УДК 7.092
ВСЕРОССИЙСКАЯ ОЛИМПИАДА ШКОЛЬНИКОВ ПО ПРЕДМЕТУ «ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА» -ИННОВАЦИИ В ФИЗИЧЕСКОМ ВОСПИТАНИИ
Н.Н. Чесноков, Д.А. Володькин
Олимпиада школьников по предмету «Физическая культура» является одной из инновационных форм физического воспитания детей и подростков. В программе олимпиады по предмету «Физическая культура» впредусмотрены два вида испытаний - теоретико-методическое и практическое, включающее помимо базовых видов школьной программы также и ее вариативную часть.
Ключевые слова: Всероссийская олимпиада школьников, теоретико-методическое задание, практические испытания, критерии и методика оценивания выполнения олимпиадных заданий.
Развитию физической культуры в школе наше государство уделяет особое внимание. Раздел «Физическая культура» является неотъемлемой частью всех видов и уровней федеральных государственных образовательных стандартов - дошкольного образования, основного общего образования, среднего специального образования, высшего образования по всем направлениям подготовки.
Ежегодная Всероссийская олимпиада школьников по физической культуре в настоящее время в стране является крупномасштабным событием, в котором принимают участие наиболее разносторонне развитые как физически, так и интеллектуально учащиеся средней школы, подающие определенные государственные надежды в эффективной собственной реализации в будущем в различных областях знаний.
В соответствии с Порядком проведения Всероссийской олимпиады школьников, утвержденного приказом Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 18 ноября 2013 г. № 1252 олимпиада включает в себя четыре этапа. В табл. «Общие сведения по организации олимпиады» приведены общие сведения по организации этапов олимпиады.
Научно-методическое обеспечение олимпиады школьников осуществляет центральная предметно-методическая комиссия олимпиады школьников по предмету «Физическая культура», которая разрабатывает необходимые для проведения этапов материалы:
1. Требования к организации и проведению этапа олимпиады.
2. Перечень материально-технического обеспечения, необходимого для проведения теоретического и практического туров этапа олимпиады.
3. Олимпиадные задания.
4. Критерии и методики оценивания выполненных олимпиадных заданий.
Общие сведения по организации олимпиады
Этап Наименование этапа Участники олимпиады Организатор
I Школьный 5-11-х классов Орган местного самоуправления, осуществляющий управление в сфере образования
II Муниципальный 7-11-х классов
III Региональный 9-11-х классов Орган государственной власти субъекта Российской Федерации, осуществляющий государственное управление в сфере образования
IV Заключительный 9-11-х классов Министерство образования и науки Российское Федерации
Каждый этап Всероссийской олимпиады школьников по предмету «Физическая культура» представляет собой конкурсное испытание учащихся основной и средней (полной) школы: отдельно для мальчиков и девочек в своих возрастных группах. В соответствии с этапом проведения олимпиады эти группы делятся на учащихся 5-6-х классов, 7-8-х классов и 9-11-х классов. Конкурсное испытание состоит из заданий теоретико-методического и практического характера. На рисунке представлена схема проведения конкурсного испытания Всероссийской олимпиады школьников по предмету «Физическая культура».
Теоретико-методические испытания
Тестирование уровня знаний в области физической культуры и спорта проводится во всех возрастных группах по тестовым вопросам, разработанным центральной предметно-методической комиссией, и является обязательным испытанием на всех этапах олимпиады. В зависимости от этапа олимпиады повышается уровень сложности заданий. Если на школьном или муниципальном этапах количество вопросов составляет порядка 10 и 15 соответственно, то на региональном этапе участники отвечают не менее чем на 20 вопросов.
На заключительном этапе олимпиады предлагаемый блок тестовых вопросов разделен на 5 групп, в общей сложности составляющих не менее 40 вопросов:
1. Задания в закрытой форме, то есть с предложенными вариантами ответов. Задания представлены в форме незавершенных утверждений,
которые при завершении могут оказаться либо истинными, либо ложными. При выполнении этих заданий необходимо выбрать правильное завершение из предложенных вариантов. Среди них содержатся как правильные, так и неправильные завершения, а также частично соответствующие смыслу утверждений. Правильным является то, которое наиболее полно соответствует смыслу утверждения.
2. Задания в открытой форме, то есть без предложенных вариантов ответов. При выполнении этого задания необходимо самостоятельно подобрать определение, которое, завершая высказывание, образует истинное утверждение.
3. Задания «На соответствие» - разновидность заданий в закрытой форме, заключающаяся в сопоставлении качественных характеристик одного списка с объектами другого списка.
4. Задания в форме, предполагающей перечисление известных фактов, характеристик и тому подобного.
5. Задание-задача.
Также в практику использования на теоретическом туре вошел так называемый «Бонусный вопрос», за который предлагает правильно ответившему повышенное количество баллов.
Схема проведения конкурсного испытания олимпиады
Практические испытания
Практические испытания заключаются в выполнении упражнений, основанных на содержании образовательных программ основного общего и среднего общего образования углубленного уровня по предмету «Физическая культура». Олимпиадные задания состоят из набора технических приемов, характерных виду спорта, по которому проводится испытание. Центральной предметно-методической комиссией разработан регламент каждого практического испытания по виду спорта.
На различных этапах выполняются следующие практические испытания:
- на школьном - упражнения базовой части школьной примерной программы по физической культуре по разделам гимнастика, легкая атлетика, баскетбол, волейбол, футбол и др. Рекомендуется дополнительно включить испытание из вариативной части региона;
- на муниципальном - упражнения базовой части школьной примерной программы по физической культуре. Количество практических испытаний устанавливается методической комиссией. Практические испытания школьного и муниципального этапов разрабатываются на основании методических рекомендаций по разработке требований к организации и проведению школьного и муниципального этапов олимпиады, составленных Центральной предметно-методической комиссией;
- на региональном - упражнения базовой части школьной примерной программы по физической культуре. Испытания разрабатываются Центральной предметно-методической комиссией, и направляется предметной комиссии регионального этапа. Предметная комиссия регионального этапа в соответствии с требованиями проведения этапа выбирает необходимые для включения в программу олимпиады испытания;
- на заключительном - испытания по всем вышеобозначенным видам спорта, включая вариативную часть и прикладную физическую культуру.
Критерии и методика оценивания выполнения олимпиадных заданий
Для школьного и муниципального этапов олимпиады Центральной предметно-методической комиссией Всероссийской олимпиады школьников по предмету «Физическая культура» разрабатываются методические рекомендации по разработке требований к организации и проведению этих этапов олимпиады, определяющие помимо принципов составления олимпиадных заданий также и критерии и методики оценивания выполненных олимпиадных заданий.
Для регионального и заключительного этапов олимпиады Центральной предметно-методической комиссией Всероссийской олимпиады школьников по предмету «Физическая культура» разработаны Критерии и методика оценивания выполнения олимпиадных заданий Всероссийской олимпиады школьников по предмету «Физическая культура», включающие в себя разъяснения по оценке выполнения участником каждого разработанного комиссией задания.
В общем зачете этапа олимпиады определяются победители и призеры. Итоги подводятся отдельно среди юношей и девушек.
Итоги каждого испытания оцениваются по формулам
V, _к * N X ■ — ■
; (1) X — , (2)
м :* м
N
где Хi - «зачетный» балл ^го участника;
К - максимально возможный «зачетный» балл в конкретном задании
(по регламенту); М - результат i-го участника в конкретном задании; М - максимально возможный или лучший результат в конкретном задании.
Зачетные баллы по теоретико-методическому заданию и гимнастике рассчитываются по формуле (1). Например, результат участника в теоретико-методическом задании составил 33,5 балла (М=33,5) из 42 максимально возможных (М=42). Согласно настоящим «Критериям и методике оценивания» максимально возможный «зачетный» балл по данному заданию составляет 40 баллов (К=40). Подставляем в формулу (1) значения М, К, и М и получаем «зачетный» балл: Хi= 40*33,5/42 =31,90 баллов.
Аналогичным образом рассчитываем «зачетные» баллы по гимнастике. Подставив в формулу (1) М=12,08, М=20,00 и К=30, получаем: Хi= 30*12,08/20 =18,12 баллов.
Расчет «зачетных» баллов участника по остальным видам производится по формуле (2), так как лучший результат в этих испытаниях в абсолютном значении меньше результата любого другого участника. Например, при М=53,7с (личный результат участника), М=44,1с (наилучший результат из показанных в испытании) и К=30 (установлен предметной комиссией), получаем: 30*44,1/53,7=24,63 балла. Для определения лучших участников в каждом конкурсном испытании результаты ранжируются.
Личное место участника в общем зачете определяется по сумме баллов, полученных в результате выполнения всех испытаний.
Участник, набравший наибольшую сумму баллов по итогам всех испытаний, является победителем. В случае равных результатов у нескольких участников победителями признаются все участники, набравшие одинаковое количество баллов. При определении призеров участники, набравшие равное количество баллов, ранжируются в алфавитном порядке.
Окончательные результаты всех участников фиксируются в итоговой таблице, представляющей собой ранжированный список участников, расположенных по мере убывания набранных ими баллов. Участники с одинаковыми баллами располагаются в алфавитном порядке. На основании итоговой таблицы и в соответствии с квотой, установленной Центральным оргкомитетом, жюри определяет победителей и призеров этапа Олимпиады.
Выводы
1. Всероссийская олимпиада школьников по предмету «Физическая культура» всецело реализует цель и направленность физической культуры детей школьного возраста - способствовать к всестороннему развитию физической культуры личности школьника.
2. Одним из важнейших элементов, составляющих основу физической культуры, являются знания и интеллектуальные способности школьника в области физической культуры. В связи с этим теоретико-методическая подготовка учащихся общеобразовательной школы по предмету «Физическая культура» является одним из ведущих факторов, способствующих обеспечению формирования гармонично развитой личности.
3. Варьирование и усложнение практических испытаний от этапа к этапу являются мощным стимулом для повышения качества преподавания предмета «Физическая культура» в школе и вовлечения школьников в регулярные самостоятельные занятия физическими упражнениями.
Список литературы
1. Балашова В.Ф., Чесноков Н.Н. Физическая культура: тестовый контроль знаний: метод. пособие. 2-е изд. М.: Физическая культура, 2009.
2. Всероссийская олимпиада школьников по физической культуре в 2006 году // под общ ред. Н.Н. Чеснокова. М.: АПКиППРО, 2006.
3. Лагутин А.Б., Михалина Г.М. Гимнастика в вопросах и ответах: учеб. пособие. М.: Физическая культура, 2010.
4. Красников А.А., Чесноков Н.Н. Тестирование теоретико-методических знаний в области физической культуры и спорта: учеб. пособие. М.: Физическая культура, 2010.
5. Чесноков Н.Н., Кузин В.В., Красников А.А. Олимпиада по предмету «Физическая культура» М.: Физическая культура, 2005.
6. Чесноков Н.Н., Красников А.А. Тестирование теоретико-методических знаний в области физической культуры и спорта. М.: СпортАкадемПресс, 2002.
Чесноков Николай Николаевич, д-р пед. наук, проф., зав. кафедрой, [email protected], Россия, Москва, Российский государственный университет физической культуры, спорта, молодежи и туризма (ГЦОЛИФК),
Володькин Дмитрий Александрович, преподаватель, [email protected], Россия, Москва, Российский государственный университет физической культуры, спорта, молодежи и туризма (ГЦОЛИФК)
ALL-RUSSIAN OLYMPIAD ON THE SUBJECT "PHYSICAL EDUCATION" -INNOVATIONS IN PHYSICAL EDUCATION
N.N. Chesnokov, D.A.Volod'kin
The Olympiad on the subject Physical Education is one of the innovative forms of physical education of children and adolescents. The program of the Olympiad on the subject "Physical training" consists of two types of tests - theoretical and methodological task and practical task, including in addition to the basic types of school program also its variable part.
Key words: All-Russian Olympiad on the subject Physical Education, theoretical and methodological task, practical task, criteria and methods of evaluation of the implementation of tasks Olympiad
Chesnokov Nikolay Nikolaevich, professor, Head of Department of theory and methodology of athletics, [email protected], Russia, Moscow, FSBEI HPO "Russian State University of Physical Education, Sport, Youth and Tourism (SCOLIPE)"
Volod'kin Dmitry Aleksandrovich, Department of theory and methodology of athletics, [email protected], Russia, Moscow, FSBEI HPO "Russian State University of Physical Education, Sport, Youth and Tourism (SCOLIPE)"