Научная статья на тему 'Результаты мониторинга качества образовательной деятельности профессиональных образовательных организаций (в рамках независимой оценки)'

Результаты мониторинга качества образовательной деятельности профессиональных образовательных организаций (в рамках независимой оценки) Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
149
19
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НЕЗАВИСИМАЯ ОЦЕНКА КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПОО / КРИТЕРИИ И ПОКАЗАТЕЛИ НЕЗАВИСИМОЙ ОЦЕНКИ / УРОВНИ РАЗВИТИЯ КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ / РЕЗУЛЬТАТЫ ОЦЕНИВАНИЯ КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО КРИТЕРИЯМ / INDEPENDENT ASSESSMENT OF THE QUALITY OF VOCATIONAL EDUCATIONAL ACTIVITIES / CRITERIA AND INDICATORS FOR AN INDEPENDENT ASSESSMENT / THE QUALITY DEVELOPMENT LEVELS OF THE EDUCATIONAL ACTIVITIES / THE RESULTS OF EVALUATING THE QUALITY OF EDUCATIONAL ACTIVITIES ON THE CRITERIA

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Прихода Т.Е.

В соответствии со статьей 95 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» независимая оценка качества образовательной деятельности является обязательной для профессиональных образовательных организаций и должна проводиться уполномоченными организациями по критериям и показателям, утвержденным в законодательном порядке, не реже одного раза в три года. В 2015 г. сбор, обобщение и анализ информации от профессиональных образовательных организаций в рамках проведения независимой оценки были поручены ГБУ ДПО «Челябинский институт развития профессионального образования».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

RESULTS OF MONITORING OF QUALITY OF EDUCATIONAL ACTIVITIES OF PROFESSIONAL EDUCATION INSTITUTIONS (IN THE INDEPENDENT EVALUATION)

In accordance with Article 95 of the Federal Law “On Education in the Russian Federation,” an independent assessment ofthe quality of educational activities is mandatory for professional and educational organizations should be carried out by authorized organizations on criteria and indicators approved by law, at least once every three years. In 2015, the collection, generalization and analysis of information from the professional educational institutions in the framework of an independent assessment were committed Chelyabinsk Institute of Vocational Education Development.

Текст научной работы на тему «Результаты мониторинга качества образовательной деятельности профессиональных образовательных организаций (в рамках независимой оценки)»

анализировать и своевременно решать проблемы и предопределяющий дальнейшее развитие современной образовательной организации. Однако техническое воплощение информационной

Библиографический список

системы само по себе ничего не будет значить без учета роли человека, для которого предназначена информация в системе и без которого невозможно ее получение и представление.

1. Карточка решения — 1С:Колледж [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http:// solutions.1c.ru/catalog/college.

2. 1С:Колледж. Руководство пользователя [Текст].

УДК 377 Т. Е. Прихода, начальник Центра мониторинга

и научно-методического обеспечения качества профессионального образования Челябинского института развития профессионального образования (ЧИРПО), г. Челябинск, e-mail: spj-2012@list.ru

РЕЗУЛЬТАТЫ МОНИТОРИНГА КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ (В РАМКАХ НЕЗАВИСИМОЙ ОЦЕНКИ)

В соответствии со статьей 95 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» независимая оценка качества образовательной деятельности является обязательной для профессиональных образовательных организаций и должна проводиться уполномоченными организациями по критериям и показателям, утвержденным в законодательном порядке, не реже одного раза в три года. В 2015 г. сбор, обобщение и анализ информации от профессиональных образовательных организаций в рамках проведения независимой оценки были поручены ГБУ ДПО «Челябинский институт развития профессионального образования».

Ключевые слова: независимая оценка качества образовательной деятельности ПОО, критерии и показатели независимой оценки, уровни развития качества образовательной деятельности, результаты оценивания качества образовательной деятельности по критериям (показателям, индикаторам).

Независимая оценка качества образовательной деятельности профессиональных образовательных организаций (ПОО), расположенных на территории Челябинской области, — это оценочная процедура, которая направлена на получение информации об образовательной деятельности организаций, на предоставление участникам отношений в сфере образования соответствующих сведений и улучшение информированности потребителей о качестве работы образовательных организаций.

Нормативно-методической базой мониторинга качества образовательной деятельности ПОО стали:

1) Указ Президента РФ от 07.05.2012 № 597 «О мероприятиях по реализации государствен-

ной социальной политики», которым правительству предписано совместно с общественными организациями обеспечить формирование независимой системы оценки качества работы организаций, оказывающих социальные услуги;

2) Федеральный закон от 21.07.2014 № 256-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ по вопросам проведения независимой оценки качества оказания услуг организациями в сфере культуры, социального обслуживания, охраны здоровья и образования», который определил два объекта оценки, внес изменения в ст. 95 закона «Об образовании в РФ» и закрепил четыре критерия независимой оценки качества образовательной деятельности ПОО (открытость и доступность информации

об организациях, осуществляющих образовательную деятельность; комфортность условий, в которых осуществляется образовательная деятельность; доброжелательность, вежливость, компетентность работников; удовлетворенность качеством образовательной деятельности организаций);

3) Приказ Министерства образования и науки РФ от 05.12.2014 № 1547 «Об утверждении показателей, характеризующих общие критерии оценки качества образовательной деятельности организаций, осуществляющих образовательную деятельность», который содержит 16 показателей, раскрывающих содержание общих критериев;

4) Приказ Министерства образования и науки Челябинской области от 15.06.2015 № 1/1689 «О независимой оценке качества образовательной деятельности», которым, в частности, определено, кто проводит независимую оценку качества образовательной деятельности ПОО (Общественный совет при Министерстве образования и науки Челябинской области) и регламентированы функции ЧИРПО.

С целью создания инструментария оценки для каждого показателя, характеризующего общие критерии оценки качества образовательной деятельности организаций, нами были использованы нормативные документы, предъявляющие конкретные требования к содержанию показателей.

В соответствии с приказом Министерства образования и науки Челябинской области от 15.06.2015 № 01/1689 технологии (методы, средства, инструменты) сбора, обобщения и анализа информации о качестве образовательной деятельности по показателям, установленным приказом Министерства образования и науки РФ от 05.12.2014 № 1547, и перечень организаций, осуществляющих образовательную деятельность, в отношении которых должна проводиться независимая оценка в 2015 г, были согласованы с Министерством образования и науки Челябинской области.

Информационные источники, использованные для заполнения карт и анкет, являются открытыми, а также предусматривают возможность уточнения и/или проверки представляемых данных [данные ведомственной статистики, базы данных, мнения обучающихся, педагогов и родителей (законных представителей) и т. п.]. В соответствии с Методическими рекомендациями по проведению независимой оценки качества образовательной деятельности организаций, осуществляющих образователь-

ную деятельность, утвержденными заместителем министра образования и науки РФ А. Б. По-валко 01.04.2015, сбор сведений и заполнение карт оценивания проводились на основании имеющихся в открытом доступе в сети Интернет, согласно действующему законодательству РФ, отчетов о результатах самообследования и информации о деятельности профессиональной образовательной организации. Это исключило возможность предоставления недостоверной информации и субъективных оценок.

Карты и анкеты, представленные в открытом доступе, содержали механизмы обратной связи, благодаря чему отдельные пользователи или образовательные организации могли получить разъяснения о методике оценивания, оставить свои комментарии.

Оценивание таких критериев, как доброжелательность, вежливость, компетентность работников и удовлетворенность качеством образовательной деятельности организаций проводилось по результатам анкетирования обучающихся и их родителей.

В 2015 г. процедура сбора информации (мониторинг) с целью независимой оценки качества образовательной деятельности осуществлялась с полным охватом ПОО, подведомственных Министерству образования и науки Челябинской области: в мониторинге приняли участие все 47 ПОО СПО области. В анкетировании, проводимом с целью получения информации по оцениванию доброжелательности, вежливости, компетентности работников профессиональных образовательных организаций (критерий 3) и удовлетворенности качеством образовательной деятельности организаций (критерий 4), приняли участие 35 314 человек, из них 20 373 обучающихся, 14 941 родителей и законных представителей обучающихся.

Обобщение и анализ информации о качестве образовательной деятельности профессиональных образовательных организаций были проведены на основании данных 94 карт оценивания открытости и доступности информации об организациях, осуществляющих образовательную деятельность, и комфортности условий, в которых осуществляется образовательная деятельность, а также 188 полученных от образовательных организаций сводных ведомостей анализа анкет оценивания доброжелательности, вежливости, компетентности работников ПОО и удовлетворенности качеством образовательной деятельности. Мониторинг качества образовательной деятельности каждой профессиональной образовательной организации

проводился на основе сбора, анализа и обобщения информации по 201 параметру (критерии, показатели и индикаторы качества образовательной деятельности).

В целом качество образовательной деятельности ПОО по критерию 1 «Открытость и доступность информации об организациях, осуществляющих образовательную деятельность»

100,00%

в соответствии с полученными данными характеризуется большим разбросом положительных оценок по индикаторам: от 100 % до 19,1 %. Это отрицательно сказывается на уровнях оценивания качества образовательной деятельности ПОО по показателям и по всему критерию 1 в целом. Проиллюстрируем данную ситуацию диаграммой (рис. 1).

□ критерий 1 н показатели

К1 и П1.1 К1 П1.2

К1 и П1.3 К1 и П1.4

Рис. 1. Соотношение уровней развития/оценивания качества образовательной деятельности ПОО по критерию 1 «Открытость и доступность информации об организациях, осуществляющих образовательную деятельность» и по показателям, характеризующим этот критерий

Высокий уровень оценивания качества образовательной деятельности ПОО зафиксирован по таким индикаторам показателей критерия 1, как:

- «Основные сведения», «Документы», «Образовательные стандарты», «Руководство. Педагогический (научно-педагогический) состав», «Материально-техническое обеспечение и оснащенность образовательного процесса», «Платные образовательные услуги»: в 90-100 % ПОО эти подразделы находятся в рабочем состоянии и содержат требуемые документы;

- соответствие файлов, загруженных на сайте, требованиям (в 97,9 % ПОО);

- наличие рабочих контактных телефонов и адресов электронной почты для связи получателя образовательных услуг с образовательной организацией (в 100 % ПОО).

Однако по достаточно большому количеству индикаторов качество образовательной деятельности ПОО находится на уровне оценивания «ниже среднего»:

- возможность получения ответа на повторный запрос о ходе рассмотрения запроса через 8куре-аккаунт в течение трех рабочих часов реализуется только в 19,1 % ПОО;

- возможность получения ответа на повторный запрос о ходе рассмотрения запроса через социальные сети (например, УК, БаоеЬоок, Од-

ноклассники) в течение трех рабочих часов есть в 40,4 % ПОО;

- 8куре-аккаунт для связи получателя образовательных услуг с образовательной организацией имеется в наличии лишь в 31,9 % ПОО;

- рабочая поисковая строка присутствует на официальном сайте 63,8 % ПОО;

- электронные сервисы для связи получателя образовательных услуг с образовательной организацией в режиме онлайн имеются в 63,8 % ПОО.

Высокий и средний уровни развития/оценивания качества образовательной деятельности практически по всем показателям и индикаторам показателей наблюдается у следующих профессиональных образовательных организаций: ГБПОУ «Южноуральский энергетический техникум», ГБПОУ «Магнитогорский строительно-монтажный техникум», ГБПОУ «Челябинский дорожно-строительный техникум», ГБПОУ «Южно-Уральский государственный колледж», ГБПОУ «Челябинский педагогический колледж № 1», ГБПОУ «Челябинский автотранспортный техникум», ГБПОУ «Челябинский техникум промышленности и городского хозяйства им. Я. П. Осадчего», ГБПОУ «Златоустовский индустриальный колледж им. П. П. Аносова», ГБПОУ «Первомайский техникум промышленности строительных ма-

териалов», ГБПОУ «Кыштымский радиомеханический техникум» и др.

Низкий уровень развития/оценивания качества образовательной деятельности по показателям и индикаторам показателей наблюдается у следующих профессиональных образовательных организаций: ГБПОУ «Миасский строительный техникум», ГБПОУ «Бакальский техникум профессиональных технологий и сервиса им. М. Г. Ганиева», ГБОУ СПО (ССУЗ) «Челябинский профессиональный колледж», ГБПОУ «Симский механический техникум», ГБОУ СПО (ССУЗ) «Юрюзанский технологический техникум», ГБОУ СПО (ССУЗ) «Челябинский механико-технологический техникум», ГБОУ СПО (ССУЗ) «Троицкий педагогический колледж», ГБОУ СПО (ССУЗ) «Снежинский политехнический техникум им. Н. М. Иванова», ГБОУ СПО (ССУЗ) «Карталинский многоотраслевой техникум».

Уровень оценивания качества образовательной деятельности ПОО по критерию 2 «Комфортность условий, в которых осуществляется образовательная деятельность» набрал 62,6 % положительных ответов.

Нормативные требования к содержанию показателей, характеризующих критерий 2 «Комфортность условий, в которых осуществ-

100,00%

ляется образовательная деятельность», очень обширны и подробны. Они касаются материально-технического и информационного обеспечения организации; наличия необходимых условий для охраны и укрепления здоровья, организации питания обучающихся; условий для индивидуальной работы с обучающимися; наличия дополнительных образовательных программ; наличия возможности развития творческих способностей и интересов обучающихся, включая их участие в конкурсах и олимпиадах (в том числе во всероссийских и международных), выставках, смотрах, физкультурных и спортивных мероприятиях, в том числе спортивных соревнованиях и других массовых мероприятиях; наличия возможности оказания психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи обучающимся, а также условий для организации обучения и воспитания обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и инвалидов. У профессиональных образовательных организаций имеются определенные трудности в обеспечении всех условий, вследствие чего качество образовательной деятельности ПОО по показателям оценивается весьма разноуровнево, что может быть проиллюстрировано диаграммой, представленной на рисунке 2.

80,00%

□ критерий 2 ■ показатели

20,00%

0,00%

К2 И п2.1 К2 и П2.2 К2 и П2.3 К2 и П2.4 К2 и П2.5 К2 и П2.6 К2 и П2.7

Рис. 2. Соотношение уровней развития/оценивания качества образовательной деятельности ПОО по критерию 2 «Комфортность условий, в которых осуществляется образовательная деятельность»

и по показателям, характеризующим этот критерий

На высоком уровне оценивается качество образовательной деятельности ПОО по следующим индикаторам:

- организация в рамках образовательного процесса работы спортивных объединений, секций, кружков, клубов, обеспечение условий соблюдения режима их работы в соответствии с требованиями санитарных правил (в 100 % ПОО);

- обеспечение во всех учебных кабинетах, спортивных залах и других помещениях для пребывания обучающихся воздушно-теплового режима в соответствии с требованиями санитарных правил (в 100 % ПОО);

- организация участия обучающихся в общеобразовательных и профессиональных конкурсах и олимпиадах на уровне области в количестве не менее десяти человек (в 100 % ПОО);

- обеспечение свободного доступа педагогов и обучающихся к сети Интернет (в 97,9 % ПОО);

- отражение в образовательных программах, уставе и локальных актах образовательной организации направлений деятельности, обеспечивающих сохранение и укрепление здоровья, безопасный образ жизни обучающихся (в 97,9 % ПОО);

- оснащение помещений для питания обучающихся, а также для хранения и приготовления пищи в соответствии с требованиями санитарных правил (в 97,9 % ПОО).

Но большинству предъявляемых требований условия, в которых осуществляется образовательная деятельность в ПОО, не соответствуют. Например, только:

- в 42,6 % ПОО регулярно составляется план проведения индивидуальной диагностики обучающихся;

- в 46,8 % ПОО индивидуальная диагностика обучающихся реализуется на регулярной основе;

- в 36,2 % ПОО имеется профессиональная психолого-педагогическая служба, способная проводить индивидуальные коррекционные занятия;

- в 31,9 % ПОО прописаны план, программа, расписание индивидуальных коррекцион-ных занятий;

- в 27,7 % ПОО план индивидуальных кор-рекционных занятий опирается на результаты диагностики;

- в 40,4 % ПОО психологическая служба работает на постоянной основе и имеет возможность ежедневно сопровождать образовательный процесс на протяжении всего учебного дня;

- в 4,3 % ПОО проводятся коррекционно-развивающие и компенсирующие занятия с обучающимися, оказывается логопедическая помощь;

- в 12,8 % ПОО реализуется комплекс реабилитационных и других медицинских мероприятий.

На крайне низком уровне находятся условия организации обучения и воспитания обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и инвалидов:

- в 19,1 % ПОО имеется кабинет, оборудованный для занятий с обучающимися с ограниченными возможностями различного характера и инвалидами, вход в здание образовательной организации оснащен пандусом;

- в 25,5 % ПОО разработаны индивидуальные программы для работы с обучающими-

ся с ограниченными возможностями здоровья и инвалидами;

- в 8,5 % ПОО есть возможность перемещения обучающихся с ограниченными возможностями здоровья внутри здания (приспособление коридоров, лестниц, лифтов и т. д.) и имеется адаптированная версия сайта для слабовидящих;

- в 21,3 % ПОО используются дистанционные технологии в целях качественного обучения лиц с ограниченными возможностями здоровья;

- в 25,5 % ПОО на сайте содержится информация об условиях обучения лиц с ограниченными возможностями здоровья;

- в 36,2 % ПОО в штате есть педагогические работники, имеющие основное образование и (или) получившие дополнительное образование для обучения лиц с ограниченными возможностями здоровья.

Информация, полученная в ходе мониторинга, позволяет заключить, что только в трех профессиональных образовательных организациях Челябинской области для осуществления образовательной деятельности созданы условия, которые соответствуют требованиям и являются комфортными: ГБПОУ «Златоустовский индустриальный колледж им. П. П. Аносова», ГБОУ ПОО «Магнитогорский технологический колледж им. В. П. Омельченко» и ГБПОУ «Челябинский государственный промышленно-гу-манитарный техникум им. А. В. Яковлева».

Уровень ниже областного (62,6 % положительных ответов) отмечен у следующих профессиональных образовательных организаций: ГБОУ СПО (ССУЗ) «Челябинский профессиональный колледж», ГБПОУ «Симский механический техникум», ГБОУ СПО (ССУЗ) «Троицкий педагогический колледж», ГБОУ СПО (ССУЗ) «Снежинский политехнический техникум им. Н. М. Иванова», ГБПОУ «Миас-ский геологоразведочный колледж», ГБОУ СПО (ССУЗ) «Верхнеуральский агротехнологиче-ский техникум — казачий кадетский корпус», ГБПОУ «Кыштымский радиомеханический техникум», ГБОУ СПО (ССУЗ) «Челябинский педагогический колледж № 2», ГБПОУ «Первомайский техникум промышленности строительных материалов» и др.

Мониторинг критерия 3 «Доброжелательность, вежливость, компетентность работников» проводился нами на основе данных по результатам анкетирования обучающихся ПОО и их родителей.

Особенностью данного этапа является то, что родители оценивают качество образова-

тельной деятельности ПОО по показателям критерия 3 выше, чем обучающиеся; родители чаще бывают удовлетворены уровнем доброже-

лательности, вежливости и компетентности работников профессиональной образовательной организации (рис. 3).

88,00% 86,00% 84,00% 82,00% 80,00% 78,00% 76,00% 74,00% 72,00%

□ обучающиеся I родители

показатель 3.1

показатель 3.2

общая оценка критерия 3

Рис. 3. Соотношение уровней оценивания качества образовательной деятельности ПОО обучающимися и родителями по показателям, характеризующим критерий 3 «Доброжелательность, вежливость,

компетентность работников»

В целом уровень оценивания качества образовательной деятельности ПОО по данному критерию определяется как средний: процент положительного оценивания по показателям и индикаторам обучающимися составил 79,3 %, родителями — 83,6 %. При этом обучающиеся как средний оценивают уровень качества образовательной деятельности ПОО по индикаторам, в основном касающимся общей культуры педагогов, их доброжелательности и вежливости, например:

- (педагоги) уверенно (профессионально) владеют учебным материалом (87,6 % положительных ответов);

- (педагоги) демонстрируют правильную, выразительную, ясную, точную, краткую, уместную речь (86,8 % положительных ответов);

- (педагоги) обращаются к обучающимся вежливо, уважительно (84,1 % положительных ответов);

- (педагоги) поощряют индивидуальные учебные достижения, инициативу и самостоятельность обучающихся (80,1 % положительных ответов).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Уровню ниже среднего соответствуют оценки обучающихся собственной удовлетворенности компетентностью работников образовательной организации (77,1 % положительных ответов), например:

- только 68 % обучающихся отмечают, что педагоги используют приемы (методы), исключающие утомляемость и перегрузки обучающихся;

- всего 70 % считают, что педагоги используют приемы (методы) проблемного обучения

(проблемные вопросы и ситуации, в том числе на стыке наук);

- 71,5 % обучающихся отмечают, что педагоги дают разноуровневые задания.

В такой оценке качества образовательной деятельности ПОО по данным индикаторам с обучающимися согласны и родители, хотя в общем их взгляд на процесс обучения более позитивный. Так, например, 90,1 % родителей считают, что педагоги, обучающие их детей, владеют материалом уверенно и профессионально; 89,6 % считают, что педагоги открыты к общению; 86,5 % родителей удовлетворены оперативностью и качеством решения педагогами вопросов, касающихся обучения их детей; такой же процент родителей, удовлетворенных уровнем культуры общения педагогов; 85,1 % родителей отмечают наличие взаимопонимания между ними и педагогами и т. д.

В отличие от обучающихся, родители высоко оценивают и компетентность педагогов: 80,7 % опрошенных выразили свое удовлетворение ее уровнем.

Оценка по критерию значительно выше общей отмечена в следующих профессиональных образовательных организациях: ГБПОУ «Златоустовский индустриальный колледж им. П. П. Аносова», ГБПОУ «Челябинский государственный промышленно-гуманитарный техникум им. А. В. Яковлева», ГБПОУ «Южно-Уральский государственный технический колледж», ГБПОУ «Каслинский промышлен-но-гуманитарный техникум», ГБПОУ «Челябинский радиотехнический техникум», ГБОУ СПО (ССУЗ) «Челябинский педагогический колледж № 2», ГБПОУ «Коркинский горно-

строительный техникум», ГБПОУ «Челябинский энергетический колледж им. С. М. Кирова», ГБОУ СПО (ССУЗ) «Карталинский многоотраслевой техникум», ГБПОУ «Миас-ский строительный техникум».

Оценка ниже средней по области фиксируется в таких профессиональных образовательных организациях, как ГБПОУ «Южно-Уральский государственный колледж», ГБОУ СПО (ССУЗ) «Челябинский механико-технологический техникум», ГБПОУ «Магнитогорский строительно-монтажный техникум», ГБПОУ «ЮжноУральский многопрофильный колледж».

90,00% 88,00% 86,00% 84,00% 82,00% 80,00% 78,00% 76,00% 74,00%

Мониторинг качества образовательной деятельности ПОО по критерию 4 «Удовлетворенность качеством образовательной деятельности организаций» проводился нами на основе данных, полученных в ходе анкетирования обучающихся ПОО и их родителей.

Так же, как и в случае оценивания по критерию 3 «Доброжелательность, вежливость, компетентность работников», результаты оценивания удовлетворенности качеством образовательной деятельности обучающимися и их родителями отличаются друг от друга: уровень удовлетворенности родителей выше (рис. 4).

□ обучающиеся > родители

показатель 4.1 показатель 4.2 показатель 4.3

общая оценка критерия 4

Рис. 4. Соотношение уровней оценивания обучающимися и родителями качества образовательной деятельности ПОО по показателям, характеризующим критерий 4 « Удовлетворенность качеством образовательной деятельности организаций»

Общий уровень оценивания по данному критерию соответствует среднему как в оценках обучающихся, так и в оценках их родителей. Разница в оценках обучающихся (81,3 % положительных ответов) и родителей (83,2 % положительных ответов) не является существенной и составляет всего 1,9 %. Данный уровень развития/оценивания качества образовательной деятельности ПОО по критерию характеризуется тем, что:

- 85,7 % обучающихся отмечают доступность и качество преподавания дисциплин, с ними согласны 86,9 % родителей;

- 82,7 % обучающихся считают достаточными полученные знания для их практического применения, 82,2 % родителей считают так же;

- 82,1 % обучающихся и 83,5 % родителей удовлетворены уровнем предлагаемой информации;

- 81,2 % обучающихся удовлетворены тем, что занятия по учебной практике проходят в специализированных учебных мастерских, оснащенных всем необходимым, а также тем, что в их образовательной организации имеет-

ся библиотека-медиатека с читальным залом, предоставляющая возможность работать на стационарных либо переносных компьютерах (80,1 %).

Вместе с тем недостаточным является уровень удовлетворенности качеством образовательной деятельности ПОО по такими индикаторам, как:

- удобство и соблюдение расписания занятий (78,0 % положительных оценок обучающихся);

- использование инновационных технологий (73,3 % положительных оценок обучающихся);

- организация консультаций (78,9 % положительных оценок обучающихся) и научно-исследовательской работы, например студенческого научного общества, олимпиад, конкурсов (76,2 % положительных оценок обучающихся).

Мнение родителей немного отличается (в лучшую сторону) от мнения обучающихся, но родители также выделили эти критерии как проблемную зону в организации образовательной деятельности ПОО.

Профессиональные образовательные организации, в которых оценка качества образовательной деятельности ПОО по данному критерию выше средней по области: ГБПОУ «Златоустовский индустриальный колледж им. П. П. Аносова», ГБПОУ «Челябинский государственный промышленно-гуманитарный техникум им. А. В. Яковлева», ГБПОУ «Южно-Уральский государственный технический колледж», ГБПОУ «Каслинский промышленно-гуманитарный техникум», ГБОУ СПО (ССУЗ) «Челябинский педагогический колледж № 2», ГБПОУ «Коркинский горно-строительный техникум», ГБПОУ «Челябинский энергетический колледж им. С. М. Кирова», ГБОУ СПО (ССУЗ)

«Карталинский многоотраслевой техникум», ГБПОУ «Миасский строительный техникум».

Оценка ниже средней по области фиксируется в следующих профессиональных образовательных организациях: ГБПОУ «ЮжноУральский государственный колледж», ГБПОУ «Троицкий технологический техникум», ГБПОУ «Южноуральский энергетический техникум», ГБПОУ «Копейский политехнический колледж им. С. В. Хохрякова».

Результаты независимой оценки качества образовательной деятельности профессиональных образовательных организаций, подведомственных Министерству образования и науки Челябинской области, представлены в таблице 1.

№ п/п Показатели качества образовательной деятельности ПОО Высокий уровень развития ОД по показателю (кол-во ПОО) Низкий уровень развития ОД по показателю (кол-во ПОО)

1. Показатели, характеризующие общий критерий оценки качества образовательной деятельности организаций, осуществляющих образовательную деятельность, касающийся открытости и доступности информации об этих организациях

1.1 Полнота и актуальность информации об организации, осуществляющей образовательную деятельность (далее — организация), и ее деятельности, размещенной на официальном сайте организации в информационно-телекоммуникационной сети Интернет (далее — сеть Интернет) [для государственных (муниципальных) организаций — информации, размещенной в том числе на официальном сайте в сети Интернет шшш.Ъш. gov.ru] 42 0

1.2 Наличие на официальном сайте организации в сети Интернет сведений о педагогических работниках организации 36 1

1.3 Доступность взаимодействия с получателями образовательных услуг по телефону, по электронной почте, с помощью электронных сервисов, предоставляемых на официальном сайте организации в сети Интернет, в том числе наличие возможности внесения предложений, направленных на улучшение работы организации 25 5

1.4 Доступность сведений о ходе рассмотрения обращений граждан, поступивших в организацию от получателей образовательных услуг (по телефону, по электронной почте, с помощью электронных сервисов, доступных на официальном сайте организации) 18 12

2. Показатели, характеризующие общий критерий оценки качества образовательной деятельности организаций, осуществляющих образовательную деятельность, касающийся комфортности условий, в которых осуществляется образовательная деятельность

2.1 Материально-техническое и информационное обеспечение организации 21 4

2.2 Наличие необходимых условий для охраны и укрепления здоровья, организации питания обучающихся 45 0

2.3 Условия для индивидуальной работы с обучающимися 17 5

Таблица 1

Результаты независимой оценки качества образовательной деятельности профессиональных образовательных организаций

Окончание таблицы 1

№ п/п Показатели качества образовательной деятельности ПОО Высокий уровень развития ОД по показателю (кол-во ПОО) Низкий уровень развития ОД по показателю (кол-во ПОО)

2.4 Наличие дополнительных образовательных программ 37 1

2.5 Наличие возможности развития творческих способностей и интересов обучающихся, включая их участие в конкурсах и олимпиадах (в том числе во всероссийских и международных), выставках, смотрах, физкультурных и спортивных мероприятиях, в том числе в официальных спортивных соревнованиях, и других массовых мероприятиях 22 3

2.6 Наличие возможности оказания обучающимся психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи 13 13

2.7 Наличие условий для организации обучения и воспитания обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и инвалидов 5 33

3. Показатели, характеризующие общий критерий оценки качества образовательной деятельности организаций, осуществляющих образовательную деятельность, касающийся доброжелательности, вежливости, компетентности работников

3.1 Доля получателей образовательных услуг, положительно оценивающих доброжелательность и вежливость работников организации, от общего числа опрошенных получателей образовательных услуг 44 0

3.2 Доля получателей образовательных услуг, удовлетворенных компетентностью работников организации, от общего числа опрошенных получателей образовательных услуг 42 0

4. Показатели, характеризующие общий критерий оценки качества образовательной деятельности организаций, осуществляющих образовательную деятельность, касающийся удовлетворенности качеством образовательной деятельности организаций

4.1 Доля получателей образовательных услуг, удовлетворенных материально-техническим обеспечением организации, от общего числа опрошенных получателей образовательных услуг 41 0

4.2 Доля получателей образовательных услуг, удовлетворенных качеством предоставляемых образовательных услуг, от общего числа опрошенных получателей образовательных услуг 41 0

4.3 Доля получателей образовательных услуг, которые готовы рекомендовать организацию родственникам и знакомым, от общего числа опрошенных получателей образовательных услуг 45 0

УДК 373 И. И. Тубер, директор Южно-Уральского

государственного технического колледжа (ЮУрГТК), канд. пед. наук, г. Челябинск, e-mail: spj-2012@list.ru

НАПРАВЛЕНИЯ И СОДЕРЖАНИЕ ПРОФОРИЕНТАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЮУРГТК В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА «ТЕМП»

В статье раскрыты вопросы содержания профориентационной работы в профессиональной образовательной организации в соответствии с Концепцией развития естественно-математического и технологического образования в Челябинской области «ТЕМП», обозначены механизмы реализации Концепции, формы и методы профориентационной деятельности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.