Научная статья на тему 'Организационно-педагогические условия развития умений и навыков классического танца у учащихся младших классов хореографических училищ'

Организационно-педагогические условия развития умений и навыков классического танца у учащихся младших классов хореографических училищ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
574
92
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОБРАЗОВАНИЕ В СФЕРЕ КУЛЬТУРЫ / ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ / КЛАССИЧЕСКИЙ ТАНЕЦ / УЧАЩИЕСЯ МЛАДШИХ КЛАССОВ ХОРЕОГРАФИЧЕСКИХ УЧИЛИЩ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Куликова А.В.

Статья посвящена рассмотрению организационно-педагогических условий в развитии умений и навыков классического танца у учащихся младших классов хореографических училищ, которые, по мнению автора, способствуют формированию творческого мышления и представляют собой систему взаимодополняющих мер психолого-педагогического и иного характера.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Организационно-педагогические условия развития умений и навыков классического танца у учащихся младших классов хореографических училищ»

5. Леонтьев В. П. ADOBE PHOTOSHOP - ваша цифровая фотостудия / В. П. Леонтьев. - М.: Олма-Пресс, 2005. - 48 с.: ил.

6. Летин А. С. Компьютерная графика / А. С. Летин, О. С. Летина, И. Э. Пашковская.

- М.: ГОУВПО «МГУС», 2005. - 248с., ил.

7. Яцюк О. Основы графического дизайна на базе компьютерных технологий / О. Яцюк.

- СПб.: БХВ-Петербург, 2004. - 240с.: ил.

А. В. Куликова

ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ РАЗВИТИЯ УМЕНИЙ И НАВЫКОВ КЛАССИЧЕСКОГО ТАНЦА У УЧАЩИХСЯ МЛАДШИХ КЛАССОВ ХОРЕОГРАФИЧЕСКИХ УЧИЛИЩ

Статья посвящена рассмотрению организационно-педагогических условий в развитии умений и навыков классического танца у учащихся младших классов хореографических училищ, которые, по мнению автора, способствуют формированию творческого мышления и представляют собой систему взаимодополняющих мер психолого-педагогического и иного характера. Ключевые слова: образование в сфере культуры, организационно-педагогические условия, классический танец, учащиеся младших классов хореографических училищ.

Специфика балета как сценического вида искусства, содержание которого раскрывается в танцевально-музыкальных образах, характеризуется множественностью выразительных средств, сложностью художественного творчества, что требует как духовного, так и физического становления учащихся, реализации его природных задатков, усвоения всех элементов, стимулирующих творческое развитие каждого учащегося.

Сущностная характеристика целостной системы универсальных знаний, умений и навыков, самостоятельной деятельности и личной ответственности в обучении классическому танцу учащихся младших классов определяется следующими чертами:

- традиционным использованием показа в качестве основного средства развития умений и навыков классического танца у учащихся младших классов;

- способностью к зрительному, слуховому, моторному, тактильному восприятию изучаемого танцевального движения (или его модели, экранного образа);

- направленностью практики на закрепление физического аппарата танцовщика, техники исполнения движений, обусловленных пространством и временем, на воспитание сознательного подхода к каждому движению и координации движений;

- умением проводить анализ и синтез двигательного действия на всех этапах развития умений и навыков классического танца, что позволяет расширить представление у учащихся о картине мира, сформировать восприятие (понимание) создаваемых художественных образов (средство ориентировки в решаемой учебной задаче); продемонстрировать двигательное действие, его отдельные стороны, выделить признаки, что требует наличия внимания, воображения, памяти.

В число организационных условий развития умений и навыков классического танца у учащихся младших классов включаются цели, задачи, дидактические средства, обеспечивающие собранность, последовательность, рациональную организованность учебной и других видов деятельности.

Управление процессом развития умений и навыков классического танца у учащихся младших классов хореографических училищ возможно при соблюдении следующих педагогических условий:

- соблюдения канонов академизма исполнения классического танца как основы отечественной балетной педагогической системы;

— развития у учащихся младших классов художественного сознания, техники движений, элементов движений и их комбинаций;

— целенаправленного развития умений и навыков специфического для артиста балета классического танца на основе научно обоснованной организации действий опознавания и контроля основных опорных точек в сопровождении с музыкальным ритмом и темпом.

К педагогическим условиям развития умений и навыков классического танца у учащихся младших классов хореографических училищ относятся мотивационная, операциональная и рефлексивная готовность педагогов; готовность учащихся младших классов действовать в учебно-творческом процессе; преодоление психологического барьера, связанного с применением теоретического материала в ходе выполнения педагогических заданий; настроенность на успех; последовательность включения различных приемов, обеспечиваемых практическим действием в сочетании с традиционными методами показа элементов классического танца непосредственно педагогом, осуществляемые в зависимости от этапов развития двигательного навыка с соблюдением принципа возрастной доступности и учетом нарастающей сложности восприятия движения, постепенности усложнения материала.

Коллективные формы балетного искусства характеризуются необходимостью преодоления противоречий между индивидуальным способом усвоения знаний и коллективным характером будущего труда, требуют умения использовать традиционный показ и рассказ, кратко и доходчиво объяснять упражнение, фиксировать ошибку, находить причину ошибок, анализировать технику выполненного движения с учетом индивидуальных и возрастных особенностей, разделить упражнение на составные части, определять последовательность обучения различным двигательным действиям с учетом закономерностей положительного переноса навыков и др.

Организационно-педагогические условия представляют собой системообразующий признак учебно-творческого процесса, позволяющий, одновременно, и осуществлять профессиональную ориентацию, и развивать информационную культуру учащихся младших классов в контексте профессиональной деятельности артиста балета.

Учащимся младших классов 11—13 лет необходимо владеть: исполнительскими качествами выразительной техникой исполнения основных групп движений у станка и на середине зала классического и русского сценического танца (в объёме средне-специального учебного заведения), обладать двигательной памятью; артистическими данными: уметь создать предполагаемый характер и образ действующего лица в танце, атмосферу предполагаемого действия, находить верные взаимоотношения с исполнителями и др.; сочинительными навыками: принципами сочинения танцевальных комбинаций и различных форм танца, построенных как на традиционном хореографическом языке, так и на оригинальной (авторской) лексике; организаторскими и постановочными способностями: умением выбрать исполнителей из числа абитуриентов на свой танец, организовать творческий процесс постановки авторского танца в период отведённого времени; теоретическими знаниями в области хореографического искусства.

Классический танец на протяжении длительной истории своего развития сложился в стройную систему движений, имеющих совершенную, художественно законченную форму. Классический танец занимает особое место среди других специальных предметов, являясь фундаментом всей хореографической подготовки.

Главная задача первого года обучения классическому танцу: заложить фундамент для формирования всего комплекса знаний, навыков, умений, качеств, которыми должен будет обладать выпускник школы искусств, развить у учеников интерес к классическому танцу, дать им элементарные представления о его красоте.

Выполнение этой задачи предполагает:

— выработку правильной балетной осанки на основе принятой в классическом танце постановки корпуса, ног, рук, головы;

— усвоение основных движений классического экзерсиса на основе выработки мышечных ощущений, обеспечивающих наиболее правильное их исполнение;

— формирование начальных навыков координации движений;

— работу над развитием природных данных.

В педагогике необходимость создания организационных условий как идея получила развитие в российской школе в трудах К. Д. Ушинского и П. Ф. Каптерева. Неотъемлемыми организационными условиями реализации обучения К.Д. Ушинс-кий считал использование образного слова, необходимость формирования навыков «наблюдать верно», развития логического мышления и умения выразить мысль в слове. П. Ф. Каптерев ввел понятие «элементарное обучение» и показал, что обучение эффективно лишь при изобретательной организации учителем активной умственной деятельности учеников, когда педагог раскладывает знания на элементы, показывает важность и значение каждого, затем из рассмотренных элементов строит форму целого.

Уточнение и конкретизация практического обучения достигнуты в рамках положения психологии о «единстве сознания и деятельности» (С. Л. Рубинштейна), дея-тельностного подхода (А. Н. Леонтьева), теории поэтапного формирования умственных действий (П. Я. Гальперина).

В структуре целенаправленного действия в процессе формирования умений и навыков, согласно теории поэтапного формирования умственных действий, выделены ориентировочная, исполнительная, контрольная части действия и было доказано, что при обучении двигательным действиям усилия преподавателя могут быть направлены не на формирование исполнительной части, то есть «постановку движения», а на руководство формированием ориентировочной основы действий. Система ориентиров и указаний (состав и порядок выполнения операций), определяющая качество исполнения, должна предшествовать этапу формирования навыка.

В балетной педагогике показ танцевального движения, особенно в начальных классах хореографического училища, традиционно используется как основное средство обучения. Однако в средних и старших классах — метод слова доминирует над методом показа. В современной педагогике классического танца подробно разработана методика (техника) исполнения отдельных элементов. Правила их исполнения считаются законом. Учебные цели расположены в жесткой последовательности и предписываются программой дисциплины «Классический танец». Однако и по образцовым учебникам «научить классическому танцу заочно невозможно» (П. А. Пестов). «Балетный театр, как никакой другой, требует преемственности. Даже сегодня, когда написаны учебники, отшлифована методология движений классического танца, — педагог свои знания передает через показ и рассказ» (А. Мессерер). «У балета нет записанных партий — балет выучивается "с подсказки"» (В. Д. Тихомиров).

При выполнении упражнений необходим не только логический, но и образный и чувственный самоконтроль. Ученику следует разъяснить и дать почувствовать, что он должен делать (логический самоконтроль), что он будет ощущать при правильном выполнении движения. В сознании ученика необходимо объединить смысловой, зрительный и кинестетический образы движения.

В связи с этим неотъемлемым педагогическим условием показа движений классического танца является организация целенаправленного управления вниманием учеников. Направлять внимание учащегося надо главным образом на то, как и с какой целью он должен выполнить движение. Для предотвращения развития «слепой»

и интуитивной техники движений следует обращать внимание учащихся на функциональную работу мышц, попутно указывая учащимся, когда, как и на какой группе мышц следует акцентировать свое внимание. Показ и пояснения при отработке новых элементов должны совмещаться таким образом, чтобы «зрительное и слуховое восприятие учащихся способствовало лучшей работе внимания, лучшему пониманию всех деталей заданий, особенно в младших классах. По мнению Н. И. Тарасова, мастерство будущего танцовщика должно развиваться на основе активного и мобилизованного внимания.

Другим необходимым педагогическим условием показа в обучении классическому танцу является выявление подлинности и глубины понимания учеником двигательного действия. Согласно рекомендациям Н. И. Тарасова, проверка, как ученик выполняет учебное задание — интуитивно или сознательно, осуществляется устным опросом. Критериями правильного понимания учеником необходимых исполнительских действий являются связность, четкость, образность и краткость изложения мысли, а также правильное произношение музыкальных и танцевальных терминов.

Сложившуюся в педагогике классического танца методологию обучения можно классифицировать как «обучение через деятельность». Анализ и синтез двигательного действия в педагогике классического танца должны выступать как модель объекта, быть средством ориентировки (объясняющей или технологической схемой) в решаемой задаче, выполнять функцию формирования «телесно-двигательного» (С. В. Дмитриев) и рефлексивного мышления обучаемого. На первой стадии обучения обязательным условием является осознавание ошибок и неточностей в двигательных действиях. «Упражнение есть повторение без повторения», доказал Н. А. Бернштейн, основываясь на том, что к улучшению техники выполнения двигательного действия приводит не само по себе упражнение, а коррекция неточностей, их осмысливание и исправление ошибок в повторных попытках.

На начальных этапах обучения движениям классического танца в младших и средних классах наиболее важными специфическими функциями наглядности (показа в сочетании со словом преподавателя) являются: функция фиксации внимания и активизации запоминания, а также диагностическая функция обратной связи. Диагностическая функция реализуется в следующей последовательности: выделение в соответствии с целями обучения совокупности контролируемых характеристик; задание уровней выполнения этапов решения учебной задачи; опрос учеников с целью оценки уровня усвоения материала; оценка на основе ответа ученика степени усвоения учебного материала и направленности его мысли к пониманию сути двигательного действия; помощь ученику в виде ориентирующих указаний в случае ошибочного решения; развертка отдельных этапов в самостоятельные задачи, если ученик не усвоил соответствующего способа действия и испытывает трудности.

Именно на этом участке учебно-воспитательного процесса формирования двигательного навыка применение информационных технологий на базе цифровой видеотехники может дать новое качество. Формирование двигательных навыков в процессе обучения классическому танцу можно рассматривать в рамках теории поэтапного формирования действий и понятий. Представление двигательного действия в виде системы внешних ориентиров, разумеется, должно учитывать соответствующую музыкально-временную составляющую.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.