Научная статья на тему 'Формирование навыков владения компьютерной графики как условие подготовки конкурентоспособного специалиста-дизайнера'

Формирование навыков владения компьютерной графики как условие подготовки конкурентоспособного специалиста-дизайнера Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
833
111
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОБРАЗОВАНИЕ В СФЕРЕ КУЛЬТУРЫ / ДИЗАЙН / КОМПЬЮТЕРНАЯ ГРАФИКА / ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / ИНФОРМАТИЗАЦИЯ ОБЩЕСТВА / СОВРЕМЕННЫЙ КОНКУРЕНТОСПОСОБНЫЙ СПЕЦИАЛИСТ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Маликова Е.А.

В данной статье рассматривается возможность использования средств информационных технологий, компьютерной графики в дизайне; включения в образовательный процесс подготовки дизайнеров занятий по компьютерной графике с целью обеспечить подготовку конкурентоспособного специалиста.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Формирование навыков владения компьютерной графики как условие подготовки конкурентоспособного специалиста-дизайнера»

В развитии способности к импровизации важен и принцип доведения технических приёмов до уровня навыка, то есть до уровня подсознательного. Станиславский в 16-й главе книги «Работа актёра над собой» предлагал по возможности доводить до подсознания всю работу учеников, делающих первые шаги по сцене. Такой же точки зрения придерживался и Н.В. Демидов, который, вслед за Станиславским, предлагал добиваться этого на первых порах обучения и самые маленькие технические приёмы доводить в момент творчества до «самого предельного предела» (1, с. 50). Он указывал на обязательный импровизационный характер самых первых упражнений, на непроизвольность, свободу ученика в «технике жизни на сцене с самых первых простых упражнений школы. Такие упражнения можно и нужно доводить до художественной степени» (1, с. 50).

Ещё одним полезным педагогическим условием применения импровизации является выстроенность и логическая последованность упражнений и всей работы на уроке. Структура урока может иметь свою композицию и темпо-ритмическую форму, то есть иметь начало, кульминацию и завершение. В подготовительной схеме урока может существовать альтернативная схема упражнений, позволяющая педагогу в зависимости от конкретной ситуации корректировать или менять ход развития урока, формировать в группе непримиримое отношение к пассивности, творческому иждивенчеству на уроке, делать установку на развитие творческой индивидуальности художника.

Всё обучение актёра идёт по восходящей спирали. Все этапы обучения - от простых к сложным - связаны друг с другом и по мере последовательного формирования мастерства актёра обогащаются всё более сложными элементами психотехники. Методика предполагает комплексный подход к формированию психотехники актёра, то есть создание и объединение результатов и навыков работы с различными «специальными дисциплинами» в единый пластический комплекс выразительных средств (выражение Л. Ф. Макарьева).

Примечания

1. Демидов Н. В. Искусство жить на сцене / Н. В.Демидов. - М., 1965.

2. Комиссаржевский Ф. Ф. Творчество актёра и теория Станиславского / Ф. Ф. Комис-саржевский. - П., 1916.

3. Скрипниченко Н. В. Импровизация как вид художественного творчества / Н. В. Скрипниченко // Современные проблемы образования: сборник научных трудов. - М., 1998.

4. Товстоногов Г. А. Заметки о театральной импровизации / Г. А. Товстоногов // Театр. - 1985. - № 4.

5. Чехов М. Об искусстве актёра / М. Чехов // Литературное наследие: в 2 т. - М., 1986. - Т. 2.

6. Johnston K. IMPRO / K.Johnston // Improvisation and the theatre. - 1982.

Е. А. Маликова

ФОРМИРОВАНИЕ НАВЫКОВ ВЛАДЕНИЯ КОМПЬЮТЕРНОЙ ГРАФИКИ КАК УСЛОВИЕ ПОДГОТОВКИ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОГО СПЕЦИАЛИСТА-ДИЗАЙНЕРА

В данной статье рассматривается возможность использования средств информационных технологий, компьютерной графики в дизайне; включения в образовательный процесс подготовки дизайнеров занятий по компьютерной графике с целью обеспечить подготовку конкурентоспособного специалиста. Ключевые слова: образование в сфере культуры, дизайн, компьютерная графика, информационные технологии, информатизация общества, современный конкурентоспособный специалист.

ЖМ 1997-0803 ВЕСТНИК МГУКИ сентябрь-октябрь 5 (31) 2009 г.

Профессиональная грамотность художника-дизайнера, его профессионализм не могут на сегодняшний день ограничиваться умением рисовать от руки в разных техниках исполнения, так как вся будущая практика дизайнера среды, графического дизайнера, архитектора будет связана с работой на компьютере. Выпускник вуза, имеющий диплом по специальности «Дизайнер», должен отвечать требованиям, которые предъявляет на сегодняшний день работодатель. Об этом можно прочитать на любом сайте, посвящённом поиску работы в данной области. Требование включает: высшее художественное образование, умение рисовать от руки и знание всех необходимых графических редакторов компьютерной графики. Причем для каждого направления дизайна это разные программы: для графического дизайна применяются одни, для дизайна среды и интерьера - другие. Наблюдая за процессом прохождения практики студентов-дизайнеров в различных компаниях, можно обратить внимание на то, что к обычной художественной деятельности дизайнер совсем не прибегает, так как все возможности изображений могут быть предоставлены для работы в цифровом виде.

К. А. Гребенников в своей научной работе, посвящённой исследованиям возможностей компьютерной графики в дизайн-образовании, говорит об информатизации современного общества. «В настоящее время наблюдается активный процесс развития информатизации, который характеризуется в первую очередь широким внедрением современных информационных технологий в различные сферы человеческой деятельности. Информатизация общества является фундаментальным ресурсом человеческой деятельности, главной ценностью социума. Информатизация современного общества привела к изменению характера профессиональной деятельности на основе внедрения в неё новых информационных технологий» (3).

Использование современных информационных технологий в области дизайна преобразует эту сферу деятельности. Изменения в системе профессиональной деятельности дизайнера влекут за собой новые требования к системе профессионального образования в области дизайна.

Как считают авторы книги «Компьютерная графика» А. С. Летин, О. С. Летина, И. Э. Пашковский, компьютер стал неотъемлемым, естественным инструментом дизайнера, наряду с пером, кистью и карандашом (6).

По мнению О. Яцюк, автора ряда публикаций по использованию компьютерных технологий в дизайне, компьютер не только невероятно ускорил математические расчёты и позволил хранить огромные массивы информации, он стал одним из важнейших инструментов художника и открыл новые возможности для самовыражения. С момента вторжения компьютера в область искусства работа дизайнера перешла на новый уровень. Автор утверждает, что компьютер позволяет быстро трансформировать геометрию объекта, подобрать цвет, выполнить сложные графические построения, имитировать различные визуальные эффекты, анимировать изображение.

Переход на компьютерное проектирование позволяет существенно сократить сроки разработки конструкторской и технологической документации и тем самым ускорить начало производства новых изделий. Вместе с современными средствами ввода и вывода информации это дает дизайнеру неограниченные возможности самовыражения (7).

Изучение компьютерной графики является обязательным условием подготовки современных специалистов в области изготовления и ремонта художественных изделий, графического дизайна, дизайна среды и интерьера. Целью включения этой дисциплины в учебный процесс является формирование у будущих специалистов навыков компьютерного дизайна и графического отображения объектов в виде чертежей и рисунков, выполненных в соответствии со стандартами и требованиями построения компьютерных моделей, изделий по индивидуальным заказам, а также

представления их заказчикам.

Одной из наиболее актуальных задач преподавания курса дизайна в высших учебных заведениях является освоение студентами пакета прикладных программ компьютерной графики при использовании средств современных инновационных технологий. Одной из наиболее трудоёмких работ дизайна являются проекты, выполненные художниками-дизайнерами вручную, без средств информационных технологий. Весь процесс создания макета, от задумки автора до его реализации, можно автоматизировать компьютерными средствами, что очень облегчит творческие задачи и их воплощение.

В учебном процессе при подготовке дизайнера наблюдается несколько проблематичных моментов. В своих работах начинающие дизайнеры стараются вообразить и нарисовать каждую деталь предмета отдельно, то есть вне зависимости от целого, забывая о композиции. Дизайнер должен обладать хорошим чувством пропорции, точно улавливать и определять соотношение длины, ширины и высоты предмета и его характерных особенностей.

В этом случае следует грамотно подобрать композиционное решение, думая о пропорциях. Методы построения композиции легко реализуются с помощью современных средств компьютерной графики, которая является универсальным средством среди художников.

Компьютерная техника позволяет дорабатывать эскизы до высокой чистоты исполнения, быстро колорировать и тиражировать варианты решения. Простота внесения поправок во введенный в память машины эскиз позволяет проводить на компьютере и исправление эскизов, и завершение работы. В таком случае завершённой работой считается не одна композиция, а ряд композиционных и цветовых решений, выведенных на экран монитора. Распечатанные на принтере, они могут составлять серии работ. Информационные технологии позволяют выполнить 7-10 вариантов различных композиций. Такие возможности расширяют творческие горизонты, а время исполнения сокращается (1).

В повседневной жизни обычно сталкиваются с двумя типами изображений: рисунками, которые нужно создавать самостоятельно, пользуясь специальными инструментами, и фотографиями - точными образами, копиями реальности, зафиксированными объективом фотоаппарата. Компьютерная графика работает с новыми типами иллюстраций. Только фотография именуется здесь растровой графикой, а рисунок — векторной. Необходимо уточнить, что рисунок и фотография — это «понятия, обозначающие способ создания иллюстрации», введённый со сканера рисунок для компьютера — это та же фотография, растровая графика. Векторная графика — метод графического представления объекта в виде отрезков прямых (векторов). Каждое векторное изображение состоит из множества объектов, кривых и прямых объектов, геометрических фигур. Но на глаз выглядит как единое целое (5).

В работе с графическим пакетом программ придерживаются последовательного изучения. Первоначально студенты осваивают набор инструментов, составляющих программы на основе специально подобранных исполнительских заданий. Эти задания рассчитаны только на полноценное изучение технической базы пакета графических программ (Adobe Photoshop, Corel Draw, Adobe Illustrator, Adobe InDesigen, 3D-Sudio и т.д).

Очень часто технические знания графических пакетов помогают параллельно работать над заданиями по дисциплинам: рисунку, живописи и композиции, цветове-дению. Используя программу Adobe Photoshop, можно составлять композиционное решение работы из самостоятельных изображений, которые впоследствии можно редактировать и сохранять информацию созданного макета с учётом дальнейших изменений и возможного внесения поправок.

ISSN 1997-0803 ВЕСТНИК МГУКИ сентябрь-октябрь 5 (31) 2009 г.

Проблема композиции, её закономерности, приемы, средства выражения и гармонизация всегда были и остаются актуальными для художников, архитекторов. Знания основ композиции влияют на развитие творческой личности и формируют элементарную грамотность восприятия произведений искусства.

В работе над композицией с помощью программы Adobe Photoshop появляется возможность нового поиска композиционного решения. Можно редактировать каждый объект, составляющий композицию в целом, и менять цветовую гамму. Все эти методы и возможности относятся к области растровой графики.

В грамотных дизайнерских руках векторная графика подойдёт не только для оформительских работ, но и для создания вполне реалистических иллюстраций. Программы векторной графики также могут помочь дизайнеру в заданиях по основным дисциплинам. Например, при выполнении задания, составляющего учебный план дисциплины «Живопись». Когда студенты знакомятся с историей русского авангарда и проходят супрематические композиции К. Малевича, О. Розанова, В. Татлина, то эффективным будет понимание и поэлементное создание нужной композиции при помощи компьютерных технологий и графических программных пакетов, так как двумерные объекты можно отобразить при помощи векторной графики.

Компьютерная графика в дизайне может быть использована как самостоятельная часть проектирования. Графический дизайн, будучи специфической областью творчества, представляет собой результат слияния двух направлений в художественной культуре: с одной стороны, популярного коммерческого искусства (афиши, реклама, газетные и журнальные иллюстрации), открывшего новый изобразительный язык архитекторам и дизайнерам, с другой стороны, современного изобразительного искусства, главными объектами которого являются товарные фирменные знаки, этикетки, марки, упаковки, рекламная графика, плакаты и афиши, рекламные объявления.

Массовое использование современных информационных технологий способно значительно расширить творческую самореализацию не только начинающего художника, но и опытного профессионального дизайнера. Тем более что качество программных графических продуктов заметно повысилось, что, например, видно при использовании растрового графического пакета программы Adobe Photoshop (увеличение количества подключаемых фильтров и плагинов сокращает время выполнения проектов), а следовательно, повышается и культурное восприятие законченного макета.

В заключение хотелось бы отметить, что на современном этапе развития средств информационных технологий для высших учебных заведений, которые готовят специалистов дизайна, важную роль играет методология изучения и использования этих средств. Возможности компьютерной графики расширяют возможности формирования творческого подхода студента к воплощению и реализации задуманных идей. Знания в области применения компьютерной графики в дизайне помогут студенту после окончания высшего учебного заведения быть востребованным специалистом.

Примечания

1. Бесчастнов Н. П. Графика пейзажа / Н. П. Бесчастнов. - М.: ВЛАДОС, 2005.

2. Голубева О. Л. Основы композиции / О. Л. Голубева. - М: Изобразительное искусство, 2004.

3. Гребенников К. А. Компьютерная графика как средство профессиональной подготовки специалистов-дизайнеров: дис. ... канд. пед. наук / К. А. Гребенников. - Воронеж, 2002. - 192 с.

4. Дизайн. Иллюстрированный словарь-справочник / под ред. Г. Б. Минервина, В. Т. Шимко. - М.: Архитектура-С, 2004.

5. Леонтьев В. П. ADOBE PHOTOSHOP — ваша цифровая фотостудия / В. П. Леонтьев. — М.: Олма-Пресс, 2005. — 48 с.: ил.

6. Летин А. С. Компьютерная графика / А. С. Летин, О. С. Летина, И. Э. Пашковская.

— М.: ГОУВПО «МГУС», 2005. — 248с., ил.

7. Яцюк О. Основы графического дизайна на базе компьютерных технологий / О. Яцюк.

— СПб.: БХВ-Петербург, 2004. — 240с.: ил.

А. В. Куликова

ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ РАЗВИТИЯ УМЕНИЙ И НАВЫКОВ КЛАССИЧЕСКОГО ТАНЦА У УЧАЩИХСЯ МЛАДШИХ КЛАССОВ ХОРЕОГРАФИЧЕСКИХ УЧИЛИЩ

Статья посвящена рассмотрению организационно-педагогических условий в развитии умений и навыков классического танца у учащихся младших классов хореографических училищ, которые, по мнению автора, способствуют формированию творческого мышления и представляют собой систему взаимодополняющих мер психолого-педагогического и иного характера. Ключевые слова: образование в сфере культуры, организационно-педагогические условия, классический танец, учащиеся младших классов хореографических училищ.

Специфика балета как сценического вида искусства, содержание которого раскрывается в танцевально-музыкальных образах, характеризуется множественностью выразительных средств, сложностью художественного творчества, что требует как духовного, так и физического становления учащихся, реализации его природных задатков, усвоения всех элементов, стимулирующих творческое развитие каждого учащегося.

Сущностная характеристика целостной системы универсальных знаний, умений и навыков, самостоятельной деятельности и личной ответственности в обучении классическому танцу учащихся младших классов определяется следующими чертами:

— традиционным использованием показа в качестве основного средства развития умений и навыков классического танца у учащихся младших классов;

— способностью к зрительному, слуховому, моторному, тактильному восприятию изучаемого танцевального движения (или его модели, экранного образа);

— направленностью практики на закрепление физического аппарата танцовщика, техники исполнения движений, обусловленных пространством и временем, на воспитание сознательного подхода к каждому движению и координации движений;

— умением проводить анализ и синтез двигательного действия на всех этапах развития умений и навыков классического танца, что позволяет расширить представление у учащихся о картине мира, сформировать восприятие (понимание) создаваемых художественных образов (средство ориентировки в решаемой учебной задаче); продемонстрировать двигательное действие, его отдельные стороны, выделить признаки, что требует наличия внимания, воображения, памяти.

В число организационных условий развития умений и навыков классического танца у учащихся младших классов включаются цели, задачи, дидактические средства, обеспечивающие собранность, последовательность, рациональную организованность учебной и других видов деятельности.

Управление процессом развития умений и навыков классического танца у учащихся младших классов хореографических училищ возможно при соблюдении следующих педагогических условий:

— соблюдения канонов академизма исполнения классического танца как основы отечественной балетной педагогической системы;

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.