УДК 331.582.2 JEL: J08
DO11025513/1812-39882019.17(1)117-123
ФОРМИРОВАНИЕ В РЕГИОНЕ УСЛОВИЙ ДЛЯ ТРУДОУСТРОЙСТВА ЛИЦ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ (НА ПРИМЕРЕ ОМСКОЙ ОБЛАСТИ)
О.В.Гокова
Омский государственный университет им. Ф.М. Достоевского (Омск, Россия)
Информация о статье
Дата поступления 30 ноября 2018 г.
Дата принятия в печать 25 декабря 2018 г.
Тип статьи
Оригинальная статья
Ключевые слова
Лица с ограниченными возможностями здоровья, доступная среда,трудоустройство и занятость инвалидов, межведомственное взаимодействие, государственная региональная поддержка
Работа проводилась при финансовой поддержке Российского фонда фундаментальных исследований и Правительства Омской области в рамках научного проекта № 18-410-550023.
PROVIDING FACILITIES IN THE REGION FOR THE EMPLOYMENT OF PEOPLE WITH DISABILITIES (CASE STUDY OF OMSK REGION)
O.V. Gokova
Dostoevsky Omsk State University (Omsk, Russia)
Аннотация. В настоящее время в России одной из важных проблем, требующих вовлечения органов власти и институтов гражданского общества, остается адаптация лиц с ограниченными возможностями здоровья. В российских регионах реализация права инвалидов на труд и занятость наравне с другими категориями граждан обеспечивается комплексом правовых норм, закрепленных в отраслевом законодательстве. Был проведен анализ текущих и перспективных тенденций развития государственной региональной поддержки лиц с ограниченными возможностями, в том числе в сфере трудоустройства и занятости. По итогам исследования определены вопросы, которым следует уделять особое внимание при формировании мероприятий по повышению конкурентоспособности лиц с ограниченными возможностями: профессиональной подготовки сотрудников служб занятости в аспектах взаимодействия с инвалидами; повышения качества межведомственного взаимодействия между органами службы занятости и органами медико-социальной экспертизы; создания условий для максимального вовлечения инвалидов в сферу трудовых отношений, в том числе с государственными организациями и компаниями с государственным участием; организации сопровождения инвалидов в процессе трудоустройства и адаптации на рабочих местах, особенно инвалидов молодого возраста.
Abstract. Nowadays social rehabilitation of people with disabilities is still one of the most important issues in modern Russia requiring involvement of government authorities and civil society institutions. Exercising the right to work and full employment by disabled persons together with other categories of citizens in Russian regions is guaranteed through a set of legal norms which are included in sectoral legislation. The current and prospective trends in development of regional government support for the disabled persons including job placement and employment are analyzed. The study summarises the issues to be paid special attention to for the purpose of increasing competitiveness among the disabled people in the labor market. They include professional training of staff working in placement services for dealing with disabled people, improving the quality of interdepartmental cooperation between state placement services and socio-medical assessment; providing facilities for maximum involvement of disabled persons in the employment sector including public organizations and companies with state participation; assisting people with disabilities, especially young people, in seeking employment and adjusting to working environment.
Article info
Received
November 30, 2018 Accepted
December 25, 2018
Type paper
Original paper
Keywords
People with disabilities, accessible environment, job placement and employment of people with disabilities, interdepartmental cooperation, state regional support
Acknowledgements. The work was carried out with the financial support of the Russian Foundation for Basic Research and the Government of Omsk region in the context of scientific project No. 18-410-550023.
© О.В. Гокова, 2019
1. Введение. В современном обществе люди настолько сильно поглощены личными проблемами и стремлением как можно больше зарабатывать, что часто не ценят свое здоровье, воспринимают его как данность. Однако необходимо отметить, что инвалидность может быть не только врожденной, но и приобретенной. Результаты социологических исследований свидетельствуют о том, что в настоящее время различным проблемам с инвалидностью подвержено около 1 млрд человек, что составляет примерно 15 % населения Земли. Аналогичные исследования Всемирной организации здравоохранения, проведенные в 1970-х гг., фиксировали данный показатель на уровне 10
К сожалению, во многих странах мира инвалидов не воспринимают как полноценных членов общества, поскольку в данную категорию граждан входят льготники, получающие соответствующее социальное обеспечение, а также ряд привилегий. В России долгое время планирование городской инфраструктуры осуществлялось без учета потребностей людей с ограниченными возможностями, из-за чего они не могли полноценно интегрироваться в общество, самостоятельно участвовать в общественных мероприятиях, свободно передвигаться по городу и т. д.
В настоящее время в нашей стране действует целый комплекс нормативно-правовых актов и реабилитационных программ, направленных на минимизацию существующей дискриминации в отношении лиц с ограниченными возможностями и обеспечение полной интеграции в повседневную жизнь. Психологическое и физическое здоровье любого человека напрямую зависит от возможности самореализации в трудовой сфере, общении, отсутствии дискриминации в доступе к различным благам цивилизации, поэтому в регионах России необходимо развивать системы социальной защиты инвалидов и поддержки при трудоустройстве.
2. Обзор литературы. Существует большое количество исследований, посвященных проблемам трудовой занятости лиц с ограниченными возможностями здоровья. Социально-экономическим аспектам трудоустройства инвалидов, проблемам комплексной реабилитации и вопросам медико-социального сопровождения при трудоустройстве инвалидов в современных условиях посвящены работы Т.В. Зозули, В.Н. Козловой, С.Н. Пузина, Е.Г. Свисту-новой и др. [1-3]. Проблемы прямой и косвен-
ной дискриминации в сфере труда и занятости инвалидов рассматривали И.А. Козырева, С.С. Чабанова, Э.К. Наберушкина, Л.Р. Гарап-шина, О.А. Денисова, О.Л. Леханова, Р.А. Са-мофал, О.Ю. Лягинова, С.А. Парыгина [4-7]. Государственная политика содействия занятости лиц с ограниченной трудоспособностью исследуется в работах Л.Г. Клечковской, Г.В. Су-леймановой, М.Д. Белецкого, Е.В. Кривцовой, К.М. Грабчук, Ю.А. Житникович и др. [8-11]. Вопросам социального обеспечения, защиты и поддержки инвалидов в России, а также аспектам социальной политики, определяющей их интеграцию в современное общество, волонтерской деятельности как средству организации работы с ресурсами социальной поддержки людей с ограниченными возможностями посвящены работы Н.Ф. Басова, Н.В. Вандыше-вой, Э.К. Наберушкиной и др. [5; 12; 13].
Таким образом, существует значительное количество источников по проблемам инвалидов, особенностям профессиональной реабилитации лиц с ограниченными возможностями здоровья. Вместе с тем необходимо отметить, что в настоящее время существует потребность в исследовании регионального опыта решения проблем инклюзивного трудоустройства инвалидов.
3. Гипотезы и методы исследования. В связи с ратификацией Федеральным законом от 3 мая 2012 г. № 46-ФЗ Конвенции о правах инвалидов сегодня особо актуальным является повышение доступности для лиц с ограниченными возможностями действующих объектов социальной, инженерной, транспортной инфраструктур и условий для беспрепятственного пользования услугами на территории субъектов Российской Федерации, в том числе и на территории Омской области. Также в сфере содействия занятости населения не допускается дискриминация по признаку инвалидности. Однако в повседневной жизни инвалиды всё еще испытывают целый ряд трудностей с получением работы. Для организации рынка труда инвалидов необходимо сформировать спрос и предложение на рабочую силу из числа людей с ограниченными возможностями. Поэтому следует говорить о формировании исследовательского ракурса с точки зрения необходимости учета и регулирования процессов трудоустройства лиц с ограниченными возможностями в условиях складывающихся социально-экономических тенденций регионального раз-
вития. В дальнейшем это позволит разрабатывать комплекс мероприятий, направленных на реализацию мер по обеспечению права инвалидов на труд и занятость на территории Омской области, на обеспечение доступности профессионального образования инвалидам, уделяя особое внимание молодому поколению, за счет которого формируется демографический и трудовой потенциал территорий и основа социально-экономического развития регионов.
4. Результаты исследования. Реализация права инвалидов на труд и занятость наравне с другими категориями граждан на территории Омской области обеспечивается комплексом правовых норм, закрепленных в отраслевом законодательстве. В сфере содействия занятости населения не допускается дискриминация по признаку инвалидности. Гражданин не должен получать преференции или ограничения в своих правах и свободах, не связанные с деловыми качествами работника (наличие определенной профессии, специальности, квалификации,
По мнению 43,2 % участников опроса, за последние два года отношение омичей к проблемам инвалидов улучшилось, 32,7 % не заметили особых изменений, 3,2 % - отметили ухудшение ситуации.
Положительно оценили отношение населения Омской области к проблемам инвалидов 35,3 % участников опроса; еще 33,5 % опрошенных характеризовали такое отношение как «скорее положительное, чем отрицательное». Оценки с негативной «окраской» дали 13,4 % опрошенных; 17,8 % респондентов затруднились с ответом. Среди тех, кто положительно охарактеризовал отношение населения Омской области к проблемам инвалидов, выше доля жителей муниципальных районов.
уровень образования и опыт работы). В деятельности органов службы занятости населения Омской области по формированию регионального банка вакансий не допускается любое различие или ограничение на трудоустройство граждан, имеющих инвалидность, на подходящие для них рабочие места по виду заболевания и причине инвалидности.
В 2017 г. Министерством труда и социального развития Омской области был проведен социологический опрос «Оценка инвалидами уровня доступности приоритетных объектов и услуг в приоритетных сферах жизнедеятельности, отношения населения к проблемам инвалидов». В качестве объекта опроса выступили граждане с ограниченными возможностями здоровья. Всего в опросе принял участие 791 чел. (в том числе из муниципальных районов 474 чел., из г. Омска - 317 чел., см. табл.). Опрос проводился в двух административных округах г. Омска и 24 муниципальных районах Омской области2.
Реализация мер по обеспечению права инвалидов на труд и занятость на территории Омской области основана на положениях Закона РФ от 19 апреля 1991 г. № 1032-1 (в ред. от 3 июля 2018 г.) «О занятости населения в Российской Федерации», Концепции развития отношений в сфере труда и занятости населения Омской области до 2020 г. (утв. Указом Губернатора Омской области от 30 августа 2013 г. № 121) и Концепции по трудоустройству инвалидов в Омской области (утв. 19 марта 2013 г.).
Органы службы занятости на постоянной основе осуществляют мониторинг и контроль за представлением работодателями сведений о наличии вакансий, в том числе для приема на работу инвалидов, а также проводят проверку
Распределение мнений респондентов о динамике отношения населения
к проблемам инвалидов
The respondents' views on changes in attitude towards problems of people with disabilities
Варианты ответов Всего Муниципальные районы Омск
чел. % чел. % чел. %
Отношение улучшилось 342 43,2 204 43,0 138 43,5
Не заметил особых изменений 259 32,7 160 33,8 99 31,2
Отношение ухудшилось 25 3,2 19 4,0 6 1,9
Не могу ответить, сам стал инвалидом в последние 1-2 года 57 7,2 34 7,2 23 7,3
Не задумывался над этим вопросом, меня это не интересует 33 4,2 18 3,8 15 4,7
Затрудняюсь ответить 75 9,5 39 8,2 36 11,4
их на наличие (отсутствие) информации дискриминационного характера.
К основным мероприятиям активной политики занятости на территории Омской области относятся подбор подходящего рабочего места, содействие временному трудоустройству, организация оплачиваемых общественных работ, самозанятость, социальная и трудовая адаптация, профессиональная ориентация, психологическая поддержка, организация профессионального обучения, стажировка и др. Ежегодно в органы службы занятости обращаются в среднем 1,2 тыс. инвалидов (для сравнения: в 2014 г. обратилось 1 293 чел., в 2015 г. -1 177 чел., в 2016 г. - 1 136 чел.). В структуре граждан, обратившихся за предоставлением государственных услуг в области содействия занятости населения, удельный вес инвалидов составляет в среднем 2 %. При содействии органов службы занятости ежегодно трудоустраиваются до 60 % обратившихся инвалидов3.
В настоящее время работа по трудоустройству лиц с ограниченными возможностями осуществляется на основе комплексной программы, обеспечивающей проведение мероприятий по устройству на работу, а также повышение доступности профессионального образования. Для реализации данного комплекса мер в Омской области сформирована необходимая нормативная правовая база. Большая часть нормативно-правовых актов ориентирована на стимулирование работодателей к созданию дополнительных рабочих мест и трудоустройству на них инвалидов, обеспечению их трудовых прав: оборудование рабочего места в соответствии с индивидуальной программой реабилитации; создание безбарьерной среды в рамках предприятия; проведение специальной оценки условий труда и др. Эти меры позволили обеспечить ежегодное создание оборудованных рабочих мест для приема на работу инвалидов, отвечающих требованиям санитарно-эпидемиологической безопасности, и трудоустройство на них 649 чел. (в 2012 г. - 115 чел., в 2013 г. - 162 чел., в 2014 г. - 206 чел., в 2015 г. - 166 чел.)4.
Необходимо отметить, что на территории региона реализуется Закон Омской области от 21 июля 2009 г. № 1174-ОЗ «О квотировании рабочих мест в Омской области», развитие которого обеспечивается с учетом ситуации рынка труда области. С 2015 г. установлен размер квоты на уровне 2 % для работодателей со
среднесписочной численностью работников от 50 чел. Сформирован реестр работодателей, осуществляющих свою деятельность на территории Омской области, и введен ежемесячный мониторинг ситуации по замещению работодателями квотируемых рабочих мест.
Успешной реализации данного закона способствует инструмент заключения работодателем, подлежащим квотированию, соглашений об организации рабочих мест для трудоустройства инвалидов с любым другим хозяйствующим субъектом. Заключение соглашений осуществляется работодателями без государственного вмешательства и реализуется на основе принципов регулирования гражданско-правовых отношений, что определяет свободу прав и обязанностей сторон. Как показывает практика, заключение соглашений сопровождается материальным или финансовым обеспечением затрат, связанных с трудоустройством инвалидов (оборудование рабочего места, обеспечение санитарно-гигиенических условий труда, оплата труда инвалидов осуществляется за счет направляющей организации).
В настоящее время используют на практике данную законодательную норму свыше 50 ведущих работодателей региона, среди которых «Газпромнефть - Омский НПЗ», Ремонт-но-механический завод «Газпромнефть-ОНПЗ», «Сибирская Лесопромышленная Компания», «Транснефть - Западная Сибирь», Прииртыш-ское производственно-техническое управление связи (филиал «Связьтранснефть»), Омское моторостроительное конструкторское бюро, Сбербанк России и др. Работают на основе заключенных работодателями соглашений 183 инвалида, при этом свыше 70 % трудоустроенных граждан - это участники общественных организаций инвалидов Омской области5.
5. Заключение. В качестве мероприятий, направленных на дальнейшее содействие занятости и трудоустройству лиц с ограниченными возможностями, следует привести:
- профессиональную подготовку сотрудников служб занятости в аспектах взаимодействия с лицами с ограниченными возможностями;
- повышение качества межведомственного взаимодействия между органами службы занятости и органами медико-социальной экспертизы;
- создание условий для максимального вовлечения инвалидов в сферу трудовых отно-
шений, в том числе с государственными организациями и компаниями с государственным участием;
- организация сопровождения инвалидов в процессе трудоустройства и адаптации на рабочих местах, особенно инвалидов молодого возраста;
- расширение возможностей получения инвалидами бесплатного профессионального образования под гарантию трудоустройства;
- профессиональная ориентация инвалидов молодого возраста и их сопровождение при получении профессионального образования.
В последние десятилетия в развитых странах успешно реализуется целый ряд различных программ, направленных на вовлечение в повседневную жизнь людей с ограниченными возможностями, позволяющих им самореализоваться в трудовой деятельности и общественной жизни, такие программы способны учитывать и адаптироваться под условия быстро меняющегося современного мира. В регионах Российской Федерации предстоит трансформировать существующее представление о возможностях инвалидов; адаптировать инфраструктуру; повысить привлекательность тру-
доустройства для бизнеса людей с ограниченными возможностями.
Примечания
1 Спиридонов В. «Нормальная жизнь»: как заботятся об инвалидах в Европе // РИА Новости. 2017. 7 июня. URL: https://ria.ru/analytics/20170607/ 1495994209.html.
2 Отчет по результатам социологического опроса «Оценка инвалидами уровня доступности приоритетных объектов и услуг в приоритетных сферах жизнедеятельности, отношения населения к проблемам инвалидов» // Министерство труда и социального развития Омской области: офиц. сайт. URL: http://www. omskmintrud.ru/?sid=2798.
3 Предложения Омской области в разделы доклада о мерах, принимаемых для выполнения обязательств Российской Федерации по Конвенции о правах инвалидов, за период 2014-2016 годов // Министерство труда и социального развития Омской области: офиц. сайт. URL: http://www.omskmintrud.ru/? sid=1452.
4 Информационно-аналитический бюллетень за 2017 год // Министерство труда и социального развития Омской области: офиц. сайт. URL: http://www. omskmintrud.ru/?sid=2875.
5 Предложения Омской области в разделы доклада о мерах, принимаемых для выполнения обязательств Российской Федерации по Конвенции о правах инвалидов, за период 2014-2016 годов.
Литература
1. Комплексная реабилитация инвалидов : учеб. пособие / под ред. Т. В. Зозули. - М. : Академия, 2005. - 304 с.
2. Козлова В. Н. Трудовая занятость инвалидов: социально-экономический аспект // Контуры глобальных трансформаций: политика, экономика, право. - 2011. - Т. 4, № 5. - С. 141-144.
3. Пузин С. Н., Храпылина Л. П., Огай Д. С. Медико-социальное сопровождение трудоустройства инвалидов в рыночных условиях // Медико-социальная экспертиза и реабилитация. - 2012. -№ 2. - С. 3-6.
4. Козырева И. А., Чабанова С. С. Прямая и косвенная дискриминация в сфере труда и занятости инвалидов: анализ проблемы // Здоровье и образование в XXI веке. - 2017. - Т. 19, № 6. -С.171-175.
5. Наберушкина Э. К. Обзор социальных проблем инвалидности в контексте занятости, социальной политики и социальных дистанций // Журн. исслед. соц. политики. - 2017. - Т. 15, № 2. - С. 333-340. - DOI: 10.17323/727-0634-2017-15-2-333-340.
6. Гарапшина Л. Р. Социальное конструирование образа людей с ментальной инвалидностью современными СМИ: российский и региональный опыт // Вестн. экономики, права и социологии. -2016.- № 4.- С. 219-223.
7. К проблеме трудоустройства молодых инвалидов в Вологодской области / О. А. Денисова и др. // Вестн. Ленингр. гос. ун-та им. А.С. Пушкина. - 2018. - № 2. - С. 208-216.
8. Клечковская Л. Г. Совершенствование механизмов реализации мер, направленных на содействие трудоустройству инвалидов // Бизнес в законе. - 2015. - № 4. - С. 121-125.
9. Сулейманова Г. В. Трудоустройство инвалидов: от квотирования рабочих мест до социальной занятости // Сев.-Кавк. юрид. вестн. - 2017. - № 4. - С. 74-80.
10. Белецкий М. Д. Ключевые аспекты проблемы трудоустройства инвалидов в России // Дискуссия. - 2017. - № 7 (81). - С. 16-21.
11. Кривцова Е. В., Грабчук К. М., Житникович Ю. А. Проблемы трудоустройства молодых инвалидов // Концепт. - 2016. - № 12. - URL : https://e-koncept.ru/2016/16265.htm.
12. Басов Н. Ф. Социальное обеспечение, защита и поддержка инвалидов в России: советский период и современность // Вестн. Православ. Свято-Тихон. гуманитар. ун-та. Сер. IV: Педагогика. Психология. - 2010. - Вып. 4 (19). - С. 56-69.
13. Вандышева Н. В. Волонтерская деятельность как средство организации работы с ресурсами социальной поддержки людей с ограниченными возможностями в общественной организации // Вестн. Сам. гос. ун-та. - 2009. - № 5 (71). - С. 130-134.
References
1. Zozulya T.V. (Ed.) Kompleksnaya reabilitatsiya invalidov [Comprehensive rehabilitation of people with disabilities], Moscow, Akademiya publ., 2005, 304 p. (in Russian).
2. Kozlova V.N. Employment of disabled: Socio-economic aspect. Outlines of global transformations: politics, economics, law, 2011, Vol. 4, no. 5, pp. 141-144. (in Russian).
3. Puzin S.N., Khrapylina L.P., Ogay D.S. Medical and social assistance employment of disabled people in the market conditions. Medical and Social Expert Evaluation and Rehabilitation, 2012, no. 2, pp. 3-6. (in Russian).
4. Kozyreva I.A., Chabanova S.S. The analysis of direct and indirect discrimination problems in disabled persons' employment. Health and Education Millennium, 2017, Vol. 19, no. 6, pp. 171-175. (in Russian).
5. Naberushkina E. The Social Problems of Disability in a Context of Employment, Social Policy and Social Distance. The Journal of Social Policy Studies, 2017, Vol. 15, no. 2, pp. 333-340. DOI: 10.17323/727-0634-2017-15-2-333-340. (in Russian).
6. Garapshina L.R. The Social Construction of the Image of Mentally Disabled People in Modern Media: Russian and Regional experience. The Review of Economy, the Law and Sociology, 2016, no. 4, pp. 219-223. (in Russian).
7. Denisova O.A., Lekhanova O.L., Samofal R.A., Lyaginova O.Yu., Parygina S.A. To the problem of employment of young disabled people in Vologda region. Vestnik of Pushkin Leningrad State University, 2018, no. 3, pp. 208-215. (in Russian).
8. Klechkovskaia L.G. Improvement of mechanisms for the implementation of measures aimed at promoting employment of people with disabilities. Business in Law, 2015, no. 4, pp. 121-125. (in Russian).
9. Suleymanova G.V. Job placement of the invalids: from the apportion of work sites to the social employment. North Caucasus Legal Vestnik, 2017, no. 4, pp. 74-80. (in Russian).
10. Beletsky M.D. The key aspects of disabled people's employment issues in Russia. Discussion, 2017, no. 7 (81), pp. 16-21. (in Russian).
11. Krivcova E., Grabchyk K., Jitnikovich U. Problem of youthful disabled person. Koncept, 2016, no. 12, available at: https://e-koncept.ru/en/2016/16265.htm. (in Russian).
12. Basov N.F. Social provision, protection and support for the disabled in the sovietand contemporary Russia. St. Tikhon's University Review. Series IV: Pedagogy. Psychology, 2010, iss. 4 (19), pp. 5669. (in Russian).
13. Vandysheva L.V. Volunteer activity a means of the organization of work with the resources of social support of disabled people in public organization. Vestnik of Samara State University, 2009, no. 5 (71), pp. 130-134. (in Russian).
Сведения об авторе
Гокова Ольга Владимировна - старший преподаватель кафедры региональной экономики и управления территориями
Адрес для корреспонденции: 644077, Россия, Омск,
пр. Мира, 55а
E-mail: [email protected]
РИНЦ ID: 649028
About the author
Olga V. Gokova - senior lecturer of the Department of Regional Economy and Territory Management Postal address: 5^, Mira pr., Omsk, 644077, Russia E-mail: [email protected] RSCI ID: 649028
Для цитирования
Гокова О. В. Формирование в регионе условий для трудоустройства лиц с ограниченными возможностями здоровья (на примере Омской области) // Вестн. Ом. ун-та. Сер. «Экономика». - 2019. - Т. 17, № 1. -С. 117-123. - 001:10.25513/1812-3988.2019.17(1).117-123.
For citations
Gokova O.V. Providing facilities in the region for the employment of people with disabilities (case study of Omsk region). Herald of Omsk University. Series "Economics", 2019, Vol. 17, no. 1, pp. 117-123. DOI: 10.25513/1812-3988.2019.17(1).117-123. (in Russian).