Научная статья на тему 'Компьютерный дизайн: активизация творческого поиска у будущих педагогов-дизайнеров'

Компьютерный дизайн: активизация творческого поиска у будущих педагогов-дизайнеров Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
506
75
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДИЗАЙН / КОМПЬЮТЕРНЫЙ ДИЗАЙН / КОМПЬЮТЕРНАЯ ГРАФИКА / ТВОРЧЕСТВО (КРЕАТИВНОСТЬ) / ТВОРЧЕСКИЙ ПОТЕНЦИАЛ / АКТИВИЗАЦИЯ ТВОРЧЕСКОГО ПОИСКА

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Саланкова С. Е.

В статье рассмотрено влияние компьютерного дизайна, в частности учебного курса «Компьютерная графика», на активизацию творческого поиска будущих педагогов-дизайнеров. Рассмотрено содержание курса «Компьютерная графика», раскрыто понятие творческого потенциала развития личности студентов на занятиях по компьютерному дизайну, раскрыты условия, при которых преподаватель реализует творческую деятельность студентов при изучении данного курса, приведены экспериментальные данные по выявлению интереса к предмету и развитию творческих способностей студентов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Компьютерный дизайн: активизация творческого поиска у будущих педагогов-дизайнеров»

УДК 378.147

С.Е. Саланкова

КОМПЬЮТЕРНЫЙ ДИЗАЙН: АКТИВИЗАЦИЯ ТВОРЧЕСКОГО ПОИСКА У БУДУЩИХ ПЕДАГОГОВ-ДИЗАЙНЕРОВ

В статье рассмотрено влияние компьютерного дизайна, в частности учебного курса «Компьютерная графика», на активизацию творческого поиска будущих педагогов-дизайнеров. Рассмотрено содержание курса «Компьютерная графика», раскрыто понятие творческого потенциала развития личности студентов на занятиях по компьютерному дизайну, раскрыты условия, при которых преподаватель реализует творческую деятельность студентов при изучении данного курса, приведены экспериментальные данные по выявлению интереса к предмету и развитию творческих способностей студентов.

Ключевые слова: дизайн, компьютерный дизайн, компьютерная графика, творчество (креативность), творческий потенциал, активизация творческого поиска.

Сегодня профессия дизайнера является одной из самых престижных и высоко оплачиваемых не только у нас в стране, но и во всем мире. За последние годы бурно развивался рекламный рынок, рынок печатной и полиграфической продукции, книжной графики, архитектуры, оборудования (мебель, малые формы, осветительные приборы) и др., то есть именно тот сегмент рынка, который прежде всего нуждается в дизайнерских идеях и разработках, что и сделало профессию дизайнера востребованной.

Дизайн - это художественное конструирование. Дизайн - это различные виды проектной деятельности, с помощью которых формируются как функциональные, так и эстетические свойства предметов и окружающей нас среды. Дизайнер - это человек, который получает деньги за дело, которое нравится.

Но, с другой стороны, стремительное развитие информационных и высоких технологий сделало именно компьютерного дизайнера лидером в этой профессии.

В этих условиях оказалось, что наиболее качественную подготовку специалистов - педагогов-дизайнеров в области компьютерного дизайна можно обеспечить только совместными усилиями, имея хорошую компьютерную базу и соответствующих специалистов-преподавателей.

Кафедра «Теории и методики профессионально-технологического образования» готовит специалистов в области дизайнерского искусства. В зависимости от успеваемости студенты осваивают модульные программы обучения по направлениям (смежные профессии) в области компьютерной графики, компьютерной анимации, видеорежиссуры, проектирования интерьера и экстерьеров зданий.

Предлагаемые нами программы включают в себя несколько курсов, что позволяет изучить сразу несколько программных пакетов и активизировать их творческий поиск в решении насущных задач.

Так на первом и втором курсах специальности «Профессиональное обучение (дизайн)» по дисциплине «Компьютерная графика» студенты знакомятся с программными продуктами и пакетами, такими как Adobe Photoshop, Corel Draw, ArCon, В гусе, PowerPoint. Данные программные пакеты и программы направлены на активизацию творческого поиска будущих педагогов-дизайнеров при выполнении специализированных заданий и лабораторных работ.

Дальнейшее знакомство с компьютерным дизайном происходит при изучении дисциплины «Проектирование» на третьем курсе, где студенты изучают Adobe Premier и 3DStudioMax.

Предлагаемое нами компьютерное обучение помогает овладевать столь необходимыми и актуальными знаниями, сформировать и активизировать творческий поиск,

которые помогут будущим педагогам-дизайнерам в их будущей профессиональной жизни и их карьерному росту.

Комплексная программа компьютерной графики, включающая курс компьютерной обработки изображений в системе Corel Draw, обучение работе в системе растровой графики Adobe PhotoShop, созданию видеороликов и видеоклипов в программе Adobe Premier, нацелена на подготовку специалистов широкого профиля, умеющих самостоятельно создавать и обрабатывать любые графические изображения, фотографии для иллюстраций, художественного творчества, дизайна. Все задания должны быть выполнены не по образцу, а продуманы студентами самостоятельно, то есть они должны творчески подойти к решению поставленных задач, они должны показать свой творческий поиск и как результат готовую работу по пройденным темам. Тем самым будущие педагоги-дизайнеры не просто изучают программные пакеты и средства работы с ними, а творчески подходят к их изучению и находят их практическое применение в жизни. Все это позволяет студентам не активизировать свои знания, умения и навыки по пройденным программам, но и творчески решать поставленные программы, используя не только одну компьютерную программу, а целый ряд программ, которые помогут им в выполнении творческого задания.

Знание программ Corel Draw и Adobe Photoshop - неоспоримое преимущество специалистов почти в любой творческой сфере деятельности. Возможности, которые открывает перед нами компьютерная графика, настолько велики, что количество желающих пройти курс обучения программам Corel Draw и Adobe Photoshop увеличивается с каждым днем.

В программе курса «Компьютерная графика» - изучение векторной и растровой графики, работа с цветом, создание логотипов, разработка фирменных бланков, оформление визиток, работа с текстом, планирование и создание макета - все это творческая, интересная и сложная работа, позволяющая активизировать знания и умения студентов в их творческой деятельности.

Под руководством преподавателя студенты на конкретных примерах учатся создавать многослойные изображения, осваивают инструменты свободного рисования, технику сложного монтажа.

В ходе изучения предложенных курсов студенты понимают, насколько приятно создавать дизайнерские вещи. Они представляют себя будущими дизайнерами, которые хотят и воплощают в жизнь самые прекрасные свои фантазии.

Для нас в ходе изучения компьютерного дизайна важно не просто предоставить знания из интересующей их области студентам, будущим специалистам-дизайнерам, но и активизировать творческий интерес и привить необходимые навыки и умения. Поэтому каждая программа обучения компьютерному дизайну включает в себя не только лекционный материал, но и практическую часть. Все занятия заканчиваются выполнением зачетных и экзаменационных работ и их защитой (собственный творческий проект).

В ходе выполнения своих работ будущие педагоги-дизайнеры раскрывают, активизируют и формируют свои творческие качества. Ведь на сегодняшний день проблема исследования творчества как самого преподавателя, так и студентов не просто актуальна, но остро актуальна.

В условиях технологизации и информатизации образования развивающий, творческий результат в обучении студентов - будущих педагогов-дизайнеров выходит на одно из самых первых мест в иерархии образовательных ценностей.

Для успешного решения проблемы необходимы условия для реализации преподавателем и студентами своего творческого потенциала. Если преподаватель активен в творческом поиске, то продуктивная деятельность в области компьютерного дизайна, результат которой заключает в себе реализованную способность работать новаторски, не заставит долго ждать.

Поэтому творчески работающий преподаватель должен подготовить студента к творчеству в его учебной работе, развивая его креативность в ходе создания объектов компьютерного дизайна. И если будут получены положительные результаты, то в них успех самого преподавателя и его профессиональная победа.

Деятельность преподавателя, прежде всего, направлена на развитие ценностных ориентаций субъекта - студента, его целей и мотивов, на творческое применение накопленных знаний, способностей, умений и навыков в области компьютерного дизайна. Данная творческая деятельность успешнее реализуется при учете следующих условий:

- самостоятельности студентов;

- индивидуального темпа работы;

- получения знаний (информации) из различных дополнительных источников;

- при использовании преподавателем различных педагогических технологий.

Изучая компьютерные программы, студентам были предложены различные тестовые и практические задания, направленные на выявления их творческих способностей. Из анализа тестов и практических заданий мы видим, что более 70% успешно справляются с решением творческих заданий и также у 65,7% виден рост их творческих способностей. Но все же у 7% студентов не наблюдается развитие творческих способностей. Из разговоров с данным контингентом студентов мы выяснили, что они, во-первых, боятся работать на компьютере, так как имеют ограниченный доступ к средствам вычислительной техники в настоящее время, а ранее, в период обучения в сельской школе, они недостаточно хорошо его освоили. Во-вторых, студенты не успевают освоить изучаемый материал, так как после занятий самостоятельно не занимаются и не повторяют пройденный материал.

Также были предложенные анкеты с вопросами, в ходе анализа которых нами было выявлено:

- 83% опрошенных студентов хотят и хотели бы в дальнейшем изучать различные компьютерные программы;

- 48% считают, что отводится мало часов на изучение различных тем и программ;

- 14% хотели бы изучать другие компьютерные программы, направленные на изучение компьютерного дизайна.

Из проведенного исследования видно, что изучение курсов «Компьютерный дизайн» и «Проектирование» необходимо изучать и углублять. Ведь формирование информационной культуры всех участников образовательного процесса в области компьютерного дизайна является одним из условий активизации и реализации их креативных способностей и творческого поиска. Преподаватель, развивая творческий потенциал студентов, тем самым развивает свои творческие способности.

The article analyses the influence of computer design in general and the Computer Graphics course in particular on the intensification of creative research in future design teachers. The author reveals the academic content of the Computer Graphics course, defines the notion of creativity of students' personal development at the lessons in computer graphic design, expands on the conditions under which the teacher realizes students' creative activities in the process of studying the course, cites the experimental data showing the interest in the subject and students' creative skills development

The key words: design, computer design, computer graphics, creative work, creativity, creative research intensification.

Об авторе

C.E. Саланкова - канд. пед. наук, доц. Брянский государственный университет им. академика И.Г. Петровского, bryanskgu@ mail.ru.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.