Научная статья на тему 'Методические особенности использования средств мультимедиа на уроках информатики и ИКТ'

Методические особенности использования средств мультимедиа на уроках информатики и ИКТ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1030
124
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СРЕДСТВА МУЛЬТИМЕДИА / ОСНОВНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ МУЛЬТИМЕДИА / ТЕХНИЧЕСКИЕ СРЕДСТВА / КОМПЬЮТЕРНЫЕ ПРЕЗЕНТАЦИИ / МЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯ ИНФОРМАТИКИ / ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / MULTIMEDIA TOOLS / BASIC MULTIMEDIA TECHNOLOGIES / HARDWARE / COMPUTER PRESENTATIONS / COMPUTER SCIENCE TEACHING METHODOLOGY / PROJECT ACTIVITY

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Садулаева Билянт Султановна

В статье в результате изучения характеристик средств мультимедиа и их возможностей выделены две составляющие мультимедиатехнологий технические средства и компьютерные презентации, структурировано их содержание. Описаны методические особенности использования средств мультимедиа на уроке информатики. Представлен план учебного курса «Мультимедийная презентация», направленного на формирование у учащихся компетенций в области информационно-коммуникативных технологий посредством осуществления проектной деятельности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Methodological features of multimedia tools application at computer science and ICT lessons

Studying the features of multimedia tools and their resources, the article distinguishes two components of multimedia technologies hardware and computer presentations, and structures their content. The author describes methodological features of multimedia tools application at the computer science lesson. The paper presents a plan of the "Multimedia Presentation" course aimed at development of students' competences in the field of information and communication technology by means of project activities.

Текст научной работы на тему «Методические особенности использования средств мультимедиа на уроках информатики и ИКТ»

УДК 378.14:004

Садулаева Билянт Султановна

кандидат педагогических наук, доцент,

доцент кафедры прикладной математики и механики

Чеченского государственного университета

МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ СРЕДСТВ МУЛЬТИМЕДИА НА УРОКАХ ИНФОРМАТИКИ И ИКТ

Sadulaeva Bilyant Sultanovna

PhD in Education Science, Assistant Professor, Applied Mathematics and Mechanics Department, Chechen State University

METHODOLOGICAL FEATURES OF MULTIMEDIA TOOLS APPLICATION AT COMPUTER SCIENCE AND ICT LESSONS

Аннотация:

В статье в результате изучения характеристик средств мультимедиа и их возможностей выделены две составляющие мультимедиатехноло-гий - технические средства и компьютерные презентации, структурировано их содержание. Описаны методические особенности использования средств мультимедиа на уроке информатики. Представлен план учебного курса «Мультимедийная презентация», направленного на формирование у учащихся компетенций в области информационно-коммуникативных технологий посредством осуществления проектной деятельности.

Ключевые слова:

средства мультимедиа, основные технологии мультимедиа, технические средства, компьютерные презентации, методика преподавания информатики, проектная деятельность.

Summary:

Studying the features of multimedia tools and their resources, the article distinguishes two components of multimedia technologies - hardware and computer presentations, and structures their content. The author describes methodological features of multimedia tools application at the computer science lesson. The paper presents a plan of the "Multimedia Presentation" course aimed at development of students' competences in the field of information and communication technology by means of project activities.

Keywords:

multimedia tools, basic multimedia technologies, hardware, computer presentations, computer science teaching methodology, project activity.

Средства мультимедиа - это совокупность аппаратных и программных средств, позволяющих представить информацию в виде, обеспечивающем ее восприятие одновременно несколькими органами чувств.

В энциклопедическом словаре для начинающих В.А. Поспелов пишет: «Мультимедиа - область компьютерной технологии, связанная с использованием информации, имеющей различное физическое представление (текст, графика, рисунок, звук, анимация, видео и т. п.) и/или существующей на различных носителях (магнитные и оптические диски, аудио- и видеоленты и т. д.)» [1].

В учебном курсе «Персональный компьютер» авторы С.В. Глушаков и И.В. Мельников определяют мультимедиа как «сумму технологий, позволяющих компьютеру вводить, обрабатывать, хранить, передавать и отображать (выводить) такие типы данных, как текст, графика, анимация, оцифрованные неподвижные изображения, видео, звук, речь» [2].

В работе Б.Б. Андресен и К. ван ден Бринк «Мультимедиа в образовании: специализированный учебный курс» представлено следующее определение: «Под мультимедиа следует понимать компьютерное дидактическое средство, которое, предъявляя содержание учебного материала в эстетически организованной интерактивной форме с помощью двух модальностей (звуковой и визуальной), обеспечивает эффективное протекание перцептивно-мнемонических процессов, позволяет реализовать основные дидактические принципы и способствует достижению как образовательных целей обучения, так и целей развития» [3]

Рассмотрим характеристику средств мультимедиа и их возможностей. Как видно на рисунке 1, технологии мультимедиа включают в себя технические средства и компьютерные презентации.

Технические средства - это средства ввода, вывода аудио- и видеоинформации и носители информации.

Компьютерные презентации - это программные средства создания презентаций, средства демонстрации презентаций, а также непосредственно содержание и структура презентации.

Урок информатики и информационно-компьютерных технологий по своему определению предполагает максимальное использование информационно-коммуникационных средств, технологий и мультимедиа, поэтому выделение методических особенностей использования средств мультимедиа представляется крайне важным.

Рисунок 1 - Основные технологии мультимедиа

Следует акцентировать внимание на следующих особенностях:

1) разработка технологической карты, в которой выделены целевой (планируемые результаты), содержательный (этапы работы) и операциональный (задания для учащихся) разделы;

2) соблюдение правил работы со средствами мультимедиа;

3) возможность интерактивного взаимодействия учащихся.

Помимо указанных разделов, технологическая карта включает в себя основные пункты разработки мультимедийного урока.

В процессе подготовки к урокам должны быть разработаны и структурированы требования и на их основе сформулированы правила по использованию мультимедиа на занятиях по информатике с учетом санитарно-гигиенических норм, возрастных особенностей и специфики психологического воздействия мультимедиа на учащихся, эстетических и организационно-методических особенностей использования рассматриваемых видов наглядности.

При составлении презентации необходимо придерживаться конкретных правил. Применение средств мультимедиа на уроке требует определенной организации соответствующего этапа урока и соблюдения образовательных условий работы. Необходимо предварительно подготовить учащихся к просмотру. В качестве подготовки можно провести беседу, в которой учитель умело поставленными вопросами поможет детям вспомнить все то, что они знают по данной теме.

Учащимся может быть продемонстрирован фильм в виде полного фильма или курса, представленного по частям, хрестоматии, фрагментов кино, видеофильмов. Отбор содержания фильма происходит согласно как образовательным, так и воспитательным целям. Учитель проводит звуковое сопровождение видеофрагмента в случае необходимости.

Умение создавать и использовать мультимедиа в учебной и профессиональной деятельности - необходимое условие осуществления эффективной деятельности в современном мире, поэтому члены информационно-коммуникационного общества, которое находится в стадии становления, должны владеть навыками работы со средствами мультимедиа.

Теме «Мультимедиа» в разделе «Информационно-коммуникационные технологии» дисциплины «Информатика» уделяется достаточно много времени, с тем чтобы у учащихся сформировались компетенции в данной области знаний. Основная задача данного материала - знакомство с программой МБ РошегРот! Особенности изучения содержания курса «Мультимедийная презентация», планирование видов и объемов работ представлены в таблице 1.

Таблица 1 - Календарно-тематическое планирование курса «Мультимедийная презентация»_

№ Материал урока

1 Знакомство с программой MS PowerPoint. Работа с объектами в среде программы

2 Разработка презентации: ее структура. Презентация на основе заготовок

3 Создание простой презентации. Добавление и удаление слайдов

4 Вставка объектов: текста, картинок и пр. Настройка длительности при предварительном показе слайдов

5 Вставка звуков. Воспроизведение звуков в режиме показа слайдов

6 Установка длительности показа слайда

7 Запись речевого сопровождения при показе слайдов

8 Работа над презентацией

9 Вставка видеоклипов. Воспроизведение клипов в режиме показа слайдов

10 Изменение параметров воспроизведения видеоклипа

11 Вставка видеоклипа как объекта

12 Создание презентации, показываемой без участия учащегося

13 Работа над проектом-презентацией

14 Печать презентации. Печать отдельных слайдов

15 Защита мини-проекта

Вставка звуков в презентацию производится: из файла, коллекции картинок, с внешнего носителя, из сети Интернет.

Блок, посвященный работе с видеоинформацией, включает изучение следующих вопросов: вставка видеоклипа в презентацию; воспроизведение видеоклипа в режиме показа слайдов; изменение параметров настройки воспроизведения видеоклипа; вставка видеоклипа в качестве объекта или гиперссылки; вставка видеофрагмента из Интернета.

После овладения учеником всеми операциями, необходимыми для создания мультимедиа-презентации, наступает этап повторения и закрепления изученного материала курса, после которого учащиеся должны самостоятельно подготовить проект. 2 часа в плане отведено на рассмотрение дополнительных вопросов. Завершается курс защитой мини-проекта. По аналогии с предложенным М.Д. Даммер в работе [4] проектом назовем данный мини-проект «Электронный багаж школьника», который составят все разработанные учеником и профессионально оформленные законченные презентации.

Проектная деятельность является достаточно часто используемым методом обучения. Данный метод входит в личностно-деятельную парадигму обучения и направлен на развитие исследовательских и творческих способностей обучающихся. Метод проектов представляет собой эффективную интеграцию теоретических знаний с их практическим приложением в решении проблемных задач окружающей действительности и используется в совместной деятельности обучающихся. Объяснительно-иллюстративные и личностно ориентированные технологии способствуют процессу самоопределения учащихся.

Основная проблема изучения описанного выше материала - ограниченность во времени. В ходе изучения темы работы в MS PowerPoint возможны выбор учащимися материала любого школьного предмета, его обработка, создание презентации и демонстрация данной презентации на соответствующем уроке одноклассникам. Такая постановка работы способствует более тщательному изучению учебного материала, углублению межпредметных знаний и накоплению электронных пособий по различным предметам.

Внедрение средств мультимедиа в учебный процесс значительно повышает эффективность урока за счет визуализации моментов, которые иначе педагогу пришлось бы описывать вербально, повышает интерес учащихся к изучаемой дисциплине, позволяет достичь большей глубины понимания учебного материала, расширяет границы восприятия учебного материала учащимися и, соответственно, повышает качество образования.

Ссылки:

1. Информатика. Энциклопедический словарь для начинающих / под ред. В.А. Поспелова. М., 1994. 349 с.

2. Глушаков С.В., Мельников И.В. Персональный компьютер. М., 2000. 189 с. (Серия: Учебный курс).

3. Андресен Б.Б., Бринк К. ван ден. Мультимедиа в образовании: специализированный учебный курс : авториз. пер. с англ. 2-е изд., испр. и доп. М., 2007. 224 с.

4. Даммер М.Д., Усольцев А.П. Структура магистерской программы «Физическое образование в современной школе» // Мир науки, культуры, образования. 2016. № 6 (61). С. 40-43.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.