Научная статья на тему 'Организация содействия трудоустройству выпускников профессиональных образовательных организаций Челябинской области'

Организация содействия трудоустройству выпускников профессиональных образовательных организаций Челябинской области Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
351
21
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / РЫНОК ТРУДА / СПЕЦИАЛЬНОСТЬ / БЕЗРАБОТИЦА / ВЫПУСКНИК ПОО / ТРУДОУСТРОЙСТВО / VOCATIONAL EDUCATION / LABOUR MARKET / SPECIALTY / UNEMPLOYMENT / VET LEAVER / JOB PLACEMENT

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Шадчин Игорь Владимирович

В статье рассмотрен широкий перечень вопросов, связанных с проблемой организации содействия трудоустройству выпускников. Анализируются результаты исследования эффективности системы содействия трудоустройству выпускников профессиональных образовательных организаций Челябинской области.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Шадчин Игорь Владимирович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ASSISTANCE ORGANIZATION FOR VET LEAVERS'' JOB PLACEMENT IN THE CHELYABINSK REGION

The paper covers wide range of issues of assistance organization for VET leavers’ job placement. The author analyses the research outcomes on the assistance system efficiency for VET leavers’ job placement in the Chelyabinsk region.

Текст научной работы на тему «Организация содействия трудоустройству выпускников профессиональных образовательных организаций Челябинской области»

Key words: dual training, apprenticeship, interaction directions, 'Future of white metallurgy' programme, work-based training, 'class dad'.

References

1. Dual'noe obuchenie, available at: http://www.chgpgt.ru/deyatelnost/dualnoe-obuchenie.html.

2. Filosofiya beloi metallurgy available at: http://www.chelpipe.ru/upload/pdf/wm_present(1).pdf.

3. Pimenova N. A., Lyubchenko G. N., Usova A. A. Sovremennaya vysshaya shkola : Innova-tsionnyi aspect, 2018, Vol. 10, No. 1, pp. 124-132. (In Russian)

4. Konkurs luchshikh praktik nastavnichestva, available at: http://www.chelpipe.ru/press_center/ company_news/7046.

5. «Klassnyi papa», belyi metallur, available at: https://www.gmpr74.ru/news/klassnyy-papa-belyy-metallurg.

Тутаева Татьяна Николаевна, методист ГБПОУ «Челябинский государственный промыш-ленно-гуманитарный техникум им. А. В. Яковлева», г. Челябинск, e-mail: [email protected]

Шамухаметова Гульфира Хуснулловна, мастер производственного обучения ГБПОУ «Челябинский государственный промышленно-гума-нитарный техникум им. А. В. Яковлева», г. Челябинск, e-mail: [email protected]

Tutaeva T. N., specialist in methodological support, Yakovlev Chelyabinsk state technical secondary school for industry and humanities, Chelyabinsk, e-mail: [email protected]

Shamukhametova G. Kh., VET trainer, Ya-kovlev Chelyabinsk state technical secondary school for industry and humanities, Chelyabinsk, e-mail: [email protected]

Сведения для цитирования: Шадчин, И. В. Организация содействия трудоустройству выпускников профессиональных образовательных организаций Челябинской области [Текст] / И. В. Шадчин // Инновационное развитие профессионального образования. — 2018. — № 3 (19). — С. 81-86.

УДК 377 ББК 74.57

ОРГАНИЗАЦИЯ СОДЕЙСТВИЯ ТРУДОУСТРОЙСТВУ ВЫПУСКНИКОВ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ

ЧЕЛЯБИНСКОЙ ОБЛАСТИ

И. В. Шадчин

В статье рассмотрен широкий перечень вопросов, связанных с проблемой организации содействия трудоустройству выпускников. Анализируются результаты исследования эффективности системы содействия трудоустройству выпускников профессиональных образовательных организаций Челябинской области.

Ключевые слова: профессиональное образование, рынок труда, специальность, безработица, выпускник ПОО, трудоустройство.

Трудоустройство молодого специалиста — важная стадия его профессиональной жизни, а успешность трудоустройства — один из базовых показателей качества образования.

В государственной программе Российской Федерации «Содействие занятости населения», утвержденной постановлением Правительства

РФ от 15 апреля 2014 г № 298, отмечено, что, исходя из тенденций развития экономики и рынка труда, в соответствии с Концепцией долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 г. [1] целью государственной политики в области развития рынка труда в долгосрочной перспективе

является создание правовых, экономических и институциональных условий, обеспечивающих развитие эффективно функционирующего рынка труда, позволяющего преодолеть структурное несоответствие спроса и предложения на рабочую силу, повысить мотивацию к труду и трудовую мобильность [2].

Неспособность выпускников ПОО реализовать себя в рыночных условиях приводит к разочарованию в выбранной ими специальности, смене специальности, что влечет за собой девальвацию государственных расходов на профессиональное образование, снижение кадрового потенциала страны, рост социальной напряженности, снижение уровня социально-психологической адаптации молодежи.

Молодым специалистам крайне важно вовремя найти свою трудовую стезю, чтобы успешно интегрироваться в современное общество.

Труд человека представляет собой ресурс особого типа. Если он не востребован экономикой, его нельзя зарезервировать на будущее.

Довольно часто выпускникам приходится соглашаться на временную работу, что приводит к утрате знаний, полученных в ПОО.

В современных условиях государственное распределение выпускников после окончания учебных заведений отсутствует. С одной стороны, это дает более широкие возможности для самореализации, поскольку молодой специалист сам выбирает свой дальнейший профессиональный путь. С другой стороны, человек должен самостоятельно прилагать усилия по поиску работы и трудоустройству в ситуации, когда количество вакансий ограничено, а желающих занять их значительно больше [3].

Уровень карьерного роста выпускников — это ключевая составляющая репутации образовательной организации.

Каждый выпускник ПОО при устройстве на работу сталкивается с определенными проблемами, среди которых, в частности, следующие [4; 5]:

1) нехватка рабочих мест по полученной специальности;

2) недостаточно высокая заработная плата, которую предлагают работодатели выпускникам (из-за отсутствия достаточного опыта работы);

3) недостаточное соответствие профессиональной компетентности выпускников требованиям работодателей;

4) трудности с социально-профессиональной адаптацией при первичном трудоустройстве;

5) отсутствие действенных механизмов стимулирования работодателей к трудоустройству выпускников.

В 2018 г нами было проведено исследование эффективности системы содействия трудоустройству выпускников профессиональных образовательных организаций Челябинской области.

В 44 ПОО была направлена анкета «Оценка эффективности системы содействия трудоустройству выпускников профессиональных образовательных организаций Челябинской области», в которую вошел широкий перечень открытых и закрытых вопросов по различным аспектам проблемы формирования условий для успешного трудоустройства выпускников профессиональных образовательных организаций (нормативно-правовым, материально-техническим, кадровым, учебно-методическим и др.).

Согласно полученным в ходе анализа анкет данным, все ПОО отмечают высокую актуальность и практическую значимость проблемы трудоустройства выпускников, получивших профессиональное образование.

В 34 ПОО (77 % от общего числа ПОО) созданы центры содействия трудоустройству выпускников.

Центры содействия трудоустройству выпускников профессиональных образовательных организаций (далее — ЦСТВ) призваны способствовать повышению конкурентоспособности выпускников ПОО на рынке труда, улучшению адаптации к условиям реализации собственного профессионального развития.

Для ЦСТВ целесообразно определить следующие направления, которые, по мнению Е. П. Илясова и др., являются ключевыми в организации и планировании деятельности центров, создаваемых в ПОО [6]:

- работа с обучающимися и выпускниками в профессиональных образовательных организациях;

- сотрудничество с предприятиями и организациями, выступающими в качестве работодателей для обучающихся и выпускников ПОО;

- методическая и исследовательская работа;

- взаимодействие с органами исполнительной власти, в том числе с органами государственной службы по труду и занятости населения, общественными организациями, некоммерческими организациями и объединениями работодателей, заинтересованными в улучшении положения выпускников на рынке труда.

Анализ данных анкет, представленных профессиональными образовательными организациями Челябинской области, позволяет сделать вывод о том, что в 34 ПОО (77 % от общего числа ПОО) проводятся систематические ин-

дивидуальные консультации выпускников по различным вопросам трудоустройства (нормативно-правовым, социально-педагогическим, психологическим, валеологическим и др.).

Вместе с тем только в 32 ПОО (73 % от общего числа ПОО) работают психологи, которые участвуют в реализации мероприятий по созданию условий для успешного устройства на работу выпускников, что, безусловно, является значимым барьером для комплексного психолого-педагогического сопровождения студентов и выпускников по вопросам трудоустройства.

В 25 ПОО (57 % от общего числа ПОО) создана электронная база данных, которая содержит сведения о выпускниках, их трудоустройстве в течение календарного года после окончания образовательной организации.

Создание в ПОО электронной базы данных открывает широкие возможности для оперативного получения и консолидирования информации о различных аспектах трудоустройства и закрепления на рабочем месте молодого специалиста, что позволяет, в частности, вносить значимые коррективы в деятельность по формированию комплекса условий для успешной социально-профессиональной интеграции будущих выпускников.

19 ПОО (43 % от общего числа ПОО) запланировали на 2018/19 уч. г. создание такой базы данных.

28 ПОО (64 % от общего числа ПОО) осуществляют запросы на предприятия, фирмы о наличии вакансий для выпускников.

Приходится констатировать, что целый ряд ПОО упускает возможность реализации дополнительного инструмента взаимодействия с потенциальными работодателями, который не требует объемных финансовых и кадровых вливаний.

Анализ данных анкет, представленных профессиональными образовательными организациями Челябинской области, позволяет сделать вывод о том, что на сайтах 31 ПОО (70 % от общего числа ПОО) сформирован раздел, на котором консолидируется информация о мероприятиях по созданию условий для успешного трудоустройства выпускников.

Также стоит отметить, что рекомендации по составлению резюме, участию в собеседовании с работодателями, развитию навыков самопрезентации размещены на сайтах 31 ПОО (70 % от общего числа ПОО).

Исследование показало, что раздел сайта, содержащий регулярно обновляемую информацию о вакансиях работодателей и резюме сту-

дентов и выпускников, создан в 26 ПОО (59 % от общего числа ПОО).

14 ПОО (32 % от общего числа ПОО) в социальных сетях созданы группы, в рамках которых студенты и выпускники получают возможность общения по вопросам трудоустройства, адаптации в рабочем коллективе.

Неоспоримым фактом является то, что сегодня интернет-пространство для молодежи выступает одним из магистральных источников информации, виртуальной локацией для обсуждения планов и задач с другими интернет-пользователями и др.

Профессиональными образовательными организациями в течение учебного года проводится ряд мероприятий по содействию трудоустройству выпускников.

Наиболее популярными из них являются экскурсии на предприятия и фирмы в рамках делового сотрудничества (отметили 100 % ПОО), ярмарки вакансий (отметили 90 % ПОО), дни карьеры (отметили 86 % ПОО), деловые встречи и круглые столы с работодателями с целью заключения договоров о деловом сотрудничестве, предусматривающих возможность дальнейшего трудоустройства (отметили 77 % ПОО).

Профессиональные образовательные организации, которые приняли участие в анкетировании, реже отмечали организацию и проведение деловых игр и тренинговых занятий по формированию навыков самопрезентации, повышению уровня психологической готовности к взаимодействию с работодателями во время прохождения собеседования (отметили 57 % ПОО), разработку методических материалов по вопросам трудоустройства выпускников (отметили 53 % ПОО), выполнение индивидуальных заявок предприятий по подбору кандидатов (из числа выпускников) на вакантные места (отметили 44 % ПОО).

В ходе исследования было установлено, что ни в одной профессиональной образовательной организации не проводилось ярмарок вакансий в режиме онлайн, несмотря на повышение активности представителей работодателей в интернет-пространстве. Кроме того, хедхантеры компаний уделяют значительное внимание виртуальным мероприятиям в сфере подбора кадров.

Все ПОО, принявшие участие в анкетировании, считают, что временная занятость обучающихся (в период обучения) выступает одним из условий повышения их конкурентоспособности на рынке труда.

Несмотря на это, только в 33 ПОО (75 % от общего числа ПОО) реализуется деятельность по организации временной занятости обучающихся.

В 27 ПОО (61 % от общего числа ПОО) осуществляется взаимодействие с органами исполнительной власти, общественными организациями, некоммерческими организациями и объединениями работодателей, заинтересованными в улучшении положения выпускников на рынке труда.

35 ПОО (80 % от общего числа ПОО) осуществляют постдипломное сопровождение выпускников (консультации, тренинговые занятия, встречи с потенциальными работодателями и др.).

36 ПОО (82 % от общего числа ПОО) осуществляют мониторинг закрепляемости на рабочих местах выпускников, который позволяет получать информацию о достижениях и проблемах выпускников на трудовом поприще, вносить коррективы в деятельность по созданию условий для успешной социально-трудовой адаптации и дальнейшего карьерного развития будущих выпускников.

В ходе исследования было выявлено, что в 14 ПОО (32 % от общего числа ПОО), на базе которых был создан центр содействия трудоустройству выпускников, реализующий широкий перечень мероприятий по содействию трудоустройству выпускников (осуществлялись запросы на предприятия, фирмы о наличии вакансий для выпускников, проводились ярмарки вакансий, дни карьеры, деловые игры по формированию навыков самопрезентации и др.), на сайте которых был сформирован раздел, содержащий регулярно обновляемую информацию о вакансиях работодателей и резюме выпускников, наблюдался высокий процент трудоустроенных выпускников 2016/17 уч. г. (от 74 % до 92,4 %) при плановом показателе трудоустройства 65,5 %, закрепленном в государственной программе Челябинской области «Развитие профессионального образования в Челябинской области» на 2018-2025 гг. [7].

В 20 ПОО (45 % от общего числа ПОО), в которых были созданы центры содействия трудоустройству выпускников, но перечень мероприятий по содействию трудоустройству выпускников реализовывался не в полном объеме [не осуществлялось выполнение индивидуальных заявок предприятий по подбору кандидатов (из числа выпускников) на вакантные места, в социальных сетях не были созданы группы для общения студентов и выпускников по во-

просам трудоустройства, адаптации в рабочем коллективе, не осуществлялось взаимодействие с общественными организациями и объединениями работодателей, заинтересованными в улучшении положения выпускников на рынке труда], процент трудоустройства выпускников 2016/17 уч. г. варьировался от 67 % до 70,7 %.

Исследование показало, что в 10 ПОО (23 % от общего числа ПОО), в которых не были созданы центры содействия трудоустройству, перечень мероприятий по содействию трудоустройству выпускников (ярмарки вакансий, дни карьеры, запросы на предприятия, фирмы о наличии вакансий для выпускников, деловые игры по формированию навыков самопрезентации) реализовывался не систематически, а также не осуществлялось выполнение индивидуальных заявок предприятий по подбору кандидатов (из числа выпускников) на вакантные места, процент трудоустройства выпускников 2016/17 уч. г. варьировался от 35 % до 65 %.

Таким образом, можно сделать вывод, что наличие в профессиональной образовательной организации центра содействия трудоустройству выпускников позволяет более планомерно и систематически реализовывать перечень мероприятий по содействию трудоустройству молодых специалистов, что, в свою очередь, приводит к повышению доли выпускников, которые смогли устроиться на работу.

Исходя из полученных в ходе исследования результатов, представляется целесообразным рекомендовать профессиональным образовательным организациям:

- создать электронную базу данных, содержащую сведения о выпускниках, их трудоустройстве в течение календарного года после окончания образовательной организации;

- осуществлять регулярные запросы на предприятия, фирмы о наличии вакансий для выпускников (по электронной почте, факсу);

- продолжить формирование на официальном интернет-сайте раздела, содержащего регулярно обновляемую информацию о вакансиях работодателей и резюме студентов и выпускников;

- рассмотреть возможность создания в социальных сетях групп, в рамках которых студенты и выпускники получат возможность общения по вопросам трудоустройства, адаптации в рабочем коллективе;

- активизировать деятельность по поиску предприятий, фирм и других социальных партнеров с целью заключения договоров о сотрудничестве с последующим трудоустройством выпускников;

- проводить систематические индивидуальные консультации выпускников по различным вопросам трудоустройства (нормативно-правовым, социально-педагогическим, психологическим, валеологическим и др.);

- продолжить мониторинг закрепляемости на рабочих местах выпускников, предусмотрев увеличение сроков сбора информации о выпускниках до трех лет;

- рассмотреть возможность проведения виртуальных экскурсий на предприятия, ярмарок вакансий в режиме онлайн;

- продолжить взаимодействие с органами исполнительной власти, общественными организациями, некоммерческими организациями и объединениями работодателей, заинтересованными в улучшении положения выпускников на рынке труда.

Одной из ключевых стратегических целей государственной политики в области образования выступает создание условий для успешной социально-профессиональной интеграции выпускников профессиональных образовательных организаций. В условиях рыночной экономики профессиональная образовательная организация является субъектом двух рынков — рынка труда и рынка образовательных услуг.

Не вызывает сомнений, что в настоящее время создание ЦСТВ на базе ПОО позволит профессиональным образовательным организациям плодотворно решать широкий спектр задач по созданию условий для успешного устройства на работу выпускников, которые порой не в состоянии самостоятельно осуществлять взвешенную постановку карьерных целей, преодолевать различные барьеры на пути к карьерному росту.

Библиографический список

1. О Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года [Электронный ресурс] : [распоряжение Правительства РФ от 17.11.2008 № 1662-р (ред. от 10.02.2017)]. — Режим доступа: КонсультантПлюс.

2. Об утверждении государственной программы Российской Федерации «Содействие занятости населения» [Электронный ресурс] : [постановление Правительства РФ от 15.04.2014 № 298]. — Режим доступа: КонсультантПлюс.

3. Турарова, О. С. Проблема трудоустройства молодых специалистов [Электронный ресурс] / О. С. Турарова // Молодой ученый. — 2016. — № 6. — Режим доступа: https://moluch.ru/ агс1ше/110/26668.

4. Зирне, Л. О. Проблема трудоустройства выпускников профессиональных образовательных организаций [Электронный ресурс] / Л. О. Зирне // Молодой ученый. — 2015. — № 20. Режим доступа: https://moluch.ru/archive/100/22541.

5. Костоломова, М. К. Профессиональна карьера — трудоустройство выпускников профессиональных образовательных организаций Тюменской области [Текст] / М. К. Костоломо-ва // Профессиональный рост молодого преподавателя : Проблемы и перспективы развития : сб. материалов науч.-практ. конференции (Тюмень, 22 дек. 2017 г.). — Тюмень : ТОГИРРО, 2017. — 119 с.

6. Илясов, Е. П. Управленческие инструменты деятельности центров содействия занятости выпускников [Текст] / Е. П. Илясов // Высшее образование в России. — 2010. — № 5. — С.142-146.

7. О государственной программе Челябинской области «Развитие профессионального образования в Челябинской области» на 2018-2025 гг. [Электронный ресурс] : [постановление правительства Челябинской области от 29.12.2017 № 756-П]. — Режим доступа: Консультант-Плюс.

For citation: Shadchin, I. V. Assistance organization for VET leavers' job placement in the Chelyabinsk region [Text] / I. V. Shadchin // Innovative development of vocational education. — 2018. — № 3 (19). — P. 81-86.

ASSISTANCE ORGANIZATION FOR VET LEAVERS' JOB PLACEMENT

IN THE CHELYABINSK REGION

I. V. Shadchin

The paper covers wide range of issues of assistance organization for VET leavers' job placement. The author analyses the research outcomes on the assistance system efficiency for VET leavers' job placement in the Chelyabinsk region.

Key words: vocational education, labour market, specialty, unemployment, VET leaver, job placement.

References

1. O Kontseptsii dolgosrochnogo sotsial'no-ekonomicheskogo razvitiya Rossiiskoi Federatsii na period do 2020 goda, available at: Konsul'tantPlyus.

2. Ob utverzhdenii gosudarstvennoi programmy Rossiiskoi Federatsii «Sodeistvie zanyatosti naseleniya», available at: Konsul'tantPlyus.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

3. Turarova O. S. Problema trudoustroistva molodykh spetsialistov, available at: https://moluch. ru/archive/110/26668.

4. Zirne L. O. Problema trudoustroistva vypusknikov professional'nykh obrazovatel'nykh organi-zatsii, available at: https://moluch.ru/archive/100/22541.

5. Kostolomova M. K. Professional'nyi rost molodogo prepodavatelya : Problemy i perspektivy razvitiya. Proceedings of the scientific conference, Tyumen': OGIRRO, 2017, 119 p. (In Russian)

6. Ilyasov E. P. Vysshee obrazovanie v Rossii, 2010, No. 5, pp. 142-146. (In Russian)

7. O gosudarstvennoi programme Chelyabinskoi oblasti «Razvitie professional'nogo obrazovani-ya v Chelyabinskoi oblasti» na 2018-2025 gg., available at: Konsul'tantPlyus.

Шадчин Игорь Владимирович, заведующий лабораторией инклюзивного образования ГБУ ДПО «Челябинский институт развития профессионального образования», г. Челябинск, e-mail: [email protected]

Shadchin I. V., head of the laboratory, Chelyabinsk institute of the vocational education development, Chelyabinsk, e-mail: [email protected]

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.