Научная статья на тему 'Опыт разработки и внедрения государственного образовательного стандарта «Прикладная информатика в дизайне»'

Опыт разработки и внедрения государственного образовательного стандарта «Прикладная информатика в дизайне» Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
538
40
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СПЕЦИАЛИСТ / ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ / ИНФОРМАТИК-ДИЗАЙНЕР / УЧЕБНЫЙ ЦИКЛ / УЧЕБНЫЙ ПРОЦЕСС / СТУДЕНТ / КУРСОВОЙ ПРОЕКТ / МЕТОДИЧЕСКИЕ РАЗРАБОТКИ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Ляшенко Татьяна Викторовна

Построение информационного общества определяет тенденции изменений приоритетов и преобразований в сфере высшего образования. Востребованность новых, не существовавших ранее специалистов на рынке труда напрямую зависит от развития технического оснащения отраслей экономики, от внедрения вычислительной техники и новых информационных технологий во все сферы жизнедеятельности и производства современного общества. Широкое распространение Web-pecypcов, мультимедийных электронных продуктов на CD-ROM породило потребность в квалифицированных специалистах междисциплинарного профиля, имеющих фундаментальное образование в сфере дизайна и визуальной коммуникации, а также в сфере компьютерных технологий и аналитической переработки информации, способных к активному творчеству и адаптации в меняющихся условиях, к освоению новых знаний и технологий.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Ляшенко Татьяна Викторовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Опыт разработки и внедрения государственного образовательного стандарта «Прикладная информатика в дизайне»»

Опыт разработки и внедрения государственного образовательного стандарта «Прикладная информатика в дизайне» на факультете информационных технологий и медиадизайна в сПбГУКИ

Т.В. Ляшенко,

канд. пед. н., доц., Санкт-Петербургский государственный университет культуры и искусств (СПбГУКИ)

sakuravl@mail.ru

Построение информационного общества определяет тенденции изменений приоритетов и преобразований в сфере высшего профессионального образования. Практика показывает, что специалистам гуманитарного профиля, создающим информационные ресурсы в сфере культуры, науки и образования, а также в любой другой сфере деятельности, требуется, помимо глубоких знаний в конкретной области, высокий уровень владения информационными технологиями и программным обеспечением для решения профессиональных творческих задач.

Востребованность новых, не существовавших ранее специалистов на рынке труда напрямую зависит от развития технического оснащения отраслей экономики, от внедрения вычислительной техники и новых информационных технологий во все сферы жизнедеятельности и производства современного общества. Широкое распространение Web-ресурсов, мультимедийных электронных продуктов на CD-ROM породило потребность в квалифицированных специалистах междисциплинарного профиля, имеющих фундаментальное образование в сфере дизайна и визуальной коммуникации, а также в сфере компьютерных технологий и аналитической переработки информации, способных к активному творчеству и адаптации в меняющихся условиях, к освоению новых знаний и технологий. Практика показывает, что специалистам гуманитарного профиля, создающим информационные ресурсы в сфере культуры, науки и образования и в любой другой сфере деятельности, требуется, помимо глубоких знаний в конкретной области, высокий уровень владения информационными технологиями и программным обеспечением для решения профессиональных творческих задач.

В течение 2003 г. коллективом специалистов Санкт-Петербургского государственного университета культуры и искусств и Санкт-Петербургского университета технологии и дизайна был разработан, утвержден на всех соответствующих уровнях и введен в действие стандарт «Прикладная информатика в дизайне» (351418) с квалификацией «информатик-дизайнер».

Построение информационного общества определяет тенденции изменений приоритетов и преобразований в сфере высшего образования. Востребованность новых, не существовавших ранее специалистов на рынке труда напрямую зависит от развития технического оснащения отраслей экономики, от внедрения вычислительной техники и новых информационных технологий во все сферы жизнедеятельности и производства современного общества. Широкое распространение Web-ресурсов, мультимедийных электронных продуктов на CD-ROM породило потребность в квалифицированных специалистах междисциплинарного профиля, имеющих фундаментальное образование в сфере дизайна и визуальной коммуникации, а также в сфере компьютерных технологий и аналитической переработки информации, способных к активному творчеству и адаптации в меняющихся условиях, к освоению новых знаний и технологий. Практика показывает, что специалистам гуманитарного профиля, создающим информационные ресурсы в сфере культуры, науки и образования, а также в любой другой сфере деятельности, требуется помимо глубоких знаний в конкретной области, высокий уровень владения информационными технологиями и программным обеспечением для решения профессиональных творческих задач.

В Санкт-Петербургском государственном университете культуры и искусств на факультете информационных технологий и медиадизайна в течение нескольких последних лет велось обучение студентов по специализации «Информационные технологии в дизайне». Накопленный опыт междисциплинарной подготовки и высокая востребованность выпускников данной специализации определили необходимость и возможность разработки дополнения к государственному образовательному стандарту «Прикладная информатика (по областям)» на область применения «Дизайн». В течение 2003 г. коллективом специалистов Санкт-Петербургского государственного университета культуры и искусств и Санкт-Петербургского университета технологии и дизайна было разработано, утверждено на соответствующих уровнях и введено в действие дополнение к Государственному образовательному стандарту «Прикладная информатика в дизайне» с квалификацией «информатик-дизайнер».

Стандарт, помимо базовых требований к квалификации специалиста-инфор-матика, определяет ряд дополнительных. Эти дополнительные требования обусловлены концептуальной установкой подготовки информатиков-дизайнеров:

Экономика, Статистика и Информатика 15 №3, 2007

• во-первых, будущий специалист должен быть дизайнером во всем диапазоне профессиональный проблем по функциональной, конструктивной и формальной стороне проектной грамотности;

• во-вторых, должен отвечать за содержательное наполнение создаваемых информационных ресурсов с достаточно сложной функциональностью (например, Интернет-ресурс, информационная система или мультимедиа на CD, DVD-ROM'e);

• в-третьих, иметь достаточные знания в области информатики и программирования, для понимания внутренних механизмов проектирования и функционирования программных приложений.

Такая установка определила подходы к разработке стандарта и содержательное наполнение всего учебного процесса.

Учебные дисциплины, входящие в дополнение к стандарту, условно можно поделить на три основных блока: творческие дисциплины (Композиция и дизайн-проектирование; История и теория дизайна; Шрифты и визуальные коммуникации; Рисунок; Цветоведение; Разработка фирменного стиля; Аудиовизуальные технологии в дизайне; Основы фото и видеомастерства). Освоение дисциплин этого блока требует предварительной художественной подготовки абитуриентов, исключает заочную форму обучения и определяет постоянное практическое закрепление всех получаемых знаний в разрабатываемых студентами авторских проектах. Второй блок — это информационные дисциплины (Информационное обеспечение дизайн-проектирования; Разработка проектной документации; Стилистика и литературное редактирование, и ряд других). Профессиональное владение сбором, анализом, интеллектуальным преобразованием информации — прерогатива блока. И, наконец, третий блок дисциплин, обеспечивающий техническую реализацию проектов (Растровая и векторная компьютерная графика; Технологии трехмерного моделирования и анимации; Инструментальные средства создания Web- и мультимедиа приложений) — вот основное содержание этого блока. Преподавание таких дисциплин предполагает высокий уровень овладения информатикой и программированием, достигаемый в результате изучения студентами обязательных учебных курсов из блоков обще-профессиональных и специальных дисциплин.

Специфика преподавания творческих дисциплин в рамках «Прикладной информатики в дизайне» заключается в том, что подавляющее большинство обязательных учебных курсов реализованы в виде электронных заданий, а обучение проходит только в компьютерных классах с использованием большого количества демонстрационных материалов. Обязательная проектная практика постоянно, в течение всех лет обучения, ведется только на основе реальной компьютерной технологии. Именно в разработке реального электронного проекта проходит освоение профессиональных приемов и правил профессиональной деятельности. Существенное влияние на формирование профессиональной подготовки будущего информатика-дизайнера оказывает комплексное ведение учебного проектирования специалистами всех сопутствующих дисциплин. Выполнение «сквозного» ежегодного проекта обеспечивают преподаватели из каждого блока дисциплин: дизайн, информационное насыщение проекта и программирование. При этом возникает противоречие, вообще свойственное творческой деятельности такого рода. Эстетическое начало творческого процесса информатиков-дизайнеров подпадает под сильное давление со стороны технологии и необходимости использования системного подхода к проектированию. В этих условиях применяется целый набор средств и методов по раскрепощению творческого потенциала будущего специалиста. Последовательное применение знаний и умений из каждого блока дисциплин при выполнении курсовых и дипломных проектов на заданную тему захватывает широкий круг интеллектуальных и эмоциональных возможностей студента. Необходимо научить его расставлять приоритеты в процессе работы, вырабатывать гибкую систему оценок каждого этапа и всей стратегии проектирования, научить отключаться в нужное время от всех рациональных установок и исходных данных для высвобождения мыслительных и эмоциональных сил. Такие навыки не могут быть реализованы методом заучивания, это должны быть последовательные воспитательные приемы работы, вырабатываемые в процессе обучения. Для такого учебного цикла нужны специальные методики, развивающие и тренирующие творческое воображение, раскрепощающие профессиональный кругозор, позволяющие информатику-дизайнеру возвыситься над реальностью объекта про-

ектирования, рациональностью технологии и целесообразностью эргономических требований к разработке. Методические приемы обучения информа-тиков-дизайнеров направлены на формирование личности проектанта, воспитание у него навыков комбинаторного мышления и способностей выдвигать множество творческих идей. Верить в свои силы, но не довольствоваться первым попавшимся решением; выслушивая критику, учиться и совершенствовать свою работу; оставаться свободным от груза выдвинутых и реализованных в каждом конкретном проекте идей; смотреть на них со стороны и в любой момент отказаться от чего-либо, вывернув всю проектную ситуацию «наизнанку»; комбинировать идеи друг с другом, каждый раз при этом получая новый результат. Все это — основные правила творческой деятельности. Выработка таких навыков требует серьезных методических усилий со стороны педагогов и большого энтузиазма со стороны учащихся. Таким образом, эффективность учебного результата лежит на пути развития и стимулирования образного мышления и творческого потенциала студентов-проектантов. При этом надо понимать, что компьютерные технологии, с одной стороны, открывают широкие возможности творческих поисков и образно-графических размышлений, с другой стороны, вызывают необходимость преодоления техногенной скованности и рационализма.

Каким же образом реализуются данные концептуальные установки в реальном учебном процессе? Профессиональная подготовка первого курса знакомит студентов с основами композиции. Первая стадия обучения — это основы профессионального знания, пропедевтика. В рамках этого курса студенты осваивают навыки использования формальных геометрических фигур и полей как простейших моделей для развития образного мышления и умения взаимосогласо-вывать все элементы композиции.

Студенты осваивают понятийный аппарат, основные композиционные закономерности и средства. Это такие базовые понятия композиции, как: синтез, ансамбль и гармония. Это такие понятия и приемы, как: поиск графических образов в движении и композиционная протяженность, это понятие временного развития событий; это стиль, целостность динамической и формальной композиции. Теоретический материал и практические занятия по основам композиции и визуальному

восприятию этого периода обучения призваны воспитывать у студента навыки оценки формальной стороны композиции, умение учитывать в своих работах особенности эмоционального восприятия цвета и использовать в проектном творчестве иллюзии зрения.

Начиная со второго курса и до конца обучения, студенты выполняют мультимедийные проекты. На II—IV курсах — это курсовые проекты, рассчитанные на два семестра. Дипломное проектирование V курса также рассчитано на весь год.

Курсовой проект второго курса — это мультимедийная линейная презентация на заданную тему, перетекающая во втором семестре в действующую модель Web-сайта. Задача курсового задания состоит в том, чтобы студент, впервые выполняющий многоплановый проект со сложным смысловым наполнением, смог выстроить свой тематический рассказ, пользуясь, в основном, изобразительным, образно-графическим языком повествования, развивающимся в реальной временной протяженности. Диалог со зрителями необходимо организовать в виде динамических обращений, указаний, цветовых доминант и пояснений. Композиционная задача — образное согласование изображения, текста, деловой и сопроводительной графики, приемов выделения и указания в структуре одного документа. Проектная практика этого периода знакомит студента с объективными ограничениями визуального рассказа, способами их преодоления в реальном проекте, учит создавать эмоционально и образно насыщенное произведение, отвечающее на все поставленные методические и композиционные задачи. Серия коротких упражнений разбивает проектный цикл на отдельные локальные задания, выполнение которых позволяет подготовить окончательный результат с необходимым качеством и полнотой. На основе полученной линейной презентации во втором семестре создается действующая модель Web-сайта. Основная методическая задача — преобразование ранее найденного решения, его стилистики и образно-графического языка согласно требованиям новой технологии исполнения. Расширяя и углубляя тему и информационное наполнение проекта, необходимо выдержать основное правило дизайн-проектирования: оптимальное обеспечение функциональной целесообразности, эргономических и эстетических норм. Основная композиционная задача — стилистическая вза-

имоувязка динамических, смысловых и образно-графических составляющих проекта. «Обслуживающими» этот проект дисциплинами являются такие, как: Растровая и векторная графика, Информационное обеспечение дизайн-проектирования, Цветоведение и ряд других.

На протяжении всех лет существования факультета заданием курсового проектирования третьего года обучения неизменно остается разработка мультимедийной презентации в виде действующей модели CD-ROM'a на тему «Культурный Петербург». Следует отметить, что профессиональная подготовка информатиков-дизайнеров от курса к курсу идет по пути усложнения, как самих проектов, так и стоящих перед ними композиционных задач. Проектирование сложных электронных документов сопровождается изучением графических приемов обработки изображений, динамических, цветографических, стилистических приемов акцентирования, направления внимания зрителя по задуманному автором пути. Параллельно с практическим проектированием студенты изучают проблемы разработки фирменного стиля, комплексного согласования различных документов в структуре одного, более емкого. Изучается трехмерное моделирование, развивающее объемное и пространственное мышление студентов, вводящее их в мир виртуального пространства. Изучаемый параллельно с проектированием курс «Аудио-визуальные технологии в дизайне» раскрывает комплексную систему творческого мышления при создании стилистического единства произведений визуальных искусств и музыки и единство характера выразительных средств в этих видах искусств. Это учит студентов искать новые формы организации звукового и информационно-графического материала при соединении их в одном проекте.

В первом семестре III курса разрабатывается электронная визитная карточка, посвященная выбранному культурологическому объекту. Основной композиционной задачей такого проекта является построение визуального рассказа при использовании минимума текстовых и изобразительных средств. Обязательным является работа с контурными графическими формами и силуэтными изображениями, при активном включении деловой графики и динамических приемов диалога. Во втором семестре задание усложняется. Необходимо создать полнообъемный CD-ROM, включающий работу первого семестра как обязательный композици-

онный компонент, влияющий на внешний вид этого, более сложного продукта, содержащий трехмерную графику, анимационные объекты, видеофрагменты и звук. Разработка предыдущего семестра используется в новом проекте как одно из информационных ответвлений, имеющих собственную стилистику и язык контактов. Новый проект надстраивается над этой разработкой, включая ее в себя. Фактически создается оболочка, позволяющая встраивать в свое тело различные по стилистике направления данной темы.

При этом в процессе всего проектирования ведется индивидуальная работа с каждым студентом. Научное руководство проектированием осуществляется силами трех преподавателей, по одному из каждого блока дисциплин: дизайнер, программист и «контенщик». Ведущая роль отводится дизайнеру. Именно его замечания и поправки указывают направления проектирования. Проведение одновременных консультаций всех руководителей проектом начинается на самых ранних стадиях эс-кизирования. Многосторонний анализ предлагаемых студентом проектных решений ведет к более глубокому определению границ проблемной области, влияет на выбор и уточнение авторского замысла и на его реализацию. Совместные обсуждения приближают учебный процесс к реальным условиям рабочего поведения будущего специалиста в профессиональном проектном коллективе. Приближение учебного проектирования к обстановке проектной практики имеет наибольший результат в случае единства творческой процедуры со стороны всех участников процесса. Выдвижение и координация педагогом-дизайнером четких требований к проекту, согласованность и выполнение этих требований всеми участвующими в проекте специалистами, выдача оперативных данных студенту в тот момент, когда потребность в них наибольшая, — вот основа предлагаемых методических решений. Достигается это путем проведения руководителями проектов межпрофессиональных и межкафедральных совещаний и круглых столов.

Задание четвертого курса — разработка презентационного СЭ-ЮМа. Этот этап подготовки информатиков-дизайнеров направлен на создание электронного документа со сложной разветвленной навигационной схемой, содержанием которого является набор проектов, заранее не предусматривающих никакого единства и согласованности

Экономика, Статистика и ИнформатикаН 17 №3, 2007

(например: портфолио собственных работ, выполненных в процессе учебы на всех предыдущих курсах). Проектирование начинается с разработки структуры и внешнего вида сложного, информационно и графически насыщенного документа. Глубина вложенности и информационная насыщенность проекта определяется заданием и выбранной темой. Отличительной особенностью этого проекта является включение в него видеофрагментов с заставками и перебивками, отснятых и оцифрованных самим студентом по заданной тематике. Заставки, перебивки, тематические рубрики этого проекта должны активно использовать элементы трехмерной анимации и звукового сопровождения с целью многогранности представления основной идеи проекта и ее динамического развития в процессе демонстрации.

Во втором семестре, параллельно с производственной практикой, выполняется разработка мультимедийной презентации и Web-сайта, посвященных одному объекту. Оба документа объединены единой стилистикой и идеей фирменной репрезентативности. Одномоментная работа над двумя тематически и стилистически объединенными документами, выполняемыми в разных технологиях, позволяют студентам воспользоваться всеми приобретенными ранее проектными и технологическими умениями и навыками на более высоком профессиональном уровне. Помимо курсового проектирования студент выполняет контрольный преддипломный проект-реферат по материалам производственной практики. Реферат содержит результаты исследовательской и проектной деятельности студента в период практики: элементы системного анализа и структурного моделирования предметной области, целевую установку, научное и технико-экономическое обоснование преддипломных разработок. Проект-реферат по производственной практике является профессиональной тренировкой по составлению проектной документации, в частности, пояснительной записки к дипломному проекту.

Обучение и профессиональное воспитание информатиков-дизайнеров на пятом курсе характеризуются целевой установкой на специализацию. В рамках специальности «Прикладная информатика в дизайне» предусмотрены две специализации: дизайн мультимедиа-ресурсов; дизайн Web-ресурсов. Техническая реализация дипломного проекта ведется на базе авторской среды раз-

работки — Macromedia Director. Эта среда, изначально предназначена для создания мультимедиа и ориентирована на дизайнеров, а не на программистов. Удобный интерфейс, возможность работы с различными типами данных, открытая среда с возможностью подключения внешних библиотек, возможность создания приложений как для CD-ШМ»а, так и для Интернет и многое другое делает Director привлекательным и перспективным инструментом как для учебных целей, так и для дальнейшего его использования в решении профессиональных задач выпускниками факультета. Дипломный проект информа-тиков-дизайнеров — это работоспособный прототип мультимедийного локального продукта (презентация, учебник, энциклопедия и т.п.) или сетевого (Web-сайт). Дипломник выполняет все стадии и этапы работ жизненного цикла создаваемого продукта: от предпроектного обследования, проектирования и технической реализации до содержательного наполнения создаваемого информационного ресурса. Такая установка потребовала поддержки дипломного проектирования также силами трех преподавателей одновременно. В такой комбинации работа проходит наиболее конструктивно, а дипломники приобретают возможность консультирования у всех специалистов одномоментно, что позволяет более эффективно решать поставленные перед проектантом задачи.

Практикуется выполнение дипломных проектов по заявкам различных учреждений Санкт-Петербурга: музеев, библиотек, образовательных учреждений, научно-исследовательских и проектных организаций, туристических агентств и т.п. Для них разрабатываются электронные справочники и путеводители, рекламные презентации и Web-сайты. В процессе обучения и на стадии дипломного проектирования у студентов воспитывается тактичное отношение к наследию прошлого и ответственность за сохранение культурно-исторической информационной среды. Анализ дипломных проектов, выполненных на факультете информационных технологий информатиками-ди-зайнерами, позволяет установить три основных тенденции их направленности: одни проекты решают задачи сегодняшнего дня, сиюминутные проблемы; другие направлены на изучение и фиксирование в новых технологиях социально-культурного наследия прошлого; третья группа проектов стремится охарактеризовать будущее, некоторые

перспективы развития культурного наследия. Подготовка информатиков-ди-зайнеров на факультете ориентирована не только на решение уже существующих проблем, но и на ближайшее и более отдаленное будущее в развитии этой профессии.

Дальнейшее развитие новой и перспективной специальности неразрывно связано с необходимостью, во-первых, совершенствовать сам учебный процесс; во-вторых, разрабатывать и внедрять новые специализации. Это может быть создание учебных и досуговых мультимедийных электронных изданий с активным использованием трехмерного моделирования и анимации, видеоэффектов и мультипликации. Также необходимо расширить и тематический диапазон курсовых проектов. В настоящее время на факультете ведется активная работа по созданию нового комплекта заданий на проектирование мультимедийной продукции, посвященной литературным героям, выдающимся ученым, писателям, художникам и другим творческим деятелям прошлого и настоящего. Каждое из этих тематических направлений проектирования требует самостоятельных приемов и средств ведения разработки, использующей компьютерные технологии для реализации функционально-содержательных форм воплощения.

Следует сказать еще об одном методическом приеме, используемом при обучении информатиков-дизайнеров. Все выполняемые студентами проекты защищаются публично. В состав приемочных комиссий входят преподаватели, занятые в соответствующем учебном процессе и ведущие специалисты факультета. Открытая защита собственных проектов является одним из способов профессионального воспитания и тренировки. Необходимость демонстрировать работу большой аудитории, оперативно реагировать на вопросы членов комиссии, вступать в диалог со специалистами — все эти составляющие приближают студента к реальным ситуациям будущей профессиональной деятельности.

Косвенным свидетельством эффективности разработанной методики обучения являются дипломы и призы, полученные факультетом на профессиональных конкурсах по мультимедиа. Лучшие дипломные проекты 2003 г. завоевали серебряную медаль конкурса мультимедийных проектов «Модулор». За курсовые проекты факультет получил дипломы лауреатов таких конкурсов, как: «Знак 2002» и «Контент 2003».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.