Научная статья на тему 'Анализ качества теоретико-методической подготовки школьников ХМАО-Югры к участию в региональном этапе всероссийской олимпиады по предмету "Физическая культура"'

Анализ качества теоретико-методической подготовки школьников ХМАО-Югры к участию в региональном этапе всероссийской олимпиады по предмету "Физическая культура" Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
351
28
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РЕГИОНАЛЬНЫЙ ЭТАП / ОЛИМПИАДА ШКОЛЬНИКОВ / ТЕОРЕТИКО-МЕТОДИЧЕСКИЙ ТУР / ТЕСТОВЫЕ ЗАДАНИЯ / ТИПЫ ОЛИМПИАДНЫХ ЗАДАНИЙ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Синявский Николай Иванович, Пащенко Лена Григорьевна, Давыдова Светлана Александровна, Младенцев Анатолий Валентинович

В статье представлена оценка качества теоретико-методической подготовки школьников ХМАО-Югры к участию в региональном этапе Всероссийской олимпиады по предмету «Физическая культура», проходившем в г. Нижневартовске в 2017-2018 учебном году. Анализ результатов показал, что успешнее школьники справлялись с заданиями прикладной направленности. Низкие результаты показаны в тестовых заданиях в открытой форме, а также в вопросах из области истории физической культуры. В процессе подготовки к участию в олимпиаде рекомендуется усилить теоретико-методический раздел учебным материалом из смежных с теорией и методикой физической культуры областях, а контроль степени его усвоения осуществлять, используя открытую форму тестовых заданий.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Синявский Николай Иванович, Пащенко Лена Григорьевна, Давыдова Светлана Александровна, Младенцев Анатолий Валентинович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Analysis of the quality of the theoretic and methodical training of schoolchildren of KHMAO-Ugra to participate in the regional stage of the All-Russian Olympiad on the subject “Physical culture”

The article presents an assessment of the quality of the theoretical and methodological preparation of schoolchildren from the KHMAO-Ugra to participate in the regional stage of the All-Russian Olympiad in the subject "Physical Culture", which took place in Nizhnevartovsk in 2017-2018 academic year. Analysis of the results showed that schoolchildren coped with assignments of applied orientation more successfully. Low results are shown in test tasks in an open form, as well as in questions from the history of physical culture. In the process of preparing for participation in the Olympiad, it is recommended that the theoretical and methodical section be strengthened with training material from areas adjacent to the theory and methodology of physical culture, and control of the degree of its mastery is carried out using an open form of test tasks.

Текст научной работы на тему «Анализ качества теоретико-методической подготовки школьников ХМАО-Югры к участию в региональном этапе всероссийской олимпиады по предмету "Физическая культура"»

7. Simakov, A.M. (2016), "Features of integrated system of preparation in taekwondo at the stage of sports specialization in age group of 13-15 years", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 141, No. 11, pp. 197-204.

8. Simakov, A.M., Simakov, D.A., Rudenko, G.V. and Korostelev, E.N. (2018), "Technique of development of high-speed endurance in taekwondo at a stage of improvement of sports skill (15-16 years)", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 156, No. 2, pp. 219-223.

Контактная информация: simakov-tkd@ya.ru

Статья поступила в редакцию 30.05.2018

УДК 796.01

АНАЛИЗ КАЧЕСТВА ТЕОРЕТИКО-МЕТОДИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ ШКОЛЬНИКОВ ХМАО-ЮГРЫ К УЧАСТИЮ В РЕГИОНАЛЬНОМ ЭТАПЕ

ВСЕРОССИЙСКОЙ ОЛИМПИАДЫ ПО ПРЕДМЕТУ «ФИЗИЧЕСКАЯ

КУЛЬТУРА»

Николай Иванович Синявский, доктор педагогических наук, профессор, Сургутский государственный педагогический университет, г. Сургут; Лена Григорьевна Пащенко, кандидат педагогических наук, доцент, Светлана Александровна Давыдова, кандидат педагогических наук, доцент, Нижневартовский государственный университет (НВГУ), Нижневартовск; Анатолий Валентинович Младенцев, старший преподаватель, Институт развития образования, Ханты-Мансийск

Аннотация

В статье представлена оценка качества теоретико-методической подготовки школьников ХМАО-Югры к участию в региональном этапе Всероссийской олимпиады по предмету «Физическая культура», проходившем в г. Нижневартовске в 2017-2018 учебном году. Анализ результатов показал, что успешнее школьники справлялись с заданиями прикладной направленности. Низкие результаты показаны в тестовых заданиях в открытой форме, а также в вопросах из области истории физической культуры. В процессе подготовки к участию в олимпиаде рекомендуется усилить теоретико-методический раздел учебным материалом из смежных с теорией и методикой физической культуры областях, а контроль степени его усвоения осуществлять, используя открытую форму тестовых заданий.

Ключевые слова: региональный этап, олимпиада школьников, теоретико-методический тур, тестовые задания, типы олимпиадных заданий.

ANALYSIS OF THE QUALITY OF THE THEORETIC AND METHODICAL TRAINING OF SCHOOLCHILDREN OF KHMAO-UGRA TO PARTICIPATE IN THE REGIONAL STAGE OF THE ALL-RUSSIAN OLYMPIAD ON THE SUBJECT

"PHYSICAL CULTURE" Nikolay Ivanovich Sinyavskiy, the doctor of pedagogical sciences, professor, Surgut State Pedagogical University, Surgut; Lena Grigoryevna Pashchenko, the candidate of pedagogical sciences, senior lecturer, Svetlana Alexandrovna Davydova, the candidate of pedagogical sciences, senior lecturer, Nizhnevartovsk State University, Nizhnevartovsk; Anatoly Valentinovich Mladencev, the senior lecturer, Institute of Development of Education, Khanty-Mansiysk

Annotation

The article presents an assessment of the quality of the theoretical and methodological preparation of schoolchildren from the KHMAO-Ugra to participate in the regional stage of the All-Russian Olympiad in the subject "Phy sical Culture", which took place in Nizhnevartovsk in 2017-2018 academic year. Analysis of the results showed that schoolchildren coped with assignments of applied orientation more successfully. Low results are shown in test tasks in an open form, as well as in questions from the history of physical culture. In the process of preparing for participation in the Olympiad, it is recommended that the theoretical and methodical section be strengthened with training material from areas adjacent to the theory and

methodology of physical culture, and control of the degree of its mastery is carried out using an open form of test tasks.

Keywords: regional stage, Olympiad of schoolchildren, theoretical and methodical tour, test tasks, types of Olympiad assignments.

ВВЕДЕНИЕ

Сочетание теоретико-методического и практического этапов олимпиады по предмету «Физическая культура» отражает высокую значимость сферы физической культуры в формировании гармонично развитой личности. Олимпиада по предмету «Физическая культура» позволяет не только выявить уровень теоретических знаний и творческих способностей, потребность к освоению новых знаний и повышению познавательной активности, а также позволяет совершенствовать систему работы с одаренными детьми [1, 2].

Усложнение теоретических заданий от школьного до итогового - всероссийского этапа, их вариативность, требует углубленной подготовки участников олимпиадного движения и является мощным стимулом для учителей физической культуры в поиске путей совершенствования системы подготовки школьников к участию в подобного рода состязаниях [3]. Вместе с этим, важным результатом участия в олимпиаде является формирование мотивации школьников к овладению новыми, неизвестными ранее, знаниями в области физической культуры и спорта. Анализ результатов выполнения олимпиадных заданий позволяет наметить пути повышения качества подготовки школьников к участию в олим-пиадном движении по предмету «Физическая культура».

Цель исследования - оценка качества теоретико-методической подготовки школьников ХМАО-Югры к участию в региональном этапе Всероссийской олимпиады по предмету «Физическая культура», проходившем в г.Нижневартовске в 2017-2018 учебном году, на основе анализа результатов выполнения заданий теоретико-методического тура.

В исследовании приняли участие 59 юношей (9 класс - 13 человек, 10 класс - 22, 11 класс - 24) и 53 девушки (9 класс - 15 человек, 10 класс - 15, 11 класс - 23), обучающиеся образовательных учреждений ХМАО-Югры - участники регионального этапа Всероссийской олимпиады по предмету «Физическая культура». Анализу подверглись результаты выполнения заданий, предусмотренных теоретико-методическим туром олимпиады: 10 заданий в закрытой форме, 5 - в открытой, 3 - на соответствие, 1 - на установление правильной последовательности и 1 задание-кроссворд.

РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ

Система тестирования является универсальным инструментом определения уровня знаний школьников, позволяющая сравнить индивидуальные результаты с результатами других участников и проранжировать их. Вместе с этим, помимо оценки уровня знаний, анализ результативности выполнения тестовых заданий дает возможность оценить структуру знаний школьников и выявить существующие у них проблемы.

Задания в закрытой форме предполагающие возможность выбора правильного ответа из предложенных вариантов, включающих, в том числе, неправильные и частично правильные утверждения - в меньшей степени предусматривают проявление творческих возможностей. Как следует из таблицы 1 успешно справились с такого рода заданиями в среднем 46% юношей и 52% девушек. Задания в открытой форме предполагают самостоятельное завершение высказывания при отсутствии предложенных ответов. Это требует проявления широкого кругозора и наличия глубоких знаний не только в сфере физической культуре и спорте, но и в смежных областях знаний. В среднем, с заданиями этой формы тестовых заданий смогли справиться 20% юношей и 23% девушек. Задания на соответствие требуют от школьников сравнения представленных понятий, поиска причинно-следственных связей и предполагают сопоставление качественных характеристик одного списка с объектами другого. Успешность выполнения этой формы заданий соответствует показателям успешности решения тестов в закрытой форме - в среднем составила 51%.

Тест на определение правильной последовательности предусматривающий установление логической очередности представленных в задании элементов не вызвал затруднений у школьников - 75% успешно справились с ним (74% юношей и 76% девушек). В задании-кроссворде требуется заполнение переплетенных рядов клеточек словами по заданным значениям. В большей степени данное задание соотносится с тестами открытой формы. В среднем, с этим заданием справились 45% юношей и 41% девушек.

Таким образом, наиболее сложными для школьников явились тесты с открытой формой заданий, предполагающие поиск ответа исходя из имеющихся теоретических знаний и практического опыта.

Усредненные показатели успешности выполнения заданий, представленных в различных формах, не позволяют сделать заключение о качестве теоретико-методической подготовленности школьников по отдельным темам и разделам предмета «Физическая культура». В таблице 1 представлены результаты успешности выполнения заданий в закрытой форме юношами и девушками, участниками олимпиады.

Как следует из таблицы, 95% юношей и 98% девушек правильно ответили на вопрос о наказаниях для спортсменов за использование допинга. Также, не вызвали существенного затруднения вопросы, часто встречаемые в различных тестовых заданиях, представленных в учебно-методических материалах для подготовки школьников к олимпиадам и экзаменам по предмету «Физическая культура», а именно - выбор из предложенных вариантов наиболее верного определения того или иного физического качества. Неоднозначно школьники ответили на вопросы, представленные в закрытой форме по теме «Обучение двигательным действиям». Так, если с вопросом о двигательном навыке, предусматривающем один правильный ответ, справились 72% (64% юношей и 79% девушек), то задание, предусматривающее уточнение признаков двигательного умения, с выбором нескольких вариантов ответа, в полном объеме выполнили только 21% участников олимпиады (13% юношей и 30% девушек). Затруднение вызвал вопрос из этого же блока о характеристике техники физических упражнений, предусматриваемый выбор 3 верных ответов из 4 представленных. Только 16% смогли справиться с этим заданием, при этом девушки были успешнее юношей (21% и 11% соответственно).

Таблица 1 - Анализ выполнения заданий в закрытой форме участниками олимпиады по физической культуре___

№ Тематическое содержание задания Юноши (кол-во/%) Девушки (кол-во/%)

9 10 11 Общ 9 10 11 Общ

1 Олимпийское движение 7/54 8/36 11/46 26/44 1/7 7/47 5/22 13/25

2 Определение физического качества 10/77 17/77 16/66 43/72 12/80 9/60 16/70 37/70

3 Физиологические аспекты физической активности 11/84 15/68 17/71 43/72 13/87 13/87 20/87 46/87

4 Развитие физических качеств 3/23 3/13 7/29 13/22 4/27 5/33 3/13 12/23

5 Обучение двигат. действиям 1/7 7/18 3/12 8/13 5/13 6/40 5/22 16/30

6 Характеристика техники физических упражнений 2/15 3/13 2/8 7/11 4/27 2/13 5/22 11/21

7 Обучение двигат. действиям 4/30 8/36 7/29 19/32 6/40 5/33 14/61 25/47

8 Характеристика физической нагрузки 6/46 8/36 8/33 22/37 8/53 6/40 10/43 24/45

9 Обучение двигат. действиям 8/61 17/77 13/54 38/64 12/80 13/87 17/74 42/79

10 Антидопинговое обеспечение спорта 13/100 19/86 24/100 56/95 15/100 15/100 22/96 52/98

Тестовые задания в открытой форме вызвали наибольшие затруднения у участников олимпиады (таблица 2).

Так, справиться с заданием, предусматривающем перечисление сторон спортивной подготовки, в полном объеме не смог ни один участник. Школьники, в основном, перечисляли этапы подготовки, виды физкультурно-спортивной деятельности. Из числа

правильных вариантов ответов была упомянута лишь физическая подготовка. Таблица 2 - Анализ выполнения заданий в открытой форме участниками олимпиады по физической культуре_

№ Тематическое содержание задания Юноши (кол-во / %) Д евушки (кол-во / %)

9 10 11 Общ 9 10 11 Общ

11 Антидопинговое обеспечение спорта 3/23 13/59 4/16 20/34 4/27 8/53 13/57 25/47

12 Правила проведения соревнований 1/7 0 1/4 2/3 2/13 0 4/26 6/15

13 История ФК. Биография 7/53 12/54 15/62 34/57 7/47 5/33 6/26 18/34

14 Методы изучения физического развития 2/15 7/13 7/29 16/27 6/40 9/60 5/22 20/38

15 Содержание спорт подготовки - частично выполнен. 1/7 6/27 3/12 10/17 1/7 9/60 5/22 15/28

Полностью выполненное 0 0 0 0 0 0 0 0

16 Название способов прыжка в л/атл - частично выполнен. 0 1/5 1/4 2/3 1/7 2/13 0 3/6

Полностью выполненное 0 0 0 0 0 1/7 1/4 2/4

Также, из всех участников регионального этапа олимпиады по предмету «Физическая культура» только и 4% девушек смогли перечислить все известные способы выполнения легкоатлетического прыжка в длину с разбега. Наиболее часто встречаемыми ответами на данное задание были перечисления фаз выполнения прыжка (разбег, отталкивание, полет, приземление).

Следует отметить, что, не смотря на знание общих вопросов антидопингового обеспечения в спорте только 40% участников олимпиады (34% юношей и 47% девушек) осведомлены о нюансах правового аспекта нарушения правил антидопингового кодекса. Более успешно школьники справились с вопросом о лучшем вратаре XX века. При этом юноши были успешнее девушек (57% и 34% соответственно).

Таблица 3 - Успешность выполнения заданий на соответствие участниками олимпиады по физической культуре___

№ Тематическое содержание задания Юноши (%) Девушки (%)

9 10 11 Общ 9 10 11 Общ

17 Физические способности и их определения 57 26 59 50 49 53 64 57

18 Высказывания древних философов о здоровье 22 19 15 19 12 24 15 17

19 Двигательные действия строевых команд 90 74 76 79 84 84 83 84

В тестовых заданиях, предусматривающих установление соответствия, наибольшие затруднения вызвали вопросы о высказываниях древних философов (таблица 3). Наиболее узнаваемыми для школьников является фраза Аристотеля «Жизнь требует движения» (29% юношей и 26% девушек справились с заданием), а также высказывание Авиценны о профилактической роли физических упражнений (37% и 25% соответственно). Выражения Гиппократа смогли правильно определить только 7% юношей и 4% девушек.

Успешнее школьники справились с заданием на установление соответствия между разновидностью физических способностей и их определением, за исключением характеристики «амортизационной силы», которая не так часто встречается в учебниках по теории и методике физической культуры.

Лучшие показатели в количественном отношении были показаны школьниками при установлении соответствия между строевыми командами и их двигательными проявлениями - 81% справились в полном объеме с этим заданием (79% юношей и 84% девушек).

Хорошее знание команд, подаваемых при выполнении старта в легкой атлетике, позволило 75% участников олимпиады не только правильно установить последовательность, но и найти их графическое изображение на предложенных рисунках.

Таблица 4 - Анализ выполнения задания - кроссворда участниками олимпиады по физической культуре_

№2 1 Спортивное сооружение вида спорта Юноши (кол-во / %) Девушки (кол-во / %)

9 10 11 Общ 9 10 11 Общ

1 Баскетбол 2/15 5/23 10/42 17/29 2/13 6/40 0 8/15

2 Тяжелая атлетика 2/15 2/9 4/10 8/13 3/20 4/27 3/13 10/19

3 Теннис 9/69 16/72 21/88 46/78 11/73 11/73 18/78 40/75

4 Дзюдо 6/46 12/54 16/66 34/57 4/27 9/60 11/48 24/45

5 Фехтование 2/15 8/36 7/29 17/29 2/13 4/27 2/9 8/15

6 Легкая атлетика 7/53 18/75 14/58 39/66 11/73 10/67 20/87 31/77

С заданием - кроссвордом, предусматривающем знание спортивных сооружений, а именно мест проведения соревнований по различным видам спорта, в среднем справились 43% школьников (45% юношей и 41% девушек). Наиболее знакомыми для школьников явились места проведения соревнований по теннису (76%), легкой атлетике (71%) и дзюдо (51%). Менее узнаваемыми стали спортивные сооружения тяжелой атлетики, фехтования и баскетбола. И если первые два вида спорта не практикуются в округе, то невозможность для большинства школьников указать название места проведения соревнований по популярному в ХМАО-Югре баскетболу, входящему в программу по физическому воспитанию школьников, вызывает недоумение.

ВЫВОДЫ

Проведенный анализ успешности выполнения теоретико-методических заданий школьниками на региональном этапе всероссийской олимпиады школьников по предмету «Физическая культура» позволил оценить качество подготовки старшеклассников ХМАО-Югры к участию в данном состязании. Лучше всего школьники справились с заданиями, имеющими прикладную направленность. Низкий уровень успешности выполнения заданий в открытой форме, а также слабое знание вопросов в области истории физической культуры говорит не только о недостаточности теоретических знаний, но и ограниченности кругозора юношей и девушек. В процессе подготовки к участию в олимпиаде следует усилить теоретико-методический раздел основным учебным и дополнительным материалом, представленным в смежных с теорией и методикой физической культуры областях, а оценку знаний осуществлять, используя открытую форму тестовых заданий. Полученные результаты позволяют совершенствовать систему подготовки школьников, формировать общекультурные и предметные компетенции в области теории и методики физической культуры.

ЛИТЕРАТУРА

1. Анализ результатов теоретико-методических олимпиадных заданий регионального этапа всероссийской олимпиады школьников по предмету «Физическая культура» в ХМАО-Югра / Н.И. Синявский, В.В. Власов, Л.Г. Пащенко, А.В. Младенцев // Ученые записки университета имени. П.Ф. Лесгафта. - 2017. - № 2 (144). - С. 242-246.

2. Чесноков, Н.Н. Исследование качества теоретико-методических заданий олимпиады школьников по предмету «Физическая культура» / Н.Н. Чесноков, А.И. Замогильнов, Д.А. Володь-кин // Известия ТулГУ. Физическая культура. Спорт. - 2017. - № 2. - С. 101-110.

3. Чесноков Н.Н. Всероссийская олимпиада школьников по предмету «Физическая культура» - инновации в физическом воспитании / Н.Н. Чесноков, Д.А. Володькин // Известия ТулГУ. Гуманитарные науки. - 2014. - № 4-2. - С. 238-244.

REFERENCES

1. Sinyavskiy N.I., Vlasov V.V., Pashchenko L.G. and Mladencev А.У. (2017), "Analysis of the results of theoretical and methodological Olympiad assignments of the regional stage of the All-Russian Olympiad of schoolchildren on the subject 'Physical Culture' in KHMAO-Ugra", Uchenye zapiski univer-siteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 144. №2, pp. 242-246.

2. Chesnokov, N.N., Zamogilnov, A.I. and Volodkin, D.A. (2017), "The study of the quality of the theoretical and methodical tasks of the schoolchildren's Olympiad in the subject 'Physical Culture'". News of the Tula State University, № 2, pp. 101-110.

3. Chesnokov, N.N. and Volodkin, D.A. (2014), "All-Russian Olympiad of pupils on the subject 'Physical Education' - Innovation in physical education", News of the Tula State University, № 4 (2), pp. 238-244.

Контактная информация: lenanv2008@yandex.ru

Статья поступила в редакцию 04.06.2018

УДК 796.034.2

МАССОВЫЕ СОРЕВНОВАНИЯ «ЛЫЖНАЯ СТРЕЛА» КАК ЭФФЕКТИВНЫЙ ИНСТРУМЕНТ ПРИОБЩЕНИЯ НАСЕЛЕНИЯ К ЗДОРОВОМУ ОБРАЗУ ЖИЗНИ

Станислав Игоревич Смирнов, кандидат педагогических наук, Центр подготовки спортивных сборных команд Санкт-Петербурга, Санкт-Петербург

Аннотация

Статья посвящена организации массовых соревнований «Лыжная стрела», показана частота участия различных категорий горожан в этих мероприятиях, выявлено, что их привлекает к участию в массовых лыжных гонках. Приведена оценка респондентов организации и проведения массовых лыжных гонок.

Ключевые слова: массовые соревнования, «Лыжная стрела», организация спортивного мероприятия, степень удовлетворенности соревнованиями.

MASS COMPETITIONS "SKI ARROW" AS AN EFFECTIVE TOOL FOR ENCOURAGING PEOPLE TO A HEALTHY LIFESTYLE

Stanislav Igorevich Smirnov, the candidate of pedagogical sciences, The centre ofpreparation of sports national teams of St. Petersburg, St. Petersburg

Annotation

The article is devoted to the organization of mass competitions "ski arrow", shows the frequency of participation of different categories of citizens in these events, revealed that they are attracted to participate in mass skiing. The assessment of respondents of the organization and carrying out mass cross-country skiing races is resulted.

Keywords: mass competitions "ski arrow", the organization of sports activities, degree of satisfaction with the competition

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

ВВЕДЕНИЕ

Значимость массовой физической культуры и спорта очевидна, поэтому на всех уровнях идет постоянный поиск наиболее эффективных средств по решению возникающих проблем в ее развитии [1, 2].

Управление региональным развитием массовой физической культуры и спорта является одной из приоритетных задач Правительства Санкт-Петербурга. Последние двадцать лет основным инструментом регионального развития массовой физической культуры и спорта служат государственные целевые программы, охватывающие практически все основные направления, обеспечивающие устойчивое развитие физической культуры и спорта региона. В городе разработана и реализуется Государственная программа Санкт-Петербурга "Развитие физической культуры и спорта в Санкт-Петербурге" [3]. В ней предусмотрены показатели развития массовой физической культуры, достижение которых требует поиска различных организационных форм вовлечения горожан в занятия этим видом деятельности.

Цель исследования - определить эффективность массовых соревнований «Лыжная стрела» как эффективный инструмент приобщения различных групп населения к

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.