Научная статья на тему 'Художественно-проектная компетенция студентов колледжа как основа обучения графическому дизайну'

Художественно-проектная компетенция студентов колледжа как основа обучения графическому дизайну Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
538
73
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОМПЕТЕНЦИЯ / COMPETENCE / ХУДОЖЕСТВЕННО-ПРОЕКТНАЯ КОМПЕТЕНЦИЯ / ART AND DESIGN COMPETENCY / ГРАФИЧЕСКИЙ ДИЗАЙН / GRAPHIC DESIGN

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Насырова Эльмира Фанилевна, Филатова Марина Владимировна

Новые документы в сфере образования диктуют новые условия формирования успешного выпускника профессионального образования. Задачей образовательных организаций является не только формирование основной профессиональной компетенции, но и дополнительных компетенций, способствующих личностному и профессиональному развитию выпускника. Внедрение программы дополнительного образования по направлению «Графический дизайн» позволит сформировать художественно-проектную компетенцию студентов специальностей «Программирование в компьютерных системах», «Мастер по цифровой обработке информации». Интегрируя программу дополнительного образования по графическому дизайну и основную программу по специальности, у выпускника колледжа расширяется круг направлений профессиональной деятельности. Рассматривается актуальность развития художественно-проектной компетенции студентов как необходимость в подготовке к конкурсам, чемпионатам разных уровней в области графического дизайна. Раскрывается понятие художественно-проектной компетенции студентов колледжа, а также рассматриваются компоненты программы дополнительного образования и ее направленность. Объясняется структура программы дополнительного образования по направлению «Графический дизайн». Показана взаимосвязь изучаемых разделов программы с социальной практикой студентов. Описываются предполагаемые результаты студентов, на которые она направлена.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Насырова Эльмира Фанилевна, Филатова Марина Владимировна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

COLLEGE STUDENTS` ART AND DESIGN COMPETENCE AS THE BASIS OF GRAPHIC DESIGN TEACHING

New documents in the education sector set new conditions for the formation of successful graduates of vocational education. The aim of educational institutions is not only the formation of basic professional competence, but also more conducive to personal and professional development of graduates. The introduction of an additional education program in the direction of graphic design will form artistic and design competence of students of specialty «Programming in computer systems», «On the digital information processing Master». Integrating program of supplementary education in graphic design and the basic program of the specialty, the college graduate is expanding a range of areas of professional activity. The article discusses the relevance of the development of art and design competence of students as the need to prepare for the competitions, championships of different levels in the field of graphic design. The authors reveal the concept of art and design competence of college students, additional components of the education program and its focus. The structure of the supplementary education program in the direction of graphic design is disclosed. The interrelation between the sections of the program being studied and the social practice of students is shown. Describes the expected results of students which this program is aimed at.

Текст научной работы на тему «Художественно-проектная компетенция студентов колледжа как основа обучения графическому дизайну»

Э. Ф. Насырова, М. В. Филатова. Художественно-проектная компетенция студентов колледжа...

УДК 377.5

DOI: 10.23951/1609-624Х-2017-5-95-98

ХУДОЖЕСТВЕННО-ПРОЕКТНАЯ КОМПЕТЕНЦИЯ СТУДЕНТОВ КОЛЛЕДЖА КАК ОСНОВА ОБУЧЕНИЯ ГРАФИЧЕСКОМУ ДИЗАЙНУ

Э. Ф. Насырова, М. В. Филатова

Сургутский государственный университет, Сургут

Новые документы в сфере образования диктуют новые условия формирования успешного выпускника профессионального образования. Задачей образовательных организаций является не только формирование основной профессиональной компетенции, но и дополнительных компетенций, способствующих личностному и профессиональному развитию выпускника. Внедрение программы дополнительного образования по направлению «Графический дизайн» позволит сформировать художественно-проектную компетенцию студентов специальностей «Программирование в компьютерных системах», «Мастер по цифровой обработке информации». Интегрируя программу дополнительного образования по графическому дизайну и основную программу по специальности, у выпускника колледжа расширяется круг направлений профессиональной деятельности. Рассматривается актуальность развития художественно-проектной компетенции студентов как необходимость в подготовке к конкурсам, чемпионатам разных уровней в области графического дизайна. Раскрывается понятие художественно-проектной компетенции студентов колледжа, а также рассматриваются компоненты программы дополнительного образования и ее направленность. Объясняется структура программы дополнительного образования по направлению «Графический дизайн». Показана взаимосвязь изучаемых разделов программы с социальной практикой студентов. Описываются предполагаемые результаты студентов, на которые она направлена.

Ключевые слова: компетенция, художественно-проектная компетенция, графический дизайн.

Современные компьютерные и информационные технологии динамично входят в современную профессиональную деятельность человека. Рынок труда требует от выпускаемых специалистов не только компетентности в области полученного образования, но и широкого кругозора применения полученных знаний и их соответствия профессиональным стандартам.

В эпоху компьютеризации и информатизации среди студентов становятся популярными и интересными компьютерные технологии и компьютерная графика. Особенно это направление актуально для студентов среднего профессионального образования, обучающихся по специальностям «Программирование в компьютерных системах», «Мастер по цифровой обработке информации».

На основании Стратегии развития системы подготовки рабочих кадров и формирования прикладных квалификаций, в целях популяризации рабочих специальностей, профессиональной ориентации молодежи, привлечения молодежи в рабочие профессии, повышения их престижа в обществе, а также внедрения в систему профессионального образования лучших международных практик, в России с весны 2013 г. проводится национальный чемпионат «Молодые профессионалы» (WorldSkills Russia) и с 2015 г. региональный чемпионат «Молодые профессионалы» (WorldSkills Russia) в Ханты-Мансийском автономном округе - Югре [1]. В период проведения чемпионата участники образо-

вательных организаций профессионального образования показывают уровень овладения в разных профессиональных направлениях: технических, социальных, творчество и дизайн.

Студенты колледжа, обучающиеся на специальностях «Программирование в компьютерных системах», «Мастер по цифровой обработке информации», изучают способы ввода, обработки, хранения, передачи и публикации цифровой информации с помощью компьютерных программ, но не имеют достаточных знаний и умений для будущей профессиональной деятельности в области графического дизайна.

В настоящее время в автономном учреждении профессионального образования Ханты-Мансийского автономного округа - Югры «Сургутский политехнический колледж» (сокращенное наименование - АУ «Сургутский политехнический колледж) нет специальностей и специальных дисциплин, в рамках которых осуществлялась бы подготовка студентов к чемпионату по направлению «Графический дизайн».

Федеральный закон об образовании и профессиональный стандарт предусматривают владение художественно-проектной компетенцией студентами колледжа [2]. В результате анализа работ ученых определено понятие художественно-проектной компетенции как интегративной способности обучающихся проектировать предметно-пространственную среду от дизайн-концепции до ори-

Вестник ТГПУ (TSPUБЫИт). 2017. 5 (182)

гинал-макета, применяя основы художественных дисциплин и компьютерной графики [3-5].

Для эффективного развития художественно-проектной компетенции были определены педагогические условия, одними из которых являются разработка и внедрение программы дополнительного образования студии графического дизайна. Программа дополнительного образования «Студия графического дизайна „Белый лис"» направлена на создание благоприятных условий для формирования у обучающихся компетенций в области графического дизайна, рекламы и современных технологий производства, способствующих раскрытию творческого потенциала личности.

Структура программы состоит из взаимосвязанных компонентов: гносеологический, аксиологический и праксиологический [4, 5].

Гносеологический компонент содержит знания, которые обеспечивают подготовленность к выполнению практических задач в сфере дизайна (знания художественных дисциплин и истории дизайна, основных компонентов графического дизайна, современных компьютерных технологий и основ дизайн-проектирования).

Аксиологический компонент образуют ценности, принимающие форму мотивации и устойчивого интереса к художественному проектированию, мотивы учебной и профессиональной деятельности будущего дизайнера, профессионально важные качества личности, готовность к самообразованию.

В результате образовательного процесса у студентов должно быть сформировано некоторое целостное профессиональное качество, позволяющее им успешно выполнять художественные и проек-тно-творческие задачи с помощью компьютерной графики, взаимодействовать с другими людьми. Это качество может быть определено как целостная профессиональная компетентность студентов, которая проявляется в действиях, деятельности, поведении, поступках человека.

Праксиологический компонент предполагает личный опыт художественно-проектной деятельности студентов, художественно-проектные умения, способствующие эффективному применению их в художественном проектировании с использованием информационных технологий. Обучение не может быть успешным, если оно не развивает определенную систему умений: умение корпоративного взаимодействия; коммуникативные; информационные; умения освоения новых информационных и компьютерных программ; организационные; технологические; проективные; поисковые; аналитические.

Полноценное развитие художественно-проектной компетенции студентов возможно при интеграции программы освоения подготовки квалифи-

цированных рабочих и программы дополнительного образования студии графического дизайна «Белый лис». Так как основная программа подготовки рассчитана на создание и обработку информации, то в рамках студии графического дизайна студенты получают основы художественных дисциплин и дизайн-проектирования.

В основе программы лежат следующие педагогические подходы: системно-деятельностный, способствующий формированию готовности обучающихся к саморазвитию и непрерывному образованию, построению образовательного процесса с учетом индивидуальных, возрастных, психологических, физиологических особенностей; компетентностный подход, позволяющий сформировать социальную активность студентов, мотивацию к учебно-познавательной деятельности и умение применять принципиально новые решения поставленных задач с использованием технологических средств, владеть элементами художественно-творческих компетенций дизайнера [6-8].

Программа дополнительного образования «Студия графического дизайна „Белый лис"» направлена на получение студентами следующих результатов:

- сформированность мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности;

- способность осуществлять анализ и оценку своей работы;

- универсальные учебные действия (регулятивные, познавательные, коммуникативные), способность их использования в познавательной и социальной практике;

- самостоятельность в планировании и осуществлении учебной деятельности и организации учебного сотрудничества с педагогами и сверстниками;

- решение практических задач, связанных с жизненными ситуациями;

- владение навыками учебно-исследовательской, проектной и социальной деятельности;

- сочетание образного и логического мышления в процессе проектной деятельности;

- владение способами графического представления технологической и инструктивной информации;

- умение организовывать и планировать дизайнерскую деятельность;

- выдвигать идею, основанную на концептуальном, творческом подходе к решению дизайнерской задачи и последовательно развивать ее в ходе разработки проектного решения;

- владеть методами творческого процесса дизайнера;

- продумывать концепцию будущего дизайн-объекта;

- выполнять поисковые эскизы, композиционное решение дизайн-объектов;

- выполнять графические работы средствами компьютерной графики [4, 5].

Э. Ф. Насырова, М. В. Филатова. Художественно-проектная компетенция студентов колледжа.

Взаимосвязь разделов, тем программы дополнительного образования «Студия графического дизайна

„Белый лис"» с социальной практикой студентов

№ Наименование разделов и тем Социальная практика

1 Художественные дисциплины Всероссийский конкурс для детей и молодежи «Поколение одаренных» (номинации: изобразительное творчество, дизайн, плакат, фотография и видео)

1.1. История дизайна

1.2. Цветоведение

1.3. Композиция

1.4. Типографика

2 Компьютерная графика Всероссийский конкурс для детей и молодежи «Поколение одаренных» (номинация: компьютерная графика)

2.1. Графический редактор Corel Draw

2.2. Графический редактор Abobe Photoshop

2.3. Веб-серсис Prezi.com

3 Специальные дисциплины Городская студенческая весна, городской конкурс социальной рекламы «Простые правила», всероссийский конкурс «Издательская деятельность в школе», всероссийский конкурс социальной рекламы «Новый взгляд», региональный чемпионат «Молодые профессионалы» (WorldSkills Russia) в ХМАО - Югре

3.1. Основы рекламного дела

3.2. Бренд и его элементы

3.3. Иллюстрация

3.4. Верстка и дизайн полиграфических изданий

По итогам освоения программы уровень разви- Анализируя деятельность и результаты студентов,

тия художественно-проектной компетенции сту- можно сделать вывод, что целенаправленное развитие

дентов позволяет представить творческое порфто- художественно-проектной компетенции не только спо-

лио работ и достижений. собствует проявлению профессионального мастерства

Особенностью программы является взаимо- в конкурсах, чемпионатах различного уровня, но и по-

связь изучаемых разделов с социальной практи- вышает конкурентоспособность выпускника коллед-

кой, позволяющей на практике продемонстриро- жа, открывая дополнительные возможности реализа-

вать полученные знания и умения студентов в об- ции не только в области компьютерных систем и тех-

ласти графического дизайна и компьютерной гра- нологий, но и в области графического дизайна, активи-

фики (таблица). зируя стремление к саморазвитию и самореализации.

Список литературы

1. Стратегия развития системы подготовки рабочих кадров и формирования прикладных квалификаций в Российской Федерации на период до 2020 года от 18.07.2013 г. № ПК-5вн // Министерство образования и науки Российской Федерации. М., 2013. URL: http://xn--80abucjiibhv9a.xn--p1ai (дата обращения: 03.12.2016).

2. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации»: текст с последними изменениями и дополнениями на 2016 год. М.: Эксмо, 2016. 160 с.

3. Фалько В. П. Формирование художественно-проектной компетенции педагога профессионального обучения в области дизайна: дис. ... канд. пед. наук. Екатеринбург, 2009. 199 с.

4. Феденева Е. А. Структура художественно-проектной компетентности будущих специалистов в области дизайна и содержание подготовки, направленной на ее достижение // Электронное научное издание (научно-педагогический интернет-журнал). 2015. № 12.

5. Филатова М. В. Сущность, структура и содержание художественно-проектной компетенции в педагогической теории и практике // Инновационная наука. 2015. № 5. С. 257-261.

6. Зимняя И. А. Ключевые компетентности как результативно-целевая основа компетентностного подхода в образовании. М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 2004. 40 с.

7. Хуторской А. В. Компетентностный подход в обучении: научно-методическое пособие. М.: Эйдос; Изд-во Института образования человека, 2013. 73 с.

8. Насырова Э. Ф., Рассказов Ф. Д. О формировании профессиональной компетентности учителя с учетом личностно-деятельностного подхода // Вестник Челябинского гос. пед. ун-та. 2007. № 1. С. 119-128.

Насырова Эльмира Фанилевна, доктор педагогических наук, профессор, Сургутский государственный университет (пр. Ленина, 1, Сургут, ХМАО - Югра, Россия, 628400). E-mail: elm.n@mail.ru

Филатова Марина Владимировна, аспирант, Сургутский государственный университет (пр. Ленина, 1, Сургут, ХМАО - Югра, Россия, 628400). E-mail: filatova_mv86@mail.ru

Материал поступил в редакцию 05.04.2016.

Вестник ^m (TSPUBulletin). 2017. 5 (182)

DOI: 10.23951/1609-624X-2017-5-95-98

COLLEGE STUDENTS' ART AND DESIGN COMPETENCE AS THE BASIS OF GRAPHIC DESIGN TEACHING

E. F. Nasyrova, M. V. Filatova

Surgut State University, Surgut, KHMAO - Ugra, Russian Federation

New documents in the education sector set new conditions for the formation of successful graduates of vocational education. The aim of educational institutions is not only the formation of basic professional competence, but also more conducive to personal and professional development of graduates. The introduction of an additional education program in the direction of graphic design will form artistic and design competence of students of specialty «Programming in computer systems», «On the digital information processing Master». Integrating program of supplementary education in graphic design and the basic program of the specialty, the college graduate is expanding a range of areas of professional activity. The article discusses the relevance of the development of art and design competence of students as the need to prepare for the competitions, championships of different levels in the field of graphic design. The authors reveal the concept of art and design competence of college students, additional components of the education program and its focus. The structure of the supplementary education program in the direction of graphic design is disclosed. The interrelation between the sections of the program being studied and the social practice of students is shown. Describes the expected results of students which this program is aimed at.

Key words: competence, art and design competency, graphic design.

References

1. Strategiya razvitiya sistemy podgotovki rabochikh kadrov i formirovaniya prikladnykh kvalifikatsiyv Rossiyskoy Federatsii na period do 2020 goda ot 18.07.2013 g. № PK-5vn [Strategy of development of the system of training of personnel and the formation of qualifications applied in the Russian Federation for the period till 2020]. Ministerstvo obrazovaniya i nauki Rossiyskoy Federatsii [Ministry of Education and Science of the Russian Federation]. Moscow, 2013. 28 p. (in Russian). URL: http://xn--80abucjiibhv9a.xn--p1ai (accessed 03.12.2016).

2. Federal'nyy zakon «Ob obrazovanii v Rossiyskoy Federatsii»: tekst s poslednimi izmeneniyami i dopolneniyami na 2016 god [Federal Law «On Education in the Russian Federation»: the text with the latest changes and additions for 2016]. Moscow, Eksmo Publ., 2016. 160 p. (in Russian).

3. Fal'ko V. P. Formirovaniye khudozhestvenno-proektnoy kompetentsii pedagoga professional'nogo obucheniya v oblasti dizayna. Dis. kand. ped. nauk [Formation of the artistic and project competence of the teacher of professional training in the field of design. Dis. of cand. ped. sci.]. Ekaterinburg, 2009. 199 p. (in Russian).

4. Fedeneva E. A. Struktura khudozhestvenno-proektnoy kompetentnosti budushchikh spetsialistov v oblasti dizayna i soderzhaniye podgotovki, napravlennoy na eye dostizheniye [Structure of artistic and project competence of future specialists in the field of design and content of training aimed at achieving it]. Elektronnoye nauchnoye izdaniye (nauchno-pedagogicheskiy internet-zhurnal) - Electronic scientific publication (scientific and pedagogical online magazine), 2015, no. 12 (in Russian).

5. Filatova M. V. Sushchnost, struktura i soderzhaniye khudozhestvenno-proektnoy kompetentsii v pedagogicheskoy teorii i praktike [The essence, structure and content of artistic and project competence in pedagogical theory and practice]. Mezhdunarodnyy nauchnyy zhurnal «Innovatsionnaya nauka» - International scientific journal"Innovative Science", 2015, no. 5, pp. 257-261 (in Russian).

6. Zimnyaya I. A. Klyuchevye kompetentnosti kak rezul'tativno-tselevaya osnova kompetentnostnogo podkhoda v obrazovanii. Avtorskaya versiya [Key competence as effectively-targeted basis of competence approach in education. Author's version], Moscow, Issledovatel'skiy tsentr problem kachestva podgotovki spetsialistov Publ., 2004. 40 p. (in Russian).

7. Khutorskoy A. V. Kompetentnostnyy podkhod v obuchenii. Nauchno-metodicheskoye posobiye [Competence approach in education. Scientific-methodical manual]. Moscow, Izdatel'stvo Eydos Publ., 2013. 73 p. (in Russian).

8. Nasyrova E. F., Rasskazov F. D. O formirovanii professional'noy kompetentnosti uchitelya s uchetom lichnostno-deyatel'nostnogo podkhoda [On the formation of the professional competence of the teacher, taking into account student-activity approach]. Vestnik Chelyabinskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo universiteta - Herald of Chelyabinsk State Pedagogical University, 2007, no. 1, pp. 119-128 (in Russian).

Nasyrova E. F., Surgut State University (ul. Lenina, 1, Surgut, KHMAO - Ugra, Russian Federation, 628412). E-mail: elm.n@ mail.ru

Filatova M. V., Surgut State University (ul. Lenina, 1, Surgut, KHMAO - Ugra, Russian Federation, 628412). E-mail: filatova_ mv86@mail.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.