Кудряшова Елена Вячеславовна, заместитель директора по ВР ГБПОУ «Верхнеуральский агротехнологический техникум — казачий кадетский корпус», Челябинская область, г. Верх-неуральск
Переродина Юлия Борисовна, заместитель директора по ТО ГБПОУ «Верхнеуральский агро-технологический техникум — казачий кадетский корпус», Челябинская область, г. Верхнеуральск, e-mail: [email protected]
Kudrjashova Elena Vjacheslavovna, Deputy Director of upbringing work, Verkhneuralsk Agro-technological College — Cossack Cadet Corps, Chelyabinsk Region, Verkhneuralsk
Pererodina Yulia Borisovna, Deputy Director of Technical Maintenance, Verkhneuralsk Agrotechno-logical College — Cossack Cadet Corps, Chelyabinsk Region, Verkhneuralsk, e-mail: [email protected]
Сведения для цитирования: Чернецов, П. И. Трудоустройство инвалидов молодого возраста в современных условиях рынка труда / П. И. Чернецов, И. В. Шадчин // Инновационное развитие профессионального образования. — 2019. — № 3 (23). — С. 104-112.
УДК 376:331 ББК 65.272
ТРУДОУСТРОЙСТВО ИНВАЛИДОВ МОЛОДОГО ВОЗРАСТА В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ РЫНКА ТРУДА
П. И. Чернецов, И. В. Шадчин
Авторы представляют региональный опыт содействия трудоустройству выпускников с инвалидностью. Проанализированы результаты мониторинга сопровождения инвалидов молодого возраста при получении ими профессионального образования и содействия в последующем трудоустройстве.
Ключевые слова: инвалид молодого возраста, профессиональное образование, работодатель, рынок труда, барьеры, выпускник ПОО, трудоустройство.
Отношение к инвалидам выступает одним из базовых индикативов зрелости общества, его консолидации и жизнеспособности. Здоровое общество никогда не допустит пренебрежительного отношения к гражданам с инвалидностью.
В наши дни государство уделяет неусыпное внимание проблеме профессионального саморазвития инвалидов молодого возраста — выпускников профессиональных образовательных организаций.
В соответствии с классификацией Всемирной организации здравоохранения инвалид молодого возраста — инвалид в возрасте от 18 до 44 лет [1].
Трудоустройство инвалидов различных нозологий — ключевая стадия их профессиональной жизни, а успешность трудоустройства — один из базовых индикативов качества образования. Залогом успешного вхождения выпускников-инвалидов в современный социум
Таблица 1
Численность инвалидов в Челябинской области по возрастным группам по состоянию на 1 июля 2019 года (по данным Федеральной государственной информационной системы «Федеральный реестр инвалидов»)
———.................. 18-30 лет 31-40 лет 41-50 лет 51-60 лет Свыше 60 лет
Численность инвалидов (чел.) 10 831 15 607 18 713 34 423 140 946
является осознанный выбор карьерного трека в многоликом мире профессий.
Согласно данным Федеральной государственной информационной системы «Федеральный реестр инвалидов» (далее — ФГИС ФРИ) по состоянию на 1 июля 2019 года, общая численность инвалидов в Челябинской
области составила 220 520 человек [2], из них: 119 606 — женщины, 100 914 — мужчины (табл. 1).
В Челябинской области по состоянию на 1 июля 2019 года общая численность детей-инвалидов составила 14 944 человека (по данным ФГИС ФРИ).
Таблица 2
Численность детей-инвалидов в Челябинской области по возрастным группам по состоянию на 1 июля 2019 года (по данным ФГИС ФРИ)
0-3 лет 4-7 лет 8-14 лет 15-17 лет
Численносп, инвалидов (чел.) 1513 3529 7037 2865
Ни для кого не секрет, что дети с различными видами нарушений здоровья в недалеком будущем получат профессию и станут соискателями рабочих мест, столкнувшись с различными барьерами на пути к эффективному трудоустройству
В 2018/19 учебном году в 39 профессиональных образовательных организациях Челябинской области (далее — ПОО) обучалось 438 инвалидов и 739 лиц с ограниченными возможностями здоровья (табл. 3).
Таблица 3
Обучение инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья в ПОО Челябинской области в 2013-2019 гг.
-- 2013 год 2014 год 2015 год 2016 год 2017 год 2018 год 2019 год
Численносп. обучающихся-инва- 367 363 258 311 357 385 438
лидов (чел.)
Численность обучающихся с ОВЗ 682 652 788 817 712 744 739
(чел.)
Количество ПОО, в которых об- 15 ПОО 19 ПОО 29 ПОО 32 ПОО 34 ПОО 35 ПОО 39 ПОО
учаются студенты с различными
нарушениями здоровья
Анализ данных, представленных в таблице, позволяет сделать вывод об ощутимом увеличении числа обучающихся с инвалидностью (по сравнению с 2018 годом — на 53 человека, с 2013 годом — на 71 человека). Вместе с тем нельзя не отметить стабильный рост числа профессиональных образовательных организаций, в которых обучаются студенты с различ-
ными нарушениями здоровья (по сравнению с 2013 годом — на 24 ПОО).
Согласно данным мониторинга Министерства образования и науки Челябинской области в 2018/19 учебном году в 37 профессиональных образовательных организациях Челябинской области обучалось 438 инвалидов в возрасте от 15 до 44 лет (табл. 4).
Таблица 4
Численность инвалидов, которые обучались в ПОО Челябинской области
в 2018/19 учебном году
- 15-17 лет 18-24 года 25-44 года
Чиспенносп, инвалидов, принятых на обучение в 2018/19 учебном году (чел.) 126 человек 60 человек Прием не осуществлялся
Общая численность инвалидов в 2018/19 учебном году (чел.) 160 человек 268 человек 10 человек
Количество ПОО, в которых обучались инвалиды с различными нарушениями здоровья 36 ПОО 35 ПОО 4 ПОО
Задача системы профессионального образования состоит в подготовке конкурентоспособного специалиста, востребованного на рынке труда [3].
В декабре 2018 года в свет вышел федеральный приказ «Об утверждении Типовой программы сопровождения инвалидов молодого возраста при получении ими профессионального образования и содействия в последующем трудоустройстве» [4].
С 2019 года ГБУ ДПО «Челябинский институт развития профессионального образования» в рамках исполнения поручения Министерст-
ва образования и науки Челябинской области проводит ежеквартальный мониторинг сопровождения инвалидов молодого возраста при получении ими профессионального образования и содействия в последующем трудоустройстве в профессиональных образовательных организациях Челябинской области (далее — мониторинг).
Анализ данных мониторинга позволяет сделать вывод о том, что в 2018/19 учебном году в 24 профессиональных образовательных организациях завершили обучение 80 выпускников с инвалидностью (табл. 5).
Таблица 5
Данные мониторинга сопровождения инвалидов молодого возраста при получении ими профессионального образования и содействия в последующем трудоустройстве в ПОО Челябинской области
-■-.- 18-24 года 25-44 года
Численносм, выпускников-инвалидов (чел.) 78 человек 2 человека
Количество ПОО, в которых завершили обучение инвалиды молодого возраста 23 ПОО 2 ПОО
Выпуск инвалидов молодого возраста профессий и специальностей, наиболее попу-в 2018/19 учебном году осуществлялся по ряду лярные из которых представлены в таблице 6.
Таблица 6
Данные мониторинга сопровождения инвалидов молодого возраста при получении ими профессионального образования и содействия в последующем трудоустройстве в ПОО Челябинской области
№ п/п Наименование профессии или специальности Количество выпускников (чел.) Количество ПОО, в которых завершили обучение инвалиды молодого возраста
1 19727 «Штукатур» 14 человек 5 ПОО
2 29.02.04 «Конструирование, моделирование и технология швейных изделий» 7 человек 2 ПОО
3 19601 «Швея» 6 человек 2 ПОО
4 09.02.03 «Программирование в компьютерных системах» 4 человека 2 ПОО
5 18880 «Столяр строительный» 4 человека 1 ПОО
6 54.02.02 «Декоративно-прикладное искусство и народные промыслы (по видам)» 3 человека 2 ПОО
7 09.02.01 «Компьютерные системы и комплексы» 3 человека 3 ПОО
8 38.02.01 «Экономика и бухгалтерский учет (по отраслям)» 3 человека 2 ПОО
9 40.02.03 «Право и судебное администрирование» 3 человека 1 ПОО
10 09.02.05 «Прикладная информатика (по отраслям)» 2 человека 2 ПОО
11 19.01.17 «Повар, кондитер» 2 человека 2 ПОО
12 19.02.10 «Технология продукции общественного питания» 2 человека 1 ПОО
Окончание таблицы 6
№ п/п Наименование профессии или специальности Количество выпускников (чел.) Количество ПОО, в которых завершили обучение инвалиды молодого возраста
13 15.02.07 «Автоматизация технологических процессов и производств (по отраслям)» 2 человека 1 ПОО
Анализ данных мониторинга позволяет сделать вывод о том, что по состоянию на 1 июля 2019 года численность выпускников с инвалидностью молодого возраста составила 80 человек, из них трудоустроены 25 чело-
век, не трудоустроены по различным причинам 55 человек. Таким образом, по состоянию на 1 июля 2019 года доля трудоустроенных инвалидов молодого возраста составила 31,25 %, нетрудоустроенных — 68,75 % (табл. 7).
Таблица 7
Данные мониторинга сопровождения инвалидов молодого возраста при получении ими профессионального образования и содействия в последующем трудоустройстве в ПОО Челябинской области
Трудоустроены Не трудоустроены Продолжили обучение Переехали в другой субъект РФ Обратились в органы службы занятости по содействию в трудоустройстве Иные причины нетрудоустройства
Кол-во инвалидов молодого возраста (чел.) 25 55 17 2 30 6
Доля инвалидов молодого возраста (%) 31,25 68,75 21,25 2,5 37,5 7,5
Представителей ПОО в рамках реализуемого мониторинга просили указать причины нетрудоустройства выпускников с инвалидностью. Среди «иных причин нетрудоустройства» были отмечены такие причины, как «низкая социальная активность» (отметили 2 ПОО), «низкая мотивация к труду» (отметили 4 ПОО).
Таким образом, чтобы в дальнейшем у выпускников с инвалидностью не возникало таких проблем, в ПОО необходимо усилить психолого-педагогическое сопровождение инвалидов при получении ими профессионального образования и устройстве на работу путем включения в перечень мероприятий по постдипломному сопровождению инвалидов тренингов по формированию мотивации профессиональной деятельности, коммуникативной толерантности и др.
В 2019 году Центром сравнительной педагогики и инноваций проведено анкетирование руководителей профессиональных образовательных организаций Челябинской области с целью выявления наличия в ПОО условий для успешного трудоустройства инвалидов — выпускников профессиональных образовательных организаций.
Согласно полученным в ходе анализа анкет данным, все ПОО отмечают высокую актуальность проблемы трудоустройства вы-
пускников-инвалидов, получивших профессиональное образование.
Анализ данных анкет, представленных профессиональными образовательными организациями Челябинской области, позволяет сделать вывод о том, что специальный раздел интернет-сайта, содержащий регулярно обновляемую информацию о комплексе мероприятий по постдипломному сопровождению выпускников-инвалидов, содействию их дальнейшему трудоустройству, создан в 25 ПОО — 57 % от общего числа ПОО (повышение значения показателя на 23 % по сравнению с 2018 годом).
В ходе исследования выяснилось, что раздел сайта, содержащий регулярно обновляемую информацию о вакансиях работодателей и резюме студентов и выпускников с инвалидностью создан на сайтах 10 ПОО — 23 % от общего числа ПОО (повышение значения показателя на 12 % по сравнению с 2018 годом).
Кроме того, 6 ПОО (13 % от общего числа ПОО) в социальных сетях создана группа, в рамках которой студенты и выпускники с инвалидностью получают уникальную возможность коммуникации по вопросам трудоустройства, адаптации в рабочем коллективе — повышение значения показателя на 6 % по сравнению с 2018 годом (рис. 1).
Рис. 1. Результаты анкетирования ПОО по проблеме создания разделов интернет-сайта, посвященных вопросам трудоустройства инвалидов, в 2019 году
Рис. 2. Результаты анкетирования ПОО по вопросу реализации мероприятий, направленных на содействие трудоустройству выпускников-инвалидов, в 2019 году
В течение учебного года ПОО реализуется широкий спектр мероприятий по содействию трудоустройству инвалидов молодого возраста.
Наиболее популярны из них деловые встречи, круглые столы с представителями предприятий, фирм и других социальных партнеров с целью заключения договоров о деловом сотрудничестве, предусматривающих возможность дальнейшего трудоустройства выпускников-инвалидов — это отметили 85 % ПОО (наблюдается рост доли ПОО на 15 % по сравнению с 2018 годом); распространение среди выпускников-инвалидов справочно-информа-ционных материалов (флаеры, брошюры и др.) отметили 73 % ПОО (наблюдается рост доли ПОО на 13 % по сравнению с 2018 годом); проведение деловых игр и тренинговых занятий по формированию навыков самопрезентации, повышению уровня психологической готовности к взаимодействию инвалидов с работодателями в ходе прохождения собеседования — 70 %
ПОО (наблюдается рост доли ПОО на 20 % по сравнению с 2018 годом) (рис. 2).
Профессиональные образовательные организации реже отмечали экскурсии на предприятия и фирмы в рамках делового сотрудничества — отметили 55 % ПОО (наблюдается рост доли ПОО на 12 % по сравнению с 2018 годом), проведение ярмарок вакансий с участием представителей потенциальных работодателей, привлекающих труд инвалидов — 46 % ПОО (наблюдается рост доли ПОО на 9 % по сравнению с 2018 годом), разработку методических материалов по вопросам трудоустройства выпускников-инвалидов — 32 % ПОО (наблюдается рост доли ПОО на 7 % по сравнению с 2018 годом), выполнение индивидуальных заявок предприятий по подбору кандидатов (из числа выпускников-инвалидов) на вакантные места — 30 % ПОО (наблюдается рост доли ПОО на 11 % по сравнению с 2018 годом) (рис. 3).
Рис. 3. Результаты анкетирования ПОО по вопросу реализации мероприятий, направленных на содействие трудоустройству выпускников-инвалидов, в 2019 году
7!"5 "! 5 !" !%45 04 !!4 !"!4
Среди личностных барьеров, с которыми сталкиваются инвалиды, можно выделить следующие: неадекватный уровень самооценки (завышенный или заниженный), доминирование экстернального типа локуса контроля, высокий уровень фрустрированности в ситуации неопределенности, повышенный уровень тревожности, различные проявления феномена «выученной беспомощности».
В ходе анкетирования был выявлен комплекс ключевых проблем, с которыми сталкиваются выпускники-инвалиды при устройстве на работу:
- трудности при установлении оптимального коммуникативного контакта в ходе собеседования при приеме на работу, поверхностное владение навыками самопрезентации своих достижений, что значительно снижает шансы получить желаемую работу на том или ином предприятии (отметили 95 % ПОО);
- работодатели зачастую склонны «авансом» приписывать выпускникам с инвалидностью комплекс негативных качеств (низкий уровень интеллекта, слабая волевая саморегуляция и др.), которыми выпускники с особыми потребностями далеко не всегда наделены («стигма инвалидности») — отметили 85 % ПОО;
- нехватка штатных психологов, социальных педагогов, организующих социально-психологическое сопровождение инвалидов при устройстве на работу (отметили 65 % ПОО);
- отсутствие достаточного количества специальных рабочих мест для трудоустройства инвалидов, недостаточная экономическая заинтересованность работодателей в привлечении труда инвалидов (отметили 50 % ПОО);
- нехватка педагогических и иных работников, прошедших курсы повышения квалификации по вопросам сопровождения инвалидов при устройстве на работу (отметили 35 % ПОО);
- отсутствие единой системы прогноза потребности регионального рынка труда в специалистах с различными нозологиями (отметили
30 % поо).
Квотирование рабочих мест не всегда позволяет выбрать то место работы, куда направлены устремления выпускников-инвалидов, что значительно снижает мотивацию к трудовой деятельности, может привести к нарушению механизмов волевой саморегуляции и, как следствие, потере интереса к дальнейшему карьерному росту.
К сожалению, далеко не все инвалиды молодого возраста обладают таким мощным пакетом личностных ресурсов и драйверов для воплоще-
ния своих творческих замыслов и продвижения на пути профессионального саморазвития, как известный во всем мире англичанин Стивен Вильям Хокинг, который, несмотря на поразивший его в 18-летнем возрасте паралич, стал физиком и математиком мирового уровня [5].
Анализ полученных в ходе исследования результатов позволяет сформулировать пакет рекомендаций для региональных профессиональных образовательных организаций:
- рассмотреть возможность создания на базе ПОО структурного подразделения, обеспечивающего сопровождение инвалидов при получении образования и последующем трудоустройстве;
- активизировать деятельность по разработке и актуализации локальных нормативно-правовых актов по вопросам комплексного постдипломного сопровождения инвалидов при устройстве на работу;
- продолжить маркетинговые исследования состояния рынка рабочих мест для инвалидов;
- рассмотреть возможность создания в социальных сетях (ВКонтакте, Одноклассники и др.) групп, в рамках которых выпускники с инвалидностью получат возможность коммуникации по вариативным вопросам трудоустройства;
- создать электронную базу данных, содержащую сведения о выпускниках с инвалидностью, их трудоустройстве в течение календарного года после окончания обучения;
- проводить систематические консультации выпускников по различным вопросам трудоустройства (нормативно-правовым, социально-педагогическим, психологическим, валеологи-ческим и др.);
- рассмотреть возможность проведения ярмарок вакансий для выпускников с инвалидностью в режиме онлайн;
- обеспечить повышение квалификации педагогических работников по вопросам сопровождения инвалидов молодого возраста при получении ими профессионального образования и содействия в последующем трудоустройстве.
В настоящее время следует детально изучить анатомию современного рынка труда с целью поиска новых точек социально-экономического стимулирования работодателей к трудоустройству инвалидов с различными видами нарушений здоровья.
Для комплексного решения проблемы трудоустройства выпускников с инвалидностью следует заключать договоры о сотрудничестве с социальными партнерами [6].
Одним из магистральных направлений государственной политики, реализуемой в Челябинской области в отношении инвалидов молодого возраста, является комплексная реабилитация и абилитация инвалидов, направленная на компенсацию ограничений здоровья с целью восстановления их социального статуса и достижения материальной независимости, в том числе посредством получения
профессионального образования и дальнейшего трудоустройства [7].
Таким образом, результатом получения профессионального образования должно стать трудоустройство выпускника с инвалидностью либо на открытом рынке труда, либо с использованием мероприятий и программ по содействию трудоустройству, в том числе трудоустройству на специализированные рабочие места.
Библиографический список
1. Щепетнова, О. Ю. Проблемы социальной защиты инвалидов в современном обществе / О. Ю. Щепетнова // Молодой ученый. — 2019. — № 4. — С. 146-148. — иРЬ: https://moluch.ru/ агсЫуе/242/55969 (дата обращения: 13.07.2019).
2. Официальный сайт Федеральной государственной информационной системы «Федеральный реестр инвалидов». — и^: https://sfri.ru (дата обращения: 14.07.2019).
3. Хисяметдинова, Э. Ш. Формирование компетенций конкурентоспособного технического специалиста на рынке труда / Э. Ш. Хисяметдинова // Молодой ученый. — 2016. — № 6. — С. 832-836. — иРЬ: https://moluch.ru/archive/110/26964 (дата обращения: 13.07.2019).
4. Об утверждении Типовой программы сопровождения инвалидов молодого возраста при получении ими профессионального образования и содействия в последующем трудоустройстве : [приказ Минтруда России, Минпросвещения России и Минобрнауки России от 14.12.2018 № 804н/299/1154]. — и^: КонсультантПлюс (дата обращения: 14.07.2019).
5. Мазунина, Н. А. Социальные механизмы становления личности человека с ограниченными возможностями здоровья / Н. А. Мазунина // Вестник Московского государственного гуманитарно-экономического института. — 2014. — № 2 (18). — С. 106-111.
6. Шматко, А. Д. Проблемы трудоустройства выпускников учебных заведений / А. Д. Шмат-ко, И. В. Перепелица // Молодой ученый. — 2019. — № 22. — С. 600-605. — и^: https://moluch. ru/archive/260/59900 (дата обращения: 13.07.2019).
7. Романенкова, Д. Ф. Конкурсы профессионального мастерства для людей с инвалидностью как эффективный механизм содействия их трудоустройству / Д. Ф. Романен-кова // Инновационное развитие профессионального образования. — 2017. — № 3 (15). — С.20-25.
For citation: Chernecov, P. I. Employment of young disabled people in modern conditions of the labor market / P. I. Cher-necov, I. V Shadchin // Innovative development of vocational education. — 2019. — № 3 (23). — P. 104-112.
EMPLOYMENT OF YOUNG DISABLED PEOPLE IN MODERN CONDITIONS OF THE LABOR MARKET
P. I. Chernecov, I. V. Shadchin
The authors present regional experience in promoting the employment of graduates with disabilities. The results of monitoring of the support of young people with disabilities when they receive vocational education and assistance in subsequent employment are analyzed.
Key words: young disabled person, professional education, employer, labor market, barriers, graduate of professional educational organizations, employment.
References
1. Shchepetnova O. Yu. Problemy social'noj zashhity invalidov v sovremennom obshhestve [Problems of social protection of people with disabilities in modern society], Molodoj uchenyj [Young scientist], 2019, no. 4, pp. 146-148, available at: https://moluch.ru/archive/242/55969 (accessed: 13.07.2019). (In Russian)
2. Oficial'nyj sajt Federal'noj gosudarstvennoj informacionnoj sistemy «Federal'nyj reestr invalidov», available at: https://sfri.ru (accessed: 14.07.2019). (In Russian)
3. Hisjametdinova Je. Sh. Formirovanie kompetencij konkurentosposobnogo tehnicheskogo specialista na rynke truda [Formation of competencies of a competitive technical specialist in the labor market], Molodoj uchenyj [Young scientist], 2016, 6, pp. 832-836, available at: https://moluch. ru/archive/110/26964 (accessed: 13.07.2019). (In Russian)
4. Ob utverzhdenii Tipovoj programmy soprovozhdenija invalidov molodogo vozrasta pri po-luchenii imi professional'nogo obrazovanija i sodejstvija v posledujushhem trudoustrojstve: [prikaz Mintruda Rossii, Minprosveshhenija Rossii i Minobrnauki Rossii № 804n/299/1154 ot 14.12.2018], available at: ConsultantPlus (accessed: 14.07.2019). (In Russian)
5. Mazunina N. A. Social'nye mehanizmy stanovlenija lichnosti cheloveka s ogranichennymi voz-mozhnostjami zdorov'ja [Social mechanisms of the formation of a person's personality with disabilities], Vestnik Moskovskogo gosudarstvennogo gumanitarno-jekonomicheskogo instituta [Bulletin of the Moscow State Humanitarian and Economic Institute], 2014, no. 2 (18), pp. 106-111. (In Russian)
6. Shmatko A. D., Perepelitsa I. V. Problemy trudoustrojstva vypusknikov uchebnyh zavedenij [Problems of employment of graduates of educational institutions], Molodoj uchenyj [Young scientist], 2019, no. 22, pp. 600-605, available at: https://moluch.ru/archive/260/59900 (accessed: 13.07.2019). (In Russian)
7. Romanenkova D. F. Konkursy professional'nogo masterstva dlja ljudej s invalidnost'ju kak jef-fektivnyj mehanizm sodejstvija ih trudoustrojstvu [Competitions of professional excellence for people with disabilities as an effective mechanism to promote their employment], Innovacionnoe razvitie professional'nogo obrazovanija [Innovative development of vocational education], 2017, no. 3 (15), pp. 20-25. (In Russian)
Чернецов Петр Иванович, профессор кафедры общей и профессиональной педагогики факультета психологии и педагогики ФГБОУ ВО «Челябинский государственный университет», доктор педагогических наук, г. Челябинск
Шадчин Игорь Владимирович, специалист по УМР Центра сравнительной педагогики и инноваций ГБУ ДПО «Челябинский институт развития профессионального образования», г. Челябинск, e-mail: [email protected]
Chernecov Petr Ivanovich, professor, Department of General and Professional Pedagogy, Faculty of Psychology and Pedagogy, Chelyabinsk State University, Doctor of Pedagogical Sciences, Chelyabinsk Shadchin Igor Vladimirovich, specialist of educational and methodical work Center for Comparative Pedagogy and Innovation, Chelyabinsk Institute of the Vocational Education Development, Chelyabinsk, e-mail: [email protected]
Сведения для цитирования: Яцковская, И. Г. Сетевое взаимодействие образовательных организаций как условие гражданско-патриотического воспитания кадетов / И. Г. Яцковская // Инновационное развитие профессионального образования. — 2019. — № 3 (23). — С. 112-118.
УДК 371:377 ББК 74.200.5
СЕТЕВОЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ КАК УСЛОВИЕ ГРАЖДАНСКО-ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ КАДЕТОВ
И. Г. Яцковская
В статье представлен опыт ГБПОУ «Златоустовский индустриальный колледж им. П. П. Аносова» по организации сетевого взаимодействия между образовательными организациями различного уровня образования по воспитанию гражданско-патриотических качеств личности обучающихся. Автор обосновывает эффективность организации воспитательного процесса в форме казачье-кадетского образования.
Ключевые слова: казачье-кадетское образование, гражданско-патриотическое воспитание, сетевое взаимодействие, образовательные сети.