Сведения для цитирования: Шадчин, И. В. Проблемы и перспективы трудоустройства инвалидов — выпускников профессиональных образовательных организаций Челябинской области [Текст] / И. В. Шадчин // Инновационное развитие профессионального образования. — 2018. — № 4 (20). — С. 93-99.
УДК 376/377 ББК 74.3:74.57
ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ ТРУДОУСТРОЙСТВА ИНВАЛИДОВ — ВЫПУСКНИКОВ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ ЧЕЛЯБИНСКОЙ ОБЛАСТИ
И. В. Шадчин
В статье исследуется широкий круг вопросов, связанных с проблемой трудоустройства выпускников с инвалидностью в современных условиях. Предлагаются рекомендации по совершенствованию системы содействия трудоустройству инвалидов — выпускников профессиональных образовательных организаций Челябинской области.
Ключевые слова: инвалид, профессиональное образование, работодатель, доступная среда, рынок труда, барьеры, выпускник ПОО, трудоустройство.
В настоящее время особое внимание уделяется вопросам повышения конкурентоспособности инвалидов на рынке труда, содействия занятости инвалидов молодого возраста, инвалидов — выпускников организаций, осуществляющих образовательную деятельность. В соответствии с классификацией Всемирной организации здравоохранения инвалид молодого возраста — это инвалид в возрасте от 18 до 44 лет. Инвалидам крайне важно найти свою трудовую стезю, чтобы успешно интегрироваться в современное общество.
Правительством Российской Федерации поставлена задача достижения показателя трудоустройства инвалидов трудоспособного возраста до 50 % к 2020 г. В Челябинской области из 68,3 тыс. инвалидов трудоспособного возраста работу имеют только 15,4 тыс., что составляет 22,5 % [1].
Выпускнику, желающему трудоустроиться, все сложнее становится найти подходящую работу. Так что же можно сказать об инвалидах, у которых вследствие состояния здоровья имеются еще и определенные ограничения способности к труду?
В статье 19 Федерального закона «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» от 24.11.1995 № 181-ФЗ (ред. от 21.07.2014) закрепляются государственные гарантии по созданию инвалидам необходимых условий для получения образования и профессиональной подготовки. Статьи 20, 21, 22 посвящены вопросу обеспечения занятости инвалидов, создания для них специальных рабочих мест и особенностей установления квоты для приема на работу [2].
Согласно закону Челябинской области от 27.03.2003 № 143-ЗО (ред. от. 24.10.2014) «Об установлении квоты для приема на работу инвалидов в Челябинской области», работодателям, осуществляющим свою деятельность на территории Челябинской области, численность работников которых превышает 100 человек, устанавливается квота для приема на работу инвалидов в размере трех процентов от среднесписочной численности работников [3].
Как же обстоят дела с проблемой трудоустройства выпускников с инвалидностью в региональной системе среднего профессионального образования?
Таблица 1
Данные мониторинга трудоустройства инвалидов молодого возраста, нашедших работу после получения среднего профессионального образования
Год выпуска 2016 2017 2018
Доля занятых инвалидов молодого возраста, нашедших работу после получения среднего профессионального образования 54 % 64,6 % 68,3 %
Согласно данным мониторинга Министерства образования и науки Челябинской области, показатель трудоустройства инвалидов — выпускников профессиональных образовательных организаций в 2018 г. составил 68,3 % (значения показателя увеличилось на 3,7 % по сравнению с 2017 г).
В 2018 г лабораторией инклюзивного образования проведено анкетирование руководителей профессиональных образовательных организаций Челябинской области с целью выявления наличия в ПОО условий для успешного трудоустройства выпускников профессиональных образовательных организаций, перечня ключевых проблем, с которыми сталкиваются выпускники-инвалиды при устройстве на работу.
Согласно полученным в ходе анализа анкет данным, все ПОО отмечают высокую актуальность проблемы трудоустройства выпускников-инвалидов, получивших профессиональное образование.
В трех ПОО Челябинской области функционируют центры психолого-педагогической адаптации и трудоустройства инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья:
- центр психолого-педагогической адаптации, профориентации и трудоустройства лиц с ограниченными возможностями здоровья на базе ГБПОУ «Челябинский техникум текстильной и легкой промышленности»;
- служба допрофессиональной, профессиональной подготовки и трудоустройства инвалидов на базе ГБПОУ «Катав-Ивановский индустриальный техникум»;
- центр медико-психолого-педагогического сопровождения лиц с ограниченными возможностями здоровья на базе ГБПОУ «Златоустовский индустриальный колледж им. П. П. Аносова».
Анализ данных анкет, представленных профессиональными образовательными организациями Челябинской области, позволяет сделать вывод о том, что специальный раздел интернет-сайта, содержащий регулярно обновляемую информацию о комплексе мероприятий по постдипломному сопровождению выпускников-инвалидов, содействию их дальнейшему трудоустройству создан в 15 ПОО (34 % от общего числа ПОО).
В ходе исследования выяснилось, что раздел, содержащий регулярно обновляемую информацию о вакансиях работодателей и резюме студентов и выпускников с инвалидностью создан на сайтах пяти ПОО (11 % от общего числа ПОО).
Тремя ПОО (7 % от общего числа ПОО) в социальных сетях создана группа, в рамках которой студенты и выпускники с инвалидностью получают уникальную возможность коммуникации по вопросам трудоустройства, адаптации в рабочем коллективе (рис. 1).
34%
О О
с
35% 30% 25% 20% 15%
к
^ 10%
5%
0%
Л
-11%
7%
Создан раздел с информацией о
мероприятиях по постдипломному сопровождению инвалидов
Создан раздел с актуальной информацией о вакансиях для инвалидов
Создана группа в социальных сетях для общения по вопросам трудоустройства
Рис. 1. Результаты анкетирования ПОО по проблеме создания разделов интернет-сайта, посвященных вопросам трудоустройства инвалидов
Профессиональными образовательными организациями в течение учебного года проводится ряд мероприятий по содействию трудоустройству выпускников с различными нозологиями.
Наиболее популярными из них являются: деловые встречи, круглые столы с представителями предприятий, фирм и других социальных партнеров с целью заключения договоров о деловом сотрудничестве, предусматривающих возможность дальнейшего трудоустройства вы-
Реже профессиональные образовательные организации отмечали: экскурсии на предприятия и фирмы в рамках делового сотрудничества (отметили 43 % ПОО); проведение ярмарок вакансий с участием представителей потенциальных работодателей, привлекающих труд инвалидов (отметили 37 % ПОО); разработку методических материалов по вопросам трудоустройства выпускников-инвалидов (отметили 25 % ПОО); выполнение индивидуальных заявок предприятий по подбору кандидатов (из числа выпускников-инвалидов) на вакантные места (отметили 19 % ПОО) (рис. 3).
Главным критерием эффективности реализации мероприятий по обеспечению доступности СПО для инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья в Российской Федерации будет являться ежегодное увеличение количества вовлеченных в систему СПО инвалидов и лиц с ОВЗ, увеличение доли обучающихся
пускников-инвалидов (отметили 70 % ПОО); распространение среди выпускников-инвалидов справочно-информационных материалов, таких как флаеры, брошюры и др. (отметили 60 % ПОО); проведение деловых игр и тренин-говых занятий по формированию навыков самопрезентации, повышению уровня психологической готовности к взаимодействию инвалидов с работодателями в ходе прохождения собеседования (отметили 50 % ПОО) (рис. 2).
этой категории, завершивших обучение по образовательным программам СПО, увеличение числа трудоустроенных выпускников [4].
Содействие трудоустройству выпускников с инвалидностью требует учета особенностей современного рынка труда. Инвалиды молодого возраста, выходя на рынок труда, сталкиваются с рядом проблем, как характерных для всей молодежи (отсутствие практического опыта работы, недостаток знаний и профессиональных навыков), так и специфических, часто связанных с необходимостью создания работодателем специальных условий труда.
Одним из значимых направлений работы по содействию трудоустройству инвалидов может выступить сетевое взаимодействие ПОО и автономных некоммерческих организаций Челябинской области.
Интересным, на наш взгляд, является опыт взаимодействия ГБПОУ «Челябинский
70%
70%
60%
50%
О 40%
О
С
« 30%
ч
о «
20% 10% 0%
60%
'//////у^у/у'/уу^л
■<уууууууууууууу\ ■ууууууууу.уууул
■ууууууууууууууЛ
'ууууу'уууу^'ууу\ 'ууууууууууууууа ■уууууууууууууу'л 'у.уууууууууууу/а
'ууууг'ууууу/уу\
гу у у у уууууууууу\
-ууууууууууууууЛ
'уууууууууууууул уууууууууууууу.\ 'уу у у у у у у у у у у у у^ ■ 'уу у у у у у у у ууу/уа
уу уу уу ууу/ у
^ууууууууууууууу\
'■уууу.'ууууу^.'уул ■уууууууууу/ууу.\
Проведение деловых встреч и круглых столов с участием работодателей
Распространение информационных материалов по вопросам трудоустройства
50%
Проведение тренингов по формированию навыков самопрезентации инвалидов
Рис. 2. Результаты анкетирования ПОО по вопросу реализации мероприятий, направленных на содействие трудоустройству выпускников-инвалидов
43%
45%
40%
35%
? 30%
§ 25% С
к 20%
§ 15% 10% 5% 0%
37%
Экскурсии на предприятия и фирмы в рамках
делового сотрудничества
Ярмарки вакансий с участием работодателей
Разработка методических материалов по вопросам трудоустройства
19%
Выполнение индивидуальных заявок по подбору кандидатов на вакантные места
Рис. 3. Результаты анкетирования ПОО по вопросу реализации мероприятий, направленных на содействие трудоустройству выпускников-инвалидов
государственный промышленно-гуманитарный техникум им. А. В. Яковлева» и автономной некоммерческой организации содействия трудоустройству инвалидов с ментальными особенностями развития «Рука об руку», которая была создана на базе техникума.
В швейно-трикотажной мастерской инвалиды с ментальными расстройствами получают возможность заниматься производственным трудом под руководством наставника. Одной из целей проекта является создание специализированных рабочих мест с официальным трудоустройством для инвалидов с особенностями интеллектуального развития.
Для достижения поставленной цели был заключен договор с Центром занятости населения г. Челябинска о включении в программу субсидирования работодателя. По этой программе в августе 2018 г. официально трудоустроены 80 % выпускников с расстройствами ментального развития по профессии «вязальщица трикотажных изделий, полотна», среди которых более половины выпускников со сложной структурой дефекта (нарушение слуха).
Активность инвалидов часто ограничивают психологические барьеры, обусловленные неуверенностью в себе, боязнью работать в коллективе или недооценкой своих знаний и возможностей, информационные барьеры, связанные с отсутствием доступной информации в различных областях знаний, социальные барьеры, связанные с адаптацией инвалидов в обществе и взаимодействием с социумом.
При этом трудовая деятельность является для инвалидов очень значимой как для удовлетворения физических потребностей, так и для повышения их самооценки и профессиональной самореализации.
В ходе анкетирования был выявлен комплекс ключевых проблем, с которыми сталкиваются выпускники-инвалиды при устройстве на работу:
- трудности с социально-профессиональной адаптацией выпускников с инвалидностью при первичном трудоустройстве (отметили 100 % ПОО);
- несформированность в социуме установок толерантного отношения к выпускникам с инвалидностью (отметили 90 % ПОО);
- отсутствие действенных механизмов стимулирования работодателей к трудоустройству выпускников-инвалидов (отметили 85 % ПОО);
- низкий уровень экономической и иной мотивации работодателей к трудоустройству выпускников-инвалидов (отметили 75 % ПОО);
- нехватка специализированных рабочих мест, позволяющих обеспечить условия труда для инвалидов (отметили 70 % ПОО);
- нехватка для выпускников-инвалидов специализированных рабочих мест по полученной специальности (отметили 70 % ПОО).
В ГБОУ ПОО «Магнитогорский технологический колледж им. В. П. Омельченко» функционирует центр по содействию трудоустройству студентов и выпускников колледжа (далее — Центр).
Работа Центра направлена на социальную интеграцию выпускников посредством вовлечения их в профессионально-трудовую деятельность, выработки мотивации к трудоустройству и оказание содействия в самозанятости.
В 2018 г. 12 выпускников с различными нозо-логиями (пятеро — с нарушением слуха, трое — с нарушениями опорно-двигательного аппарата, трое — с соматическими заболеваниями, один — с нервно-психическим расстройством) завершили обучение в колледже. Успешно трудоустроились 12 человек, один выпускник продолжил обучение в высшем учебном заведении.
Среди мероприятий, которые Центр выделяет в качестве приоритетных при организации содействия трудоустройству выпускников-инвалидов, отмечаются:
- маркетинговые исследования состояния рынка рабочих мест для инвалидов;
- ведение базы данных предприятий, готовых трудоустраивать инвалидов, а также имеющих квоты на трудоустройство выпускников-инвалидов;
- систематическое информирование инвалидов об образовательных услугах колледжа, о возможностях трудоустройства с использованием СМИ, интернет-ресурсов, социальных сетей;
- индивидуальное консультирование студентов с ОВЗ и инвалидов по составлению резюме, подготовка их к собеседованию;
- организация производственных практик на специализированных рабочих местах;
- организация работы со штатным психологом при самоопределении и построении индивидуальной карьеры;
- заключение договоров о намерении, соглашений о проведении практики студентов
и возможности трудоустройства выпускников колледжа из числа инвалидов.
Индивидуальное предпринимательство также можно рассматривать в качестве одного из магистральных каналов занятости инвалидов, получивших профессиональное образование.
Главное управление по труду и занятости населения Челябинской области реализует подпрограмму «Содействие занятости граждан, особо нуждающихся в социальной защите и испытывающих трудности в поиске работы, в 2017-2020 гг.» в рамках государственной программы Челябинской области «Содействие занятости населения Челябинской области на 2015-2020 гг.» [5].
Согласно законодательству, гражданин, имеющий инвалидность, регистрируется в качестве индивидуального предпринимателя на территории Челябинской области и в срок не позднее трех месяцев со дня снятия с учета в качестве безработного имеет право на получение субсидии на возмещение затрат, понесенных им после регистрации собственного дела.
Стоит отметить, что субсидия размером 67 620 руб. выдается инвалидам, признанным в установленном порядке безработными, получившим в службе занятости услугу по содействию самозанятости и зарегистрировавшим собственное дело.
Исходя из полученных в ходе исследования результатов, представляется целесообразным рекомендовать руководителям профессиональных образовательных организаций:
- реализовать комплекс мероприятий по повышению информационной поддержки работодателей, предоставлению точной информации о возможностях инвалидов, их потребностях и способностях, повышению уровня осведомленности работодателей по вопросам осуществления выпускниками с особыми образовательными потребностями профессиональной деятельности, их здоровья и безопасности;
- активизировать деятельность по поиску предприятий, фирм и других социальных партнеров с целью заключения договоров о сотрудничестве с последующим трудоустройством выпускников-инвалидов;
- осуществлять регулярные запросы на предприятия, фирмы о наличии вакансий для выпускников-инвалидов;
- продолжить формирование на официальном интернет-сайте раздела, содержащего регулярно обновляемую информацию о вакансиях работодателей и резюме студентов и выпускников-инвалидов;
- рассмотреть возможность создания в социальных сетях групп, в рамках которых студенты и выпускники с инвалидностью получат возможность общения по вопросам трудоустройства, адаптации в рабочем коллективе;
- проводить систематические индивидуальные консультации выпускников по различным вопросам трудоустройства (нормативно-правовым, социально-педагогическим, психологическим, валеологическим и др.);
- продолжить взаимодействие с общественными организациями, социально ориенти-
рованными некоммерческими организациями, которые заинтересованы в улучшении положения выпускников-инвалидов на современном рынке труда.
Таким образом, в настоящее время в число главных задач системы инклюзивного профессионального образования входят преодоление социальной эксклюзии выпускников-инвалидов, создание социальных предпосылок для дестигматизации инвалидов, формирование установок толерантного отношения в обществе к специалистам с особыми потребностями.
Библиографический список
1. Об утверждении Типовой программы сопровождения инвалидов молодого возраста при получении ими профессионального образования и содействия в последующем трудоустройстве [Электронный ресурс] : [совместный приказ Минтруда России и Минобрнауки России от 14.05.2018 № 304 н/385]. — Режим доступа: КонсультантПлюс.
2. Российская Федерация. Законы. О социальной защите инвалидов в Российской Федерации [Электронный ресурс] : федер. закон № 181-ФЗ [принят Гос. Думой 20.07.1995 ; ред. от 21.07.2014]. — Режим доступа: КонсультантПлюс.
3. Об установлении квоты для приема на работу инвалидов в Челябинской области [Электронный ресурс] : [закон Челябинской области от 27.03.2003 № 143-ЗО (ред. от 24.10.2014)]. — Режим доступа: КонсультантПлюс.
4. Романенкова, Д. Ф. Реализация мероприятий по обеспечению доступности среднего профессионального образования для инвалидов и лиц с ограниченными возможностями в Российской Федерации [Текст] / Д. Ф. Романенкова // Инновационное развитие профессионального образования. — 2016. — № 3 (11). — С. 25-30.
5. О государственной программе Челябинской области «Содействие занятости населения Челябинской области на 2015-2020 гг.» [Электронный ресурс] : [постановление Правительства Челябинской области от 19.11.2014 № 596-П]. — Режим доступа: КонсультантПлюс.
For citation: Shadchin, I. V Problems and perspectives of employment of disabled persons — graduates of vocational educational organizations of the Chelyabinsk region [Text] / I. V. Shadchin // Innovative development of vocational education. — 2018. — № 4 (20). — P. 93-99.
PROBLEMS AND PERSPECTIVES OF EMPLOYMENT OF DISABLED PERSONS — GRADUATES OF VOCATIONAL EDUCATIONAL ORGANIZATIONS OF THE CHELYABINSK REGION
I. V. Shadchin
The article examines a wide range of issues related to the problem of employment of graduates with disabilities in modern conditions. Recommendations are offered to improve the system of promoting the employment of disabled persons — graduates of professional educational organizations of the Chelyabinsk region.
Key words: disabled person, vocational education, employer, accessible environment, labor market, barriers, graduate from vocational education, employment.
References
1. Ob utverzhdenii Tipovoj programmy soprovozhdenija invalidov molodogo vozrasta pri poluche-nii imi professional'nogo obrazovanija i sodejstvija v posledujushhem trudoustrojstve: [sovmestnyj pri-kaz Mintruda Rossii i Minobrnauki Rossii ot 14.05.2018 № 304 n/385], available at: Konsul'tantPljus. (In Russian)
2. Rossijskaja Federacija. Zakony. O razvitii malogo i srednego predprinimatel'stva v Rossijskoj Federacii. feder. zakon: [prinat Gos. Dumoi 06.07.2007; odobr. Sovetom Federatsii 11.07.2007], available at: http://www.szrf.ru. (In Russian)
3. Ob ustanovlenii kvoty dlja priema na rabotu invalidov v Cheljabinskoj oblasti: [zakon Cheljabinskoj oblasti ot 29.08.2013 g. № 143-ZO]. — available at: Konsul'tantPljus. (In Russian)
4. Romanenkova D. F. Realizacija meroprijatij po obespecheniju dostupnosti srednego professional'nogo obrazovanija dlja invalidov i lic s ogranichennymi vozmozhnostjami zdorov'ja v Rossijskoj Federacii. Innovacionnoe razvitie professional'nogo obrazovanija, 2016, no 3 (11), pp. 25-30. (In Russian)
5. O gosudarstvennoj programme Cheljabinskoj oblasti «Sodejstvie zanjatosti naselenija Cheljabinskoj oblasti» na 2015-2020 gg.: [postanovlenie Pravitel'stva Cheljabinskoj oblasti ot 19.11.2014 № 596-P]. — available at: Konsul'tantPljus. (In Russian)
Шадчин Игорь Владимирович, заведующий Shadchin I. V., head of the laboratory, Chely-
лабораторией инклюзивного образования ГБУ abinsk institute of the vocational education develop-ДПО «Челябинский институт развития профес- ment, Chelyabinsk, e-mail: [email protected] сионального образования», г. Челябинск, e-mail: [email protected]