УДК 378.14 (072) ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ЭФФЕКТИВНОГО РАЗВИТИЯ
ИНФОРМАЦИОННО-ГРАФИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ БУДУЩИХ
УЧИТЕЛЕЙ ТЕХНОЛОГИИ
Колбаса М.А.
Статья посвящена актуальной проблеме, связанной с применением современных средств обучения в процессе подготовки учителей технологии. Это направление исследования особенно важно в наши дни, т.к. изменения, происходящие в социально-экономической жизни страны, требуют серьезной разработки современных подходов к политехнической подготовке молодежи. В связи с этим одной из основных задач системы высшего образования является подготовка специалистов технологического профиля с высоким уровнем работы с информационными технологиями. Новизна исследования заключается в определении педагогических условий эффективного развития информационнографической культуры будущих учителей технологии. В статье раскрывается интеграция дисциплин в области компьютерной графики, проектная технология обучения, направленная на принцип прагматической и социальной целесообразности, информационно-образовательная среда обучения, адаптированная для преподавания дисциплин в области компьютерной графики.
Ключевые слова: информационно-графическая культура, компьютерная графика, междисциплинарная интеграция, проектная технология обучения, информационно-образовательная среда обучения.
PEDAGOGICAL CONDITIONS OF EFFECTIVE DEVELOPMENT INFORMATION-GRAPHIC CULTURE OF THE FUTURE TECHNOLOGY TEACHERS
Kolbasa M.A.
Article is devoted to a problem with the use of modern means of education in preparing teachers of technology. This is the direction of research is particularly important nowadays, because changes going on in the social and economic life of the country, require major development of modern approaches to the training of youth polytechnic. In this regard, one of the main objectives of the system of higher education is the training of specialists technological profile with a high level of information technology. The novelty of the research is in determining the conditions for effective teaching of information- graphic culture of future technology's teachers. The article reveals the integration of disciplines in the field of computer graphics, design technology training directed to principle of pragmatic and social feasibility, information-educational learning environment adapted for teaching courses in computer graphics.
Keywords: information-graphic culture, computer graphics, interdisciplinary integration, design technology training, information- educational learning environment.
Непрекращающиеся процессы информатизации и компьютеризации, появление новой техники и технологий в различных областях деятельности человека, обусловили потребность общества в разработке современных подходов к политехнической подготовке молодежи, которую призваны осуществлять учителя технологии. Требования к их подготовке заложены в Федеральном государственном стандарте высшего профессионального образования, одним из которых является способность к применению в учебно-воспитательном процессе различных способов и средств работы с информацией. В связи с этим одной из основных задач системы высшего профессионального образования становится
подготовка специалистов технологического образования, владеющих современными методами работы с информационными технологиями.
В последнее время информационные технологии стали не только средством в формировании информационной культуры будущих учителей технологии, но и важным элементом в становлении их графической культуры. Это объясняется тем, что одной из основных задач учителя технологии является преобразовательная деятельность над графическими объектами, процесс чего на современном этапе развития общества призвана осуществлять компьютерная графика.
Сегодня без компьютерной графики не обходится практически ни один технологический процесс, поскольку все области деятельности человека так или иначе связаны с представлением данных на компьютере (компьютерная томография, визуализация строения вещества, моделирование одежды, дизайн интерьера, верстка печатных и электронных изданий и т.д.). Поэтому изучение компьютерной графики в процессе подготовки учителей технологии становится одной из важных задач системы профессионального образования.
Исследованиями по проблеме технологической подготовки школьников занимались В.Е. Алексеев, П.Н. Андрианов, П.Р. Атутов, С.Я. Батышев, Н.В. Матяш М.Б. Павлова, В.Д. Путилин, М.В. Ретивых, В.Д. Симоненко, Д.А. Тхоржевский и др. Профессиональную подготовку учителей технологии рассматривали Л.Н. Аралина, Ю.К. Васильев,В.А. Кальней, Э.Ф. Насырова, Г.Н. Некрасова, Л.К. Патрушева, Е.В. Романов, Т.А. Смолина и др.
Формированию информационной культуры в процессе подготовки специалистов посвящены работы С.Г. Антонова, А.А. Безрукова, Н.П. Безруковой, Г.А. Бочкаревой, М.Г. Вохрышевой, Н.И. Гендиной, О.Ю. Герасимовой, Г.А. Герцог Е.В. Гнатышиной, Е.А. Горневой, И.И. Колковой, Т.А. Поляковой, Г.А.Стародубовой, С.В. Шмелевой и др. Графическая культура в профессиональной подготовке специалистов исследовалась А.Д. Ботвинниковым, В.В.
Клюйковым, А.В. Кострюковым, М.В. Лагуновой, Б.В. Ломовым, А.А. Лями-ной, Н.А. Усовой, И.В. Чугуновой и др.
Применение компьютера в процессе обучения школьников общеобразовательной области «Технология» рассматривали А.Н. Богатырев, Г.Н. Некрасова, А.В. Коптелов, Г.М. Пташкина, В.Д. Симоненко, Н.Г. Тарасова, Н.А. Шай-денко, Н.П. Шипицын и др. Применению компьютеров в подготовке учителей технологии посвящены работы А.В. Волохова, О.М. Владыко, В.Д. Симоненко, И.В. Симоновой, Т.А. Синициной, Г.А. Шильникова, Т.Ш. Шихнабиева и др.
Несмотря на то, что педагогической наукой накоплен обширный материал по формированию информационной и графической культуры в процессе подготовки учителей технологии, процесс развития информационнографической культуры в рамках применения средств компьютерной графики является малоисследованным: нет описания целей этого процесса, факторов его функционирования, принципов отбора содержания дисциплин.
Под информационно-графической культурой будущих учителей технологии мы понимаем интегративное качество личности, характеризующееся совокупностью знаний, умений и навыков графических способов работы на основе информационных технологий; ценностных отношений к результатам профессионально-педагогической деятельности в технологическом образовании школьников.
Для эффективного развития информационно-графической культуры будущих учителей технологии при обучении компьютерной графике мы определили несколько педагогических условий, но наиболее эффективными оказались следующие:
- осуществление междисциплинарной интеграции дисциплин в области компьютерной графики;
- реализация принципа прагматической и социальной целесообразности;
- создание специальной информационно-образовательной среды обучения.
Интеграция как явление появилась, прежде всего, в «большой» науке, в фундаментальных и прикладных её отраслях. Она возникла на фоне своей противоположности - дифференциации наук и их отраслей, растущего объема знаний к требований к ним в каждой отрасли, ведущих к углублению специализации в науках и внутри науки, неизбежному при углублении сужению круга профессиональных интересов узких специалистов, перестающих подчас понимать друг друга, рождению на этой базе все нового и нового числа наук, отпочковавшихся от одного древа, бывшего прежде единым [10].
Интеграция - (от лат. Integratio - восстановление, восполнение) объединение в целое каких-либо частей, элементов, приводящее к качественно новому образованию, к восстановлению какого-либо единства, в нашем случае - пространства дисциплин в области компьютерной графики. Это не сумма соединенных частей, а органическое их взаимодействие, дающее новое целостное или системное образование [13].
Представление интеграции как процесса «слияния» различных массивов учебного содержания, имеющее своим результатом новые интегрированные учебные курсы, является на сегодняшний день общераспространенным; именно оно определяет характер практической инновационной деятельности по созданию новых интегрированных образовательных систем.
Идею междисциплинарного подхода к образованию уже много лет пропагандируют ученые разных стран, как основополагающего принципа обучения. Среди них Н.Н. Щукина (идея координирования учебных дисциплин), Ю.А. Кустов (идея преемственности и непрерывности образования), М.Н. Берулава (феномен межпредметной интеграции), В.С. Безрукова, Л.В. Тарасов, Н.К. Чапаев (сущность интеграции как педагогический феномен), Г.И. Батурина, С.В. Васильева, Ю.И. Дик, А.В Усова, Г.Ф. Федоров (средства и виды интеграции при изучении отдельных дисциплин), И.Д. Зверев, В.Н. Максимова (межпредметные связи как один из путей интеграции образования), и др.
Для развития информационно-графической культуры будущих учителей технологии важным моментом является осуществление междисциплинарной интеграции дисциплин в области компьютерной графики. «Слияние» дисциплин направлено на качественную подготовку будущих учителей технологии в области компьютерной графики, результатом которой становится обширный запас знаний и практических навыков. Междисциплинарный подход в обучении будущих учителей технологии строится на основе внедрения ранее изученного материала одной дисциплины в области компьютерной графики в проектную составляющую другой дисциплины, в итоге чего рождаются новые знания, и получается новый социально-значимый продукт деятельности. Таким образом, в основе интеграции дисциплин в области компьютерной графики заложена проектная технология обучения, которая основана на принципе прагматической и социальной целесообразности.
Под целесообразностью понимают соответствие некоторого вида деятельности той цели, для достижения которой деятельность предназначена [4]. Понятие «целесообразность» связано с целеполаганием, как существенным элементом человеческой деятельности, характеризующим как мыслительные процессы, так и предметную деятельность человека, прежде всего - процесс труда.
Принцип прагматической и социальной целесообразности понимается нами как практическая направленность деятельности студентов в контексте компетентностного подхода на создание социально-значимого продукта деятельности и формирование практических навыков.
Основываясь на диссертационном исследовании Т.Е. Землинской, мы рассматриваем принцип прагматической и социальной целесообразности как составляющую теоретической основы проектной технологии обучения [1].
Анализ теоретической и методической литературы показал, что понятие проекта в педагогическом аспекте достаточно многозначно. Практически все авторы, давая определение проекта подчеркивают в нем самостоятельность и
активность студентов [11]; указывают на необходимость учета их эмоциональной сферы [2]; отмечают, что проект ориентирован на определение потребностей, постановку вопросов, решение проблемы и создание ситуаций, приближенных к реальности [9].
Из вышесказанных определений проекта следует, что проект всегда предполагает какой-то результат умственной или физической деятельности, что составляет прагматическую часть работы студентов.
И.И. Скворцова утверждает что проект - совместная деятельность преподавателя и студентов, направленная на решение профессиональной проблемы и создание социально-значимого продукта, в процессе которой возникают условия для реализации познавательных и профессиональных мотивов студентов
[9].
При обучении компьютерной графике, студенты выполняют различные проекты творческой направленности: «Открытка. Календарь» в редакторе CorelDraw, «Ретушь. Цветокоррекция» в Adobe Photoshop, «Верстка» в Adobe Indesign, «Дизайн интерьера» в Autodesk 3D’s Max и т.д.
По предметно-содержательной области проекты, выполняемые студентами, основаны как на одной дисциплине - монопроект, так и на связях дисциплин - междисциплинарный проект. Например, проект «Открытка. Календарь» выполняется на начальном этапе освоения компьютерной графики, поэтому затрагивает только одну дисциплину, а проект «Мультфильм» является синтезом знаний и умений студентов, а его заготовку начинают на одной дисциплине, рисуя героев в редакторе Adobe Photoshop, а их анимацию производят уже на следующем этапе в редакторе Adobe Flash и, соответственно, на другой дисциплине.
По продолжительности проекты обычно средней продолжительности, но встречаются и краткосрочные, в зависимости от количества часов, прописанных в рабочей программе, например для выполнения проекта «Натюрморт» потребуется 18 часов, а на проект «Дизайн интерьера» - 64 часа.
Таким образом, нами было рассмотрено второе педагогическое условие -принцип прагматической и социальной целесообразности, который основывается на практической направленности деятельности студентов в контексте ком-петентностного подхода на создание социально-значимого продукта деятельности и формирование практических навыков. Иными словами, мы рассмотрели проектную технологию обучения, т.к. принцип прагматической и социальной целесообразности является теоретической основой проектной технологии обучения.
При обучении компьютерной графике важным условием является специальная среда обучения. Термин «информационно-образовательная среда» возник с внедрением в сферу образования новых информационных технологий, понимаемого обычно, как совокупность компьютерных средств и способов их функционирования, используемых для реализации обучающей деятельности. [12].
Учебный процесс в новых условиях, а именно - в информационнообразовательной среде, значительно отличается от традиционной формы обучения, так как он направлен на работу с различной информацией.
В условиях информационно-образовательной среды:
- развивается творческое мышление, за счет изменения содержания репродуктивной деятельности;
- активизируется познавательная деятельность при работе с программным обеспечением;
- совершенствуются коммуникативные качества, благодаря расширению возможностей взаимодействия с педагогами и студентами с помощью таких технологий, как электронная почта или электронные конференции [5].
Информационно-образовательная среда может быть рассмотрена как учебно-методический комплекс, содержащий все необходимое для достижения целей обучения и воспитания с применением новых информационных технологий.
В современной науке существует много различных подходов к определению термина «информационно-образовательная среда»:
- как комплекс аппаратных и программных средств, направленных на реализацию обучающей деятельности;
- как программная система, имитирующая процессы и явления в сфере точных наук;
- как виртуальная среда обучения - открытая система, представляющая комплекс специальных взаимосвязанных и постоянно обновляемых средств обучения, обеспечивающая возможность интерактивного взаимодействия со всеми участниками образовательного процесса;
- как система, аккумулирующая программно-методические, организационные, технические ресурсы, интеллектуальный, культурный потенциал вуза, содержательный и деятельностный компоненты самих обучаемых и педагогов.
По мнению Е.Г. Зуевой, информационно-образовательная среда включает в себя: компьютерные средства (программное обеспечение, сеть интернет, локальную электронную библиотеку, дистанционное обучение), методы и формы обучения, учебно-методические комплексы [3].
H.А. Моисеенко, в своем исследовании приводит иную классификацию информационно-образовательной среды, которая подразделяется на 3 блока:
I. Блок взаимодействия (преподаватели, студенты, внешние участники).
2. Организационный блок (мотивационно-целевая установка, методы обучения, формы обучения).
3. Информационно-образовательный блок (телекоммкникационные средства, обучающие программные средства, периодические электронные издания вуза, обучающие ресурсы вуза);
- банки и базы знаний [6].
Мы считаем, что информационно-образовательная среда обучения - комплекс средств обучения, содержащий все необходимое для достижения целей
обучения и воспитания с применением новых информационных технологий. По нашему мнению, информационно-образовательная среда обучения содержит:
1. Компьютерные средства обучения.
- аппаратные средства;
- программные средства.
2. Информационные и образовательные ресурсы, представленные на электронных носителях.
- электронное учебное пособие;
- электронный гиперссылочный учебник;
3. Образовательные сайты и информационные образовательные порталы.
4. Технологии дистанционного взаимодействия.
Аппаратные средства - это технические средства, используемые для обработки данных. Преимущественно к компьютерной графике аппаратные средства подразделяются на составляющие компьютера (процессор, оперативная память, накопители, видеокарта), устройства графического вывода (мониторы, видеопроекторы, печатающие устройства), устройства графического ввода (манипуляторы, графические планшеты, сканеры, цифровые камеры). Каждое аппаратное средство должно обладать специальными характеристиками, необходимыми для работы с графикой на компьютере.
Программные средства - совокупность программных модулей, обеспечивающих автоматизацию выполнения операций с данными.
Классификация программных средств:
1. Г рафические редакторы (организация работы пользователя по изменению информационной модели).
2. Подключаемые модули (программные) (отдельное программное средство для выполнения специфической операции над информационной моделью).
3. Драйверы графических устройств (специализированная программа для управления аппаратными средствами).
4. Средства просмотра изображений (программы, позволяющие преобразовать информационную модель, представленную в формате графического файла, в изображение на экране компьютера).
5. Архиваторы изображений (программы, осуществляющие хранение большого числа изображений и их эффективный поиск по различным критериям).
6. Средства тестирования и настройки аппаратных устройств.
Электронное учебное пособие и электронный гиперссылочный учебник -
учебные материалы, представленные на электронном носителе и подразумевающие самостоятельное изучение учебного материала. В отличие от электронного учебного пособия и электронный гиперссылочный учебник состоит из связанных гиперссылок, которые позволяют осуществлять плавный переход по материалу. Электронный гиперссылочный учебник содержит электронное тестирование, поиск информации по различным критериям, получение справочной информации и т.д.
Технологии дистанционного взаимодействия - технологии, которые подразумевают дистанционное общение между студентами и преподавателями. В настоящее время к таким технологиям относят Skype, электронную почту, специализированные сайты, включающие форумы (чаты), сетевые технологии.
Таким образом, мы выявили и обосновали, что процесс развития информационно-графической культуры будущих учителей технологии при обучении компьютерной графике будет более эффективным, если:
- осуществляется междисциплинарная интеграция дисциплин в области компьютерной графики;
- реализуется принцип прагматической и социальной целесообразности, основанный на проектной технологии обучения;
- создается специальная информационно-образовательная среда обучения, адаптированная для преподавания дисциплин в области компьютерной графики и состоящая из следующих компонентов: компьютерных средств обу-
чения, информационных и образовательных ресурсы, представленных на электронных носителях, образовательных сайтов и информационных образовательных порталов, технологий дистанционного взаимодействия.
Список литературы
1. Землинская Т. Е. Формирование самообразовательной компетентности студентов технических вузов на основе проектной технологии : дис. ... канд. пед. наук. СПб, 2006. 181 с.
2. Зимняя И.А. Психология обучения иностранных языков в школе. М.: Просвещение, 1991. 222 с;
3. Зуева Е. Г. Формирование универсальных компетенций у студентов в информационно-образовательной среде вуза : автореф. дис. ... канд. пед. наук : 13.00.08. М., 2008. 26 с.
4. Лебедев С. А. Философия науки: Словарь основных терминов. М. : Академический Проект, 2004. 320 с.
5. Лобанова Е. В. Дидактическое проектирование информационнообразовательной среды высшего учебного заведения : дис. ... д-р пед. наук : М., 2005, 399 с.
6. Моисеенко Н. А. Информационно-образовательная среда как средство формирования информационно культуры будущих инженеров : автореф. дис. ... канд. пед. наук. М., 2006. 20 с.
7. Молочков В. П. Формирование графической культуры будущих учителей на основе использования информационных технологий обучения : дис. ... канд. пед. наук. Великий Новгород, 2004. 151 с.
8. Никулина Т. В. Интеграция содержания общеобразовательных программ подготовки учащихся системы начального профессионального образования: автореф. дисс. канд. пед. наук. Екатеринбург, 2010. 27 с.
9. Скворцова И. И. Проектная технология развития иноязычной монологической речи учащихся (Общепедагогический аспект) : дис. ... канд. пед. наук. Саратов, 2000. 171 c.
10. Ставрова О. Б. Современный урок технологии с применением компьютера. Книга для учителя // Школьная Пресса, 2004. №18. С. 63-65
11.Стернберг В. Н. Теория и практика «метода проектов» в педагогике XX века : дис. ... канд. пед. наук. Владимир, 2003. 194 с.
12. Федина Л. А. Новые информационные технологии обучения как фактор повышения качества подготовки студентов в вузе : дис. ... канд. пед. наук : М., 2007. 207 с.
13.Хозяинов Г. И. Мастерство педагога в процессе образования и обучения. М., 2006. 206 с.
References
1. Zemlinskaya T. E. Formirovanie samoobrazovatel'noy kompetentnosti stu-dentov tekhnicheskikh vuzov na osnove proektnoy tekhnologii [Formation of self-educational competence of students technical universities on the basis project technology]: Dis. ... Candidate. ped. Science. St. Petersburg, 2006. 181 p.
2. Zimnyaya I.A. Psikhologiya obucheniya inostrannykh yazykov v shkole [Psychology of teaching foreign languages in school]. M: Education, 1991. 222 p.
3. Zueva E. G. Formirovanie universal'nykh kompetentsiy u studentov v in-formatsionno-obrazovatel'noy srede vuza [Formation of universal competence at students in informational and educational environment of the university]: Author. dis. ... Candidate. ped. Sciences: 13.00.08. M., 2008. 26 p.
4. Lebedev S. A. Filosofiya nauki: Slovar' osnovnykh terminov [Philosophy of Science: Glossary of key terms]. M. Academic Project, 2004. 320 p.
5. Lobanova E.V. Didakticheskoe proektirovanie informatsionno-obrazovatel'noy sredy vysshego uchebnogo zavedeniya [Didactic design information-
al and educational environment of higher education institution]: Dis. Dr. ... ped. Sciences: M., 2005, 399 p.
6. Moiseenko N. A. Informatsionno-obrazovatel'naya sreda kak sredstvo for-mirovaniya informatsionno kul'tury budushchikh inzhenerov [Informational and educational environment as a means of information culture future engineers]: Author. dis. ... Candidate. ped. Science. M., 2006. 20 p.
7. Molochkov V. P. Formirovanie graficheskoy kul'tury budushchikh uchi-teley na osnove ispol'zovaniya informatsionnykh tekhnologiy obucheniya [Formation graphic culture of future teachers through the use of information technology education]: Dis. ... Candidate. ped. Science. Veliky Novgorod, 2004. 151 p.
8. Nikulina T. V. Integratsiya soderzhaniya obshcheobrazovatel'nykh pro-gramm podgotovki uchashchikhsya sistemy nachal'nogo professional'nogo obrazova-niya [Integrating the content of general education programs for students of primary vocational education]: Author. diss. Candidate. ped. Science. Ekaterinburg, 2010. 27 p.
9. Skvortsova I. I. Proektnaya tekhnologiya razvitiya inoyazychnoy monolo-gicheskoy rechi uchashchikhsya (Obshchepedagogicheskiy aspekt) [Project technology development monologue speech foreign language students (general pedagogical aspect)]: Dis. ... Candidate. ped. Science. Saratov, 2000. 171 p.
10.Stavrova O. B. Sovremennyy urok tekhnologii s primeneniem komp'yu-tera. Kniga dlya uchitelya [Modern technology lesson using a computer. Teacher's Book]. Shkolnaya Pressa [School Press], no. 18 (2004): 63-65.
11.Sternberg V. N. Teoriya i praktika «metoda proektov» v pedagogike XX veka [Theory and Practice "project method" in teaching XX century] : Dis. ... Candidate. ped. Science. Vladimir, 2003. 194 p.
12.Fedina L. A. Novye informatsionnye tekhnologii obucheniya kak faktor po-vysheniya kachestva podgotovki studentov v vuze [New information technology education as a factor of the quality of students in high school]: Dis. ... Candidate. ped. Sciences: M., 2007. 207 p.
13. Khozyainov G. I. Masterstvo pedagoga v protsesse obrazovaniya i obucheniya [The skill of the teacher in the process of education and training]. M., 2006. 206 p.
ДАННЫЕ ОБ АВТОРЕ
Колбаса Мария Аликовна, преподаватель кафедры теории и методики профессионального образования, магистр технологического образования
Сургутский государственный университет
пр. Ленина, д.1, г. Сургут, Ханты-Мансийский автономный округ - Югра, 628400, Россия
e-mail: [email protected] DATA ABOUT THE AUTHOR
Kolbasa Mariya Alikovna, lecturer of the department the theory and methodology of professional education, master of technology education
Surgut State University
1, Lenina, Surgut, Khanty-Mansi Autonomous District - Ugra e-mail: [email protected]
Рецензент:
Рассказов Ф.Д., декан факультета педагогического образования, доктор педагогических наук, профессор, Сургутский государственный университет