме. Вторым по возможностям проявления творчества при решении заданий они называют задания в форме, предполагающей перечисления (25 %), на третье и четвертое место в рейтинге по степени проявления творчества при решении заданий юноши и

девушки (по 12,5 %) поставили задания в закрытой форме и задания на установление соответствия. По мнению «молодых» учителей степень возможностей проявления своих творческих потенциалов еще ниже (только по 16,7 и 8,3 % учителей считают, что решение таких заданий позволяет проявить ученикам свой творческий потенциал).

Одним из условий, обеспечивающим качество выполнения олимпиадных заданий является оптимальное количество отведенного для этого времени.

Более половины всех респондентов (60,0 %) считают, что времени для решения олимпиадных задач достаточно, чтобы уложиться в тур олимпиады. В то же время 40,0 % учителей считают, что времени для решения олимпиадных задач недостаточно, то есть решение задач требует слишком много времени.

Одной из особенностей олимпиадных теоретико-методических заданий является наличие условий для формирования мотивации участников олимпиады к овладению новыми, неизвестными ранее, знаниями в области физической культуры и спорта после олимпиады.

Абсолютное большинство респондентов (90,0 %) указали на то, что представленные на олимпиаде задания выявили для них темы, требующие дополнительного изучения. Лишь 10,0 % всех респондентов считают представленный материал теоретико-методического задания известным для детей, не требующий дополнительного изучения каких-либо тем.

Одной из задач нашего исследования было выявление роли олимпиадных заданий в углубленной подготовке участников олимпиады по предмету и степени их влияния на формирование потребности открывать новые способы решения и осваивать новые знания.

Большинству респондентов олимпиадные задачи очень помогли расширить их углубленную подготовку (65 %) и открыть новые для себя решения и знания по предложенным темам предмета «Физическая культура» (70 %). Только 15 % респондентов (все «опытные» учителя) считают, что задачи не относятся к углубленной подготовке по предмету, а 30 % респондентов (50 % «опытных» и 16,7 % «молодых» учителей) -задачи не потребовали от них искать новые способы решения.

Второй блок вопросов анкеты предполагал выявление мнений руководителей региональных команд заключительного этапа всероссийской олимпиады школьников по предмету «Физическая культура» об общей оценке заданий олимпиады. Результаты анкетирования представлены в табл. 2.

Наибольший интерес у учителей физической культуры вызвали задания в закрытой и открытой форме. Особый интерес у учителей физической культуры вызвали задания №№ 18 и 23, связанные со знанием судейских жестов по базовым спортивным играм школьной программы по физической культуре - баскетболу и волейболу (60 и 35 % соответственно).

Таблица 2

Результаты оценки заданий, которые вызвали наибольший и наименьший интерес у учителей (в %)

Наибольший интерес Наименьший интерес

Номера «Молодые» «Опытные» Все Номера «Молодые» «Опытные» Все

задании учителя учителя учителя заданий учителя учителя учителя

4 25,0 50,0 35 21 16,7 50,0 30

14 41,7 50,0 45 22 16,7 25,0 20

18 75,0 37,5 60 28 16,7 37,5 25

22 58,3 50,0 55 30 25,0 25,0 25

23 25,0 50,0 35 31 25,0 0,0 15

У 55 % учителей повышенный интерес вызвало задание на знание гимна Российской Федерации, что свидетельствует о необходимости усиления патриотического воспитания среди учащейся молодежи и спортсменов. В то же время у 20 % учителей это задание вызвало наименьший интерес (см. табл. 2). Видимо они считают, что знание гимна РФ не входит в содержание школьного учебного предмета «Физическая культура» и, как следствие, не должно быть представлено в олимпиадных заданиях по физической культуре.

У значительной части учителей повышенный интерес вызвали задания №№ 4 и 14 (35 и 45 % соответственно), связанные с определением уровней интенсивности физической нагрузки и понятием «моторная плотность урока».

Наименьший интерес у учителей физической культуры (30 %) вызвало задание № 21, связанное с узнаванием логотипов чемпионатов мира по футболу, начиная с 1994 (США) и до 2018 годов (Россия). По мнению, как «молодых», так и «опытных» учителей, это задание справочно-энциклопедического характера и не требует от учеников проявления творческого потенциала. Таких же знаний, по мнению учителей (25 %), требуют от учеников задания № 28 (знание российских спортсменов, ставших олимпийскими чемпионами в 2012 г. в Лондоне), №№30 и 31 (знание учетной карточки выполнения требований ВФСК «ГТО» и видов испытаний (тестов) по выбору 5-й ступени ГТО).

По мнению учителей, особенно «опытных», можно выделить три задания, с помощью которых можно оценить творческий потенциал участников олимпиады. Это задание № 14, связанное с характеристикой понятия «моторная плотность урока»; задания №№18 и 23, связанное с жестом судьи в баскетболе и волейболе.

Кроме ответов на вопросы анкеты, респондентам предлагалось высказать свои предложения по совершенствованию содержания и разработки теоретико-методических заданий. В результате были высказаны следующие предложения учителей физической культуры:

1. В содержание теоретико-методических заданий включить практико-ориентированные задачи.

2. В инструкции по выполнению задания указывать «стоимость» (количество баллов) каждого задания и систему «штрафов» за каждый неверный ответ.

3. Стараться сократить количество заданий справочного характера (размеры спортивных площадок, учетная карточка ВФСК «ГТО», фамилии олимпийских чемпионов в прошлом и т. п.).

4. Если в задании используется картинка (например, эмблема или логотип), желательно, для более четкого понимания, чтобы она была в цветном варианте.

5. Не включать большое количество заданий по одной теме (например, по теме волейбол даны три задания: №№23 и 29 - судейские жесты и № 25 - расстановка игроков в волейболе).

И еще одно общее предложение, которое неоднократно высказывали учителя физической культуры, это разрешить пользоваться черновиками, так, как это разрешается на олимпиадах школьников по другим учебным предметам.

Естественно, что все эти предложения будут рассмотрены и тщательно изучены членами предметной комиссии, по возможности, будут учтены в будущем.

Заключение и выводы. Олимпиадное движение по предмету «Физическая культура» уверенно шагает по всем регионам России, создавая благоприятные условия для выявления и развития у обучающихся творческих способностей и интереса к научно-исследовательской деятельности, для поддержки одаренных детей и пропаганды научных знаний. Олимпиады способствуют привлечению ученых и практиков в области физической культуры и спорта к работе с одаренными детьми.

Анализ результатов анкетирования представителей региональных команд (учителей физической культуры) заключительного этапа Всероссийской олимпиады школьников по предмету «физическая культура» позволяет сделать следующие общие выводы.

Все типы заданий теоретико-методического тура олимпиады достаточно сложные, но вполне доступные для их решения учащимися 9-11 классов. По степени сложности все учителя, как «молодые», так и «опытные» на первое место ставят задания на установление соответствия.

Формулировка всех типов заданий теоретико-методического тура олимпиады оказалась для абсолютного большинства респондентов ясной и доступной в понимании для их решения. Самыми сложными по степени понимания формулировок заданий у учителей оказались формулировки заданий в форме, предполагающей перечисления. При этом 30 % респондентов считают, что данные задания для выполнения требуют много времени для понимания, а также дополнительного разъяснения для точного понимания смысла задания (15 % респондентов).

Абсолютное большинство респондентов (от 70 до 90 %) считают, что представленные типы олимпиадных заданий не способствуют проявлению творчества при их решении. Особенно низок потенциал проявления творчества заложен в заданиях закрытой формы и в форме, предполагающей перечисления (так считают 91,7 % «молодых» учителей и 87,5 % - «опытных» соответственно).

Большинство респондентов (60 %) считают, что времени для решения олимпиадных задач достаточно, чтобы уложиться в тур олимпиады. В то же время 40 % учителей считают, что времени для решения олимпиадных задач недостаточно, то есть решение задач требует слишком много времени.

Абсолютное большинство респондентов отмечают, что олимпиадные задания позволили выявить темы, требующие дополнительного изучения; очень помогли расширить подготовку по предмету и открыть новые решения и знания по предложенным темам.

Большинству респондентов олимпиадные задачи очень помогли расширить их углубленную подготовку (65 %) и открыть новые для себя решения и знания по предложенным темам предмета «Физическая культура» (70 %). Только 15 % респондентов (все «опытные» учителя) считают, что задачи не относятся к углубленной подготовке по предмету.

Для повышения качества заданий теоретико-методического тура, способствующих достижению целей и задач олимпиады необходимо:

- включать гармоничное сочетание разнообразных типов заданий, имеющих различную степень сложности, возможностей проявления творческих потенциалов, требующих дополнительного изучения отдельных тем и способствующих расширению подготовки по предмету и открытию новых решений и знаний по предложенным темам;

- формулирование тестовых заданий максимально привести в соответствие с требованиями к подобного рода тестам [1];

- шире включать практико-ориентированные задания и задачи.

Список литературы

1. Балашова В.Ф., Чесноков Н.Н. Физическая культура: тестовый контроль знаний: метод. пособие. 2-е изд. М.: Физическая культура, 2009.

2. Виленский М.Я., Туревский И.М., Торочкова Т.Ю. Физическая культура. 5-6-7 классы: учебник. М.: Просвещение, 2011.

3. Всероссийская олимпиада школьников по физической культуре в 2006 году / под общ. ред. Н.Н. Чеснокова. М.: АПКиППРО, 2006.

4. Гимнастика на Всероссийских олимпиадах школьников по физической культуре: метод. пособие / под общ. ред. Н.Н. Чеснокова. М.: Физическая культура, 2010.

5. Красников А.А., Чесноков Н.Н. Тестирование теоретико-методических знаний в области физической культуры и спорта: учеб. пособие. М.: Физическая культура, 2010.

6. Лагутин А.Б., Михалина Г.М. Гимнастика в вопросах и ответах: учеб. пособие. М.: Физическая культура, 2010.

7. Лях В.И., Зданевич А.А. Физическая культура. 1-11 классы: комплексная программа физического воспитания учащихся. Волгоград: Учитель, 2013.

8. Матвеев А.П. Физическая культура. 8-9 классы: учебник для общеобразовательных учреждений. М.: Просвещение, 2012.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

9. Матвеев А.П. Физическая культура: рабочие программы. 5-9 класс. М.: Просвещение, 2011.

10. Переверзев В.Ю. Критериально-ориентированное педагогическое тестирование: учеб. пособие. М.: Логос, 2003. 20 с.

11. Погадаев Г.И. Физическая культура. 7-9 классы: учебник. М.: Дрофа, 2012.

12. Примерная программа для учащихся X-XI классов общеобразовательных учреждений с углубленным изучением предмета «Физическая культура» / под ред. А.Т. Паршикова. М.: Просвещение, 2000.

13. Твой олимпийский учебник: учеб. пособие для учреждений образования России. 13-е изд., перераб. и доп. / В.С. Родиченко [и др.]. М.: Физкультура и спорт, 2004.

14. Физическая культура 10-11 классы: учебник для общеобразовательных учреждений / под ред. В.И. Ляха. М. : Просвещение, 2011.

15. Физическая культура: учебник для учащихся 10-х классов образовательных учреждений с углубленным изучением предмета «Физическая культура» / под общ. ред. А.Т. Паршикова, В.В. Кузина, М.Я. Виленского. М.: СпортАкадемПресс, 2003.

16. Физическая культура: учебник для учащихся 11-х классов образовательных учреждений с углубленным изучением предмета «Физическая культура» / под общ. ред. А.Т. Паршикова, В.В. Кузина, М.Я. Виленского. М.: СпортАкадемПресс, 2003.

17. Чесноков Н.Н., Володькин Д.А. Практические испытания на Всероссийской олимпиаде школьников по предмету «Физическая культура»: метод. пособие. М.: Физическая культура, 2016. 90 с.

18. Чесноков Н.Н., Володькин Д.А. Теоретико-методические задания на Всероссийской олимпиаде школьников по предмету «Физическая культура»: метод. пособие. М.: Физическая культура, 2014. 138 с.

19. Чесноков Н.Н., Красников А.А. Тестирование теоретико-методических знаний в области физической культуры и спорта. М.: СпортАкадемПресс, 2002.

20. Чесноков Н.Н., Кузин В.В., Красников А.А. Олимпиада по предмету «Физическая культура». М.: Физическая культура, 2005.

Чесноков Николай Николаевич, д-р пед. наук, проф., советник директора, nnch01@mail.ru, Россия, Москва, Федеральный центр спортивной подготовки резерва,

Замогильное Алексей Иванович, канд. пед. наук, проф., ffkshuja@yandex.ru, Россия, Шуйский филиал Ивановского государственного университета,

Володькин Дмитрий Александрович, главный специалист, 1779765@mail.ru, Россия, Москва, Федеральный центр спортивной подготовки резерва

STUDY OF THE QUALITY OF THEORETICAL AND METHODICAL TASKS

OF SCHOOLBOY OLYMPIADS ON THE SUBJECT «PHYSICAL CULTURE»

N.N. Chesnokov, A.I. Zamogilnov, D.A. Volodkin

The quality of the compiled theoretical and methodical tasks and proposals for improving the quality of the organization and the conditions for maximum implementation of the opportunities by the participants in the Olympiad are considered.

Key words: olympiad on the subject "Physical culture", questionnaire, quality of olympiad tasks, quality of organization, appeal, analysis of olympiad assignments.

Chesnokov Nikolai Nikolaevich, doctor of pedagogical Sciences, professor, adviser to the director, nnch01@mail.ru, Russia, Moscow, Federal Center for Sports Training of Reserve,

Zamogilnov Alexey Ivanovich, candidate of pedagogical Sciences, professor, Ffkshuja@yandex.ru, Russia, Shuya branch of the Ivanovo State University,

Volodkin Dmitry Alexandrovich, chief specialist, 1779765@mail.ru, Russia, Moscow, Federal Center for Sports Training of Reserve

УДК 796.011:376:373.2

СОЦИАЛИЗАЦИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ В ПРОЦЕССЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНЫХ ФОРМ ИНКЛЮЗИВНОГО ФИЗИЧЕСКОГО

ВОСПИТАНИЯ

О.С. Шнейдер, А.В. Попова, М.В. Ткаченко

Представлены результаты исследования по совершенствованию инклюзивного физического воспитания детей 5-6 лет с нарушениями слуха и речи в рамках дополнительных форм работы. Приведены отличия между показателями социальной приспособленности и физической подготовленности здоровых детей и их сверстников с нарушениями слуха и речи. Также дано описание и данные об эффективности разработанной авторами методики по социализации детей с нарушениями слуха и речи в процессе дополнительных форм инклюзивного физического воспитания.

Ключевые слова: инклюзивное физическое воспитание, дошкольники с нарушениями слуха и речи, социализация, формы физического воспитания, физические упражнения.

В современном мире социально-психологическая адаптация детей с ограниченными возможностями здоровья в массовые образовательные учреждения - это глобальный общественный процесс, затрагивающий все высокоразвитые страны. Тем более что в Российской Федерации отмечается

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.