УДК 373.1.02
АНАЛИЗ РЕЗУЛЬТАТОВ ТЕОРЕТИКО-МЕТОДИЧЕСКОГО ЗАДАНИЯ УЧАСТНИКОВ ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНОГО ЭТАПА XIV ВСЕРОССИЙСКОЙ ОЛИМПИАДЫ ШКОЛЬНИКОВ ПО ПРЕДМЕТУ «ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА»
Н.Н.Чесноков1, А.И. Замогильнов2, Д. А. Володькин1
1 Российский государственный университет физической культуры, спорта, молодежи и туризма
2 Шуйский филиал Ивановского государственного университета Для связи с автором: e-mail: [email protected]
Аннотация:
В статье подробно представлен анализ результатов выполнения школьниками 9-11-х классов теоретико-методических заданий заключительного этапа Всероссийской олимпиады школьников по предмету «Физическая культура».
Ключевые слова: физическая культура, Всероссийская олимпиада школьников, теоретико-методическое задание.
ANALYSIS OF THE RESULTS OF THEORETICAL AND METHODOLOGICAL TASK OF THE PARTICIPANTS OF THE FINAL STAGE XIV NATIONAL OLYMPIAD ON THE SUBJECT OF «PHYSICAL CULTURE» Chesnokov N.N., Volodkin D.A.
Russian State University of Physical Education, Sport, Youth and Tourism (SCOLIPE) Zamogilnov A.I. Ivanovo State University Abstract:
his article describes an analysis of the results of students in grades 9-11 performing theoretical and methodological tasks of the final stage of the National Olympiad on the subject of "Physical Culture." Key words: physical education, National Olympiad, theoretical and methodical task.
ВВЕДЕНИЕ. Цель и направленность физической культуры детей школьного возраста — способствовать всестороннему, гармоническому развитию физической культуры личности школьника и подготовке детей к жизни, в первую очередь, к приобретению профессии и успешному включению в трудовую деятельность.
Физическая культура личности включает целый ряд элементов, которые тесно связаны ме^ду собой, дополняют и обусловливают друг друга. Одним из важнейших элементов, составляющих физическую культуру личности школьника, являются знания и интеллектуальные способности школьника в области физической культуры. Они определяют кругозор личности школьника, иерархию ее оценок, ценностей и результатов деятельности. Знания создают основу для освоения умений, навыков, развития
физических способностей, укрепления здоровья, повышения общей работоспособности, формирования устойчивой осознанной потребности в систематических занятиях физическими упражнениями.
С целью оценки качества усвоения школьниками теоретического материала учебной программы по физической культуре нами были проанализированы результаты теоретических заданий XIV Всероссийской олимпиады школьников по предмету «Физическая культура» (Заключительный этап), которая состоялась 13-19 апреля 2013 года в г. Саранске. В олимпиаде приняли участие победители региональных этапов олимпиад школьников из 69 регионов России. Из них: 107 девушек, в том числе 15 человек — учащиеся 9-х классов, 38 — 10-х и 54 — 11-х классов, и 103 юноши (13, 28 и 62 человека соответственно). Участникам олимпиады были предложены за-
дания, соответствующие требованиям к минимуму знаний выпускников средней (полной) школы по предмету «Физическая культура». Задания были объединены в 5 групп: 1) задания в закрытой форме, т.е. с предложенными вариантами ответов (20 заданий); 2) задания в открытой форме, т.е. без предложенных вариантов ответов, в них участникам предлагалось самостоятельно подобрать определение, которое, завершая высказывание, образует истинное утверждение (10 заданий); 3) задания в форме, предполагающей сопоставление, установление соответствия между позициями двух представленных списков (5 заданий); 4) задания в форме, предполагающей перечисление известных участникам показателей, параметров, режимов процесса физического воспитания или спортивной тренировки (5 заданий); 5) задания-задачи, которые предполагали поиск верного результата (счета) последней игры в баскетболе на первенство школы, удовлетворяющего определенным условиям.
Каждое правильно выполненное задание первой группы оценивалось в 1 балл, при этом в заданиях с несколькими вариантами ответа каждый правильный ответ оценивался в 0,25 балла, а каждый «неправильный» ответ — минус 0,25 балла; задания второй группы оценивались в 2 балла; задания третьей группы — в 1 балл за каждую правильно указанную позицию и минус 1 балл — за каждую неправильно указанную позицию; полноценное выполнение задания четвертой группы оценивалось в 3 балла. Задание-задача оценивалось дифференцированно: 5 баллов — если указан верный счет и правильно заполнена таблица розыгрыша первенства школы по баскетболу; 4 балла — если указан верный счет, но итоговая таблица заполнена с незначительными ошибками; 3 балла — если указан верный счет, но итоговая таблица не заполнена; 0 баллов — если счет указан неверно или задание не выполнялось. Максимально возможное ко-
личество баллов, которое участник олимпиады мог бы набрать, составило 80 баллов. Для оценки уровня теоретической подготовленности школьников по отдельным заданиям, группам заданий и задания в целом нами была разработана и использована следующая шкала оценок.
Поскольку на заключительный этап Всероссийской олимпиады школьников отбираются лучшие учащиеся — победители и призеры региональных этапов олимпиады, то можно предположить, что они покажут высокий уровень теоретической подготовленности по предмету «Физическая культура». Однако необходимо заметить, что победители и призеры по предмету «Физическая культура» определяются по двум составляющим: теоретической и практической, и трудно определить долю теоретической подготовки в конечном результате победителей. В то же время любая олимпиада школьников по различным учебным предметам всегда предполагает усложненные варианты заданий, которые, казалось бы, выходят за рамки школьной программы и требуют от участников дополнительных знаний в соответствующей области и умений ими воспользоваться. Поэтому трудно ожидать от участников олимпиады 100% результата. В связи с этим за 100% правильных ответов мы взяли лучший результат, показанный одним из участников олимпиады. Им оказался Кашунин Андрей — учащийся 11-го класса из Архангельской области с результатом 53,75 балла. Результаты остальных участников олимпиады оценивались как доля от лучшего результата. Результаты выполнения теоретического задания олимпиады представлены в таблицах 2,3,4. В таблице 2 представлено качество решения всех теоретико-методических заданий олимпиады в целом юношами и девушками 9, 10 и 11-х классов в 2013 году.
Из таблицы 2 и рисунков 1-3 видно, что абсолютное большинство участников олимпиа-
Таблица 1 - Шкала оценок уровня подготовленности участников олимпиады
Уровень подготовленности Количество правильных ответов (в %)
Очень высокий (супер) от 91 до 100
Высокий от 76 до 90,9
Средний от 51 до 75,9
Достаточный от 26 до 50,9
Низкий от 15 до 25,9
Очень низкий менее 15
Таблица 2 - Качество решения всех теоретико-методических заданий олимпиады в целом юношами и девушками 9, 10 и 11-х классов в 2013 году
Испытуемые Класс Всего уч-ков Уровень подготовленности по предмету «Физическая культура» (в %) Средний показатель (в %)
Очень высокий Высокий Средний Достаточный Низкий Очень низкий
Юноши 9 13 1,0 1,9 4,9 1,9 2,9 35,7
10 28 5,8 7,8 8,7 2,9 1,9 50,7
11 62 1,9 5,8 16,5 23,3 6,8 5,8 44,3
9-11 103 1,9 12,6 26,2 36,9 11,6 10,6 44,9
Девушки 9 15 0,9 7,5 0,9 4,7 27,9
10 38 10,3 14,0 3,7 7,5 35,4
11 54 0,9 3,7 21,5 13,1 2,8 ОО 4 46,7
9-11 107 0,9 3,7 32,7 34,6 7,4 20,6 40,0
Итого 9-11 210 1,4 8,1 29,5 35,7 9,5 15,7 42,5
Для наглядности качество решения заданий олимпиады
Рис. 1. Уровень теоретической подготовленности юношей (9-11-й класс)
Рис. 2. Уровень теоретической подготовленности девушек (9-11 класс)
Рис. 3. Уровень теоретической подготовленности юношей и девушек (9-11 класс)
ды (74,8%) достаточно хорошо справились с теоретико-методическим заданием, из них 3 человека (1,4%) показали очень высокий уровень теоретической подготовленности, 17 человек (8,1%) — высокий уровень, 62 человека (29,5%) — средний уровень и 75 человек (35,7%) — достаточный уровень теоретической подготовленности. Вместе с тем вызывает оза-
представлено на рисунках 1, 2 и 3.
боченность достаточно большое количество участников олимпиады, показавших низкий (20 человек, или 9,5%) и очень низкий (33 человека, или 15,7%) уровень теоретической подготовленности. Особенно тревожно, что в их числе представлено большое количество учащихся 11-х классов (25 человек или 11,9%) из 11 регионов России: Белгородской, Брянской, Воронежской и Оренбургской областей, Кабардино-Балкарии, Краснодарского края, Республик Башкортостан, Ингушетия, Татарстан, Республики Саха (Якутия), Удмуртской Республики. Можно предположить, что эти участники на региональном этапе олимпиады показали очень высокие результаты в практических заданиях.
Юноши в целом лучше справились со всеми теоретико-методическими заданиями (средний показатель у юношей составил 44,9%, а у девушек — 40%). Самые высокие результаты решения теоретико-методических заданий показали юноши 10-го класса (средний показатель составил 50,7%), чуть ниже результаты у девушек 11-го класса (46,7%) и еще ниже — у юношей 11-го класса (44,3%). Девятиклассники (и юноши, и девушки) показали самый низкий процент решения заданий (35,7% и 27,9% соответственно).
У юношей отмечаются два результата (1,9%) очень высокого уровня теоретической подготовленности: Кашунин Андрей (Архангельская область) и Субаев Фанис (Удмутская Республика), и 13 результатов (13,6%) высокого уровня подготовленности. У девушек только одна (0,9%) показала очень высокий уровень теоретический подготовленности: Шакир-
Таблица 3 - Качество решений теоретико-методических заданий по группам заданий
Класс Результаты решения заданий в группах (в %) Средние
Номера групп заданий показате-
1 2 3 4 5 ли (в %)
Задания в за- Задания в от- Задания с сопо- Задания с пере- Задание-задача
крытой форме крытой форме ставлениями числениями
9 (девушки) 38,83 12,00 4,33 12,71 33,30 18,26
9 (юноши) 40,96 16,15 17,69 11,23 44,60 24,01
10 (девушки) 44,74 11,84 17,63 16,16 29,50 23,42
10 (юноши) 47,28 25,36 31,79 27,40 45,00 34,06
11 (девушки) 52,36 15,56 33,70 23,11 21,90 31,1
11 (юноши) 44,72 26,45 17,98 19,83 54,80 29,72
9-11 (девушки) 47,76 13,74 23,88 19,18 26,20 26,58
9-11 (юноши) 44,90 24,9 21,70 20,80 50,90 29,95
1 группа 2 группа 3 группа 4 группа 5 группа В среднем
Рис. 4. Качество решений теоретико-методических заданий олимпиады по группам (в %)
зянова Валентина (Челябинская область), и только 4 результата (3,7%) высокого уровня подготовленности. Кроме того, у девушек отмечается большее, чем у юношей, количество очень низкого уровня теоретической подготовленности (22 человека, или 20,6% и 11 человек или 10,6%, соответственно). Результаты качества решений теоретико-методического задания по группам заданий представлены в таблице 3 и на рисунке 4. Как видно из таблицы 3 и рисунка 4, участники олимпиады наиболее успешно справились с заданиями 1-й группы — заданиями в закрытой форме (44,90% правильных ответов у юношей и 47,76% - у девушек), при этом лучшие показатели отмечаются у юношей 10-го класса (47,28%) и у девушек 11-го класса (52,36%). Достаточно хорошо справились с заданием-задачей юноши (50,90% правильных решений), при этом лучшие результаты показали юноши 11-го класса. Девушки значительно хуже справились с заданием-задачей — всего 26,20% правильных решений, при этом лучшие результаты показали девушки 9-го класса (33,3% правильных решений). Значительно хуже участники олимпиады справились с заданием 3-й группы — задания в форме, предполагающей сопоставление, установление соответствия между позициями двух представленных
списков (21,7% правильных ответов у юношей и 23,88% - у девушек) и 4-й группы — заданиями в форме, предполагающей перечисление известных участникам показателей, параметров, режимов процесса физического воспитания и спортивной тренировки (20,8% и 19,18% соответственно). Самые большие затруднения у участников олимпиады вызвали задания 2-й группы — задания в открытой форме (24,9% и 13,74% соответственно).
В целом с заданиями лучше справились юноши — 29,95% против 26,58% у девушек. Причем лучшими среди юношей стали учащиеся 10-х классов (34,06%), которые успешнее всех справились с заданиями всех групп теоретико-методического задания, кроме задания-задачи (47,28 %, 25,36%, 31,79%, 27,4% и 45,0%). С целью выявления качества решения отдельных заданий были проанализированы результаты участников олимпиады в отдельных группах заданий. Результаты выполнения задания 1-й группы (задания в закрытой форме) представлены в таблицах 4,5 и на рисунке 5. Из таблиц 4 и 5 видно, что с группой заданий в закрытой форме лучше справились девушки (47,76% правильных ответов против 44,9% у юношей).
Лучшие результаты у девушек показали учащиеся 11-го класса: Салахова Айгуль (Республика Татарстан) — 17,5 балла из 20 возможных (87,5%), Воробьёва Екатерина (Владимирская область) — 16,5 балла (82,5%), Ткачук Ника (Пермский край) — 15,25 балла (76,3%), Петрова Анастасия (Республика Чувашия) и Шамо-ва Дарья (Хабаровский край) — по 14,75 балла (70,4%).
Лучшие результаты среди юношей показали: Сухоплещенко Никита (Ханты-Мансийский
Таблица 4 - Качество решения теоретико-методических заданий в закрытой форме в % (юноши)
Таблица 5 - Качество решения теоретико-методических заданий в закрытой форме в % (девушки)
Номер вопроса Класс Ср.
9-й 10-й 11-й
1 61,5 71,4 61,3 64,1
2 30,8 25,0 30,7 29,1
3 38,5 57,1 32,3 39,8
4 23,1 50,0 48,4 45,6
5 7,7 28,6 17,7 19,4
6 50,0 50,0 53,6 52,2
7 8 27,7 30,2 26,2
8 38,5 48,2 42,7 43,7
9 30,8 46,4 46,0 44,2
10 61,5 25,0 34,7 35,4
11 69,2 53,6 67,7 64,1
12 48,1 73,2 51,6 57,0
13 61,5 53,6 53,2 54,4
14 15,4 3,6 9,7 8,7
15 46,2 60,7 56,5 56,3
16 78,9 78,6 69,4 73,1
17 69,2 42,9 53,2 52,4
18 7,7 21,4 25,8 22,3
19 23,1 71,4 41,9 47,6
20 53,9 57,1 68,9 63,7
Ср. 40,96 47,28 44,72 44,90
Номер вопроса Класс Ср.
9-й 10-й 11-й
1 40 76,3 77,8 72
2 26,7 21,1 24,1 23,4
3 20 44,7 51,9 44,9
4 6,67 31,6 55,6 40,2
5 26,7 42,1 35,2 36,5
6 60 50 62,5 57,7
7 30 27,6 33,3 30,8
8 46,7 46,1 52,3 49,3
9 48,3 49,3 58,3 53,7
10 33,3 39,5 16,7 27,1
11 66,7 78,9 77,8 76,6
12 58,3 59,9 70,8 65,2
13 26,7 50 61,1 52,3
14 13,3 7,89 18,5 14
15 33,3 60,5 72,2 62,6
16 66,7 64,5 81 73,1
17 66,7 36,8 44,4 44,9
18 13,3 10,5 20,4 15,9
19 28,6 52,6 77,8 62,3
20 67 45 56 53
Ср. 38,83 44,74 52,36 47,76
автономный округ) — 16 баллов (80%), Кры-сенко Илья и Шкляев Дмитрий (Удмуртская Республика), Щербаков Илья (Самарская область) — по 14 баллов (70%). Самые низкие результаты (менее 15% правильных ответов) решений заданий в закрытой форме были отмечены: у Воробьевой Лилии (Калужская область, 10-й класс), Чикир Дарьи (Республика Саха (Якутия), 9-й класс), Назмие-ва Салавата (Республика Татарстан, 11-й класс), Сушилова Максима (Новгородская область, 11-й класс), Тумгоева Мовли (Республика Ингушетия, 10-й класс).
Наиболее успешно участники олимпиады
справились с заданием № 16 (по 73,1% правильных ответов). Участники олимпиады верно указывали, что в процессе спортивной тренировки решаются следующие задачи: освоение техники и тактики избранной спортивной дисциплины, повышение возможностей функциональных систем организма воспитание морально-волевых качеств и обеспечение специальной психической подготовленности. Также хорошо участники справились с заданием № 11 и заданием №1. В задании №11 64,1% юношей и 76,6% девушек правильно указали, что под техникой физических упражнений понимают...способы
выполнения двигательных действии, с помощью которых двигательная задача решается целесообразно с относительно большой эффективностью, а в задании №1 юноши и девушки (72% и 64,1% соответственно) указали, что одной из образовательных задач системы физического воспитания школьников является... овладение системой знаний, двигательными умениями и навыками.
Более половины участников олимпиады успешно справились с заданиями №№ 6, 12, 13, 15, 19, 20. В задании №6 52,2% юношей и 57,7% девушек правильно указали, что занятиями физическими упражнениями неурочного типа с общегигиенической направленностью являются...гигиеническая гимнастика, прогулки, игры, купание, плавание. В задании № 12 необходимо было указать характер и конкретный порядок сочетания методов обучения двигательным действиям, который определяется... задачами учебно-воспитательной работы, особенностями занимающихся, особенностями изучаемого материала. С этим заданием справились 57,0% юношей и 65,2% девушек. 54,4% юношей и 52,3% девушек знают, что использование двигательной активности в целях получения удовольствия, достижения хорошего самочувствия и настроения, а также восстановления умственной и физической работоспособности называют... физической рекреацией. В задании №15 юноши и девушки (56,3% и 62,6% соответственно) указали, что социальная функция спорта, проявляющаяся в том, что уровень спортивных достижений служит мерилом, образцом максимального уровня человеческих возможностей, обозначается как ... эталонная. В задании №19 участникам предлагалось выделить из перечисленных признаков двигательного действия те, которые характерны для двигательного умения:... нестабильность, неустойчивость, излишние мышечные затраты. Задание №20 предполагало поиск правильной характеристики двигательных действий, которые отличаются минимизацией лишних фаз при совершенной технике. Такие двигательные действия характеризуются как... экономные.
Достаточный уровень знаний (от 26,0% до 50,9%) в области теории и методики физиче-
скои культуры показали участники олимпиады при решении заданий №№ 2, 3, 4, 5, 7, 8, 9. 10, 17. Приводим правильные ответы на соответствующие задания.
Систематические занятия физическими упражнениями способствуют формированию организованности, настойчивости, способности преодолевать трудности, собственное нежелание или неумение, что указывает на взаимосвязь физического воспитания с ... трудовым воспитанием (№2); Физические упражнения — это... комплексы двигательных действий, способствующие реализации задач физического воспитания (№3); Основными средствами совершенствования координационных способностей являются... упражнения, владение которыми не доведено до уровня навыка (№4); Уровень владения техникой действия, при котором внимание акцентировано преимущественно на качестве его выполнения обозначается как... двигательный навык (№5); Характерными задачами физического воспитания учащихся 9-11-х классов являются... расширение фонда двигательных умений и навыков, формирование представлений о престижности разносторонней физической подготовленности (№7); Характерными задачами физического воспитания учащихся 1-4-х классов являются... укрепление здоровья и свода стопы, профилактика нарушений осанки, формирование знаний о личной гигиене, режиме дня, влиянии физических упражнений, овладение «школой» движений (№8); Основными формами занятий физическими упражнениями в режиме учебного дня являются... гимнастика до занятий, физкультминутки во время уроков, физкультурные занятия в группах продленного дня (№9); К количественным показателям «успеваемости» по предмету «Физическая культура» относится... уровень физической подготовленности (№10); Способность человека осуществлять большое количество работы, выполняемой за счет энергии окислительной системы без накопления молочной кислоты, в первую очередь, зависит от ... факторов функциональной и биохимической экономизации
(№17).
Самые значительные затруднения у участников олимпиады вызвали задания №14 и №18, на которые правильно ответили только 11,4%
Таблица 6 - Качество решения теоретико-методических заданий в открытой форме (в %)
Уч-ки Класс Номера заданий
21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 Сред.
Юноши 9 38,5 7,7 23,1 0,0 15,4 61,5 0,0 15,4 0,0 0,0 16,2
10 60,7 0,0 10,7 21,4 39,3 64,3 17,9 32,1 0,0 7,1 25,4
11 62,9 3,2 12,9 32,3 48,4 45,2 21,0 19,4 3,2 16,1 26,5
Сред. 59,2 2,9 13,6 25,2 41,7 52,4 17,5 22,3 1,9 11,7 24,9
Девушки 9 53,3 0,0 26,7 6,7 6,7 13,3 6,7 6,7 0,0 0,0 12,0
10 36,8 5,3 36,8 5,3 5,3 10,5 13,2 0,0 0,0 5,3 11,8
11 51,9 0,0 27,8 11,1 7,4 24,1 22,2 5,6 0,0 5,6 15,6
Сред. 46,7 1,9 30,8 8,4 6,5 17,8 16,8 3,7 0,0 4,7 13,7
Все Сред. 52,95 2,4 22,2 16,8 24,1 35,1 17,2 13,0 0,9 8,2 19,3
Рисунок 6. Качество решения теоретико-методических заданий олимпиады в открытой форме
и 19,1% участников соответственно. В задании №14 предлагалось из предложенных факторов (возможностей) стимулирования, обусловливающих выносливость в ходе одного урока физической культуры, указать целесообразную последовательность их применения:... алактат-ные возможности, анаэробно-гликолитические возможности и аэробные возможности. Задание №18 предполагало поиск характерных признаков ритма как комплексной характеристики техники двигательных действий, которая проявляется в... чередовании акцентированных и пассивных фаз.
В заданиях 2-й группы участникам предлагалось подобрать определение, которое, завершая высказывание, образует истинное утверждение. Результаты выполнения задания 2-й группы (задания в открытой форме) представлены в таблице 6 и на рисунке 6. Задания в открытой форме оказались для участников олимпиады самыми сложными. Качество решений заданий этой группы составило всего 13,7% у девушек и 24,9% у юношей, что соответствует очень низкому и низкому уровню теоретической подготовленности. При этом, как наглядно видно из рисунка 6, качество решений большинства отдельных заданий этой группы у юношей значительно выше, чем у девушек — в два и более раза. Лишь
в решении задания №23 результаты девушек более чем в два раза превзошли результаты юношей (30,8% и 13,6% соответственно). Лучшие результаты решения заданий в открытой форме среди юношей показали: Козачук Дмитрий (Ханты-Мансийский автономный округ) — 14 баллов из 20 возможных, или 70% правильных ответов, Субаев Фанис (Удмуртская Республика), Рузаев Сергей (Самарская область), Никитенко Максим (Оренбургская область) и Филимонов Филипп (Калининградская область) — по 12 баллов (60%). Лучшие результаты среди девушек показали: Шакирзянова Валентина (Челябинская область), Вокуева Наталья (Республика Коми), Чудновцева Анастасия (Тульская область) и Вайцеховская Елена (Оренбургская область) — по 8 баллов (40%).
Наиболее успешно участники справились с заданием №21 этой группы — 52,95% правильных ответов. Большинство участников правильно указали, что «Закрытое механическое повреждение тканей и органов, характеризующееся нарушением их функций без явно выраженных морфологических изменений, называется... сотрясение». Компетентное жюри также принимало ответы-синонимы на данный вопрос: («ушиб») как правильные. На достаточном уровне участники олимпиады ответили на вопрос-задание №26: «Пояс для защиты нижней части живота и половых органов спортсмена в отдельных видах спорта, например, в регби, в хоккее и в единоборствах называется ...бандаж». Как правильные компетентное жюри принимало такие ответы, как ракушка, раковина. Юноши значительно лучше справились с этим заданием (52,4% против 17,8% у девушек), видимо, потому, что они чаще встречались с этим элементом экипиров-
Таблица 7 - Задание в форме установления соответствия между позициями двух представленных списков
Номер задания Содержание вопроса-задания третьей группы и правильные ответы на них
31 Установите соответствие между основными понятиями теории физической культуры и спорта и их определениями
Основные понятия ТФКиС Определения понятий
Физическая реабилитация - это... целенаправленный процесс использования физических упражнений для восстановления или компенсации частично или временно утраченных двигательных способностей, лечения травм и их последствий
Физическая культура - это. процесс формирования потребности в занятиях физическими упражнениями в интересах всестороннего развития личности, положительного отношения к физической культуре, выработке ценностных ориентации, убеждений, вкусов, привычек, наклонностей
Спорт - это. игровая, соревновательная деятельность и подготовка к ней, основанные на использовании физических упражнений и направленные на достижение наивысших результатов
Физическая рекреация - это ... использование физических упражнений, а также видов спорта в упрощенных формах для активного отдыха людей, получения удовольствия от этого процесса, развлечения, переключения с одного вида деятельности на другой
процесс изменения форм и функций организма либо под воздействием естественных условий (питания, труда, быта), либо под воздействием целенаправленного использования специальных физических упражнений
процесс формирования двигательных навыков и развития физических способностей (качеств), необходимых в конкретной профессиональной или спортивной деятельности
32 Установите соответствие между физическими способностями и их определениями
Способности Определения способностей
Взрывная сила -это ... способность по ходу выполнения двигательного действия достигать максимальных показателей силы в возможно короткое время
Амортизационная сила - это. способность как можно быстрее закончить движение при его осуществлении с максимальной скоростью
Общая выносливость - это. способность длительно выполнять работу умеренной интенсивности с использованием всего мышечного аппарата
Силовая выносливость - это. способность противостоять утомлению в мышечной работе, требующей значительных силовых напряжений
возможности индивида, определяющие его готовность к оптимальному управлению и регулировке двигательного действия
способность человека удержать максимальную и субмаксимальную интенсивность работы
33 Установите соответствие между показателями результативности техники физического упражнения и их характеристиками
Показатели результативности техники физического упражнения Характеристика показателей
Эффективность техники - . соответствие решаемым задачам и высоким конечным результатам, соответствие уровню физической, технической, психической подготовленности
Стабильности техники - . помехоустойчивость, независимость от условий, функционального состояния спортсмена
Вариативность техники - . способность спортсмена к оперативной коррекции двигательных действий в зависимости от условий соревновательной борьбы
Экономичность техники - . рациональное использование энергии при выполнении приемов и действий, целесообразное использование времени и пространства
способность спортсмена переиграть более сильного соперника
способность спортсмена маскировать тактические замыслы и действовать неожиданно
34 Установите соответствие между условиями и эффектом переноса двигательного навыка
Эффект переноса навыка Условия переноса навыка
Односторонний когда формирование одного навыка содействует образованию другого, а обратного влияния не обнаруживается
Взаимный когда происходит перенос навыков с одного двигательного действия на другое и обратно
Прямой когда формирование одного навыка сразу же влияет на создание другого в каком-либо упражнении
Косвенный когда ранее сформированный навыксоздаеттолько благоприятные предпосылки для приобретения нового
когда структура изучаемых действий имеет большое сходство
когда ранее освоенный навык влияет на формирование целого ряда движений, которые могут и не иметь структурного сходства с ним
35 Установите соответствие между группами ценностей физической культуры школьников и их характеристиками
Продолжение таблицы 7
Группы ценностей Характеристика ценностей
Интеллектуальные знания о методах и средствах развития физического потенциала человека
Двигательные лучшие образцы моторной деятельности, достигаемые в процессе физического воспитания и спортивной подготовке
Технологические комплексы методических руководств, практических рекомендаций, методики оздоровительной и спортивной тренировки, формы организации физической активности
Мобилизационные способность к рациональной организации бюджета времени
способность оценивать уровень физического здоровья и управлять им
сформированность общественного мнения, престижность физической культуры в обществе
ки спортсмена на практике, например, на занятиях популярными видами единоборств и, конечно же, на хоккее.
Низкими оказались результаты решения заданий №23 (22,2% правильных ответов), № 24 (16,8%), №25 (24,1%) и №27 (17,2%). Школьники в основной своей массе не смогли ответить, что «Подготовка спортсмена, направленная на освоение необходимых знаний, развитие мышления, выработку мыслительных умений и навыков мыслительных операций обозначается как ... интеллектуальная (теоретическая)» (задание №23); Умышленное действие бегуна, когда он туловищем мешает другим участникам забега (наказывается дисквалификацией бегуна), называется ...кроссинг» (задание №24); «Очко, выигранное непосредственно с подачи в волейболе, когда мяч доведен до пола или произошло одно касание и мяч ушел в аут, обозначается как...эйо» (задание №25); «Циклические колебания интенсивности и характера биологических процессов и явлений в организме называются ...биоритмы» (задание №27). Очень низкими оказались результаты решения заданий №22 (2,4% правильных ответов), № 28 (13,0%), № 29 (0,9%) и № 30 (8,2%). Приводим правильные ответы на эти задания. Задание №22: «Механический прибор, используемый для измерения гибкости человека
называется ...гониометр или угломер»; задание №28: «Основную группу велогонщиков в групповой шоссейной гонке обозначают как ...пелетон»; задание № 29: «Снежный валик или цветные подвижные фишки, служащие для обозначения границы между конькобежными дорожками называется ...бровка»; задание № 30: «Субъективное состояние, возникающее в период тяжелого физического утомления и характеризующееся чувством облегчения называют ... «второе дыхание»». В заданиях третьей группы участникам предлагалось установить соответствия между позициями двух представленных списков. Как правило, в таких формах заданий один из списков должен быть на одну или две позиции больше и оценивается по количеству правильных соответствий с учетом неправильно указанных соответствий. То есть, за каждое неправильно указанное соответствие участнику начисляется штрафной балл (-1 балл). Это положение, на наш взгляд, воспитывает у школьников чувство ответственности за принятие решения. Вопросы-задания на установление соответствия между позициями двух списков, представлены в таблице 7.
Результаты выполнения задания 3-й группы (задания на установление соответствий) представлены в таблице 8 и на рисунке 7.
Таблица 8 - Результаты решений теоретико-методических заданий олимпиады в форме сопоставлений
Уч-ки Класс Номера заданий
31 32 33 34 35 Среднее
Юноши 9 36,5 11,5 25,0 17,3 -1,9 17,7
10 33,0 34,8 55,4 12,5 23,2 31,8
11 19,0 22,2 33,1 00 1 7,7 18,0
Среднее 25,0 24,3 38,1 10,4 10,7 21,7
Девушки 9 20,0 -15,0 16,7 -11,7 11,7 4,3
10 40,1 9,9 25,0 1,3 11,8 17,6
11 41,2 29,2 47,7 25,5 25,0 33,7
Среднее 37,9 16,1 35,3 11,7 18,5 23,9
Все Среднее 31,5 20,2 36,7 11,1 14,6 22,8
31 32 33 34 35 В среднем
Номера заданий □ Юноши
□ Девушки
Рисунок 7. Качество решения теоретико-методических заданий олимпиады в форме сопоставлений выполнения щ
Наиболее успешно участники олимпиады справились с заданием №33 (см. таблицу 8 и рисунок 7), где предлагалось установить соответствие между показателями результативности техники физического упражнения и их характеристиками. Участники олимпиады (36,7%) правильно установили признаки, характеризующие эффективность, стабильность, вариативность и экономичность техники физического упражнения, обеспечивающие его результативность. При этом юноши несколько лучше справились с заданием, чем девушки (38,1% и 35,3% соответственно). Лучшие результаты в этом задании отмечаются у юношей 10-го класса (55,4%) и девушек 11-го класса (47,7%). Менее успешно, но на достаточном уровне, участники олимпиады справились с заданием №31, где предлагалось установить соответствие между основными понятиями теории физической культуры и спорта, такими, как физическая культура, спорт, физическая рекреация, физическая реабилитация и их определениями. Качество решения данного задания составило 31,5%, при этом девушки значительно лучше справились с этим заданием (37,9% и 25,0% соответственно). У девушек лучшие показатели качества решения данного задания отмечаются у учащихся 11-го класса (41,2 %), а у юношей - у школьников 9-го класса! (36,5%), при этом юноши 11-го класса показали самый худший результат (19,0%). Этот факт подтверждает наличие равных возможностей учащихся 9, 10 и 11-го классов стать победителем в теоретико-методическом задании олимпиады.
На низком уровне (20,2% правильных ответов) оказались результаты ответов на задание №32, где участникам предлагалось установить соот-
ветствие между физическими способностями и их определениями. Лучшие результаты в этом задании показали юноши — учащиеся 10-го класса (34,8%), а девушки 9-го класса с этим заданием не справились (-15,0%). Лучшими среди девушек были учащиеся 11-го класса (29,2%).
На очень низком уровне (11,1% и 14,6%) оказались результаты ответов на задания №34 и №35. В задании № 34 участникам предлагалось установить соответствие между разновидностями эффектов «переноса» двигательного навыка и условиями их проявления. Лучший результат в этом задании показали девушки-учащиеся 11-го класса (25,5%), которые правильно охарактеризовали условия, характеризующие односторонний, взаимный, прямой и косвенный эффекты переноса двигательного навыка. Лучший результат у юношей в этом задании оказался у учащихся 9-го класса (17,3%). Юноши 10 и 11-го классов показали, соответственно 12,5% и 8,1%. Самый низкий результат в этом задании оказался у девушек-учащихся 9-го классов (-11,7%). В задании № 35 участникам предлагалось установить соответствие между группами ценностей, накопленными в сфере физической культуры и их смысловым содержанием. Лучшие результаты в этом задании показали девушки 11-го класса (25,0%) и юноши 10-го класса (23,2%). Самые низкие результаты показали юноши 11 и 9-го классов (7,7% и -1,9% соответственно). В целом с заданиями этой группы лучше всего справились девушки-учащиеся 11-го класса (33,7%) и юноши-учащиеся 10-го класса (31,8%).
Лучшие результаты решения заданий, связанных с сопоставлениями между позициями двух представленных списков, среди девушек показали учащиеся 11-го класса: Шакирзянова Валентина (Челябинская область) — 17 баллов из возможных (85,0%), Колодкина Виктория (Курганская область), Ткачук Ника (Пермский край), Петрова Анастасия (Чувашская Республика) и Солод Карина (Санкт-Петербург) — по 16 баллов (80,0%).
Лучшие результаты решения заданий 3-й группы среди юношей показали: Иванов Данил (Удмуртская Республика, 9-й класс) — 18
баллов (90,0%), Субаев Фанис (Удмуртская Республика, 11-й класс), Бушманов Кирилл (Свердловская область, 11-й класс) — по 16 баллов (80,0%).
В заданиях четвертой группы (5 заданий) участникам предлагалось перечислить известные им показатели, параметры, режимы процессов физического воспитания и спортивной тренировки. За полноценное выполнение заданий этой группы участник мог получить 3 балла.
В задании №36 предлагалось перечислить известные показатели тренировочной нагрузки, характеризующие её с «внешней» стороны. Ответ считался полным и оценивался квалифицированным жюри в 3 балла, если были указаны следующие показатели: объем, интенсивность тренировочной нагрузки, отдых в процессе одной тренировки или тренировочного цикла (продолжительность отдыха, характер отдыха и т.д.).
В задании №37 необходимо было перечислить факторы, влияющие на выбор тактики соревновательной деятельности спортсмена. Такими основными факторами являются: правила соревнований, положение о соревнованиях, условия внешней среды, сопутствующие спортивным соревнованиям (изменение мест соревнований, освещения, метеорологических и других условий). Кроме основных факторов, на выбор тактики соревновательной деятельности влияют: степень осознания спортсменом собственной технико-тактической оснащенности и недостатков подготовленности, степень информированности о «сильных» и «слабых» сторонах подготовленности соперников и т.п.
В задании №38 предлагалось перечислить силовые способности спортсмена: собственно-
силовые, скоростно-силовые способности, силовая выносливость или силовая ловкость. В задании №39 необходимо было перечислить факторы, обусловливающие воздействие физических упражнений. Такими факторами являются: педагогически правильное руководство занятием, целесообразность методики обучения и воспитания, индивидуальные особенности занимающихся (возрастные, половые, состояние здоровья и физического развития, уровень умственной, нравственной, физической и эмоциональной подготовленности, режим труда, учебы, отдыха, быта), особенности самих физических упражнений, т.е. их сложность, новизна, эмоциональность, направленность, техника, величина нагрузки и т.д., особенности внешних условий (метеорологических, местности, качества оборудования, гигиенического состояния мест занятий и Ар.).
В задании №40 предлагалось перечислить игровые виды спорта, в которых спортивный результат определяется конечным эффектом (счетом) за определенное, лимитированное регламентом время, например, баскетбол, водное поло, гандбол, голбол, конное поло, корф-бол, мотобол, стритбол, флорбол, футбол, хоккей и т.п. За каждый правильно указанный вид спорта участник получал по 0,3 балла; за каждый неправильно указанный игровой вид спорта, например, волейбол, теннис, бадминтон и т.п., участнику начислялся штрафной балл (минус 1 балл).
Результаты выполнения задания 4-й группы (задания с перечислениями) представлены в таблице 9 и на рисунке 8.
Средние показатели качества решения теоретико-методических заданий олимпиады в форме перечислений у юношей и девушек
Таблица 9 - Качество решения теоретико-методических заданий с перечислениями (в %)
Уч-ки Класс Номера заданий
36 37 38 39 40 Среднее
Юноши 9-й 12,8 7,7 5,1 0,0 30,5 11,2
10-й 13,1 28,6 33,3 8,3 53,7 27,4
11-й 10,2 16,1 26,9 5,4 40,5 19,8
Среднее 11,3 18,4 25,9 5,5 42,8 20,8
Девушки 9-й 4,4 17,8 11,1 15,6 14,7 12,7
10-й 10,5 16,7 27,2 11,4 15,0 16,2
11-й 19,8 25,3 32,7 16,7 21,1 23,1
Среднее 14,3 21,2 27,7 14,6 18,0 19,2
Все Среднее 12,8 19,8 26,8 10,1 30,4 20,0
Номера заданий пЮиоши
■Девушки
Рисунок 8. Качество решений теоретико-методических заданий олимпиады в форме перечислений
составили 20,0%. Несколько лучше справились с этим заданием юноши (20,8% и 19,2% соответственно), при этом лучшие результаты оказались у юношей 10-го класса (27,4%); у девушек лучшие результаты отмечаются у учащихся 11-го класса.
Наиболее успешно участники олимпиады справились с заданием №40 (30,4%). При этом результаты юношей более чем в два раза превышают результаты девушек (42,8% и 18,0% соответственно). Самые большие затруднения у школьников вызвало решение задания №39 (14,6% правильных ответов у девушек и всего 5,5% - у юношей).
На достаточном уровне (26,8% правильных ответов) юноши и девушки смогли перечислить основные разновидности силовых способностей спортсмена (№38). Несколько хуже участники олимпиады справились с заданием №37 (19,8%), и самым низким оказался уровень качества решения задания №36 (12,8%), то есть участники олимпиады испытали большие затруднения при перечислении показателей тренировочной нагрузки и факторов, влияющих на выбор тактики соревновательной деятельности спортсмена.
Лучшие результаты решения заданий, связанных с перечислениями показателей, характеристик, факторов и т.п. среди девушек показали учащиеся 11-го класса: Косякова Юлия (Хабаровский край) — 10,1 балла из 15 возможных (67,3%), Шакирзянова Валентина, Шуби-
на Валерия, Курочкина Юлия (Челябинская область) - 9,8 балла (65,3%), 9,5 балла (63,3%) и 8,9 балла (59,3%) соответственно. Лучшие результаты решения заданий 4-й группы среди юношей показали: Кашунин Андрей (Архангельская область, 11-й класс) — 12 баллов (80,0%), Колбышев Павел (Томская область, 10-й класс) — 9,7 балла (64,7%), Сухо-плещенко Никита (Ханты-Мансийский автономный округ, 10-й класс) — 9,4 балла (62,7%) и Худяк Савелий (Челябинская область, 11-й класс) — 9,1 балла (60,7%).
Пятая группа заданий — задание-задача была впервые введена в содержание теоретико-методического задания заключительного этапа олимпиады. Суть задачи заключалась в следующем.
Школьникам предлагалась смоделированная ситуация, когда от исхода последней встречи на первенство школы по баскетболу зависит итоговое распределение мест в турнирной таблице (см. таблицу 10). Из таблицы видно, что при условии победы команды 5 «В» класса над командой 5 «А» класса победителями первенства школы могут быть и команда 5 «А» класса, и команда 5 «В» класса, и команда 5 «Б» класса, в зависимости от счета в последней встрече первенства. Школьникам предлагалось проставить в таблицу в бланке ответов результат игры (счет) между командами 5 «В» и 5 «А» классов, который позволил бы команде 5 «Б» класса занять 1-е место, а также заполнить таблицу результатов соревнования. При этом необходимо было пользоваться условиями определения победителей, закрепленными в Положении о данных соревнованиях: при равенстве очков у трех и более команд победитель определяется по лучшей разнице забитых и пропущенных мячей в играх этих команд; далее - по наибольшему количеству забитых мячей; далее — по личной встрече.
Таблица 10 - Фрагмент таблицы розыгрыша первенства школы по баскетболу
№ п/п Команды 1 2 3 Очки Разница мячей Место
1 5»А» X 23:20
X 1
2 5» Б» 20:23 0 X X 31:27 1 1 51 - 50 +1
3 5» В» 27:31 X
0 X
Таблица 11 - Результаты выполнения задания-задачи участниками олимпиады
Участники Класс Качество выполнения зад ания (в %)
5 баллов 4 балла 3 балла 0 баллов Среднее
Юноши 9-й 38,5 7,9 0 53,8 44,6
10-й 25 14,3 14,3 46,4 45
11-й 41,9 6,5 12,9 38,7 54,8
Среднее 36,9 8,7 11,7 42,7 50,9
Девушки 9-й 20 6,7 13,3 60 33,3
10-й 23,7 5,3 2,6 68,4 29,5
11-й 13 5,6 7,4 74,1 21,9
Среднее 17,8 5,6 6,5 70,1 26,2
Все Среднее 27,1 7,1 9,0 56,7 38,6
Оценка (в баллах) □ Юноши
■ Девушки
Рисунок 9. Качество решения задания-задачи
Команда 5 «Б» класса получала шанс стать победителем соревнования при условии, что команда 5 «В» класса выиграет у команды 5 «А» класса:
а) с разницей в счете в 2 очка, при этом 5"А" забьет не более 27 очков (29:27; 28:26 и т.д.);
б) с разницей в счете в 3 или 4 очка при любом счете;
в) с разницей в счете в 5 очков, при этом 5"В" забьет не более 24 очков (24:19; 23:18; 22:17 и т.д.).
Качество выполнения задания-задачи оценивалось компетентным жюри следующим образом: любой счет в указанных выше диапазонах считается верным и при условии правильного заполнения итоговой таблицы участник олимпиады получает 5 баллов; любой счет в указанных диапазонах считается верным, но итоговая таблица заполнена с незначительными ошибками — 4 балла; любой счет в указанных диапазонах считается верным, но итоговая таблица не заполнена — 3 балла; другие варианты — оценка 0 баллов.
Результаты выполнения задания-задачи представлены в таблице 11 и на рисунке 9. Как видно из таблицы 11 и рисунка 9, почти 60% юношей и 30% девушек в той или иной степени справились с решением задания-задачи, хотя составители теоретико-
методического задания олимпиады имели некоторое опасение, что школьники не справятся с предложенной задачей. Юноши в целом значительно лучше справились с этим заданием, чем девушки (50,9% и 26,2% соответственно). Видимо, учителя физической культуры чаще привлекают к организации и проведению соревнований в школе юношей, чем девушек и они на практике встречались с методикой заполнения таблиц розыгрыша первенства школы по игровым видам спорта. Лучше всех справились с данным заданием юноши 11-го класса (54,8% правильных ответов). При этом, верно указали счет и правильно заполнили таблицу розыгрыша первенства школы 26 человек (41,9%), 4 человека (6,5%) верно указали счет и заполнили таблицу розыгрыша с незначительными ошибками и 8 человек верно указали счет, но не заполнили таблицу розыгрыша. Юноши 9 и 10-го классов также достаточно успешно справились с данным заданием (44,6% и 45% соответственно). Лучшими среди девушек в решении данного задания оказались учащиеся 9-го класса (33,3%), несколько хуже справились с этим заданием учащиеся 10-го класса (29,5%) и самые низкие результаты были отмечены у девушек 11-го класса (21,9%).
В то же время вызывает тревогу, что более половины участников заключительного этапа Всероссийской олимпиады (119 человек, или 56,7%) не справились с данным заданием, в том числе: учащиеся 9-го класса — 16 человек, или 7,6%, 10-го класса — 39 человек, или 18,6% и 11-го класса — 64 человека, или 30,5%. Лучшие результаты в выполнении всего теоретико-методического задания олимпиады показали:
среди юношей: Кашунин Андрей (Архангель-
екая область, 11-й класс, учитель физической культуры — Самолова Маргарита Анатольевна), Субаев Фанис (Удмутская республика, 11-й класс, учитель физической культуры — Неу-строев Николай Викторович), Кретюк Сергей (Архангельская область, 10-й класс, учитель физической культуры — Самолова Маргарита Анатольевна), Колбышев Павел (Томская область, 10-й класс, учитель физической культуры — Карташова Светлана Борисовна); среди девушек: Шакирзянова Валентина (Челябинская область, 11-й класс, учитель физической культуры — Шевченко Любовь Ивановна), Колодкина Виктория (Курганская область, 11-й класс, учитель физической культуры — Чугунова Татьяна Александровна), Косякова Юлия (Хабаровский край, 11-й класс, представитель — Ветошкина Елена Александровна). Отрадно отметить, что все перечисленные участники олимпиады, показавшие высокие результаты в теоретико-методическом задании, также показали высокие результаты и в практических заданиях олимпиады и пятеро из них:
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
1. Балашова, В.Ф. Физическая культура: тестовый контроль знаний: методическое пособие - 2-е изд. / В.Ф. Балашова, H.H. Чесноков. - М. : Физическая культура, 2009.
2. Бутин, И.М. Физическая культура: 9-11 классы: учебное пособие для учащихся общеобразовательных учебных заведений / И.М. Бутин, И.А. Бу-тина, Т.Н. Леонтьева, С.М.Масленников. - М.: ВЛА-ДОС, 2003.
3. Всероссийская олимпиада школьников по физической культуре в 2006 году ; под общ ред. H.H. Чеснокова. - М. : АПКиППРО, 2006.
4. Гимнастика на Всероссийских олимпиадах школьников по физической культуре : методическое пособие ; под общ. ред. H.H. Чеснокова.- М. : Физическая культура, 2010.
5. Лагутин, А.Б. Гимнастика в вопросах и ответах: учебное пособие/ А.Б. Лагутин, Г.М. Михалина. - М. : Физическая культура, 2010.
6. Гурьев, С. В. Физическая культура. 8-9 класс : учебник / С. В. Гурьев, М. Я. Виленский. - М. : Русское слово, 2012.
7. Красников, A.A. Тестирование теоретико-методических знаний в области физической культуры и спорта: учебное пособие / A.A. Красников, H.H. Чесноков. - М. : Физическая культура, 2010.
8. Лукьяненко, В.П. Физическая культура: основа знаний: учебное пособие / В.П. Лукьяненко. - М.: Советский спорт, 2003.
9. Матвеев, А. П. Физическая культура. 6-7 класс : учебник/ А. П. Матвеев, Ю. М. Соболева. - М. : Про-
Колбышев Павел (Томская область), Колодкина Виктория (Курганская область), Косякова Юлия (Хабаровский край), Субаев Фанис (Удмутская республика), Шакирзянова Валентина (Челябинская область) - стали победителями заключительного этапа олимпиады, а двое: Ка-шунин Андрей и Кретюк Сергей (Архангельская область) - стали призерами олимпиады. То есть, явно прослеживается закономерность: чем выше теоретико-методическая подготовленность участников олимпиады по предмету «Физическая культура», тем выше вероятность, что и в практической подготовленности (двигательных умениях и навыках) эти школьники покажут высокие результаты и, как следствие, смогут стать победителями и призерами олимпиады.
Таким образом, теоретико-методическая подготовка учащихся общеобразовательной школы по предмету «Физическая культура» является одним из ведущих факторов, способствующих обеспечению формирования физической культуры личности школьников.
свещение, 2012.
10. Матвеев, А. П. Физическая культура. 8-9 классы : учебник для общеобразовательных учреждений / А. П. Матвеев. - М. : Просвещение, 2012.
11. Погадаев, Г. И. Физическая культура. 7-9 классы : учебник/ Г. И. Погадаев. - М. : Дрофа, 2012.
12. Примерная программа для учащихся X-XI классов общеобразовательных учреждений с углубленным изучением предмета «Физическая культура» ; под ред. А. Т. Паршикова. - М. : Просвещение, 2000.
13. Твой олимпийский учебник: учеб. пособие для учреждений образования России. - 13-е изд., пе-рераб. и доп. / B.C. Родиченко и др. - М. : Физкультура и спорт, 2004.
14. Физическая культура. 1-11 классы : комплексная программа физического воспитания учащихся / В. И. Лях, А. А. Зданевич. - Волгоград : Учитель, 2013.
15. Физическая культура : рабочие программы. 5-9 класс / А. П. Матвеев. - М. : Просвещение, 2011.
16. Физическая культура. 5-6-7 классы : учебник/ М. Я. Виленский, И. М. Туревский, Т. Ю. Торочкова. - М.: Просвещение, 2011.
17. Физическая культура: учебник для учащихся 10-х классов образовательных учреждений с углубленным изучением предмета «Физическая культура» ; под общ. ред. А. Т. Паршикова, В. В. Кузина, М. Я. Виленского. - М. : СпортАкадемПресс, 2003.
18. Физическая культура: учебник для учащихся 11-х классов образовательных учреждений с углубленным изучением предмета «Физическая культура» ; под общ. ред. А. Т. Паршикова, В. В. Кузина, М. Я. Виленского. - М. : СпортАкадемПресс, 2003.
19. Физическая культура 10-11 классы : учебник для общеобразовательных учреждений ; под ред. В. И. Ляха. - М. : Просвещение, 2011.
20. Физическая культура. 9-11 классы : организация и проведение олимпиад : рекомендации, тесты, задания ; авт.-сост. А. Н. Каинов.- Волгоград : Учитель, 2009.
21. Чесноков, Н.Н. Олимпиада по предмету «Физическая культура» / Н.Н. Чесноков, В.В. Кузин, А.А.
BIBLIOGRAPHY
1. Balashova, VF Physical Education: test control of knowledge: Toolkit - 2nd ed. / VF Balashova, NN Chesnokov. - M .: Physical Culture, 2009.
2. Butin IM Physical Education: 9-11: a textbook for students of secondary schools / IM Butin, IA Butin, TN Leontiev, SM Maslennikov. - M .: VLADOS, 2003.
3. All-Russian Olympiad for Physical Culture in 2006; under the general editorship. NN Chesnokov. - M .: APKiPPRO, 2006.
4. Gymnastics on the All-Russian Olympiad in physical culture: handbook; under the total. Ed. NN Chesnokov. - M .: Physical Culture, 2010.
5. Lagutin, AB Gymnastics Questions and Answers: Tutorial / AB Lagutin, GM Mikhalina. - M .: Physical Culture, 2010.
6. Guriev S.V. Physical Culture. 8-9 class: the textbook / S. Guriev, M. J. Wilensky. - Moscow: Russian word 2012.
7. Krasnikov AA Testing the theoretical and methodological knowledge in the field of physical culture and sports: a tutorial / AA Krasnikov, NN Chesnokov. - M .: Physical Culture, 2010.
8. Lukyanenko V.P. Physical education: knowledge base: a textbook / VP Lukyanenko. - M .: Soviet Sport 2003.
9. Matveev AP Physical Culture. 6-7 class: the textbook / AP Matveev, Y.M. Soboleva. - M: Education, 2012.
10. Matveev, AP Physical Culture. 8-9 classes: a textbook for educational institutions / AP Matveev. - M: Education, 2012.
11. Pogadaev G.I. Physical Culture. Grades 7-9: textbook / G.I. Pogadaev. - M.: Bustard, 2012.
12. Sample program for students X-XI classes of educational institutions with in-depth study of the subject "Physical Culture"; ed. A.T. Parshikova. - M: Education, 2000.
13. Your Olympic textbook: Textbook. Allowance for educational institutions of Russia. - 13th ed., Rev. and
Красников. - M. : Физическая культура, 2005.
22. Чесноков, Н.Н. Тестирование теоретико-методических знаний в области физической культуры и спорта. // Н.Н. Чесноков, А.А. Красников.- М. : СпортАкадемПресс, 2002.
23. Чесноков, Н.Н. Профессиональное образование в области физической культуры и спорта: Учебник для высших учебных заведений / Н.Н. Чесноков, В.Г. Никитушкин - М. : Физическая культура, 2011.
ext. / V.S. Rodichenko etc. - M .: Physical Education and Sports, 2004.
14. Physical Culture. Grades 1-11: a comprehensive program of physical education students / V.I. Lyakh, A.A. Zdanovich. - Volgograd: Teacher, 2013.
15. Physical activity: work programs. 5-9 class / A.P. Matveev. - M: Education, 2011.
16. Physical Culture. 5-6-7 classes: the textbook / M. J. Wilensky, I.M. Turevsky, T. Y. Torochkova. - M.: Education, 2011.
17. Physical education: a textbook for students in grade
10 educational institutions with in-depth study of the subject "Physical Culture"; under the total. Ed. A.T. Parshikova, V.V. Kuzin, MJ. Wilensky. - M.: SportAkademPress, 2003.
18. Physical education: a textbook for students in grade
11 educational institutions with in-depth study of the subject "Physical Culture"; under the total. Ed. A.T. Parshikova, V.V. Kuzin, MJ. Wilensky. - M.: SportAkademPress, 2003.
19. Physical Education 10-11 class: a textbook for educational institutions; ed. V.I. Lyah. - M: Education, 2011.
20. Physical Culture. 9-11 class: the organization and holding of competitions: recommendations, tests, assignments; Avt.-status. AN Cain. - Volgograd: Teacher, 2009.
21. Chesnokov, NN Competition on the subject "Physical Culture" / NN Chesnokov, V.V. Kuzin, AA Krasnikov. - M .: Physical Culture, 2005.
22. Chesnokov, NN Testing the theoretical and methodological knowledge in the field of physical culture and sports. / N.N. Chesnokov, AA Krasnikov. -M .: Physical Culture 2010
23. Chesnokov, NN. Vocational education in the field of physical culture and sports: A Textbook for higher education institutions / NN Chesnokov, VG Nikitushkin - M .: Physical Culture, 2011.
СВЕДЕНИЯ ОБ АВТОРАХ
Чесноков Николай Николаевич - доктор педагогических наук, профессор, Заслуженный работник Высшей школы Российской Федерации, заведующий кафедрой теории и методики легкой атлетики Российского государственного университета физической культуры, спорта, молодежи и туризма.
Замогильное Алексей Иванович, - доктор педагогических наук, профессор кафедры теории и методики физической культуры и спорта, Шуйского филиала Ивановского государственного университета кп.н., профессор Володькин Дмитрий Александрович - преподаватель кафедры теории и методики легкой атлетики Российского государственного университета физической культуры, спорта, молодежи и туризма