Научная статья на тему 'Динамика формирования профессиональной культуры будущих учителей технологии при обучении компьютерной графике'

Динамика формирования профессиональной культуры будущих учителей технологии при обучении компьютерной графике Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
109
27
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ КУЛЬТУРА / PROFESSIONAL CULTURE / БУДУЩИЙ УЧИТЕЛЬ ТЕХНОЛОГИИ / FUTURE TEACHER OF TECHNOLOGY / КОМПЬЮТЕРНАЯ ГРАФИКА / COMPUTER GRAPHICS / ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО ФОРМИРОВАНИЮ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КУЛЬТУРЫ / EXPERIMENTAL WORK ON THE DEVELOPMENT OF PROFESSIONAL CULTURE / КРИТЕРИЙ ПИРСОНА / PEARSON CRITERION / КОМПОНЕНТЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КУЛЬТУРЫ БУДУЩИХ УЧИТЕЛЕЙ ТЕХНОЛОГИИ / THE COMPONENTS OF THE PROFESSIONAL CULTURE OF THE FUTURE TECHNOLOGY'S TEACHERS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Кобякова Мария Аликовна

В статье рассмотрена экспериментальная работа по внедрению педагогических условий в процесс формирования профессиональной культуры будущих учителей технологии при обучении компьютерной графике. Обоснована актуальность применения компьютерной графике в процессе подготовки учителей технологии. Указаны цель и задачи экспериментальной работы по внедрению педагогических условий в процесс формирования профессиональной культуры будущих учителей технологии при обучении компьютерной графике. Описаны этапы формирования профессиональной культуры учителей технологии в соответствии с компонентами: гносеологическому, праксиологическому и аксиологическому. Представлена оценка начального уровня сформированности каждого из компонентов профессиональной культуры будущих учителей технологии и оценка уровня сформированности каждого из компонентов профессиональной культуры по завершению экспериментальной работы. Использован критерий Пирсона на констатирующем и заключительном этапах экспериментальной работы в качестве подтверждения достоверности проведенной экспериментальной работы по внедрению педагогических условий в процесс формирования профессиональной культуры будущих учителей технологии при обучении компьютерной графике. Представлена динамика формирования профессиональной культуры будущих учителей технологии при обучении компьютерной графике.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE DYNAMICS OF PROFESSIONAL CULTURE OF FUTURE TECHNOLOGY'S TEACHERS IN COMPUTER GRAPHICS TRAINING

The article describes experimental work on the introduction of pedagogical conditions in the development of professional culture of the future technology's teachers in teaching computer graphics. The urgency of the use of computer graphics in the preparation technology's teachers. It specifies the purpose and objectives of the experimental work on the introduction of educational conditions in the development of the professional culture of the future technology's teachers in teaching computer graphics. Stages of development of professional culture of technology's teachers in accordance with the components: epistemological, axiological and praxeological. Submitted initial assessment of the level of each of the components of the professional culture of the future technology's teachers and assess the level of each of the components of professional culture of the completion of the experimental work. We used Pearson criterion on ascertaining and final stages of the experimental work as a validation carried out experimental work on the introduction of educational conditions in the development of the professional culture of the future technology's teachers in teaching computer graphics. The dynamics of development of the professional culture of the future technology's teachers in teaching computer graphics.

Текст научной работы на тему «Динамика формирования профессиональной культуры будущих учителей технологии при обучении компьютерной графике»

Кобякова Мария Аликовна | ДИНАМИКА ФОРМИРОВАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КУЛЬТУРЫ ...

УДК 378.1

ДИНАМИКА ФОРМИРОВАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КУЛЬТУРЫ БУДУЩИХ УЧИТЕЛЕЙ ТЕХНОЛОГИИ ПРИ ОБУЧЕНИИ КОМПЬЮТЕРНОЙ ГРАФИКЕ

© 2016

Кобякова Мария Аликовна, кандидат педагогических наук, доцент кафедры теории и методики

профессионального образования Сургутский государственный университет, Сургут (Россия)

Аннотация. В статье рассмотрена экспериментальная работа по внедрению педагогических условий в процесс формирования профессиональной культуры будущих учителей технологии при обучении компьютерной графике. Обоснована актуальность применения компьютерной графике в процессе подготовки учителей технологии. Указаны цель и задачи экспериментальной работы по внедрению педагогических условий в процесс формирования профессиональной культуры будущих учителей технологии при обучении компьютерной графике. Описаны этапы формирования профессиональной культуры учителей технологии в соответствии с компонентами: гносеологическому, праксиологическому и аксиологическому. Представлена оценка начального уровня сформированности каждого из компонентов профессиональной культуры будущих учителей технологии и оценка уровня сформированно-сти каждого из компонентов профессиональной культуры по завершению экспериментальной работы. Использован критерий Пирсона на констатирующем и заключительном этапах экспериментальной работы в качестве подтверждения достоверности проведенной экспериментальной работы по внедрению педагогических условий в процесс формирования профессиональной культуры будущих учителей технологии при обучении компьютерной графике. Представлена динамика формирования профессиональной культуры будущих учителей технологии при обучении компьютерной графике.

Ключевые слова: профессиональная культура, будущий учитель технологии, компьютерная графика, экспериментальная работа по формированию профессиональной культуры, критерий Пирсона, компоненты профессиональной культуры будущих учителей технологии.

THE DYNAMICS OF PROFESSIONAL CULTURE OF FUTURE TECHNOLOGY'S TEACHERS

IN COMPUTER GRAPHICS TRAINING.

© 2016

Kobyakova Mariya Alikovna, candidate of pedagogical sciences, associate professor of the department

of theory and methods of professional education Surgut State University, Surgut (Russia)

Abstract. The article describes experimental work on the introduction of pedagogical conditions in the development of professional culture of the future technology's teachers in teaching computer graphics. The urgency of the use of computer graphics in the preparation technology's teachers. It specifies the purpose and objectives of the experimental work on the introduction of educational conditions in the development of the professional culture of the future technology's teachers in teaching computer graphics. Stages of development of professional culture of technology's teachers in accordance with the components: epistemological, axiological and praxeological. Submitted initial assessment of the level of each of the components of the professional culture of the future technology's teachers and assess the level of each of the components of professional culture of the completion of the experimental work. We used Pearson criterion on ascertaining and final stages of the experimental work as a validation carried out experimental work on the introduction of educational conditions in the development of the professional culture of the future technology's teachers in teaching computer graphics. The dynamics of development of the professional culture of the future technology's teachers in teaching computer graphics.

Keywords: professional culture, the future teacher of technology, computer graphics, experimental work on the development of professional culture, Pearson criterion, the components of the professional culture of the future technology's teachers.

Современные Федеральные государственные образовательные стандарты высшего профессионального образования раскрывают особенности применения информационных технологий при подготовке учителей. Эти особенности заключаются в требованиях к результатам освоения программы, а выпускник, освоивший ее, должен обладать определенным рядом компетенций по применению информационных технологий в педагогической деятельности.

На сегодняшний день информационные технологии неразрывно связаны с компьютерной графикой, а формирование профессиональных компетенций основано на внедрении в процесс обучения новейших компьютерных технологий [1-5].

Профессиональная культура будущих учителей технологии напрямую зависит от сформированных компетенций, поэтому мы разработали программу по проверке педагогических условий, при которых наблюдается успешное формирование профессиональной культуры будущих учителей технологии в процессе обучения компьютерной графике [6-14].

Применение компьютера в процессе обучения школьников общеобразовательной области «Технология» рассматривали многие ученые: А.Н. Богатырев, Г.Н. Некрасова, А.В. Коптелов, А.А. Кузнецов, Г.М. Пташкина, В.Д. Симоненко, Н.Г. Тарасова, Н.А.

Шайденко, Н.П. Шипицын и др. Применению компьютеров в подготовке учителей технологии посвящены работы А.В. Волохова, О.М. Владыко, В.Д. Симоненко, И.В. Симоновой, Т.А. Синициной, Г.А. Шильникова и др. [15-27]. Но в научной литературе остается недостаточно разработанным вопрос о процессе формировании профессиональной культуры будущих учителей технологии, связанной с компьютерной графикой. Под профессиональной культурой будущих учителей технологии мы понимаем интегративное качество личности, характеризующееся совокупностью знаний, умений и навыков работы с программными средствами компьютерной графики; положительной мотивацией к применению компьютерной графики в технологическом образовании школьников. Структура профессиональной культуры будущих учителей технологии включает компоненты: гносеологический, праксиологический и аксиологический.

Цель экспериментальной работы - подтверждение эффективности формирования профессиональной культуры будущих учителей технологии при соблюдении следующих педагогических условий:

1. Осуществление интеграции учебных дисциплин в области компьютерной графики.

2. Реализация принципа прагматической и социальной целесообразности.

Кобякова Мария Аликовна |

ДИНАМИКА ФОРМИРОВАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КУЛЬТУРЫ .

3. Создание специальной информационно-образовательной среды обучения.

Исходя из вышеперечисленных условий нашей экспериментальной работы, мы определили ее основные задачи:

1. Определить уровни, критерии и показатели оценки формирования профессиональной культуры будущих учителей технологии при обучении компьютерной графике.

2. Выявить исходный уровень формирования профессиональной культуры будущих учителей технологии при обучении компьютерной графике в начале нашей экспериментальной работы.

3. Проверить экспериментальным путем эффективность влияния педагогических условий на формирование профессиональной культуры будущих учителей технологии при обучении компьютерной графике.

4. Осуществить мониторинг качества процесса формирования профессиональной культуры будущих учителей технологии при обучении компьютерной графике в ходе экспериментальной работы.

5. Проанализировать и выработать решения по внедрению результатов экспериментальной работы.

Эти задачи решались нами в ходе экспериментальной работы, которая осуществлялась на базе Сургутского государственного университета. В исследовании приняли участие студенты специальности «Технология и предпринимательство» и студенты направления «Педагогическое образование». Всего в исследовании приняло участие 327 студентов. Для проведения эксперимента нами были определены контрольная (КГ) и три экспериментальные группы (ЭГ) (табл. 1).

Таблица 1 - Характеристика эксперимента

Группа / уровень подготовки Внедрение педагогических условий

КГ / специалист -

ЭГ1 / бакалавр Осуществление интеграции учебных дисциплин в области компьютерной графики + Реализация принципа прагматической и социальной целесообразности

ЭГ2 / бакалавр Реализация принципа прагматической и социальной целесообразности + Создание специальной информационно-образовательной среды обучения

ЭГ3 / бакалавр Осуществление интеграции учебных дисциплин в области компьютерной графики + Реализация принципа прагматической и социальной целесообразности + Создание специальной информационно-образовательной среды обучения

Кол-во студентов Уровни

Репр о дV ктнвный Продуктивный Творческий

студентов % студентов % студентов %

КГ 40 27 67,5 3 20,0 5 12,5

ЭГ1 44 27 61,4 11 25,0 6 13,6

ЭГ2 42 28 66,7 3 19,0 6 14,3

ЭГЗ 40 26 65,0 9 22,5 5 12,5

Таблица 3 - Оценка начального уровня сформирован-ности праксиологического компонента профессиональной культуры

Кол-во студентов Уровни

Репродуктивный Пр о дуктивный Творческий

студентов % студентов % студентов %

КГ 40 25 62,5 9 22,5 6 15,0

ЭГ1 44 27 61.4 12 273 5 11,3

ЭГ2 42 25 59,5 12 25,6 5 11,9

ЭГЗ 40 25 62,5 10 25,0 5 12,5

Таблица 4 - Оценка начального уровня сформирован-ности аксиологического компонента профессиональной

культуры

— Кол-во студентов Уровни

Репр о дуст ивный Пр о дуктивный Творческий

студентов % студентов % студентов %

КГ 40 23 57,5 11 27,5 6 15,0

ЭГ1 44 27 61,4 12 27,2 5 11,4

ЭГ2 42 26 61,9 10 23,8 6 14^

ЭГЗ 40 24 60,0 10 25,0 6 15,0

С целью проверки различимости контрольной и экспериментальных групп был использован х2 - критерий Пирсона (на независимых выборках) [3,4,5]. Для этого были выдвинуты две гипотезы: нулевая гипотеза I 0 , согласно которой, распределение уровней сформированности компонентов профессиональной культуры не различаются между собой в экспериментальных и контрольной группах на начальном этапе эксперимента;

альтернативная гипотеза I 1, согласно которой,

уровни сформированности компонентов профессиональной культуры взаимно различаются.

Для определения расчетного значения статистического критерия мы использовали формулу (1):

X уп

&

П1П2 2

i=1

1

п1; + п

21

п

п

2

21

V п1

п

2 У

(1)

пг - объем выборки студентов контрольной группы, п2 - объем выборки соответствующей экспериментальной группы, g - число уровней.

Результаты проверки гипотезы на констатирующем этапе экспериментальной работы представлены в таблице 5.

Таблица 5 - Результаты проверки гипотезы на констатирующем этапе экспериментальной работы

^^^^^^^^ Критерий Ко м п он ент^^^^^^^^ Л*-*

ЭГ1 ЭГ2 ЭГЗ

Гно сеологиче ский 0378 0,063 0,076 6,0

Пр аксиология е ский 0,407 0,467 0,142

Аксиологический 0,265 0,183 0,07

Для определения сформированности гносеологического компонента на констатирующем этапе эксперимента мы применяли тестирование по компьютерной графике, задания которого соответствовали требованиям к качеству подготовки учителей технологии по вышеназванным направлениям. Результаты представлены в таблицах 2, 3 и 4.

Таблица 2- Оценка начального уровня сформирован-ности гносеологического компонента профессиональной культуры

В результате парного сравнения групп оказалось, что Х2эмп < х2к т во всех группах, т.е. подтвердилась нулевая гипотеза при уровне значимости р = 0,05, соответствующего 5% уровню расхождения экспериментальных данных с табличными (табличные значения Пирсона). И на данном этапе экспериментальной работы уровни сфор-мированности компонентов профессиональной культуры у студентов контрольной и экспериментальных групп статистически не различаются и пригодны для проведения исследования, что и требовалось доказать.

Результаты констатирующего этапа экспериментальной работы свидетельствуют о низком уровне сформи-рованности компонентов профессиональной культуры, что говорит о репродуктивном уровне профессиональной культуры в целом. Вышесказанное указывает о низкой подготовленности студентов в области компьютерной графики. Остановимся на описании методических аспектов реализации педагогических условий формирования профессиональной культуры будущих учителей

Кобякова Мария Аликовна

ДИНАМИКА ФОРМИРОВАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КУЛЬТУРЫ ...

технологии.

В соответствии с программой экспериментальной работы нами был проведён констатирующий этап эксперимента, который показал низкий уровень сформиро-ванности профессиональной культуры будущих учителей технологии при обучении компьютерной графике. Вследствие этого формирующий этап был направлен на реализацию предложенных педагогических условий.

Рассмотрим динамику формирования профессиональной культуры будущих учителей технологии, опираясь на определенные нами компоненты: гносеологический, праксиологический и аксиологический. Будем считать, что уровень сформированности каждого компонента влияет на уровень формирования профессиональной культуры в целом. Результаты исследования отражены в таблицах 6-8.

Таблица 6 - Уровень сформированности гносеологического компонента профессиональной культуры будущих учителей технологии в конце III семестра

Группа Кол-во студент об Уровни

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Репр о дуктивный Пр о дуктивный Творческий

студентов % студентов % студентоб %

КГ 40 21 52,5 12 30,0 7 17,5

ЭГ1 44 10 22,7 24 54,6 10 22,7

ЭГ2 42 И 26Л 22 52,4 9 21.4

ЭГЗ 40 7 17,5 22 55,0 И 27,5

Таблица 7- Уровень сформированности праксиологического компонента профессиональной культуры будущих учителей технологии в конце III семестра

— Ко.т-во студентов Уровни

Репр о дуктивный Пр о дуктивный Творческий

студентов % студентов % студентов %

КГ 40 20 50,0 И 27,5 9 22,5

ЭГ1 44 10 22,7 22 50,0 12 27,3

ЭГ2 42 10 23, S 21 50,0 11 26,2

ЭГЗ 40 б 15,0 21 52,5 13 32,5

Таблица 8- Уровень сформированности аксиологического компонента профессиональной культуры будущих учителей технологии в конце III семестра

Группа Кол-во студентов Уровни

Репр о дуктивный Пр о дуктивный Творческий

студентов % студентов % студентов %

КГ 40 18 45,0 14 35,0 S 20,0

ЭГ1 44 г 18,2 24 54,5 12 27,3

ЭГ2 42 г 19,1 23 54,7 И 26,2

ЭГЗ 40 5 12,5 23 57,5 12 30,0

^^^^^^^^ Критерий Комл онент^^^^^^^^ Л-«

ЭГ1 ЭГ2 ЭГЗ

Гно се о логический 3,263 6,273 10,33 6,0

Пр аксиол огиче ский 7,242 6,621 11392

Аксиологический 7Д07 6,47 10,338

компонентов профессиональной культуры у студентов контрольной и экспериментальных групп статистически различаются.

Динамика формирования компонентов профессиональной культуры будущих учителей технологии

С целью проверки различимости контрольной и экспериментальных групп повторно был использован х2 - критерий Пирсона (на независимых выборках). Нами были выдвинуты две гипотезы:

нулевая гипотеза I 0, согласно которой, распределение уровней сформированности компонентов профессиональной культуры не различаются между собой в экспериментальных и контрольной группах на начальном этапе эксперимента;

альтернативная гипотеза I 1, согласно которой,

уровни сформированности компонентов профессиональной культуры взаимно различаются.

Результаты проверки гипотезы на заключительном этапе формирующего эксперимента представлены в таблице 9.

Таблица 9- Результаты проверки гипотезы на заключительном этапе экспериментальной работы

В результате парного сравнения групп оказалось, что X2 > х2 (при уровне статистической значимости р =

Кэмп крит Г

0,05, соответствующего 5% уровню расхождения экспериментальных данных с табличными) во всех группах, т.е. альтернативная гипотеза подтвердилась на заключительном этапе экспериментальной работы, уровни

Подводя итоги экспериментальной работы, отмечаем, что динамика роста уровня сформированности компонентов профессиональной культуры прослеживается, как у контрольной, так и у экспериментальных групп. На основании обработки данных методами математической статистики видна разница в результатах контрольной и экспериментальной групп, что свидетельствует о том, что эффективность исследуемого процесса повышается при реализации выделенных педагогических условий. Анализируя данные, мы имеем право считать, что данное повышение произошло под влиянием совокупности определенных педагогических условий, а это значит, что только их комплексная реализация способствует решению основной задачи - формированию профессиональной культуры будущих учителей технологии.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

1. Третьякова Е.М. Проектирование модели профессиональной подготовки бакалавров с использованием новых информационных технологий // Балтийский гуманитарный журнал. 2015. № 4 (13). С. 116-119.

2. Богданова А.В., Глазова В.Ф. Методическая система профессионально-ориентированного обучения дисциплине «Современные информационные технологии» // Карельский научный журнал. 2014. № 4. С. 42-45.

3. Хренова В.В. Структура предметной компетентности учителя технологий профильной школы как научная проблема // Балтийский гуманитарный журнал. 2014. № 4. С. 116-119.

4. Новикова А.В. Опыт использования информационных интерактивных образовательных технологий в техническом вузе // XXI век: итоги прошлого и проблемы настоящего плюс. 2014. № 6 (22). С. 239-242.

5. Рябухина Е.В., Нуждина М.В. Активные и интерактивные образовательные технологии в вузе // Карельский научный журнал. 2015. № 3 (12). С. 26-29.

6. Дроздова, А.А. Методическая готовность как составляющая профессиональной компетентности бакалавров профессионально-педагогического образования / А.А. Дроздова, Э.Ф. Насырова // Современные исследования социальных проблем. - Красноярск: Изд-во «Научно-инновационный центр», 2015. - №6. - С. 279289.

7. Таланова М.Б. Особенности преподавания инженерной и компьютерной графики // Балтийский гуманитарный журнал. 2015. № 1 (10). С. 146-148.

8. Белашов П.Д., Разуваев И.С. Понятие «компьютерные технологии» в рамках информационных техно-

Кобякова Мария Аликовна |

ДИНАМИКА ФОРМИРОВАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КУЛЬТУРЫ .

логий в обучении // XXI век: итоги прошлого и проблемы настоящего плюс. 2015. Т. 1. № 6 (28). С. 54-60.

9. Ванюхина Н.В. Компьютерные технологии и интернет в современном образовании // Карельский научный журнал. 2015. № 4 (13). С. 5-8.

10. Гирка И.В. Формирования профессиональной компетентности у будущих учителей информатики в процессе профессиональной подготовки // Балтийский гуманитарный журнал. 2015. № 2 (11). С. 42-45.

11. Кондаурова И.К. Подготовка будущих учителей к интеграции урочной и внеурочной деятельности детей в условиях ФГОС // Карельский научный журнал. 2015.

3 (12). С. 13-14.

12. Панфилова Л.В. Влияние интерактивных средств обучения на качество подготовки будущего учителя химии // Самарский научный вестник. 2013. № 4. С. 125127.

13. Кондаурова И.К. Перспективы организации профессиональной подготовки будущих учителей // Азимут научных исследований: экономика и управление. 2015. № 3 (12). С. 25-27.

14. Дуплийчук О.Н. Профессионально-педагогическая подготовка будущих учителей-филологов средствами технологии малых методических групп // Карельский научный журнал. 2013. № 1. С. 27-30.

15. Кобякова, М.А. Критерии оценки уровней формирования профессиональной культуры будущих учителей технологии при обучении компьютерной графике / М.А. Кобякова // Высшее образование сегодня. - М., 2015. -№5. - С. 47-51.

16. Бекряев, В. И. Основы теории эксперимента / В. И. Бекряев. - Санкт-Петербург : Российский государственный гидрометеорологический университет, 2013. -266 Планирование и организация эксперимента / сост. А. С. Ермаков. - М. : Московский государственный строительный университет, ЭБС АСВ, 2014. - 83 с.

17. Афанасьева, Н.Ю. Вычислительные и экспериментальные методы научного эксперимента / Н. Ю. Афанасьева. - Москва : КноРус, 2013. - 330 с.

18. Чернецкая, Н. И. Экспериментальная психология: практикум: Учебное пособие / Н.И. Чернецкая. - М.: НИЦ ИНФРА-М, 2014. - 120 с

19. Джуринский, А.Н. История педагогики и образования : учебник для студентов высших учебных заведений, обучающихся по специальностям «Педагогика и психология», «Социальная педагогика», «Педагогика» /

A.Н. Джуринский. - М. : Владос-Пресс : кДу, 2013. -400 с.

20. Насырова, Э.Ф. Методическая система интегра-тивно-модульного обучения в профессиональной подготовке учителей технологии : автореф. дис. ... д-ра пед. наук: 13.00.08 / Э.Ф. Насырова - М., 2013. - 40 с.

21. Брыкова, Л.В. Формирование графической культуры студентов технического вуза в процессе профессиональной подготовки : автореф. дис. ... канд. пед. наук : 13.00.08 / Брыкова Людмила Валерьевна. - М., 2012. - 23 с.

22. Веретенникова, Л.К. Реализация компетентност-ного подхода в развитии творческого потенциала младших школьников в свете Болонского процесса : учеб.-метод. пособие / Л.К. Веретенникова, А.В. Неверова. -М.: Прометей, 2012. - 56 с.

23. Загвязинский, В.И. Педагогика : учебник для студентов учреждений высшего профессионального образования / В.И. Загвязинский, И.Н. Емельянова ; под ред.

B.И. Загвязинского. - 2-е изд., стер. - М. : Академия, 2012. - 350 с.

24. Клюйков, В.В. Формирование информационно-графической культуры будущих учителей технологии и предпринимательства в вузе : автореф. дис. ... канд. пед. наук : 13.00.08 / Клюйков Владимир Владимирович. -Брянск, 2012. - 22 с.

25. Кожуховская, С.М. Дизайн-образование. Структура. Содержание и методы реализации : дисс. ... д-ра

пед. наук : 13.00.08 / Кожуховская Светлана Махтиевна. - М., 2012. - 406 с.

26. Насырова, Э.Ф. Концепция методической системы профессиональной подготовки учителей технологии на основе интегративно-модульного обучения : монография / Э.Ф. Насырова. - Шадринск: Изд-во ОГУП «Шадринский Дом Печати», 2012. - 140 с.

27. Хуторской, A.B. Системно-деятельностный подход в обучении : научно-методическое пособие / А.В. Хуторской. - М. : Эйдос, 2012. - 62 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.