Научная статья на тему 'Проблемы и перспективы трудоустройства инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья в Челябинской области'

Проблемы и перспективы трудоустройства инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья в Челябинской области Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
333
48
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНВАЛИД / ЛИЦО С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ / DISABLED PERSON / ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / VOCATIONAL TRAINING / РАБОТОДАТЕЛЬ / AN EMPLOYER / ДОСТУПНАЯ СРЕДА / ACCESSIBLE ENVIRONMENT / ИНКЛЮЗИВНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / INCLUSIVE EDUCATION / ТРУДОУСТРОЙСТВО / EMPLOYMENT / PERSON WITH DISABILITIES

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Чернецов П. И., Шадчин И. В.

В статье рассмотрен комплекс ключевых проблем, связанных с занятостью выпускников инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья. Анализируются результаты мониторинга трудоустройства инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья, получивших профессиональное образование / подготовку в 2013-2014 учебном году в профессиональных образовательных организациях Челябинской области.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по социологическим наукам , автор научной работы — Чернецов П. И., Шадчин И. В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PROBLEMS AND PERSPECTIVES OF THE EMPLOYMENT OF DISABLED PEOPLE AND PERSONS WITH DISABILITIES IN THE CHELYABINSK REGION

The article describes a set of key issues related to the employment of disabled persons and persons with disabilities. The results of monitoring of employment of disabled persons and persons with disabilities have received vocational education / training in the 2013-2014 academic year, the professional educational institutions of the Chelyabinsk region are analyzed.

Текст научной работы на тему «Проблемы и перспективы трудоустройства инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья в Челябинской области»

УДК 331+376.2 П. И. Чернецов, проф. Челябинского

государственного университета (ЧелГУ), д-р пед. наук, г. Челябинск И. В. Шадчин, зав. лабораторией Челябинского института развития профессионального образования (ЧИРПО), г. Челябинск, e-mail: inclusive.chirpo@mail.ru

ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ ТРУДОУСТРОЙСТВА ИНВАЛИДОВ И ЛИЦ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ

В ЧЕЛЯБИНСКОЙ ОБЛАСТИ

В статье рассмотрен комплекс ключевых проблем, связанных с занятостью выпускников — инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья. Анализируются результаты мониторинга трудоустройства инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья, получивших профессиональное образование / подготовку в 2013-2014 учебном году в профессиональных образовательных организациях Челябинской области.

Ключевые слова: инвалид, профессиональное образование, работодатель, лицо с ограниченными возможностями здоровья, доступная среда, инклюзивное образование, трудоустройство.

Сложившаяся в последнее время социально-экономическая ситуация в стране отрицательно влияет на ситуацию на рынке труда. Выпускнику, желающему трудоустроиться, все сложнее становится найти подходящую работу. Так что же можно сказать об инвалидах, у которых вследствие состояния здоровья имеются еще и определенные ограничения к труду?

В современных условиях жизни значительное число инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья нуждаются в дополнительных доходах, источником которых и может стать наличие работы, и, соответственно, получаемая в результате этого заработная плата.

Инвалидам и лицам с ограниченными возможностями здоровья крайне важно найти свою трудовую стезю, чтобы успешно интегрироваться в современное общество.

В Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 г., утвержденной распоряжением Правительства РФ от 17 нояб. 2008 г. № 1662-р, отмечено, что российская экономика оказалась перед долговременными системными вызовами, отражающими как мировые тенденции, так и внутренние барьеры развития. Один из таких вызовов — возрастание роли человеческого капитала как основного фактора экономического развития [1].

Одним из самых значимых международных документов в области защиты прав лиц с ограниченными возможностями является Конвен-

ция о правах инвалидов. В статье 24 говорится: «Государства-участники признают право инвалидов на образование» [2].

Третьего мая 2012 г. Президентом Российской Федерации был подписан Федеральный закон № 46-ФЗ «О ратификации Конвенции о правах инвалидов». Ратификация Конвенции знаменует намерение государства создавать все необходимые условия для полноценной жизни инвалида [3].

В статье второй Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» от 29 дек. 2012 г. № 273-ФЗ введено понятие «инклюзивное образование», которое трактуется как «обеспечение равного доступа к образованию для всех обучающихся с учетом разнообразия особых образовательных потребностей и индивидуальных возможностей» [4].

При этом стратегической целью государственной политики в области образования выступает повышение доступности качественного образования, соответствующего требованиям инновационного развития экономики, современным потребностям общества и каждого гражданина.

Инклюзивное образование — не форма, а новое образование со своей философией, образование возможностей и свободного выбора.

Не секрет, что без профессионального образования уделом инвалидов становятся лишь малоквалифицированные и низкооплачиваемые работы, которые зачастую по своему качеству

намного отстают от потенциальных возможностей этой категории населения. В результате проигрывают и сами инвалиды, и все общество. Для инвалидов это — явное сужение горизонтов самореализации, для общества и государства — неэффективное использование столь дефицитных в нашей стране трудовых ресурсов.

В статье 19 Федерального Закона «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» № 181-ФЗ от 24 нояб. 1995 г. (ред. от 21.07.2014) закрепляются государственные гарантии по созданию инвалидам необходимых условий для получения образования и профессиональной подготовки. Статьи 20, 21, 22 посвящены вопросам обеспечения занятости инвалидов, создания для них специальных рабочих мест и особенностей установления квоты для приема на работу [5].

В статьях 7, 8 Закона Челябинской области «Об образовании в Челябинской области» от 29 авг. 2013 г. № 515-ЗО разъясняются меры социальной поддержки обучающихся, а также особенности получения образования обучающимися с ограниченными возможностями здоровья [6].

Согласно Закону Челябинской области от 27 марта 2003 г. № 143-ЗО (ред. от 24.10.2014) «Об установлении квоты для приема на работу инвалидов в Челябинской области», работодателям, осуществляющим свою деятельность на территории Челябинской области, численность работников которых превышает 100 человек, устанавливается квота для приема на работу инвалидов в размере трех процентов от среднесписочной численности работников [7].

В соответствии с распоряжением Правительства Российской Федерации от 15 окт. 2012 г. № 1921-р «Об утверждении комплексных мер, направленных на повышение эффективности реализации мероприятий по содействию трудоустройству инвалидов и на обеспечение доступности профессионального образования на 2012-2015 гг.» [8] ГБОУ ДПО ЧИРПО был проведен мониторинг трудоустройства инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья, получивших профессиональное образование / подготовку в 2013/14 уч. г. в ПОО Челябинской области.

Мониторинг осуществлялся на основе информации, предоставленной 17 профессиональными образовательными организациями Челябинской области, осуществляющими профессиональное обучение / подготовку инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья (письмо МОиН Челябинской области

от 19.03.2014 № 04/1855 «О направлении протокола заседания областного методического объединения»). В ПОО была направлена анкета «Оценка эффективности трудоустройства инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья, получивших профессиональное образование / подготовку», которая включала в себя перечень вариативных вопросов (открытых и закрытых) по различным аспектам проблемы формирования необходимых условий для трудоустройства выпускников с особыми образовательными потребностями (нормативно-правовыми, материально-техническими, учебно-методическими и др.).

Согласно полученным в ходе анализа анкетным данным, все ПОО отмечают высокую актуальность и практическую значимость проблемы трудоустройства инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья, получивших профессиональное образование / подготовку. Во всех ПОО ежегодно проводятся мероприятия по профориентации инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья (экскурсии на предприятия, тематические классные часы, конкурсы профессионального мастерства, собеседования, мастер-классы, выставки и концерты, встречи с потенциальными работодателями).

Также следует отметить недостаточную удовлетворенность ПОО, принявших участие в анкетировании, эффективностью системы трудоустройства инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья, получивших профессиональное образование в Челябинской области.

В 2014 г. в Челябинской области из 338 выпускников с ограниченными возможностями здоровья трудоустроены 214 человек (63 % от общего числа), из 46 выпускников-инвалидов трудоустроен 31 человек (67 % от общего числа).

Компаративный анализ результатов мониторинга трудоустройства выпускников с особыми потребностями в 2013-2014 гг. позволяет сделать вывод о стабильном увеличении доли трудоустроенных инвалидов, получивших профессиональное образование / подготовку в ПОО Челябинской области: в 2013 г. — 54 % от общего числа выпускников-инвалидов, в 2014 г. — 67 %.

Вместе с тем отмечается снижение доли трудоустроенных выпускников с ограниченными возможностями здоровья, получивших профессиональное образование / подготовку в ПОО Челябинской области: в 2013 г. — 70 % от общего числа выпускников с ограниченными возможностями здоровья, в 2014 г. — 63 % (рис. 1).

Доля трудоустроенных выпускников ПОО с особыми образовательными потребностями

80 70 60 50 40 30 20 10 0

67 70

и 63

54 1

И

¡¡¡В и

н

¡¡¡И

Доля трудоустроенных Доля трудоустроенных Доля трудоустроенных Доля трудоустроенных

инвалидов в 2013 г. ( %) инвалидов в 2014 г. ( %) лиц с ограниченными лиц с ограниченными

возможностями возможностями

здоровья в 2013 г. ( %) здоровья в 2014 г. ( %)

Рис. 1. Доля трудоустроенных инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья, получивших профессиональное образование / подготовку в ПОО Челябинской области в 2012/14 уч. г. (%)

Наиболее значимых результатов в решении проблемы трудоустройства выпускников с ограниченными возможностями здоровья добились:

- Магнитогорский строительно-монтажный техникум: из 24 выпускников с ограниченными возможностями здоровья трудоустроены 22 человека (92 %);

- Саткинский политехнический техникум имени А. К. Савина: из 9 выпускников с ограниченными возможностями здоровья трудоустроены 8 человек (89 %);

- Копейский политехнический колледж: из 8 выпускников с ограниченными возможностями здоровья трудоустроены 7 человек (88 %);

- Златоустовский техникум технологий и экономики: из 8 выпускников с ограниченными возможностями здоровья трудоустроены 7 человек (88 %);

- Челябинский государственный промыш-ленно-гуманитарный техникум им. А. В. Яковлева: из 50 выпускников с ограниченными возможностями здоровья трудоустроены 42 человека (84 %);

- Верхнеуральский агротехнологический техникум — казачий кадетский корпус: из 11 выпускников с ограниченными возможностями здоровья трудоустроены 9 человек (82 %).

Меньшего успеха при трудоустройстве выпускников с ограниченными возможностями здоровья добились:

- Златоустовский индустриальный колледж им. П. П. Аносова: из 29 выпускников с ограниченными возможностями здоровья трудоустроены 11 человек (38 %);

- Троицкий технологический техникум: из 27 выпускников с ограниченными возможностями здоровья трудоустроены 9 человек (33 %);

- Бакальский техникум профессиональных технологий и сервиса: из 10 выпускников с ограниченными возможностями здоровья трудоустроены 3 человека (30 %).

Значительных успехов в решении проблемы трудоустройства выпускников, имеющих инвалидность, добились следующие организации:

- Магнитогорский строительно-монтажный техникум: из 7 выпускников-инвалидов трудоустроены 7 человек (100 %);

- Каслинский промышленно-гуманитарный техникум: из 3 выпускников-инвалидов трудоустроены 3 человека (100 %);

- Миасский геологоразведочный колледж: из 2 выпускников-инвалидов трудоустроены 2 человека (100 %);

- Челябинский техникум текстильной и легкой промышленности: из 16 выпускников-инвалидов трудоустроены 15 человек (94 %).

Менее успешными в решении проблемы трудоустройства выпускников, имеющих инвалидность, оказались следующие профессиональные образовательные организации:

- Бакальский техникум профессиональных технологий и сервиса: из 7 выпускников-

инвалидов были трудоустроены 2 человека (29 %);

- Верхнеуральский агротехнологический техникум — казачий кадетский корпус: из 2 выпускников-инвалидов не трудоустроен ни один человек (0 %);

- Златоустовский индустриальный колледж им. П. П. Аносова: из 3 выпускников-инвалидов не был трудоустроен ни один человек (табл. 1).

Таблица 1

Сводная таблица по итогам проведения мониторинга трудоустройства инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья, получивших профессиональное образование / подготовку в 2013/14 уч. г. в ПОО Челябинской области

Название ПОО Количество инвалидов, получивших профессиональное образование / подготовку в ПОО в 2013/14 уч. г. (чел.) Количество трудоустроенных инвалидов, получивших профессиональное образование / подготовку в ПОО в 2013/14 уч. г. (чел./%) Количество лиц с ограниченными возможностями здоровья, получивших профессиональное образование / подготовку в ПОО в 2013/14 уч. г. (чел.) Количество трудоустроенных лиц с ограниченными возможностями здоровья, получивших профессиональное образование / подготовку в ПОО в 2013/14 уч. г. (чел./%)

1. ГБОУ СПО (ССУЗ) «Бакальский техникум профессиональных технологий и сервиса» 7 2/29 10 3/30

2. ГБОУ СПО (ССУЗ) «Златоустовский индустриальный колледж им. П. П. Аносова» 3 - 29 11/38

3. ГБОУ СПО (ССУЗ) «Челябинский техникум текстильной и легкой промышленности» 16 15/94 9 7/78

4. ГБОУ СПО (ССУЗ) «Челябинский государственный промышленно-гуманитарный техникум им. А. В. Яковлева» 50 42/84

5. ГБОУ СПО (ССУЗ) «Златоустовский техникум технологий и экономики» - - 8 7/88

6. ГБОУ СПО (ССУЗ) «Челябинский государственный колледж индустрии питания и торговли» - - 6 3/50

7. ГБОУ СПО (ССУЗ) «Катав-Ивановский индустриальный техникум» 4 2/50 16 10/63

8. ГБОУ СПО (ССУЗ) «Каслинский промышленно-гуманитарный техникум» 3 3/100 43 19/44

9. ГБОУ СПО (ССУЗ) «Саткинский политехнический техникум им. А. К. Савина» 2 - 9 8/89

10. ГБОУ СПО (ССУЗ) «Магнитогорский строительно-монтажный техникум» 7 7/100 24 22/92

11. ГБОУ СПО (ССУЗ) «Челябинский автотранспортный техникум» - - 33 21/64

12. ГБОУ СПО (ССУЗ) «Коркинский горностроительный техникум» - - 17 9/53

13. ГБОУ СПО (ССУЗ) «Миасский геологоразведочный колледж» 2 2/100 18 12/67

Название ПОО Количество инвалидов, получивших профессиональное образование / подготовку в ПОО в 2013/14 уч. г. (чел.) Количество трудоустроенных инвалидов, получивших профессиональное образование / подготовку в ПОО в 2013/14 уч. г. (чел./%) Количество лиц с ограниченными возможностями здоровья, получивших профессиональное образование / подготовку в ПОО в 2013/14 уч. г. (чел.) Количество трудоустроенных лиц с ограниченными возможностями здоровья, получивших профессиональное образование / подготовку в ПОО в 2013/14 уч. г. (чел./%)

14. ГБОУ СПО (ССУЗ) «Верхнеуральский агротехнологический техникум — казачий кадетский корпус» 2 11 9/82

15. ГБОУ СПО (ССУЗ) «Копейский политехнический колледж» — — 8 7/88

16. ГБОУ СПО (ССУЗ) «Троицкий технологический техникум» - — 27 9/33

17. ГБОУ СПО (ССУЗ) «Южноуральский энергетический техникум» — — 20 15/75

Общее количество выпускников 46 31/67 338 214/63

В ходе анкетирования был выявлен комплекс ключевых проблем, с которыми сталкиваются выпускники с ограниченными возможностями здоровья при устройстве на работу:

- несформированность в социуме установок толерантного отношения к людям с особыми потребностями (отметили 100 % ПОО);

- недостаточно высокая заработная плата, которую предлагают работодатели выпускникам с особыми потребностями (отметили 100 % ПОО);

- трудности с социально-профессиональной адаптацией выпускников с особыми потребностями при первичном трудоустройстве (отметили 76 % ПОО);

- низкий уровень экономической и иной мотивации работодателей к трудоустройству выпускников с ограничениями здоровья (отметили 100 % ПОО);

- отсутствие действенных механизмов стимулирования работодателей к трудоустройству выпускников с ограничениями здоровья (отметили 100 % ПОО).

Также можно отметить, что все ПОО, принявшие участие в анкетировании, неявно представили перечень мероприятий по повышению информационной поддержки работодателей, предоставлению точной информации о возможностях инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья, их потребностях

и способностях, по повышению уровня осведомленности работодателей по вопросам осуществления выпускниками с особыми потребностями профессиональной деятельности.

Только 11 ПОО (65 %) представили перечень мероприятий по психолого-педагогическому сопровождению инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья при устройстве на работу, это: Бакальский техникум профессиональных технологий и сервиса, Златоустовский индустриальный колледж им. П. П. Аносова, Челябинский техникум текстильной и легкой промышленности, Челябинский государственный промышленно-гуманитарный техникум им. А. В. Яковлев, Катав-Ивановский индустриальный техникум, Саткинский политехнический техникум им. А. К. Савина, Челябинский автотранспортный техникум, Коркинский горно-строительный техникум, Миасский геологоразведочный колледж, Верхнеуральский агротехнологический техникум — казачий кадетский корпус, Копейский политехнический колледж.

Мониторинг закрепляемости на рабочих местах инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья осуществляют 13 ПОО (76 %): Бакальский техникум профессиональных технологий и сервиса, Златоустовский индустриальный колледж им. П. П. Аносова, Челябинский техникум текстильной и легкой

промышленности, Челябинский государственный промышленно-гуманитарный техникум им. А. В. Яковлева, Златоустовский техникум технологий и экономики, Челябинский государственный колледж индустрии питания и торговли, Катав-Ивановский индустриальный техникум, Саткинский политехнический техникум им. А. К. Савина, Челябинский автотранспортный техникум, Коркинский горно-строительный техникум, Миасский геологоразведочный колледж, Верхнеуральский агротехнологиче-ский техникум — казачий кадетский корпус, Копейский политехнический колледж.

Договоры с предприятиями/фирмами о сотрудничестве с последующим трудоустройством выпускников — инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья заключили лишь 9 ПОО (53 %): Бакальский техникум профессиональных технологий и сервиса, Челябинский государственный промышленно-гуманитарный техникум им. А. В. Яковлева, Златоустовский техникум технологий и экономики, Челябинский государственный колледж индустрии питания и торговли, Магнитогорский строительно-монтажный техникум, Челябинский автотранспортный техникум, Коркинский горно-строительный техникум, Верхнеуральский агротехнологиче-ский техникум — казачий кадетский корпус, Троицкий технологический техникум.

Только в двух ПОО (12 %) созданы постоянно действующие службы трудоустройства инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья:

- служба допрофессиональной, профессиональной подготовки и трудоустройства инвалидов на базе Катав-Ивановского индустриального техникума;

- центр психолого-педагогической адаптации, профориентации и трудоустройства лиц с ограниченными возможностями здоровья на базе Челябинского техникума текстильной и легкой промышленности.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Одна из основных проблем при трудоустройстве инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья в том, что большинство работодателей не стремятся взять на себя ответственность за дальнейшее сопровождение такого выпускника, недостаточно мотивированы, чтобы предложить адекватные условия труда, которые не повлияют негативно на здоровье и дальнейшее развитие специалиста с особыми потребностями.

Библиографический список

На основании вышеизложенного представляется целесообразным рекомендовать руководителям профессиональных образовательных организаций следующее:

- реализовать комплекс мероприятий по повышению информационной поддержки работодателей, предоставлению точной информации о возможностях инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья, их потребностях и способностях, повышению уровня осведомленности работодателей по вопросам осуществления выпускниками с особыми потребностями профессиональной деятельности, их здоровья и безопасности;

- совершенствовать систему комплексного психолого-педагогического сопровождения инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья при их устройстве на работу;

- регулярно проводить встречи, совещания с потенциальными работодателями, представителями службы занятости населения по вопросам трудоустройства данной категории выпускников;

- организовать регулярное обновление и пополнение библиотечного фонда по проблеме инклюзивного образования;

- обеспечить внедрение современных образовательных технологий для обучения инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья;

- совершенствовать материально-техническую базу для обучения инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья;

- обеспечить реализацию прав обучающихся — инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья на участие в культурной и спортивной жизни (культурно-зрелищных, спортивно-массовых и других мероприятиях);

- активизировать деятельность по поиску предприятий, фирм и др. социальных партнеров с целью заключения договоров о сотрудничестве с последующим трудоустройством выпускников — инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья;

- создать на официальных сайтах ПОО раздел по работе с инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья;

- обеспечить архитектурную доступность зданий и сооружений для инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья.

1. Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 г. [Электронный ресурс] : распоряжение Правительства РФ от 17 нояб. 2008 г. № 1662-р // КонсультантПлюс.

2. Конвенция о правах инвалидов [Электронный ресурс] : [принята резолюцией 61/106 Генеральной Ассамблеи ООН от 13 дек. 2О0б г.]. — Режим доступа: http://www.un.org/ru/ documents/decl_conv/conventions/disability.

3. Российская Федерация. Законы. О ратификации Конвенции о правах инвалидов [Электронный ресурс] : федер. закон : [принят Гос. Думой 3 мая 2012 г]. — Режим доступа: http:// www.rg.ru/2012/05/05/invalidi-dok.html.

4. Российская Федерация. Законы. Об образовании в Российской Федерации [Электронный ресурс] : федер. закон : [принят Гос. Думой 29 дек. 2012 г.] // КонсультантПлюс.

5. Российская Федерация. Законы. О социальной защите инвалидов в Российской Федерации [Электронный ресурс] : федер. закон : [принят Гос. Думой 20 июля 1995 г. : ред. от 21 июля 2014 г.] // КонсультантПлюс.

6. Об образовании в Челябинской области [Электронный ресурс] : закон Челябинской обл. от 29.08.2013 г. № 515-ЗО // КонсультантПлюс.

7. Об установлении квоты для приема на работу инвалидов в Челябинской области [Электронный ресурс] : закон Челябинской обл. от 29.08.2013 г. № 143-ЗО // КонсультантПлюс.

8. Об утверждении комплексных мер, направленных на повышение эффективности реализации мероприятий по содействию трудоустройству инвалидов и на обеспечение доступности профессионального образования на 2012-2015 гг. [Электронный ресурс] : [распоряжение Правительства РФ от 15 окт. 2012 г. № 1921-p] // КонсультантПлюс.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.