УДК 004:378.22
Г. Р. Катасонова
Интегрированный подход к организации самостоятельной работы бакалавров при изучении цикла дисциплин «Информационные технологии»
Использование интегрированного подхода к организации самостоятельной работы бакалавров при изучении цикла дисциплин «Информационные технологии» способствует подготовке будущих дизайнеров к производственно-технологической, педагогической, организационно-управленческой, проектной видам профессиональной деятельности.
Ключевые слова: информационные технологии, сервисы Интернета, электронное обучение, групповая деятельность
Galia R. Katasonova
The integrated approach to organization of independent work of bachelors in the study subjects «Information technologies»
The use of an integrated approach to the organization of independent work of bachelors in the study subjects «Information technology» means the electronic environment contributes to the training of future designers of industrial-technological, pedagogical, organizational management, project professional activities.
Keywords: information technology, services Internet, e-learning, group work
Область профессиональной деятельности бакалавров по направлению подготовки «Дизайн» включает художественную, инженерно-конструкторскую, научнопедагогическую деятельность, направленную на создание и совершенствование, конкурентоспособной продукции, способствующей развитию экономики, повышению уровня культуры и жизни населения1.
В соответствии с ФГОС ВПО у бакалавров по направлению подготовки «Дизайн» (профиль «Графический дизайн») в первом, пятом и восьмом семестрах преподаются дисциплины, связанные с использованием средств и методов информационных технологий. Это дисциплины «ИТ в дизайн-проектировании», «ИТ в дизайне», «ИТ в управлении дизайн-проектированием»2.
В результате освоения ООП ВПО выпускник по данному направлению подготовки должен обладать рядом компетенций, одними из которых являются готовность к кооперации с коллегами и работа в коллективе (ОК-3); владение основными методами, способами и средствами получения, хранения, переработки информации (ОК-14)3.
Учитывая, что при поступлении на специальность «Дизайн» абитуриенты не сдают ЕГЭ по информатике, и согласно новому ФГОС ВПО, эта дисциплина отсут-
• Том 205 • Непрерывное библиотечно-информацинное образование •
181
Образовательные технологии в подготовке специалистов...
ствует в базовой части учебного плана, мы полагаем, что целесообразнее при обучении в рамках дисциплины «ИТ в дизайн-проектировании» сделать акцент на фундаментальных разделах информатики. В результате освоения данной дисциплины обучающийся должен уметь применять теоретические знания при решении практических задач, используя возможности вычислительной техники и программного обеспечения.
Основными разделами содержания дисциплины «ИТ в дизайн-проектировании» на которые необходимо выделить большую часть аудиторных часов являются: теоретическая информатика; информация и информатизация общества; принципы работы ЭВМ; офисные интегрированные информационные системы; разработка и выполнение дизайн-проектов, компьютерные сети и телекоммуникации.
В результате освоения дисциплины «ИТ в дизайне» обучающийся должен уметь самостоятельно выявлять и решать задачи композиционного построения графических форм, разрабатывать презентационную структуру полиграфической продукции для организаций любых направлений деятельности, связанных с полиграфическим производством или в цифровых формах дизайна баннеров и веб-страниц.
Содержание дисциплины «ИТ в управлении дизайн-проектированием» направлено на формирование организационно-управленческих компетенций и связано с осуществлением управленческих функций в учреждениях, организациях, фирмах, структурных подразделениях, занимающихся разработкой дизайна для всех сфер бытовой, общественной и производственной деятельности человека; применением нормативно-правовой базы на практике; ведением деловых переговоров и деловой переписки.
В результате освоения данной дисциплины обучающийся должен уметь планировать собственную образовательную, проектную и профессиональную деятельность; уметь осуществлять качественный анализ результатов собственной и сторонней проектной деятельности и давать им адекватную критическую оценку.
При аудиторном изучении перечисленных выше дисциплин с целью интенсификации образовательного процесса нами используются технологии проблемного обучения, технологии развития критического мышления, лекции-визуализации, тренинги, мультимедийное сопровождение лекционных занятий, применение компьютерных средств контроля и оценки уровня знаний, использование электронных мультимедийных учебных пособий4.
Учитывая, что в ходе реализации современного подхода к образованию количественное соотношение часов на аудиторную и самостоятельную работу существенно изменилось и увеличилось в сторону последних, целесообразно применять интегрированный подход к организации самостоятельной работы бакалавров средствами электронного обучения, начиная с первого года обучения и осуществляя закрепление полученной методики на последующих курсах.
182
• Труды Санкт-Петербургского государственного института культуры и искусств • 2015 •
Образовательные технологии в подготовке специалистов...
Сегодня существует достаточно большое количество интернет-сервисов для организации внеаудиторного обучения студентов по различным дисциплинам.
Наиболее актуальными интернет-средствами, необходимыми при самостоятельном обучении студентов-дизайнеров, на наш взгляд, являются следующие:
- SkyDrive. google. com;
- Sites. google. com;
- Prezi. com;
- Pixlr. com;
- Mindmeister. com
- Youtube. com
- Oppia. org.
Перечисленные программные интернет-сервисы, используемые в качестве основы для самостоятельного обучения, способствуют подготовке бакалавров по направлению 072500.62 «Дизайн» (профиль «Графический дизайн») к производственно-технологической, проектной, организационно-управленческой, проектной (информационно-технологической), педагогической деятельности5.
Одной из составляющей производственно-технологической деятельности будущих дизайнеров является разработка дизайн-продуктов. Это один из эффективных способов рекламы и продвижения товаров и услуг коммерческих социальнокультурных организаций в виртуальной электронной среде.
Наиболее выгодно преподнести продукт, услугу или фирму позволяют интернет-сайты и интерактивные онлайн презентации, позволяющие привлечь потенциальных клиентов, партнеров и потребителей.
В связи с этим, дизайнерам необходимо владеть методами разработки и внедрения торговых марок и брендов организаций различных типов, приобрести навыки работы с программными средствами разработки рекламно-информационных презентаций и информационно-справочных веб-страниц.
В качестве онлайн сервиса для создания интерактивной презентации, целесообразно использовать приложение Prezi. Данная программная среда удобна тем, что информацию можно представить в виде нелинейной структуры. Объекты, используемые для наглядного представления материала, располагаются в рабочей области слайда в любом порядке и могут иметь различную ориентировку и размеры6.
Отметим ряд достоинств программной среды для разработки презентаций Prezi:
1) Готовые презентации одинаково корректно воспроизводятся как в ОС Windows, так и в ОС Mac.
2) Использование встроенных шрифтов и наличие программы для просмотра, работающей на технологии Flash позволяет без искажения отображать информацию на любом устройстве и в любом браузере.
• Том 205 • Непрерывное библиотечно-информацинное образование •
183
Образовательные технологии в подготовке специалистов...
3) Размеры загружаемых изображений корректируются программой автоматически в зависимости от их разрешения и позиции на слайде.
4) Программа позволяет использовать широкий диапазон форматов загружаемых видео.
Для просмотра в режиме онлайн в адресную строку любого браузера копируется адрес с готовой презентацией. После окончания редактирования и сохранения файл автоматически преобразуется в ссылку http://prezi. com, что дает возможность размещать его на сайтах или в блоге.
Сегодня дизайнеры активно участвуют в процессе разработки и продвижения сайтов, используя разнообразные инструментальные средства: языки разметки HTML и XHTML, каскадные таблицы стилей CSS, сценарный язык программирования Java Script, скриптовый язык PHP, системы управления контентом CMS.
Однако, в ходе совместной разработки группой студентов сайта, используемого в качестве рекламы товаров и услуг, удобно использовать облачный сервис Sites. google. com.
Интуитивно понятный конструктор Google позволяет с нуля, без знания языков программирования оказать помощь в разработке полноценного сайта. Кроме того, в редакторе Sites. google. com появились новые разделы меню, в которые можно добавить материалы из других сервисов для удобства работы с клиентами: информацию из Google Maps, изображения онлайн-редактора Pixlr. com, видеоролик из Youtube.
Педагогическая деятельность в первую очередь обусловлена тем, что студентам необходимо попробовать себя в роли преподавателя. В связи с этим, они могут самостоятельно могут создавать онлайновые интерактивные мероприятия для обучения других. Компания Google сегодня выпустила новый инструмент Oppia, с помощью которого пробные обучающие уроки можно совместно создавать несколькими студентами через веб-интерфейс без знания языков программирования.
Google полагает, что онлайновое образование может дать больше, чем просто видео, аудио или текст. В данной методике обучения ключевым фактором является обратная связь. На данный момент доступно для изучения свыше 20 образовательных блоков. Каждый блок содержит в себе ряд вопросов, при ответе на которые пользователь получает новые знания в той или иной области.
Таким образом, студенты, осваивая начальные подходы к педагогической деятельности, попутно сами получают новые сведения и знания в необходимой предметной области.
Организационно-управленческая деятельность бакалавров связана с осуществлением управленческих функций в учреждениях, организациях, фирмах, структурных подразделениях, занимающихся разработкой дизайн-проектов. Студент должен уметь собирать и анализировать данные, применять реальные организационные модели с установлением причинно-следственных связей процессов,
184 • Труды Санкт-Петербургского государственного института культуры и искусств • 2015 •
Образовательные технологии в подготовке специалистов...
планированием и определением направлений дальнейшего развития и оценки полученных результатов7. Организационно-управленческая деятельность подразумевает четкую структуризацию и систематизацию информации. В связи с этим, для упорядочения сбора информации, составления планов, корректировки задач и облегчения принятия решений в учебном процессе целесообразно использовать методику разработки майнд-карт. Доказано, что наглядное представление структурированной информации способствует более быстрому и качественному ее усвоению.
Диаграмма связей майнд-карты реализуется с использованием программной среды Mindmeister. com в виде древовидной схемы, на которой изображены понятия, этапы, задачи, связанные ветвями, отходящими от центральной идеи. Они могут использоваться студентами для визуализации, систематизации и классификации идей, а также как средство для обучения, организации, решения задач, принятия решений, при самостоятельном формировании специальных управленческих отчетов по различным дисциплинам8.
В помощь к изучению технологии разработки майнд-карт целесообразно привлечь YouTube-сервис, предоставляющий услуги видеохостинга, содержащий большое количество профессиональных учебных фильмов, любительских видеоблогов. Просматривая небольшие обучающие видеоклипы, студенты быстрее осваивают технологические приемы работы в используемых программах, особенно при самостоятельном обучении.
Проектная (информационно-технологическая) деятельность дизайнеров часто связана с совместным проектированием, разработкой и выполнением дизайнпроектов. Создавать общую группу в социальной сети и обмениваться в ней сообщениями - способ сегодня распространенный, но не совсем удобный при работе большими документами, так как может возникнуть путаница в файле при внесении изменений с каждым его редактированием.
Одним из наиболее технологичных вариантов организации проектной деятельности студентов с возможностью совместного доступа к приложениям и документам является «облачная» технология (Cloud Computing), подразумевающая использование многочисленных компьютерных ресурсов, потребляемых на различных платформах и устройствах9.
Методически процесс организации групповой деятельности с использованием удаленных программных средств выглядит следующим образом: студенты регистрируются и создают свой аккаунт в базовом пакете Google Apps, получая доступ к совместно размещенным документам и программам. С использованием плагина Microsoft Office Web Apps студенты имеют возможность редактировать, сохранять и распространять документы в офисных программах Microsoft. Для хранения общих данных используется веб-служба Sky Drive.
• Том 205 • Непрерывное библиотечно-информацинное образование •
185
Образовательные технологии в подготовке специалистов...
Программ для создания проектов, работающих в «облаке» сегодня существует достаточное количество: MS Project Online, Zilicus PM, Basecamp, Zoho Projects, Plan-box, Podio. Благодаря «облачным» программам устраняется разрыв между командами-дизайнерами, командами-маркетинга или IT, позволяя всем работать с одним инструментом. К сожалению, бесплатных полноценных версий этих программ нет, но принцип работы можно изучить, используя версию MS Project 2013, а технологию совместного доступа к документам студенты самостоятельно отрабатывают в Офисе 365.
Одним из факторов мотивации при самостоятельном изучении теоретического материала и выполнения практических занятий является бонусная система поощрения, которую удобно использовать в открытом групповом доступе10.
На первом курсе, после проведенной первой промежуточной аттестации выявляются студенты с высоким уровнем базовой подготовки в области информатики, а также с разным мотивационным уровнем и способности к обучению. На этом этапе студенты уже способны самостоятельно формироваться в группы с учетом своих личных симпатий и индивидуальных способностей.
В процессе использования интернет-сервисов осуществляется совместная работа студентов по командам над различными видами отчетов, рекламно-информационными и научными проектами. Кроме этого, в «облаке» создаются группы по изучаемым ИТ-дисциплинам, предметным областям, здесь же размещаются методические указания преподавателей и календарные сроки выполнения заданий.
Таким образом, интегрированный подход к использованию актуальных средств и методов электронной среды при организации самостоятельной работы подготавливает будущих дизайнеров к различным видам профессиональной деятельности, помогает быстрее адаптироваться к меняющимся технологиям экономического общения, подразумевающей новый уровень виртуальных отношений.
Примечания
1 ФГОС ВПО по направлению подготовки 072500.62 «Дизайн»: профиль «Графический дизайн» // Министерство образования и науки РФ. 2009. 22 дек. URL: http: // минобрнауки. рф (дата обращения: 12.03.2014).
2 Учебный план СПбГИК по направлению подготовки 072500.62 «Дизайн»: профиль «графический дизайн». URL: http: // spbguki. ru (дата обращения: 12.03.2014).
3 ФГОС ВПО по направлению подготовки 072500.62 «Дизайн».
4 Абрамян Г. В., Катасонова Г. Р. О методике проведения практических занятий по информационным технологиям управления бакалаврам управленческих специальностей // Вестн. Нижневарт. гос. гуманит. ун-та. 2013. № 1. С. 3-5.
5 ФГОС ВПО по направлению подготовки 072500.62 «Дизайн».
6 Кацай И. И. Сервис Prezi. com: руководство пользователя. URL: http: // openclass. ru (дата обращения: 17.03.2014).
186 • Труды Санкт-Петербургского государственного института культуры и искусств • 2015 •
Образовательные технологии в подготовке специалистов...
7 Совершенствование образовательных программ и технологий подготовки специалистов для инновационной деятельности в сфере образования: монография / И. В. Симонова и др. СПб.: Изд-во РГПУ им. А. И. Герцена, 2010. 309 с.
8 Катасонова Г. Р. Методика изучения корпоративных информационных систем с использованием майндкарт // Проблемы и перспективы развития образования в России: материалы XXIII междунар. науч.-практ. конф. Новосибирск, 2013. С. 23-25.
9 Катасонова Г. Р. Использование «облачных вычислений» при обучении бакалавров информационным технологиям в менеджменте // Уч. записки ИСГЗ. 2013. № 1. С. 87-93.
10Катасонова Г. Р. Интерактивные технологии в обучении // Тр. СПбГУКИ. 2013. Т. 200: Педагогика высшей школы: интерактивные технологии в образовании и культуре. С. 24-29. (Сер. Studium; вып. 1).
• Том 205 • Непрерывное библиотечно-информацинное образование •
187