Научная статья на тему 'Работа с графическими программами в процессе подготовки специалистов среднего звена по направлению Архитектура'

Работа с графическими программами в процессе подготовки специалистов среднего звена по направлению Архитектура Текст научной статьи по специальности «Компьютерные и информационные науки»

CC BY
2707
256
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОМПЬЮТЕРИЗАЦИЯ / КОМПЬЮТЕРНАЯ ГРАФИКА / ВЕКТОРНАЯ ГРАФИКА / РАСТРОВАЯ ГРАФИКА / ТРЕХ-МЕРНОЕ МОДЕЛИРОВАНИЕ / COMPUTERIZATION / COMPUTER GRAPHICS / VECTOR GRAPHICS / BITMAPPED GRAPHICS / THREE-DIMENSIONS MODELING

Аннотация научной статьи по компьютерным и информационным наукам, автор научной работы — Пилюгайцева Ю. И.

Использование компьютерной графики в процессе подготовки специалистов среднего звена по направлению «Архитектура» в значительной степени влияет на учебный процесс. В статье рассмотрены виды компьютерной графики и основные графические редакторы, навыки работы с которыми способствуют решению профессиональных задач

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

WORKING WITH GRAPHICAL PROGRAMS DURING THE TRAINING OF THE VOCATIONAL SCHOOL SPECIALISTS OF ARCHITECTURE

The graphical programs use during the training of the vocational school specialists of Architecture infl uences the training to a great extent. The article deals with the kinds of the computer graphics and basic graphical editors which promote the solution of the professional problems.

Текст научной работы на тему «Работа с графическими программами в процессе подготовки специалистов среднего звена по направлению Архитектура»

УДК 004. 921 Ю.И. ПИЛЮГАЙЦЕВА

аспирант, кафедра декоративно-прикладного искусства и технической графики, Орловский государственный университет E-mail: [email protected]

UDC 004. 921

J.I. PILYIGAITSEVA

Graduate student, Department of arts and crafts and technical graphics, Orel State University E-mail: [email protected]

РАБОТА С ГРАФИЧЕСКИМИ ПРОГРАММАМИ В ПРОЦЕССЕ ПОДГОТОВКИ СПЕЦИАЛИСТОВ СРЕДНЕГО ЗВЕНА ПО НАПРАВЛЕНИЮ «АРХИТЕКТУРА»

WORKING WITH GRAPHICAL PROGRAMS DURING THE TRAINING OF THE VOCATIONAL SCHOOL

SPECIALISTS OF ARCHITECTURE

Использование компьютерной графики в процессе подготовки специалистов среднего звена по направлению «Архитектура» в значительной степени влияет на учебный процесс. В статье рассмотрены виды компьютерной графики и основные графические редакторы, навыки работы с которыми способствуют решению профессиональных задач.

Ключевые слова: компьютеризация, компьютерная графика, векторная графика, растровая графика, трехмерное моделирование.

The graphical programs use during the training of the vocational school specialists of Architecture influences the training to a great extent. The article deals with the kinds of the computer graphics and basic graphical editors which promote the solution of the professional problems.

Keywords: computerization, computer graphics, vector graphics, bitmapped graphics, three-dimensions modeling.

Одним из направлений современного образования является компьютеризация учебного процесса. Компьютеризация определяет новые подходы и методы в дизайн-образовании, которые позволяют готовить конкурентоспособного специалиста, востребованного на рынке труда и успешно выполняющего профессиональные задачи.

Особую актуальность тенденция использования информационных технологий приобретает в области дизайн-образования, поскольку востребованным будет специалист, владеющий не только академическими знаниями, но и навыками работы с графическими редакторами. В процессе подготовки архитекторов и дизайнеров использование компьютерной графики позволяет решить ряд задач, а именно: формирование основных навыков при работе с различными графическими редакторами, изучение технологий создания, редактирования и печати графических изображений, расширение творческих возможностей при проектировании объектов различной сложности, сокращение временных затрат. С психолого-педагогической точки зрения компьютерная графика как средство обучения способствует развитию личностных качеств обучающихся, таких как пространственное и образное мышление, целостность восприятия, а также способствует творческой реализации будущих специалистов и вариативности при поиске проектных решений.

Дизайн как направление художественно-проектной деятельности ориентирован на современные дости-

жения и находится в некоторой зависимости от информационных технологий, в частности, программ компьютерной графики.

Компьютерная графика - это сфера деятельности, где компьютеры являются основным инструментом для создания и редактирования изображений, а также для обработки цифровой информации различного содержания.

Методы и средства компьютерной графики активно используются во многих сферах человеческой деятельности, особенно в областях, связанных с визуальными коммуникациями. В фотографии средства компьютерной графики используют для ретуширования изображений (устранения дефектов), фотомонтажа и для допечатной подготовки. Деловая графика включает «специальный класс графических изображений, позволяющих представить в наглядной форме числовые данные и снабжать своеобразными графическими комментариями изображения различного назначения» [3. 13]. Компьютерная графика используется для создания анимационных роликов, которые производятся на основе опорных кадров, созданных художниками-аниматорами. В кинематографии компьютерная графика первоначально применялась при изготовлении титров и заставок, в настоящее на основе графики создаются виртуальные интерьеры и герои. В массмедии и полиграфии компьютерная графика играет ключевую роль: печатная продукция создается при помощи средств компьютерной верстки, включая графические элементы (заставки, логотипы, иллюстрации, фотогра-

© Ю.И. Пилюгайцева © J.I. Pilyigaitseva

фии), созданные, обработанные и подготовленные для печати в соответствующих графических редакторах.

Дизайн как особый вид художественно-проектной деятельности человека и компьютерная графика неразрывно связаны, поскольку дизайн ориентирован на современные технологии, которые позволяют создавать комфортную среду для человека, отвечающую современным требованиям удобства и эстетичности его окружения, что является основной задачей дизайна. Используя средства компьютерной графики, дизайнер имеет возможность быстрее реализовать свои творческие замыслы, создать большее количество вариантов, чем при использовании традиционных средств, а также проверить реализацию нескольких вариантов, что позволяет сократить временные затраты. В архитектурном и ландшафтном проектировании активно используют трехмерное моделирование, которое представляет собой комплекс методов и средств, используемых для создания информационной модели объекта. Поэтому знание основ компьютерной графики необходимо дизайнерам и архитекторам для воплощения творческих замыслов на курсовом и дипломном проектировании и для успешной профессиональной деятельности.

Создание изображений, их модификация и преобразование осуществляется при помощи графических редакторов, которые можно определить как программные средства по изменению параметров информационной модели изображения. К наиболее популярным графическим редакторам относятся Adobe Photoshop CS и CorelDRAW Graphic Suite. Они предназначены для работы с двухмерной графикой. Двухмерная, или 2D графика, является основой компьютерной графики. По принципу действия ее можно подразделить на несколько видов: растровая, векторная и фрактальная.

Adobe Photoshop CS предназначен для работы с пиксельной информационной моделью, которая служит основой для пиксельных графических форматов. Для получения пиксельной информационной модели производится растрирование изображения - разделение плоскости на одинаковые по форме элементы, которые называются растрами. Растр в процессе усреднения цветовой характеристики становится пикселем - элементом пиксельного изображения. Таким образом, совокупность всех пикселей, из которых состоит изображение, называется растром. Достоинствами растровой графики являются возможность достижения высокой реалистичности изображения, рендеринг не требует продолжительного времени. К недостаткам можно отнести снижение качества при увеличении изображения, потеря части визуальной информации в процессе усреднения пикселей, значительные временные затраты при обработке сложных изображений, большой размер файлов простых изображений. Растровое представление изображения является естественным для большинства устройств ввода-вывода графической информации (мониторы, принтеры, сканеры, цифровые фотоаппараты).

Растровые программы используются в основном для редактирования изображений, позволяя произво-

дить цветовую коррекцию изображения и накладывать специальные эффекты, а также для допечатной подготовки. Такие программы применяются при производстве практически всех печатных изображений.

Векторная информационная модель основана на использовании элементарных геометрических объектов - линий, сплайнов, которые называются векторами. Векторное изображение в отличие от растрового основывается не на координатах пикселей, а на математических формулах, то есть представляет собой графическое выражение математических функций. По сравнению с растровой графикой векторная обладает рядом преимуществ: файлы минимального размера, поскольку объем памяти, необходимый для ее хранения, не зависит от размера изображения; изображение не искажается в процессе масштабирования. К недостаткам относятся следующие аспекты: не каждый объект может быть изображен средствами векторной графики, перевод растрового изображения в векторное требует значительных затрат. Для создания и редактирования векторных изображений используют CorelDRAW Graphic Suite, Adobe Illustrator. Векторная графика используется при создании логотипов и иконок для сайтов и различных чертежей.

Особое направление составляет трехмерная, или 3D графика (three dimensions - «три измерения»), которая предназначена для создания объемных объектов (персонажи, различные предметы, интерьеры и их оборудование). Трехмерное моделирование служит для создания виртуального объемного образа выбранного объекта, который отображается на двухмерной плоскости листа бумаги или монитора. Широко применяется 3D графика в индустрии компьютерных игр, рекламе и оформлении телевизионных каналов, а также в архитектурном моделировании при создании моделей архитектурных сооружений.

Современные технические средства оказывают значительное влияние на методы проектирования и архитектурную графику. Компьютерная графика в архитектурном проектировании служит для связи всех этапов работы над архитектурным объектом в единый процесс. Тем не менее традиционная графика необходима для клаузуры, эскизных поисков и выражения творческих замыслов.

В архитектурном проектировании используются как двухмерные объекты (генпланы, планы этажей, фасады), так и трехмерные (перспектива, аксонометрия объема или интерьера).

Для построения трехмерного объекта, используя трехмерные графические редакторы, в архитектурном проектировании следует выполнить следующие операции:

- моделирование - создание плана архитектурного сооружения с расстановкой оборудования, на основе которого в процессе доработки будет построено трехмерное изображение;

- текстурирование - назначение материалов, присвоение моделям различных текстур;

- освещение - установка источников света, их

настройка;

- рендеринг - визуализация объекта и его детальная проработка.

Программы САПР (системы автоматизированного проектирования) или CAD (computer-aided design) широко применяются в архитектуре. В области строительства и архитектуры используются программы Piranesi, Autodesk AutoCAD, ArchiCAD для проектирования зданий, мостов, дорог и объектов различного назначения.

Программа ArchiCAD наиболее близка к архитектурной графике. Графический программный пакет CAD предназначен для проектирования архитектурных объектов, строительных конструкций, мебели, оборудования, а также ландшафтных элементов. Пользователь работает с виртуальной объемной моделью сооружения в натуральную величину. Создание проекта начинается с плана, который представляет собой проекции каждого этажа проектируемого объема. Модель этажа состоит из конструктивных элементов: стен, перекрытий, перегородок, колонн, лестниц. ArchiCAD включает двухмерные и трехмерные библиотечные элементы (мебель, источники освещения, окна и двери, элементы визуализации), которые имеют общие и специальные параметры, позволяющие редактировать объекты. Программа автоматически на основе плана выстраивает фасады, разрезы, развертки стен, экспликации и спецификации.

Несмотря на использование компьютерного моделирования, все чертежи оформляются в соответствии с общими законами архитектурной графики и ГОСТами. Для этого в ArchiCAD предусмотрены инструменты 2D-черчения: линии, дуги, штриховки, выносные надписи, размерные линии, радиальные и угловые размеры, отметки уровня, координационные оси.

Программный пакет ArchiCAD позволяет работать со всем проектом в целом, поскольку внесенные изменения на планах автоматически отобразятся на разрезах и фасадах, что обеспечивает сокращение времени проектирования.

Для визуализации объектов предназначена программа Autodesk 3DS MAX, которая позволяет создавать и редактировать трехмерные модели и, благодаря использованию различных механизмов и техник, позволяет добиться высокой реалистичности объектов. Autodesk 3DS MAX располагает различными средствами для анимации трехмерных объектов, что может использоваться архитекторами и дизайнерами для работы с заказчиками для презентации своих проектов.

Для окончательной обработки перспектив, разверток стен можно использовать Adobe Photoshop CS.

В процессе обучения по направлению «Архитектура»

студенты выполняют ряд практических работ («Проект остановочного павильона»), расчетно-графических работ («Проект дома средней этажности»), а также разрабатывают курсовые проекты («Проект малоэтажного жилого дома», «Проект выставочного павильона») и дипломные проекты на заданную тематику. Важную роль в процессе разработки проектов играет владение навыками работы с графическими редакторами.

Компьютерная графика позволяет более наглядно представить проект по сравнению с традиционной графикой и макетированием. Используя трехмерное моделирование, возможно провести пространственный анализ архитектурного объекта и ландшафта. Специализированные графические редакторы позволяют моделировать архитектурные объемы и поверхности сложной формы, что сокращает временные затраты по сравнению с использованием традиционной архитектурной графики.

Знания и навыки в области компьютерной графики необходимы для успешного профессионального развития и реализации архитектора и дизайнера. Помимо творческого процесса моделирования архитектурного объема, профессиональная деятельность архитектора включает координацию подготовки разделов проектной документации и авторский надзор за строительством. Владение специализированными графическими программами (Autodesk AutoCAD, ArchiCAD) позволяет разрабатывать проектно-сметную документацию и работать над проектом нескольким специалистам.

В процессе подготовки архитекторов компьютерная графика применяется как самостоятельная часть проектирования при изучении дисциплины «Начальное архитектурное проектирование» (НАП). Знания и навыки по работе с графическими редакторами могут использоваться при выполнении практических работ и по другим дисциплинам, входящим в профессиональный цикл: «Интерьер», «Эргономика и проектирование оборудования», «Колористика».

Владение навыками работы с графическими редакторами составляет инструментальную основу профессиональной компетентности архитекторов и дизайнеров. Компьютерная графика в данном аспекте выступает тем средством, при помощи которого архитектор и дизайнер могут реализовывать творческие замыслы.

Таким образом, профессиональная подготовка архитекторов и дизайнеров основывается на оптимальном сочетании традиционных методов и приемов работы с инновационными технологиями обучения, в рамках которого формируются навыки работы с графическими редакторами.

Библиографический список

1. БожкоА.Н., ЖукД.М., МаничевВ.Б. Компьютерная графика: Учеб. пособие для вузов. М.: Изд-во МГТУ им. Н.Э. Баумана, 2007. 392с.

2. ЛеснякВ. И. Графический дизайн (основы профессии). М.: ИндексМаркет, 2011. 416с.

3. Миронов Д. Ф. Компьютерная графика в дизайне. СПб.: БХВ Петербург, 2008. 560с.

4. Ткачев В.Н. Архитектурный дизайн (функциональные и художественные основы проектирования): Учеб. пособие. М.: Архитектура-С, 2006. 352с.

References

1. Bozhko A.N., Zhuk D.M., Manichev V.B. The computer graphics: Textbook to the higher education. M.: Publishing house Bauman MSTU, 2007. 392p.

2. Lesnjak V.I. The graphic design. M.: IndexMarket, 2011. 416p.

3. MironovD.F. The computer graphics in design. SPb.: BHV Petersburg, 2008. 560p.

4. Tkachev V.N. Architecture design (functional and art basic of design): Textbook. M.: Architecture-C, 2006. 352p.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.