DOI: 10.15838/esc/2016.6.48.7 УДК 331.5.024.54, ББК 60.7
© Шабунова А.А., Фахрадова Л.Н.
Актуальные проблемы трудоустройства инвалидов*
Александра Анатольевна ШАБУНОВА
доктор экономических наук, доцент
Институт социально-экономического развития территорий РАН
160014, Россия, г. Вологда, ул. Горького, д.56а
Лейла Натиговна ФАХРАДОВА
Институт социально-экономического развития территорий РАН 160014, Россия, г. Вологда, ул. Горького, д.56а [email protected]
Аннотация. Трудоустройство инвалидов является ведущим инструментом создания общества равных возможностей. В России основными препятствиями для трудоустройства людей с ограниченными возможностями здоровья выступают несовершенство мероприятий, направленных на повышение конкурентоспособности этой группы на рынке труда, предусмотренных законодательством, низкий престиж рабочих мест, на которые могут претендовать инвалиды, незаинтересованность работодателей в приёме их на работу. Цель данного исследования — определение препятствий, с которыми сталкиваются люди с ограниченными возможностями здоровья на рынке труда, а также обоснование экономической целесообразности инвестирования госу-
* Статья подготовлена в рамках выполнения работ по проекту РНФ №16-18-00078 «Механизмы преодоления ментальных барьеров инклюзии социально уязвимых категорий населения для активизации процессов модернизации регионального сообщества».
Для цитирования: Шабунова, А.А. Актуальные проблемы трудоустройства инвалидов / А.А. Шабунова, Л.Н. Фахрадова // Экономические и социальные перемены: факты, тенденции прогноз. — 2016. — № 6. — С. 126-142. DOI: 10.15838/esc/2016.6.48.7
For citation: Shabunova A.A., Fakhradova L.N. Pressing issues of disability employment. Economic and Social Changes: Facts, Trends, Forecast, 2016, no. 6, pp. 126-142. DOI: 10.15838/esc/2016.6.48.7
дарственных средств в мероприятия по содействию их трудоустройству. Информационную базу составили работы российских и зарубежных авторов, данные государственной статистики, результаты социологических опросов населения и инвалидов, проведённых на территории Вологодской области в 2013—2015 гг. В статье рассматривается результативность квотирования рабочих мест для инвалидов, в частности установлено, что численность трудоустроенных по таким квотам в период с 2008 по 2014 г. снизилась. На основе данных отечественных исследований выделены причины недостаточной эффективности указанного инструмента социальной политики. Одной из проблем в сфере содействия трудоустройству инвалидов является обеспечение их профессиональной подготовки и переподготовки. Согласно данным официальной статистики, среди работающих инвалидов, проживающих в городе, только 38% трудоустроены по специальности. В то же время, как видно из результатов исследований российских авторов, подготовка специалиста (даже с учётом имеющихся у последнего ограничений здоровья) окупается в течение 4 лет. На примере Вологодской области нами показано, что объём годовых налоговых поступлений при трудоустройстве инвалидов на рабочие места с заработной платой близкой по величине к средней по региону может достигать 33 млн. рублей. Приведена также оценка примерной стоимости в регионе оборудования рабочего места для инвалида. В заключительной части статьи предложен перечень ключевых направлений действий в сфере повышения конкурентоспособности инвалидов на рынке труда.
Ключевые слова: трудоустройство инвалидов, квотирование рабочих мест, социальная политика.
В связи с ратификацией Россией Конвенции ООН о правах инвалидов усилилось внимание государства к проблемам трудоустройства данной категории населения. Трудовая деятельность является одним из ведущих условий приобретения человеком экономической самостоятельности, обеспечивающей уверенность в завтрашнем дне. В то же время инвалиды не всегда имеют возможность трудиться. Это вызвано как спецификой их физических потребностей, так и несовершенством государственной политики. Разнообразные проблемы, возникающие в связи с трудоустройством инвалидов, служат предметом исследований российских и зарубежных авторов.
Среди подобных зарубежных исследований можно выделить три тематических направления. Первое — изучение законодательства, определяющего права инвалидов. К примеру, развитие социальной политики Великобритании в отноше-
нии людей с ограниченными возможностями здоровья рассматривается в статье M. Floyd и J. Curtis [12]. Социальная политика, проводимая в Евросоюзе, является объектом исследования W van Oorschot, B. Hvinden [15]. Развитие шведского законодательства, защищающего права группы, исследуется в работе R. Lindqvist [14]. Второе направление представлено трудами об уровне жизни инвалидов, их социальном участии и экономической активности. Примером может служить работа американских авторов R. Haveman, K. Holden, B. Wolfe, P. Smith, K. Wilson [13], охватывающая период с 1982 по 1991 г. К третьему направлению относятся исследования эффективности мероприятий по содействию трудоустройству инвалидов. Такого рода практики как часть социальной политики рассматриваются M.A. Verdugo, A. Jimenez, F.B.J. de Urries [16]. Некоторые проблемы консультирования инвалидов в процессе содействия
их трудоустройству освещаются в работе в.Л.М. Backenroth [11]. Ed. Westerhout проведен анализ рынка труда и эффективности воздействия на него различных видов политики в отношении инвалидов [17].
Внимание российских исследователей сосредоточено в основном на определении эффективности государственных мер по трудоустройству инвалидов, на оценке экономического ущерба вследствие инвалидности, выявлении потребности инвалидов в трудоустройстве. Перечисленные аспекты затронуты и в настоящей работе.
Российские авторы выделяют следующие препятствия для трудоустройства инвалидов [10, с. 6-7]:
— средовые барьеры (неподходящая инфраструктура населённых пунктов, неприспособленность транспорта, несоблюдение универсального дизайна помещений и путей передвижения);
— низкий профессионально-квалификационный статус инвалидов;
— несовершенство инструментов трудоустройства инвалидов;
— отсутствие внешних (экономических) стимулов для трудоустройства: заработная плата инвалидов ниже, чем у других работников;
— отсутствие внутренних (психологических) стимулов для трудоустройства;
— дискриминация со стороны работодателей.
Отмечается также отрицательное влияние на трудоустройство инвалидов сложностей с получением образования, негативных социальных установок, стереотипов в отношении к инвалидам [5, с. 63].
В то же время способы преодоления указанных препятствий должны иметь юридическое основание, позволяющее органам государственной власти влиять на функционирование рынка труда в це-
лях обеспечения трудоустройства инвалидов. Следовательно, рассмотрев уже имеющуюся законодательную базу, определяющую права и интересы инвалидов, работодателей и государственных органов в данной сфере, можно выявить актуальные проблемы, связанные с трудоустройством инвалидов.
Согласно п. 3 ст. 37 Конституции РФ, любому гражданину страны гарантировано право на труд «в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены, на вознаграждение за труд без какой бы то ни было дискриминации и не ниже установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда, а также право на защиту от безработицы»1. Вместе с тем люди с ограниченными возможностями здоровья являются одной из групп с высоким риском безработицы. По данным Всемирной организации здравоохранения, в 2013 году в мире показатели занятости среди мужчин-инвалидов (53%) и женщин-инвалидов (20%) были ниже, чем у мужчин (65%) и женщин без инвалидности (30%). В странах Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) показатель занятости среди инвалидов (44%) составляет чуть больше половины от аналогичного показателя среди людей без инвалидности (75%)2.
В Российской Федерации, по данным за 2015 год, уровень безработицы среди инвалидов составил 12%. Среди лиц с ограниченными возможностями в возрасте 15—72 лет только 15% проявляли экономическую активность и лишь 12%
1 Конституция Российской Федерации [Эл. рес.] // Правовая навигационная система «Кодексы и законы РФ». — URL: http://www.zakonrf.info/konstitucia/37/ (дата обращения: 28.06.2016).
2 10 фактов об инвалидности [Эл. рес.] // Всемирная организация здравоохранения. — URL: http://www. who.int/features/factfiles/disability/facts/ru/index4.html
(дата обращения: 27.06.2016).
Рисунок 1. Уровень экономической активности, занятости и безработицы лиц в возрасте 15-72 лет, имеющих инвалидность, 2014 г.
Инвалиды 1группы Инвалиды 2группы Инвалиды Згруппы Инвалиды с детства
■ Уровеньэкономической активности ИУровеньзанятости ■Уровеньбезработицы
Источник: Труд и занятость инвалидов // Официальный сайт ФСГС. - 111^: http://www.gks.ru/free_doc/new_site/ рори!айоп/^аУ/4-6^ос (дата обращения: 27.06.2016).
работали (рис. 1). Но, как известно, инвалиды остаются одной из самых низкодоходных групп населения: по расчётам за 2015 год им принадлежало только 0,04% совокупного объёма доходов российского населения.
Изменить ситуацию призваны меры, закреплённые в федеральном и региональном законодательстве, а также в нормативно-правовых актах муниципальных образований. Статьёй 20 Федерального закона «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» предусмотрен ряд мероприятий3 по обеспечению занятости инвалидов. В него входят:
— установление в организациях независимо от организационно-правовых
3 О социальной защите инвалидов в Российской Федерации : Федеральный закон от 24.11.1995 г. (ред. от 29.12.2015 г.) № 181-ФЗ // Официальный сайт компании «КонсультантПлюс». — URL: http://www.consultant.ru/ document/cons_doc_LAW_8559/28e010a834fdf2cf3793814 63eee4a959300e8ec/ (дата обращения: 28.06.2016).
форм и форм собственности квоты4 для приема на работу инвалидов и минимального количества специальных рабочих мест для инвалидов;
— резервирование рабочих мест по профессиям5, наиболее подходящим для трудоустройства инвалидов;
— стимулирование создания предприятиями, учреждениями, организациями дополнительных рабочих мест (в том числе специальных) для трудоустройства инвалидов;
4 Квота — минимальное количество рабочих мест для трудоустройства инвалидов в процентах от среднесписочной численности работников организации, которое организация обязана создать или выделить, включая количество рабочих мест, на которых уже работают инвалиды.
5 О Перечне приоритетных профессий рабочих и служащих, овладение которыми дает инвалидам наибольшую возможность быть конкурентоспособными на региональных рынках труда : Постановление Минтруда РФ от 08.09.1993 г. № 150 // Официальный сайт компании «КонсультантПлюс». — URL: http://www.consultant. ru/document/cons_doc_LAW_2447/#dst100012 (дата обращения: 28.06.2016).
Рисунок 2. Численность инвалидов, трудоустроенных на квотируемые рабочие места, чел.
10000 -| 9000 -8000 -7000 -6000 -5000 -4000 -3000 -2000 -1000 -0
Источник: Положение инвалидов // Официальный сайт ФСГС. - ияи http://www.gks.ru/wps/wcm/connect/rosstat_ тат/гс^а^ш^аЫ^/рорЫайоп/с^аЬШ^/ (дата обращения: 26.06.2016).
— создание инвалидам условий труда в соответствии с индивидуальными программами их реабилитации, абилитации (в ред. Федерального закона от 01.12.2014 № 419-ФЗ);
— создание условий для предпринимательской деятельности инвалидов;
— организация обучения инвалидов новым профессиям.
Квотирование рабочих мест для трудоустройства инвалидов, в соответствии с указанным федеральным законом, является обязательным для всех предприятий со среднесписочной численностью работников более 100 человек. Число квотируемых рабочих мест должно составлять 2—4% от общего количества рабочих мест на предприятии. Порядок квотирования, как установлено в части 2 статьи 20 данного закона, определяется органами государственной власти субъектов Российской Федерации.
В Вологодской области, согласно новой редакции областного закона «О квотировании рабочих мест для инвалидов» от 2013 г., работодателям, осуществляю-
щим деятельность на территории региона, имеющим среднесписочную численность сотрудников более 30 человек, также устанавливается квота в размере 2% для приёма на работу инвалидов6.
Квотирование как инструмент повышения конкурентоспособности инвалидов на рынке труда остаётся недостаточно эффективным. В России в период 2008— 2014 гг. наблюдается неблагоприятный тренд: численность инвалидов, трудоустроенных на квотируемые места, снизилась в 2,3 раза. При этом резкий спад показателя произошёл в 2009 г. по сравнению с 2008 г., что может быть связано со снижением предложения рабочей силы вследствие того, что значительная часть безработных инвалидов была трудоустроена в предшествующий период (рис. 2).
6 О квоте для приема на работу инвалидов на территории Вологодской области : закон Вологодской области от 19.10.2004 № 3238-03 (в ред. от 11.12.2013) // Официальный портал Правительства Вологодской области. — URL: https://view.ofriceapps.live.com/op/view. aspx?src=http://vologda-oblast.ru/upload/iblock/293/1065. docx (дата обращения: 27.06.2016).
В то же время на снижение рассматриваемого показателя могли повлиять и иные причины. В их числе исследователи отмечают, например, несовершенство и противоречивость действующего законодательства.
Согласно данным исследования ОАО «Всероссийский центр уровня жизни» [3, с. 62], по состоянию на 2009 год во всех регионах Северо-Западного федерального округа (СЗФО) были приняты нормативно-правовые акты, устанавливающие квоту для приёма на работу инвалидов: в 5 из 10 субъектов она составила 3% от среднесписочной численности работников. В Вологодской области действовал минимальный размер квоты — 2%, в Калининградской области — максимальный — 4%. Помимо квотирования рабочих мест в регионах СЗФО предусмотрены такие меры содействия трудоустройству инвалидов, как профориентация и психологическая поддержка. Анализируя в целом систему регионального законодательства в сфере защиты права инвалидов на труд, исследователи выделяют ряд присущих ей недостатков [3]:
— отсутствие в некоторых регионах собственных законов, устанавливающих квоту для приёма на работу инвалидов;
— отсутствие в некоторых регионах единого порядка установления квоты и прописанного порядка предоставления специализированных рабочих мест (прописан только в законодательстве Мурманской и Архангельской области);
— отсутствие порядка осуществления контроля и надзора за соблюдением законодательства в области регистрации инвалидов в качестве безработных;
— непредусмотренность мер экономического стимулирования работодателей к созданию и сохранению специализированных рабочих мест для инвалидов.
Другой мерой, призванной повысить участие инвалидов в экономической жизни, является резервирование рабочих мест по профессиям, рекомендованным для трудоустройства инвалидов. Перечень профессий приводится в приказе Минтруда России от 04.08.2014 № 515 «Об утверждении методических рекомендаций по перечню рекомендуемых видов трудовой и профессиональной деятельности инвалидов с учётом нарушенных функций и ограничений их жизнедеятельности»7. Порядок резервирования рабочих мест для инвалидов определяется региональным законодательством. Например, в Пермском крае в 2015 году принято постановление «Об утверждении порядка формирования кадрового резерва инвалидов и резервирования рабочих мест по профессиям, наиболее подходящим для трудоустройства инвалидов»8. В Костромской области в том же году принято постановление «О порядке резервирования рабочих мест по профессиям, наиболее подходящим для трудоустройства инвалидов»9. В Ставропольском крае
7 Об утверждении методических рекомендаций по перечню рекомендуемых видов трудовой и профессиональной деятельности инвалидов с учётом нарушенных функций и ограничений их жизнедеятельности : Приказ Минтруда РФ от 04.08.2014 № 515 // Официальный сайт компании «КонсультантПлюс» — URL: http://www. consultant.ru/document/cons_doc_LAW_166866/ (дата обращения: 28.06.2016).
8 Об утверждении порядка формирования кадрового резерва инвалидов и резервирования рабочих мест по профессиям, наиболее подходящим для трудоустройства инвалидов : постановление Правительства Пермского края от 28 января 2015 года № 35-п // Электронный фонд правовой и нормативно-технической документации. - URL: http://docs.cntd.ru/document/424031428 (дата обращения: 29.06.2016).
9 О порядке резервирования рабочих мест по профессиям, наиболее подходящим для трудоустройства инвалидов : постановление Администрации Костромской области от 22 декабря 2015 года № 465-а // Электронный фонд правовой и нормативно-технической документации. - URL: http://docs.cntd.ru/document/432836759 (дата обращения: 29.06.2016).
Рисунок 3. Наличие специальности и её соответствие выполняемой работе у инвалидов в возрасте 15-65 лет в 2011 и 2014 году, в %
2014 год: проживающиевсельской местности ■ 23,6 19,3
57,1
2014 год: проживающие в городской местности
2011 год: проживающие всельской местности
2011 год: проживающие в городской местности
54,7
36,1
52,9
38,7
14,3
47
20
40
60
80
□ Работа полностью соответствует полученной специальности
□ Работа близка к полученной специальности
□ Работа не соответствует полученной специальности
100
Источник: Положение инвалидов // Официальный сайт ФСГС. - URL: http://www.gks.ru/wps/wcm/connect/rosstat_ main/rosstat/ru/statistics/population/disabilities/ (дата обращения: 26.06.2016).
0
порядок резервирования рабочих мест определяется приказом министерства труда и социальной защиты населения Ставропольского края от 16.10.2015 № 403 «Об утверждении Порядка проведения специальных мероприятий для предоставления инвалидам, проживающим на территории Ставропольского края, гарантий трудовой занятости»10.
Необходимо отметить, что в настоящее время проблема профессиональной подготовки и переподготовки инвалидов приобретает высокую актуальность. Судя по данным за 2011 и 2014 годы, доля инвали-
10 Об утверждении Порядка проведения специальных мероприятий для предоставления инвалидам, проживающим на территории Ставропольского края, гарантий трудовой занятости : приказ министерства труда и социальной защиты населения Ставропольского края от 16.10.2015 № 403 // Официальный сайт компании «КонсультантПлюс». — URL: http://base.consultant.ru/ regbase/cgi/online.cgi?req=doc;base=RLAW077;n=92360; dst=100033/ (дата обращения: 28.06.2016).
дов, имеющих профессиональное образование, в общей численности работающих инвалидов составила 69%. Среди инвалидов с профессиональным образованием, проживающих в городской местности, по специальности работают 39%, среди сельских жителей — 36%. Вне зависимости от территории проживания среди работающих инвалидов, имеющих профессиональное образование, преобладают те, у кого работа не соответствует специальности. Аналогичная картина наблюдалась и в 2011 г. (рис. 3).
Несоответствие характера выполняемой работы полученной специальности может быть следствием дефицита рабочих мест по профессиям, рекомендованным для инвалидов. Устранить данную проблему способна система профессиональной переподготовки и повышения квалификации. Среди инвалидов, работавших не по специальности в 2011 году, к 2014 году
специальную профессиональную подготовку (переподготовку, обучение) прошли 29%11. Незначительный охват услугами по переподготовке может быть обусловлен, с одной стороны, незаинтересованностью самих инвалидов, а с другой стороны, согласием работодателей принимать на работу соискателей, квалификация которых не соответствует требованиям рабочих мест. Здесь необходимо также отметить, что целесообразность профессиональной переподготовки выше для работников с минимальным стажем работы на данном месте, поскольку далее, выполняя повседневные обязанности, они накапливают специфический человеческий капитал, адаптируются к новым профессиональным требованиям и успешно справляются со своими обязанностями.
В то же время обеспечение инвалидам доступа к качественному профессиональному образованию служит ключевым условием для повышения конкурентоспособности группы на рынке труда. Трудоустройство не по специальности имеет негативные последствия как для самого человека, так и для государства. Индивидуальные издержки заключаются в потере времени и средств, затраченных на усвоение компетенций, которые в дальнейшем не могут быть источником человеческого капитала. Издержки государства включают затраты на обучение инвалидов и на специальную профессиональную подготовку (переподготовку, обучение) тех из них, кто не смог трудоустроиться по специальности. Согласование направлений профессиональной подготовки с интересами работодателей региона, создающих рабочие места для инвалидов, является
11 Положение инвалидов // Офиц. сайт ФСГС. — URL: http://www.gks.ru/wps/wcm/connect/rosstat_main/ rosstat/ru/statistics/population/disabilities/ (дата обращения: 26.06.2016).
наиболее приемлемым способом оптимизации затрат на обучение людей с ограниченными возможностями здоровья.
В контексте решения данной задачи необходимо обратить особое внимание на исследования окупаемости инвестиций в образование инвалидов. По расчётам специалистов Московского технического университета им. Н.Э. Баумана, семилетнее обучение в нём полностью окупается за 4 года за счет выплаты налогов после трудоустройства выпускника-инвалида (при заработной плате около 15 тыс. рублей в месяц). В течение последующих 3-4-х лет происходит погашение затрат государства на пенсию, полученную инвалидами во время учёбы.
Годовые инвестиции в образование инвалидов в Международном независимом эколого-политическом университете (МНЭПУ) окупаются ещё быстрее — практически за четыре месяца трудовой деятельности выпускников, а с учетом полученной ими за время обучения пенсии — менее чем за год [1, с. 17-22].
Рассматривая сложившуюся структуру занятости инвалидов, можно отметить, что наибольшая их доля трудится в таких сферах, как сельское и лесное хозяйство, охота (30%), обрабатывающие производства (12%), торговля и ремонт (12%). Характерно, что среди населения в целом наибольшая часть работников заняты в торговле — 16%, обрабатывающих производствах — 14,5%, сфере транспорта и связи — 9%, образования — 9%; в сельском и лесном хозяйстве — только 6% (табл. 1).
Данные государственной статистики не позволяют установить соотношение между территорией проживания инвалида и отраслью, в которой он занят. Однако можно предположить, что для жителей городской и сельской местности имеются существенные отличия в структуре за-
Таблица 1. Структура занятого населения в возрасте 15-72 лет, имеющего инвалидность, по видам экономической деятельности на основной работе, 2014 г., в %
Виды экономической деятельности Инвалиды в возрасте 15-72 лет Справочно: все население в возрасте 15-72 лет
Всего 100 100
Сельское хозяйство, охота и лесное хозяйство 29,8 6,6
Обрабатывающие производства 11,8 14,5
Оптовая и розничная торговля; ремонт автотранспортных средств, мотоциклов, бытовых изделий и предметов личного пользования 11,7 16
Образование 9 9,2
Здравоохранение и предоставление социальных услуг 8,8 7,9
Операции с недвижимым имуществом, аренда и предоставление услуг 5,5 7
Транспорт и связь 5,4 9,5
Предоставление прочих коммунальных, социальных, персональных и других услуг 5 4,3
Строительство 4,4 7,6
Государственное управление и обеспечение военной безопасности; социальное страхование 3,1 7,3
Производство и распределение электроэнергии, газа и воды 2,2 3,3
Гостиницы и рестораны 1,4 2,4
Добыча полезных ископаемых 1 2,1
Финансовая деятельность 0,5 2,2
Рыболовство, рыбоводство 0,3 0,2
Источник: Уровень и структура доходов домохозяйств, состоящих из инвалидов // Офиц. сайт ФСГС. - ^и http://www.gks.ru/ free_doc/new_site/population/invalid/tab3-4.htm (дата обращения: 26.06.2016)..
нятости по отраслям. Однозначно определить факторы, которые обусловливают наличие большой доли работающих инвалидов, занятых в сельском и лесном хозяйстве, не представляется возможным. В то же время низкая привлекательность рабочих мест в этой сфере для работающего населения в целом создаёт ситуацию низкой конкуренции, что обеспечивает возможность трудоустройства инвалидов.
Вместе с тем небольшую занятость инвалидов в сфере финансов и госуправления можно объяснить недостатком количества и качества образовательных программ по данным направлениям, подходящих для инвалидов, низким уровнем подготовки специалистов, уже присутствующих на рынке труда, и, как следствие, их низкой конкурентоспособностью.
Что касается сферы гостиничного и ресторанного обслуживания, то в данном
случае препятствием для трудоустройства инвалидов могут служить не только объективные факторы (сменный график работы), но и субъективные (несоответствие инвалидов стереотипам работодателей об «идеальном» работнике гостиницы или ресторана).
Если рассматривать предпочтения самих инвалидов, то, как показывают данные исследования проблем трудоустройства инвалидов в Воронеже, в сельской местности наибольшей востребованностью среди них пользуются профессии, связанные с пошивом и ремонтом одежды, обуви, а также с торговлей, общественным питанием, народным творчеством и ремеслами, а в городе — профессии, связанные с финансами и бизнесом, овладением компьютерными программами, бухгалтерским и складским учетом [6, с. 44].
В целом при организации мероприятий, направленных на содействие трудоустройству инвалидов, следует учитывать отраслевую специфику регионального и местного рынка труда, ориентироваться не только на минимизацию государственных затрат на профессиональную подготовку, но и на перспективы их окупаемости после успешного трудоустройства инвалидов. На наш взгляд, эффективным механизмом решения проблем трудоустройства инвалидов на местном уровне могут стать разработка и реализация муниципальных программ соответствующего содержания, а кроме того, ведение регистра и безработных инвалидов, и работодателей, создающих для них рабочие места (в том числе специализированные). В отдельных регионах уже принимаются подобные меры. Например, в Республике Дагестан с 2011 года практикуется ведение регистра незанятых инвалидов, родителей детей-инвалидов, трудоустроенных на специальные рабочие места [5, с. 65]. Приоритетным направлением работы по трудоустройству инвалидов должно оставаться формирование у работодателей и населения в целом представления об этой группе как о равных участниках процессов общественной жизни, в том числе трудовой деятельности.
Соответствие размера оплаты труда характеру и объёму выполняемой работы является главным критерием, по которому любой работник оценивает качество рабочего места. Анализируя уровень и источники поступления доходов в домохозяйства, состоящие только из инвалидов, можно увидеть, что трудовая деятельность не вносит значимого вклада в обеспечение их благосостояния. Судя по данным за 2014 год, средняя величина трудового дохода в таких домохозяйствах составляла 1377 рублей в расчёте на члена домохозяй-
ства (или 6,7% от величины совокупного денежного дохода домохозяйств), что значительно ниже прожиточного минимума как для работающего населения, так и для пенсионеров (табл. 2).
Как следует из данных социологического исследования, проведённого в Санкт-Петербурге, для большинства инвалидов, желающих трудоустроиться, приемлемым уровнем оплаты труда является интервал от 10 до 19 тыс. рублей (45% от числа опрошенных). При этом оптимальным режимом работы инвалиды второй и третьей группы считают неполный рабочий день и неполную рабочую неделю, инвалиды первой группы — работу на дому. Неприемлемый уровень оплаты труда был назван в числе наиболее распространённых препятствий для трудоустройства [9, с. 149-152]. В то же время необходимо отметить, что Санкт-Петербург, как достаточно «дорогая» территория проживания, накладывает определённый отпечаток на желаемый уровень заработной платы. Вероятно, притязания, касающиеся уровня оплаты труда, у инвалидов в менее крупных городах и сельских населённых пунктах были бы несколько ниже.
В целях выявления потребности инвалидов в трудоустройстве органы исполнительной власти 28 субъектов Российской Федерации в 2013 году провели социологический опрос незанятых инвалидов трудоспособного возраста. Согласно полученным данным, 77% опрошенных были заинтересованы в трудоустройстве, 20% — в профессиональном обучении. Выразили желание работать в организациях реального сектора экономики 3241 человек (21,6%), на специализированном предприятии — 2533 человека (16,9%). Собственное дело хотели бы открыть 719 человек (4,8%). По результатам опроса выявлено, что 57% незанятых инвалидов, желающих
Таблица 2. Уровень и структура доходов домохозяйств, состоящих только из инвалидов, Российская Федерация, 2014 год
В среднем В среднем на члена
Источники дохода на домохозяйство в месяц, руб. домохозяйства в месяц, руб. В % к строке 1
1. Денежный доход, всего 24 273,30 20 523,90 100
2. Доход от трудовой деятельности, всего 1 925,60 1 628,10 7,9
Оплата труда 1 628,60 1 377,00 6,7
Доход от самостоятельной занятости 207 175 0,9
Доход от другой регулярной трудовой 90 76,1 0,4
деятельности
3. Доход от собственности, всего 234,4 198,2 1
из него доход от сдачи в аренду недвижимости 178 150,5 0,7
и другого имущества
4. Полученные трансферты, всего 22 113,30 18 697,60 91,1
из них социальные выплаты 21 336,80 18 041,00 87,9
в том числе:
пенсии 15 953,30 13 489,00 65,7
пособия, компенсации и другие соц. выплаты 5 383,60 4 552,00 22,2
5. Денежные поступления от частных лиц и организаций, исключая органы социальной защиты населения 776,5 656,5 3,2
из них алименты и другие приравненные к ним 5,7 4 9 0
выплаты
6. Переданные трансферты, всего 289,3 244,6 1,2
Подоходный налог на сумму заработной
платы и налоги с доходов 205,8 174 0,8
от предпринимательской деятельности
Налог на имущество, сборы и другие обязательные платежи 33,3 28,2 0,1
Страховые взносы по страхованию имущества 50,3 42,5 0,2
7. Располагаемый денежный доход 23 984,00 20 279,30 98,8
Источник: Уровень и структура доходов домохозяйств, состоящих из инвалидов // Офиц. сайт ФСГС. - 1Ж: http://www.gks.ru/ free_doc/new_site/population/invalid/tab3-4.htm (дата обращения: 26.06.2016).
трудоустроиться, не имели определённых профессиональных предпочтений12. Этот факт свидетельствует о необходимости и востребованности работы по профессиональному консультированию, профессиональному обучению и переподготовке инвалидов.
Данные социологического опроса незанятых инвалидов, имеющих вторую группу инвалидности, проведённого в
12 О реализации мер, направленных на развитие трудовой занятости инвалидов : информация от 3 апреля 2013 г. // Официальный сайт Министерства труда и социальной защиты российской Федерации. - URL: http://www.rosmintrud.ru/docs/mintrud/migration/12 (дата обращения: 27.06.2016).
Пермском крае, показывают, что 62% респондентов хотят работать и активно ищут работу. Готовы работать не по специальности 46% опрошенных. Среди наиболее значимых препятствий для трудоустройства инвалиды назвали невозможность свободного передвижения (68%), а также неравные условия при приёме на работу (82%) [4, с. 142].
Результаты исследований психологов позволяют выделить среди безработных инвалидов две категории: к первой относятся те, кто имеет продуманный план поиска работы, определённые цели поиска, активную позицию; ко второй группе —
те, кто занимает пассивную позицию, рассчитывая на помощь со стороны центра занятости, получение пособия, и оценивает состояние безработицы как критическую ситуацию [7, с. 24].
В российском законодательстве формально предусмотрен ряд мер, направленных на принуждение работодателей к приёму на работу людей с рабочей группой инвалидности. К числу таких мер относятся штрафы за невыполнение квот, за непредоставление качественной отчётности о вакансиях для людей с ограниченными возможностями здоровья, за несоответствие условий труда инвалидов требованиям их индивидуальной программы реабилитации. Обилие карательных мер, тем не менее, не приводит к эффективному решению проблемы трудоустройства инвалидов. В тех редких случаях, когда инвалид всё же получает работу, он сталкивается со следующим пластом проблем: неподходящими условиями труда, негативным отношением коллег, предубеждённостью работодателя и, наконец, низкой оплатой труда вследствие сокращённого рабочего дня, отсутствия премиальных выплат, из-за продолжительных периодов нетрудоспособности, необходимых для лечения. Инвалид с точки зрения работодателей — наихудший тип работника, поскольку его обучение и обеспечение комфортных условий труда требуют огромных усилий и затрат, которые не окупаются за счёт предоставления предприятию налоговых льгот и компенсаций со стороны государства.
Согласно данным интервью с работодателями Пермского края, существует много факторов, мешающих трудоустройству инвалидов на предприятия региона:
— необходимость вкладывать собственные средства в создание специальных рабочих мест (85%);
— высокая ответственность за условия труда и режим труда и отдыха инвалидов (76%);
— работа предприятия по сменам, не позволяющая принимать на вакантные места людей с инвалидностью, которым такой график противопоказан;
— наличие вредных условий труда, неприемлемых для инвалидов;
— запрет предприятиям, являющимся региональными филиалами (подразделениями), менять организационную структуру для обеспечения выполнения квотирования [4, с. 142].
Влияние перечисленных факторов может быть сглажено при условии реализации грамотной государственной политики в сфере содействия занятости инвалидов. Критерии эффективности такой политики должны включать не только формальные показатели работы центров занятости населения (число трудоустроенных на созданные/квотируемые рабочие места для инвалидов), но и оценку экономического эффекта от трудоустройства инвалидов в территориальном и отраслевом разрезе, а также в разрезе групп инвалидности.
Попытки оценить реальные затраты на осуществление мероприятий по обеспечению трудоустройства инвалидов встречают ряд методологических сложностей. В исследовании Л.П. Храпылиной (2013) показано, что для корректного определения потребности инвалидов в трудоустройстве необходимо ведение федерального реестра инвалидов и их потребностей (в том числе связанных с трудоустройством): для расчёта стоимости затрат на реализацию активной политики по содействию трудоустройству инвалидов требуется провести обоснованную оценку стоимости организации рабочего места для инвалида в разных секторах экономики на разных пред-
приятиях (специализированных, малых, общего типа и др.). С учётом несовершенства имеющейся первичной информации автор получила итоговую стоимостную оценку реализации активной политики содействия трудоустройству инвалидов на уровне 109,8 млрд. рублей [10, с. 9].
На отсутствие определённых характеристик профессий и рабочих мест (содержание и условия труда), предназначенных инвалидам, указывает как на препятствие для их трудоустройства и С.Н. Кавокин [2, с. 33].
В то же время, по оценкам специалистов ИСЭРТ РАН, примерная величина «цены инвалидности» в Российской Федерации в 2012 году достигала 1915,9 млрд. рублей, из которых большую часть составлял недопроизведённый неработающими инвалидами трудоспособного возраста ВВП - 1465 млрд. руб. (2,35% ВВП) [8, с. 39].
Следовательно, если долгосрочный экономический эффект от трудоустройства инвалидов учитывать в форме налоговых отчислений в бюджет, то можно го-
ворить об оправданности реализации активной политики содействия занятости инвалидов. Например, рассчитаем объём налоговых поступлений при разном уровне трудоустройства инвалидов, зарегистрированных в 2015 году в качестве безработных в Вологодской области (табл. 3).
По официальной информации, опубликованной на сайте Департамента труда и занятости населения Вологодской области, в 2015 году численность инвалидов, трудоустроенных на оборудованные рабочие места, составила 205 человек (204 рабочих места), затраты на создание рабочих мест — 14828,7 тыс. рублей [27]. Следовательно, примерная стоимость создания одного оборудованного рабочего места для инвалидов оценивается в 72689,71 руб. Ожидаемый объём налоговых поступлений в результате трудоустройства инвалидов за год будет равен 3531231,6 руб. при величине оплаты труда в размере прожиточного минимума трудоспособного населения (на конец 2015 года), 1907607 руб. — при величине оплаты труда в размере
Таблица 3. Величина налоговых поступлений (НДФЛ) в бюджет Вологодской области за год в зависимости от численности занятых инвалидов и размера их заработной платы, руб.
Величина заработной платы в размере: Доля трудоустроенных инвалидов в общем числе зарегистрированных безработных
10% 30% 50% 70% 90% 100%
МРОТ 1360816 4082448 6804080 9508487 12230119 13590935
ПМ 734196 2202588 3670980 5139372 6607765 7341961
Средняя заработная плата по области 3311698 9935094 16558491 23181887 29805283 33116981
Справочно: МРОТ (минимальный размер оплаты труда) на 4 квартал 2015 года равен 5965 руб., ПМ (прожиточный минимум трудоспособного населения) в 2015 году равен 11042 руб., средняя заработная плата в 2015 году составила 26906 руб. Примечание. При расчёте использованы данные о величине МРОТ, прожиточного минимума, средней начисленной заработной платы за 2015 год. Численность инвалидов, обратившихся в службы занятости Вологодской области, но не трудоустроенных в 2015 году, принята в качестве базовой при расчёте объёма предполагаемых налоговых поступлений (789 чел.). Источники: Социально-экономическое положение Вологодской области в 2015 году: доклад / Вологдастат. - Вологда, 2015. -85 с.; Об установлении величины прожиточного минимума на душу населения и по основным социально-демографическим группам населения в Вологодской области за IV квартал 2015 года : постановление Правительства Вологодской области от 15 февраля 2016 года № 110 // Официальный портал Правительства Вологодской области. - URL: http://vologda-oblast.ru/dokumenty/613044/ (дата обращения: 27.06.2016); О внесении изменения в статью 1 Федерального закона «О минимальном размере оплаты труда» от 01.12.2014 № 408-ФЗ // Официальный сайт компании «КонсультантПлюс». - URL: http://base.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?re q=doc&base=LAW&n=171434&fld=134&dst=101447,0&rnd=0.025475189424951195 (дата обращения: 28.06.2016).
МРОТ (за 2015 год), 8604538,8 руб. — при заработной плате, соответствующей среднемесячной номинальной начисленной заработной плате в среднем по региону (за 2015 год). При любом из вариантов расчёта расходы государства на создание рабочего места для инвалида окупаются менее чем за один календарный год. То есть трудоустройство инвалидов приносит экономическую выгоду не только им самим, но и государству.
Таким образом, основными препятствиями для трудоустройства инвалидов в современной России являются: несовершенство рынка труда — недостаток рабочих мест, допускающих гибкий график и режим работы; отсутствие эффективной системы стимулирования работодателей к созданию рабочих мест для инвалидов.
Проведённый нами анализ проблем трудоустройства инвалидов позволяет выделить несколько ключевых направлений действий в целях повышения конкурентоспособности этой группы на рынке труда:
1. Совершенствование механизмов контроля квотирования и резервирования рабочих мест. В частности, необходимо предоставить работодателям альтернативные возможности реализации требований по квотированию и созданию специальных рабочих мест для инвалидов.
2. Разработка и принятие дополнительных мер экономического стимулирования работодателей к трудоустройству инвалидов.
3. Проведение аттестации рабочих мест инвалидов на специализированных предприятиях и предприятиях общего типа по видам экономической деятельности. Разработка системы оценки условий труда работающих инвалидов. Расчёт примерной стоимости создания для инвалидов различных типов рабочих мест по видам экономической деятельности.
4. Формирование во всех субъектах Российской Федерации реестра безработных инвалидов, родителей, воспитывающих детей-инвалидов.
5. Разработка и принятие локальных нормативно-правовых актов, целевых программ, регулирующих работу органов власти по содействию трудоустройству инвалидов.
6. Ведение регионального и федерального мониторинга потребности инвалидов в трудоустройстве в разрезе групп инвалидности, видов ограничения жизнедеятельности, уровня образования, отраслей экономики и профессиональных групп.
7. Расширение спектра направлений профессиональной подготовки инвалидов с учётом потребностей регионального и местного рынка труда, в том числе за счёт привлечения средств потенциальных работодателей. Так, средства, уплаченные работодателем за обучение инвалида, могут быть зачтены как часть суммы налоговых выплат или как выполненное обязательство по квотированию рабочих мест для инвалидов.
Литература
1. Кавокин, С.Н. Нужны ли государству инвалиды? / С.Н. Кавокин // Человек и труд. — 2008. — № 5. — С. 17-22.
2. Кавокин, С.Н. О необходимости совершенствования системы аттестации и сертификации рабочих мест в интересах трудоустройства инвалидов в современных условиях / С.Н. Кавокин // Охрана и экономика труда. — 2012. — № 3. — С. 32-33.
3. Кузьминова, Т.В. Состояние государственной поддержки инвалидов в области занятости населения / Т.В. Кузьминова, И.С. Горлов, Е.В. Одинцова // Уровень жизни населения регионов России. — 2010. — № 7. — С. 59-68.
4. Мерзлякова, И.М. Меры содействия трудоустройству людей с ограниченными возможностями здоровья / И.М. Мерзлякова // Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение. Вопросы теории и практики. — 2015. — № 8 (58). — С. 140-144.
5. Мирзабалаева, Ф.И. Проблемы трудоустройства инвалидов на региональном рынке труда / Ф.И. Мирзабалаева // Вестник Дагестанского государственного университета. — 2012. — № 5. -С. 62-66.
6. Осипов, С.А. Социализация и занятость инвалидов / С.А. Осипов // Вестник ВГУ. Серия: Экономика и управление. - 2006. - № 2. - С. 42-47.
7. Панченко, М.И. Отношение инвалидов к трудоустройству в условиях безработицы: психологический аспект / М.И. Панченко // Северо-Кавказский психологический вестник. — 2008. — № 6 (2). -С. 23-27.
8. Проблемы социальной консолидации: инвалиды в региональном сообществе : монография /
A.А. Шабунова, О.Н. Калачикова, Н.А. Кондакова, М.В. Морев, Л.Н. Фахрадова, Ю.Е. Шматова. — Вологда, 2014. - 134 с.
9. Старобина, Е.М. О результатах мониторинга потребности инвалидов в трудоустройстве, открытии собственного дела в Санкт-Петербурге / Е.М. Старобина, И.Е. Кузьмина, С.Г. Кривенков // Труд и социальные отношения. - 2015. - № 4. - С. 145-158.
10. Храпылина, Л.П. Социально-экономические аспекты эффективности трудоустройства и результативности труда инвалидов / Л.П. Храпылина // Вестник Всероссийского общества специалистов по медико-социальной экспертизе, реабилитации и реабилитационной индустрии. -2013. - №4. - С. 6-10.
11. Backenroth, G.A.M. People with disabilities and the changing labor market: some challenges for counseling practice and research on workplace counseling / G.A.M. Backenroth // International Journal for the Advancement of Counselling. - 2001. - V. 23. - № 1. - Pp. 21-30.
12. Floyd, M. An examination of changes in disability and employment policy in the United Kingdom / M. Floyd, J. Curtis // European Journal of Social Security. - 2000. - V. 2. - № 4. - Pp. 303-322.
13. Haveman, R. The changing economic status of U.S. disabled men: trends and their determinants, 1982-1991 / R. Haveman, K. Holden, B. Wolfe, P. Smith, K. Wilson // Empirical Economics. - 1999. - Т. 24. - № 4. -С. 0571-0598.
14. Lindqvist, R. Swedish disability policy: from universal welfare to civil rights? / R. Lindqvist // European Journal of Social Security. - 2000. - V. 2. - № 4. - Pp. 399-418.
15. Van Oorschot, W. Introduction: towards convergence? disability policies in Europe / W. van Oorschot,
B. Hvinden // European Journal of Social Security. - 2000. - V. 2. - № 4. - Pp. 293-302.
16. \ferdugo, M.A. Social and employment policies for people with disabilities in Spain / M.A. Vjrdugo, A. Jimenez, F.B.J. de Urries // European journal of social security. - 2000. - № 4. - Pp. 323-341.
17. Westerhout, Ed. Disability risk, disability benefits, and equilibrium unemployment / Ed. Westerhout // International Tax and Public Finance. - 2001. - V. 8. - № 3. - Pp. 219-244.
Сведения об авторах
Александра Анатольевна Шабунова — доктор экономических наук, доцент, временно исполняющий обязанности директора, Институт социально-экономического развития территорий Российской академии наук (160014, Россия, г. Вологда, ул. Горького, д.56а, [email protected])
Лейла Натиговна Фахрадова — младший научный сотрудник, Институт социально-экономического развития территорий Российской академии наук (160014, Россия, г. Вологда, ул. Горького, д.56а, [email protected])
Shabunova A.A., Fakhradova L.N.
Pressing Issues of Disability Employment
Abstract. Disability employment is a major tool for creating inclusive society. In Russia, the main obstacles to employment of the disabled are imperfect statutory measures aimed at improving competitiveness of this population group in the labor market; low prestige ofjobs for people with disabilities; the employers' unwillingness to hire disabled people. The purpose of this study is to determine the barriers disabled people face on the labor market and to justify the expedience of investing public funds in activities aimed at promoting disabled employment. Works of Russian and foreign authors, national statistics, results of sociological surveys of the population and people with disabilities conducted on the territory of the Vologda Oblast in 2013—2015 represent the information base of the study. The article reviews the impact of employment quotas for the disabled; in particular, it has been established that the number of the employed under such quotas during the period from 2008 to 2014 has declined. Based on the results of domestic research the authors have determined the reasons underlying lack of effectiveness of this social policy tool. One of the problems of promoting disability employment is training and re-training of the disabled. According to official statistics, only 38% of the employed disabled who live in a city are employed in the area of their specialty. At the same time, the results of research h of Russian authors show that training of an expert (even with consideration of their health capacities) pays off within 4 years. Using the example of the Vologda Oblast, the authors show that annual tax revenues in employment of the disabled to jobs with wages close to the regional average may reach 33 million rubles. They also estimate the approximate regional cost of workplace equipment for the disabled. Finally, the authors propose a list of key courses of action on increasing competitiveness of the disabled in the labor market.
Key words: disability employment, employment quotas, social policy.
References
1. Kavokin S.N. Nuzhny li gosudarstvu invalidy? [Does a country need disabled people?]. Cheloveki trud [Human and labor], 2008. - no. 5. - S. 17-22.
2. Kavokin S.N. O neobkhodimosti sovershenstvovaniya sistemy attestatsii i sertifikatsii rabochikh mest v interesakh trudoustroistva invalidov v sovremennykh usloviyakh [On the necessity to improve the system of certification of work places in order to help the disabled find employment in modern conditions]. Okhrana i ekonomika truda [Labor protection and economics], 2012, no. 3, pp. 32-33.
3. Kuz'minova T.V., Gorlov I.S., Odintsova E.V. Sostoyanie gosudarstvennoi podderzhki invalidov v oblasti zanyatosti naseleniya [The state of government support of the disabled in terms of employment]. Uroven' zhizni naseleniya regionovRossii [Standard of living of Russian regions], 2010, no.7, pp. 59-68.
4. Merzlyakova I.M. Mery sodeistviya trudoustroistvu lyudei s ogranichennymi vozmozhnostyami zdorov'ya [Measures of employment assistance for handicapped people]. Istoricheskie, filosofskie, politicheskie i yuridicheskie nauki, kul'turologiya i iskusstvovedenie. Voprosy teorii ipraktiki [Historical, philosophical, political and law sciences, culturology and study of art. issues of theory and practice], 2015, no. 8 (58), pp. 140-144.
5. Mirzabalaeva F.I. Problemy trudoustroistva invalidov na regional'nom rynke truda [Disabled employment problems on the regional labor market]. Vestnik Dagestanskogo gosudarstvennogo universiteta [Herald of Dagestan State University], 2012, no. 5, pp. 62-66.
6. Osipov S.A. Sotsializatsiya i zanyatost' invalidov [Socialization and employment of invalids]. Vestnik VGU. Seriya:Ekonomika iupravlenie [Proceeding of Voronezh State University. Series: Economics and management], 2006, no. 2, pp. 42-47.
7. Panchenko M.I. Otnoshenie invalidov k trudoustroistvu v usloviyakh bezrabotitsy: psikhologicheskii aspekt [The attitude of the disabled to employmend amid unemployment]. Severo-Kavkazskii psikhologicheskii vestnik [North Caucasian herald of psychology], 2008, no. 6 (2), pp. 23-27.
8. Shabunova A.A., Kalachikova O.N., Kondakova N.A., Morev M.V., Fakhradova L.N., Shmatova Yu.E. Problemy sotsial'noi konsolidatsii: invalidy v regional'nom soobshchestve: monografiya [Issues of social consolidation: disabled people in the regional community: monograph]. Vologda, 2014. 134 p.
9. Starobina E.M., Kuz'mina I.E., Krivenkov S.G. O rezul'tatakh monitoringa potrebnosti invalidov v trudoustroistve, otkrytii sobstvennogo dela v Sankt-Peterburge [On the results of the monitoring of the needs of the disabled people in employment, in starting their own business in Saint Petersburg]. Trud i sotsial'nye otnosheniya [Labor and social relations], 2015, no. 4, pp. 145-158.
10. Khrapylina L.P. Sotsial'no-ekonomicheskie aspekty effektivnosti trudoustroistva i rezul'tativnosti truda invalidov [Socio-economic aspects of employment effectiveness and performance of the disabled]. Vestnik Vserossiiskogo obshchestva spetsialistov po mediko-sotsial'noi ekspertize, reabilitatsii i reabilitatsionnoi industrii [Herald of the All-Russian Community of Experts in medical and social assessment, rehabilitation and rehab industry], 2013, no.4, pp. 6-10.
11. Backenroth G.A.M. People with disabilities and the changing labor market: some challenges for counseling practice and research on workplace counseling. International Journal for the Advancement of Counselling, 2001, volume 23, no. 1, pp. 21-30.
12. Floyd M., J Curtis. An examination of changes in disability and employment policy in the United Kingdom. European Journal of Social Security, 2000, issue 2, no. 4, pp. 303-322.
13. Haveman R., Holden K., Wolfe B., Smith P., Wilson K. The changing economic status of U.S. disabled men: trends and their determinants, 1982-1991. Empirical Economics, 1999, volume 24, no. 4, pp. 0571-0598.
14. Lindqvist R. Swedish disability policy: from universal welfare to civil rights? European Journal of Social Security, 2000, volume 2, no. 4, pp. 399-418.
15. Van Oorschot W., Hvinden B. Introduction: towards convergence? disability policies in Europe. European Journal of Social Security, 2000, volume 2, no. 4, pp. 293-302.
16. \ferdugo M.A., Jimenez A., de Urries F.B.J. Social and employment policies for people with disabilities in Spain. European journal of social security, 2000, no. 4, pp. 323-341.
17. Westerhout (Ed.). Disability risk, disability benefits, and equilibrium unemployment. International Tax and Public Finance, 2001, volume 8, no. 3, pp. 219-244.
Information about the Authors
Aleksandra Anatol'evna Shabunova - Doctor of Economics, Associate Professor, Deputy Director,
Institute of Socio-Economic Development of Territories of the Russian Academy of Sciences (56a,
Gorky Street, Vologda, 160014, Russian Federation, [email protected])
Leila Natigovna Fakhradova - Junior Research Associate, Institute of Socio-Economic Development of
Territories of the Russian Academy of Sciences (56a, Gorky Street, Vologda, 160014, Russian Federation,
Статья поступила 20.09.2016.