Научная статья на тему 'Кадровая работа с выпускниками с ограниченными возможностями здоровья в вузах и колледжах города Москвы'

Кадровая работа с выпускниками с ограниченными возможностями здоровья в вузах и колледжах города Москвы Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
692
76
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТРУДОУСТРОЙСТВО / EMPLOYMENT / СТУДЕНТЫ С ОВЗ / STUDENTS WITH DISABILITIES / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ОРИЕНТАЦИЯ И АДАПТАЦИЯ ВЫПУСКНИКОВ С ОВЗ / PROFESSIONAL ORIENTATION AND ADAPTATION OF GRADUATES WITH DISABILITIES

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Аржаных Елена Владимировна, Гуркина Ольга Алексеевна, Терехова Антонина Михайловна

На основе интервью с сотрудниками отделов трудоустройства вузов и ссузов г. Москвы анализируются современные тенденции организации работы с выпускниками с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ). Качественные данные подкреплены результатами опроса выпускников с ОВЗ, проводимого ГБОУ ВПО МГППУ в рамках мониторинга трудоустройства. Представленное исследование является на данный момент единственным в тематике и будет полезно для социологов, педагогов, сотрудников организаций профессионального образования, работающих с этой категорией студентов

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Аржаных Елена Владимировна, Гуркина Ольга Алексеевна, Терехова Антонина Михайловна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PERSONNEL WORK WITH GRADUATES WITH DISABILITIES IN UNIVERSITIES AND COLLEGES IN MOSCOW

The authors discuss modern trends of work with alumni with disabilities based on interviews with staff of job placements departments of universities and colleges of Moscow. Qualitative data is supported by the data of the survey of graduates with disabilities conducted by Moscow State University of Psychology and Education (MSUPE) within the framework of employment monitoring. The present study is currently the only one in the subject and will be useful for sociologists, educators, staff of institutions of vocational education working with this category of students

Текст научной работы на тему «Кадровая работа с выпускниками с ограниченными возможностями здоровья в вузах и колледжах города Москвы»

• выявить положительное влияние площадок на динамику развития образовательной организации и характер профессиональной деятельности участников;

• зафиксировать сходство характеристик площадок, проведенных в различных образовательных организациях(по уровням образования, региону расположения; категории участников);

• подтвердить возможность включения педагогов в состояние потока с помощью спроектированного комплекса средств;

• апробировать разработанную методику индикации состояния потока у субъектов образовательных систем.

1. Бек Д., Кован К. Спиральная динамика: управляя ценностями, лидерством и изменениями : пер. с англ. — СПб. : Бест Бизнес Букс, 2010. — 424 с.

2. Глазьев С. Ю. Стратегия опережающего развития России в условиях глобального кризиса [Электронный ресурс] : моногр. — URL: http://www.glazev.nu/econom_ polit/.

3. Елина Е. Г., Ковтун Е. Н., Родионова С. Е. Компетенции и результаты обучения: логика представления в образовательных программах // Высшее образование в России. — 2015. — № 1. — С. 10-20.

4. Итоги форсайт-флота 2013: Участники разработали 10 карт будущего [Электронный ресурс]. — URL: http:// www.asi.nu/news/11260.

5. Красинская Л. Ф. Дополнительное профессиональное образование преподавателей: проблемы и пути их решения // Инженерная педагогика : сб. науч. ст. по материалам V Международ. науч.-практ. конф. «Актуальные вопросы подготовки современных инженеров и научно-педагогических кадров» (г. Москва, 11-12 марта 2015 г.) : в 3 т.Т. 1. — М. МАДИ, 2015. — Вып. 17. — С. 142-153.

6. Минин М. Г., Беломестнова Э. И., Бенсон Г. Ф., Пака-нова В. С. Педагогическая подготовка преподавателя инженерного вуза // Высшее образование в России. — 2014. — № 4. — С. 20-29.

7. Новиков А. М. Педагогика: словарь системы основных понятий. — Изд. 2-е, стер. — М. : ЭГВЕС, 2013. — 286 с.

8. Осипова С. И., Рудницкий Э. А. Проблема образования команды для реализации инновационной ООП в идеологии CDIO // Инженерное образование. — 2014. — № 16. — С. 132-136.

9. Прозументова Г. Н. Управление инновациями при переходе к стандартам нового поколения в вузе // Новые задачи инженерного образования для нефтегазохими-ческого комплекса в условиях членства России в ВТО: сб. докладов и программа научной школы / под ред. В. Г. Иванова, В. В. Кондратьева. — Казань : Изд-во КНИТУ, 2012. — С. 234-240.

10. Сенге П. Пятая дисциплина: Искусство и практика управления самообучающихся организаций / Проект М. Васильева. — Харьков, 2006. — 384 с.

11. Солодова Е. А. Новые модели в системе образования: Синергетический подход : учеб. пособие. — Изд. стереотип. — М. : Книжный дом «ЛИБРОКОМ», 2013. — 344 с. (Синергетика: от прошлого к будущему. №56; Будущая Россия. № 15).

12. Форсайт сегодняшнего дня [Электронный ресурс]. — URL: http://www.stnf.ru/.

13. Чиксентмихайи М. Эволюция личности. — М. : Альпина нон-фикшн, 2013. — 420 с.

14. Шестак В. П. Интеллектуальный капитал и управление знаниями в инженерной педагогике // Инженерная педагогика: сб. науч. ст. по материалам V Международ. науч.-практ. конф. «Актуальные вопросы подготовки современных инженеров и научно-педагогических кадров» (г. Москва, 11-12 марта 2015 г.) : в 3 т. Т. 1. — М. : МАДИ, 2015. — Вып. 17. — С. 242-248.

15. Щедровицкий Г. П. Организационно-деятельностная игра. Сборник текстов. — М. : Наследие ММК, 2004. — Т. 9 (1). — 288 с.

16. Глухов В. В., Коробко С. Б., Маринина Т. В. Экономика знаний. — СПб. : Питер, 2003. — 528 с.

УДК/uDC 316.354.2(470-25) Е. В. Аржаных, О. А. Гуркина, А. М. Терехова

E. Arzhanykh, O. Gurkina, A. Terekhova

КАДРОВАЯ РАБОТА С ВЫПУСКНИКАМИ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ в вузах и колледжах ГОРОДА МОСКВЫ

PERSONNEL wORK wITH GRADuATES wITH DISABILITIES

in universities and colleges in Moscow

На основе интервью с сотрудниками отделов трудоустройства вузов и ссузов г. Москвы анализируются современные тенденции организации работы с выпускниками с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ). Качественные данные подкреплены результатами

опроса выпускников с ОВЗ, проводимого ГБОУ ВПО МГППУ в рамках мониторинга трудоустройства. Представленное исследование является на данный момент единственным в тематике и будет полезно для социологов, педагогов, сотрудников организаций профессионального

образования, работающих с этой категорией студентов.

The authors discuss modern trends of work with alumni with disabilities based on interviews with staff of job placements departments of universities and colleges of Moscow. Qualitative data is supported by the data of the survey of graduates with disabilities conducted by Moscow State University of Psychology and Education (MSUPE) within the framework of employment monitoring. The present study is currently the only one in the subject and will be useful for sociologists, educators, staff of institutions of vocational education working with this category of students.

Ключевые слова: трудоустройство, студенты с ОВЗ, профессиональная ориентация и адаптация выпускников с ОВЗ.

Keywords: employment, students with disabilities, professional orientation and adaptation of graduates with disabilities.

В настоящее время социальный подход к пониманию инвалидности, основанный на признании равенства людей, в том числе с инвалидностью и ОВЗ, и обеспечении равной доступности к объектам и институтам различных сфер жизни общества, получает все большее распространение. Данный подход связан с концепцией независимой жизни людей с инвалидностью, подразумевающей самостоятельную жизнь индивида с ОВЗ, то есть без посторонней помощи и опеки. Для того чтобы социальная модель ограничений жизнедеятельности заработала в полной мере, необходимо проведение последовательной политики, направленной как на устранение средовых барьеров и изменение представлений о людях с ОВЗ, так и на формирование социальной активности самих людей с инвалидностью. По мнению ряда специалистов, работающих в психологических службах поддержки в профессиональных образовательных организациях, адаптация студентов с ОВЗ к жизни в обществе и развитие у них проактивного отношения к построению собственной траектории являются трудоемкими и объемными задачами [1]. Особенно это касается тех учащихся, которые имеют особые образовательные потребности и, как правило, оканчивают специализирован-

ные коррекционные школы, где созданы соответствующие условия (чаще всего это связано с сенсорными нарушениями или нарушениями опорно-двигательного аппарата, ментальной инвалидностью). Профессиональные образовательные организации играют роль буферной зоны между миром, приспособленным под ограничения учащихся, и жизнью в конкурентном обществе. Именно поэтому сотрудники отделов или центров трудоустройства часто выполняют не только задачи по выводу выпускников на рынок труда, но и отвечают за социально-реабилитационные функции, включающие в себя адаптацию к сфере профессиональных отношений [2].

Согласно статистическим данным, в Москве проживает более 246,5 тыс. инвалидов трудоспособного возраста, из которых 150 тыс. рекомендовано трудоустройство. Только для 9,3 % из 53 тысяч инвалидов в возрасте от 18 до 30 лет индивидуальные программы реабилитации предусматривают трудоустройство [3].

Сведения о численности выпускников с ОВЗ вузов и колледжей Москвы довольно отрывочны и позволяют описать ситуацию лишь фрагментарно. По данным Департамента образования г Москвы, в 75 профессиональных образовательных организациях в 2013/14 учебном году обучалось 3 009 подростков с ОВЗ. Стоит отметить, что общее число обучающихся с ОВЗ в колледжах Москвы сократилось по сравнению с 2010 г. и составило 3253 учащихся, однако количество студентов-инвалидов выросло с 1615 до 1 878 [4, с. 26]. Вероятно, это связано с ростом числа учреждений, в которых могут проходить обучение подростки и студенты с ОВЗ, — с 70 до 751. Наиболее многочисленной группой являются обучающиеся с нарушениями интеллектуальной деятельности — 38 %, с соматическими нарушениями — 30 %, с стойкими образовательными затруднениями — 13 % (задержка психического развития). Студенты с нарушениями слуха, зрения и двигательными ограничениями составляют 13, 1 и 5 % соответственно. По данным мониторинга Департамента образования, в 2013 г. фактически было трудоустроено 36,6 % выпускников с ограниченными возможностями, обучавшихся по программам НПО и СПО.

1 Число учреждений зависит от особенностей подсчета того, к какому ведомству относят ту или организацию. По некоторым данным в 2012 году в Москве функционировало 102 колледжа [5, с. 27].

Статистика численности студентов и выпускников с ОВЗ московских вузов, к сожалению, отсутствует. По разным оценкам из 223 организаций высшего образования г. Москвы [6, с. 402] от 14 [7] до 20 [8] вузов (если включать организации, которые работают по программам дистанционного образования) имеют только 6-7 % опыт обучения студентов с ОВЗ и инвалидностью.

С выпускниками с ОВЗ лабораторией мониторинговых исследований совместно с Центром содействия трудоустройству выпускников МГППУ в марте — июне 2014 г. были проведены интервью с 14 сотрудниками колледжей и техникумов и 2 интервью с представителями вузов (по одному информанту от каждой организации). Все образовательные учреждения, чьи сотрудники согласились принять участие в исследовании, имеют опыт обучения студентов с ОВЗ.

Данные интервью подкреплены результатами анкетного опроса 295 выпускников с ОВЗ г. Москвы (выпуск 2011-2013 гг.), из них 178 человек (60 %) окончили средние профессиональные учебные заведения, 117 (40 %) — организации высшего образования. Опрос проводился среди выпускников Московского городского психолого-педагогического университета, Московского городского педагогического университета, Российского государственного социального университета, Московского государственного гуманитарно-экономического института, Колледжа автоматизации и информационных технологий № 20, Технологического колледжа № 21, Колледжа декоративно-прикладного искусства № 36 им. К. Фаберже, Строительного колледжа № 26 и др. Анкета, распространяемая в рамках исследования, была рассчитана на самозаполнение. Выпускники, имеющие нарушения интеллектуальной деятельности, и организации, осуществляющие их обучение, не были включены в выборку.

На момент опроса было трудоустроено 87 % выпускников, при этом уровень занятости среди выпускников ссузов несколько выше — 91 %, тогда как среди респондентов с высшим образованием составляет 83 %. Данные отличия обусловлены тем, что среди выпускников вузов преобладают женщины, закончившие обучение в 2011 г. и к моменту опроса, вероятно, находящиеся в декретном отпуске.

Стратегия организации работы со студентами и выпускниками с ОВЗ во многом предопределена историей того или иного учебного заведения, его профилем и ориентацией имен-

но на обучение молодых людей, имеющих инвалидность. По многолетнему опыту приема студентов с определенными ограничениями (например, ряд колледжей-участников ориентирован на учащихся с нарушениями слуха), как правило, работа с ними осуществляется отдельно. В этих образовательных организациях также налажена система сопровождения особых обучающихся, создаются отдельные учебные группы. Отделение или же, наоборот, инклюзия студентов и выпускников с ОВЗ зависит от численного преобладания тех или иных групп в учебном заведении. Численный перевес в пользу студентов без ограничений обусловливает инклюзивный подход к работе с особыми студентами, так как учреждению нецелесообразно организовывать отдельную службу для сопровождения данной группы обучающихся.

^ Отдельных мероприятий по трудоустройству выпускников с ОВЗ наш отдел содействия трудоустройству не проводит. Это связано с тем, что численность таких выпускников не велика, поэтому мы имеем возможность индивидуально работать с каждым студентом выпускного курса, а также привлекать их к участию во всех карьерных мероприятиях вуза, направленных на содействие трудоустройству (педагогический вуз).

Однако это не означает, что студенты и выпускники с ограничениями здоровья остаются без внимания сотрудников. Одним из возможных вариантов организации взаимодействия и информирования становится размещение информации на веб-сайтах: так, на сайте Центра развития карьеры одного из вузов создана рубрика «Выпускникам с ОВЗ», где предлагается полезная информация: адреса и контактные телефоны структур, оказывающих сопровождение граждан с ОВЗ; направления и формы работы различных организаций с данной категорией лиц и др. Помимо этого нуждающиеся в трудоустройстве могут заполнить заявку на содействие в трудоустройстве, которая также содержит графу о наличии у выпускника возможных ограничений по здоровью. Сотрудники нередко отмечают, что трудоустройство лиц с ОВЗ находится на особом контроле не только у специалистов отдела содействия трудоустройству, но и в учебных подразделениях.

В некоторых случаях не происходит никакого разграничения среди различных категорий студентов и выпускников, но это часто обусловлено преобладанием учащихся с общими заболеваниями. Ограничения здоровья данных категорий студентов не предопределяют по-

требность в особых образовательных условиях и, соответственно, в особых условиях работы, что и приравнивает их к «обычным» студентам. Согласно замечаниям представителей вузов и ПОО, трудоустройство таких выпускников также осуществляется в общем порядке.

Специфика трудоустройства людей с инвалидностью связана с многоаспектностью законодательного регулирования данного процесса, которую необходимо учитывать как работодателям и соискателям, так и службам, занимающимся трудоустройством выпускников с ОВЗ. В таких условиях часто ключевую роль играет информированность участников трудоустройства — студентов с инвалидностью — об их правах, льготах. Самим соискателям с инвалидностью также важно ориентироваться на московском рынке труда, знать способы поиска работы и отбора предложений.

Сотрудники вузов и колледжей чаще всего отмечали, что их выпускники достаточно хорошо информированы о своих правах и льготах и могут самостоятельно ориентироваться на рынке труда. Тем не менее, по мнению одного из представителей колледжей, знание своих прав и полагающихся льгот может быть не связано с умением самостоятельно действовать при трудоустройстве.

/ Сами они никак не способны ориентироваться на рынке труда, все происходит только при помощи мастеров и тьюторов, которые их сопровождают, кроме того, их информируют органы социальной защиты. Права и льготы свои они знают очень хорошо, понимают, что им все обязаны.

В такой ситуации перед сотрудниками вузов и колледжей ставится задача просветительского характера: это и ознакомление с правовыми и социальными аспектами трудоустройства, и формирование навыков ориентации на рынке труда. Примечательно, что не всегда данная помощь предоставляется отделами или центрами трудоустройства. В ряде ПОО работу по информированию и адаптации студентов к будущей профессии выполняет куратор или тьютор учебной группы. Помимо этого распространена практика приглашения специалистов из Центра содействия занятости населения города Москвы, которые предоставляют нужную информацию выпускникам.

/ Самостоятельно нашим учащимся трудно ориентироваться на рынке труда, поэтому основным помощником является куратор группы, который вместе с ребятами посещает ярмарки вакансий либо организует экскурсии на про-

фильные предприятия. О правах и льготах знают, но не в полном объеме. Мы приглашаем специалистов ЦСЗН (колледж).

/ Очень хорошо информированы, очень много мероприятий с работодателями. Отдел трудоустройства разъясняет права, льготы, реализуемые программы, за каждым закреплен социальный педагог. Ориентируются хорошо, знакомим с рынком труда (колледж).

Далеко не всегда сотрудники отделов и центров трудоустройства колледжей и вузов располагают нужным количеством кадров или в ряде случаев компетенций, чтобы в полной мере проводить просветительскую и проф-ориентационную работу среди выпускников и студентов старших курсов. В этом случае у выпускников есть возможность посетить мероприятия общегородского уровня, такие как Московские дни занятости, Московские дни профориентации, и восполнить дефицит информации.

Согласно данным интервью, в арсенале сотрудников отделов и центров трудоустройства находится множество методов и способов организации кадровой работы со студентами и выпускниками с ОВЗ, которые можно разделить на два блока: 1) профориентационные мероприятия; 2) меры, направленные на трудоустройство.

В первый блок входят мероприятия, направленные на формирование компетенций и навыков, необходимых для эффективного поиска работы: составление резюме, умение презентовать себя и др. Данная работа чаще ведется в форме тренингов и мастер-классов, реже в виде обучающих программ или циклов лекций. Мероприятия по содействию в трудоустройстве выпускников и студентов старших курсов с ОВЗ нацелены на закрепление у них профессиональных знаний и компетенций, а также на установление контактов с потенциальными работодателями. Достаточно часто эти мероприятия проводятся совместно с компаниями и организациями работодателей.

Как правило, в колледжах и вузах учитывается весь спектр возможных мероприятий как профориентационной направленности, так и нацеленной на помощь в трудоустройстве.

^ Проводим специальные занятия по составлению резюме, подготовке к собеседованию, по информированию о правах и льготах инвалидов при трудоустройстве, о ситуации на рынке труда Москвы (колледж).

/ Классные часы — обязательно. Посещение всех выставочных вариантов. Встречаем-

ся с профессионалами, даже из-за рубежа (мы встречались с итальянцами, немцами) (колледж).

^ Есть профессиональный консультант, который помогает с выбором профессии, факультатив «Выпускник в условиях рынка труда», информация о проводимых ярмарках вакансий.

Если учебное заведение не имеет возможности самостоятельно инициировать и проводить мероприятия, то обычно оно направляет своих представителей и студентов на общегородские инициативы, например конкурсы, дни занятости и ярмарки вакансий. В ряде вузов и колледжей приглашают выпускников с ОВЗ, имеющих опыт успешного трудоустройства, чтобы они рассказали о своей карьере студентам старших курсов, вдохновляли своим примером.

Важно отметить, что почти все обследуемые вузы и колледжи напрямую сотрудничают с компаниями-работодателями. Наиболее популярными формами взаимодействия являются организация стажировок студентов с ОВЗ с последующим трудоустройством, проведение экскурсий на предприятия, мастер-классы и презентации.

^ Наш отдел тесно сотрудничает с работодателями, трудоустраивающими молодых специалистов с ОВЗ. Организуются профильные экскурсии, круглые столы, встречи с интересными людьми (колледж).

Если по каким-то причинам учебное заведение не сотрудничает напрямую с компаниями-работодателями, то к посредничеству привлекаются уже упомянутые общегородские и районные Центры содействия занятости населения, которые помогают выпускникам с ОВЗ найти работу.

Помимо мероприятий, организуемых в массовом и коллективном порядке, отделы трудоустройства предоставляют возможность проведения индивидуальных консультаций для студентов старших курсов и выпускников. Представители колледжей и вузов отмечают, что студенты и выпускники с ОВЗ довольно часто обращаются за помощью в отделы трудоустройства, так как они не могут устроиться на работу самостоятельно даже вторично. Нередко в данный процесс вовлекаются родители студентов, чтобы обеспечить наиболее эффективный процесс трудоустройства:

^ Студенты старших курсов находятся под постоянным контролем специалиста, занимающегося трудоустройством выпускников. Вы-

пускники обращаются, если увольняются, потому что самостоятельно работу не ищут, а только через колледж (колледж).

^ Да, конечно, мы постоянно с ними в контакте. Мы заранее сотрудничаем с родителями, чтобы они тоже подключались к трудоустройству (колледж).

В некоторых колледжах и техникумах консультационные функции выполняют кураторы групп.

^ Редко к нам обращаются, у них есть мастера выпускных курсов, тьюторы, они как мамки (колледж).

По мнению сотрудников, обеспечивающих трудоустройство выпускников, индивидуальные консультации являются наиболее эффективной формой взаимодействия с учащимися с ОВЗ, так как каждый такой студент уникален и ему необходима адресная помощь. Часто требуется содействие не только в поиске вакансий, но и в оказании вполне конкретной помощи в составлении резюме, обучении эффективным способам самопрезентации, трудовой адаптации к коллективу и др.

Однако довольно позитивная картина, представленная в интервью, корректируется данными опроса выпускников. Вопрос респондентам «Какие мероприятия, направленные на трудоустройство лиц с ограниченными возможностями здоровья, проводились в Вашем учебном заведении?», с одной стороны, был направлен на выяснение, какие меры по трудоустройству наиболее распространены в вузах и ПОО, с другой — какие из них запомнились респондентам. Суммарные доли тех, кто затруднился ответить на вопрос о проведении мероприятий по трудоустройству, и ответивших, что подобные мероприятия не проводились, в вузах и ПОО практически совпадают (25 и 29 % соответственно). Но при этом показатели, отражающие активность проведения мероприятий по трудоустройству лиц с ОВЗ, выше в вузах (рис. 1). Особенно велик разрыв между вузами и ссузами в проведении семинаров и тренингов по вопросам трудоустройства — данное мероприятие отметили более 45 % респондентов из вузов и лишь 15 % из ПОО. При этом выпускники вузов оценили эффективность мероприятий, направленных на их трудоустройство, выше, чем выпускники ПОО (рис. 2). Среди выпускников вузов выше и доля нашедших работу благодаря проводимым мероприятиям, и доля тех, кто получил на них информацию, способствующую трудоустройству.

20

40

60

20

40

Ярмарки вакансий для учащихся с ОВЗ

Презентации компаний-работодателей

Профориентационные экскурсии в компании-работодатели

Семинары и тренинги по вопросам трудоустройства

Консультации (психологические, по правовым и другим ...

Другое

Мероприятия не проводились

Затрудняюсь ответить

24

29

17

37

15

1 31

1

0

■,6

_1 8

19

21

45

43

Благодаря им я нашел/нашла работу

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

На этих мероприятиях я получил(а) информацию, которая помогла мне при трудоустройстве

Посещение данных мероприятий не помогло мне в трудоустройстве

Не посещал(а) данных мероприятий

Затрудняюсь ответить

13

18

36

30

18

13

30 26

9

8

■ Вузы

□ Ссузы

Рис. 1. Мероприятия, направленные на трудоустройство лиц с ОВЗ, проводившиеся в организациях профессионального образования (в зависимости от типа организации профессионального образования) (%)

Рис. 2. Влияние посещения мероприятий, направленных на трудоустройство лиц с ОВЗ, на их фактическое трудоустройство (в зависимости от типа организации профессионального образования) (%)

Эффективность трудоустройства выпускников с ОВЗ, получивших профессиональное образование, не всегда зависит только от деятельности сотрудников отделов трудоустройства вузов и ПОО. В первую очередь успешность трудоустройства связана с мотивацией самих выпускников на достижение результата при поиске работы, их желание активно выстраивать свой жизненный путь. По мнению одного из участников интервью, работа для выпускника с инвалидностью — это больше чем просто способ получения заработка, это еще и расширение границ жизненного пространства.

/ Для выпускников-инвалидов, желающих трудиться, очень важно их место работы. Инвалид, имеющий работу, перестает ощущать свою неполноценность, вызванную физическими и иными недостатками здоровья, чувствует

себя полноправным членом общества и, что немаловажно, имеет дополнительные материальные средства (университет).

Однако, по наблюдениям сотрудников колледжей и вузов, не все выпускники с ОВЗ осознают потребность в работе сразу после окончания учебных заведений.

/ Мотивированы они через несколько лет после окончания колледжа, когда начинают понимать, что они пропали, ощущают нехватку общения... Потом они прозревают и начинают ощущать необходимость в работе... Сначала же они предпочитают не работать, так как их пенсия приблизительно равна зарплате, которую изначально предлагает работодатель (колледж).

Все же большее количество выпускников с инвалидностью приступает к работе непосредственно после окончания ПОО. Можно

выделить две принципиально различные стратегии по афишированию своей инвалидности, а соответственно и позиционированию себя на рынке труда. В первом случае наличие инвалидности скрывается, но к сотруднику с ОВЗ предъявляются все те же нормы и требования, что и к другим работникам. Во втором случае инвалидность афишируется, что, по мнению одного из участников интервью, делается с целью сохранения различных льгот и прав.

^ Выпускники с ОВЗ мотивированы даже больше чем обычные, так как полагаться они могут только на себя, основная часть не афиширует свою инвалидность... Это те, кто ориентированы на успешную деятельность, но находятся и такие, которые афишируют. Они любят отстаивать свои права на отдых, и так далее. (колледж).

Согласно замечаниям сотрудников вузов и колледжей, часто все, что нужно для эффективного трудоустройства, — это обратиться в соответствующий отдел, где нуждающемуся окажут помощь. В среднем одному выпускнику предоставляется на выбор одна-две вакансии с учетом пожеланий соискателя, но встречается и ряд исключений, когда одному студенту предлагается более пяти вариантов трудоустройства или, наоборот, только один. Так отвечали участники интервью на вопрос «Сколько в среднем вакансий предоставляется одному выпускнику с ОВЗ?».

^ Обычно от 5 и выше. Очень много предлагается. Но на последней ярмарке вакансий в Гостином Дворе была одна-единственная вакансия по пошиву штор. Но то, что им предлагают вакансии, — это еще не значит, что их возьмут. Было много случаев, когда отказывали из-за предвзятого отношения (колледж).

^ Одна, потому что в результате ознакомительной и производственной практики студенты выбирают будущее место работы и остаются автоматически (99 %), а оставшимся подбирается вакансия индивидуально (колледж).

Основными источниками вакансий для отделов трудоустройства являются запросы работодателей — партнеров учебных заведений. Довольно часто используются порталы вакансий для соискателей и работодателей (НеасИЧипЁег, Rabota.ru и др.), тематические периодические издания, данные городского и муниципальных центров содействия занятости населения. Ряд ПОО и вузов помогает выпускникам с размещением резюме на специализированных порталах или направляет их напрямую работодателям, другие же не публикуют резюме своих выпускников, как правило, из-за опасений нарушения

закона о защите персональных данных. Основными критериями подбора вакансий в первую очередь выступают: соответствие специальности, полученной в результате обучения, уровень заработной платы, возможность карьерного роста и близкое расположение с местом проживания. В исключительных случаях на первый план выступает достоверность информации, представленной в описании вакансии.

^ В Центр напрямую обращаются работодатели и предлагают свои вакансии для выпускников именно нашего вуза. При отборе вакансий мы придерживаемся в первую очередь принципа достоверности: всегда проверяем правдивость представленной информации, иногда даже ездим к работодателям и сами проверяем рабочие места. Соответствие вакансии профилю вуза также является немаловажным критерием. Резюме выпускников на официальном сайте размещать мы не имеем права, ведь они содержат персонифицированные сведения. А вот вакансий от работодателей размещаем много. Обновляем и добавляем в среднем 3-4 вакансии в неделю (университет).

Вместе с тем в трудовой практике специалистов вуза по профориентационной работе нередки случаи, когда сами выпускники отказываются от предложенных вакансий. Основными причинами отказа от трудоустройства, по наблюдениям сотрудников, чаще всего являются: состояние здоровья, несоответствие зарплатных ожиданий, несоответствие предложенной вакансии требованиям индивидуальной программы реабилитации инвалида. В этих случаях в вузах и колледжах существует практика постдипломного сопровождения выпускников с ОВЗ. Средняя продолжительность постдипломного сопровождения составляет три года и ведется она в различных формах. В ряде колледжей и вузов при обращении выпускника оказывается содействие во вторичном и последующем трудоустройстве, но некоторые придерживаются политики «невмешательства» и не склонны помогать в дальнейших поисках места работы.

^ Да, сопровождение есть — 5 лет, содействия во вторичном трудоустройстве не оказываем, есть биржи труда, различные агентства и т.д., посоветовать, конечно, можем, но за руку водить не будем (колледж).

В перечень мероприятий по постдипломному сопровождению часто входит мониторинг карьерных достижений и движения на рынке труда выпускников с ОВЗ. Сотрудники, курирующие данное направление, стараются связать-

ся непосредственно с выпускниками, но получение нужной информации бывает затруднено из-за смены контактных данных выпускников, переезда и т. п.

^ Да, в течение трех лет обзвон и опрос выпускников с ОВЗ, но есть трудности — переезд, смена телефона, связываемся с работодателем и спрашиваем информацию о выпускнике. Обращаются единично, оказывается содействие (колледж).

Таким образом, по оценкам сотрудников отделов трудоустройства, их роль в выстраивании профессиональной траектории выпускников с ОВЗ является определяющей. Однако далеко не все выпускники разделяют данное мнение. Значительная часть участников опроса (34 %) при ответе на вопрос «Какой помощи Вам не хватало от центров/отделов/специалиста по содействию трудоустройству выпускников с ограниченными возможностями здоровья в вузе/колледже?» отметили, что не испытывали необходимости в помощи от данных подразделений (рис. 3). При этом доля респондентов, выступивших за самостоятельность решений, несколько выше в вузах (37 %), чем в ПОО (33 %), что может быть связано с преобладанием в данной группе представителей старшего возраста.

Среди направлений деятельности, на которые специалистам по трудоустройству следует обратить внимание в первую очередь, — «Предоставление информации об имеющихся ва-

кансиях, возможности связи с потенциальными работодателями» и «Организация ярмарок вакансий для категории лиц с ОВЗ на территории Вашего учебного заведения» (по 24 %). На необходимость активизации деятельности по организации ярмарок вакансий указали примерно одинаковое количество выпускников вузов и ПОО (20 и 26 % соответственно), тогда как дефицит информации об имеющихся вакансиях и возможностей связи с потенциальными работодателями зафиксирован в основном в ответах выпускников ссузов (30 % против 12 %).

Проблемным участком для отделов трудоустройства выпускников в вузах можно считать недостаточную просветительскую деятельность, в том числе связанную с консультационными вопросами в области трудоустройства. На этот недостаток указал каждый четвертый выпускник вуза.

Таким образом, становление социальной модели ограничений жизнедеятельности позволило распространить идеи о важности развития у студентов с ОВЗ навыков самостоятельного планирования и выстраивания профессиональной траектории. Однако роль отделов и сотрудников в процессах профессиональной адаптации и трудоустройства для большинства выпускников с ОВЗ остается определяющей.

Тенденции развития кадровой работы с выпускниками с ОВЗ характеризуются рас-

10 —(—

20

30

Просветительская деятельность, консультации по вопросам, связанным с трудоустройством

Проведение обучающих семинаров по написанию резюме, прохождение собеседования

Предоставление информации об имеющихся вакансиях, возможности связи с потенциальными ...

Составление резюме совместно с выпускником

Сопровождение выпускника на собеседовании

Организация ярмарок вакансий для категории ОВЗ на территории Вашего учебного заведения

Нет необходимости в помощи от данных подразделений

117

Чччччччччччччччч^дз

чччччччччччччччччЧччЧЧчччччччччччччччччччччч 30

И16

10

хЧЧЧЧЧЧЧЧЧЧЧЧ!

S

26

124

ЧЧЧЧЧЧЧЧЧЧЧЧЧЧЧЧЧЧЧЧЧЧЧЧЧЧЧЧЧЧ^ЧЧЧЧ! 26

20

24

40

34

чЧЧЧЧЧЧЧЧЧЧЧЧЧЧЧЧЧЧЧЧЧЧЧЧЧЧЧЧЧЧЧЧЧЧЧЧЧЧЧЧЧЧЧЧЧЧТ

37

33

■ В среднем

□ Вузы

□ Ссузы

Рис. 3. Виды помощи, которых не хватало выпускникам от центров/отделов/специалиста по содействию трудоустройству в вузе/колледже (в %, п=295).

пространением вариативных форм организации содействия трудоустройству. Подготовка к выходу на рынок труда осуществляется через формирование деловых компетенций и обучение навыкам успешного трудоустройства и адаптации к коллективу. Помимо этого продолжает развиваться прямое сотрудничество с компаниями-работодателями, способствующее повышению успешности трудоустройства выпускников и сокращению времени на поиски вакантного места. Можно также говорить о наличии налаженных связей между структурами, занимающимися трудоустройством лиц с ОВЗ: определенную помощь оказывают сотрудники общегородского и муниципальных центров содействия занятости населения. Также в ряде вузов и ПОО ведется постдипломное сопровождение выпускников с ОВЗ, позволяющее собирать информацию о карьерных достижениях молодых специалистов.

1. Евдокимова В. В. Адаптация студентов с ОВЗ к новому образовательному пространству как одно из направлений работы психологической службы СПК МГППУ // Инклюзивное образование: методология, практика, технологии : материалы международ. науч.-практ. конф.

(г. Москва, 20-22 июня 2011 г.) / Моск. гор. психол.-пед. ун-т ; редкол.: С. В. Алехина и др. — М. : МГППУ, 2011. — С.181-183.

2. Романович Н. А. Профориентационная работа как важный фактор эффективной реализации инклюзивного образования инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья // Инклюзивное образование: практика, исследования, методология : сб. материалов II Международ. науч.-практ. конф. (г. Москва, 26-28 июня 2013 г.) / отв. ред. С. В. Алехина. — М. : МГППУ, 2013.

3. Обсужден вопрос образования и трудоустройства молодых инвалидов [Электронный ресурс] / Московская городская дума. — URL: http://www.duma.mos.ru/ cgi-bin/pbl_web?vid=2&osn_id=0&id_rub=1&news_ unom=39059.

4. Савина М. С., Степанова О. А. Перспективы развития профессионального образования лиц с ОВЗ // Профессиональное образование. Столица. — 2012. — № 2. — С. 26-28.

5. Мы за тех, кто из профтех! // Профессиональное образование. Столица. — 2012. — № 11. — С. 25-31.

6. Образование в Российской Федерации: 2014 : статист. сб. — М. : Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики», 2014. — 464 с.

7. Высшие учебные заведения г. Москвы, имеющие некоторый опыт обучения студентов с ограниченными физическими возможностями [Электронный ресурс] / РООИ «Перспектива». — URL: http://obrazovanie.perspektiva-inva.ru/index.php?id=168.

8. Васильева Н. В. Доступность высшего образования для лиц с ограниченными возможностями (на примере дистанционного образования в г. Москве) // Знание. Понимание. Умение. — 2007. — № 4. — С. 65-70.

УДК/uDC 614 Э. М. Казин, Н. Э. Касаткина, О. Г. Красношлыкова,

И. А. Свиридова, Е. Л. Руднева

E. Kazin, N. Kasatkina, O. Krasnoshlikova, I. Sviridova, E. Rudneva

МЕДИКО-БИОЛОГИЧЕСКИЕ И ПСИЖОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПРОБЛЕМЫ ЗДОРОВЬЯ И ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ РАЗВИТИЯ ОБЩЕСТВА (КОНЦЕПТУАЛЬНЫЙ И ПРИКЛАДНЫЕ ПОДХОДЫ)

BIOMEDICAL, PSYCHOLOGICAL AND PEDAGOGICAL ASPECTS OF HEALTH AND HEALTHY LIFESTYLES AT THE PRESENT STAGE OF SOCIETY DEVELOPMENT (CONCEPTUAL AND APPLIED APPROACHES)

Показано, что основной смысл интеграции медико-биологических и психолого-педагогических базовых оснований для решения проблемы формирования, сохранения и укрепления здоровья индивида заключается в контроле резервов здоровья, включая оценку: функциональных возможностей организма по отношению к тем нагрузкам, в условиях которых работает человек;

способностей организма восстанавливать свои резервы в отведенное трудовым регламентом время; возможностей пополнения резервов.

Анализ представленных в литературе данных и результатов собственных наблюдений в целом указывает на необходимость сбалансированного воздействия образовательных и оздоровительных программ при формировании

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.