РЕГИОНАЛЬНАЯ ЭКОНОМИКА И УПРАВЛЕНИЕ ПУБЛИЧНОЙ СФЕРОЙ
УДК 331.53+364 JEL: J21, J28
DO110.25513/1812-3988.2019.17(1).109-116
НОВЫЕ ПОДХОДЫ К ТРУДОУСТРОЙСТВУ ЛИЦ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ
А. В. Арбуз
Омский государственный университет им. Ф.М. Достоевского (Омск, Россия)
Аннотация. Изучается процесс трудоустройства лиц с ограниченными возможностями здоровья в условиях индустриализации, выявляются мотивы работодателей, участвующих в реализации государственной политики в области содействия занятости инвалидов в трудоспособном возрасте в Омском регионе. Проводится анализ статистической информации о тенденциях в области трудоустройства лиц с ограниченными возможностями. На основе опроса работодателей выявляется их отношение к увеличению квоты на трудоустройство лиц с ограниченными возможностями здоровья, изучаются проблемы, с которыми сталкиваются работодатели, и выявляются меры поддержки в этой области, актуальные для организаций. В результате исследования даются рекомендации по изменению условий квотирования и совершенствованию механизма содействия занятости инвалидов в Омской области с активизацией деятельности таких субъектов, как работодатели, общественные организации, учебные заведения.
Информация о статье
Дата поступления 1 декабря 2018 г.
Дата принятия в печать 25 декабря 2018 г.
Тип статьи
Оригинальная статья
Ключевые слова
Лица с ограниченными возможностями здоровья, содействие трудоустройству, квотирование рабочих мест, занятость, социальная политика
Исследование выполнено при финансовой поддержке РФФИ и Правительства Омской области в рамках научного проекта № 18-410-550023.
NEW APPROACHES TO THE EMPLOYMENT OF PEOPLE WITH DISABILITIES
A.V. Arbuz
Dostoevsky Omsk State University (Omsk, Russia)
Article info
Received December 1, 2018
Accepted
December 25, 2018
Type paper
Original paper
Keywords
People with disabilities, employment promotion, job quotas, em ployment, social policy
Acknowledgements. The research is carried out with the financial support of Russian Foundation for Humanities аnd the government of Omsk region No. 18-410-550023.
Abstract. The article deals with the study of employment of people with disabilities in the context of industrialization. The motives of employers involved in the implementation of the state policy to promote employment of disabled people of working age in Omsk region are identified. This study analyzes statistical data on trends in employing people with disabilities. The survey of employers allows for revealing their attitude to increasing the number of quotas for employing of people with disabilities, studying problems faced by employers and identifying measures of support to organizations working in this sphere. The outcome of the research are recommendations on changing quota requirements and improving the assistance mechanism for employment of disabled people in Omsk region with active participation of employers, public organizations, educational institutions.
© А.В. Арбуз, 2019
1. Введение. На условия трудоустройства лиц с ограниченными возможностями здоровья влияют современные тенденции трансформации социально-трудовых отношений, тенденции социальной политики, направленные на улучшение качества жизни данной категории лиц, законодательные изменения.
Современный рынок труда требует новых подходов к организации процессов содействия трудоустройству и вхождению в занятость специалистов. Молодые люди сталкиваются с серьезными проблемами на рынке труда: отсутствие опыта работы, низкая заработная плата, безработица и др.
Лица с ограниченными возможностями здоровья оказываются в еще более трудных условиях на рынке труда, сталкиваясь с гораздо большим перечнем проблем: отсутствие специально оборудованных рабочих мест для таких работников, дискриминация, неразвитая с точки зрения доступной среды существования инфраструктура и др. В Федеральном законе от 24 ноября 1995 г. № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» прописаны положения относительно гарантий занятости данной категории лиц, в результате чего данный процесс стал достаточно реальным.
В то же время показатели занятости такой категории инвалидов от общего числа инвалидов в трудоспособном возрасте серьезным образом отстают от тех же показателей для иных категорий граждан. Несмотря на актуализацию данного вопроса на государственном уровне и разработку определенных программ в рамках отдельных организаций, занимающихся этим вопросом, в настоящий момент на региональном уровне существуют определенные проблемы при трудоустройстве лиц с ограниченными возможностями здоровья. Они обусловлены как вопросами фундаментальной непроработанности, когда в современных социально-экономических условиях (государственной социальной политики занятости инвалидов, изменения рынка труда и профессий, обновлении подходов в работе по профориентацион-ной деятельности), а также законодательных (снижение в Омской области минимальной границы установления квоты для организаций со среднесписочной численностью от 35 и более человек), инструменты и факторы трудоустройства лиц с ограниченными возможностями здоровья требуют оценки и определения
взаимосвязи с законодательной и социально-экономической политикой России и региона, так и вопросами практического характера, связанными с использованием устаревших методов, проблемами при согласовании интересов различных субъектов в процессе трудоустройства инвалидов.
Всё это позволяет говорить о необходимости разработки механизма содействия в трудоустройстве инвалидов на основе взаимодействия различных субъектов данного процесса: работодателей, службы занятости, учебных заведений, бюро медико-социальной экспертизы, - включающего новые методы и подходы с целью повышения эффективности трудоустройства данной категории работников.
В данном исследовании на основе опроса работодателей выявлено их отношение к увеличению квоты на трудоустройство лиц с ограниченными возможностями здоровья, изучены проблемы, с которыми сталкиваются работодатели, и выявлены меры поддержки в этой области, актуальные для организаций.
Актуальность исследования проявляется в фундаментальном и практическом аспектах. Фундаментальный аспект обусловливается тем, что инструменты и факторы трудоустройства лиц с ограниченными возможностями здоровья требуют оценки и определения взаимосвязи с социально-экономической и законодательной политикой России и региона, направленной на повышение качества жизни инвалидов. Современные тенденции связаны с трансформацией социально-трудовых отношений под влиянием развития цифровой экономики, изменения рынка профессий, государственной политикой в области повышения качества жизни инвалидов, квотированием рабочих мест для такой категории граждан. Всё это является теоретической предпосылкой для совершенствования социальной политики в области занятости инвалидов и повышения эффективности трудоустройства. Таким образом, требуется рассматривать процесс содействия в трудоустройстве лиц с ограниченными возможностями здоровья как механизм, сформированный на основе взаимодействия различных субъектов с целью более качественного и эффективного включения в занятость данной категории лиц. Актуальность с точки зрения практического аспекта заключается в том, что результаты исследования ориентированы на формирование механизма взаимодействия различных субъектов
(службы занятости, работодателей, учебных заведений, медико-социальной экспертизы) в целях содействия более эффективному трудоустройству лиц с ограниченными возможностями здоровья. В рамках механизма должны быть учтены интересы взаимодействующих субъектов: службы занятости, работодателей и др. Кроме того, должны быть предложены программы профориентации, постдипломного сопровождения, психологической помощи и поддержки, содействия занятости такой категории граждан в целях более эффективного трудоустройства и совершенствования социальной политики региона.
2. Обзор литературы. Вопросы трудоустройства лиц с ограниченными возможностями здоровья имеют междисциплинарный характер и изучаются в рамках правовых, социальных, политических, экономических наук.
В отечественной науке данные вопросы рассматривались в контексте идей социальной помощи, поддержки нуждающихся. Использование трудовых ресурсов инвалидов, социальные барьеры при трудоустройстве рассматривались в работах Э.К. Наберушкиной [1], П.В. Романова [2], Е.Ш. Гонтмахера, Т.М. Ма-левой [3] и др.
В настоящее время можно выделить следующие направления исследования проблем, связанных с трудоустройством лиц с ограниченными возможностями здоровья:
1. Исследование правовых аспектов трудоустройства инвалидов, развитие социальных прав человека и гражданина. В данном случае авторы - Е.М. Рузаева [4], В.В. Чуксина, Н.Н. Комиссаров [5] и др. - делают акцент на область юриспруденции.
2. Вопросы государственной политики содействия занятости лиц с ограниченной трудоспособностью исследуются в работах Е.Р. Яр-ской-Смирновой, П.В. Романова [6], М.А. Винокурова [7], Э.Н. Абуталиповой [8], Л.П. Хра-пылиной [9] и др.
В рамках современных зарубежных исследований можно выделить следующие аспекты:
1. Особый социальный статус, рассмотрение инвалидности социологической категорией, а также вопросы государственной политики содействия занятости лиц с ограниченной трудоспособностью исследуются в трудах C. Barnes и G. Mercer [10], E. Hall и R. Wilton [11].
2. Вопросы трудоустройства и занятости рассматриваются в работах S. Barron [12],
S. Brown [13], A. Jasiak и P. Krolak [14], R. Sainsbury [15].
3. Гипотезы и методы исследования.
Несмотря на повышение общественного внимания и научного интереса к вопросу трудоустройства инвалидов, традиционно рассматриваются отдельные аспекты работы с инвалидами: социальные барьеры, содействие органов власти, технологии социальной работы и т. д., - при этом актуальным остается учет всей совокупности факторов, влияющих на эффективное трудоустройство и практики взаимодействия институциональных субъектов данного процесса.
В настоящий момент наиболее активным региональным субъектом в данном процессе является Федеральная государственная служба занятости населения (далее - ФГСЗН) по Омской области, которая и осуществляет основную работу по взаимодействию с работодателями, разработке баланса рабочих мест для такой категории граждан, трудоустройству инвалидов. Взаимодействие не носит комплексного характера, некоторые субъекты практически не включены в процесс трудоустройства инвалида (например, учебные заведения, если речь идет о выпускнике). Таким образом, в данном случае мы видим традиционные методы организации занятости инвалидов, которые указывают на ограниченность данного подхода. Практика взаимодействия всех вышеуказанных субъектов позволит выйти на новые, основанные на современных технологиях, методы трудоустройства инвалидов, разработать программы профориентации, постдипломного сопровождения, оказания психологической поддержки и др.
Цель данного исследования - изучение трудоустройства инвалидов в условиях новой индустриализации на территории Омской области. В качестве задач выступили:
1) выявление барьеров в области трудоустройства лиц с ограниченными возможностями здоровья;
2) выявление наиболее приемлемых для работодателей мер государственной поддержки по созданию и сохранению рабочих мест для инвалидов в новых условиях.
Основные гипотезы исследования:
1. Работодатели не заинтересованы в трудоустройстве выпускников с ограниченными возможностями здоровья по причине незначительного возмещения затрат на создание таких мест со стороны государства.
2. Одним из основных барьеров при трудоустройстве инвалидов являются высокие финансовые затраты на создание рабочих мест. При этом, чем меньше численность организации, тем большим барьером является эта проблема.
Исследование было проведено совместно со службой занятости в разрезе двух групп хозяйствующих субъектов, осуществляющих деятельность на территории Омской области. Первую группу составляют работодатели со среднесписочной численностью работников 50 и более человек, вторую - малые организации, в штате которых находится от 35 до 50 сотрудников. Генеральной совокупностью исследования являлись организации, сведения о которых содержатся в регистрах получателей государственных услуг в сфере занятости населения.
Сплошным методом были опрошены работодатели, входящие в первую группу, -695 чел., выборочным - второй группы респондентов. В последнем случае была построена квотная выборка с учетом сферы деятельности, объем выборки составил 503 чел.
4. Результаты исследования. Анализ статистических данных позволил подтвердить остроту выявленной проблемы. Так, по сведениям Федеральной службы государственной статистики (http://www.gks.ru/), количество обращающихся за содействием в занятости в службу занятости гораздо превышает количество нашедших работу (рис.). При этом заметна тенденция увеличения доли нашедших работу: в 2008 г. нашли работу 34 % обратившихся, в 2014 г. - 42 %, а в 2017 г. - уже 46 %.
Численность граждан, относящихся к категории инвалидов, обратившихся за содействием в поиске подходящей работы
The number of people with disabilities who applied for employment assistance
Стоит отметить, что в счет квот трудоустроено гораздо меньшее число инвалидов: в 2008 г. - 8 806 чел., в 2012 г. - 3 700, в 2017 г. -7 700. Интересна статистика трудоустройства в разрезе видов экономической деятельности. Больше всего трудоустроенных в сфере здравоохранения и предоставления социальных услуг - 8 068 чел., в сфере образования - 6 870 чел., в обрабатывающей отрасли - 3 327 чел. Меньше всего лиц с ограниченными возможностями в таких сферах, как сельское хозяйство, добыча полезных ископаемых, рыболовство. Наметилась тенденция незначительного по-
вышения доли занятых в общей численности лиц в трудоспособном возрасте, имеющих инвалидность - с 16,2 % в 2014 г. до 17,0 % в 2017 г. (табл. 1).
В нашем регионе, по сведениям Омского отделения Пенсионного фонда России и Минтруда Омской области, в 2016 г. проживало около 136,5 тыс. граждан с инвалидностью, в том числе 7 521 ребенок. Инвалидов-колясочников зарегистрировано около 3,7 тыс. чел., из них детей - менее 15 % (доклад уполномоченного при Губернаторе Омской области по правам ребенка). По данным ФГСЗН по Омской
области, количество занятых инвалидов составляет 4 711 чел., из них на специальных местах работают 495 чел. Таким образом, анализ статистических данных подтверждает наши рас-
суждения об актуальности дальнейшей работы в области оказания помощи в трудоустройстве лицам с ограниченными возможностями.
Таблица 1. Показатели занятости и безработицы лиц в трудоспособном возрасте, % Table 1. Index of employment and unemplyment among people of working age, %
Категория населения 2014 2015 2016 2017
Лица в трудоспособном возрасте, имеющие инвалидность
Доля занятых, всего 16,2 15,9 17,2 17,0
В том числе:
мужчины 16,2 15,9 17,5 16,9
женщины 16,1 15,9 16,7 17,0
Уровень безработицы, всего 22,0 22,3 21,6 23,7
В том числе:
мужчины 22,8 23,4 21,9 24,7
женщины 20,5 20,1 21,0 21,7
Всё население в трудоспособном возрасте
Доля занятых, всего 76,0 75,9 76,6 77,5
В том числе:
мужчины 78,8 78,9 79,6 80,3
женщины 72,9 72,6 73,4 74,4
Уровень безработицы, всего 5,4 5,8 5,8 5,4
В том числе:
мужчины 5,6 6,0 5,9 5,5
женщины 5,1 5,7 5,7 5,3
В результате опроса работодателей удалось выяснить, что большинство организаций, а именно 70 %, знают, что они попадают под изменения в законодательстве по повышению квот на места для инвалидов, при этом большинство из них, а именно 44 %, оценили свою готовность к принятию граждан такой категории отрицательно, 29 % работодателей затруднились ответить на вопрос и только 27 % отметили свою готовность к приему на работу людей с ограниченными возможностями здоровья.
Анализируя барьеры при трудоустройстве инвалидов в организациях различной чис-
ленности, было выявлено, что больше всего работодателей, вынужденных трудоустраивать инвалидов (согласно Федеральному закону № 181-ФЗ), беспокоит отсутствие подходящих вакансий в организации, отсутствие финансовой возможности создать дополнительные рабочие места для такой категории лиц, отсутствие «доступной среды» и условий трудовой деятельности инвалида в организации (табл. 2). Сказывается элементарное отсутствие инфраструктуры для лиц с ограниченными возможностями здоровья: пандусов, подъемников, специализированного транспорта.
Таблица 2. Оценка работодателями барьеров при трудоустройстве инвалидов
в организации (N = 695), %
Table 2. The employers' assessment of difficulties people with disabilities face trying to
get employment (N = 695), %
Барьеры при трудоустройстве инвалидов Численность организации, чел.
50-100 100-500 Более 500
Отсутствие «доступной среды» и условий для производственной адаптации инвалида в организации 24,5 13,5 13,5
Отсутствие в штате организации специалиста, знающего особенности организации труда инвалидов 15,2 19,8 18,1
Отсутствие подходящих вакансий в организации 25,3 24,6 24,3
Отсутствие финансовой возможности создать дополнительное рабочее место 29,8 28,8 27,5
Длительный поиск кандидатов на вакансии 5,2 13,3 16,6
При этом не выявлена дискриминация со стороны самого работодателя и негативное отношение со стороны остальных сотрудников организации. Опрошенные представители малого бизнеса (организации численностью 3550 чел.) отметили, что в своем большинстве (44 %) не готовы к приему инвалидов, готовы -27 %, 29 % затруднились ответить.
Следующим этапом исследования было выявление мотивации работодателей N = 503) при трудоустройстве инвалидов. Были выявлены следующие варианты поддержки, которые желали бы получать организации. Лидируют варианты, связанные с компенсацией на оборудование рабочих мест для инвалидов (18,2 %) и финансирование затрат на оплату труда в период адаптации работника, имеющего инвалидность: для 16,3 % работодателей важны налоговые льготы, для 15,4 % - профессиональная подготовка инвалидов к труду, для 13,5 % - субсидирование зарплаты работников с инвалидностью на срок до 4 месяцев, для 11,8 % - выплаты за наставничество для сотрудников. Заявили, что необходима организация создания специализированных учреждений, занимающихся «продвижением» инвалидов на рынке труда, 11,3 % опрошенных работодателей. Кроме того, отмечались снятие квоты путем уплаты взносов в специализированные фонды (6,2 %), расширение области квотирования рабочих мест (5,8 %) и увеличение размера квоты (4,5 %).
Отвечая на вопрос, какие меры должны быть приняты для обеспечения трудовой занятости инвалидов, большинство работодателей (43,4 %) отметило необходимость формирования системы учреждений, занимающихся оказанием помощи в трудоустройстве инвалидов, что подтверждает нашу основную гипотезу о необходимости такого рода взаимодействия. Кроме того, также утверждается необходимость расширения области квотирования рабочих мест по кругу работодателей (введения квоты в малый бизнес, 20,6 %), увеличения процента квоты для приема на работу инвалидов (11,8 %), упрощения процесса выполнения квот, предусмотрев альтернативные управленческие техники по предоставлению персонала (например, аутсорсинг - 15,9 %), усиления контроля и надзора за приемом на работу инвалидов (8,3 %).
Следует отметить, что результаты данного исследования были озвучены в региональном правительстве. В апреле 2018 г. были обнародованы определенные изменения, касаю-
щиеся трудоустройства инвалидов. Так, предлагается продолжать реализовывать программу по содействию в трудоустройстве инвалидам. Размер возмещения денежных затрат работодателю за создание и оснащение рабочего места будет увеличен как минимум на 20 тыс. руб. (сегодня сумма компенсации составляет всего 30 тыс. руб.). Кроме того, в регионе планируют пересмотреть сами правила квотирования рабочих мест. В настоящее время возмещение затрат на оснащение рабочего места могут получить только организации с численностью от 50 чел. Предполагается, что при изменении условий на квоту могут рассчитывать работодатели с числом сотрудников от 35 чел. При этом нами рекомендуется учитывать качество такого рабочего места, его оснащенность и уровень автоматизации. Следовательно, тенденции новой индустриализации и цифоровизации экономики будут учитываться при возмещении затрат на такое рабочее место и будут способствовать улучшению качества таких мест. Планируют создать 900 квотируемых рабочих мест.
5. Заключение. Проведенное исследование позволяет сделать основные выводы:
1. В настоящий момент число желающих трудоустроиться инвалидов больше количества соответствующих рабочих мест. Работодатели не заинтересованы в создании мест для лиц с ограниченными возможностями здоровья в своих организациях по причине высоких финансовых затрат на их создание и незначительной суммы возмещения. Кроме того, никак не учитывалось качество такого рабочего места, уровень его автоматизации и цифро-визации. В соответствии с нашими предложениями региональное правительство планирует учитывать качественные характеристики данного места в соответствии с новыми условиями индустриализации и увеличить сумму на возмещение затрат по его созданию.
2. Сам процесс трудоустройства инвалидов следует рассматривать как механизм взаимодействия следующих субъектов:
- учебных заведений, которые должны разрабатывать индивидуальные программы для обучения данной категории лиц, программы постдипломного сопровождения, учитывающие направления социальной политики страны и региона, законодательные изменения квотирования рабочих мест и т. д.;
- органов медико-социальной экспертизы, которые должны изучать уровень и причи-
ны инвалидности, контролировать и, при необходимости, проверять условия труда данной категории лиц;
- работодателей, которые зачастую не готовы принимать инвалидов на работу из-за высоких затрат на подготовку рабочего места для такого сотрудника и ожидают определенные меры социальной поддержки от государства;
- общественных организаций по защите прав инвалидов, которые осуществляют по-
мощь в преодолении жизненных трудностей, оказывают психологическую помощь, способствуют интеграции в обществе.
В связи с этим предлагается разработать представленный механизм для Омской области с целью повышения эффективности трудоустройства данной категории работников. Такие меры будут способствовать развитию социальной политики региона в новых экономических условиях.
Литература
1. Наберушкина Э. К. Дополнительное образование инвалидов через призму доступности // Образование как фактор социальной мобильности инвалидов : сб. науч. тр. / под ред. Д. В. Зайцева. - Саратов : Научная книга, 2007. - С. 44-51.
2. Романов П. В, Ярская-Смирнова Е. Р. Политика инвалидности: социальное гражданство инвалидов в современной России. - Саратов : Научная книга, 2006. - 260 с.
3. Гонтмахер Е. Ш., Малева Т. М. Социальные проблемы России и альтернативные пути их решения // Вопросы экономики. - 2008. - № 2. - C. 61-72.
4. Рузаева Е. М. Соотношение понятия «инвалид» в российском и международном праве // Изв. Оренб. аграр. ун-та. - 2014. - № 6 (50). - С. 242-244.
5. Чуксина В. В., Комиссаров Н. Н. Дискриминация по признаку инвалидности в социально-трудовых отношениях // Изв. Иркут. гос. экон. акад. - 2015. - Т. 25, № 1. - С. 126-134.
6. Ярская-Смирнова Е. Р., Романов П. В. Высшее образование инвалидов: политика и опыт // Высшее образование в России. - 2004. - № 7. - С. 38-50.
7. ВинокуровМ. А. Новая экономическая реальность и экономическая политика современной России // Изв. Иркут. гос. экон. акад. - 2014. - № 1 (93). - С. 5-13.
8. Абуталипова Э. Н. Некоторые направления совершенствования системы профессиональной подготовки инвалидов в современной России // Уровень жизни населения регионов России. -2009. - № 7. - С. 41-42.
9. Храпылина Л. П. Реабилитация инвалидов. - М. : Экзамен, 2006. - 416 с.
10. Barnes C., Mercer G. Exploring disability: a sociological introduction. - Cambridge : Polity Press, 2010. - 288 p.
11. Hall E., Wilton R. Thinking differently about 'work' and social inclusion for disabled people // Disabled people, work and welfare: Is employment really the answer? / Eds. Ch. Grover, L. Piggott. -Bristol University Press : Policy Press, 2015. - P. 219-238. - DOI: 10.2307/j.ctt1t89jsb.18.
12. Barron S. Employment of Persons with Disabilities - Effective Policy and Outcomes Requires Clear Strategy with All Relevant Actors Engaged // The Right to Work for Persons with Disabilities / Eds. G. Wansing, F. Welti, M. Schäfers. - Nomos, 2018. - P. 281-290. - DOI: 10.5771/9783845291673-280.
13. Brown S. K. The Sharing Economy: Challenges and Opportunities for People with Disabilities // AARP Research. - December 2016. - URL : https://www.aarp.org/research/topics/economics/info-2016/ sharing-economy-adult-disabilities.html.
14. Jasiak A., Krölak P. The Importance of Work for People with Disabilities and Evaluation Imposed Obligations of Employers // Ergonomics For People With Disabilities / Eds. A. Polak-Sopinska, J. Krolikowski. - Warsaw : Sciendo, 2018. - P. 227-238. - DOI: 10.2478/9783110617832-019.
15. Sainsbury R. Labour Market Participation of Persons with Disabilities - How can Europe Close the Disability Employment Gap // The Right to Work for Persons with Disabilities / Eds. G. Wansing, F. Welti, M. Schäfers. - Nomos, 2018. - P. 135-154. - DOI: 10.5771/9783845291673-134.
References
1. Naberushkina E.K. Dopolnitel'noe obrazovanie invalidov cherez prizmu dostupnosti [Additional education for people with disabilities in the context of its of accessibility], in: Zaitsev D.V. (Ed.) Obrazovanie kak faktor sotsial'noi mobil'nosti invalidov [Education as a factor of social mobility of people with disabilities], collection of proceedings, Saratov, Nauchnaya kniga publ., 2007, pp. 44-51. (in Russian).
2. Romanov P.V., Yarskaya-Smirnova E.R. Politika invalidnosti: sotsial'noe grazhdanstvo invali-dov v sovremennoi Rossii [Disability Policy: social citizenship of disabled people in modern Russia], Saratov, Nauchnaya kniga publ., 2006, 260 p. (in Russian).
3. Gontmakher E., Maleva T. Russia's Social Problems and Alternative Ways of Their Solving. Voprosy Ekonomiki, 2008, no. 2, pp. 61-72. (in Russian).
4. Ruzaeva Ye.M. The "invalid" concept correlation in the Russian and international law. Izvestia Orenburg State Agrarian University, 2014, no. 6 (50), pp. 242-244. (in Russian).
5. Chuksina V.V., Komissarov N.N. Discrimination on the basis of disability in employment relations. Izvestiya of Irkutsk State Economics Academy, 2015, Vol. 25, no. 1, pp. 126-134. (in Russian).
6. Yarskaya-Smirnova E.R., Romanov P.V. Vysshee obrazovanie invalidov: politika i opyt [Higher education for disabled people: politicy and experience]. Higher Education in Russia, 2004, no. 7, pp. 3850. (in Russian).
7. Vinokurov M.A. The new economic reality and economic policy of modern Russia. Izvestiya of Irkutsk State Economics Academy, 2014, no. 1 (93), pp. 5-13. (in Russian).
8. Abutalipova E. Some lines of activity for improvement professional training system of disabled persons in modern Russia. Uroven'zhizni naseleniya regionov Rossii, 2009, no. 7, pp. 41-42. (in Russian).
9. Khrapylina L.P. Reabilitatsiya invalidov [Rehabilitation for disabled people], Moscow, Ekzamen publ., 2006, 416 p. (in Russian).
10. Barnes C., Mercer G. Exploring disability: a sociological introduction, Cambridge, Polity Press, 2010, 288 p.
11. Hall E., Wilton R. Thinking differently about 'work' and social inclusion for disabled people, in: Grover Ch., Piggott L. (Eds.) Disabled people, work and welfare: Is employment really the answer?, Bristol University Press, Policy Press, 2015, pp. 219-238. DOI: 10.2307/j.ctt1t89jsb.18.
12. Barron S. Employment of Persons with Disabilities - Effective Policy and Outcomes Requires Clear Strategy with All Relevant Actors Engaged, in: Wansing G., Welti F., Schäfers M. (Eds.) The Right to Work for Persons with Disabilities, Nomos publ., 2018, pp. 281-290. DOI: 10.5771/9783845291673-280.
13. Brown S.K. The Sharing Economy: Challenges and Opportunities for People with Disabilities. AARP Research, December 2016, available at: https://www.aarp.org/research/topics/economics/info-2016/sharing-economy-adult-disabilities.html.
14. Jasiak A., Krolak P. The Importance of Work for People with Disabilities and Evaluation Imposed Obligations of Employers, in: Polak-Sopinska A., Krolikowski J. (Eds.) Ergonomics For People With Disabilities, Warsaw, Sciendo publ., 2018, pp. 227-238. DOI: 10.2478/9783110617832-019.
15. Sainsbury R. Labour Market Participation of Persons with Disabilities - How can Europe Close the Disability Employment Gap?, in: Wansing G., Welti F., Schäfers M. (Eds.) The Right to Work for Persons with Disabilities, Nomos publ., 2018, pp. 135-154. DOI: 10.5771/9783845291673-134.
Сведения об авторе
Арбуз Анна Владимировна - канд. экон. наук, доцент, доцент кафедры экономики и управления человеческими ресурсами
Адрес для корреспонденции: 644077, Россия, Омск, пр. Мира, 55а
E-mail: [email protected] РИНЦ ID: 310088
About the author
Anna V. Arbuz - PhD in Economics, Docent, Associate Professor of the Department of Economics and Human Resources Management
Postal address: 55а, Mira pr., Omsk, 644077, Russia E-mail: [email protected] RSCI ID: 310088
Для цитирования
Арбуз А. В. Новые подходы к трудоустройству лиц с ограниченными возможностями здоровья // Вестн. Ом. ун-та. Сер. «Экономика». - 2019. - Т. 17, № 1. - С. 109— 116. - РО!: 10.25513/1812-3988.2019.17(1).109-116.
For citations
Arbuz A.V. New approaches to the employment of people with disabilities. Herald of Omsk University. Series "Economics", 2019, Vol. 17, no. 1, pp. 109-116. DOI: 10.25513/1812-3988.2019.17(1).109-116. (in Russian).