УДК 331+376.2 П. И. Чернецов, проф. Челябинского
государственного университета (ЧелГУ), д-р пед. наук, г. Челябинск И. В. Шадчин, зав. лабораторией Челябинского института развития профессионального образования (ЧИРПО), г. Челябинск, e-mail: inclusive.chirpo@mail.ru
ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ ТРУДОУСТРОЙСТВА ИНВАЛИДОВ И ЛИЦ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ
В ЧЕЛЯБИНСКОЙ ОБЛАСТИ
В статье рассмотрен комплекс ключевых проблем, связанных с занятостью выпускников — инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья. Анализируются результаты мониторинга трудоустройства инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья, получивших профессиональное образование / подготовку в 2013-2014 учебном году в профессиональных образовательных организациях Челябинской области.
Ключевые слова: инвалид, профессиональное образование, работодатель, лицо с ограниченными возможностями здоровья, доступная среда, инклюзивное образование, трудоустройство.
Сложившаяся в последнее время социально-экономическая ситуация в стране отрицательно влияет на ситуацию на рынке труда. Выпускнику, желающему трудоустроиться, все сложнее становится найти подходящую работу. Так что же можно сказать об инвалидах, у которых вследствие состояния здоровья имеются еще и определенные ограничения к труду?
В современных условиях жизни значительное число инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья нуждаются в дополнительных доходах, источником которых и может стать наличие работы, и, соответственно, получаемая в результате этого заработная плата.
Инвалидам и лицам с ограниченными возможностями здоровья крайне важно найти свою трудовую стезю, чтобы успешно интегрироваться в современное общество.
В Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 г., утвержденной распоряжением Правительства РФ от 17 нояб. 2008 г. № 1662-р, отмечено, что российская экономика оказалась перед долговременными системными вызовами, отражающими как мировые тенденции, так и внутренние барьеры развития. Один из таких вызовов — возрастание роли человеческого капитала как основного фактора экономического развития [1].
Одним из самых значимых международных документов в области защиты прав лиц с ограниченными возможностями является Конвен-
ция о правах инвалидов. В статье 24 говорится: «Государства-участники признают право инвалидов на образование» [2].
Третьего мая 2012 г. Президентом Российской Федерации был подписан Федеральный закон № 46-ФЗ «О ратификации Конвенции о правах инвалидов». Ратификация Конвенции знаменует намерение государства создавать все необходимые условия для полноценной жизни инвалида [3].
В статье второй Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» от 29 дек. 2012 г. № 273-ФЗ введено понятие «инклюзивное образование», которое трактуется как «обеспечение равного доступа к образованию для всех обучающихся с учетом разнообразия особых образовательных потребностей и индивидуальных возможностей» [4].
При этом стратегической целью государственной политики в области образования выступает повышение доступности качественного образования, соответствующего требованиям инновационного развития экономики, современным потребностям общества и каждого гражданина.
Инклюзивное образование — не форма, а новое образование со своей философией, образование возможностей и свободного выбора.
Не секрет, что без профессионального образования уделом инвалидов становятся лишь малоквалифицированные и низкооплачиваемые работы, которые зачастую по своему качеству
намного отстают от потенциальных возможностей этой категории населения. В результате проигрывают и сами инвалиды, и все общество. Для инвалидов это — явное сужение горизонтов самореализации, для общества и государства — неэффективное использование столь дефицитных в нашей стране трудовых ресурсов.
В статье 19 Федерального Закона «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» № 181-ФЗ от 24 нояб. 1995 г. (ред. от 21.07.2014) закрепляются государственные гарантии по созданию инвалидам необходимых условий для получения образования и профессиональной подготовки. Статьи 20, 21, 22 посвящены вопросам обеспечения занятости инвалидов, создания для них специальных рабочих мест и особенностей установления квоты для приема на работу [5].
В статьях 7, 8 Закона Челябинской области «Об образовании в Челябинской области» от 29 авг. 2013 г. № 515-ЗО разъясняются меры социальной поддержки обучающихся, а также особенности получения образования обучающимися с ограниченными возможностями здоровья [6].
Согласно Закону Челябинской области от 27 марта 2003 г. № 143-ЗО (ред. от 24.10.2014) «Об установлении квоты для приема на работу инвалидов в Челябинской области», работодателям, осуществляющим свою деятельность на территории Челябинской области, численность работников которых превышает 100 человек, устанавливается квота для приема на работу инвалидов в размере трех процентов от среднесписочной численности работников [7].
В соответствии с распоряжением Правительства Российской Федерации от 15 окт. 2012 г. № 1921-р «Об утверждении комплексных мер, направленных на повышение эффективности реализации мероприятий по содействию трудоустройству инвалидов и на обеспечение доступности профессионального образования на 2012-2015 гг.» [8] ГБОУ ДПО ЧИРПО был проведен мониторинг трудоустройства инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья, получивших профессиональное образование / подготовку в 2013/14 уч. г. в ПОО Челябинской области.
Мониторинг осуществлялся на основе информации, предоставленной 17 профессиональными образовательными организациями Челябинской области, осуществляющими профессиональное обучение / подготовку инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья (письмо МОиН Челябинской области
от 19.03.2014 № 04/1855 «О направлении протокола заседания областного методического объединения»). В ПОО была направлена анкета «Оценка эффективности трудоустройства инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья, получивших профессиональное образование / подготовку», которая включала в себя перечень вариативных вопросов (открытых и закрытых) по различным аспектам проблемы формирования необходимых условий для трудоустройства выпускников с особыми образовательными потребностями (нормативно-правовыми, материально-техническими, учебно-методическими и др.).
Согласно полученным в ходе анализа анкетным данным, все ПОО отмечают высокую актуальность и практическую значимость проблемы трудоустройства инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья, получивших профессиональное образование / подготовку. Во всех ПОО ежегодно проводятся мероприятия по профориентации инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья (экскурсии на предприятия, тематические классные часы, конкурсы профессионального мастерства, собеседования, мастер-классы, выставки и концерты, встречи с потенциальными работодателями).
Также следует отметить недостаточную удовлетворенность ПОО, принявших участие в анкетировании, эффективностью системы трудоустройства инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья, получивших профессиональное образование в Челябинской области.
В 2014 г. в Челябинской области из 338 выпускников с ограниченными возможностями здоровья трудоустроены 214 человек (63 % от общего числа), из 46 выпускников-инвалидов трудоустроен 31 человек (67 % от общего числа).
Компаративный анализ результатов мониторинга трудоустройства выпускников с особыми потребностями в 2013-2014 гг. позволяет сделать вывод о стабильном увеличении доли трудоустроенных инвалидов, получивших профессиональное образование / подготовку в ПОО Челябинской области: в 2013 г. — 54 % от общего числа выпускников-инвалидов, в 2014 г. — 67 %.
Вместе с тем отмечается снижение доли трудоустроенных выпускников с ограниченными возможностями здоровья, получивших профессиональное образование / подготовку в ПОО Челябинской области: в 2013 г. — 70 % от общего числа выпускников с ограниченными возможностями здоровья, в 2014 г. — 63 % (рис. 1).
Доля трудоустроенных выпускников ПОО с особыми образовательными потребностями
80 70 60 50 40 30 20 10 0
67 70
и 63
54 1
И
¡¡¡В и
н
¡¡¡И
Доля трудоустроенных Доля трудоустроенных Доля трудоустроенных Доля трудоустроенных
инвалидов в 2013 г. ( %) инвалидов в 2014 г. ( %) лиц с ограниченными лиц с ограниченными
возможностями возможностями
здоровья в 2013 г. ( %) здоровья в 2014 г. ( %)
Рис. 1. Доля трудоустроенных инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья, получивших профессиональное образование / подготовку в ПОО Челябинской области в 2012/14 уч. г. (%)
Наиболее значимых результатов в решении проблемы трудоустройства выпускников с ограниченными возможностями здоровья добились:
- Магнитогорский строительно-монтажный техникум: из 24 выпускников с ограниченными возможностями здоровья трудоустроены 22 человека (92 %);
- Саткинский политехнический техникум имени А. К. Савина: из 9 выпускников с ограниченными возможностями здоровья трудоустроены 8 человек (89 %);
- Копейский политехнический колледж: из 8 выпускников с ограниченными возможностями здоровья трудоустроены 7 человек (88 %);
- Златоустовский техникум технологий и экономики: из 8 выпускников с ограниченными возможностями здоровья трудоустроены 7 человек (88 %);
- Челябинский государственный промыш-ленно-гуманитарный техникум им. А. В. Яковлева: из 50 выпускников с ограниченными возможностями здоровья трудоустроены 42 человека (84 %);
- Верхнеуральский агротехнологический техникум — казачий кадетский корпус: из 11 выпускников с ограниченными возможностями здоровья трудоустроены 9 человек (82 %).
Меньшего успеха при трудоустройстве выпускников с ограниченными возможностями здоровья добились:
- Златоустовский индустриальный колледж им. П. П. Аносова: из 29 выпускников с ограниченными возможностями здоровья трудоустроены 11 человек (38 %);
- Троицкий технологический техникум: из 27 выпускников с ограниченными возможностями здоровья трудоустроены 9 человек (33 %);
- Бакальский техникум профессиональных технологий и сервиса: из 10 выпускников с ограниченными возможностями здоровья трудоустроены 3 человека (30 %).
Значительных успехов в решении проблемы трудоустройства выпускников, имеющих инвалидность, добились следующие организации:
- Магнитогорский строительно-монтажный техникум: из 7 выпускников-инвалидов трудоустроены 7 человек (100 %);
- Каслинский промышленно-гуманитарный техникум: из 3 выпускников-инвалидов трудоустроены 3 человека (100 %);
- Миасский геологоразведочный колледж: из 2 выпускников-инвалидов трудоустроены 2 человека (100 %);
- Челябинский техникум текстильной и легкой промышленности: из 16 выпускников-инвалидов трудоустроены 15 человек (94 %).
Менее успешными в решении проблемы трудоустройства выпускников, имеющих инвалидность, оказались следующие профессиональные образовательные организации:
- Бакальский техникум профессиональных технологий и сервиса: из 7 выпускников-
инвалидов были трудоустроены 2 человека (29 %);
- Верхнеуральский агротехнологический техникум — казачий кадетский корпус: из 2 выпускников-инвалидов не трудоустроен ни один человек (0 %);
- Златоустовский индустриальный колледж им. П. П. Аносова: из 3 выпускников-инвалидов не был трудоустроен ни один человек (табл. 1).
Таблица 1
Сводная таблица по итогам проведения мониторинга трудоустройства инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья, получивших профессиональное образование / подготовку в 2013/14 уч. г. в ПОО Челябинской области
Название ПОО Количество инвалидов, получивших профессиональное образование / подготовку в ПОО в 2013/14 уч. г. (чел.) Количество трудоустроенных инвалидов, получивших профессиональное образование / подготовку в ПОО в 2013/14 уч. г. (чел./%) Количество лиц с ограниченными возможностями здоровья, получивших профессиональное образование / подготовку в ПОО в 2013/14 уч. г. (чел.) Количество трудоустроенных лиц с ограниченными возможностями здоровья, получивших профессиональное образование / подготовку в ПОО в 2013/14 уч. г. (чел./%)
1. ГБОУ СПО (ССУЗ) «Бакальский техникум профессиональных технологий и сервиса» 7 2/29 10 3/30
2. ГБОУ СПО (ССУЗ) «Златоустовский индустриальный колледж им. П. П. Аносова» 3 - 29 11/38
3. ГБОУ СПО (ССУЗ) «Челябинский техникум текстильной и легкой промышленности» 16 15/94 9 7/78
4. ГБОУ СПО (ССУЗ) «Челябинский государственный промышленно-гуманитарный техникум им. А. В. Яковлева» 50 42/84
5. ГБОУ СПО (ССУЗ) «Златоустовский техникум технологий и экономики» - - 8 7/88
6. ГБОУ СПО (ССУЗ) «Челябинский государственный колледж индустрии питания и торговли» - - 6 3/50
7. ГБОУ СПО (ССУЗ) «Катав-Ивановский индустриальный техникум» 4 2/50 16 10/63
8. ГБОУ СПО (ССУЗ) «Каслинский промышленно-гуманитарный техникум» 3 3/100 43 19/44
9. ГБОУ СПО (ССУЗ) «Саткинский политехнический техникум им. А. К. Савина» 2 - 9 8/89
10. ГБОУ СПО (ССУЗ) «Магнитогорский строительно-монтажный техникум» 7 7/100 24 22/92
11. ГБОУ СПО (ССУЗ) «Челябинский автотранспортный техникум» - - 33 21/64
12. ГБОУ СПО (ССУЗ) «Коркинский горностроительный техникум» - - 17 9/53
13. ГБОУ СПО (ССУЗ) «Миасский геологоразведочный колледж» 2 2/100 18 12/67
Название ПОО Количество инвалидов, получивших профессиональное образование / подготовку в ПОО в 2013/14 уч. г. (чел.) Количество трудоустроенных инвалидов, получивших профессиональное образование / подготовку в ПОО в 2013/14 уч. г. (чел./%) Количество лиц с ограниченными возможностями здоровья, получивших профессиональное образование / подготовку в ПОО в 2013/14 уч. г. (чел.) Количество трудоустроенных лиц с ограниченными возможностями здоровья, получивших профессиональное образование / подготовку в ПОО в 2013/14 уч. г. (чел./%)
14. ГБОУ СПО (ССУЗ) «Верхнеуральский агротехнологический техникум — казачий кадетский корпус» 2 11 9/82
15. ГБОУ СПО (ССУЗ) «Копейский политехнический колледж» — — 8 7/88
16. ГБОУ СПО (ССУЗ) «Троицкий технологический техникум» - — 27 9/33
17. ГБОУ СПО (ССУЗ) «Южноуральский энергетический техникум» — — 20 15/75
Общее количество выпускников 46 31/67 338 214/63
В ходе анкетирования был выявлен комплекс ключевых проблем, с которыми сталкиваются выпускники с ограниченными возможностями здоровья при устройстве на работу:
- несформированность в социуме установок толерантного отношения к людям с особыми потребностями (отметили 100 % ПОО);
- недостаточно высокая заработная плата, которую предлагают работодатели выпускникам с особыми потребностями (отметили 100 % ПОО);
- трудности с социально-профессиональной адаптацией выпускников с особыми потребностями при первичном трудоустройстве (отметили 76 % ПОО);
- низкий уровень экономической и иной мотивации работодателей к трудоустройству выпускников с ограничениями здоровья (отметили 100 % ПОО);
- отсутствие действенных механизмов стимулирования работодателей к трудоустройству выпускников с ограничениями здоровья (отметили 100 % ПОО).
Также можно отметить, что все ПОО, принявшие участие в анкетировании, неявно представили перечень мероприятий по повышению информационной поддержки работодателей, предоставлению точной информации о возможностях инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья, их потребностях
и способностях, по повышению уровня осведомленности работодателей по вопросам осуществления выпускниками с особыми потребностями профессиональной деятельности.
Только 11 ПОО (65 %) представили перечень мероприятий по психолого-педагогическому сопровождению инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья при устройстве на работу, это: Бакальский техникум профессиональных технологий и сервиса, Златоустовский индустриальный колледж им. П. П. Аносова, Челябинский техникум текстильной и легкой промышленности, Челябинский государственный промышленно-гуманитарный техникум им. А. В. Яковлев, Катав-Ивановский индустриальный техникум, Саткинский политехнический техникум им. А. К. Савина, Челябинский автотранспортный техникум, Коркинский горно-строительный техникум, Миасский геологоразведочный колледж, Верхнеуральский агротехнологический техникум — казачий кадетский корпус, Копейский политехнический колледж.
Мониторинг закрепляемости на рабочих местах инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья осуществляют 13 ПОО (76 %): Бакальский техникум профессиональных технологий и сервиса, Златоустовский индустриальный колледж им. П. П. Аносова, Челябинский техникум текстильной и легкой
промышленности, Челябинский государственный промышленно-гуманитарный техникум им. А. В. Яковлева, Златоустовский техникум технологий и экономики, Челябинский государственный колледж индустрии питания и торговли, Катав-Ивановский индустриальный техникум, Саткинский политехнический техникум им. А. К. Савина, Челябинский автотранспортный техникум, Коркинский горно-строительный техникум, Миасский геологоразведочный колледж, Верхнеуральский агротехнологиче-ский техникум — казачий кадетский корпус, Копейский политехнический колледж.
Договоры с предприятиями/фирмами о сотрудничестве с последующим трудоустройством выпускников — инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья заключили лишь 9 ПОО (53 %): Бакальский техникум профессиональных технологий и сервиса, Челябинский государственный промышленно-гуманитарный техникум им. А. В. Яковлева, Златоустовский техникум технологий и экономики, Челябинский государственный колледж индустрии питания и торговли, Магнитогорский строительно-монтажный техникум, Челябинский автотранспортный техникум, Коркинский горно-строительный техникум, Верхнеуральский агротехнологиче-ский техникум — казачий кадетский корпус, Троицкий технологический техникум.
Только в двух ПОО (12 %) созданы постоянно действующие службы трудоустройства инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья:
- служба допрофессиональной, профессиональной подготовки и трудоустройства инвалидов на базе Катав-Ивановского индустриального техникума;
- центр психолого-педагогической адаптации, профориентации и трудоустройства лиц с ограниченными возможностями здоровья на базе Челябинского техникума текстильной и легкой промышленности.
Одна из основных проблем при трудоустройстве инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья в том, что большинство работодателей не стремятся взять на себя ответственность за дальнейшее сопровождение такого выпускника, недостаточно мотивированы, чтобы предложить адекватные условия труда, которые не повлияют негативно на здоровье и дальнейшее развитие специалиста с особыми потребностями.
Библиографический список
На основании вышеизложенного представляется целесообразным рекомендовать руководителям профессиональных образовательных организаций следующее:
- реализовать комплекс мероприятий по повышению информационной поддержки работодателей, предоставлению точной информации о возможностях инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья, их потребностях и способностях, повышению уровня осведомленности работодателей по вопросам осуществления выпускниками с особыми потребностями профессиональной деятельности, их здоровья и безопасности;
- совершенствовать систему комплексного психолого-педагогического сопровождения инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья при их устройстве на работу;
- регулярно проводить встречи, совещания с потенциальными работодателями, представителями службы занятости населения по вопросам трудоустройства данной категории выпускников;
- организовать регулярное обновление и пополнение библиотечного фонда по проблеме инклюзивного образования;
- обеспечить внедрение современных образовательных технологий для обучения инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья;
- совершенствовать материально-техническую базу для обучения инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья;
- обеспечить реализацию прав обучающихся — инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья на участие в культурной и спортивной жизни (культурно-зрелищных, спортивно-массовых и других мероприятиях);
- активизировать деятельность по поиску предприятий, фирм и др. социальных партнеров с целью заключения договоров о сотрудничестве с последующим трудоустройством выпускников — инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья;
- создать на официальных сайтах ПОО раздел по работе с инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья;
- обеспечить архитектурную доступность зданий и сооружений для инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья.
1. Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 г. [Электронный ресурс] : распоряжение Правительства РФ от 17 нояб. 2008 г. № 1662-р // КонсультантПлюс.
2. Конвенция о правах инвалидов [Электронный ресурс] : [принята резолюцией 61/106 Генеральной Ассамблеи ООН от 13 дек. 2О0б г.]. — Режим доступа: http://www.un.org/ru/ documents/decl_conv/conventions/disability.
3. Российская Федерация. Законы. О ратификации Конвенции о правах инвалидов [Электронный ресурс] : федер. закон : [принят Гос. Думой 3 мая 2012 г]. — Режим доступа: http:// www.rg.ru/2012/05/05/invalidi-dok.html.
4. Российская Федерация. Законы. Об образовании в Российской Федерации [Электронный ресурс] : федер. закон : [принят Гос. Думой 29 дек. 2012 г.] // КонсультантПлюс.
5. Российская Федерация. Законы. О социальной защите инвалидов в Российской Федерации [Электронный ресурс] : федер. закон : [принят Гос. Думой 20 июля 1995 г. : ред. от 21 июля 2014 г.] // КонсультантПлюс.
6. Об образовании в Челябинской области [Электронный ресурс] : закон Челябинской обл. от 29.08.2013 г. № 515-ЗО // КонсультантПлюс.
7. Об установлении квоты для приема на работу инвалидов в Челябинской области [Электронный ресурс] : закон Челябинской обл. от 29.08.2013 г. № 143-ЗО // КонсультантПлюс.
8. Об утверждении комплексных мер, направленных на повышение эффективности реализации мероприятий по содействию трудоустройству инвалидов и на обеспечение доступности профессионального образования на 2012-2015 гг. [Электронный ресурс] : [распоряжение Правительства РФ от 15 окт. 2012 г. № 1921-p] // КонсультантПлюс.