УДК 378
Никитин Петр Владимирович
ФГБОУ ВПО «Марийский государственный университет»
Россия, Йошкар-Ола1
Старший преподаватель кафедры математики и информатики и методики обучения
математике и информатике Кандидат педагогических наук E-Mail: [email protected]
Интеграция дисциплин в области мультимедиа в подготовке будущих учителей информатики
Аннотация. На сегодняшний день на учителя информатики возложено не только обучение школьников основам информатики, но и обучению современным информационным технологиям. Ежегодно проводятся всероссийские, республиканские (областные), городские конференции, конкурсы, олимпиады по информатике и информационным технологиям (программированию, графике, офисным технологиям и т.д.) к которым учитель информатики должен подготовить учащихся, как в урочной, так и во внеурочной деятельности. Одним из наиболее популярных направлением информатики является направление мультимедиа. Опыт педагогической практики позволил установить, что большим интересом у учащихся пользуются занятия по компьютерной графике, Web-дизайну, анимации и видео, разработке мультимедийных проектов как эстетического, так и художественного направления, поэтому одной из задач вуза является задача обучения будущих учителей информатики данному направлению. К сожалению, дисциплин, направленных на формирование компетенции в области мультимедиа, в подготовке будущих учителей информатики очень мало. Для более качественной подготовки студентов в данном направлении предлагается использовать технологию междисциплинарной интеграции.
В статье приведен механизм междисциплинарной интеграции в области мультимедиа в обучении будущих учителей информатики, основанный на общедидактических и психологопедагогических условий построения междисциплинарного обучения; введено понятие компетенции в области мультимедиа, описаны основные задачи обучения для ее формирования; приведены примеры компетентностно-ориентированных и итоговых заданий в области мультимедиа, в том числе и мультимедийных образовательных продуктов, созданными студентами, которые внедрены в учебные заведения, как республики Марий Эл, так и за ее пределами. Так же в статье приведены результаты внедрения приведенной технологии в процесс обучения будущих учителей информатики.
Ключевые слова: методика обучения информатике; обучение будущих учителей информатики; междисциплинарная интеграция; компетенция в области мультимедиа; компьютерная графика; издательское дело; видео; аудио; анимация; информационные технологии; компетентностно-ориентированные задания; мультимедийные образовательные продукты.
Идентификационный номер статьи в журнале 05РУЫ314
1 424000, г. Йошкар-Ола, пл. Ленина 1 1
Мультимедиа (multi - много, mediа - среда, т.е. много сред) - это одновременное использование различных форм представления информации и ее обработки в едином объекте-контейнере [4]. То есть, мультимедиа представляет собой современную информационную технологию, которая позволяет объединить в единой среде различные виды информации, таких как текст, графика, анимация, видео, звук. Мультимедиа является одним из наиболее популярных направлений информатики на сегодняшний день, цель которого - создание продукта, содержащего синтез изображений, текстов и данных, сопровождающихся звуком, видео, анимацией и другими звуковыми и визуальными эффектами с механизмами интерактивного управления.
Отметим, что данное направление очень популярно и в школьной среде. Опыт педагогической практики позволил установить, что большим интересом у учащихся пользуются занятия по компьютерной графике, Web-дизайну, анимации и видео, разработке мультимедийных проектов как эстетического, так и художественного направления. Огромные возможности для творческого и эстетического развития учащихся дают школьные студии компьютерной анимации, которые способствуют воспитанию не только учащихся, занятых в создании фильмов, но и юных зрителей. Большой интерес для внеурочной деятельности по информатике представляют школьные видеостудии. Учителя получают возможность создания с помощью мультимедийных технологий учебных и художественных видеофильмов и мультипликации, а так же привлекать для этого своих учеников. Мультимедийные технологии становятся незаменимым инструментом для развития творческих способностей учащихся. Учащиеся могут создавать «произведения искусства» из заранее подготовленных фрагментов, нарисованных, отснятых или записанных, имеют возможность электронного монтажа с точностью до кадра, им подвластны всевозможные видеоэффекты, наложения и преобразования изображений, манипуляции со звуком, компоновка звукового сопровождения и т.д.
Следовательно, в обучении будущих учителей информатики необходимо уделить большое внимание данному направлению, то есть сформировать у них компетенцию в области мультимедиа.
Под компетенцией в области мультимедиа будем понимать способность учителя информатики применять знания, умения и личностные качества для работы с совокупностью тестовой, графической, аудио, видео информацией, анимацией, а так же для создания мультимедийных продуктов [9, С.42].
Для того чтобы сформировать у будущих учителей информатики компетенцию в области мультимедиа необходимо решить следующие задачи: обучить основам компьютерной графики, основам работы с аудиоматериалами, основам работы с видеоматериалами, основам работы с анимацией, созданию мультимедийных образовательных продуктов [12].
Одной из ключевых дисциплин в формировании компетенции в области мультимедиа в обучении будущих учителей информатики является «Компьютерные сети, интернет и мультимедиа технологии», но количество часов, выделяемых на данную дисциплину, не позволяет в полной мере сформировать данную компетенцию. Поэтому, на наш взгляд, формировать компетенцию в области мультимедиа необходимо на основе междисциплинарного подхода (междисциплинарной интеграции).
В отечественной и зарубежной научной литературе вопросы междисциплинарной интеграции рассмотрены достаточно подробно (Г. Бергер, Н.В. Борисов, В.Г. Буданов, В.И. Вершинин, В. Каган, В.Н. Максимова, Э.М. Мирской, Н. Чебышев, Б. Чендов и др), так же выделены общедидактические и психолого-педагогические условия организации
междисциплинарной интеграции в высшей школе в условиях компетентностного подхода [8,
10, 11].
ФГОС ВПО 050100 «Педагогическое образование» состоит из следующих учебных циклов: гуманитарный, социальный и экономический, математический и естественнонаучный, профессиональный и разделов: физическая культура, учебная и производственная практики, итоговая государственная аттестация. Каждый учебный цикл имеет базовую (обязательную) часть и вариативную (профильную), устанавливаемую вузом. Вариативная (профильная) часть дает возможность расширения и (или) углубления знаний, умений, навыков и компетенций, определяемых содержанием базовых (обязательных) дисциплин (модулей), позволяет обучающимся получить углубленные знания и навыки для успешной профессиональной деятельности и (или) продолжения профессионального образования в магистратуре [11]. Причем каждый из циклов содержит в себе дисциплины по выбору студентов, а профессиональный цикл и факультативы. Следовательно, согласно данному ФГОС, ВУЗ (кафедра) может осуществлять междисциплинарную интеграцию, в частности в области мультимедиа, вводя новые курсы (дисциплины) в виде факультативов или дисциплин по выбору студентов.
Исходя из приведенного выше определения компетенции в области мультимедиа, ее структуру будут составлять теоретические знания, практические умения и навыки в области мультимедиа, а так же способность применять полученные знания и умения в профессиональной педагогической деятельности. Следовательно, сформированность компетенции в области мультимедиа можно спроецировать на оценку теоретических знаний, практических умений и навыков, а так же оценки педагогической деятельности студентов. Поэтому, модуль дисциплин в области мультимедиа будет изучаться по следующему алгоритму: изучение теоретического материала; выполнение лабораторных работ по образцу; выполнение компетентностно-ориентированных заданий; выполнение итогового задания.
Компетентностно-ориентированное задание - это задание, ориентированное на развитие конкретных заранее заданных компетенций в определенной области, в данном случае в области мультимедиа. Применение таких заданий не исключает оригинальности и творческого исполнения. Применять их необходимо после первичного закрепления материала (после лабораторных работ по образцу). Студентам при выполнении заданий такого типа дается свобода выбора программного обеспечения, сюжета, постановки проблемы и т.д [7].
Учитывая общедидактические и психолого-педагогические условия организации междисциплинарной интеграции, а так же структуру компетенции в области мультимедиа и структуру федерального государственного образовательного стандарта 050100 «Педагогическое образование», приведем механизм междисциплинарной интеграции в области мультимедиа в подготовке будущих учителей информатики.
На первом курсе в подготовке будущих учителей информатики в профессиональном цикле присутствуют дисциплины: «Программное обеспечение ЭВМ», «Вводный курс программирования». На наш взгляд, на данных дисциплинах большая часть должна уделяться теоретическим аспектам мультимедиа, закрепленными небольшими лабораторными работами. В частности, на дисциплине «Программное обеспечение ЭВМ» студенты должны познакомиться со следующими теоретическими вопросами, связанных с мультимедиа: представление и кодирование различных видов информации (текст, графика, звук, видео и т.п.); основные виды компьютерной графики, форматы и редакторы. Практические работы в области мультимедиа направлены на работу с текстовой и графической информацией, созданием мультимедийных презентаций средствами MS Office (Open Office). На дисциплине «Вводный курс программирования» студенты должны познакомиться (в области мультимедиа) с понятием и представлением понятия «фрактальная графика», компьютерная
анимация, а так же познакомиться с обработкой и представлением аудио информации с помощью компьютера. Компетентностно-ориентированные задания в области мультимедиа на данных дисциплинах не предусмотрены.
Следующей дисциплиной в области мультимедиа в подготовке будущих учителей информатики мы предлагаем ввести дисциплину «Компьютерная графика и издательское дело», которая относится к дисциплинам по выбору студентов. Данная дисциплина будет изучаться перед дисциплиной «Компьютерные сети, Интернет и мультимедиа технологии» и основной ее задачей является создание студентами собственных, дизайнерских печатных продуктов. Отметим, что одним из важнейших принципов программных образовательных продуктов является высокохудожественный дизайн. Только при соблюдении законов стиля и красоты разработка становится эффективным инструментом в области применения. Следовательно, необходимо в процессе периода обучения в вузе, у будущих учителей информатики развить «художественный вкус». Данной теме должно уделяться большое внимание, так как ни в каких других курсах стандарта, связанных с изучением мультимедиа, вопросы графического дизайна, web-дизайна не рассматриваются. А именно по внешнему виду (интерфейсу) складывается основное мнение о продукте.
Изучение данной дисциплине мы предлагаем по следующему плану:
• введение в графический дизайн: размер, форма, цвет, текстура, размещение, шрифт, композиция;
• цветовые модели, фотоформы: интуитивные, аддитивные, субтрактивные,
перцепционные модели; цветовые профили, смесевые цвета; перекрытие краски, треппинг, линиатура растра, маур;
• растровая графика: определение, разрешение, форматы растровых изображений; основные инструментальные средства растровой графики в ОС Windows, OC LINUX;
• векторная графика: определение, разрешение, форматы векторных
изображений; основные инструментальные средства векторной графики в ОС Windows, OC LINUX;
• издательское дело: назначение, структура, основные характеристики
издательских систем;
• виды печати: основные виды печати; преимущества и недостатки; современные печатные машины в издательском деле.
Алгоритм изучения данной дисциплины следующий: изучение теоретического
материала; выполнение лабораторных работ (работы с растровыми редакторами Adobe Photoshop, GIMP; векторными редакторами Adobe Illustrator, Corel Draw, Incskape; издательскими системами PageMaker, Adobe InDizing и другими); выполнение компетентностно-ориентированного задания; выполнение итогового задания.
В качестве компетентностно-ориентированного задания мы предлагаем следующее: создайте плакат, афишу и т.п. на заданную тему и сохраните данный плакат в формате удобном для печати, для размещения в интернете. Объясните данный выбор.
На рисунке 1 приведен пример выполненного студентами задания. Отметим, что выбор инструментальных средств для создания продукта происходит случайным образом (OC Linux, OC Windows).
БХЩ БЕСПЛАТНЫЙ ---------- ---
Рис. 1. Плакат-афиша «Пираты Малой Кокшаги»
В качестве итогового задания студентам предлагалось подготовить печатное издание (газета, журнал, буклет) на выбранную ими тему. Выбор программных и инструментальных средств для создания данного продукта происходит самостоятельно. Одно из обязательных условий: в издании должно отражаться какое-нибудь исследование по выбранной теме (анкетирование, статистика, наблюдение, тестирование и т.д.). Печать, нарезка, склейка (скрепка) издания производится самими студентами (при контроле мастера) в типографии на соответствующих машинах (станках).
Критерии оценки данного издания следующие: объем издания, оригинальность, структурированность, единство стиля издания, подбор цветовой палитры, создание собственных графических элементов, оптимизация графических объектов, логичность и ясность изложения материала, перекрытие краски, треппинг, линиатура растра, маур и т.п.
На рисунке 2 приведены 12 и 13 страницы журнала «Аниме в современном мире», созданного студентами. В данном буклете описана культура модного на сегодняшний день направления Аниме. Приведена история, предпосылки развития, основные направления. Так же дается опрос студентов группы на знание направления Аниме и их отношения к нему.
Рис. 2. Пример страницы итогового задания по дисциплине «Компьютерная графика и
издательское дело»
Следующей важной дисциплиной в формировании компетенции в области мультимедиа у будущих учителей информатики является дисциплина «Компьютерные сети, Интернет и мультимедиа технологии».
С учетом изучения дисциплины «Компьютерная графика и издательское дело» на данной дисциплине в области мультимедиа рассматриваются следующие вопросы:
1. Работа с аудио. Форматы цифрового звука, этапы технологического процесса
производства звуковых компонентов (запись, обработка записанного материала, удаление шумов, монтаж фонограммы, частотная обработка, применение эффектов, контрольное прослушивание и сохранение аудиофайла в формате). Работа в аудиоредакторах ОС Windows и OC LINUX.
2. Работа с видео. Цифровое, аналоговое видео. Основные характеристики видео
(глубина цвета, качество изображения, экранное разрешение, частота кадра), основные видео форматы. Линейный и нелинейный монтаж. Работа в видеоредакторах ОС Windows и OC LINUX.
3. Работа с анимацией. Покадровая анимация, анимация движения, анимация
превращения. Создание анимации во Flash, основы ActionScript.
В качестве компетентностно-ориентированных заданий предлагаются следующие:
1. Создайте музыкальную микшеровку, состоящую из 4-5 песен, объединенные по
какому-нибудь сюжету. Продолжительность не более 90 с, присутствие «своего голоса» обязательно.
2. Произвести «озвучку» фрагмента заданного художественного фильма. Дать ролику название, сохранить в формате, удобном для экспорта в глобальную сеть интернет. Объяснить сделанный выбор.
3. Создайте анимацию в программе Macromedia (ADOBE) Flash. Анимация должна содержать сюжетную линию, все виды Flash-анимации, звуковое сопровождение и элементы ActionScript. Длительность анимации должна быть не меньше 60 секунд и содержать минимум десять объектов.
В качестве итогового задания на данной дисциплине студентам предлагалось создать мультимедийную презентацию на выбранную тему. Презентация обязательно должна быть выполнена на языках программирования, содержать динамичное и эффектное вступление, главную страницу, основные информационные страницы, приложения (авторы, статистика и т.п.). В презентации должна быть четко продумана навигация (переход с любой страницы на любую другую), так же должно быть встроено видео с кнопками управления, звуковое сопровождение страниц.
Ниже приведем примеры созданных студентами мультимедийных презентаций.
• Мультимедийная презентация «Профессия моей мечты».
«У меня растут года, будет и семнадцать. Где работать мне тогда, чем заниматься? Инженеру хорошо, а доктору - лучше, я б детей лечить пошел, пусть меня научат...».
Именно этому посвящена данная презентация - популярным, по мнению студентов, профессиям. Такими, на их взгляд, являются: пожарный, полицейский, спортсмен (тренер), дизайнер, врач, шоумен, бизнесмен (рис. 3).
Рис. 3. Главная страница презентации «Профессия мечты»
Презентация сделана на DHTML, содержит эффектное динамическое вступление, основную часть презентации, в которой «идут» ссылки на следующие страницы: информация о профессиях, авторы, статистика. Каждая страница сопровождается звуковыми эффектами, фотографиями, видео, анимацией, кнопками управления (интерактивностью) (рис. 4).
Рис. 4. Страница презентации «профессия мечты»
• Мультимедийная презентация «Физмат - это круто!!!»
Содержит информацию об учебе и буднях студента физико-математического факультета. Является агитационным продуктом, все факты, анимация, фотографии реалистичны. Презентация создана в программе Adobe Flash, с помощью языка программирования ActionScript (рис 5).
Рис. 5. Заставка к презентации «Физмат - это круто!!!»
Данная презентация содержит эффектное динамическое вступление, основную часть презентации, в которой «идут» ссылки на соответствующие страницы. Каждая страница сопровождается звуковыми эффектами (которые можно отключать), фотографиями, анимацией, кнопками управления (интерактивностью) (рис. 6).
Главная
Если ты решился стать одним из нас?
Расписание
шшг шг
Фото
Абитуриенту
- тебя больше не будут пугать такие слова как "Интегралл", "Дифференциальные уравнения" и "Логорифм";
- будешь легко разбираться с ТигЬоРазса1, Ваэю, С++, Ое1рЫ;
- перестанешь при упоминании таких слов, Аты студент? как СЕССИЯ, ПРИМАТ, и ФИЗКУЛЬТУРА НА
ЛЫЖАХ испытывать животный страх и Решился? вести себя, как африканская птица страус;
^вто^
- заработать сон крепкий, детский с цветными снами во весь экран с разрешением 800 х 600 в режиме True color.
StopMusic
Рис. 6. Одна из страниц презентации «Физмат - это круто!!!»
Так же студентами созданы следующие презентации: «Приключение немцев в Йошкар-Оле», «Наша группа 10 лет спустя», «Школа моей мечты», «Приключение домовенка Кузи по МарГУ», «Экстремальный интернет» и другие.
Таким образом, в результате изучения выше перечисленных дисциплин, у студентов формируются локальные компетенции в области мультимедиа, а именно в области компьютерной графики, дизайна, аудио, видео, анимации, а так же компетенции в области интеграции мультимедиа с программированием и сетевыми технологиями, которые необходимы учителю информатики в его профессиональной деятельности. Полученные знания студенты применяют на педагогической практике при организации внеклассной работы по информатике с учащимися.
Но, на наш взгляд, основным критерием в формировании компетенции в области мультимедиа является создание студентами мультимедийных образовательных продуктов. Следовательно, на дисциплине «Использование информационных и коммуникационных технологий в образовании» обязательным заданием должно быть задание на создание данного продукта. Отметим, что инструментальные средства для создания мультимедийных образовательных продуктов (обработка графики, аудио, видео, анимации, инструментальные среды, языки программирования) происходит не по «указке» преподавателя, а по осознанному выбору студентов, что свидетельствует о сформированности как компетенции в области мультимедиа и программирования, так сформированности пользовательской компетенции []. Созданные продукты студенты активно используют на педагогической практике.
Ниже приведены примеры разработанных студентами мультимедийных образовательных продуктов.
1. Тренажёр «Устройство компьютера».
Тренажер имеет дружественный интерфейс, максимально приближенный к реальному системному блоку (рис. 7).
Рис. 7. Основная часть программы-тренажера «Архитектура компьютера»
Учащиеся могут «брать» основные устройства компьютера (процессор, оперативная память, видеоадаптер, жесткий диск, CD-ROM и т.д.) и устанавливать их на материнской плате. Кроме того, учащимся необходимо подключить HDD и DVD питание, а так же использовать термопласту, что делает процесс сборки системного блока более реалистичным. После сборки системного блока, ученики запускают его. Если системный блок был собран правильно, то произойдет загрузка, если нет - то программа покажет, где была совершена ошибка. Так же тренажер содержит интерактивные ссылки, которые позволяют настроить данную программу под каждого пользователя и справочник. Применение справочника в программе позволяет ученикам в любой момент времени обратиться к определениям частей компьютера и узнать об их предназначении (рис. 8).
Рис. 8. Справочник основных устройств компьютера
Все результаты учащихся фиксируются и сохраняются в его персональном профиле, что позволяет учителю отследить прогресс обучаемого, учесть сильные и слабые стороны при изучении темы «Устройство компьютера».
2. Тренажер «Системы счисления».
С помощью данного тренажера учащиеся могут самостоятельно проверять свои знания и умения по работе с числами в различных системах счисления. Тренажер имеет дружественный интерфейс и содержит все разделы по теме «Системы счисления» основного курса информатики в средней школе (рис. 9). Отметим, что все числа в тренажере появляются случайным образом, что дает лучшую возможность для самостоятельной подготовки учащихся по данной теме.
П<ар<^.3оо> ывоичных чис<^!\ в '2>4'СЯ’гичнук> сист&мц счись&ния
А-а8снЛг<г вспомним, ч<гм Вы ъ/анимамсь на ьрои^./\ом урок<£.
£)Г\<гр<гВе.’а>ит(г ск^ц&щы^. чисьа '5><г.сятичноА систе мы счисмгния 6 ^воычнцю'-
6 _ Ю"
14 _
Ю"
(Ю[Р©1Ш(М[Р(Ш‘П¥Ы?
Рис. 9. Тренажер «Системы счисления»
На дисциплине «Методика и теория обучения информатики», которая идет параллельно с дисциплиной «Использование информационных и коммуникационных технологий в образовании», будущие учителя информатики учатся грамотно применять созданные ими мультимедийные образовательные продукты в педагогической деятельности. В связи с этим, во время педагогической практики студентов отслеживается эффективность обучения информатике учащихся (рост мотивации школьников к изучению информатики, участие в творческой, проектной, исследовательской деятельности) (рис.10).
и
с;
о
5
з- оа
2 Ё
0 * =Г О
1 3
о
90
80
70
60
50
40
30
20
10
0
я=
применение средств ИКТ на уроках информатики
применение
собственных
образовательных
продуктов
вовлечение учащихся в проектную деятельность
□ экспериментальная группа □ контрольная группа
Рис/10. Применение знаний и умений в области информационных технологий в педагогической деятельности студентов
В заключении отметим, в результате внедрения технологии междисциплинарной интеграции в области мультимедиа в процесс подготовки будущих учителей информатики качество обучения будущих учителей значительно повысилось. В частности, к пятому курсу
студенты имеют не только высокие знания и умения в области мультимедиа, в области создания и применения мультимедийных образовательных продуктов, но и свои продукты, разработанные с соблюдением этических и юридических аспектов, которые активно используются в дальнейшей профессиональной деятельности [1-6].
ЛИТЕРАТУРА
1. Информационный образовательный ресурс локального доступа «Автоматизированная система анализа результатов психолого-педагогических исследований» /А.А. Ивойлов, Р.И. Горохова, П.В. Никитин / Свидетельство о регистрации электронного ресурса № 18018 от 15.03.2012 г. Инв.номер ВНТИЦ № 50201250323 от 15.03.2012.
2. Информационный образовательный ресурс локального доступа «Интернет-
тренажер - средство и метод контроля знаний учащихся» / П.В. Никитин, А.С. Брекоткин / Свидетельство о регистрации электронного ресурса № 16017 от 19.07.2010 г. Инв.номер ВНТИЦ № 50201050098 от 19.07.2010.
3. Информационный образовательный ресурс локального доступа «Компьютерная
программа «Конструктор уроков» / М.К. Черепинин, П.В. Никитин / Свидетельство о регистрации электронного ресурса № 17187 от 15.03.2012 г. Инв.номер ВНТИЦ № 50201150809 от 14.06.2011.
4. Информационный образовательный ресурс локального доступа
«Мультимедийный учебник «Мультимедийные технологии в ОС Windows и OC LINUX» / П.В. Никитин, Р.И. Горохова, Л.В. Зонова, Е.А Косарева / Свидетельство о регистрации электронного ресурса № 16396 от 17.11.2010 г. Инв.номер ВНТИЦ № 50201050165 от 19.07.2010.
5. Информационный образовательный ресурс локального доступа
«Образовательный сайт «Школьная видеостудия» / А.И. Санников, П.В. Никитин / Свидетельство о регистрации электронного ресурса № 17186 от 15.03.2012 г. Инв.номер ВНТИЦ № 50201150808 от 14.06.2011.
6. Информационный образовательный ресурс локального доступа «Электронное
учебное пособие «Основные возможности векторного редактора Inkscape» / М.В. Казакова, П.В. Никитин, А.И. Мельникова, Р.И. Горохова / Свидетельство о регистрации электронного ресурса № 19206 от 20.05.2013 г. Инв. номер ВНТИЦ № 50201350507 от 28.05.2013.
7. Мельникова А.И., Никитин П.В. Применение модульной в обучении будущих
учителей информатики к созданию и применению современных средств ИКТ // Образовательные технологии и общество (Educational Technology & Society), 2013. Т. 13. № 1. С. 416-427. URL http://
http://ifets.ieee.Org/russian/depository/v16_i2/html/3.htm.
8. Никитин П.В. Роль междисциплинарных связей в аспекте компетентностного подхода при подготовке будущих учителей информатики // Образовательные технологии и общество (Educational Technology & Society), 2011. Т. 14. № 1. С. 317-337. URL http://ifets.ieee.org/russian/depository/v13_i1/html/15.htm2011.
9. Никитин П.В. Формирование предметных компетенций в области информационных технологий будущих учителей информатики на основе междисциплинарного подхода. Дисс. канд. пед. наук: 13.00.02 - М,. 2013. - 220 с.
10. Никитин П.В., Коляго А.Л. Интеграция дисциплин гуманитарного и профессионального циклов при подготовке будущих учителей информатики // Фундаментальные исследования. - 2014. - № 5 (часть 2). - стр. 366-ЭТО; иКЬ: ’^^^гае.гиЯ8/?8ес1;юп=соп1еп1&ор=8ко’^аг1;1с1е&аг11с1е_1ё=10003150
11. Никитин П.В. Междисциплинарная методическая система формирования профессиональной компетентности у будущих учителей информатики // Вестник ЧГПУ им. И.Я. Яковлева, 2010. - № 3(67) - С. 127-1Э5.
12. Никитин П.В., Мельникова А.И., Горохова Р.И. К вопросу о формировании предметных компетенций в области информационных технологий будущих учителей информатики // Электронный журнал «Вестник Московского государственного областного университета» [Сайт]. - 201Э. - № 4. - ЦКЪ: Ьйр://’^^^еуе81шк-т§ои.ги/Аг1;1с1е8/У1е’^487
Рецензент: Апакаев Петр Андреевич, профессор, доктор педагогических наук, профессор кафедры педагогики и методики начального обучения ФГБОУ ВПО «Марийский государственный университет».
Petr Nikitin
MarSU
Russia, Yoshkar-Ola E-Mail: [email protected]
Integration of disciplines in field of multimedia in training of future teachers of computer science
Abstract. Teacher of computer science should teach students not only the basics of informatics, but also to prepare for olympiads, competitions, conferences, etc. One of the most popular trend in the field is the direction of multimedia. Unfortunately, disciplines, aimed at creating competence in field of multimedia, in the preparation of future teachers of computer is very small. For better preparation of students in this area are encouraged to use technology interdisciplinary integration.
The article gives mechanism for interdisciplinary integration in field of multimedia in teaching future teachers of computer science; introduced the concept of competence in the field of multimedia, describes the basic learning objectives for its formation; shows examples of the competence-oriented and final tasks in field of multimedia; shows examples of multimedia educational products; shows the results of the introduction of technology here in the learning process of future science teachers.
Keywords: methodology of teaching informatics; training future teachers of computer science; interdisciplinary integration; competence in the field of multimedia; computer graphics; publishing; video; audio; animation; information technology; competence-oriented tasks; multimedia educational products.
Identification number of article 05PVN314
REFERENCES
1. Informacionnyj obrazovatel'nyj resurs lokal'nogo dostupa «Avtomatizirovannaja sistema analiza rezul'tatov psihologo-pedagogicheskih issledovanij» /A.A. Ivojlov, R.I. Gorohova, P.V. Nikitin / Svidetel'stvo o registracii jelektronnogo resursa № 18018 ot 15.03.2012 g. Inv.nomer VNTIC № 50201250323 ot 15.03.2012.
2. Informacionnyj obrazovatel'nyj resurs lokal'nogo dostupa «Internet-trenazher -sredstvo i metod kontrolja znanij uchashhihsja» / P.V. Nikitin, A.S. Brekotkin / Svidetel'stvo o registracii jelektronnogo resursa № 16017 ot 19.07.2010 g. Inv.nomer VNTIC № 50201050098 ot 19.07.2010.
3. Informacionnyj obrazovatel'nyj resurs lokal'nogo dostupa «Komp'juternaja programma «Konstruktor urokov» / M.K. Cherepinin, P.V. Nikitin / Svidetel'stvo o registracii jelektronnogo resursa № 17187 ot 15.03.2012 g. Inv.nomer VNTIC № 50201150S09 ot 14.06.2011.
4. Informacionnyj obrazovatel'nyj resurs lokal'nogo dostupa «Mul'timedijnyj uchebnik «Mul'timedijnye tehnologii v OS Windows i OC LINUX» / P.V. Nikitin, R.I. Gorohova, L.V. Zonova, E.A Kosareva / Svidetel'stvo o registracii jelektronnogo resursa № 16396 ot 17.11.2010 g. Inv.nomer VNTIC № 50201050165 ot 19.07.2010.
5. Informacionnyj obrazovatel'nyj resurs lokal'nogo dostupa «Obrazovatel'nyj sajt «Shkol'naja videostudija» / A.I. Sannikov, P.V. Nikitin / Svidetel'stvo o registracii jelektronnogo resursa № 17186 ot 15.03.2012 g. Inv.nomer VNTIC № 50201150808 ot 14.06.2011
6. Informacionnyj obrazovatel'nyj resurs lokal'nogo dostupa «Jelektronnoe uchebnoe posobie "Osnovnye vozmozhnosti vektornogo redaktora Inkscape" / M.V. Kazakova, P.V. Nikitin, A.I. Mel'nikova, R.I. Gorohova / Svidetel'stvo o registracii jelektronnogo resursa № 19206 ot 20.05.2013 g. Inv. nomer VNTIC № 50201350507 ot 28.05.2013
7. Mel'nikova A.I., Nikitin P.V. Primenenie modul'noj v obuchenii budushhih uchitelej informatiki k sozdaniju i primeneniju sovremennyh sredstv IKT // Obrazovatel'nye tehnologii i obshhestvo (Educational Technology & Society), 2013. T. 13. № 1. S. 416-427. URL http:// http://ifets.ieee.org/russian/depository/v16_i2/html/3.htm.
S. Nikitin P.V. Rol' mezhdisciplinarnyh svjazej v aspekte kompetentnostnogo podhoda
pri podgotovke budushhih uchitelej informatiki // Obrazovatel'nye tehnologii i obshhestvo (Educational Technology & Society), 2011. T. 14. № 1. S. 317-337. URL http://ifets.ieee.org/russian/depository/v13_i1/html/15.htm2011.
9. Nikitin P.V. Formirovanie predmetnyh kompetencij v oblasti informacionnyh tehnologij budushhih uchitelej informatiki na osnove mezhdisciplinarnogo podhoda. Avtoref. diss. kand. ped. nauk: 13.00.02 - M,. 2013. - 24 s.
10. Nikitin P.V., Koljago A.L. Integracija disciplin gumanitarnogo i professional'nogo
ciklov pri podgotovke budushhih uchitelej informatiki // Fundamental'nye
issledovanija. - 2014. - № 5 (chast' 2). - str. 366-370; URL:
www.rae.ru/fs/?section=content&op=show_article&article_id=10003150
11. Nikitin P.V. Mezhdisciplinarnaja metodicheskaja sistema formirovanija professional'noj kompetentnosti u budushhih uchitelej informatiki // Vestnik ChGPU im. I.Ja. Jakovleva, 2010. - № 3(67) - S. 127-135.
12. Nikitin P.V., Mel'nikova A.I., Gorohova R.I. K voprosu o formirovanii predmetnyh
kompetencij v oblasti informacionnyh tehnologij budushhih uchitelej informatiki // Jelektronnyj zhurnal «Vestnik Moskovskogo gosudarstvennogo oblastnogo universiteta» [Sajt]. - 2013. - № 4. - URL: http://www.evestnik-
mgou.ru/Articl e s/View/487.