Научная статья на тему 'Информационно-технологическая подготовка педагога профессионального обучения в области дизайна (специализация графический дизайн)'

Информационно-технологическая подготовка педагога профессионального обучения в области дизайна (специализация графический дизайн) Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
561
170
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / ИНФОРМАЦИОННО-ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА / INFORMATION TECHNOLOGY / INFORMATION AND TECHNOLOGICAL EDUCATION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Соловьева Вера Викторовна

Практически все процессы, связанные с производством графической продукции, компьютеризированы. В педагогической деятельности присутствие информационных технологий постоянно расширяется. Автор обосновывает необходимость интеграции информационных технологий даже в традиционные дисциплины профессиональной подготовки для формирования соответствующей компетенции.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Almost all processes connected with manufacture of graphic production, are computerized. In pedagogical activity presence of information technology constantly extends. The author in the article proves necessity of integration of information technology even in traditional disciplines of vocational training for formation of the corresponding competence.

Текст научной работы на тему «Информационно-технологическая подготовка педагога профессионального обучения в области дизайна (специализация графический дизайн)»

ИНФОРМАЦИОННО-ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА ПЕДАГОГА ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ В ОБЛАСТИ ДИЗАЙНА (СПЕЦИАЛИЗАЦИЯ ГРАФИЧЕСКИЙ ДИЗАЙН)

СОЛОВЬЕВА В.В.

Практически все процессы, связанные с производством графической продукции, компьютеризированы. В педагогической деятельности присутствие информационных технологий постоянно расширяется. Автор обосновывает необходимость интеграции информационных технологий даже в традиционные дисциплины профессиональной подготовки для формирования соответствующей компетенции.

Almost all processes connected with manufacture of graphic production, are computerized. In pedagogical activity presence of information technology constantly extends. The author in the article proves necessity of integration of information technology even in traditional disciplines of vocational training for formation of the corresponding competence.

Несмотря на введение ГОС нового поколения, подготовка специалистов в соответствии с прежними стандартами будет продолжаться еще несколько лет. Поэтому нам хотелось бы высказать некоторые соображения относительно организации информационно-технологической подготовки педагогов профессионального обучения в области дизайна специализирующихся в сфере графического дизайна. Мы также хотели бы привлечь всех заинтересованных специалистов к дискуссии относительно организации подобной подготовки в рамках новых ГОС на основе накопленного ранее опыта.

Специализация «Графический дизайн» была введена для подготовки профессионального педагога, задача которого состоит в проектировании различной графической продукции в сфере художественной культуры, промышленного производства и педагогической деятельности. Программа специализации «Графический дизайн» представлена дисциплинами формообразование, проектирование, шрифтовая графика, визуальные коммуникации, компьютерные технологии графического дизайна, полиграфические технологии, дизайн электронных информационных ресурсов. Очевидно, что в современных условиях специалист любого направления должен владеть определенным набором информационных технологий. Рассмотрим, какие технологии существуют для специализации «Графический дизайн». При этом педагог профессионального обучения в области дизайна будет рассматриваться нами как педагог обучающий дизайну, специалист способный применять широкий спектр современных технологий для подготовки востребованных рынком труда дизайнеров.

Современного специалиста в области графического дизайна невозможно представить без компьютера, бесспорно являющегося его основным инструментом. Практически все процессы, связанные с производством графической продукции, компьютеризированы. В педагогической деятельности присутствие информационных технологий постоянно расширяется. Следовательно, информационные технологии необходимо изучать не только как отдельную дисциплину или блок дисциплин. Информационные технологии должны быть интегрированы даже в традиционные дисциплины профессиональной подготовки для формирования соответствующей компетенции.

Например, в курсах «Проектирование», «Формообразование» информационные технологии могут применяться наряду с традиционными, начиная с первых занятий.

Во всех дисциплинах, как общепрофессиональных, так и специальных, как теоретических, так и практических следует активно использовать технологии информационного поиска и презентационные технологии для формирования у будущего преподавателя готовности к созданию собственных разработок, позволяющих более эффективно донести до учащихся и студентов тонкости раз-

личных профессиональных технологий, обеспечить высокую наглядность дидактических материалов.

Сформулируем компетенции, которыми должен владеть педагог профессионального обучения в области дизайна для того, чтобы выстроить траекторию обучения современным информационным технологиям.

Общенаучные компетенции:

— представление об информации, информационных процессах и современных информационных технологиях;

— способность использовать компьютерную технику и программные средства для поиска, хранения, обработки и передачи информации.

Профессионально-профильные компетенции:

— опыт использования современных информационных технологий в ходе предпроектного анализа и практического проектирования;

— способность применять компьютерную технику и программное обеспечение в процессе педагогической деятельности, самостоятельно создавать дидактические и методические материалы с использованием современных информационных технологий;

— способность самостоятельно отслеживать изменения, происходящие в сфере компьютерных технологий дизайна и подбирать наиболее эффективные средства для решения проектных задач, а также для использования в педагогической деятельности.

Перейдем непосредственно к рассмотрению содержания подготовки в области информационных технологий.

Для того, чтобы обеспечить присутствие информационных технологий в курсах профильных дисциплин целесообразно выстроить следующую последовательность освоения программных и аппаратных средств.

Первый этап. Изучение информатики. Информатика изучается в курсе «Математика и информатика». Изучение основ информатики обеспечит базовую подготовку и возможность использования стандартного программного обеспечения в процессе общепрофессиональной подготовки. Содержание практической подготовки должно включать следующие компоненты:

— аппаратное обеспечение информационных технологий;

— работа с операционными системами;

— работа с офисными приложениями (текстовые редакторы, табличные редакторы, системы разработки презентаций, базы данных);

— средства разработки приложений, используемые в профессиональной деятельности;

— работа с сетевыми информационными ресурсами и сервисами.

Второй этап. Изучение компьютерной графики. Существующий стандарт предусматривает дисциплину «Компьютерная графика». Освоение данного курса обеспечит возможность применения информационных технологий при изучении формообразования, проектирования, визуальных коммуникации, шрифтовой графики и ряда других дисциплин профессионального и специального блоков. Содержание подготовки может включать следующие компоненты:

— теоретические основы компьютерной графики;

— работа с растровыми редакторами (обязательно с освоением технологии монтажа, создания миниатюр и различных текстур);

— работа с векторными редакторами (с освоением технологии компоновки изображения и текста);

— основы трехмерного моделирования.

Третий этап. Мультимедийные и презентационные технологии. Стандарт не предполагает подобную дисциплину, она может быть реализована в рамках блока специализации. В данном

курсе предполагается более глубокая подготовка, учитывающая особенности специализации. Подготовка по рассматриваемой дисциплине должна обеспечить использование информационных технологий, как в дисциплинах блока дизайнерской специальной подготовки, так и в дисциплинах блока педагогической подготовки. Содержание подготовки должно включать следующие компоненты:

— теоретические основы разработки мультимедийных приложений;

— основы работы со звуком и видео;

— основы компьютерной анимации;

— средства разработки мультимедийных и презентационных материалов.

Четвертый этап. Компьютерные технологии графического дизайна. Стандарт не предполагает подобную дисциплину, она может быть реализована в рамках блока специализации. Подготовка по этой дисциплине позволит обеспечить владение информационными технологиями, применяемыми в современном графическом дизайне. Основные компоненты содержания подготовки:

— компьютерные технологии полиграфического производства;

— системы компьютерного макетирования (верстки);

— средства разработки шрифтов;

— средства разработки веб-ресурсов;

— средства разработки графических элементов интерфейсов.

Пятый этап. Разработка электронных учебных материалов. Стандарт не предполагает подобную дисциплину, она может быть реализована в рамках блока специализации и факультатива. Эта учебная дисциплина призвана обеспечить педагогу профессионального образования подготовку, необходимую для разработки электронных учебников, пособий, тестов. Основные элементы содержания подготовки могут быть следующими:

— требования к электронным учебным пособиям;

— методы и средства разработки электронных учебных пособий;

— конструкторы тестов и электронных учебных пособий;

— применение веб-редакторов для создания электронных учебных пособий.

Мы предлагаем некоторую общую траекторию информационно-технологической подготовки педагога профессионального образования, специализирующегося в области графического дизайна. Очевидно, детали содержания подготовки должны прорабатываться в каждом образовательном учреждении индивидуально с учетом возможностей технической базы и педагогов, а также требований предъявляемых к специалистам работодателями конкретного региона. Универсальными могут быть только требования к содержанию первого и второго этапов подготовки.

Подготовка в рамках первого этапа уже достаточно хорошо проработана и содержательно и методически. Остановимся подробнее на содержании и методике второго и третьего этапов подготовки в области информационных технологий.

Дисциплина «Компьютерная графика», как уже подчеркивалось выше, призвана обеспечить возможность применения информационных технологий при изучении дисциплин профессионального и специального блоков. Технологии компьютерной графики достаточно разнообразны, необходимо выделить те, которые будут наиболее актуальны применительно к проектным задачам, возникающим в графическом дизайне. Как показывает опыт работы в Колледже дизайна Кабардино-Балкарского госуниверситета, основное внимание следует уделить плоскостной растровой и векторной графике. Трехмерное моделирование также находит применение в графическом дизайне, но для обеспечения соответствующей подготовки необходимы большие временные затраты, а также достаточно мощная компьютерная техника.

Соответствующие возможности имеет далеко не каждое образовательное учреждение. В случае невозможности освоения трехмерного моделирования следует предоставить студентам информацию о библиотеках готовых трехмерных моделей, которые можно использовать. Перейдем теперь к более подробному рассмотрению содержания подготовки и некоторых вопросов методики преподавания компьютерной графики.

Учебная программа дисциплины «Компьютерная графика» должна обязательно включать три основных раздела. Первый, назовем его «Введение в компьютерную графику», следует посвятить изучению общих вопросов построения и хранения изображений в цифровой форме. Рассматриваются следующие вопросы:

— способы представления изображений (векторный, растровый);

— цифровое представление цвета и цветовые модели (RGB, CMYK, LAB, HSB и др);

— форматы хранения цифровых изображений и преобразования форматов.

Первый раздел представляет собой теоретический минимум, который должен знать любой специалист в области дизайна для того, чтобы эффективно применять компьютерную графику в своей работе.

Второй раздел целесообразно посвятить векторной графике. Векторная технология применяется в графическом дизайне для создания макетов этикеточной и акцидентной продукции плакатов и т.п. Выбор программы, с помощью которой будет осваиваться технология, следует проводить исходя из требований существующих в современном производстве и учитывая требования работодателей. Для среды Windows таким программным средством будет Adobe Illustrator. В качестве альтернативы можно применять пакет CorelDraw, однако отсутствие опыта работы с Adobe Illustrator может негативно сказаться на перспективе трудоустройства специалиста. Содержание подготовки и специфика практических заданий от выбора программного продукта не зависят. Определяя содержание, мы исходим из задач, которые должен уметь решать специалист. Средства для решения этих задач присутствуют в любом развитом векторном пакете. Сформулируем теперь элементы технологии векторной графики, которыми должен овладеть специалист в области графического дизайна:

— построение простых объектов и работа с ними (редактирование, трансформация, перемещение, копирование, удаление, изменение свойств);

— построение сложных объектов из простых и работа с ними (группировка, комбинирование, разделение, трансформация);

— работа с заливками и создание текстур;

— работа со шрифтом.

Перечисленными выше приемами работы должен владеть любой дизайнер, независимо от специализации. Специфика специализации должна находить свое отражение в заданиях, которые мы используем для отработки тех или иных умений. Для специализации «графический дизайн» можно предложить следующий перечень заданий:

— построение орнаментов на основе различных элементов;

— построение шрифтовых композиций;

— создание макетов различной графической продукции.

Третий раздел учебной программы следует посвятить растровой графике. Наилучшим программным продуктом для освоения этой технологии в среде Windows является Adobe PhotoShop. В ходе освоения растровой графики изучаются: способы обработки готовых изображений в целом; технология маскирования; технология коллажа и фотомонтажа; приемы рисования и ретуши.

Для успешного освоения технологии растровой графики можно предложить следующие задания: редактирование фотографии; получение изображения на основе готовой фотографии или рисунка; создание монтажей на различные темы; создание изображений способом сво-

бодного рисования.

Приведенные выше задания позволят не только подготовиться к решению узкоспециальных задач, но и освоить базовые технологии работы с растровыми изображениями.

Поясним некоторые задания подробнее. Задание на редактирование фотографии предполагает освоение технологии ретуши и восстановления поврежденных фотоснимков. При выполнении этого задания можно также применять различные фильтры. Для выполнения задания нам потребуется несколько фотографий, каждая из которых требует определенной обработки. Например, первый фотоснимок - старый, черно-белый, выцветший с утраченными фрагментами, царапинами или пятнами. Снимок требует восстановления. Второй снимок может быть цветным портретом, который требует устранения дефектов кожи и прически и перекраски отдельных элементов. Третья фотография может быть кадром из видеоряда, который необходимо подготовить для распечатки в приемлемом качестве. Сложным, но достаточно интересным представляется заданий по раскрашиванию черно-белой фотографии. Подобных заданий можно привести достаточно много. Основная идея в том, чтобы для выполнения задания приходилось применять несколько технологических приемов. Для успешного выполнения задания необходимо привлечь функции маскирования, редактирования, ретуши, регулировки цветового и яркостного баланса, масштабирования, работу со слоями.

Задание по получению изображения на основе готовой фотографии предполагает освоение технологии маскирования, работу со слоями и фильтры. Для работы необходимы различные изображение, содержащие группы объектов. Например, фотография человека на фоне архитектурного сооружения или групповые фотографии, рассыпанные по столу фрукты, пейзажи и пр. Технология выполнения задания следующая. С помощью маскирования из растрового изображения материала вырезаются отдельные элементы и производится их коррекция. Например, можно вырезать из групповой фотографии человека и выполнить ретушь так, чтобы не было заметно, что изображение было частью другого изображения. Интересным, хотя и менее сложным, представляется следующее задание. Превратить фотографию естественного ландшафта в картину, написанную акварелью или маслом. Можно усложнить задание, если поставить цель имитировать манеру письма какого-либо художника или школы.

Задания по созданию монтажей позволяют осваивать самый широкий спектр технологических приемов. Темы для монтажей могут быть любыми, главное, чтобы они соответствовали тем задачам, которые возникают в профессиональной работе дизайнера-графика. Например, коллаж для обложки журнала или первой полосы газеты, плакат, этикетка и т.п.

Для успешного освоения технологий компьютерной графики потребуется электронная библиотека, в состав которой должны быть включены: образцы текстур; фотографии различных ландшафтов и интерьеров; фотографии людей и животных; фотографии объектов окружающего мира естественных и искусственных.

Рассмотренные выше задания позволят студентам подготовится к выполнению заданий по дисциплинам «Проектирование», «Формообразование», а также к выполнению курсовых и дипломных проектов с применением компьютерной техники. При этом, как показывает опыт, повышается качество создаваемых презентационных материалов.

Перейдем теперь к рассмотрению третьего этапа подготовки. Мультимедийные и презентационные технологии не только повышают качество представления собственно дизайнерских разработок, но и дают будущему педагогу очень эффективный инструмент разработки дидактических средств.

Как показывает наш опыт работы, минимальный набор осваиваемых программных средств может быть следующим: программа работы со звуком (например, Sound Forge); система разработки слайд-презентаций (например, Power Point); система для создания анимации (например, Flash).

Работа со звуком в профессиональной деятельности графика не используется, однако владение

ею на некотором базовом уровне представляется необходимым для последующего освоения смежных специализаций и расширения профессиональных возможностей. Например, для создания звукового сопровождения анимированного баннера или заставки. В педагогической работе программы работы со звуком могут понадобиться в процессе создания звукового сопровождения к презентациям, интерактивным учебным курсам, электронным учебникам, обучающим видеороликам. Программы подобные Sound Forge легки в освоении и предоставляют достаточно широкие возможности обработки звука.

Слайд презентации в настоящее время стали неотъемлемым инструментом сопровождающим любые выступления перед аудиторией. Слайд-шоу активно используются преподавателями в качестве дидактических средств, поэтому необходимость овладения этим инструментом сомнений не вызывает. В процессе подготовки педагога профессионального обучения, специализирующегося в области графического дизайна необходимо использовать слайд-презентации для демонстрации результатов выполнения учебных проектов, курсовых и дипломных работ. Например, слайд-презентация сопровождающая защиту дипломной работы в виде дизайн-проекта может включать в себя: текстовую составляющую с постановкой задачи, планом выполнения работы, основными тезисами и т.п.; иллюстративную составляющую в виде эскизов, фотографий.

В презентацию могут также включаться видеоролики и звук.

В виде слайд-презентаций могут быть реализованы и учебные проекты напрямую с дизайном не связанные. Например, в рамках изучения психолого-педагогических дисциплин можно разрабатывать в виде презентаций материалы к лекциям, пособия для самостоятельной работы учащихся и т.п. Слайд-презентация может сопровождать защиту любого учебного проекта, выступление на различных студенческих конференциях и семинарах. Для успешного освоения технологии создания и использования презентаций необходим доступ студентов к проекционной аппаратуре. В противном случае не удастся обеспечить подготовку к эффективному и целесообразному применению презентаций в работе.

Изучение Flash-технологии само по себе вызывает очень высокий интерес у студентов. Как показывает практика, дизайнерам-графикам приходится часто выполнять заказы по разработке анимированных заставок, баннеров, роликов. Эта технология может выступать и как альтернатива традиционной технологии разработки презентаций на основе PowerPoint. То есть, с помощью Flash можно создавать слайд-шоу. Flash-анимация, как нам кажется, может достаточно эффективно применяться для разработки различных дидактических средств. Используя эту технологию в сочетании с другими средствами веб-разработки можно готовить обучающие ролики, интерактивные учебные пособия, разнообразные обучающие конструкторы, электронные учебники. Изучение Flash должно осуществляться именно исходя из специфики его использования в педагогической деятельности. Технология анимации очень привлекательна, но имеет значительное количество так называемых «подводных камней». Поэтому подготовку следует начинать только после глубокой проработки содержания и определения соответствующих будущей профессиональной деятельности заданий. Изучение Flash-технологии, несмотря на кажущуюся простоту, потребует от студентов высокой аккуратности и большого внимания. Основные моменты, которые должны быть рассмотрены: специфика анимации движения; специфика деформации; работа со слоями и траекториями; основы Action Script, управление объектами; наложение звука; оптимизация Flash-роликов.

Задания должны подбираться исходя из особенностей профессионально-педагогической деятельности. Например, можно создать обучающий ролик, иллюстрирующий определенные моменты технологического процесса или обучающую программу-конструктор. Интересными представляются задания по разработке тестовых и контрольных материалов для специальных дисциплин.

Подводя итог, заметим, что организация подготовки педагогов профессионального обучения, специализирующихся по направлению «графический дизайн», в области информационных технологий требует очень большой подготовительной работы, тщательной методической проработки и хо-

рошего технического оснащения.

Библиографический список:

1. Ткаченко Е.В., Кожуховская С.М. Концепция дизайн-образования в современных условиях. //Вестник учебно-методического объединения по профессионально-педагогическому образованию. Дизайн-образование. Специальный выпуск. Екатеринбург, 2007. Вып. 2. С. 5-50.

2. Ткаченко Е.В., Климов В.П. Дизайн-образование: концептуальные версии. //Вестник учебнометодического объединения по профессионально-педагогическому образованию. Дизайн-образование. Специальный выпуск. Екатеринбург, 2007. Вып. С. 50-58

3. Кожуховская С.М. Организация, структура и содержание подготовки дизайнеров-педагогов. //Вестник учебно-методического объединения по профессиональнопедагогическому образованию. Дизайн-образование. Специальный выпуск. Екатеринбург, 2007. Вып. 2. С. 72-84.

4. Кожуховская С.М., Соловьева В.В. Образовательная область специализации «Графический дизайн». //Вестник учебно-методического объединения по профессиональнопедагогическому образованию. Дизайн-образование. Специальный выпуск. Екатеринбург, 2007. Вып. 2. С. 130-135.

5. Кожуховская С.М., Соловьева В.В. Подготовка дизайнера-педагога в области информационных технологий. //Вестник института развития образования и повышения квалификации педагогических кадров при ЧГПУ. Челябинск, 2004. Вып. 26. С.119-123.

6. Подковыров А.М. Формирование информационно-технологической компетентности участников образовательного процесса. // Педагогический журнал Башкортостана. Уфа, 2007. Вып. 2. С. 21-32.

7. Соловьева В.В., Черенков П.С. Технологии компьютерной графики в дизайн-образовании. // Вестник учебно-методического объединения высших и средних профессиональных учебных заведений Российской Федерации по профессионально-педагогическому образованию. Екатеринбург, 1998. Вып. 2. С.80-83.

8. Соловьева В.В. Информационно-технологическая подготовка профессионального педагога в области дизайна в контексте компетентностного подхода. //Вестник учебнометодического объединения по профессионально-педагогическому образованию. Дизайн-образование. Специальный выпуск. Екатеринбург, 2007. Вып. 2. С.180-183.

9. Хабибуллин Ф.Х. Формирование профессиональной компетентности педагога как актуальная проблема системы непрерывного образования. // Педагогический журнал Башкортостана. Уфа, 2007. Вып. 6. С. 14-20.

10. Шаталова Л.И. Проектно-технологическая деятельность как основа самоорганизации учения студентов вуза. // Педагогический журнал Башкортостана. Уфа, 2006. Вып. 3. С. 5-17.

Ключевые слова: информационные технологии, информационно-технологическая подготовка.

Keywords: information technology, information and technological education.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.