Научная статья на тему 'Особенности формирования профессиональных компетенций студентов-дизайнеров при изучении дисциплины «Компьютерные технологии в дизайне»'

Особенности формирования профессиональных компетенций студентов-дизайнеров при изучении дисциплины «Компьютерные технологии в дизайне» Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1013
109
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОМПЕТЕНЦИЯ / ПРОЕКТНЫЕ УМЕНИЯ / ХУДОЖЕСТВЕННО-ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / COMPETENCE / DESIGN SKILLS / ART AND DESIGN ACTIVITY

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Чембаров Евгений Александрович

В статье проводится анализ компетенций формируемых в процессе изучения студентами дисциплины «Компьютерные технологии в дизайне».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PECULIARITIES OF the PROFESSIONAL COMPETENCE FORMATION OF DESIGN STUDENTS WHILE STUDYING DISCIPLINE «COMPUTER TECHNOLOGIES IN DESIGN»

The author presents the analysis of the competencies generated by students in the process of studying discipline «Computer technologies in design».

Текст научной работы на тему «Особенности формирования профессиональных компетенций студентов-дизайнеров при изучении дисциплины «Компьютерные технологии в дизайне»»

УДК 004

Чембаров Евгений Александрович

аспирант кафедры средового дизайна Нижегородского государственного педагогического университета им. Козьмы Минина editor@hist-edu.ru

ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ СТУДЕНТОВ-ДИЗАЙНЕРОВ ПРИ ИЗУЧЕНИИ ДИСЦИПЛИНЫ «КОМПЬЮТЕРНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В ДИЗАЙНЕ»

В статье проводится анализ компетенций формируемых в процессе изучения студентами дисциплины «Компьютерные технологии в дизайне».

Ключевые слова: компетенция, проектные умения, художественно-проектная деятельность.

Chembarov Evgeny Alexandrovich

Postgraduate Student of the Department of Environmental Design, Nizhny Novgorod State Pedagogical University named after Kozma Minin editor@hist-edu.ru

PECULIARITIES OF THE PROFESSIONAL COMPETENCE FORMATION OF DESIGN STUDENTS WHILE STUDYING DISCIPLINE «COMPUTER TECHNOLOGIES IN DESIGN»

The author presents the analysis of the competencies generated by students in the process of studying discipline «Computer technologies in design».

Key words: competence, design skills, art and design activity.

Одной из основных задач модернизации системы высшего профессионального образования является подготовка профессионально компетентного специалиста, способного адаптироваться к изменениям в обществе и профессиональной сфере. Усложнение образовательных программ, введение информационных технологий в производстве требуют, чтобы квалифицированные специалисты использовали информационные технологии в своей профессиональной деятельности. Дизайнер должен обладать комплексом информационно-технологических знаний, уметь эффективно применять новые информационные технологии для решения профессиональных задач.

В соответствии с требованиями ФГОС ВПО по направлению «Дизайн» основной целью обучения бакалавров дизайна является «подготовка квалифицированного специалиста в области дизайна. Исходя из требования ФГОС ВПО, мы постарались сформулировать основные требования к специалисту-дизайнеру в условиях современного информационного пространства» [4]. В связи с этим будущие специалисты должны знать системное и прикладное программное обеспечение информационных технологий, особенности применения изучаемых графических программных продуктов, уметь осуществлять обмен информацией между различными программными средствами, применять информационные и Интернет-технологии для решения задач дизайна, выполнять проектные работы графического дизайна с помощью информационных систем. Все это будет способствовать тому, что будущие специалисты в области дизайна смогут выполнять дизайн-проекты с помощью программ растровой и векторной графики, графических издательских систем.

Особенность подготовки специалиста в области дизайна заключается в том, что алгоритм выполнения любого индивидуального дизайн-проекта, основанного на основных умениях и знаниях дизайнера, усваивается в ходе выполнения различных проектных заданий таких дисциплин, как «Проектирование», «Декоративная композиция», «Формообразование», «Техническое конструирование» и как заключительный этап, закрепляется в таких информационных дисциплинах как: «Компьютерная графика» и «Компьютерные технологии в дизайне». Умение применять усвоенный материал на практике будет играть важную роль в профессиональной деятельности каждого дизайнера в ходе выполнения различных макетов полиграфической продукции, а также различных моделей и макетов будущих дизайн-объектов.

Проанализировав информационную подготовку студентов специальности 072500.68 «Дизайн», и изучив учебные планы и рабочие программы этой специальности, нами было определено, что обучение основам информационных технологий студентов-дизайнеров происходит на протяжении всего курса обучения в вузе (дисциплины «Компьютерная графика», «Компьютерные технологии в дизайне», «Информатика» и т.д.). «В рамках курсов информационных дисциплин происходит знакомство обучающихся с основами современных информационных технологий, тенденциями их развития, применения универсальных информационных технологий в профессиональной деятельности» [3]. Однако при всей актуальности информационной подго-

товки будущих специалистов-дизайнеров рабочие программы по обучению студентов компьютерной графике и информационным дисциплинам в практической составляющей не отвечают возросшему уровню информационных требований к дизайнерам в сфере своей профессиональной деятельности. В связи с этим возникает необходимость пересмотра и переосмысления содержания профессиональной подготовки высококвалифицированного специалиста-дизайнера. Поэтому обучение компьютерным технологиям студентов специальности 072500.68 «Дизайн» построено с учетом того, что информационная подготовка будущих дизайнеров будет продолжена в рамках специальных дисциплин. Мы предлагаем это осуществлять в рамках курса «Компьютерные технологии в дизайне». Нами разработан и систематизирован лабораторный практикум по компьютерной графике, основанный на использовании информационных технологий в будущей профессиональной деятельности студентов-дизайнеров.

В рамках лабораторного практикума обучение компьютерным технологиям предлагается построить на основе работы в программной среде, такой как Corel Draw с учетом будущей профессиональной деятельности;

Разработанный лабораторный практикум состоит из 7 модулей (см. табл.), в состав каждого модуля включены несколько тем, по которым сформированы лабораторные работы.

Таблица

№ п/п Предметные модули Лабораторные работы Знания и умения по информатике, приобретенные студентом в результате освоения модуля

1. Функции программы Corel Draw для решения графических задач Лабораторная работа №1. Отрисовка графического объекта «Корабль». Лабораторная работа №2. Отрисовка графического объекта «Самолет» Овладение навыками работы с интерфейсом программы Corel Draw для решения задач, таких как отрисовка, обрезание, копирование объектов и др.

2. Отрисовка объекта «Шар» с текстурой камня в Corel Draw Лабораторная работа №3. Объект «Шар» с текстурой камня. Овладение навыками работы с функциями программы как: текстура, геометрические объекты, слои и т.д.

3. Отрисовка простого объекта и придание ему реалисти чно-сти Лабораторная работа №4. Отрисовка объекта «Грампластинка» Лабораторная работа №5. Отрисовка объекта «Свеча» Овладение навыками работы с функциями программы: интерактивное перетекание, удаление виртуального сегмента и др.

4. Отрисовка объекта с совмещением векторного и растрового изображения Лабораторная работа №6. Создание изображения «Марка» Упражнение. Работа над текстом в графическом редакторе Умение создавать собственные графические объекты с помощью наложения растровой и векторной графики. Изучение функции программы «Преобразование в кривые», преобразование текста в самостоятельные векторные элементы и преобразование их формы.

5. Закрепление полученных ранее знаний Лабораторная работа № 7. Отрисовка «Яблока» и придание ему наибольшей реалистичности Закрепление полученных ранее знаний в ходе создания изображения. Повторение основных функций программы.

6. Передача объемности полупрозрачного объекта Лабораторная работа №8 Отрисовка объекта «Полупрозрачный шар» Лабораторная работа №9 Отрисовка объекта «Капля» Лабораторная работа №10 Отрисовка объекта «Тюбик крема» Закрепление пользовательских умений работы с функциями программы: прозрачность, круг, эллипс, градиентная заливка и др.

7. Закрепление умений работы с программой Corel Draw Итоговая лабораторная работа №11 Отрисовка изображения интерьера помещения с предметным наполнением Закрепление пользовательских умений работы со всеми функциями программы

Разработанный нами лабораторный практикум ставит своей целью повысить уровень сформированности профессиональных компетенций в области информационных технологий, научить студентов самостоятельному теоретическому осмыслению полученных результатов, приобщить студентов к применению полученных знаний в ходе выполнения различных проектов по своей профессиональной деятельности.

Анализируя современные средства информационных технологий, мы пришли к выводу, что в качестве инструмента, позволяющего эффективно строить собственные графические

объекты, необходимо выбрать графический пакет Corel Draw и организовать более углубленное его изучение в профессионально ориентированном курсе «Компьютерные технологии в дизайне».

Как будущему специалисту, студенту необходимо заранее осваивать те инструменты, с которыми ему придется работать. В этом студенту может и должен помочь правильно подобранный учебный процесс. При обучении дизайнеров, среди множества программных продуктов должны подлежать рассмотрению те программы, которые могут встретиться на его будущем рабочем месте. «С помощью программного пакета Corel Draw можно успешно решать такие вопросы, как работа над графическими объектами и макетами любой полиграфической продукции: отрисовка графических элементов для полиграфии, преобразование растровых изображений в векторные и наоборот, создание качественных макетов для любой полиграфической продукции. Более того, зачастую работа в графическом пакете Corel Draw имеет преимущества перед специализированными программами: например, существует возможность создания удобных для конкретного пользователя макетов продукции и быстрая допечатная автоматизированная подготовка макета» [1]. Изучение основных функций программы и алгоритма работы с ними, способствует развитию у обучающихся алгоритмического мышления, структурированного, системного подхода к созданию любого изображения или макета продукции и решению предстоящей проблемы.

Поэтому углубленное изучение программы Corel Draw с помощью профессионально направленных лабораторных заданий имеет важнейшее значение. В будущей профессиональной деятельности дизайнеру понадобятся: умения и навыки работы с графическими функциями Corel Draw, допускающими решение широкого круга поставленных перед специалистом задач.

После выполнения каждой лабораторной работы происходит закрепление полученных ранее знаний и умений работы с функциями программы для того, чтобы понять, насколько усвоен материал студентами. Таким образом реализуется обратная связь в системе диагностирования и осуществляется мониторинг динамики информационной подготовки студентов. Заключительным этапом является итоговая лабораторная работа, позволяющая комплексно оценить уровень знания студента.

Успешность профессиональной готовности дизайнера зависит от организации образовательного процесса, для которого необходимы следующие условия: организационное и методическое обеспечение процесса обучения с целью овладения теоретическими знаниями в области дизайна; творческой образовательной среды на основе взаимодействия педагога и студента, а так же внедрением современных информационных графических систем в образовательный процесс. Исходя из нашей теории, мы пришли к выводу, что наиболее точно оценить уровень информационной подготовки будущих дизайнеров возможно, руководствуясь следующей системой критериев:

■ умение использовать теоретические и практические знания, умения и навыки интегрируемых дисциплин (рисунок, живопись, формообразование, графика) при выполнении

лабораторных работ по дисциплинам информационного цикла;

■ правильность выполнения действий (количество правильно выполненных заданий);

■ качество выполнения действий (их осознанность, системность, полнота);

■ время, затраченное на выполнение задания;

■ самостоятельность при выполнении задания.

«Эти критерии мы использовали, наблюдая за работой студентов на практических занятиях, самостоятельной аудиторной работой студентов, во время выполнения заданий, анализируя результаты отдельных действий студентов при выполнении ими каждой конкретной лабораторной работы, а также используя систему тестовых заданий по «Компьютерным технологиям в дизайне» и применению информационных технологий в профессиональной деятельно-сти»[2].

На основе выделенных критериев мы различаем следующие уровни усвоения знаний по дисциплинам информационного цикла студентов - будущих дизайнеров:

Низкий уровень - студент проявляет неустойчивый интерес к изучению компьютерных технологий: наблюдается слабая мотивация к выполнению заданий. Студент показывает знание лишь единичных понятий, функций программы; испытывает большие трудности при выполнении заданий, решение осуществляет лишь на эмпирическом уровне; не способен объединить разрозненные сведения о моделируемом объекте в систему и вычленить ее составляющие.

Средний уровень - студент понимает необходимость и важность информационной подготовки для будущей профессиональной деятельности, осуществляет этот вид деятельности осо-

знанно и целенаправленно, но нерегулярно. Студент достаточно активен в обучении, но прилагает недостаточно усилий на овладение недостающими знаниями, умениями и навыками при осуществлении моделирования и отрисовывания графического объекта, не проявляет инициативы. Он умеет самостоятельно применять усвоенные знания в знакомых условиях деятельности, но испытывает трудности в применении знаний в новой ситуации.

Высокий уровень - студент демонстрирует вариативный тип мышления; аргументирует свои действия, полученные результаты и делает выводы, гибко переключается с отражения одних свойств объектов на другие.

Анализ результатов выходного контроля (итогового проекта интерьера) по окончании изучения разработанного нами курса позволяет констатировать переход большинства студентов на более высокий уровень информационной подготовки.

В дальнейшем опыт лабораторных работ используется для дипломного проектирования, а после завершения учебы выпускники обладают высоким уровнем профессиональноориентированных знаний и умений по компьютерной графике и, как следствие, более быстро и качественно входят в будущую профессиональную деятельность. Организация современного процесса моделирования печатной продукции на предприятиях и фирмах невозможна без высококвалифицированного специалиста, который владеет современной технологией разработки графических моделей (объектов) и знанием всех особенностей допечатной подготовки с использованием информационных технологий и пакета программы Corel Draw. Современные вузы должны готовить специалистов, способных не только работать с графическими компьютерными программами, но и предусматривать взаимосвязь между знанием графических пакетов программ, и уметь применять на практике знания других дисциплин художественно-проектного цикла, необходимых для качественного выполнения поставленных на них задач клиентом и работодателем.

Данная статья не исчерпывает всех аспектов рассматриваемой проблемы, для решения которой необходимо не только выявить особенности профессиональной подготовки студентов-дизайнеров, определить требования к организации образовательного процесса, но и разработать методику формирования профессиональных навыков студентов с помощью информационных технологий в современных условиях.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЕ ССЫЛКИ

1. Аникова Ю.А., Янюк И.А. Основы компьютерной графики в дизайн-моделировании: учеб. пособие. Н.Новгород, 2007.

2. Груздева М.Л., Дюнина В.Н. Повышение профессиональной готовности студентов в условиях информационного образовательного пространства: монография. Н.Новгород, 2012.

3. Дунаев В. CorelDRAW X4 на примерах. СПб., 2009.

4. Федеральный государственный стандарт высшего профессионального образования по направлению «Дизайн». М., 2009.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.