Научная статья на тему 'Мониторинг трудоустройства выпускников с инвалидностью вузов Дальневосточного федерального округа'

Мониторинг трудоустройства выпускников с инвалидностью вузов Дальневосточного федерального округа Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
380
45
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВУЗ / ВЫПУСКНИКИ С ИНВАЛИДНОСТЬЮ / НОЗОЛОГИЯ / ТРУДОУСТРОЙСТВО / РЕСУРСНЫЙ УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ ЦЕНТР / ДАЛЬНЕВОСТОЧНЫЙ ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ОКРУГ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Щетинина Светлана Юрьевна

В статье представлены результаты мониторинга трудоустройства выпускников с инвалидностью, проведённого в вузах Дальневосточного федерального округа по анкете выпускника-инвалида. Проводится анализ возрастного состава выпускников, их групп инвалидности и нозологии, направлений подготовки, трудового стажа, трудоустройства, в том числе по специальности, удовлетворённости работой, а также причин, затрудняющих их трудоустройство, и факторов, содействующих трудоустройству.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Щетинина Светлана Юрьевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Monitoring of employment of graduates with disabilities of Far Eastern Federal District universities

The article presents the results of employment monitoring of graduates with disabilities, conducted in universities of the Far Eastern Federal District on the questionnaire of a disabled graduate. The analysis of the age structure of graduates, their disability and nosology groups, training directions, length of service, employment, including job placement in their specialty, and job satisfaction, as well as reasons that complicate their employment and factors contributing to employment is conducted in the article.

Текст научной работы на тему «Мониторинг трудоустройства выпускников с инвалидностью вузов Дальневосточного федерального округа»

3. Перевицкий, И.С. Подготовка квалифицированных борцов греко-римского стиля с учетом субъективизма судейства : автореф. дис. ... канд. пед. наук / Первицкий И.С. - Малаховка, 2007. - 26 с.

4. Фехтование: что должен знать спортсмен и тренер о судействе и проведении соревнований / Д. Тышлер, Г. Тышлер, А. Мовшович, В. Базаревич. -М . : [б.и.], 1996. - 90 с.

5. Фискалов, В.Д. Теоретические основы и организация подготовки спортсменов / В. Д. Фискалов ; Волгоградская гос. акад. физ. культуры. - Волгоград : [б.и.], 2010. - 279 с.

6. Хайрулин, А. Р. Комплексный подход к методике подготовки спортивных судей в единоборствах (на примере тхэквондо) : дис. ... канд. пед. наук / Хайрулин А.Р. - СПб., 2008. - 250 с.

7. Терехина, Р.Н. Компоненты профессиональной деятельности судьи по спортивной гимнастике / Р.Н. Терехина, Н.В. Ким // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2011. -№ 9 (79). - С. 144-147.

8. Терехина, Р.Н. Особенности профессиональной деятельности судьи по гимнастике / Р.Н. Терехина, Е.С. Крючек, Н.В. Ким // Ученые записки университет имени П.Ф. Лесгафта. - 2011. - № 8 (78). - С. 183-187.

9. Терехина, Р.Н. Проблемы судейства в спортивной гимнастике / Р.Н. Терехина // Теория и практика физической культуры. - 1997. - № 11. - С. 58-60.

REFERENCES

1. Markelov, D.N. (2010), Technique of training ofjudges in taekwondo on the basis of the automated information complex, dissertation, Volgograd.

2. Ostroukhova, A.A. (2017), "Methodical prerequisites to creation of a complex technique of training of judges on fencing", Materials XII of the All-Russian scientific and practical conference "Scientific and Methodical Problems of Sports Fencing", Smolensk, pp. 145-147.

3. Perevitsky, I.S. (2007), Training of the qualified fighters of the Greek-Roman style taking into account subjectivity of refereeing, dissertation, Malakhovka.

4. Tyshler, D., Tyshler, G., Movshovich, A. and Bazarevich, V. (1996), Fencing: what the athlete and the trainer has to know about refereeing and competitions, Moscow.

5. Fiskalov, E.L. (2010), Theoretical bases and organization ofpreparation of athletes, Volgograd.

6. Khayrullin, A. R. (2008), Integrated approach to a technique of training of sports judges in single combats (on the example of taekwondo), dissertation, St. Petersburg.

7. Terekhina, R.N. (1997), "Refereeing problems in artistic gymnastics", Theory and practice of physical culture, No. 11, pp. 58-60.

8. Terekhina, R.N., Kryuchek, E.S., Kim N.V. (2011), "Features of professional activity of the judge on gymnastics", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 78, No. 8, pp. 183-187.

9. Terekhina, R.N. and Kim, N.V. (2011), "Components of professional activity of the judge on artistic gymnastics", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 79, No. 9, pp. 144-147.

Контактная информация: zavkaf58@mail.ru

Статья поступила в редакцию 27.04.2018

УДК 378

МОНИТОРИНГ ТРУДОУСТРОЙСТВА ВЫПУСКНИКОВ С ИНВАЛИДНОСТЬЮ ВУЗОВ ДАЛЬНЕВОСТОЧНОГО ФЕДЕРАЛЬНОГО ОКРУГА

Светлана Юрьевна Щетинина, доктор педагогических наук, доцент, Тихоокеанский государственный университет (ТОГУ), г. Хабаровск

Аннотация

В статье представлены результаты мониторинга трудоустройства выпускников с инвалидностью, проведённого в вузах Дальневосточного федерального округа по анкете выпускника-инвалида. Проводится анализ возрастного состава выпускников, их групп инвалидности и нозологии, направлений подготовки, трудового стажа, трудоустройства, в том числе по специальности, удовлетворённости работой, а также причин, затрудняющих их трудоустройство, и факторов, содействующих трудоустройству.

Ключевые слова: вуз, выпускники с инвалидностью, нозология, трудоустройство, ресурсный учебно-методический центр, Дальневосточный федеральный округ.

MONITORING OF EMPLOYMENT OF GRADUATES WITH DISABILITIES OF FAR EASTERN FEDERAL DISTRICT UNIVERSITIES

Svetlana Yurievna Schetinina, the doctor of pedagogical sciences, senior lecturer, Pacific National University, Khabarovsk

Annotation

The article presents the results of employment monitoring of graduates with disabilities, conducted in universities of the Far Eastern Federal District on the questionnaire of a disabled graduate. The analysis of the age structure of graduates, their disability and nosology groups, training directions, length of service, employment, including job placement in their specialty, and job satisfaction, as well as reasons that complicate their employment and factors contributing to employment is conducted in the article.

Keywords: university, graduates with disabilities, nosology, employment, resource training and methodological center, Far Eastern Federal District.

ВВЕДЕНИЕ

Трудоустройство выпускников с инвалидностью в настоящее время является одной из актуальных проблем системы высшего образования. В связи с чем существенное внимание уделяется мероприятиям, направленным на повышение доли трудоустроенных и (или) продолживших профессиональное образование выпускников с инвалидностью от их общей численности. На этом основании представляется важным организация мониторинга занятости инвалидов, включая инвалидов молодого возраста, впервые выходящих на рынок труда, а также мониторинга деятельности вузов по вопросам содействия трудоустройству выпускников с инвалидностью [1, 2 и др.].

В рамках деятельности ресурсных учебно-методических центров (далее - РУМЦ) по обучению инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья (далее - ОВЗ) на базе образовательных организаций высшего образования для проведения мониторинга трудоустройства выпускников с инвалидностью 2017 г. была утверждена анкета выпускника-инвалида. Цель мониторинга - выявление причин, затрудняющих трудоустройство выпускников с инвалидностью, их систематизация, анализ и принятие оперативных мер по их устранению.

В рамках работы РУМЦ Тихоокеанского государственного университета [3] был проведён опрос выпускников 2017 г. вуза, а также образовательных организаций, с которыми заключены соглашения о взаимодействии. В мониторинге приняли участие выпускники следующих вузов Дальневосточного федерального округа (ДФО): Приамурского государственного университета имени Шолом-Алейхема, Амурского государственного университета, Благовещенского государственного педагогического университета, Владивостокского государственного университета экономики и сервиса, Дальневосточного федерального университета, Камчатского государственного технического университета, Северо-Восточного федерального университета имени М.К. Аммосова, Хабаровского государственного университета экономики и права, Тихоокеанского государственного университета. Всего в анкетировании приняли участие 39 выпускников-инвалидов, из них 35 человек - выпускники 2017 г., 4 человека - выпускники 2016 г. (при невозможности связаться с выпускниками 2017 г. некоторые вузы провели анкетирование выпускников 2016 г.). Данные представлены по состоянию на декабрь 2017 г.

РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ

Мониторинг трудоустройства выпускников с инвалидностью выявил следующую ситуацию в вузах ДФО.

Подавляющее большинство выпускников (38 человек) - это молодые люди в возрасте 21-26 лет, из них 3 человека в возрасте 21 года, 13 человек - в возрасте 22 лет, 8 человек - в возрасте 23 лет, 10 человек - в возрасте 24 лет, 3 человека - в возрасте 25 лет, 1 человек - в возрасте 26 лет. И один выпускник-заочник в возрасте 37 лет.

Из 39 выпускников 26 человек (66,7%) имеют III группу инвалидности, 12 человек (30,8%) - II группу, 1 человек (2,6%) - I группу.

Нозология выпускников:

- нарушение слуха - 3 человека (7,7%);

- нарушение зрения - 7 человек (17,9%);

- нарушение опорно-двигательного аппарата (далее - ОДА) - 14 человек (35,9%), из них 3 человека (7,7%) указали, что у них детский церебральный паралич (далее - ДЦП);

- соматические заболевания - 8 человек (20,5%);

- диагноз не указан - 7 человек (17,9%).

В основном, выпускники имеют уровень образования бакалавриата, незначительное количество окончили магистратуру. При этом выявлен достаточно широкий спектр направлений подготовки выпускников-инвалидов (24 направления). В таблице 1 представлены численность выпускников с инвалидностью по каждому направлению, их трудоустройство, в том числе по специальности, а также численность выпускников, продолживших обучение на следующем уровне образования.

Таблица 1 - Трудоустройство выпускников с инвалидностью 2016/17 и 2015/16 уч. г. вузов Дальневосточного федерального округа (чел.) ___

Направление подготовки (специальность) Численность выпускников с инвалидностью Трудоустроены Трудоустроены по специальности Продолжили обучение в магистратуре

Фундаментальная информатика и информационные технологии 1 - - -

Информационные системы и технологии 3 1 1 1

Прикладная информатика 1 - - 1

Приборостроение 1 - - 1

Электроэнергетика и электротехника 1 1 1 -

Автоматизация технологических процессов и производств 1 - - 1

Технология транспортных процессов 1 1 - -

Эксплуатация транспортно-технологиче-ских машин и комплексов 1 - - -

Кораблестроение, океанотехника и системотехника объектов морской инфраструктуры 1 1 1 -

Экономика 6 3 1 2

Управление персоналом 3 2 1 1

Государственное и муниципальное управление 2 2 2 -

Торговое дело 1 1 1 -

Социальная работа 1 1 - -

Юриспруденция 1 - - 1

Зарубежное регионоведение 1 - - 1

Журналистика 1 1 1 -

Гостиничное дело 2 1 - -

Педагогическое образование 4 4 4 -

Специальное (дефектологическое) образование 2 2 2 -

Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки) 1 - - 1

Лингвистика 1 1 1 -

История 1 - - -

Дизайн 1 - - -

Итого человек: 39 22 16 10

Примечание: сведения о трудоустройстве выпускников с инвалидностью вузов на декабрь 2017 г.

На настоящее время трудоустроены 22 человека, 17 - не трудоустроены (из них 10 человек по причине того, что продолжили обучение в магистратуре). Поэтому действительно не трудоустроенными являются 7 человек (17,9% от всех выпускников).

Из трудоустроенных выпускников по специальности работают 16 человек (72,7%), не по специальности - 6 человек. Но при этом всех трудоустроенных выпускников (22 человека) устраивает их работа.

Трудовой стаж выпускников:

- до 0,5 года - 6 человек;

- от 0,5 до 1 года - 3 человека;

- 1 год - 7 человек;

- от 1 до 1,5 лет - 2 человека;

- 3 года - 3 человека;

- 15 лет - 1 человек.

Мониторинг показал, что наиболее востребованы на рынке труда выпускники с инвалидностью, окончившие педагогические направления подготовки («Педагогическое образование», «Специальное (дефектологическое) образование»), они все трудоустроены по специальности. В сфере экономики и управления по специальности трудоустроены все выпускники направлений «Государственное и муниципальное управление», «Торговое дело». По специальности работают выпускники, окончившие ряд инженерных направлений, выпускники направлений «Лингвистика», «Журналистика».

Анализ трудоустройства выпускников с инвалидностью в зависимости от их нозологии показывает (таблица 2), что в лучшем положении находятся инвалиды с соматическими заболеваниями (все трудоустроены, по данным опроса) и с нарушением зрения (трудоустроены или продолжили обучение). Хуже обстоят дела с трудоустройством у инвалидов с нарушением опорно-двигательного аппарата. И труднее всего найти работу инвалидам с нарушением слуха (все не трудоустроены, в том числе среди опрошенных были выпускники как 2016 г., так и 2017 г.).

Таблица 2 - Трудоустройство выпускников с инвалидностью 2016/17 и 2015/16 уч. г. вузов Дальневосточного федерального округа в зависимости от их нозологии (чел.)_

Нозология выпускников с инвалидностью Численность выпускников с инвалидностью Трудоустроены Не трудоустроены

по причине продолжения обучения в магистратуре по другим причинам

Нарушение слуха 3 - - 3

Нарушение зрения 7 4 3 -

Нарушение ОДА 14 7 3 4

Соматические заболевания 8 8 - -

Диагноз не указан 7 3 4 -

Итого человек: 39 22 10 7

Значимым является вопрос «Что затрудняет трудоустройство инвалидов?». Из предложенных вариантов ответа, при возможности выбора нескольких, большинство инвалидов выбрали ответ «другая причина» - 61,5%, в которую вошли ответы: «ничего» -35,9%, «обучаюсь в магистратуре» - 25,6%.

Затрудняют трудоустройство инвалидов следующие причины:

- отсутствие подходящих вакансий - 17,9%;

- низкая заработная плата у существующих вакансий - 17,9%;

- наличие ограничений по состоянию здоровья / инвалидность - 10,3%;

- отсутствие / недостаток квалификации - 7,7%;

- сложности с передвижением до работы и обратно - 7,7%;

- необоснованно завышенные требования работодателей при приёме на работу -

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

7,7%;

- потребность в специально оборудованном рабочем месте - 2,6%.

- семейные обстоятельства - 2,6%.

Причины «отношение окружающих», «не могу пройти собеседование» не были выбраны инвалидами при ответе на этот вопрос, следовательно, они не затрудняли

трудоустройство инвалидов.

Инвалиды хотели бы получить от РУМЦ следующую помощь в содействии трудоустройству (представлено в иерархии значимости для респондентов при возможности выбора нескольких вариантов ответа):

- в подборе вакансии - 25,6%;

- в предоставлении государственных услуг службой занятости своего региона -

20,5%;

- в получении информации о ярмарках вакансий для лиц с ОВЗ и инвалидностью -

20,5%;

- в подготовке к собеседованию с работодателем - 7,7%;

- в оформлении новой справки в бюро медико-социальной экспертизы - 5,1%;

- в составлении резюме - 2,6%.

Однако большинство инвалидов отметило, что помощь им от РУМЦ не нужна -64,1% ответов.

Инвалиды хотели бы получить следующую помощь от органов службы занятости (в иерархии значимости для инвалидов при возможности выбора нескольких вариантов ответа):

- в поиске подходящей работы - 25,6%;

- в профессиональном обучении, дополнительном профессиональном образовании

-12,8%;

- в получении навыков эффективного поиска работы (профориентации) - 12,8%;

- при открытии собственного дела - 10,3%;

- в осуществлении участия в специализированных ярмарках вакансий для людей с ограниченными возможностями здоровья - 7,7%;

- в виде пособия по безработице - 7,7%;

- в осуществлении временной занятости - 5,1%;

- в содействии в переезде (переселении) в другую местность для трудоустройства по направлению органов службы занятости - 2,6%.

При этом так же, как и в предыдущем вопросе, большая часть ответов инвалидов (69,2%) была о том, что им не нужна помощь от органов службы занятости.

Таким образом, анализ мониторинга показал, что выпускники с инвалидностью испытывают в основном те же проблемы при поиске работы и трудоустройстве, что и молодые люди, не имеющие инвалидности и впервые выходящие на рынок труда.

В то же время, безусловно, они нуждаются в большей поддержке и сопровождении. В связи с чем представляется важным объединение усилий вузов, органов службы занятости, работодателей в вопросах оказания содействия в трудоустройстве выпускникам с инвалидностью, развития социального партнерства. А также необходима разработка региональных программ содействия трудоустройству выпускников с инвалидностью и ОВЗ.

Опрос выпускников даёт информацию о потребностях выпускников-инвалидов, которая будет полезна работодателям, в связи с чем целесообразно проводить анкетирование в системе. Однако мониторинг показал, что не все выпускники готовы к сотрудничеству и предоставлению информации о себе, и даже те, которые в настоящее время не трудоустроены.

Также, на наш взгляд, для получения более полной информации необходимо внесение корректив в некоторые пункты анкеты выпускника-инвалида.

Так, вместо свободного ответа в пункте «Нозология» целесообразней написать пункт «Нозологическая группа» и представить варианты ответов: а) нарушение зрения, б) нарушение слуха, в) нарушение опорно-двигательного аппарата, г) другое. Или представить варианты ответов так, как они отражены в мониторинговой форме для вузов на портале «Инклюзивное высшее образование»: нарушение зрения, нарушение слуха, нарушение опорно-двигательного аппарата (мобильные), нарушение опорно-двигательного

аппарата (на кресле-коляске), соматические заболевания, психические заболевания, другое. Это, во-первых, облегчит заполнение анкет самим выпускникам (некоторые выпускники не указали свою нозологическую группу), а во-вторых, упорядочит процедуру обсчёта и систематизирует результаты мониторинга. Так, например, ДЦП, являющийся клиническим описательным термином, характеризующим чрезвычайно неоднородную группу этиологических факторов, вызывающих нарушения развития нервной системы плода или ребенка и приводящих к последующим стойким двигательным нарушениям, можно отнести и к соматическим заболеваниям (заболевания нервной системы) и к заболеваниям с нарушением опорно-двигательного аппарата.

Также, на наш взгляд, необходимо добавить в анкету пункт «Уровень образования» и предоставить варианты ответов: бакалавриат, специалитет, магистратура, аспирантура. Это обусловлено тем, что при заполнении анкет не все выпускники писали код направления подготовки, что затруднило определение уровня образования выпускника.

К факторам, содействующим трудоустройству выпускников с инвалидностью, по нашему мнению, следовало бы отнести возможность получения надомной и дистанционной работы, что закреплено в Трудовом кодексе РФ («Трудовой кодекс Российской Федерации» от 30.12.2001 г. № 197-ФЗ (ред. от 05.02.2018), гл. 49, 49.1). Опросы инвалидов, проведённые нами ранее, а также анализ данных мониторинга свидетельствуют, что некоторые из инвалидов в связи с ограниченными возможностями передвижения и коммуникации предпочитали бы работать удалённо в свободном режиме или частично на территории работодателя, частично на дому (дистанционно). В связи с чем необходимо расширить в регионах практику внедрения таких форм трудоустройства для выпускников с инвалидностью. Целесообразно включить в анкету для выпускника-инвалида вопрос о том, как бы они хотели работать, а также на каких условиях они сейчас трудоустроены у работодателя (работа на территории работодателя; частично на территории работодателя, частично на дому/дистанционно; б) работа на дому/ дистанционная. Это расширит информацию, получаемую в результате мониторинга.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Результаты мониторинга трудоустройства выпускников с инвалидностью в виде опроса их по анкете выпускника-инвалида выявили в целом неплохую ситуацию с трудоустройством выпускников вузов Дальневосточного федерального округа. Большая часть выпускников трудоустроена по специальности, удовлетворена работой и не нуждается в помощи по трудоустройству как со стороны вуза, так и со стороны органов службы занятости.

Основные причины, затрудняющие трудоустройство выпускников с инвалидностью следующие: отсутствие подходящих вакансий, низкая заработная плата у существующих вакансий, наличие ограничений по состоянию здоровья/инвалидность.

Инвалиды-выпускники в основном хотели бы получать от вуза и от органов службы занятости следующую помощь при содействии в трудоустройстве: в поиске подходящей работы, в предоставлении государственных услуг службой занятости своего региона, в информации о ярмарках вакансий для лиц с ОВЗ и инвалидностью.

Мониторинг обозначил проблему, стоящую перед вузами, - отсутствие информации по некоторым выпускникам-инвалидам. Это обусловлено сменой места жительства (другой город или регион) или просто их нежеланием идти на контакт и принимать участие в опросе.

ЛИТЕРАТУРА

1. Межведомственный комплексный план мероприятий по обеспечению доступности профессионального образования для инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья на 2016-2018 годы [Электронный ресурс] : утв. Правительством РФ 23.05.2016 г. № 3467п-П8 // Информационно-правовой портал «Гарант.ру». - Режим доступа:

http://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/71322384/ (дата обращения: 15.03.2018).

2. О плане мероприятий по повышению уровня занятости инвалидов на 2017-2020 годы [Электронный ресурс] : утв. распоряжением Правительства РФ от 10.05.2017 г. № 893-р // Информационно-правовой портал «Гарант.ру». - Режим доступа: https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/71572298/ (дата обращения: 15.03.2018).

3. РУМЦ ТОГУ [Электронный ресурс] // Портал инклюзивного образования. - Режим доступа: http://инклюзивноеобразование.рф./румц/33 (дата обращения: 15.03.2018).

REFERENCES

1. Interdepartmental integrated action plan of measures to ensure accessibility of professional education for disabled people and people with special needs for 2016-2018 years, available at: http://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/71322384.

2. About the action plan to increase the employment rate of disabled people for 2017-2020 years, available at: https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/71572298/.

3. RTMC PNU, Inclusive Education Portal, available at: http://инклюзивноеобразование.рф./румц/33.

Контактная информация: Shetinina65@mail.ru

Статья поступила в редакцию 09.05.2018

УДК 796.011.3

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ПРОЦЕССЕ ФОРМИРОВАНИИ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ ЛИЧНОСТИ

СТУДЕНТА В ВУЗЕ

Салман Байсултанович Элипханов, доктор педагогических наук, профессор, Асвад Адамович Цетиев, старший преподаватель, Джемилат Сайпудиновна Ибракова, тренер-преподаватель, Чеченский государственный университет, г. Грозный, Россия

Аннотация

В статье раскрыты педагогические аспекты формирования физической культуры личности студента как неотъемлемой части образовательного процесса в вузе. Статья обуславливает актуальность усвоения личностью область социализации физической культуры, что дает результат многокомпонентного личностного образования и характеризует понимание ценностей физической культуры, развития личности студента как социально-детерминированной области общей культуры человека. В статье проанализированы аспекты создания условий, необходимых для развития физической культуры личности и рассматривает их как фундаментальную ценность в физкультурно-спортивной деятельности студента.

Ключевые слова: физическая культура, физическое воспитание, физическое развитие, физические качества, физическая подготовленность.

PEDAGOGICAL ASPECTS OF EDUCATIONAL ACTIVITY IN THE PROCESS OF FORMING THE PHYSICAL CULTURE OF PERSONALITY OF STUDENT IN THE

HIGHER SCHOOL

Salman Baysultanovich Elipkhanov, the doctor of pedagogical sciences, professor, Asvad Adamovich Tsetiev, senior teacher, Jamilat Saipudinovna Ibrahova, trainer-teacher, Chechen State University, Grozny, Russia

Annotation

The article reveals the pedagogical aspects of the formation of the student's physical culture as an integral part of the educational process in the university. The article stipulates the urgency of mastering by the personality of the socialization of physical culture, which gives the result of the multicomponent personal

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.