РЕАЛИЗАЦИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ УСЛОВИЙ ФОРМИРОВАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КУЛЬТУРЫ БУДУЩИХ УЧИТЕЛЕЙ ТЕХНОЛОГИИ
Кобякова М.А.
Сургутский государственный университет, г. Сургут, Российская Федерация
В статье будет рассмотрена реализация педагогических условий эффективного формирования профессиональной культуры будущих учителей технологии при обучении компьютерной графике. Описана реализация интеграции учебных дисциплин в области компьютерной графики, принципа прагматической и социальной целесообразности, создание специальной информационно-образовательной среды обучения. Предложена схема внедрения педагогических условий в процесс обучения будущих учителей технологии.
Ключевые слова: педагогические условия; профессиональная культура; будущий учитель технологии; компьютерная графика.
IMPLEMENTATION PEDAGOGICAL CONDITIONS OF FORMATION PROFESSIONAL CULTURE OF FUTURE TECHNOLOGY'S TEACHERS
Kobyakova M.A.
Surgut state University, Surgut, Russian Federation
In this paper will consider the implementation of pedagogical conditions of effective formation professional culture of future technology's teachers of in teaching computer graphics. Describes the implementation of the integration of disciplines in the field of computer graphics, the principle ofpragmatic and social feasibility, special-information-educational environment of learning. The proposed scheme introduction pedagogical conditions in the process of training of future technology's teachers.
Keywords: pedagogical conditions; professional culture; the future teacher of technology; computer graphics.
На сегодняшний день процесс обучения не обходится без компьютерных технологий. Лекционные занятия, практики, семинары сопровождаются разнообразием компьютерных программных средств. Внедрение в процесс обучения технологий компьютерной графики влечет
к изменению методики обучения, а значит, влияет и на процесс формирования профессиональной культуры учителей. В процессе экспериментальной работы мы определили педагогические условия, которые будут способствовать эффективному формированию профессиональной культуры будущих учителей технологии при обучении компьютерной графике. К таким педагогическим условиям мы отнесли: осуществлении интеграции учебных дисциплин в области компьютерной графики, реализации принципа прагматической и социальной целесообразности, создание специальной информационно-образовательной среды обучения.
В процессе исследования мы определили одну контрольную группу (КГ), занятия в которой проходили в традиционной форме и 3 экспериментальные группы (ЭГ), на занятиях которых реализовались педагогические условия по следующей схеме (табл. 1):
Таблица 1.
Схема внедрения педагогических условий
Экспериментальная группа Педагогические условия
ЭГ1 Осуществление интеграции учебных дисциплин в области компьютерной графики + Реализация принципа прагматической и социальной целесообразности
ЭГ2 Реализация принципа прагматической и социальной целесообразности + Создание специальной информационно-образовательной среды обучения
Осуществление интеграции учебных дисциплин в области компьютерной графики + Реализация принципа прагматической и социальной целесообразности + Создание специальной информационно-образовательной среды обучения
ЭГЗ
Реализация первого педагогического условия, осуществление интеграции учебных дисциплин в области компьютерной графики, осуществлялась путем корректировки учебных программ дисциплин в области компьютерной графики и учебного плана по направлению подготовки 050100.62 «Педагогическое образование», профиль «Технологическое образование».
В связи с тем, что в Сургутском государственном университете подготовка учителей технологии ведется по двум государственным образовательным стандартам с присвоением степени бакалавра и специалиста, учебные планы будут содержать разные дисциплины в области компьютерной графики. Учебный план специальности 050500.68 «Технология и предпринимательство» содержит следующие дисциплины: «Информатика», «Технологический практикум», «Компьютерная графика», «Информационные технологии», «Дизайн интерьера», «Дизайн-проектирование», «Дополнительные вопросы программирования». Учебный план подготовки
учителей технологии, направление 050100.68 «Педагогическое образование» включает такие дисциплины как: «Информатика», «Педагогическая графика», «Типографика (шрифты)», «Основы информационно-графической культуры», «Компьютерная графика в дизайне», «Дизайн интерьера», «Компьютерная анимация и мультимедиа», «Дизайн-проектирование», «Дизайн в рекламе», «Ландшафтный дизайн».
Анализируя направления компьютерной графики (деловая графика, дизайн и художественное творчество, графика для полиграфии, конструкторская графика, трехмерное моделирование, анимация и мультимедиа) мы разработали структурную схему взаимосвязи дисциплин в области компьютерной графики, которая представляет собой совокупность программного обеспечения компьютерной графики; дисциплин в области компьютерной графики, прописанных в учебном плане подготовки учителей технологии; направлений компьютерной графики, адаптированных для профессиональной подготовки учителей технологии и связей между ними. Благодаря последовательности изучения, материал по компьютерной графике раскрывается в последовательной форме:
1. Основы компьютерной графики (виды, области применения, программные средства векторной и растровой графики, основы работы в программах векторной графики).
2. Основные категории компьютерной графики (расширение, разрешение, глубина цвета, дискретизация, масштабирование, цветовые модели, основы работы в программах растровой графики).
3. Основы работы со специальными функциями векторной и растровой графики (для конкретного задания).
4. Основы работы со специализированными редакторами компьютерной графики (создание трехмерной графики, анимации).
Изучая основы компьютерной графики, принцип ее работы, основные функции редакторов, студенты осваивают необходимые функции и последовательность действий для различных операций. В результате, когда начинается изучение специализированных редакторов, студенты быстрее схватывают суть их действия, тем самым повышая скорость и продуктивность своей работы.
Реализация второго педагогического условия — принципа прагматической и социальной целесообразности.
Мы определили, что принцип прагматической и социальной целесообразности является теоретической основой проектной технологии обучения, единицей которой является учебный проект. Последовательность выполнение проектов заложена в учебных программах дисциплин в области компьютерной графики, и их реализация основана на принципе от простого к сложному. На начальном этапе обучения, студенты выполняют проект, ориентированный на
один редактор, в конце обучения студенты выполняют проект, применяя от 2 до 4 редакторов. Все проекты соответствуют реальным заданиям, которые выполняются на различных предприятиях, и, соответственно, на школьном предмете «Технология». Например, выполняя проект «Дизайн одежды», студенты моделируют и создают чертежи изделий в редакторе CorelDraw. Этот проект соответствует заказу, который изготавливается в различных ателье и соответствует разделу «Технология обработки конструкционных и поделочных материалов (элементы графики и черчения) школьного предмета «Технология». Исходя из вышесказанного, все проекты являются значимыми для общества и соответствую принципу прагматическую и социальной целесообразности.
Третье педагогическое условие - создание специальной информационно-образовательной среды обучения.
Специальная информационно-образовательная среда обучения это совокупность компьютерных средств обучения, информационных и образовательных ресурсов, представленных на электронных носителях, информационно-образовательных порталов и технологий дистанционного взаимодействия.
В Сургутском государственном университете создана специальная информационно-образовательная среда обучения. Студенты обучаются компьютерной графике на основе лицензионного программного обеспечения. В арсенале подготовки содержатся русскоязычные графические редакторы последней версии, а именно: CorelDraw, Adobe Photoshop, Adobe Indesign, Adobe Illustrator, Adobe Flash, 3D Max, AutoCAD, ArchiCAD, 3-D Компас. Для всех студентов имеется доступ к сети Интернет, в которой осуществляется необходимый информационный поиск. Так же в сети Интернет студенты могут воспользоваться определенными сайтами, посвященными компьютерной графике. Дополнительную литературу студенты могут найти в электронно-библиотечной ситеме университета.
На кафедре теории и методики профессионального образования Сургутского государственного университета осуществляется дистанционное обучение (студенты-инвалиды, студенты получающие дополнительное образование в Южной Корее в Университете Джунг-Бу). При дистанционном обучении в основном используется электронная почта, по которой передается материал и Skype, для лекционных занятий.
Кафедра теории и методики профессионального образования располагает компьютерным классом, выходом в интернет, проекторами, графическими планшетами, специальным экраном для мультимедийных презентаций, камерами. Учебно-методические комплексы дисциплин содержатся как в бумажном так и в электронном виде, поэтому методические рекомендации и задания для самостоятельной работы студенты получают как в электронном так на бумажном носителях.
Формирование профессиональной культуры учителей сопровождается внедрением в процесс обучения современных средств. К таким средствам относят технологии компьютерной графики. Благодаря разработанным педагогическим условиям и успешной реализации их в вузе, мы запустили процесс современного и эффективного формирования профессиональной культуры будущих учителей технологии при обучении компьютерной графике.
Список литературы
1. Кожуховская С.М. Дизайн-образование. Структура. Содержание и методы реализации: дисс.... д-ра пед. наук : 13.00.08 / Кожуховская Светлана Махтиевна. М., 2012. 406 с.
2. Колбаса М.А. Педагогические условия эффективного развития информационно-графической культуры будущих учителей технологии [Электронный ресурс] II Современные исследования социальных проблем (электронный научный журнал) / М.А. Колбаса. Красноярск: Научно-инновационный центр, 2012. №12 (20). - Режим доступа: http://sisp.nkras.ru/e-ru/ issues/2012/12/kolbasa.pdf
3. Крайнова O.A. Проектирование методической системы обучения студентов дисциплине «Компьютерная графика»: На примере специальности 030100 «Информатика»: дис.... канд. пед. наук : 13.00.08/ Крайнова Ольга Анатольевна. Тольятти, 2004. 208 с.
4. Толковый словарь терминов понятийного аппарата информатизации образования / И.В. Роберт и др.; под ред. И.В. Роберт, Т.А. Лавиной, Л.Л. Босовой. М.: Бином. Лаб. знаний, 2011. 69 с.