Научная статья на тему 'Использование законов автоматизированной цветопередачи при изучении дисциплины «Цветоведение»'

Использование законов автоматизированной цветопередачи при изучении дисциплины «Цветоведение» Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
329
56
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИСКУССТВОЗНАНИЕ / ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / ПРЕПОДАВАНИЕ / ЦВЕТОВЕДЕНИЕ / ОПТИМИЗАЦИЯ

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Маликова Е.А.

В данной статье рассматриваются возможность оптимизации процесса преподавания дисциплины «Цветоведение» при использовании современных информационных технологий, ряд практических заданий, выполненных студентами с помощью средств компьютерной графики.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Использование законов автоматизированной цветопередачи при изучении дисциплины «Цветоведение»»

Песнопение, как и предыдущее, состоит из двух, но уже контрастных частей, первая их которых представляет собой аккордовое построение (ff). Вторая часть начинается нюансом Р, разрастаясь к финалу до f. Первоначально она включает в себя монодийную (тт. 23-25; 33-34) фактуру, переходящую в подголосочную (тт. 2632), а затем и в смешанную. Музыке соответствуют следующие строки из романа Достоевского: «Вместо диалектики наступила жизнь, и в сознании должно было выработаться что-то совершенно другое.

Под подушкой его лежало Евангелие. Он взял его машинально. Эта книга принадлежала ей, была та самая, из которой она читала ему о воскресении Лазаря. <...> Он не раскрывал ее и теперь, но одна мысль промелькнула в нем: "Разве могут ее (Сони — С. Потапов) убеждения не быть теперь и моими убеждениями? Ее чувства, ее стремления по крайней мере."

Она тоже весь этот день была в волнении, а в ночь даже опять захворала. Но она была до того счастлива, что почти испугалась своего счастья. Семь лет, только семь лет! В начале своего счастья, в иные мгновения, они оба готовы были смотреть на эти семь лет, как на семь дней» (1, с. 272).

Завершает цикл Постлюдия (Tranquillo), самая протяженная пьеса сюиты, насчитывающая 66 тактов. В ней задействован весь исполнительский состав: челеста, колокольчики, колокола, женский трехголосный хор (сопрано 1 и сопрано 2, альты).

Постлюдия делится на два неравных раздела, первый из которых представляет собой большую часть прелюдии (24 такта) с включением хора, а последующий - затухание, постепенную остановку движения на протяжении оставшейся части пьесы. Благодаря хоровой педали до самого конца пьесы возникает ощущение нахождения в диатоническом поле D-dur'а, инкрустированного вкраплениями колокольного звона в высоком регистре. В этом медитативном ключе и истаивает, заканчивается сюита Эдисона Денисова из музыки к спектаклю «Преступление и наказание» по одноименному роману Ф. М. Достоевского.

Примечания

1. Достоевский Ф. М. Преступление и наказание / Ф. М. Достоевский. - М., 1974.

2. Шульгин Д. И. Признание Эдисона Денисова: По материалам бесед / Д. И. Шульгин. - М.: Композитор, 1998.

Е.А. Маликова

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЗАКОНОВ АВТОМАТИЗИРОВАННОЙ ЦВЕТОПЕРЕДАЧИ ПРИ ИЗУЧЕНИИ ДИСЦИПЛИНЫ «ЦВЕТОВЕДЕНИЕ»

В данной статье рассматриваются возможность оптимизации процесса преподавания дисциплины «Цветоведение» при использовании современных информационных технологий, ряд практических заданий, выполненных студентами с помощью средств компьютерной графики. Ключевые слова: искусствознание, информационные технологии, преподавание, цветоведение, оптимизация.

Современные педагогические технологии в образовательном процессе в высшей школе несут в себе новое, инновационное. Нововведения в обществе взаимосвязаны с образованием. Образование как общественная функция отражает изменения в обществе. Можно даже сказать, что уровень развития системы образования есть следствие, или результат определённого уровня развития общества. Но и система образования оказывает влияние на общество и на его развитие. И в этом смысле

изменения в образовании являются не только следствием, но и неотъемлемым условием дальнейшего общественного развития (4). Дисциплина «Цветоведение» на факультетах дизайна преподавалась и на сегодня преподаётся классическим способом. Но в образовательный процесс подготовки дизайнеров можно ввести и некоторые современные технологии обучения. После окончания вуза выпускники в основном будут встречаться в своей работе только с автоматизированной системой цвета, поэтому можно использовать эту систему и в обучении, чтобы приблизиться к процессу своей будущей профессии.

Законами цветоведения занимались многие художники и теоретики изобразительного искусства. Актуальность использования современных информационных технологий при изучении цветоведения появилась с возможностью перехода от бумажного способа изображения к электронно-цифровому. Этим обусловливается существованием в таких программах двухмерной графики, как Corel Draw, Adobe Photoshop, Adobe Illustrator, автоматизированных процессов работы с цветом. Использование современных информационных технологий позволяет не только на количественном, но и на качественном уровне использовать цветовой спектр для варьирования цвета в работе. В своих проектах дизайнеры задействуют ряд цветовых моделей: RGB, CMYK, HSB. Эти цветовые модели имеют свою направленность и количественную шкалу в использовании.

В своей книге «Искусство цвета» швейцарский художник, теоретик искусства и педагог И. Иттен (3) сравнивал учебный процесс с повозкой, на которой можно легко и удобно двигаться по намеченному пути. Однако проторенная дорога когда-то кончается и дальше приходится идти одному и пешком. Это сравнение применимо и ко всей педагогической системе этого художника-педагога, которая не подавляла личность и помогала художнику выбрать свой путь. Возможность изучения автоматизированной системы цвета приближает студента к профессиональной деятельности, так что, покинув «повозку», начинающий дизайнер сможет самостоятельно работать с этой областью, используя полученный опыт изучения цвета, приближенный к его профессиональной деятельности.

Цвет во все времена являлся способом художественного самовыражения того или иного народа. Цвет может управлять нашим вниманием, привлекать взгляд к главному, отвлекая от второстепенного, или наоборот. Первую стройную систему цветов создал Леонардо да Винчи. Он не только установил, что многообразие цвета может быть ограничено: «Простых цветов шесть: белый, желтый, зеленый, синий, красный и черный», — но и выделил два возможных аспекта цветов: художественный и физический. Знаменитый немецкий поэт Иоганн Вольфганг Гете создал огромный (1400 страниц) «Труд о природе цвета» и сам ценил его выше всех своих поэтических произведений. Гете рассматривал цвет комплексно, учитывая психологический и физиологический аспекты.

Энергетика цвета и колорита участвует в различных направлениях дизайна, и современные цветовые решения покоряют своей новизной. В дизайне интерьера и среды, в графическом дизайне, в конструировании одежды, во всех направлениях цвет и колорит имеют большое значение. Цвет — самый сильный из элементов по воздействию и самый сложный. Каждый цвет, или сочетание цветов мы воспринимаем по-разному. Например, в области рекламного дизайна можно наблюдать, что за определенными направлениями деятельности закрепились уже какие-то определенные цвета и цветовые гаммы. Фирменный цвет (цвета) также являются важнейшим элементом той или иной фирмы, одним из компонентов её общего образа. Цвет делает фирменный стиль более привлекательным, лучше запоминающимся, позволяющим оказать сильное эмоциональное воздействие. Фирменный цвет может иметь правовую защиту в случае соответствующей регистрации торгового знака в этом цвете. Для дизайна среды характерны другие подходы - например, при помощи плав-

ных линий и приглушенных тонов в интерьере создается спокойное и уверенное настроение. Естественные кремовые и древесные оттенки, преобладающие в гамме цветов, развивают тему природной гармонии и красоты, передают умиротворенность и тепло семейной жизни. Мягкие и пастельные тона определяют общее настроение в интерьере квартиры. В коллекциях моделей одежды тоже можно наблюдать осенние, зимние и летние колориты цвета. Цвет характеризует не только эстетический смысл одежды, но и свое символическое значение, объединяющее людей. Наши глаза способны различать огромное количество цветов. Но все это многообразие делится всего лишь на две группы: ахроматические (т.е. неокрашенные) - черный, белый и их смесь — серый; хроматические (т.е. окрашенные) — это все остальные цвета и оттенки. Для того чтобы грамотно сочетать цвета, дизайнер должен знать их основные характеристики.

Каждый художник и дизайнер, работая с цветом, руководствуется и своими субъективными чувствами, однако даже великие художники мира подходили к работе с цветом серьезно. Так, например, Роден, Матисс и многие другие продумывали и рассчитывали цветовую композицию, которую в процессе работы либо осуществляли, либо отбрасывали, как ненужную, но, тем не менее, если художник подходит к цвету в своей работе не только субъективно, но и в соответствии с законами цветоведения, то дизайнеру тем более следует относиться к цвету с большим вниманием.

Контраст светлого и тёмного. Студенты художественных вузов начинают своё обучение цвету с знакомства с ахроматическими цветами. Для художника белый и чёрный цвета являются наиболее сильным выразительным средством для обозначения света и тени, как день и ночь, свет и тень. Белое и чёрное во всех отношениях противоположны, но между ними расположены области серых тонов и весь ряд хроматического цвета. Число различимых глазом оттенков серого цвета зависит от чувствительности глаза и предела восприятия зрителя. Этот предел может быть изменён путём практических упражнений, и тем самым число различимых глазом постепенных переходов будет увеличено. Единообразный серый цвет, его безжизненная поверхность могут обрести таинственную активность с помощью тончайших модуляций тени. Эта возможность имеет громадное значение для живописцев и проектировщиков, требуя от них чрезвычайной чувствительности к тональным различиям. Нейтральный серый цвет представляет собой лишенный характера, безразличный ахроматический цвет, легко изменяющийся под воздействием контрастирующих тонов и цветов. Например, студенты выполняют задания на освоение этих градаций на занятиях, посвящённых изучению компьютерной графики. В программе Adobe Photoshop в разной тональности, с разными акцентами интенсивности студенты выполняют по заданию пейзаж. В новых версиях этой программы очень большой выбор кисточек для рисования, их можно подгрузить в палитру и свободно изображать готовые объекты, такие, как облака или листья. Этот процесс занимает меньше времени, и, как правило, имеет больше вариантов, чем выполнение задания вручную. Работы, выполненные от руки, не менее интересны, чем на компьютере, но они очень трудоёмки и занимают массу времени. Так же для полного изучения ахроматических цветов можно использовать составление коллажа в программе Adobe Photoshop из чёрно-белых и серых фрагментов фотографий, различных градаций. Для того чтобы понять возможности изменений тонального решения, целесообразно воспользоваться информационными технологиями.

Тон. Цветовым тоном называется новый хроматический цвет, по которому он отличается от предыдущего и последующего по таким признакам, как светлота и насыщенность. Цветовых тонов существует очень много.

Насыщенность цвета — это степень выраженности его цветового тона. Показана градация хроматического цвета.

Это изменение цвета может быть выполнено на компьютере, как в растровой программе, так и в векторной, путём усиления в каждой новой форме процентного соотношения цветовых каналов при заливке формы. В диалоговом окне цвета, можно двигаться по цветовому полю или вносить числа в цветовых каналах. Таким же образом, можно изобразить с помощью заливки градацию хроматических цветов. Нарисовать цветовой круг, изобразить изменение светлоты и насыщенности хроматического цвета в смесях с белым и чёрным цветом, показать оптическое смешение цвета, составные цвета и взаимодополнительные цвета. С помощью градиентной заливки можно выполнить задание на растяжку цвета от более насыщенного к слабонасыщенному, а также показать переход одного цвета к другому.

В программе Adobe Photoshop можно изменить тональность любой цветной фотографии. Можно выполнить задание, где один и тот же пейзаж меняется тонально в зависимости от времени суток. В графическом редакторе это можно выполнить, пользуясь методом цветокоррекции и гистограммой кривой (Curves), например, пейзаж, где состояние природы меняется в зависимости от времени суток. Основоположником тональной живописи является Николай Крымов, который разработал таблицу изменения тона в зависимости от состояния времени суток. Он писал белый дом в разное время суток. В 1934 году Крымов написал учебный пейзаж-таблицу, которую назвал «Изменения в пейзаже отношений по тону и цвету в разное время суток». Один и тот же пейзаж повторялся 9 раз в разное время дня и ночи. Там были изображёны: белый дом с красной крышей, рядом с ним поляна, а вдали лес -при ярком солнце, в серый день и на закате, поздним вечером и в лунную ночь. Эта работа наглядно показывала изменения и тона, и цвета в зависимости от времени дня и состояния погоды.

При помощи возможностей цветокоррекции в растровой программе Adobe Photoshop можно также изменить тональное решение фотографии и даже приблизить выбранный мотив к времени суток. Все эти операции можно выполнить с помощью гистограммы кривой images, затем adjustments, curves. Если потянуть гистограмму кривой по всем цветовым каналам вниз, то получится фотография светлее обычной по тону, если усилить все каналы, то получится фотография темнее обычного. Первый вариант может стать ранним утром, а последний - поздним вечером или ночью; для того чтобы передать вечер, можно усилить в небе каналы, близкие по цвету к состоянию заката, отдельно выделив эту область инструментами выделения.

При помощи знания цветокоррекции можно не только передать состояние пейзажа, но и попробовать изобразить времена года, работая только с одним мотивом фотографии.

Колорит. Колористика (от лат. color - цвет, краска) - наука о цвете, включающая знания о природе цвета, основных, составных и дополнительных цветах, характеристиках цвета, цветовых контрастах, смешении цветов, колорите, цветовой гармонии, цветовой культуре и языке цвета.

Одним их важнейших средств эмоциональной и художественной выразительности служит колорит. Колорит - это система соотношения цветов, образующая некое единство и являющаяся эстетическим выражением красочного разнообразия действительности. В заданиях со студентами, помимо простого рисования и анализа изменения цвета в обычных формах, можно выполнить ряд творческих заданий, ориентированных на знание пройденного материла. Так, например, можно выполнить композиции супрематических форм, изобразить их в векторном графическом редакторе Corel Draw, выполнить с учётом пройденного материала. Сначала изоб-

ражение сконструировать в холодной гамме, затем в тёплой, следующий вариант — столкнуть и тёплые и холодные краски в одной композиции, а последующие варианты построить на дополнительных красках, фиолетового и жёлтого, оранжевого и синего, красного и зелёного цветов.

Студенческие работы с интересными колористическими решениями можно будет считать творческими, а не исполнительскими, и продолжить приём использования дополнительных красок на объектах дизайна. Видеоряд макета плаката можно построить с использованием знаний цветоведения и колористики.

В современных условиях модернизации образования, компьютеризирование образовательного процесса в данном направлении можно рассматривать как основной признак его развития. Будущее дизайна на сегодняшний день тесно связано с бурным развитием технического прогресса, появлением новых графических программ, усовершенствованием раннее выпущенных графических пакетов.

Примечания

1. Дизайн : [иллюстрированный словарь-справочник] / под ред. Г. Б. Минервина, В. Т. -Шимко. - М.: Архитектура-С, 2004.

2. Иттен И. Искусство формы / И. Иттен. - М.: Д. Аронов, 2001.

3. Иттен И. Искусство цвета / И. Иттен. - М., 2000.

4. Казакова А. Г. Педагогика профессионального образования / А. Г. Казакова. - М., 2007.

Т. А. Мазурина, А. Н. Крадышев

РОЛЬ СТИЛИСТИКИ И СИМВОЛИКИ В ФОРМИРОВАНИИ ЭСТЕТИЧЕСКИХ КАЧЕСТВ ТОВАРНЫХ ЗНАКОВ

В статье рассматриваются понятия качества товарных знаков, стилистики и символики товарных знаков, делается вывод, что выразительность стилистики и символики способна повышать эстетический уровень товарных знаков, расширять спектр художественных средств дизайна, в результате чего качество товарных знаков повышается. Ключевые слова: товарный знак, качество, эстетический уровень, стилистика, символика, дизайн, художественные средства.

The notions of the trade marks, stylistics and symbolic of the trade marks are described in the article. Expressiveness of the stylistics and symbolic can make the aesthetic level of the trade marks higher, enlarge the spectrum of the artistic means of design. As a result - the quality of the trade marks increases. Keywords: trade marks, stylistics, symbolic, aesthetic level, artistic means, design, quality.

Анализ существующих разработок критериев оценки качества товарных знаков выявляет в целом три направления: охраноспособность, рекламоспособность и экономическую целесообразность. В последнее время увеличивается количество товарных знаков, проходящих патентную экспертизу и государственную регистрацию, но в правилах регистрации не предусмотрено требований дизайна и эстетики. Это приводит к снижению качества товарных знаков.

В направлении оценки качества продуктов дизайна наиболее фундаментальными в России являются исследования доктора искусствоведения М. В. Фёдорова. Он впервые предложил учитывать требования потребителей и дизайна при оценке качества продукции. Согласно М. В. Фёдорову, эстетическое в дизайне - это «чув-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.