Научная статья на тему 'Анализ результатов теоретико-методических олимпиадных заданий регионального этапа всероссийской олимпиады школьников по предмету «Физическая культура» в ХМАО-Югре'

Анализ результатов теоретико-методических олимпиадных заданий регионального этапа всероссийской олимпиады школьников по предмету «Физическая культура» в ХМАО-Югре Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
865
37
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РЕГИОНАЛЬНОГО ЭТАП / ТЕОРЕТИКО-МЕТОДИЧЕСКИЙ ТУР / ТИПЫ ОЛИМПИАДНЫХ ЗАДАНИЙ / ОТВЕТЫ НА ОЛИМПИАДНЫЕ ЗАДАНИЯ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Синявский Николай Иванович, Власов Владимир Владимирович, Пащенко Лена Григорьевна, Младенцев Анатолий Валентинович

В статье представлен анализ результатов теоретико-методических заданий регионального этапа «Всероссийской олимпиады школьников по предмету «физическая культура» в 2016-2017 учебном году проходившей г. Нижневартовске. Анализ результатов показал, что наибольшие затруднения у учащихся вызвало задание в форме, предполагающей перечисление известных составляющих, характеристик «Положение о соревновании», а также задания задачи.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Синявский Николай Иванович, Власов Владимир Владимирович, Пащенко Лена Григорьевна, Младенцев Анатолий Валентинович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Analysis of results of theoretical and methodological Olympiad tasks of the regional stage of All-Russian Olympiad of pupils on the subject “Physical training” in KHMAO-UGRA

The analysis of results of the theoretical-methodical tasks of the regional stage of "The All-Russian Olympic Games of school students in the subject "physical culture" in 2016-2017 academic year passed in Nizhnevartovsk is presented in article. The analysis of the results has shown that the greatest difficulties among the pupils were caused by the task in the form of assuming of the known components, characteristics "The provision on the competition", and also assignments tasks.

Текст научной работы на тему «Анализ результатов теоретико-методических олимпиадных заданий регионального этапа всероссийской олимпиады школьников по предмету «Физическая культура» в ХМАО-Югре»

УДК 796.011

АНАЛИЗ РЕЗУЛЬТАТОВ ТЕОРЕТИКО-МЕТОДИЧЕСКИХ ОЛИМПИАДНЫХ

ЗАДАНИЙ РЕГИОНАЛЬНОГО ЭТАПА ВСЕРОССИЙСКОЙ ОЛИМПИАДЫ ШКОЛЬНИКОВ ПО ПРЕДМЕТУ «ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА» В ХМАО-ЮГРЕ

Николай Иванович Синявский, доктор педагогических наук, профессор, Владимир Владимирович Власов, кандидат педагогических наук, доцент, Сургутский государственный педагогический университет, г. Сургут, Лена Григорьевна Пащенко, кандидат педагогических наук, доцент,

Нижневартовский государственный университет (НВГУ), Нижневартовск, Анатолий Валентинович Младенцев, старший преподаватель, Институт развития образования, Ханты-Мансийск

Аннотация

В статье представлен анализ результатов теоретико-методических заданий регионального этапа «Всероссийской олимпиады школьников по предмету «физическая культура» в 2016-2017 учебном году проходившей г. Нижневартовске. Анализ результатов показал, что наибольшие затруднения у учащихся вызвало задание в форме, предполагающей перечисление известных составляющих, характеристик «Положение о соревновании», а также задания - задачи.

Ключевые слова: регионального этап, теоретико-методический тур, типы олимпиадных заданий, ответы на олимпиадные задания.

ANALYSIS OF RESULTS OF THEORETICAL AND METHODOLOGICAL OLYMPIAD TASKS OF THE REGIONAL STAGE OF ALL-RUSSIAN OLYMPIAD OF

PUPILS ON THE SUBJECT "PHYSICAL TRAINING" IN KHMAO-UGRA

Nikolay Ivanovich Sinyavskiy, the doctor of pedagogical sciences, professor, Vladimir Vladimirovich Vlasov, the candidate of pedagogical sciences, senior lecturer,

Surgut State Pedagogical University, Surgut, Lena Grigoryevna Pashchenko, the candidate of pedagogical sciences, senior lecturer, Nizhnevartovsk State University, Nizhnevartovsk, Anatoly Valentinovich Mladencev, the senior lecturer, Institute of Development of Education, Khanty-Mansiysk

Annotation

The analysis of results of the theoretical-methodical tasks of the regional stage of "The All-Russian Olympic Games of school students in the subject "physical culture" in 2016-2017 academic year passed in Nizhnevartovsk is presented in article. The analysis of the results has shown that the greatest difficulties among the pupils were caused by the task in the form of assuming of the known components, characteristics "The provision on the competition", and also assignments - tasks.

Keywords: regional stage, theoretical and methodological stage, types of Olympiad tasks, answers of Olympiad tasks.

ВВЕДЕНИЕ

Всероссийская олимпиада школьников по предмету «Физическая культура» в настоящее время является крупномасштабным событием, охватывающим всю страну, и проводится в четыре этапа-школьный, муниципальный, региональный и заключительный [1]. В программу олимпиады включены два вида испытаний: теоретико-методическое и практическое [2, 3]. Теоретико-методическое испытание заключается в ответах на тестовые вопросы, сформулированные в соответствии с программными требованиями к уровню знаний учащихся соответствующей возрастной группы основной и средней (полной) школы по образовательной области «Физическая культура». С целью оценки качества усвоения школьниками теоретического материала учебной программы по физической культуре нами были проанализированы результаты теоретических заданий регионально-

го этапа « Всероссийской олимпиады школьников по предмету «физическая культура» в 2016-2017 учебном году проходившей г. Нижневартовск Ханты-Мансийского автономного округа Югра.

РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ

Теоретико-методический тур включал 20 заданий, из которых 10 были представлены в закрытой форме, 5 - в открытой, одно задание на соответствие, одно задание, предполагающее перечисление, кроссворд, состоящий из 10 слов и два задания-задачи.

Задания в закрытой форме №№ 1, ..., 10, с выбором одного или нескольких правильных ответов. Правильное решение задания в закрытой форме с выбором одного или нескольких правильных ответов оценивается в 1 балл.

Максимально возможное количество баллов за задание №№ 1,. , 10 - 10 баллов. Высокий процент правильных ответов, как у юношей, так и у девушек, был обнаружен в ряде тестовых заданий закрытой формы представленных в таблице 1, предусматривающих, в частности дать характеристику двигательной активности (71% и 80% соответственно), соотнести определение с понятием физической нагрузки (71% и 73%), а также знание периодизации годичного цикла спортивной подготовки (68% и 57%).

Затруднения у участников олимпиады вызвало знание спортивных событий, происходящих в современном мире и отдельных организационных моментов с ними связанных. Так, только 40% юношей и 37% девушек правильно ответили на вопрос о месте проведения XXVIII Всемирной Зимней Универсиады 2017. Еще меньше обучающихся осведомлены об участии команды беженцев на Олимпийских играх 2016 года (соответственно 29% и 23%). При этом дифференцированный анализ показал лучшие знания в этих вопросах юношей 9-х и девушек 11-х классов.

Таблица 1 - Анализ выполнения заданий в закрытой форме теоретико-методического тура регионального этапа всероссийской олимпиады по физической культуре юношами и девушками_

№ Содержание заданий Юноши (кол-во / %) Девушки (кол-во / %)

9 п=5 10 п=10 11 п=13 Общ п=28 9 п=9 10 п=12 11 п=9 Общ п=30

Задания в закрытой форме

1 Составляющие физического развития человека 4/80 4/40 3/23 11/40 4 / 44 6 / 50 6 / 67 16 / 53

2 Город проведения XXVIII Всемирной Зимней Универсиады 2017 3 / 60 3 / 30 5 / 38 11 / 40 2 / 22 4 / 33 5 / 56 1 / 37

3 Вспомогательные средства физической культуры 2 / 40 4 / 40 3 / 23 9 / 32 2 / 22 4 / 33 1 / 11 7 / 23

4 Понятие двигательной активности 4 / 80 8 / 80 8 / 61 20 / 71 8 / 89 9 / 75 7 / 78 24 / 80

5 Сборная команда - 207-ой участник Олимпийских Игр - 2016, выступившая под олимпийским флагом 3 / 60 2 / 20 3 / 23 8 / 29 2 / 22 2 / 17 3 / 33 7 / 23

6 Определение физической нагрузки 5 / 100 8 / 80 7 / 54 20 / 71 7 / 78 9 / 75 6 / 67 22 / 73

7 Периодизация годичного цикла спортивной тренировки 4 / 80 6 / 60 9 / 69 19 / 68 5 / 56 7 / 58 5 / 56 17 / 57

8 Характеристика комплексов упражнений способствующих снижению веса тела 1 / 20 2 / 20 1 / 8 2 / 14 2 / 22 6 / 50 1 / 11 9 / 30

9 Процессы, обуславливающие изменение морфофункциональных свойств организма 1 / 20 0 2 / 15 3 / 10 1 / 11 1 / 8 1 / 11 3 / 10

10 Факторы, обуславливающие характер и конкретный порядок сочетания методов обучения двигательным действиям 1 / 20 2 / 20 2 / 15 5 / 18 2 / 22 3 / 25 0 5 / 17

Задания в открытой форме №№ 11, ..., 15. Правильное решение задания в открытой форме, в которых правильный ответ надо дописать, оценивается в 2 балла, неправильный - 0 баллов. Максимально возможное количество баллов за задания №№ 11, ..., 15 - 10 баллов. Анализ показал (таблица 2), что достаточно уверенно участники олимпи-

ады по физической культуре справились в заданием в открытой форме, предполагавшем знание слов Государственного гимна Российской Федерации (82% юношей и 78% девушек). Дифференцированный анализ показал, что это задание успешнее выполнили юноши 11-х классов (92%) и девушки 9-х классов (89%). Гендерные отличия были обнаружены при анализе ответов задания, предполагавшего знание направленности комплекса упражнений, способствующих снижению веса: справились с ним 30% девушек и только 14% юношей. Несмотря на повышенное внимание со стороны общественности к проведению в нашей стране Чемпионата мира по футболу в 2018 г. только 46% юношей смогли назвать его официальный талисман. Ответы школьников 9, 10, 11-х классов существенно не отличались. Девушек, справившихся с этим заданием, оказалось всего 10% от числа участвовавших в туре (ни одна из десятиклассниц не смогла дать правильный ответ). Пробелы в знаниях выявлены в разделе «Теория и методика спорта». Так, с определением «спортивной ориентации» знакомы 14% юношей и 7% девушек.

Таблица 2 - Анализ выполнения заданий в открытой форме теоретико-методического тура регионального этапа всероссийской олимпиады по физической культуре юношами и девушками_

№ Содержание заданий Юноши (кол-во / %) Девушки (кол-во / %)

9 п=5 10 п=10 11 п=13 Общ п=28 9 п=9 10 п=12 11 п=9 Общ п=30

Задание в открытой форме

11 Слова гимна Российской Федерации 3 / 60 8 / 80 12 / 92 23 / 82 8 / 89 10 / 83 5 / 56 23 / 78

12 Определение допинга 3 / 60 6 / 60 10 / 77 19 / 68 4 / 44 7 / 58 3 / 33 14 / 47

13 Официальный талисман Чемпионата Мира - 2018 по футболу 2 / 40 4 / 40 7 / 54 13 / 46 1 / 11 0 2 / 22 3 / 10

14 Определение спортивной ориентации 2 / 40 2 / 20 0 4 / 14 1 / 11 1 / 8 0 2 / 7

15 Основной источник энергии в организме 3 / 60 4 / 40 4 / 30 19 / 68 3 / 33 7 / 58 1 / 11 11 / 37

Задание на соответствие № 16. Жюри оценивает каждую, представленную позицию. Каждая правильно указанная позиция оценивается в 1 балл, неправильное указание - 0 баллов. Максимально возможное количество баллов за задание № 16 - 8 баллов. В задании-сопоставлении (таблица 3), предполагавшем соотнесение правил соревнований с тем или иным игровым видом спорта, юноши и девушки показали примерно одинаковый высокий (более 80%) уровень знаний видов спорта, реализуемых в рамках школьной программы по физической культуре, а также популяризируемых в округе: волейбол, баскетбол, футбол, хоккей с шайбой. Однако, около 70% девушек и 40% юношей не знакомы с правилами соревнований в таких видах спорта как хоккей на траве, гандбол, хоккей с мячом.

Таблица 3 - Анализ выполнения заданий на соответствие правил соревнований виду спортивной игры теоретико-методического тура регионального этапа всероссийской олимпиады по физической культуре юношами и девушками_

№ Содержание заданий Юноши (кол-во / %) Девушки (кол-во / %)

9 п=5 10 п=10 11 п=13 Общ п=28 9 п=9 10 п=12 11 п=9 Общ п=30

Задание на соответствие правил соревнований виду спо ртивной игры

16 Футбол 5 / 100 7 / 70 10 / 77 22 / 78 8 / 89 11 / 92 6 / 67 25 / 83

Волейбол 4 / 80 9 / 90 13 / 100 26 / 93 8 / 89 10 / 83 8 / 89 26 / 87

Баскетбол 2 / 40 9 / 90 12 / 92 23 / 82 7 / 78 10 / 83 7 / 78 24 / 80

Хоккей на траве 3 / 60 8 / 80 6 / 46 17 / 61 5 / 56 4 / 33 0 9 / 30

Гандбол 0 9 / 90 9 / 69 18 / 64 3 / 33 3 / 25 3 / 33 9 / 30

Хоккей с шайбой 4 / 80 9 / 90 11 / 85 24 / 86 7 / 78 6 / 50 7 / 78 20 / 67

Хоккей с мячом 2 / 40 5 / 50 6 / 46 13 / 46 4 / 44 5 / 42 1 / 11 10 / 33

Водное поло 1 / 20 10 / 100 9 / 69 20 / 71 5 / 56 5 / 42 5 / 56 15 / 50

Задание № 17, предполагающее перечисление. Жюри оценивает каждую, представленную позицию. Каждая правильно указанная позиция оценивается в 0,5 балла, не-

правильное указание - 0 баллов. Максимально возможное количество баллов за задание № 17 - 3 балла. Еще большие затруднения возникли в задании, предполагавшем перечисление разделов «Положения о соревновании» представленном в таблице 4. Максимальный балл никто из участников набрать не смог. Наиболее популярными из числа правильных ответов, стали разделы «Место и время соревнований» (40% юношей и 57% девушек), «Программа соревнований» (18% и 33% соответственно). О финансовой стороне спортивных мероприятий не вспомнил ни один участник.

Таблица 4 - Задание, предполагающей перечисление разделов «Положения о соревновании»

№ Содержание заданий Юноши (кол-во / %) Девушки (кол-во / %)

9 п=5 10 п=10 11 п=13 Общ п=28 9 п=9 10 п=12 11 п=9 Общ п=30

Задание, предполагающее перечисление разделов «Положения о соревновании»

17 Место и время 2 / 40 4 / 40 5 / 38 11 / 40 6 / 67 5 / 42 6 / 67 17 / 57

Участники соревнований 1 / 20 0 4 / 30 5 / 18 2 / 22 1 / 8 2 / 22 5 / 17

Программа 1 / 20 2 / 20 2 / 15 5 / 18 2 / 22 5 / 42 3 / 33 10 / 33

Определение победителей 0 0 1 / 8 1 / 4 1 / 11 1 / 8 2 / 22 4 / 13

Судейство 1 / 20 2 / 20 0 3 / 10 1 / 11 2 / 17 1 / 11 4 / 13

Финансирование 0 0 0 0 0 0 0 0

Задание-кроссворд № 18. Каждая правильно указанная позиция оценивается в 1,0 балл. Максимально возможное количество баллов за задание № 18 - 10 баллов. Оценивая качество выполнения задания, предусматривавшего решение кроссворда на тему «Терминология гимнастических упражнений» (таблица 5), были выявлены термины, плохо узнаваемые обучающимися. Так, ни одна из девушек не смогла правильно определить «способы увеличения интервала или дистанции строя». И только 14% юношей, зная этот термин, правильно записали в кроссворд. Больше 50% участников не справились с определением таких терминов, как «переворот», «выпад», «спад», «шпагат». Также недостаточно хорошо знают строевые команды. При этом, не вызвали затруднений у участников олимпиады определения таких терминов как «вис» (75% юношей и 83% девушек справились с заданием), «мост» (64% и 73% соответственно) и «группировка» (57% и 67% соответственно).

Таблица 5 - Задание-кроссворд «Терминология гимнастических упражнений»

Юноши (кол-во / %) Девушки (кол-во / %)

№ Содержание заданий 9 10 11 Общ 9 10 11 Общ

п=5 п=10 п=13 п=28 п=9 п=12 п=9 п=30

Задание-кроссворд «Терминология гимнастических упражнений»

18 Переворот 0 2 / 30 6 / 46 9 / 32 5 / 56 2 / 17 5 / 56 12 / 40

Размыкание 1 / 20 1 / 10 2 / 15 4 / 14 0 0 0 0

Шпагат 1 / 20 5 / 50 8 / 61 14 / 50 4 / 44 3 / 25 5 / 56 12 / 40

Спад 1 / 20 5 / 50 7 / 54 13 / 46 4 / 44 6 / 50 2 / 22 12 / 40

Вис 3 / 60 9 / 90 9 / 69 21 / 75 7 / 78 10 / 83 8 / 89 25 / 83

Смирно 2 / 40 5 / 50 7 / 54 14 / 50 5 / 56 5 / 42 4 / 44 14 / 47

Колонна 4 / 80 5 / 50 5 / 38 14 / 50 3 / 33 7 / 58 0 10 / 33

Мост 3 / 60 8 / 80 7 / 54 18 / 64 6 / 67 9 / 75 7 / 78 22 / 73

Выпад 2 / 40 3 / 30 8 / 61 13 / 46 6 / 67 3 / 25 4 / 44 13 / 43

Группировка 2 / 40 5 / 50 9 / 69 16 / 57 7 / 78 6 / 50 5 / 56 20 / 67

Задание-задача № 19, 20. Оценивается логическая последовательность решения задачи и оценка полученного результата. Если участник при расчетах допустил арифметическую ошибку, то дальнейшие действия участника не оцениваются, и он получает 0 баллов. Записи, выполненные в бланке заданий, не оцениваются. Максимально возможное количество баллов за задания № 19, 20 - 9 баллов. Задания-задачи вызвали наибольшие затруднения у участников олимпиады по физической культуре, требующие математических вычислений и логических рассуждений, впервые использованных на теоретико-методическом туре на региональном уровне, таблица 6. Так, не смотря на то, что более

70% юношей и девушек смогли дать оценку весоростовым индексам, предложенным в задании, рассчитать собственный показатель и оценить его смогла только половина участников (54% юношей и 53% девушек). В задании, предполагавшем математическое вычисление значений по предложенной формуле, без использования электронных гадже-тов, без ошибок справиться смогли только 21% юношей и 23% девушек.

Таблица 6 - Задания-задачи

№ Содержание заданий Юноши (кол-во / %) Девушки (кол-во / %)

9 n=5 10 n=10 11 n=13 Общ n=28 9 n=9 10 n=12 11 n=9 Общ n=30

Задания-задачи

19 Оценка ВРИ - 1 3 / 60 7 / 70 12 / 92 22 / 78 6 / 67 9 / 75 7 / 78 22 / 73

Оценка ВРИ - 2 2 / 40 6 / 60 12 / 92 20 / 71 6 / 67 9 / 75 7 / 78 22 / 73

Расчет собственного ВРИ 3 / 60 4 / 40 9 / 69 16 / 57 4 / 44 6 / 50 6 / 67 16 / 53

Оценка собственного ВРИ 3 / 60 4 / 40 8 / 61 15 / 54 4 / 44 6 / 50 6 / 67 16 / 53

20 Расчет ВРИ - 1 2 / 40 1 / 10 3 / 23 6 / 21 1 / 11 3 / 25 3 / 33 7 / 23

Расчет ВРИ - 2 1 / 20 1 / 10 4 / 30 6 / 21 1 / 11 4 / 33 2 / 22 7 / 23

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Расчет ВРИ - 3 0 0 2 / 15 2 / 7 1 / 11 3 / 25 0 4 / 13

Оценка ВРИ 1, 2, 3 1 / 20 1 / 10 4 / 30 6 / 21 3 / 33 4 / 33 3 / 33 10 / 23

ВЫВОД

Анализ результатов теоретико-методических заданий регионального этапа «Всероссийской олимпиады школьников по предмету «физическая культура» в 2016-2017 учебном году в ХМАО-ЮГРЕ показал, что наибольшие затруднения у учащихся вызвало задание в форме, предполагающей перечисление известных составляющих, характеристик «Положение о соревновании», а также задания-задачи. Все расчеты были связанные с формулой весоростового индекса, и учащиеся не справились с этим заданием. Учителем физической культуры необходимо, внести коррекцию в содержание по предмету « физическая культура» в раздел «Знания о физической культуре» и «Способы физкультурной деятельности» задания которые вызвали затруднения.

ЛИТЕРАТУРА

1. Чесноков, Н.Н. Всероссийская олимпиада школьников по предмету «Физическая культура» - инновации в физическом воспитании / Н.Н. Чесноков, Д.А. Володькин // Известия Тульского государственного университета. - 2014. - № 4 (2). - С. 238-244.

2. Чесноков, Н.Н. исследование качества заданий теоретико-методического тура олимпиады по предмету «Физическая культура» / Н.Н. Чесноков, А.И Замогильнов, Д.А. Володькин // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2015. - № 7 (125). - С. 175-184.

3. Чесноков, Н.Н. XVI всероссийская олимпиада школьников по учебному предмету «Физическая культура». Общие итоги / Н.Н. Чесноков, В.Ф. Балашова // Физическая культура в школе. - 2015. - № 8. - С. 28-33.

REFERENCES

1. Chesnokov, N.N. and Volodkin, D.A. (2014), "All-Russian Olympiad of pupils on the subject "Physical Education" - Innovation in physical education", News of the Tula State University, No. 4 (2), pp.238-244.

2. Chesnokov, N.N., Zamogilnov, A.I. and Volodkin, D.A. (2015), "Study of quality of the theoretical and methodological stage of Olympiad on the subject "Physical training", Uchenye zapiski univer-siteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 125, No. 7, pp. 175-184.

3. Chesnokov, N.N. and Balashov, V.F. (2015), "XVI All-Russian Olympiad of pupils on subjects "Physical training". General results", Physical Education at school, No. 8, pp. 28-33.

Контактная информация: physical_science@surgpu.ru

Статья поступила в редакцию 13.02.2017

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.