Научная статья на тему 'Формирование проектной культуры будущих педагогов профессионального обучения (дизайн)'

Формирование проектной культуры будущих педагогов профессионального обучения (дизайн) Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
469
101
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ФОРМИРОВАНИЕ ПРОЕКТНОЙ КУЛЬТУРЫ / ПЕДАГОГ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ / КОМПЬЮТЕРНОЕ ПРОЕКТИРОВАНИЕ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Трускова М. А.

Рассматривается проблема формирования проектной культуры будущих педагогов профессионального обучения в области дизайна, предлагается путь решения данной проблемы средствами компьютерного проектирования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Трускова М. А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Формирование проектной культуры будущих педагогов профессионального обучения (дизайн)»

УДК 378.6:37 ББК Ч448.98-8

ГСНТИ 14.35.09

Код ВАК 13.00.08; 13.00.02

М. А. Трускова

Челябинск

ФОРМИРОВАНИЕ ПРОЕКТНОЙ КУЛЬТУРЫ БУДУЩИХ ПЕДАГОГОВ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ (дизайн)

КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: формирование проектной культуры; педагог профессионального обучения; компьютерное проектирование.

АННОТАЦИЯ. Рассматривается проблема формирования проектной культуры будущих педагогов профессионального обучения в области дизайна, предлагается путь решения данной проблемы средствами компьютерного проектирования.

M. A.Truskova

Chelyabinsk

SOME ASPECTS OF BUILDING DESIGN CULTURE OF FUTURE TEACHERS OF VOCATIONAL TRAINING (design)

KEY WORDS: building of design culture; teachers of vocational training; computer-aided design.

ABSTRACT. The article deals with the problem of building design culture of future teachers of vocational training in design, proposed are the ways to solve the problem by means of computer-aided design.

Задачу формирования проектной культуры у будущих специалистов особенно четко можно проследить в области дизайн-образования, так как мастерство дизайн-проектирования является первостепенным результатом процесса профессиональной подготовки дизайнеров. Этот факт обусловливает процесс повышения требований и к результатам дизайн-образования, и к педагогам, осуществляющим образовательный процесс. В связи с этим мы выделили проблему исследования, заключающуюся в поиске путей совершенствования процесса профессиональной подготовки будущих педагогов профессионального обучения (ПО) в области дизайна, ориентированной на целенаправленное формирование их проектной культуры как профессионально важного качества личности.

Все большую роль в жизни общества на протяжении последних десятилетий играет проектирование. Оно охватывает практически все сферы деятельности человека — материальное производство, науку, искусство, систему социальных взаимоотношений. Современный этап развития общества, по мнению ряда ученых (П. Р. Атутов, И. А. Зимняя, Н. В. Матяш, В. Ф. Сидоренко и др.), можно охарактеризовать как «всепоглощающую проектность», выступающую в качестве основы гармоничного взаимодействия человека с природой, обществом и технологической средой. Повышение внимания к проектной деятельности связано также с тем, что этап проектирования более чем на 70% определяет качество и надежность функционирования внедряемых технических, экономических и социальных систем [6. С. 10]. На фоне такой «всепоглощающей проект-ности» в конце 70-х гг. XX в. ряд ученых Королевского колледжа искусств (А. Кросс, Б. Арчер, Дж. Джонс и др. ) ввели понятие проектной культуры как комплексного фактора, включающего навыки, знания и опыт, накопленных человечеством в изобретательской, преобразовательной и исполнительной деятельности [5. С. 9].

В настоящее время феномен проектной культуры не только все более привлекает внимание исследователей, но и становится одной из важ-

нейших составляющих современного образовательного процесса.

Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа» определяет «важнейшими качествами личности — инициативность, способность творчески мыслить и находить нестандартные решения, умение выбирать профессиональный путь, готовность обучаться в течение всей жизни». Преподаватели «Нашей новой школы» должны вовлекать детей в исследовательские проекты и творческие занятия, чтобы научить их изобретать, понимать и осваивать новое, выражать собственные мысли, принимать решения и помогать друг другу, формулировать интересы и осознавать свои возможности [3].

Модель российского образования на период до 2020 г. ставит одним из направлений инновационного образования новый тип обучения, характеризующийся большим объемом самостоятельной работы и активное вовлечение студентов в реальные проекты, успешная реализация которых невозможна без устойчиво сформированной проектной культуры будущих специалистов [4].

В то же время важно отметить, что наше общество на данном этапе развития характеризуется как информационное и в свою очередь определяет приоритеты и преобразования в сфере высшего образования, направленные на активное включение в образовательный процесс информационных и компьютерных технологий. Исследования настоящего состояния проектной культуры (Ю. В. Веселова, И. С. Каримова, Е. Н. Ковешни-кова и др. ) точно определяют его зависимость от информационных технологий, и в первую очередь от программ компьютерной графики.

Е. В. Ткаченко и С. М. Кожуховская отмечают, что педагог ПО (дизайн) — это специалист, осуществляющий организацию дизайн-образования посредством формирования проектной культуры в процессе обучения и воспитания учащихся [7. С. 10]. Следовательно, у него в полной мере должна быть сформирована проектная культура как профессионально значимое качество личности.

Мы поддерживаем мнение И. Л. Беловой, характеризующей проектную культуру как профес-

© Трускова М. А., 2012

сионально значимое качество специалиста, включающее ценностное отношение к проектной деятельности, владение проектными знаниями и умениями на индивидуально-творческом уровне, стремление к преобразованию действительности и совершенствованию своих проектных способностей [1. С. 8].

Для нашего исследования также имеет существенное значение тот факт, что педагог ПО должен владеть рядом универсальных и профессиональных компетенций, относящихся к области информационных, и в частности компьютерных технологий:

• наличие опыта использования современных информационных технологий в ходе предпроект-ного анализа и практического проектирования;

• владение методами использования информационных технологий в педагогической деятельности;

• владение способами представления и технологиями обработки информации, применяемыми в современном дизайн-проектировании;

• способность использовать компьютерную технику и программное обеспечение в процессе педагогической деятельности, самостоятельно создавать дидактические и методические материалы с использованием современных информационных технологий и т. д. [2. С. 41].

Вместе с тем анализ работ в области дизайн-образования (Ю. В. Веселова, Л. В. Гаврилова, О. И. Генисаретский, И. С. Каримова, С. М. Кожуховская, Е. В. Ткаченко, Ю. Назаров и др.) привел нас к пониманию того, что проектная культура будущих педагогов ПО (дизайн) не может быть сформирована в достаточной степени средствами одной учебной дисциплины. Необходимо комплексное решение данной проблемы. Очень важно в данной ситуации эффективно использовать факультативные дисциплины и региональный компонент, так как такой подход позволяет расширить круг задач проектирования и образовательные возможности.

Мы пришли к выводу о необходимости интеграции в образовательный процесс профессиональной подготовки будущих педагогов ПО (дизайн) компьютерных технологий, ориентированных на творческое самовыражение студентов, расширение возможностей их творческих проектов, а также позволяющих активизировать процесс формирования их проектной культуры. Мы считаем, что компьютерные технологии в производстве одежды являются универсальным средством визуальной коммуникации на всех этапах проектной деятельности: от создания художественного и технического эскиза до разработки фирменной символики и атрибутики, рекламы бренда. Для студентов, получающих образование в сфере дизайна, необходимы знания в области компьютерных технологий, способствующие активному творчеству и адаптации в меняющихся условиях.

На основании выделенных особенностей профессиональной подготовки будущих специалистов в ходе нашего исследования мы разработали и внедрили в образовательный процесс курс по выбору «Компьютерное проектирование в дизайне одежды».

Основываясь на проекте «Положения об учебно-методическом комплексе дисциплины (по на-

правлению подготовки в соответствии с требованиями ФГОС ВПО ЧГПУ)», мы выделили требования к материалам, включаемым в учебно-методический комплекс дисциплины. Они должны:

1) отражать современный уровень развития науки;

2) предусматривать логически последовательное изложение учебного материала;

3) использовать современные методы и технические средства образовательного процесса, позволяющие студентам глубоко осваивать изучаемый материал и получать умения и навыки по его использованию на практике.

Разработанный курс предназначен для формирования у студентов навыков работы с растровой и векторной графикой применительно к аспектам художественной проектной деятельности дизайнера. Курс базируется на дисциплине «Компьютерная графика», предполагает знание студентами основ работы в графических пакетах СогеЮгал^ и PhotoShop, а также тесно связан с такими дисциплинами, как «Проектирование», «Моделирование и конструирование швейных изделий», «Формообразование», что позволяет осуществить интеграцию компьютерных технологий, раскрыть вопросы, изучаемые в процессе освоения других дисциплин, в новом аспекте — аспекте компьютерного проектирования.

Целью настоящего курса является освоение студентами компьютерных технологий в сфере проектирования костюма, формирование проектной культуры на основе реализации графических программ.

Технологии компьютерной графики достаточно разнообразны. Мы в большей степени уделили внимание тем, которые наиболее актуальны применительно к проектным задачам, возникающим в дизайне одежды, — плоскостной растровой и векторной графике. Векторная технология применяется при выполнении эскизов, построении выкроек, лекал, создании текстур различной сложности для имитации текстильных материалов и нашла свое отражение в таких темах курса, как «Разработка внешнего вида аксессуаров коллекции», «Разработка фактуры и рисунка ткани», «Приемы имитации текстуры, создание орнаментов и узоров», «Выполнение технического рисунка средствами векторной графики на шаблон-модель» и т. д. Работа с растровой графикой позволяет овладеть способами обработки готовых изображений, технологией коллажа и фотомонтажа, приемами рисования и т. д. Данному виду графики мы посвятили такие темы, как «Концепция коллекции», «Редактирование эскизов средствами графических пакетов», «Разработка цветовой палитры коллекции», «Разработка концепции рекламного представления коллекции» и т. д.

Также в курсе уделено внимание презентационным технологиям. Слайд-презентации в настоящее время стали неотъемлемым инструментом, сопровождающим любые выступления перед аудиторией. В процессе подготовки педагога ПО, специализирующегося в области дизайна костюма, необходимо использовать слайд-презентации для демонстрации результатов выполнения учебных проектов, курсовых и дипломных работ. В разработанном курсе мы сделали акцент на следующие темы, относящиеся к презентацион-

ным технологиям: «Искусство презентации»,

«Информационный дизайн», «Техника эффектного выступления» и т. д.

В качестве особенности изучения данного курса мы заложили логику его построения, подчиняющуюся принципу создания студентами целостного проекта (коллекции одежды с сопутствующими материалами) в течение изучения тем дисциплины и выполнения практических работ. Большая доля учебного времени в курсе отдана практическим работам. Преподаватель выдает определенный объем информации по тому или иному разделу программы, а затем организует практические работы, оказывая консультативную помощь. В ходе выполнения заданий студенты осваивают приемы работы в графических редакторах, включаясь в творческое проектирование.

Эффективность развития проектной культуры у будущих педагогов ПО (дизайн) в рамках изучения курса обеспечивалась реализацией следующих условий:

1) интегративного подхода к конструированию содержания курса;

2) дидактических возможностей дизайна при обучении;

3) нетрадиционных форм обучения как метода интенсификации процесса формирования проектной культуры будущих педагогов-дизай-неров.

Реализация данного курса позволила успешно формировать проектную культуру будущих педагогов ПО (дизайн), способствовала активизации процесса формирования и развития проектных знаний и умений, а также профессионально значимых качеств личности.

l.

2.

3.

4.

ЛИТЕРАТУРА

БЕЛОВА И. Л. Развитие проектной культуры будущего дизайнера-педагога : монография. Н. Новгород : ВГИПУ, 2007.

ДИЗАЙН костюма. Структура, содержание и перспектива развития специализации : пауч. -метод. пособие / Каб.-Балк. уп-т. Нальчик, 2008.

НАЦИОНАЛЬНАЯ образовательная инициатива «Наыа новая ыкола» // Департамент образования г. Москва [сайт]. URL: http://www. educom. ru/nasha_novaya_shkola/ school. php.

РОССИЙСКОЕ образование — 2020 : модель образования для экономики, основанной на знаниях: к IX между-нар. научн. конф. «Модернизация экономики и глобализация», Москва, 1—3 апреля 2008 г. / под ред. Я. Кузь-мипова, И. Фрумипа; Гос. уп-т. Вьющая ыкола экономики. М., 2008.

СИДОРЕНКО В. Ф. Эстетика проектного творчества. М. : Изд-во ВНИИТЭ, 2007.

СИМОНЕНКО В. Ф. Технологическая культура и образование (культурно-технологическая концепция развития общества и образования). Брянск : Изд-во БГПУ. 2001. 241с.

ТКАЧЕНКО Е. В. , Кожуховская С. М. Концепция непрерывного дизайн-образования // Приложение «Образовательные технологии в нрофыколе» № 8 к журналу «Профессиональное образование». М. : Издательский центр НОУ «ИСОМ», 2006.

Статью рекомендует д-р пед. наук, проф. А. Ф. Аменд

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.